Теневая экономика военного ремесла

Гоблины и войны за рынок, часы фарма и письма ненависти. Заработок золота в WoW может стать отдельной игрой - стоит только захотеть разбогатеть.

Теневая экономика военного ремесла

Экономика World of Warcraft - штука очень сложная. Она терпит трансформации из аддона в аддон, раздуваясь в размерах и подстраиваясь под новые реалии каждый раз. И, как подобает экономике любой замкнутой системы, у неё есть свои особенности. В то время, как одни зарабатывают честным трудом, другие прибегают к финансовым махинациям, балансирующим на острой грани совести и легальности действий. Инфляция, демпинг, полулегальные схемы, спекуляции - всё это присутствует и здесь.

Но для начала немного истории.

Get rich or pay tryin'

Голдмейкинг стал особенно популярен в игре в последние несколько дополнений. Чтобы понять его истоки, нужно откатиться немного назад во времени и пройтись по ключевым пунктам, которые привели экономику игры к тому состоянию, в котором она находится сейчас.

Одним из главных нововведений, подстегнувших игроков к заработку золота в игре, было добавление в дополнении Mists of Pandaria чёрного рынка.

Теневая экономика военного ремесла

Чёрный рынок, существующий и по сей день, дал возможность игрокам, располагающим солидными суммами, выкупать за игровое золото различные предметы, которые либо ныне удалены из игры, либо крайне труднодобываемы - тут можно найти и ништяки с лут-карт из бустеров TCG (цена которых порой переваливает за 3000$), и ныне недоступную броню из старых рейдов, и много чего ещё (полный список для интересующихся - тут). Изначально предполагалось, что чёрный рынок станет хорошей основой для вывода золота из игры - инфляция мира военного ремесла уже тогда раздула цифры до весьма порядочных значений, и с этим надо было что-то делать. Но получилось ровно наоборот - возможность стать обладателем ныне недоступных вещей только подстегнула людей постигать основы рынка. Примерно тогда же, пять лет назад, на реддите появилось комьюнити гоблинов-голдмейкеров /r/woweconomy, чьей целью была помощь в распространении между собой информации о потенциально прибыльных действиях.

Вторым - и самым важным - нововведением, мощно ударившим по экономике игры, стало введение в игру токенов в патче 6.1.2. Токены - аналог плексов в EVE Online. Покупаемая за игровую валюту вещь, с помощью которой можно добавить себе на аккаунт ещё месяц подписки. Отныне игрок, успевший нафармить за месяц определённую сумму денег, получал возможность расплачиваться за подписку непосредственно заработанным золотом, что сильно подстегнуло народ не только играть, но и зарабатывать как можно яростнее.

Теневая экономика военного ремесла

В феврале 2017 случилось третье нововведение, тоже непосредственно связанное с токеном и очень сильно ударившее по экономике игры - начиная с этой даты, токеном можно было (и сейчас тоже можно) расплачиваться за все позиции в Battle.net. Будь то внутриигровые услуги, покупка других игр или дополнений к ним - отныне всё это можно было купить, не вкладывая в это свои кровные, если вы достаточно богаты в мире военного ремесла. После таких нововведений ещё больше игроков ударилось в голдмейкинг, сделав своей целью получение как можно большей прибыли. Что в итоге привело экономику и способы заработка в игре к тому виду, в котором они находятся сейчас.

Заработок на грани

когда прочитал все популярные треды /r/woweconomy
когда прочитал все популярные треды /r/woweconomy

Я не буду расписывать довольно стандартные виды заработка - о них так или иначе знают все. Те, кто особо не утруждает себя подъёмом семизначных цифр, спокойно крафтят ништяки с помощью профессий или фармят труднодоступные предметы для продажи. Это та стабильная часть экономики, что на виду у всех. По ту же сторону, существует целая культура поднятия денег из воздуха. Буквально. Всё, что требуется от игрока - небольшой стартовый капитал, терпение, свободное время, внимательность и понимание основ своего рынка.

Самым популярным и простым способом заработка с помощью аукциона является флиппинг. Суть его - самая обычная перекупка. Бери дёшево, продавай дорого. Это относится ко всем вещам, несущим хоть какую-нибудь пользу в игре. Будь то ресурсы, косметические вещи старого контента, транспорт или питомцы - обязательно найдётся тот, кто выложит это на аукцион гораздо дешевле средней цены. Этим и пользуются аукционеры - они выкупают по дешёвке всё подряд, выставляя потом эти же вещи уже по своим ценам.

Теневая экономика военного ремесла

Однако флиппинг может играть и против аукционера, если тот наткнётся на кого-то более серьёзного. Например, некоторые особо продуманные любители аукциона искусственно задирают цены на определённые вещи, а потом резко сбрасывают их до низких, но всё ещё прибыльных для них самих - чтобы у других, менее головастых торгашей, сработали триггеры на настроенных дополнениях. Если гоблин недостаточно внимателен - у него всегда есть риск купить бесполезную и искусственно переоценённую вещь в 10 раз дороже её обычной цены, а заодно и подкинуть золота в карман более удачливому махинатору.

Другим популярным методом заработка на аукционе является шаффлинг. Его суть сводится к формуле "купи одно - продай другое". Скажем, вам очень лень фармить реагенты, но у вас есть прокачанная профессия. В таком случае вы можете выкупить по дешёвке реагенты, чтобы продать уже готовый продукт. Деньги, полученные от продаж за вычетом затрат на реагенты - это и есть ваша прибыль. Профит приносит не такой большой, но в целом стабильный, и очень хорошо ощущается на старте дополнений, когда в ход идут новые реагенты и расходники для рейдов.

Ещё один, более продвинутый метод, требующий уже некоторого знания экономики игры - обвал конкретного рынка и спекуляции с ценами. Этот метод очень хорошо работает со старыми, но всё ещё востребованными рынками. Разобрать этот метод можно на следующем примере. Скажем, есть рынок титановой руды, всё ещё очень востребованной инженерами. Ввиду старости контента собирает эту руду довольно малое количество людей, и поэтому её приток и наличие на аукционе весьма ограничены. Ценник за каждый такой слиток - 250 золотых, всего на аукционе их 50 штук. Если у вас достаточно золота - вы можете выкупить весь этот рынок и выставить всё повторно, но уже по своему ценнику. Скажем, по 1000 золотых за слиток. Инженеры будут скрипеть зубами и проклинать вас за такую цену, но всё равно будут покупать эти слитки, потому что больше негде, а самим фармить лень. При удачном раскладе, потратив 12500 на эти слитки, вы можете выжать из них 50000 золотых. Итого - 37500 чистой прибыли из воздуха.

Теневая экономика военного ремесла

Это всё, конечно, условно, и работает не со всеми предметами, но при определённом понимании работы схемы и своевременных балансировках цен можно делать деньги буквально из воздуха. Никто не исключает того факта, что рынок уже давно захвачен, и вас просто разведут на бабло. Сюда же можно отнести насильный демпинг с целью обвала цен, последующего выкупа лотов и сброса рынка на исходный ценник, но это уже намного сложнее и требует понимания происходящего.

Отдельным пунктом стоят инсайды. Это один из самых хаотичных, недолговечных и реактивных способов заработка, суть которого сводится к тому, чтобы узнавать информацию как можно быстрее и действовать на аукционе, ориентируясь на неё. Самый показательный пример - продажи Тенетканой Маски. Предмет из классики, долгое время остававшийся совершенно ненужным, внезапно понадобился в цепочке квестов на получение секретного маунта. Когда об этом узнали - ценник на маску подлетел с копеек до четырёхзначных цифр, а рецепты на крафт этой маски в первые дни после открытия секрета продавались по заоблачным ценам - до 250к золотых на некоторых серверах. Другой относительно недавний пример - в марте 2018 игроки обнаружили, что инженерный предмет Генератор червоточины: Аргус можно использовать любым персонажем с инженерией, даже если это персонаж 1 уровня. И что с помощью этого предмета можно припарковаться в удобном месте, прокачиваясь в AFK. Через некоторое время после этой новости ценник на генератор подлетел примерно в пару сотен раз, набив карманы тем, кто успел вовремя их скрафтить и смести с аукциона за гроши. Впоследствии Blizzard прикрыли лавку, изменив требования для использования предмета.

Теневая экономика военного ремесла

И последнее, самое непредсказуемое, грязное и весёлое. Особого внимания в этой статье заслуживает так называемый снайпинг. Его суть сводится к тому, чтобы как можно быстрее выкупать за гроши дорогостоящие предметы, ошибочно выставленные на аукцион незадачливым игроком. Как правило, наиболее распространённая ошибка - пропустить один ноль (в худшем случае - несколько нулей) в ценнике при выставлении лота на продажу. Снайпер, вылавливающий подобный предмет на аукционе, фактически покупает его за 10% от рыночной стоимости, помимо прочего получая в подарок тонны ненависти от облажавшегося продавца. В особых случаях на почту снайперу через какое-то время прилетает так называемое " письмо ненависти" (оно же hate mail), в котором обиженный продавец желает снайперу рака прямой кишки и передаёт привет всем родственникам до десятого колена. Такие письма гоблины-аукционеры хранят у себя в качестве трофеев.

Выкуп ездовой пантеры ценником в 100к за 10к гарантирует наилучшие пожелания всему вашему семейству от неудачливого продавца
Выкуп ездовой пантеры ценником в 100к за 10к гарантирует наилучшие пожелания всему вашему семейству от неудачливого продавца

Многие успешные гоблины держат запущенными два аккаунта, на одном из которых топчется у аукциона красиво одетый персонаж-аукционер первого уровня. Ведь главные затраты на подобные развлечения - это время, и если пуститься во все золотые тяжкие с одного аккаунта - может совсем не остаться времени на остальную игру. Но вместе с тем, многие открывшие для себя игру на аукционе получают абсолютно новый опыт и взгляд на игру с другой стороны. Ибо World of Warcraft огромен - и одному Н'Зоту известно, какой предмет получит шестизначный ценник через месяц-другой.

Join the goblin side, comrade. We have tons of gold!

7878
48 комментариев

Ожидал больше подробностей и менее очевидные, не известные мне способы, но всё равно было интересно.

20
Ответить

Из других наблюдений. Питомцы - интересный и сложный рынок, который требует аккуратности и времени, но способен приносить неплохие деньги. Можно отдать 1к золота за зверька, которого продает за копейки какой-нибудь NPC, можно купить за 100 золотых действительно редкую зверушку и перепродать потом.

1
Ответить

Более детально я уже ничего путного не сказал бы - в большинстве своём всё упирается на эти основы и на инсайды.
Ну и очевидное "фармить ресурсы на старте аддона", которое не сработало на старте BfA, потому что все ринулись фармить, я тоже пропустил - отныне оно не очень актуально.

1
Ответить

На торговле ресурсами, когда собираешься опустить цену на что-то, есть смысл с нескольких чаров забить акк лотами по 1-5 штук товара по небольшой цене, просто чтобы забить несколько страниц аука и создать иллюзию, что это - адекватная цена.

Ответить

Непонятно, чего статья называется "теневая экономика", когда речь идет как раз про открытую

10
Ответить

Для среднестатистического игрока это как раз теневая экономика, потому что открытая в данном случае - это именно банальный заработок с помощью профессий/фарма/вагонов и т.д.. В общем, всё, что на виду.

1
Ответить

Мде. Ждал охуительных историй, как автор на ботоводстве и голдфарме поднял с колен себя и семью или хотя бы за квартиру платит. Разочарован.

10
Ответить