MF DOOM — «Operation: Doomsday» 🅴 (1999)
Альбом, который одновременно называют андеграундной классикой и ругают за «подвальный» звук, — и в этом весь его нерв. «Operation: Doomsday» запускает эпоху MF DOOM в андерграунд-рэпе начала и середины нулевых, оформляя образ маскированного суперзлодея по лекалам Доктора Дума из Marvel.
Предыстория здесь не декоративная. После гибели брата и напарника DJ Sub-Roc, развала K.M.D. и отмены релиза «Black Bastards» лейблом Elektra из-за политического контекста и обложки, DOOM исчезает. А возвращается уже другим — с маской, шрамами и холодной концентрацией. Именно этот груз прошлого он проговаривает в открывающих и закрывающих треках альбома — честно и без позы.
Между ними — резкие, колючие куплеты, где DOOM ещё не сглажен и не отполирован. Позже его флоу станет ровнее и вывереннее, но здесь он максимально сырой и при этом лирически изобретательный. Продакшн балансирует между соулом 80-х, smooth-jazz и классическими брейками, звучит абстрактно и слегка топорно, но без намёка на снобизм. Эти биты не стараются понравиться — они дают пространство словам.
Рифмы сыплются как из кармана фокусника: от культурных намёков до строк, которые хочется выписывать в блокнот. Да, микс местами откровенно бюджетный, и это слышно. Для фанатов — плюс, для стороннего слушателя — возможный стоп-сигнал. Но именно эта «записано в подвале»-фактура цементирует образ андердога, пришедшего «ломать рэп».
«Operation: Doomsday» не универсален и не стремится быть таковым. Зато он предельно ясен в своей позиции — и потому легко вызывает уважение, даже если ты не на его стороне.
© Cyril Cordor /TiVo