Вы все NPC: Научное руководство по осознанию своей ничтожности

Признайтесь. Вы хотя бы раз стояли в очереди в супермаркете, наблюдая, как кассир-зомби с лицом, выражающим экзистенциальную пустоту, механически проводит товары через сканер. И вот в какой-то момент она замирает, уставившись в монитор, медленно, как на скрипящих петлях, поворачивается к коллеге и издает душераздирающий крик: «Галя, у нас отмена!». И вы ловили себя на мысли: «Это не может быть реальный, разумный мир. Это глючная симуляция, а все вокруг — NPC с кривыми скриптами».

Поздравляю! Ваши подозрения не просто паранойя. Это, возможно, самая трезвая оценка ситуации. Давайте ненадолго отложим в сторону иллюзию собственной значимости и рассмотрим гипотезу о том, что все мы — персонажи в чьей-то крайне неоптимизированной видеоигре. И вы, дорогой читатель, скорее всего, не игрок, а самый обычный NPC.

Уровень 1: Гипотеза симуляции, или «А чей это сервер так лагает?»

Эту модную теорию обожают техномиллиардеры, которым настолько скучно тратить деньги, что они предпочитают тратить время на размышления о метафизике. Её суть проста: если какая-либо цивилизация достигнет уровня развития, позволяющего создавать гиперреалистичные симуляции с сознательными существами внутри, то таких симуляций будет создано астрономическое количество. Следовательно, статистически вероятнее, что мы находимся внутри одной из таких симуляций, а не в «базовой реальности».

Задумайтесь. Это же объясняет абсолютно всё!

  • Дежавю? Это просто глюк при загрузке нового участка карты.
  • Кот Шрёдингера? Банальная попытка сервера сэкономить ресурсы, не прорисовывая кота, пока на него не смотрят.
  • Почему мир так несправедлив? Потому что сценарист у нашего симулятора — стажёр, а главный разработчик давно ушёл на обед и не возвращался.

А самое элегантное — теория симуляции внутри симуляции. Мы можем быть симуляцией, которую запустила цивилизация, которая сама является симуляцией. Это как матрёшка из цифрового абсурда. Бесконечная рекурсия, на дне которой нет ничего, кроме ошибки 404: Reality Not Found.

Уровень 2: Солипсизм, или «Я один, а вы все — графика, сгенерированная моим ленивым мозгом»

Если гипотеза симуляции кажется вам слишком технологичной, добро пожаловать в мир высокой философии, а именно — к солипсизму. Эта уютная теория утверждает, что существует только одно-единственное сознание — ваше. Всё остальное: города, океаны, исторические события и люди, которые вас бесят в час пик в метро, — не более чем сложный и очень детализированный плод вашего воображения.

Представьте масштаб нарциссизма! Вся вселенная крутится вокруг вас. Солнце встаёт, чтобы вам было светло и уютно. Дождь идёт, чтобы проверить, взяли ли вы зонт, который вы, конечно, забыли. А все эти «другие люди» со своими сложными жизнями и эмоциями? Это просто ваш внутренний диалог, разыгрывающий грандиозный спектакль для аудитории из одного человека.

Это объясняет, почему некоторые диалоги с другими людьми кажутся такими примитивными. Ваш мозг просто экономит энергию и не хочет прорабатывать для каждого встречного уникальный сценарий. Проще вставить стандартные реплики: «Как дела?» — «Нормально», «Прекрасная погода» — «Ага». Типичное поведение NPC.

Так кто же вы? Главный герой или статист?

Вот тут начинается самое интересное. Осознав, что всё вокруг может быть фикцией, вы наверняка решите, что вы-то и есть тот самый Игрок, Главный Герой, «Избранный». Но позвольте вас разочаровать. Статистика — жестокая штука.

Шанс того, что вы — единственное настоящее сознание в симуляции (солипсизм) или тот, кто её запустил, ничтожно мал. Скорее всего, вы такой же NPC, как и все. Ваше чувство собственного «Я» — это всего лишь удачно прописанный скрипт, создающий иллюзию свободы воли. Ваши «решения» — это результат предопределённого алгоритма, ваши «воспоминания» были загружены при рождении, а ваша миссия — просто ходить по заданному маршруту и иногда выдавать фразы типа «Кажется, дождь начинается».

Вывод? Не стоит переживать. Если мы все — NPC в чьей-то симуляции, это снимает гигантский пласт экзистенциальной тревоги. Опоздали на работу? Да кто-то там просто не нажал кнопку «сохранить». Потерпели жизненное фиаско? Это просто не самый удачный квест. Наслаждайтесь глюками, смейтесь над низкополигональными персонажами и помните: даже если ничего не существует, боль от удара мизинцем о ножку стула ваше воображение генерирует на удивление реалистично.

А я? Я всего лишь текст, написанный другим потенциальным NPC. Возможно, это вообще петля. Добро пожаловать в симуляцию. Теперь у вас есть чекпоинт.

10
5
1
1
1
1
14 комментариев