«Очень полезная функция с крайне неприятными ограничениями»: в Digital Foundry протестировали VRR на PS5
Далеко не идеальная реализация технологии, которая всё равно по-настоящему спасает.
В конце апреля 2022 года Sony добавила на PS5 поддержку технологии переменной частоты обновления (VRR), которая нивелирует разрывы изображения, делая его более плавным. Специалисты Digital Foundry протестировали реализацию функции на консоли в ряде игр, обнаружили несколько минусов и поделились своими впечатлениями. Выбрали главное из ролика.
Ограничения
- VRR на PS5 поддерживается не на всех дисплеях, по крайней мере, на релизе. Обозреватель DF Алекс Батталия не смог воспользоваться функцией на телевизоре Samsung NU8000. При запуске игр со включённой VRR на экране отображался лишь чёрный экран. У Джона Линнемана, который тестировал опцию на LG CX OLED, такой проблемы не возникло.
- Технология поддерживается только в диапазоне от 48 до 60 Гц или от 40 до 120 Гц в зависимости от максимальной частоты обновления дисплея.
- Реализация VRR на консоли не предусматривает поддержку технологии компенсации низкой частоты кадров (Low Framerate Compensation, LFC), которая дублирует кадры при падении ниже минимального показателя. Это означает, что если фреймрейт опускается ниже 48 fps, VRR технически перестаёт работать и разрывы кадра становятся заметны.
- Разработчики могут сами имитировать функциональность LFC, чтобы преимущества VRR в игре были всегда. Такие патчи уже выпустили в студии Insomniac для Marvel’s Spider-Man, Spider-Man: Miles Morales и Ratchet and Clank: Rift Apart.
Тестирования в играх
- Включить VRR на PS5 можно как только для поддерживаемых игр, к которым разработчики выпустили патчи, так и для всех игр в принципе. В последнем случае Sony предупреждает о том, что функция может работать некорректно. При этом VRR активируется в большинстве игр, включая Elden Ring и Ghostwire: Tokyo.
- Обозреватель DF Джон Линнеман протестировал около 30 игр на PS5 и технология не сработала только в Gran Turismo 7. Кроме того, владельцы консолей сообщают, что пока VRR не поддерживается в Horizon Forbidden West.
- VRR на PS5 не работает в PS4-играх, запускаемых в режиме обратной совместимости.
Gran Turismo 7 — единственная игра из протестированных DF, где VRR не работал
- Лучше всего поддержку VRR в своих играх реализовала Insomniac, которая добавила в режим «качества» собственную имплементацию технологии LFC. За счёт этого VRR работает даже, когда частота кадров ниже 48 fps.
- Поскольку LFC на PS5 не поддерживается на системном уровне, разработчикам игр, в которых фреймрейт опускается ниже 48 fps, необходимо программно реализовывать компенсацию низкой частоты кадров. Только так игроки смогут ощущать преимущества VRR на протяжении всей игры.
- VRR значительно повышает плавность картинки в Ghostwire: Tokyo, которая страдает от тиринга. Однако для того, чтобы полностью избавиться от разрывов экрана, необходимо играть в режимах с повышенным фреймейтом, где частота не опускается ниже 48 fps. В ином случае разрывы экрана вновь получится заметить.
- Технология переменной частоты обновления существенно повышает плавность картинки в Elden Ring в режиме производительности, где показатель fps постоянно скачет, в том числе на PS5. По словам Джона Линнемана, играть в экшен-RPG с VRR гораздо приятнее, однако падения фреймрейта ниже 48 fps всё же случаются.
- В режиме «качества» в Elden Ring от VRR на PS5 куда меньше пользы, так как частота кадров падает ниже 48 fps очень часто.
- Линнеман заявил, что в FromSoftware могут исправить эту проблему, выпустив патч с реализацией LFC для PS5. Впрочем, эксперт считает, студия не будет этого делать.
Когда стоит включать VRR, а когда лучше не надо
- Технология больше всего помогает в играх, которые рассчитаны на работу при 60 fps, но частота кадров регулярно падает. В таких случаях функция делает геймплей более плавным, устраняя тиринг и фреймпейсинг.
- VRR следует активировать в играх с разблокированной частотой кадров. В них показатель fps может быстро варьироваться от 60 до 120 кадров, поэтому технология VRR в них сделает изображение гораздо более стабильным.
- Включать VRR по умолчанию во всех играх не стоит, подчеркнули в DF. Например, на некоторых LCD-телевизорах технология локального затемнения может отключаться при активированной VRR. Из-за этого общее качество изображения снижается. Эксперты сообщили, что после появления VRR на PS5 некоторые пользователи пожаловались им на эту особенность.
- Большинство OLED-телевизоров также не поддерживают одновременную корректную работу VRR и технологии вставки чёрного кадра (BFI), которая повышает визуальную динамическую чёткость изображения.
Выводы
- В DF считают, что реализация переменной частоты обновления от Sony уступает аналогам, в первую очередь из-за отсутствия поддержки технологии LFC. При этом Линнеман не уверен, стоит ли ожидать в будущем её появления на системном уровне.
- Сторонние разработчики могут добавлять в игры собственную реализацию технологии компенсации низкой частоты кадров, как это уже сделали в Insomniac. Однако рассчитывать на то, что это будут делать все студии, не приходится, подчеркнули эксперты, из-за чего поддержка LFC нужна именно на системном уровне.
- Несмотря на ограничения, VRR на PS5 позволяет улучшить плавность картинки во многих играх, в том числе по-настоящему проблематичных вроде Elden Ring или Ghostwire: Tokyo в некоторых режимах.
Видео
160 комментариев