Что такое стримлайн?

Что такое стримлайн?

Стиль TRAINS: Electrostorm трудноуловим, потому что в нем смешались несколько неожиданных антуражей. Нуар в духе Control, теслапанк, советский ампир и стримлайн — вряд ли кому-то до этого вообще приходило в голову такое сочетание. На последнем, стримлайне, остановимся отдельно, потому что он придает игре особый шарм.

Локомотив «Иосиф Сталин» из TRAINS: Electrostorm — яркий пример стримлайна в дизайне
Локомотив «Иосиф Сталин» из TRAINS: Electrostorm — яркий пример стримлайна в дизайне

В начале XX века в дизайне и архитектуре процветал ар-деко

Модерновый стиль, в котором соединялась функциональность и эклектика, порой доходящая до сибаритского декаданса. Джаз, сандал и бронза будоражили сознание человека «ревущих 1920-х»… А потом людям это просто надоело. Вслед за эрой наивного оптимизма грянула Великая депрессия. Людям был нужен новый оптимизм, прямолинейный и безапелляционный. Так появился стримлайн — по сути ответвление ар-деко, но с совершенно иной философией.

Само название пришло из аэродинамики и означает «линия обтекания». И вы уже наверняка интуитивно уловили его суть. Дирижабли, снаряды, старинные лайнеры — они вдохновили инженеров на создание новых обтекаемых поездов и автомобилей (передовым здесь был Chrysler Airflow). Раньше огромная мощь локомотивов нивелировалась их угловатостью; теперь ее не ограничивало ничего. Это было инженерным, дизайнерским и, без шуток, идеологическим прорывом. Представьте: вокруг Великая депрессия, и вдруг вы видите состав, который даже в начале XXI века выглядит футуристично. Его скорость вызывает восторг, поневоле начинаешь верить в то, что проблемы временны, и скоро эти локомотивы вытащат нас из трясины неурядиц на плато процветания.

Chrysler Airflow
Chrysler Airflow

Аэродинамические формы быстро стали самым модным паттерном в дизайне

Любой вещи, будь то радио, тостер, утюг, телефон или точилка для карандашей пытались придать формы, напоминающие о летящем футуристическом поезде. Казалось, дизайнеры соревнуются, пытаясь привить эстетику «сверхскоростных пассажирских экспрессов» самым статичным предметам, вроде письменных столов или роскошных кресел. Получалось не всегда успешно, тот же Chrysler Airflow провалился в продаже — по иронии он оказался слишком смелой, слишком яркой моделью автомобиля.

В архитектуре стримлайн, прежде всего, охватил те здания, которые были непосредственно связаны со скоростью и движением: вокзалы, автобусные остановки, аэропорты, придорожные закусочные и заправки. Неудивительно, что бутылкам из-под Coca-Cola решили придать привычные нам энергичные плавные линии именно в это время: «Возьмите бутылку в машину, возьмите ее в поезд», — гласили слоганы. Бодрость, энтузиазм, скорость, либидо — главные эпитеты времени.

Стримлайн-тостеры — это отдельный вид искусства
Стримлайн-тостеры — это отдельный вид искусства

Другая часть эстетики этого стиля — водная, как минимум потому что аэродинамические формы напоминают каплю

Во Франции стримлайн вообще знали исключительно под именем Paquebot, буквально «круизный лайнер». Самым ярким светилом стиля стал Normandie — французский трансатлантический пассажирский турбоэлектроход. Его смелые линии и внутренние убранства совмещали стримлайн и ар-деко. Это был плавающий храм аэродинамики, обреченный умереть во время Второй мировой. Собственно, как и сам стримлайн.

Абсолютным триумфом стиля стала Нью-Йоркская всемирная выставка 1939-го года. Она была пропитана духом стримлайна, но главное, здесь был показан гигантский проект «Дженерал Моторс» под названием «Футурама». То был гигантский павильон, где один из столпов дизайна тех лет Норман Бел Геддес воссоздал город будущего в миниатюре. В макете было 500 тысяч зданий, миллион деревьев, 50 тысяч автомобилей. Люди выходили из зала ошарашенными, испытав культурный шок.

Эта «Футурама» тоже пропитана стримлайном
Эта «Футурама» тоже пропитана стримлайном

Однако уже в 1940-х стиль потерял актуальность. Стримлайн был спринтерским феноменом, а вы не можете быть в максимальном напряжении и на пределе скорости долго. На смену аэродинамическому угару пришел более «марафонский» функционализм. XX век стал скучнее, но взрослее. В напоминание о тех временах нам остались ретрофутуристические локомотивы.

В наших соцсетях мы регулярно рассказываем об игре со всех сторон — в том числе говорим о сеттинге и источниках вдохновения, заглядывайте!

1313
4 комментария

спасибо за познавательный материал

2
Ответить

главное, чтоб не получилась донатная помойка.

Ответить

TRAINS — сюжетная одиночная игра, совсем не f2p

1
Ответить