«Сообщества стали моей главной профессиональной компетенцией»: интервью с разработчиками «Основы»

Поговорим с Владиславом Цыплухиным и Денисом Ширяевым про жизнь, «Основу» и тёмную тему.

«Сообщества стали моей главной профессиональной компетенцией»: интервью с разработчиками «Основы»

Пару недель назад я взял на себя наглость попробовать пообщаться с разработчиками «Комитета» по поводу происходящего на их площадках, для чего и собирал животрепещущие вопросы сообщества DTF. Отвечали на вопросы Владислав Цыплухин (ВЦ) и Денис Ширяев (ДШ).

Предупреждение: я вполне допускаю, что задал не все вопросы и что-то мог упустить из виду. Надеюсь, я этим никого не обижу. К тому же часть информации из этого поста может быть менее актуальной, так как последние три недели жизнь не стояла на месте.

Содержание

О себе

Как попали в разработку?

ДШ: Я с детства занимаюсь чем-то в ИТ, буквально со школы занимался какими-то безобидными хаками компьютерного класса, или друзей-соседей; немного работал на радиорынке в Царицыно, продавая золотые болванки (кажется, это был седьмой класс, и я подменял какого-то старшего чувака).

Потом я попал в админство и лет пять админил разные вещи. В какой-то момент отвечал в крупной фарм-компании за 100+ ПК, но на этом моменте понял, что это совсем не моё, и устал. Начал пытаться придумывать какие-то идеи и нашёл чувака, который согласился со мной их попробовать сделать — в итоге после успеха приложения «Тлен» решил, что делать софт круто :) С тех пор я только этим и занимаюсь, в роли продакт-менеджера.

ВЦ: Стать разработчиком у меня не получилось. То ли из-за склада ума, то ли просто из-за лени — никогда не хватало усидчивости. Созданием сайтов я интересуюсь со школы — с тех пор, как появился сервис narod.ru, который заметно снизил порог входа для тех, кто очень хотел создавать свои площадки. И уже тогда в центре внимания у меня был UGC: я всегда уделял особое внимание гостевым книгам, которые были первым подобием форумов.

Автор: То есть интерес к пользовательскому контенту появился ещё тогда? Собственно, а чем привлекает, ведь большая часть UGC чаще всего графомания?

ВЦ: У меня ни статистики, ни ощущения, что UGC — «чаще всего графомания». Пользовательский контент очень разнообразный: глупый, глубокий, смешной, грустный, неожиданный. Это целая жизнь, микромодель государства, где люди проживают события и истории. Этим своим разнообразием он и привлекает.

Даже если ты очень талантливый блогер или у тебя есть команда прекрасных редакторов, то ты все равно никогда даже не приблизишься к той широте информации, которую даёт условный Reddit. А если система ещё и хорошо сортирует этот контент для всех и для тебя лично, то ты получаешь гораздо больше, чем в любой другой форме медиа.

Какими проектами занимались до «Основы»?

ДШ: Мне немного лениво перечислять унылую B2B-часть крупных компаний, вроде приложения «Чайхоны» или «Утконоса», каких-то приложений для парков и т. п. Какое-то время удалось поработать в Futurico над dirty.ru, Лепрой, а ещё я один из немногих людей в этом мире, у которых в портфолио два приложения про трекинг менструальных циклов — серьезно, Илья Красильщик и второе Womanai, которое закрылось сто лет назад.

В основном в качестве ПМ? «Дёрти.ру» очень похож на ранний DTF, кстати.

DS: Везде в качестве ПМ, да. Новый «Дёрти» — уже не совсем та версия, которой я занимался, редизайн уже выкатили без меня.

ВЦ: У меня больше опыта в журналистике и PR. После петербургского экономического университета, где я учился на специальности «Прикладная информатика в экономике», работал несколько лет ИТ-менеджером в промышленной компании. Затем четыре года обозревателем в газете «Деловой Петербург», а после, в 2010 году, меня позвали возглавить пресс-службу «ВКонтакте» — по факту я был PR-директором, потому что отвечал не только за отношения с медиа.

Автор: О, как работали журналисты в то время, до появления всех этих удобных и бесплатных редакторов в онлайне?

ВЦ: Газета «Деловой Петербург», в которой я работал, принадлежала большому шведскому холдингу. На тот момент у них уже была более-менее приемлемая админка, а по тем временам даже передовая.

Как попали в комитет?

ВЦ: Если очень коротко: мы с несколькими товарищами создали TJournal — это был эксперимент, который затянулся и стал похож на наше перспективное хобби. Затем в нас проинвестировал сооснователь «ВКонтакте» Лев Левиев. Ещё чуть позже он по моей наводке купил долю в блоге «Цукерберг позвонит» (нынешний vc.ru), и мы основали общую компанию — «Комитет». Так что мы в него не попали, мы его создали. Кто ещё мог придумать такое дурацкое название?

Автор: А откуда взялось это название? ЧК, КГБ и вся эта питерская романтика?

ВЦ: Никакой глубокой философии или идеи за этим не стоит. Во-первых, я искал фонетически простое и строгое название. Во-вторых, я сразу знал, что буду строить компанию и управлять ей вместе со своими друзьями. Несмотря на то, что у многих оно ассоциируется с Советским Союзом, в классическом определении «комитет» — коллегиальный управленческий орган, сформированный для работы в какой-нибудь специальной области.

Автор: Какой интересный опыт вы вынесли из работы в «ВКонтакте»?

ВЦ: Мне повезло, что в молодом возрасте я попал в команду таких умных людей. Оказавшись среди них, я понял, насколько линейно, шаблонно, поверхностно, трусливо и инерционно мыслил. Главное, что оттуда вынес — все главные ограничения и препятствия у нас в голове, а не снаружи.

ДШ: Когда я работал в Futurico, на меня вышла компания Abby и сделала неплохой оффер. Я начал процедуру ухода, и пока я к ним собирался, проект, который они делали, закрылся — буквально в день моего выхода :D Я решил: прикольно, поищу ещё что-то и чтобы было всё удаленно. Нашел пару западных компаний: одна из них в Люксембурге, другая в Амстере, и удаленный «Комитет». Выбрал «Комитет» :)

Автор: Почему, если не секрет? Просто в IT-среде считается максимально приятным свалить подальше из СНГ.

DS: Мне понравился Влад и его предложение сделать UGC с нуля на базе медиа. Влад классный — у нас во многом с ним сходятся взгляды на разные вещи.

Чем конкретно вы занимаетесь в «Комитете», какая у вас должность и круг обязанностей?

DS: Ха-ха — я менеджер по продукту, и эту позицию даже разные компании по-разному описывают. Скажем так, я делаю всё, где могу быть полезен — от процессов в компании до конечных фич. Зоны ответственности в маленьких компаниях не такие же, как в крупных, поэтому часто все делают всё. А еще я щитпостер.

ВЦ: Моя должность называется «директор по продукту», но мы собираемся это изменить, потому что непосредственно управлением разработкой занимаются менеджеры по продукту и тимлиды. Конечно, я принимаю участие в принятии концептуальных решений и расстановке приоритетов. Но в целом, с тех пор как мы решили, что хотим зарабатывать на жизнь самостоятельно, больше занимаюсь отделом рекламы, который я строил последние несколько лет. И веду общие вопросы бизнеса, включая кризисные ситуации и взаимоотношения с акционерами. Занимаюсь всем этим, скорее, вынужденно, потому что мне больше нравится быть линейным менеджером по продукту, чем руководителем большого коллектива.

Сейчас в компании выросли менеджеры, мы нанимаем интересных людей, поэтому меняем систему управления, чтобы она была не так сильно завязана на мне. Ручное управление хорошо подходило для команды из 10-15 человек, но потеряло свою актуальность для команды из 100.

С чего начинали разработку «Основы», как пришли к идее единой платформы?

ВЦ: Когда к нам присоединился «Цукерберг позвонит», мы поняли, что развивать два сайта сложно. Тем более два этих сайта, хоть они и для разной аудитории, очень похожи по функциям. Стало понятно, что нам нужен единый код.

Параллельно с этим ко мне пришла готова команда — два фронтенд-разработчика и один бэкенд — из развалившегося легендарного сайта w-o-s.ru. О таком совпадении, честно говоря, и мечтать не мог, потому что всегда наблюдал за их смелыми решениями. И это мой любимый тип разработчиков: чем нереальнее выглядит задача, тем сильнее они воодушевлены. Долго продавать не пришлось, просто сказал, что нам нужна единая платформа — они подумали несколько дней, стали нашими партнерами и за несколько месяцев собрали первую версию.

ДШ: Всё началось с DTF. Первая версия «Основы» как раз писалась с мыслью применить потом эту же платформу на vc.ru и TJ — оба тогда были совсем разными сайтами, с разными движками, и боли это доставляло неимоверно. Я как раз в компанию попал, когда шла разработка первой версии «Основы».

Какой стек технологий используете и почему? Вызывает ли выбранный стек трудности с масштабирование и доработкой архитектуры проектов?

ВЦ: Про точный стек технологий лучше спросить у Дениса. Никаких трудностей с масштабированием выбранных технологий я не замечал. С масштабированием только одна трудность — нехватка мозгов, в основном у нас, менеджеров.

ДШ: Мы хайлоад проект, поэтому всё у нас сложно: есть и Go где-то, основная часть написана на PHP; количество трафика, который обрабатывают наши сокеты, просто космос. Часто разработчики говорят слово «кубернетис» и задумчиво так смотрят вдаль, будто перекатывая это слово по нёбу — кажется, это тоже важно, особенно когда хочется наладить бесшовный деплой. И, кажется, ещё один пользователь DTF подумал, что я программист — лол, нет, я менеджер, поэтому не могу ответить глубже ответа выше.

Какую самую интересную задачу вы решали в рамках этих проектов?

ВЦ: Обычно я выступаю катализатором резких продуктовых поворотов, то есть беру на себя ключевые риски: «все СМИ боятся комментариев, а мы сделаем на них ставку», «давайте дадим возможность читателям писать контент», «все существующие редакторы не подходят, давайте напишем свой», «давайте за счет рекламодателя прикрутим донаты», «давайте дадим на vc.ru возможность создавать страницы компаний» и так далее.

На первый взгляд эти гипотезы выглядят несвоевременными и абсурдными: например, никто на рынке не верил в то, что мы сможем не только развить UGC, но и смешать его в одну ленту с редакцией, потому что многие медиа по-снобски считают читателей по умолчанию менее интересными. Но этот эксперимент превзошел наши ожидания и помог найти нам свою модель — нам очень понравилось работать с пользовательским контентом.

ДШ: У нас не было пользовательских постов, когда мы начали. Не было даже такой функции. Лента была одна у всех, комментариев было мало. Задача разгонять «Основу» — для меня одна из лучших, что мы с командой делали.

Какие фильмы, игры и книги вам нравятся?

ДШ: Самый любимый фильм — «Гаттака», книга — «Граф Монте Кристо», игры — TLOU 2 игра года. А ещё «Арканум», Fallout. А ещё я люблю шутеры и слишком много играю в R6.

ВЦ: У меня абсолютно не развит художественный вкус: я посмотрел очень мало фильмов, книг и вообще не играл в сюжетные игры. В моей скучной жизни в основном non-fiction, документальные фильмы и много материалов журналистов.

Какие в целом интересы по жизни?

DS: Неимоверно сложный вопрос, всю жизнь ищу на него ответ. Я бы сказал, «всякая фигня» — мои интересы по жизни ¯\(ツ)/¯

Автор: Тем не менее страсть к нейросетям привела тебя к своему стартапу, если я ничего не путаю, https://neural.love/. Можешь немного подробнее рассказать об этом?

ДШ: Про него не готов рассказывать :) Про него как-нибудь в другой раз.

Автор: А у вас, Владислав?

ВЦ: Обычные человеческие: интересные задачи, деньги, сон, еда, путешествия.

Автор: Довольно приземлённо, вам не кажется?

VT: Я думаю о работе большую часть времени, потому что мне повезло: она совпадает с моими интересами. Говорят, что нельзя работать с друзьями, но я только с ними и работаю, поэтому границы между отдыхом и обсуждением технологий стерлись.

Если говорить о свободном времени, то за последнее время появились три новых увлечения: вождение автомобиля — делает путешествия более интересными и свободными; бокс — превзошел все ожидания, очень нравится сбалансированная физическая нагрузка; фондовый рынок — интересно разбираться, как устроен бизнес тех или иных компаний и экономика в целом.

О работе модерации

«Сообщества стали моей главной профессиональной компетенцией»: интервью с разработчиками «Основы»

Немотивированные баны и хождения по краю — что за волшебные папочки-подшивки существуют у модерации? Почему модерация не реагирует сразу согласно правилам и для чего копить инфу, нарушая собственные правила бана?

ДШ: Кто-то додумал про папочки, просто нас можно довести как администрацию — это случится на любом сайте, если хуесосить из поста в пост людей, которые делают сайт. За всю историю DTF я помню не больше пяти пользователей из ядра, которые вылетали с сайта за системную токсичность и хейт. А ещё люди думают, что каждый случай можно покрыть правилами: тут как бы законы государств это не смогли сделать, и всё ещё полно спорных случаев. Есть люди, работа которых — уточнять трактовку: адвокаты и т. п. и т. д. Не то что мы — где и судебная, и законодательная, и исполнительная власть сразу в одних руках. Искренне не понимаю желания сравнить DTF и какое-то государство.

Автор: Тут скорее речь даже не об этом, а о том, что конечный пользователь может даже не знать, что он где-то как-то что-то перешёл. Вполне можно выдать предупреждение и бан, что никак с правилами не разойдётся. По крайней мере человек поймёт намёк, но если он идиот — то да, так же по правилам просто получит перманентный бан. Почему модерация не идёт по этому пути?

ДШ: Первые баны всегда очень мягкие, за мелкие нарушения, так ещё и не на всём сайте. Так что я как раз считаю, что у нас всё мягко, и что модерация идёт навстречу тем, кто просто ошибся, не зная правил.

ВЦ: Потому что правила достаточно молодые и дорабатываются по прецедентам — некоторые этим временным отставанием, к сожалению, пользуются. Глупо скрывать, что пункт «1.4.1 Вредоносные аккаунты» создан именно для тех случаев, когда кто-то проводит системную политику вредительства в обход существующих правил. И это не только наша проблема, поэтому на многих площадках появились такие пункты как «бан по совокупности».

Часто приходится проводить параллель с офлайн-бизнесом, чтобы объяснить, как это выглядит с нашей стороны: представьте, что у вас кафе и нескольким посетителям что-то в нём не нравится (а всем ты нравиться никогда на будешь). Адекватные в этом случае либо вежливо оставляют отзыв, либо просто выбирают другое кафе. Но иногда находятся несколько сумасшедших, которым нужно не только устроить скандал, но у них даже достаточно времени, чтобы приходить каждый день в это кафе и портить всем настроение, оскорблять людей, которые его делают. В таких случаях приходится напоминать, что мы частная компания и оставляем за собой право отказать в обслуживании без объяснения причин — вероятно, так надо и назвать отдельное правило.

Да, это непрозрачно, мы несём эти риски, даём возможность обсуждать баны публично — напомните компанию, где решения модераторов оспариваются при всех? Если будем злоупотреблять этим правилом, то здесь никого не останется. На текущий момент, наоборот, кажется, что мы излишне мягкие, оттягиваем баны — это создает у пользователей ощущение непоследовательности.

Будут ли реорганизованы и конкретизированы правила общения на ресурсе и конкретизированы проблемные действия, за которых блокируют пользователей? Вопрос интересный ввиду происходящих моментов и ответов от редакции типа «Лесник давно напрашивался на бан, копили фактуру, и внезапно решили забанить», «Хасаги давно напрашивался на бан, подшивали дело, и сейчас поняли, что вот наш звездный час».

ВЦ: Мы назначили руководителя единой модерации всех площадок, чтобы он занимался непрерывным развитием правил и повышения уровня прозрачности. Он приступил к работе недавно, сейчас анализирует всё происходящее. Мы создадим канал коммуникации с ним для спорных решений.

Автор: А его представят официально?

ДШ: Это ему уже решать, не все любят публичность.

Ждём явления строгого, но справедливого
Ждём явления строгого, но справедливого

Почему в модерацию набирают людей, у которых проблемы с юмором? А также почему модеры используют правила как им вздумается, а не как написано в самих пунктах чёрным по белому?

ДШ: Юмор субъективная вещь — были случаи, когда нам казалось иронией то, что оскорбляло пользователя, и были случаи, когда оказалась оскорблением ирония. Это нормально, что в таких вопросах модерация ошибается. Если мы коллективно считаем решение спорным, всегда обсуждаем внутри команды.

Когда начнут банить за консолесрачи? Планируется ли что-то делать с консолесрачами и набросами с обоих лагерей?

ДШ: Я не считаю, что за это нужно или можно банить — добавляйте в ЧС тех, кто их начинает. Это почти всегда одинаковые чуваки. Банить за срачи по профилю сайта это странно.

ВЦ: Мы постоянно между двумя огнями: одни говорят, что модерация слишком жёсткая, другие — что нужно закручивать гайки. Я пока что не вижу формы правил, которая позволит банить просто за то, что ты поднял тему одной платформы против другой. Если мы пойдём по этому пути, то где остановимся? Будем банить за обсуждения разных жанров кино? Если у вас есть идеи, как именно это будет выглядеть, и большинство «за», то давайте обсудим.

Почему модераторы постоянно прячут голову в песок при малейших вопросах к ним?

ДШ: Общаться с сообществом напрямую, объясняя все детали — это не работа модераторов. Они иногда общаются по собственной воле, но они исполнители, да ещё и с большой загрузкой. Кто-то почему-то начал думать, что модераторы — это КМ. Это не так, наш КМ — этот пользователь, пишите ему.

ВЦ: Потому что их работа применять правила и отправлять скрин сообщений. Они не дают комментарии от имени компаний, тем более, что их объяснения всё равно никого не устроят. Надеюсь, что руководитель модерации наладит диалог от своего имени.

Планируется ли что-то делать с оффтопом в комментариях?

ДШ: Пока немного поправим то, как работает сворачивание веток, и будем дальше смотреть. Я не вижу проблем с оффтопом, потому что прихожу на DTF провести время, и там всегда весело и есть что почитать. Я думаю, борьба с оффтопом это убьёт.

ВЦ: С трудом себе представляю формулировку правила и его применение. Оффтоп — очень смазанное понятие. Мы будем пробовать ужесточать правила в локальном подсайте Gamedev, чтобы проверить несколько гипотез и уговорить российских разработчиков туда писать. Сейчас они отказываются из-за необоснованно агрессивных комментариев, у которых одна цель — доебаться.

Меня не забанили за пост о «Месяце DTF», в котором всё то же самое, что и в сообщении Хасаги из «Дискорда», за исключением его наскока на Вадима?

ДШ: Хасаги просто пасту дал сообществу. С самого начала его ЧСВ намного выше всего DTF, поэтому многие начали просто иронично к этому относиться. Про сам пост мне нечего сказать, ну пост и пост, нечего добавить — это мнение.

ВЦ: Потому что это не систематический призыв, а реакция на конкретную ситуацию. Если будете периодически оскорблять людей, призывать манипулировать голосами и так далее, то забаним. Сложно понять, зачем тратить жизнь на деструктивную активность, если гораздо интереснее что-то создавать.

Почему редакция не соблюдает правила своего же сайта? Например, делает дубли новостей в одних и тех же подсайтах. Почему администрация это не пересекает, если, как нам говорят, редакция и администрация независимы друг от друга?

ДШ: Редакция иногда слишком погружена в оперативную деятельность. Синхронизация работы и модераторов случится, но сначала нужно поправить более очевидные проблемы — плюс вы видели наш поиск? В нём можно найти всё что угодно — кроме того, что ты ищешь. Его, мы кстати, тоже поправим.

Автор: Вот этот ответ точно никому не понравится. Как-то резко с темы съехал.

ДШ: Другого у меня нет ¯\(ツ)/¯ Я не часть редакции, чтобы на него ответить компетентно.

ВЦ: Наша модель совмещения редакционного и пользовательского контента имеет серьезные издержки. Редакция в целом долго привыкала к нашей концепции, о чём говорят публичные эмоциональные ситуации. Я долго объяснял, что пользователи — это союзники, которые могут дать неожиданный результат, если их немного направить и помочь. Что не нужно принимать близко к сердцу людей, которые строят свой капитал на доебках к администрации. Что лучше фокусировать на тех, кто пришел с конструктивной повесткой — их большинство. Мне кажется, что редакция проделала большую работу над понимаем.

Чтобы система была более-менее сбалансированной мы, с одной стороны, подчинили модерацию напрямую менеджерам в «Комитете», с другой — стараемся не вмешиваться в модерацию редакционных подсайтов, потому что у них тоже должна быть своя территория, иначе мы просто получим группу демотивированных творческих людей. На прямые вопросы о дублях и прочем они, надеюсь, ответят сами.

Администрация противопоставляет себя пользователям, буквально призывая уйти с сайта и не вносить предложения, направленные на развитие сайта. Ситуация с Шишкуновым и Хасаги, например, довольно показательна. Несмотря на их достаточно агрессивную риторику, ребята говорили дельные вещи.

ДШ: Ключевое — «несмотря на их достаточно агрессивную». На сайте полно людей, которые предлагают улучшения, не делая вид, что это конец света — менять продукт, правила, фичи долго и сложно. Не нужно ждать, что тут за месяц что-то может поменяться: мы медленно, но уверенно улучшаем вещи, и тот, кто видел DTF три года назад, и сейчас может это подтвердить. Тем, кому тут некомфортно, я честно говорю, что можно уйти — зачем хамить начинать и токсичить, бегая несколько месяцев за кем-то и пытаясь его послать на пару букв. Мы такие, какие есть, и нас есть за что любить или не любить.

ВЦ: Мне кажется, что в течение интервью я уже раскрыл мысль про то, что мы частная компания, и привёл пример с кафе. Меня вообще удивляют мысли «Да, Хасаги бан заслужил, но администрация охуела» или «они оскорбляли, но высказывали достаточно дельные мысли». Не очень понимаю, почему мы должны терпеть такую грубую форму.

Принимая решение, мы смотрим на пользователя с разных сторон: если он не делает длинного контента, если он систематически оскорбляет, если призывает к манипуляциям и если недовольство — это его суть, а не временное состояние, то не понимаю, зачем он нам нужен и мы ему нужны.

Как вообще работает модерация и какими принципами руководствуется в спорных ситуациях?

ДШ: Коллективное обсуждение проблемы со всеми модераторами — самый главный инструмент.

ВЦ: Если нарушение на грани, то советуются между собой в общем чате, где, кстати, нет представителей редакции. Перманентные баны по совокупности выносятся через коллективное обсуждение, в том числе с участием меня и Дениса Ширяева.

Автор: Штат модераторов большой?

ВЦ: На текущий момент по два модератора на площадку и руководитель всего отдела. Будем постепенно расширяться.

Планируется ли в помощь к модерации некий коммьюнити-менеджер, который будет объяснять спорные ситуации и в целом работать с сообществом?

ДШ: У команды есть более насущные вопросы, этот вопрос лежит в беклоге.

ВЦ: Заниматься вопросами модерации и обсуждения их с сообществом должен руководитель модерации. Комьюнити-менеджер сейчас на повестке не стоит, потому что нам важнее найти разработчиков и наладить прежнюю скорость запуска новой функциональности — мы практически год ничего интересного не выпускали. Если будет выходить функциональность, то и вопросов станет меньше. Нанимать сейчас комьюнити-менеджера, которому в ответ на запросы мы будем отвечать «Не сейчас», «Попозже сделаем» нет смысла.

Об «Основе», багах и DTF

«Сообщества стали моей главной профессиональной компетенцией»: интервью с разработчиками «Основы»

Почему поиск так ужасен? Правда, что это связано с MongoDB и его костылями?

ДШ: Потому что не инвестировали в него внимание. Я бы не сказал, что он совсем ужасен с точки зрения алгоритма, он плох в плане UX: там явно нужны фильтры по куче параметров, так как контента очень много в самих статьях или комментариях. Скоро их добавим.

ВЦ: Мне жаль наших коллег, за последние месяцы проделали большую работу над поиском, но его хуевость уже стала мемом. Это наша проблема коммуникации. Сейчас мы проектируем фильтры, а потом напишем пост, в котором детальнее про него расскажем и соберём пожелания.

Где адекватная мобильная версия, в которой не съезжает весь функционал в редакторе постов?

ВЦ: У нас адекватная мобильная версия, но плохо адаптированный редактор. Мы занимаемся уже сейчас редактором в мобильной версии и новым редактором в мобильных приложениях.

ДШ: Про баги нужно репортить, только так мы делаем редактор лучше — он уже лучше, чем то, что было тут год назад для мобилок :)

Баг редактора со вставкой ссылки. То есть буквально хочется вставить ссылку в статью, он пытается её порезать и преобразовать в блок, после чего помирает?

ДШ: Бип-боп, я Сломалось-бот, напишите мне в подсайт

В чём прикола бага с черновиками?

ДШ: Сложный момент формирования ленты, персональные ленты накладывают много сложностей. Не забывайте, что у нас несколько «фронтов», которые рендерят ленты (в зависимости от нагрузки сайта) — всё это следствие хайлоад-проблем, проблем деплоев и т. п.

Как вообще тестируется продукт перед тем как его выкатить на прод?

ДШ: С божьей помощью! Серьезно, мы формируем QA-отдел почти с нуля и снова. Надеюсь, поможет — в отделе был ряд кадровых перестановок, что опять сказалось на QA-тестировании, но, надеюсь, в этом году уже закроем все главные проблемы с этим.

Существует ли некая закрытая песочница, куда могут залезть собственно разрабы и редакторы сайтов, чтобы понять, нужно ли это?

ДШ: Конечно, заходите к нам на стейдж – dtf.ru.

«Сообщества стали моей главной профессиональной компетенцией»: интервью с разработчиками «Основы»

Почему и зачем был взят курс на увеличение кликов в редакторе? Как примеры — для того, чтобы получить редактор нормального размера, теперь надо сделать два клика. Чтобы вывести блок в ленту, теперь нужно сделать два клика. Чтобы убрать подложку у картинки, тоже теперь нужно два клика.

ВЦ: То, что блок выводится на главную в два клика — это недочёт, который мы исправим. Настройки картинок мы тоже переосмысляем. В целом открытие редактора прямо поверх ленты пришлось пользователям по душе: DTF прибавил около 70 записей в день.

ДШ: Эта функция нужна реже пользователям, мы посмотрели аналитику и приняли решение подстроить редактор под самые популярные сценарии создания контента. Тут лучше ответит мой коллега, Филипп Концаренко.

ФК: По поводу размера редактора. Здесь мы две задачи решали. Во-первых, смотрели на наиболее популярные сценарии использования редактора и искали способы их ускорить и упростить. Например, самый популярный сценарий использования редактора — написание статей длиной примерно в 7–8 блоков. Раньше мы уводили пользователя на отдельную страничку и загружали там редактор. Сейчас для этих целей мы открываем редактор сразу на той странице, где находится пользователь — быстро и без переадресаций.

Во-вторых, убрали всё лишнее для авторов лонгридов. Если нужно сосредоточиться на написании текста, то автор может развернуть редактор на весь экран и оказаться перед чистым белым листом. Убрали все лишние серые области слева и справа, почистили интерфейс от лишних элементов вроде даты создания черновика. Цифры показывают, что благодаря ускорению загрузки редактора авторы стали чаще его открывать, чаще публиковать статьи.

Про два клика у подложки. К сожалению, функциями быстрого управления подложками, добавления рамки, изменения размера подзаголовка совсем не пользовались — цифры были в рамках погрешности. При этом кнопки занимали заметное место в редакторе и создавали проблемы для развития мобильной версии редактора (там просто не было места для их размещения, в то время как львиная доля пользователей пользуется именно мобильной версией). Поэтому мы начали искать новое решение.

Над чем мы тут сейчас работаем: для картинок кнопки управления картинкой будут отображаться прямо на картинке. Причём они будут подстраиваться под размер экрана: на десктопе кнопки с надписями, на планшете — только иконки, на мобилке — в раскрывающемся меню. Если гипотеза сработает, то мы постепенно адаптируем её для всех блоков.

Почему тот же редактор в полноразмерной версии закрывается по нажатию на кнопку ESC, хотя я всего лишь пытался выйти из меню блоков?

ДШ: Баги первых версий — нормальная штука. Контент при этом сохраняется, а редактор отдельно спросит, хочешь ты его закрыть, если ты в него что-то начал писать.

Когда тёмная тема?

DS: После E3 ;) (Какого года — не уточняется, возможно, ожидается закрытие Е3 — прим. автора)

ВЦ: Как только найдём в этом году еще четыре разработчика (вакансии открыты), сможем позволить себе разработку и поддержку.

Спойлеры — бич современного веба или ненужный конструкт?

DS: УЖЕ НА ПРОДЕ А ПОТОМ И В КОММЕНТАХ

ВЦ: Не имею конкретного мнения на этот счет. В целом скрытие блоков под клик — полезная интерактивная функция (пригождается и для 18+), поэтому мы её реализовали. И в комментариях тоже сделаем. А как его применять — люди сами разберутся.

Планируется ли обновление приложения DTF для старых устройств с IOS (9.3.4, например)?

ВЦ: Мы до сих пор задаёмся вопросом, зачем мы вообще развиваем мобильные приложения, если они не дают пользователям никаких уникальных преимуществ и не приносят денег. Сейчас думаем над тем, что станет этим преимуществом, и в первую очередь реализуем удобный редактор для создания контента. Совсем старые версии iOS вряд ли будем поддерживать.

ДШ: Мы поддерживаем только две мажорные версии в прошлое — у нас нет ресурсов разрабатывать под старые ОС, там очень мало людей сидит.

Какой новый функционал появится на сайте в ближайшее время, будут ли какие то новые настройки для пользователей?

ВЦ: Я не очень люблю рассказывать что-то до того, как сделаем. Из ближайшего: насколько знаю, Денис готовит к выкатке репосты с комментариями.

ДШ: В первую очередь обновятся сами настройки, потому что там накопилось много легаси; появится заявка на создание сообщества, появится личный чат с Ремиксом с одного клика с главной — в общем, много всего в планах. Поиск, опять же, надеюсь обновим.

Про подсайты: хотелось бы всегда иметь возможность видеть ответственных за них. Будет ли такая фича?

ДШ: Только если владелец или модератор решит себя показать. Не все хотели бы публично модерировать сообщество — их можно понять.

ВЦ: Да, мы занимаемся переосмыслением подсайтов, профилей и их настроек. В блоке контактов будут указаны модераторы (с возможностью убрать себя из списка), а также появится возможность указывать свой подсайт рядом с именем в комментариях по всему сайту.

Имхо, сейчас перед DTF стоит проблема кластеризации контента, которая рано или поздно встаёт перед любой UGC-системой, и простого деления на оценку по оценкам, просмотрам и закладкам уже недостаточно. Тут нужно учитывать то, что представляет собой контент — хотя бы делить на статьи, мем/медиаконтент и в соответствии с этим производить его оценку по выдаче в ленте.

ВЦ: Самый большой и важный вопрос. Мы довели проект до того уровня знаний, который у нас есть. Дальше — исследования алгоритмов и проверки разных гипотез. Мы, с одной стороны, не хотим построить Facebook, когда алгоритмы распределят всех по информационным пузырям, с другой — понимаем, что если не кластеризовать аудиторию, то не сможем вырасти, потому что всё так и будет крутиться вокруг одной большой площадки, куда приходят люди с разными интересами и не понимают друг друга. Не думаю, что сейчас у меня есть какие-то глубокие и интересные рассуждения на эту тему.

Закладывание «Основы» Фото со страницы <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2Ftsyplukhin&postId=768465" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Владислава</a>
Закладывание «Основы» Фото со страницы Владислава

Если уж Владислав будет отвечать на вопросы, он должен знать, что у того же «ВК» это есть, и пользователи могут помечать, что именно за контент они выкладывают. И у всяких имиджборд, когда снизу под постом есть вкладка «Похожее», которая собирается на основе оценок уровня «Пользователям, которым нравится это, также нравится» и пересечений тематик. Да даже у Джойреактора, у которого из разных фандомов разные пороги выхода на главную, в местное «Свежее», и разные значения кармы с фандомов переводятся в профиль.

ВЦ: Все идеи, которые опираются на «пользователь заполнит теги» или укажет «тип контента», на больших цифрах обречены на провал. Мы либо сами научимся показывать нужный контент, либо умрём.

Вот направление «пользователи, которым нравится это, также нравится» — но он не имеет отношения к тому, что кто-то указал тип контента. Система просто выбирает людей, которые похожи на меня по структуре потребления, а потом рекомендует мне контент, который им понравился.

Так вот, вопрос, будет ли «Комитет» пытаться подстегнуть пользователей писать статьи, определяя тип контента вне зависимости от подсайта?

ВЦ: Уверен, что в этому году мы будем вынуждены разработать систему мотивации и геймификации, чтобы показать рост, который заявили акционерам. Пока есть только наброски по системе ачивок и рейтингу как внутренней валюте.

ДШ: Умная лента уже давно в планах и обсуждениях. Мы аккуратно подходим к этому вопросу, чтобы не сделать пузыри по интересам. Будем продолжать ресёрч в этой области: алгоритмы главной — всегда самая сложная и тяжёлая часть нашей работы.

А возвращаясь к DTF — иногда возникает ощущение, что сама редакция сепарируется от сообщества, окукливаясь в собственных чатах и почти не реагируя на информацию извне.

ВЦ: Несмотря на прогресс, проблема действительно сохраняется. Призываю Вадима почаще использовать свой блог для разъяснения позиции — он не отказывается, ребята постепенно раскрываются.

Редакция противопоставляет себя пользователям, заплюсовывая по команде материалы, которые пользователям не нравятся?

ДШ: Я уже как-то отвечал про это: странно думать, что 10-20 человек могут заплюсовать то, что минусует весь сайт. Слитые материалы редакции случались и будут случаться, у сообщества есть право заявить, что это им не нравится — тут всё прозрачно. Проблемы в том, что люди лайкают то, что им нравится, я не вижу — я каждый пост на /team лайкаю, потому что люблю наш сайт.

ВЦ: Не очень понял связь между общим и частным. Не думаю, что они ставят плюсы именно из-за того, чтобы насолить пользователям. У них своё мнение на этот материал, если они его выпустили. К тому же, если большинству пользователей действительно не нравится материал, то их несколько плюсов ничем не помогут.

Будет ли переработана лента по типам материала, количеству слов/символов в самой статье и соответствующее ранжирование в выдаче популярного, либо дополнительные разделы для этого?

ДШ: Работа алгоритма главной не раскрывается :)

Автор: Тут вопрос не в самом алгоритме главной, а больше о текущей беде с UGC, который за пределы блогосферы редко вылезает.

ДШ: Это другой вопрос, помочь постам находить читателя мы поможем.

ВЦ: Массовая аудитория не мыслит длиной контента или типом материалов. Это только мы с вами, задроты, занимаемся такими классификациями. Зумеры не хотят ничего настраивать, не хотят думать о длине и подобном. Мы либо научимся угадывать интересы независимо от формы статьи, либо проиграем гонку более перспективным проектам.

Будет ли расширенная аналитика внутри личных блогов, как, например, на том же YouTube или «Дзене»? Сейчас довольно тяжело оценить, насколько статья зашла, потому что счётчик просмотров увеличивается каждый раз, когда в статью заходят даже просто ответить на комментарии. Т. е. не видно уников. Непонятна сама аудитория, непонятно, как продвигать материал на других площадках, если не видно, с каких конкретно площадок лучше трафик.

ВЦ: Статистика не очень востребована из-за невостребованности самих блогов. Чтобы они стали востребованы, нужно решить две проблемы:

  • как владельцам блогов получать охват и продвигать себя;
  • как им на этом заработать (что-то более прогнозируемое, чем донаты в комментариях — например, возобновляемая подписка вроде Patreon).

ДШ: Добавим количество подписчиков (графиком), но это пока всё: остальные улучшения этой части не в приоритете.

Планируется ли вообще какое-то расширение и улучшение UGC-раздела сайтов за пределами озвученных вопросов? Какие в целом планы по работе с коммьюнити?

ВЦ: Пока ничего не могу сказать.

DS: Планируются, но мы редко рассказываем что-то, что ещё неясно в каком виде пойдет в прод — мы не забыли про потребности у сообществ. Не так давно все владельцы крупных сообществ приняли участие в опроснике на тему фич, которых им не хватает, часть вещей оттуда уже в работе.

Как вы формируете фьючелист для будущих доработок? Как приходят идеи к команде? Как решают, что нужно и важно, а что задвинуть? Были ли от пользователей полезные советы и идеи?

ДШ: Во-первых, всегда учитываются идеи пользователей или сообщества, потому что очень много инсайдов [поступает] именно от тех, кто использует сайт долго.

Во-вторых, от нас, менеджеров, которые видят какие-то улучшения или выводы из аналитики и предлагают что-то поменять.

Приоритеты выбираются исходя из бизнес-показателей, важности для сообщества и т. п. — это коллективная работа. А ещё иногда я пристаю к кому-то в разработке с глупой идеей вроде интеграции Apple Watch Вадима для обновления его веса IRL, но это всегда какие-то мелочи, которые не влияют на крупные задачи.

ВЦ: Все идеи собираются в один документ, затем [следует] несколько длинных обсуждений по приоритетам. К сожалению, сейчас этот документ больше состоит из техдолга и задач по Coub.

Существует ли некий роадмап, Trello, Jira, любой другой продукт планирования, куда вы вносите все возможные доработки? Если да, то какой горизонт планирования в вашей команде? Как часто вы готовите апдейты для сайтов?

ДШ: Существует, и он у каждого менеджера, отвечающего за часть продукта, довольно внушительный — учитывая, что мы реагируем на тренды и потребности пользователей, мы можем легко переделать планы на год. Планируем кварталами — так мы можем быстро менять что-то без долгосрочного вреда планированию.

ВЦ: Да, есть бэклог в «Жире». Обсуждать, как часто мы делаем апдейты сайтов за последний год, бесполезно — мы практически стояли на паузе.

[Какое] основное направление развития сайта, чего вы в итоге хотите добиться? Есть ли в этом видении место для UGC как такового?

ДШ: Тут, наверное, каждый по-своему ответит. Для меня DTF — главный игровой сайт: не только из-за редакции (ребята молодцы и делают огромную работу), а и потому, что пользователям тут клёво и нравится. Я часто вижу в комментариях что-то клёвое и смешное, и, судя по росту DTF, нас ещё ждёт интересное будущее, где DTF — просто место для тех, кто любит играть или [любит] индустрию развлечений. Сайт всё ещё не прекратил свой рост.

Автор: Тем не менее: каким бы его хотелось видеть конкретно тебе? Вот прям сесть и сказать: «Я всё очень круто сделал, теперь хорошо, дорабатывать не буду».

ДШ: Такого не бывает, продукт всегда можно улучшать и развивать. Всё, что не меняется — умирает.

Автор: Неужели нет каких-то майлстоунов, где выдыхаешь и как боженька «И это хорошо»? А как же чувство удовлетворенности?

ДШ: Я как менеджер по продукту таких не знаю — продукт нужно улучшать, иначе он перестает конкурировать от сытой жизни :) Хороший пример — это любая ОС.

ВЦ: Лично в моих интересах UGC стоит в центре внимания. Сообщества стали моей главной профессиональной компетенцией. Мы с командой научились делать сайты, на которые приходят энтузиасты и создают, за редким исключением, непрофессиональный, но интересный контент. Для того, чтобы UGC стал профессиональным, нужно найти ответ на вопрос, как авторы могут монетизировать свои старания — это будет нашим исследовательским приоритетом в ближайшие два года.

Всем хорошего настроения Фото со страницы <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2Ftsyplukhin%2F&postId=768465" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Владислава</a>
Всем хорошего настроения Фото со страницы Владислава

Вместо послесловия

Я не знаю, что ждёт «Комитет», «Основу» и DTF в частности дальше. Планы интересные, развитие ожидается, но когда всего этого ждать — неясно. А пока эта площадка остаётся самой комфортной для общения в Рунете, несмотря на все компромиссы.

243243
167 комментариев

Интервью с разработчиками ОсновыОтвечали на вопросы: Владислав Цыплухин (VT) и Денис Ширяев (DS).А где разработчики то? (͡ ͡° ͜ つ ͡͡°)

118
Ответить

Комментарий недоступен

90
Ответить

Темнят что-то..

8
Ответить

Меня больше это заинтересовало
появится личный чат с Ремиксом с одного клика с главной

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Разработчики работают. Пришли те кто хуй пинают)

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить