История синтезаторов

История синтеза звука также крепко связана с историей синтезаторов, поэтому в этой статье она также кратенько будет.

История синтезаторов

В этой статье будет описан синтез звука до 1960-х, в 60-х, в 70-е, в 80-е, и в 90-е и после. Также будет кратко рассмотрена тема синтезаторов в России и СССР.

До 1960-х

Идея синтеза звука, — то есть получение сложного звука, состоящего из основного (тона) и дополнительных к нему (обертонов), — зародилась задолго до открытия электричества. Уже в регистрах обычного органа использовался так называемый «микстурный регистр», в котором одна труба давала основной тон, а несколько дополнительных трубочек добавляли к нему обертоны. Это и был синтез, — составление звука из нескольких компонентов, — но ещё не электрический.

В 50-е годы XIX века немецкий учёный Герман Гельмгольц впервые провёл опыты со звуком и электричеством, приспосабливая электромагнитные возбудители к камертонам. В опытах Гельмгольц использовал камертоны разных размеров и получал звуки, звучащие гораздо приятнее — из-за богатства обертонов, порождаемых электрическими колебаниями.

В 1876 году американский инженер Элайша Грей (создатель телефона) продемонстрировал так называемый «музыкальный телеграф» — обычный телеграф, наборные клавиши которого были подключены к динамикам, настроены на две октавы и при нажатии издавали «мелодию набора сообщения». Этот аппарат, созданный как концепт-макет в сфере связи и практического значения не имевший, называют первым принципиальным прототипом современных электрических синтезаторов.

Музыкальный телеграф Элайши Грея<br />
Музыкальный телеграф Элайши Грея

Первый уже исключительно музыкальный электрический синтезатор создал в 1897 году американский изобретатель Тадеуш Кэхилл из Айовы. Инструмент, имитировавший обычный церковный орган, подключался к 145 динамо-машина и весил около двухсот тонн, — для его перевозки в Нью-Йорк, где Кэхилл организовал показательные концерты, понадобилось 30 грузовых вагонов. Инструмент задумывался как приложение к телефонным станциям, дававшее абонентам возможность слушать органную музыку по телефону и поэтому получил название «Телармониум» (телефон+филармония). Однако оказалось, что телармониум генерирует серьёзные помехи в телефонной сети, а желающих слушать Баха по телефону не так уж и много, — было изготовлено всего три экземпляра, самый простой из которых весил всё же 7 тонн. Вынужденная громоздкость электрических музыкальных синтезаторов и, как следствие, их астрономическая цена оставались серьёзными препятствиями к их развитию вплоть до эпохи транзисторов.

Телармониум использовал аддитивный синтез звука, в котором используется принцип наложения нескольких волн простой (обычно синусоидальной) формы с различными частотами и амплитудами. Он стал прообразом электроорганов.

Телармониум
Телармониум

Первый музыкальный синтезатор, «получивший заслуженное признание и практическое применение во всём мире», изобрёл в 1920 году двадцатичетырёхлетний русский физик Лев Термен. Изобретение в его честь назвали «Терменвокс» (лат. «Голос Термена»). Инструмент представлял собой уже довольно простую и вполне мобильную конструкцию; звук управлялся движением рук в зоне чувствительности специальных антенн, — это единственный музыкальный инструмент, на котором играют, даже не касаясь его. Технически вполне успешный, терменвокс оказался довольно сложным в управлении, требующим выдающихся слуховых данных и немалой сноровки. Помимо этого звук выходил весьма специфичным, своеобразным, — хотя именно за этот звук инструмент ценился и продолжает цениться музыкантами.

Лев Термен и терменвокс<br />
Лев Термен и терменвокс

Изобретение терменвокса не остановило поиски других, более оптимальных, форм электрического звукоизвлечения. В 1920—30-е годы появлялись всё новые и новые синтезаторы —

Каждый из этих синтезаторов имел свои достоинства и недостатки; какие-то экземпляры не покидали лабораторий, другие исчезали после выставок, третьи находили ограниченное использование в концертах экспериментальной музыки, в стремительно развивавшихся кино- и радиостудиях; но только орган Хаммонда имел бесспорный коммерческий успех и стал производиться серийно, развиваясь во всё более и более приемлемый по цене и качествам инструмент — его использовали в церкви, в джазе и в других разновидностях неакадемической музыки.

В конце 1930-х годов компания Hammond Organ Company построила Novachord, большой инструмент, оснащенный 72 усилителями с регулируемым напряжением и 146 электронными лампами

Novachord
Novachord

В 1948 году канадский инженер Хью Ле Кейн завершил электронную свирель, предшественник синтезаторов, управляемых напряжением, с чувствительностью клавиатуры, позволяющей управлять вибрато, глиссандо и атакой.

Электронная свирель<br />
Электронная свирель

В 1957 году Гарри Олсон и Герберт Белар завершили синтезатор RCA Mark II в лабораториях RCA. Прибор читал перфоленту, которая управляла аналоговым синтезатором, содержащим 750 электронных ламп. Он был приобретен Центром электронной музыки Columbia-Princeton и использовался почти исключительно Милтоном Бэббитом, композитором из Принстонского университета.

RCA Mark II
RCA Mark II

1960-е: Ранние годы

Авторы книги Analog Days определяют «ранние годы синтезатора» как период с 1964 по середину 1970-х годов, начиная с дебюта синтезатора Moog. отдельные модули, которые создавали и формировали звуки, соединенные патч-кордами. Муг разработал средство управления высотой тона с помощью напряжения, генератор, управляемый напряжением. Это, наряду с компонентами Moog, такими как огибающие, генераторы шума, фильтры и секвенсоры, стало стандартными компонентами синтезаторов.

Роберт Муг на фоне одноимённого синтезатора<br />
Роберт Муг на фоне одноимённого синтезатора

Примерно в тот же период американский инженер Дональд Букла создал модульную электронную музыкальную систему Buchla. Вместо обычной клавиатуры в системе Buchla использовались сенсорные панели, которые передавали управляющее напряжение в зависимости от положения и силы пальца. Однако клавиатура Moog сделала ее более доступной и востребованной для музыкантов, а клавиатуры стали стандартным средством управления синтезаторами. Муг и Букла изначально избегали слова «синтезатор» для своих инструментов, поскольку оно ассоциировалось с синтезатором RCA; однако к 1970-м годам «синтезатор» стал стандартным термином.

1970-е: портативность, полифония и патч-память

В 1970 году Муг выпустил более дешевый синтезатор меньшего размера Minimoog. Minimoog был первым синтезатором, продаваемым в музыкальных магазинах, и был более удобен для живых выступлений; он стандартизировал концепцию синтезаторов как автономных инструментов со встроенными клавиатурами. Minimoog, представленный в 1970 году, был первым синтезатором, продаваемым в музыкальных магазинах.

Minimoog
Minimoog

После того, как в 1971 году розничные магазины начали продавать синтезаторы, были созданы другие компании по производству синтезаторов, в том числе ARP в США и EMS в Великобритании. Продукты ARP включали ARP 2600, который складывался в сумку для переноски и имел встроенные динамики, и Odyssey, конкурента Minimoog. Менее дорогие синтезаторы EMS использовались европейскими исполнителями арт-рока и прогрессивного рока, включая Брайана Ино и Pink Floyd. Конструкции синтезаторов появились на рынке любительской электроники, например, «Синтезатор звука для практической электроники», опубликованный в журнале «Практическая электроника» в 1973 году. К середине 1970-х годов ARP была крупнейшим в мире производителем синтезаторов, хотя и закрылась в 1981 году.

Ранние синтезаторы были монофоническими, то есть они могли воспроизводить только одну ноту за раз. Некоторые из первых коммерческих полифонических синтезаторов были созданы американским инженером Томом Оберхеймом, например, OB-X (1979).

OB-X
OB-X

В 1978 году американская компания Sequential Circuits выпустила Prophet-5, первый полностью программируемый полифонический синтезатор. Prophet-5 использовал микропроцессоры для хранения звуков в патч-памяти. Это способствовало переходу от синтезаторов, создающих непредсказуемые звуки, к созданию «стандартного набора знакомых звуков».

Prophet-5. Он хранит 40 пресетов звука. <br />
Prophet-5. Он хранит 40 пресетов звука.

1980-е: цифровые технологии

Рынок синтезаторов резко вырос в 1980-х годах. В 1982 году был представлен MIDI, стандартизированное средство синхронизации электронных инструментов; он остается отраслевым стандартом. В 1979 году был выпущен влиятельный синтезатор сэмплов Fairlight CMI, который позволял записывать и воспроизводить сэмплы с разной высотой звука. Хотя его высокая цена делала его недоступным для любителей, он был принят известными поп-музыкантами, включая Кейт Буш и Питера Гэбриэла. Успех Fairlight стимулировал конкуренцию, улучшая технологию отбора проб и снижая цены. Ранние конкурирующие семплеры включали эмулятор E-mu в 1981 году и серию Akai S в 1985 году.

Fairlight CMI<br />
Fairlight CMI

В 1983 году Yamaha выпустила первый коммерчески успешный цифровой синтезатор Yamaha DX7. Основанный на синтезе частотной модуляции (FM), разработанном инженером Стэнфордского университета Джоном Чоунингом, DX7 характеризовался своими «резкими», «стеклянными» и «холодными» звуками по сравнению с «теплыми» и «нечеткими» звуками аналогового синтеза. DX7 был первым синтезатором, проданным тиражом более 100 000 единиц и остается одним из самых продаваемых в истории. Он широко использовался в поп-музыке 1980-х годов.

Yamaha DX7
Yamaha DX7

Цифровые синтезаторы обычно содержали предустановленные звуки, имитирующие акустические инструменты, с алгоритмами, управляемыми с помощью меню и кнопок. Synclavier, созданный с использованием технологии FM по лицензии Yamaha, предлагал такие функции, как 16-битная выборка и цифровая запись. При стартовой цене в 13 000 долларов его использование было ограничено университетами, студиями и богатыми художниками.

Synclavier
Synclavier

Roland D-50 (1987) соединил линейный арифметический алгоритм Роланда с семплами и стал первым серийно выпускаемым синтезатором со встроенными цифровыми эффектами, такими как задержка, реверберация и хорус.

Roland D-50
Roland D-50

В 1988 г. японский производитель Korg выпустила M1, рабочую станцию цифрового синтезатора с семплированными переходными процессами и петлями. Было продано более 250 000 единиц, и он остается самым продаваемым синтезатором в истории. Появление цифровых синтезаторов привело к спаду интереса к аналоговым синтезаторам.

Korg M1<br />
Korg M1

1990-е – настоящее время: программные синтезаторы и возрождение аналоговых технологий

В 1997 году были выпущены ReBirth от Propellerhead Software и Reality от Seer Systems, первые программные синтезаторы, на которых можно было играть в реальном времени через MIDI.

В 1999 году обновление музыкального программного обеспечения Cubase позволило пользователям запускать программные инструменты (включая синтезаторы) в качестве подключаемых модулей, что вызвало волну новых программных инструментов. Reason от Propellerhead, выпущенный в 2000 году, представил набор узнаваемого виртуального студийного оборудования.

Современная версия Reason 10 (2017)<br />
Современная версия Reason 10 (2017)

Рынок патчируемых и модульных синтезаторов восстановился в конце 1990-х годов. В 2010-х годах такие компании, как Moog, Korg, Arturia и Dave Smith Instruments, представили новые доступные аналоговые синтезаторы. Возобновившийся интерес объясняется привлекательностью несовершенных «органических» звуков и более простых интерфейсов, а также современной технологией поверхностного монтажа, делающей аналоговые синтезаторы более дешевыми и быстрыми в производстве.

Начиная с середины 2000-x годов, на рынок активно стали возвращаться производители аналоговых синтезаторов, причём как фирмы занимавшиеся этим начиная с 1960–70-х годов, так и новые производители. Кроме того, всё большую популярность стали приобретать модульные синтезаторы, постепенно вбиравшие в себя весь опыт как из аналогового мира, так и из цифрового.

Современный модулярный синтезатор собранный по формату Eurorack<br />
Современный модулярный синтезатор собранный по формату Eurorack

Синтезаторы СССР и России

В советское время многие музыканты начинали играть на отечественных (советских) синтезаторах. Самыми популярными были Аэлита, Перле, Алиса, Юность, Форманта, Лель, Поливокс.

Начиная с 2000-х годов в России начала развиваться сцена самодельных синтезаторов, её наиболее интересные представители: Эдуард Срапиунов, ::vtol::(Дмитрий Морозов) .Несмотря на кустарный подход, многие из аппаратов произведённых подобными экспериментаторами выпускались серийно и являются предметом активного коллекционирования как отечественных, так и западных музыкантов.

Собранный Дмитрием Морозовым (::vtol::) 240 шаговый степ-секвенсор<br />
Собранный Дмитрием Морозовым (::vtol::) 240 шаговый степ-секвенсор

С 2010-х годов ряд энтузиастов начинает производить ограниченные тиражи коммерческих аппаратов. Например московская компания VG-line начала производство реплики советского синтезатора Ритм-2. Кроме того, эта же компания осуществляет серийное производство аппаратов изобретённых сторонними инженерами, например устройства Влада Креймера под брендом SOMA, модули в формате «BUCHLA» изобретателя Александра Пленингера и др.

Реплика советского синтезатора Ритм-2<br />
Реплика советского синтезатора Ритм-2

В процессе поисков фото этих синтезаторов я наткнулся на интересный сайт (ссылка ниже), где есть информация и фотографии о многих советских синтезаторах, драм-машинах, электро-ударных, процессорах эффектов, и даже вокодерах. Помимо этого на сайте можно скачать семплы некоторых инструментов. Я проверил всего на 2-ух (Поливокс и Юность-21), и вот например записанный и скачанный с сайта семпл Поливокса:

Хештеги:

1414 показов
2.7K2.7K открытий
99 репостов
10 комментариев
Автор

Интересные статьи, до этого не видел, надо будет прочесть

Ответить

Moog просто бомбический агрегат

Ответить

Обожаю аналоговые синты благо есть сегодня ещё крутые люди использующие их в своей музыке

Ответить

Поливокс ахуенен) Очень мощный звук)

Ответить

О-о-о, я на нём даже музыку писать пытался, крутая монстрятина. Хотелось бы себе настоящий когда-нибудь.
Выжил, правда, по-моему, всего один поливокс-трек: https://soundcloud.com/chronomantique/vintage-galaxies-1

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить