Progressive rock tour #3: Россия

Экзотическое пристанище для прогрессивной музыки? Россия отличный кандидат для очередного плейлиста-подборки талантливых исполнителей!

Progressive rock tour #3: Россия

Да, в текущем материале я остановился исключительно на России. Безусловно, было бы здорово обратить внимание как на СССР, так и в целом на постсоветское пространство (как минимум Украину, Белоруссию и Эстонию), однако такой объемный музыкальный пласт пожалуй стоит рассматривать отдельно. Так что как-нибудь в другой раз ;)

В первую очередь стоит отметить, что экзотика российского прога исходит совсем не от его крайней редкости и малочисленности. Напротив - за последние двадцать с лишним лет набралась значительная прорва экспериментаторов какого угодно разлива: от авант-прога до психоделического транса, от любителей с продакшеном на коленке, до академиков-профессионалов. Проблема лишь в том, что... эта музыка тут к черту никому не нужна. Честно не хочу снисходить до спорных тезисов о низкой музыкальной культуре массового слушателя, воспитанного щитроком русского радио 90-ых, но такова реальность: любое усложнение музыкальных форм - это уже все андеграунд и выступления раз в пару лет на InProg и ProgDay фестивалях для полторы слушателей.

Делает ли этот факт музыку хуже, а выбор скуднее? Никак нет. Просто это стоит иметь ввиду перед тем, как задаваться вопросами "А почему так мало русскоязычных текстов?" и "Где этническая оригинальность, вместо закоса под узнаваемые западные аналоги?".

Перед непосредственно подборкой хотелось бы упомянуть парочку важных имен, оставшихся в стороне:

  • Iamthemorning - камерный дуэт вокалистки Марьяны Сёмкиной и пианиста Глеба Колядина. Запись на британском KScope, совместные работы с музыкантами из Porcupine Tree и Riverside, престижные награды от Prog Magazine - все это делает группу явлением, исключением из наших правил. Иронично, что как раз в России дуэт имеет довольно сдержанный успех и относительно нечастые концерты в Питере и Москве. Конечно я не осмелюсь назвать Семкину экстраординарной вокалисткой, однако исключительный талант Колядина (в том числе и как композитора) отрицать невозможно - это признает и зарубежная пресса.
  • Оргия Праведников - если Iamthemorning является исключением из невеселых правил со своим зарубежным успехом и признанием, то с Оргией это работает в обратном направлении. Оставаться на плаву и иметь популярность у русского слушателя на протяжении 20 лет группе помогает удивительная способность мимикрировать под стереотипно-примитивное понятие "русского рока", сохраняя в своем ядре прогрессивные корни. Так больше, пожалуй, не может никто, и поэтому "Оргия" - это "Оргия", и на концерты люди ходят не потому, что это "какой то там прог-рок", а "это же наша Оргия Праведников". Я колебался, включать ли ОП в основной список рекомендаций, но в итоге на личной чаше весов "не нравится - нравиться" в первую категорию попало значительно большее число работ. Тем не менее, Сергей Калугин, безусловно, крайне уважаемая фигура, пусть и его сильнейшая творческая точка осталась в 94-ом с сольным "Нигредо".

Другое Дело

Очень хотелось начать подборку с чего-то поистине самобытного русскоязычного, благо квартет из ДД идеально подходит под эту роль. Простые ударные ритмические паттерны, буквально танцевальный вайб, синты из 80-ых (прибавившиеся на крайнем альбоме) - все это легко может обмануть неподготовленного слушателя, представившего, что этому самое место где-нибудь в прокуренном провинциальном клубешнике. В реальности же Другое Дело - это сайд проект камерной авант-прог группы Happy55 из Воронежа - ребят, с огромным опытом за плечами и консервацией в около-академическом варенье. Сами исполнители первоначально тэгировали свой второй проект как "транк" (смесь транса и панка), но позже, видимо устав от подозрительно-непонимающих взглядов слушателей, пришли к упрощенному "инди арт-року".

Хоть это и очевидно специфичная вещь, но на проект все же стоит попытаться обратить внимание, ибо их сочетание простого, читаемого грува с неординарностью и бесконечной харизмой каждого элемента, заслуживает такового. Ну и лично для меня, это одно из главных русскоязычных открытий последней декады.

Что послушать: среди лучшего хотелось бы отметить последний альбом "Проба электричества" (2016г) и EP "Один на один" (2016г).
Где: Spotify / YM / Apple Music / Bandcamp

NYL

Бывает, что бесконечные пережеванные интерпретации музыки прошедших эпох лишь утомляют, вызывают зевоту и остается устало закатывать глаза под ворчание "сколько раз я все это слышал". С Nyl потенциально может быть та же ситуация, ибо это невероятно винтажная штука, отсылающая слушателя в далекие времена Queen и Styx, но уже в обрамлении нео-прога. Однако со мной произошло ровно противоположное: единственная пластинка ребят для меня стала чем-то невероятно близким, понятным, но ни на секунду не утомляющим за счет своей многогранности. Неудивительно, что из присутствующего в подборке, этот альбом, пожалуй, дольше всех на репите в моем плеере.

Что послушать: одноименный и единственный альбом "Nyl" (2002г)
Где: на торрент трекерах

The Grand Astoria

Интересный представитель целого коктейля жанров, которые группа последовательно собирала с каждым из 25 релизов (от студиек, до лайвов и EP за 10 лет!): стоунер, метал, дум, прог, спейс-рок, панк, психоделика и блюзовые фрагменты. Наверняка многое еще забыл. Во главе же всего этого дела стоит Камиль Шараподинов - вокалист и талантливый гитарист, с заметным инфлюенсом куда-же-без-него-Джими Хендрикса, Омара Родригеза-Лопеса и Грега Гинна (касательно последнего, группа даже переиграла в качестве трибьюта альбом Black Flag - "The Process of Weeding Out"). Среди глобальных аналогий, группу часто характеризуют как "утяжеленную версию Motorpsycho".

Пусть ребята иногда и слишком зацикливаются на фуззовом звучании, ужимая свой реально широкий репертуар, пусть как вокалист Камиль явно уступает мощи и ритмике инструментальной части, но я все равно осмелюсь назвать The Grand Astoria одним из главных активов современной российской рок сцены, и, опять же, пользующиеся относительным успехом именно за рубежом. И да, касательно вокала, с последними работами есть заметный прогресс, как в самом пении фронтмэна, так и благодаря бэк-вокалу Данилы Данилова.

Что послушать: однозначной вершиной прогрессивного творчества группы является "The Mighty Few" (2015г) с двумя концептуальными 20-минутными треками. Также отмечу "La Belly Epoque" (2014г), "Punkadelia Supreme" (2013г) и нетипичный для TGA EP "Soft Focus" (2015г) на чистом гитарном звуке.
Где: Spotify / YM / Apple Music / Bandcamp

Ongkara

На очереди прекрасная акустическая группа где-то на грани альт-рока (втяну Perfect Circle как аналогию) и прогрессива с необычными вокальными решениями, постоянной полиритмией и любопытным подбором инструментов (нашлось место даже псалтериону и диджериду). Собственноличным описанием ребята к тому же замахиваются на world-music формат, но это скорее номинальная характеристика, прослеживающаяся эпизодически в их творчестве. Красоты, душевной изысканности и мелодичности в музыке группы тем не менее этот факт никак не умаляет. Очень надеюсь, что после пятилетнего молчания группа соберется к выпуску четвертого студийника.

Что послушать: пусть и левой пяткой относящийся к прогу, единственный русскоязычный альбом группы "Взонериска" (2015г) очень даже хорош. "Hopes & Corpses" (2013г) и "Ongkara" (2010г) так же можно назвать вполне достойными работами.
Где: Spotify / YM / Apple Music / Bandcamp

Infront

Крайне талантливый московский инструментальный коллектив возник на старте нулевых и за свою чуть более десятилетнюю историю снизошел до двух на редкость вымеренных студийных релиза. Звучанию группы присущи угловатая гитарная динамика, не перегруженная цельность и атмосфера, а работает это все на стыке пост-рока с прогрессивом. Гармонии и мелодизм, хорошее структурное развитие композиций и в целом четкое понимание музыкантами, что они играют, возвышают Infront на довольно высокую ступень современной инструментальной музыки.

Вообще удивительно, как группа со своим вполне доступной и крутой музыкой за немалые годы активности в нулевые так и не выбралась из кромешной тени, учитывая, что параллельно вполне "под солнцем" росли такие именитые проггеры, как Apple Pie, Vespero и Roz Vitalis. Несправедливо.

Что послушать: "Wordless" (2005г) и "Inescapable" (2011г)
Где: Bandcamp

Kostarev Group

Пожалуй было бы уж совсем преступлением помимо огибания ряда очень авторитетных имен русской прог сцены, не упомянуть еще и главного ветерана жанра - Александра Костарева. Человек крепкой советской джазовой школы начал свой музыкальный путь еще в 1976 году, за десятки лет деятельности успел посотрудничать с Сергеем Летовым, Курехиным и множеством коллективов самых разных жанров. Будучи гитаристом (звукорежиссером, композитором) Александр сколотил вокруг себя группу примерно на рубеже веков, в результате чего на свет появился один лайв альбом, единственный студийник "Kosmobob: Vegetarian" (2012г) и бесчисленное число фестивальных/концертных выступлений.

Музыку Kostarev Group явно нельзя охарактеризовать сухим прог-роком: со свой авангардной изворотливостью, изящным синтезом флейт, саксофона со всем прочим и какой-то дикой неконтролируемой фьюжн динамикой она улетела далеко за пределы человеческого понимания в космос.

Что послушать: "Live@InProg" (2003г), "Kosmobob: Vegetarian" (2012г). Что? Я опять просто перечислил всю дискографию? Ну тогда еще "Сборник работ 1978 - 2006".
Где: Spotify / YM / Apple Music

1414
1 комментарий

Еще пару любопытных вещей, если кто-то вдруг доберется до комментов:
Pikapika Teart - вполне доступный авант-прог со славянской этникой
Grey Mouse - отличный альбом "Trip", что-то из разряда транс-психоделии в духе Оле Лукойе (мне даже больше зашел, чем любой их альбом).
Inner Drive - годный дебютник "Oasis", в последнии годы в России лучше симфопрога пожалуй не выходило.

1
Ответить