«The Monster»

Золотая коллекция музыки. «The Monster» — песня с альбома американского рэпера Эминема «The Marshall Mathers LP 2» (2013), в которой приняла участие барбадосская певица Рианна. Песня была написана Биби Рексой, Эминемом, Рианной, Aalias, Джоном Беллионом, Маки Атанасиу и Frequency, последний также выступил продюсером. Выпущенная 29 октября 2013 года в качестве четвертого сингла с альбома, песня «The Monster» стала четвёртой совместной работой Эминема и Рианны после «Love the Way You Lie» (2010), его сиквела «Love the Way You Lie (Part II)» (2010) и «Numb» (2012).

Eminem ft. Rihanna - The Monster (Explicit) [Official Video]

Одно из самых чётких предписаний логики шоу-бизнеса звучит так: если что-то сработало однажды, оно сработает снова. Такое мышление не всегда работает и приводит к культурным тупикам, к мультиплексам, полным незначительных вариаций на тему десятилетий. Но это утверждение зиждется не на пустом месте. Чаще всего это правда, если не с художественной, то с коммерческой точки зрения. Знакомое порождает недовольство, но оно же и успокаивает. Если вы белый рэпер средних лет, построивший титаническую историческую карьеру на размышлениях о собственных душевных проблемах, то вам, возможно, есть чем утешиться.

Когда-то рэп-карьеры были короткими. Run-DMC были на вершине мира в 1986 году, а в 1990-м их уже не могли арестовать. MC Hammer и Vanilla Ice подняли рэп на пугающе новые коммерческие высоты, но они становились героями, когда их самые громкие хиты срывались с вершин. К 90-м годам самые громкие имена в рэпе пытались получить роли в ситкомах и фильмах категории B. Рэп-карьера всё ещё может сгореть достаточно быстро, чтобы вскружить голову; просто спросите Родди Рича или DaBaby, пару парней, которые со временем появятся в этой колонке. Но как только вы достигаете определенной точки на небосклоне рэпа XXI века, вы несокрушимы. Если у вас есть достаточно сильный бэк-каталог и правильные люди, заботящиеся о ваших бизнес-интересах, вы никогда не уйдете.

Эминем всегда был маловероятным кандидатом на роль поп-звезды — нецензурный боец Scribble Jam, который слишком охотно выставлял напоказ свои непростые отношения с людьми в своей жизни. Но Эм появился в нужный момент, с правильной подачей и упаковкой, а также с реальными навыками, необходимыми для поддержания шумихи. За несколько лет он стал самым продаваемым рэпером в истории. Несмотря на то, что чувство стиля Эминема атрофировалось, а его эстетика расходилась со всем остальным, что происходило в рэпе, он продолжал продавать пластинки. В возрасте 41 года он в пятый и, на данный момент, последний раз достиг вершины Billboard Hot 100. Это настоящее достижение, и Эминем справился с ним, став сиквелом самого себя.

Осенью 2013 года Эминем выпустил «The Marshall Mathers LP 2», явно возвращаясь к альбому 2000 года, который сделал его джаггернаутом поп-культуры. Пластинка 2013 года не имела той трансгрессивной, будоражащей воображение непосредственности, как та, что вышла 13 лет назад, но её выход всё равно стал событием. «The Marshall Mathers LP 2» стал бы большим событием просто благодаря своему существованию, а три его сингла попали в топ-10. Но для главной песни альбома Эминему пришлось снова сойтись с Рианной и записать ещё одну песню, очень похожую на «Love The Way You Lie».

По крайней мере, с моей точки зрения, альбом Эминема 2010 года «Recovery» — это скучный, разочаровывающий треш, затянутый блокбастер, зажатый между проповедью самопомощи и врожденной сопливой несносностью Эминема. Но вещь вызвала резонанс — восемь миллионов экземпляров, два сингла, попавших в чарты, самый популярный альбом своего года. После его выхода Эминем попытался расширить состав своего лейбла Shady Records, выпустив несколько полууспешных пластинок с похожими по духу рифмованными зверушками и выпустив альбом «Bad Meets Evil» со своим старым детройтским партнером Royce Da 5’9″. Поэтому было очень важно, когда Эминем объявил о скором выходе «The Marshall Mathers LP 2» в телевизионной рекламе, которая была показана во время судьбоносной церемонии VMA 2013 года.

Через два дня после этого рекламного ролика Эминем выпустил лид-сингл «Berzerk», спродюсированный Риком Рубином, который явно стремился вернуть биг-бит минимализм музыки, впервые захватившей воображение подростка Эминема. Рубин использовал сэмплы Билли Сквайера и Beastie Boys, а Эминем перешёл в свой скупой и целеустремленный режим, говоря о возвращении настоящего хип-хопа, что бы это ни значило. Песня стала заявлением о намерениях, но хитом не стала, дебютировав на 3 месте и быстро скатившись вниз по чарту. (После эмоционального катарсиса, вызванного его синглами из «Recovery», Эминем просто не мог произвести такого же эффекта, перейдя в режим рэппи-рэпа, тем более что его рэппи-рэп становился все более беспорядочным и скучным).

Eminem - Berzerk (Official Music Video) (Explicit)

Я абсолютно охеренно ненавидел «The Marshall Mathers LP 2». Я ненавидел его очищающим, очищающим, душевным огнем. Я ненавидел его всем своим существом, физическим, умственным и духовным. Было почти приятно ненавидеть его так сильно, как я ненавидел, потому что я хотя бы что-то чувствовал. Здравомыслящий человек мог бы просто проигнорировать столь неприятную пластинку, но я — онлайновый рок-критик, поэтому мне пришлось рецензировать её в день выхода, размышляя обо всём, что я мог бы услышать, увидеть или сделать вместо того, чтобы слушать попытку Эминема читать рэп голосом Йоды.

Возвращаясь к альбому сейчас, я уже не испытываю того же вихря ненависти, хотя всё ещё определённо ненавижу эту чертову вещь. В наши дни у меня есть факторы, сдерживающие эту ненависть. Рэпер, которого я когда-то любил, полностью потерял свой путь, усложнив и переосмыслив свой собственный флоу и выполнив безрадостное впечатление от архаичной глупости, которая когда-то давалась ему так легко. Это грустно! Мне даже жаль его! Эминем пытался повзрослеть и вырасти, но так и не смог избавиться от вируса собственного женоненавистничества. Есть какое-то мрачное развлечение в том, как плохо он использует все свои собственные штампы. Все эти слабости проявляются в хите №7 «Rap God», технически ослепительной выставке быстрого флоу, который мало что оправдывает или дополняет демонстрируемую виртуозность. (Это 5 из 10. Эминем также достиг 16 места с мелодраматичной «Survival», которая, честно говоря, может стать лучшим синглом с этого альбома).

Eminem - Rap God (Explicit)

Возможно, моя ненависть к «The Marshall Mathers LP 2» горит не так ярко, потому что альбом больше не находится в центре внимания. Эминем и сегодня пользуется огромной популярностью, но нам не нужно беспокоиться о том, что этот парень диктует направление развития жанра. Как и его коллега, белый рэпер Маклемор, который в 2013 году был во всех чартах, Эминем только заканчивал свой период доминирования. Эминем продержался в центре мира гораздо дольше, чем Маклемор, но все вещи временны.

Оглядываясь назад, можно сказать, что «The Marshall Mathers LP 2» не был таким уж грандиозным, как казалось в тот момент. Альбом разошёлся тиражом в четыре миллиона копий, но это было вдвое меньше, чем у «Recovery». Ни один из синглов не достиг №1, пока не появилась экстренная коллаборация с Рианной. «The Monster», очевидная попытка создать еще один «Love The Way You Lie», не принадлежит Эминему. Вместо этого песня появилась на студийной сессии двух продюсеров и двух разочарованных потенциальных поп-звёзд.

Биби Рексе было около двадцати лет, когда она записала демо «Monster», но она уже считала себя неудачницей в музыкальном бизнесе. Рекса, дочь албанских иммигрантов, выросла на Статен-Айленде и в детстве была талантливой театралкой. Ещё подростком она подписала контракт с Def Jam, а когда дело не пошло, пару лет пела в Black Cards, сайд-проекте Fall Out Boy под руководством Пита Вентца, который выпустил пару микстейпов. В конце концов Рекса покинула Black Cards, подписала контракт с Warner Bros. и начала писать для других поп-артистов.

Black Cards - End of Pretend (Feat. Matthew Koma)

Песня «The Monster» была написана Рексой совместно с Frequency и Aalias, двумя рэп-продюсерами, которые не сделали больше ничего такого, о чём стоило бы беспокоиться, и Джоном Беллионом, музыкантом с Лонг-Айленда, который писал для других людей и имел собственные сольные артистические амбиции. Позже и Рекса, и Беллион добились настоящего успеха. У Джона Беллиона всего один хит, но этот хит, действительно раздражающий трек 2016 года «All Time Low», добрался до №16. Биби Рекса остаётся загадкой музыкального бизнеса — способная, но безликая танцевальная поп-певица с большим количеством хитов, но без определенной личности или очевидной фанбазы.

Вскоре после выхода «The Monster» Биби Рекса начала выпускать успешные синглы со случайными соавторами: David Guetta, G-Eazy, Florida Georgia Line. Самый чартовый сингл Рексы, совместный сингл 2017 года с Florida Georgia Line «Meant To Be», достиг вершины на №2 и установил всевозможные рекорды на кантри-радио. (Это 4 из 10). Сингл «Meant To Be» стал бриллиантовым, а Рекса продолжает собирать хиты. Вчера она выступила на Coachella, заняв одно из первых мест на главной сцене. У неё всё хорошо. Однако в 2013 году Рекса всё время переживала по поводу того, куда движется её поп-карьера, и, по её словам, эти чувства она вложила в «The Monster».

Bebe Rexha - Meant to Be (feat. Florida Georgia Line) [Official Music Video]

В демо-версии «The Monster» не имеет практически ничего общего с рэп-музыкой. Вместо этого это максималистский сплав фестивального EDM, фолк-попа и арена-рока. Но на всё это можно наложить рэп, и многие люди в то время добивались успеха, делая именно так. Люди из A&R разнесли это демо по магазинам, а у Frequency был свой знакомый в Shady Records, поскольку он работал гастрольным диджеем в супергруппе Slaughterhouse, занимавшей второе место по популярности в гоун-рэпе.

Биби Рекса хотела оставить «The Monster» себе, но когда Эминем проявил интерес к треку, она воспротивилась, позже заявив, что люди из его команды «запугивали» её, чтобы она отдала ему песню. Она надеялась, что её хотя бы включат в трек, и Эминем сохранил вокал, который она использовала в демо, но этот вокал остался на заднем плане. Рекса не знала, что Рианна споёт её припев, пока не услышала песню по радио. На сегодняшний день у песни «The Monster» семь авторов: Эминем, Рианна, Рекса, Джон Беллион, Frequency, Aalias и некто Маки Атанасиу.

При всём уважении к способностям Биби Рексы к созданию хитов, хорошо, что Эминем пригласил Рианну. Рекса — сильная певица, и её странный йода-подобный припев до сих пор работает как один из главных хуков в «The Monster», но у неё никогда не было такого присутствия, которое привносит в трек Рианна. После совместной работы над «Love The Way You Lie» Рианна и Эминем объединялись ещё несколько раз, сделав буквально part-two и трек для альбома Рианны под названием «Numb». Эминем говорит, что хотел заполучить Рианну для «The Monster», потому что люди думают, что они оба сумасшедшие. Я думаю, что каждый, кто работает в популярной музыке на любом уровне, хотя бы немного сумасшедший, и я не думаю, что Эминем и Рианна действительно выделяются на этом фоне, но я понимаю, что он имеет в виду.

Как и многие другие совместные работы певиц и рэперов, «The Monster» полагается на огненно-ледяное сочетание двух звёзд. В песне Рианна звучит собранно и контролируемо. Это трудно описать, но гравитация Рианны придаёт песне весомость. Эминем, напротив, зажат и напорист, оставаясь в режиме еле сдерживаемого распыления слогов. Подходы разные, но оба они описывают одно и то же: смириться с собственным внутренним монстром.

В своих стихах Эминем говорит о том, что не хотел славы, которую обрёл: «Всё, чего я хотел, — это быть Брюсом Ли на листочках/ Злоупотреблять чернилами, использовать их как инструмент, когда я выпускаю пар». Он снова говорит, что читает рэп для ребят, которые, как и он, чувствовали себя беспомощными, но он жаждет какой-то нормальности: «Считайте меня сумасшедшим, но у меня есть видение, что однажды я буду ходить среди вас как обычный гражданин». Он понимает, что это бессмысленно — одновременно жаждать славы и отвергать её, но не может остановить себя.

Эминем пишет на «The Monster» так неуклюже и беспорядочно, как никогда раньше. Он читает рэп с огнём и беглостью, но уже несколько лет не может найти своего места. Самое впечатляющее в его исполнении «The Monster» — это уровень эмоций в его голосе, напряженный рык, который находит нотки искренности даже тогда, когда он вставляет имена Кул Кита, Джеффа ВанВондерена и Рассела Уилсона в свою тираду о самопомощи. В конечном итоге «The Monster» звучит как сшитый вместе Франкенштейн всех жанров, которые были популярны в 2013 году. Хук силён, послание резонансно, но максимализм всего — мелодии, продакшена, рэп-битов — утомляет и слегка угнетает.

Рианна играет психотерапевта Эминема в клипе «The Monster», что довольно забавно. Клип представляет собой несколько трудоёмких флэшбеков к предыдущим видео Эминема: камера с мягкой обивкой, трейлерный парк «8 миля» и CGI-прыжок с крыши — всё это повторяется. Эминем снял клип вместе с режиссером «Not Afraid» Ричем Ли, и я не могу сказать, что видео действительно захватило моё воображение. Я так и не понял, почему меня должны волновать внутренние переживания Эминема, и видео не дало мне повода изменить своё мнение.

Когда песня «The Monster» вышла в качестве сингла, казалось, что парад громких хитов Рианны никогда не закончится. На самом же деле, эта череда завершилась сама собой, хотя Рианна ещё не раз появится в этой колонке. Эминем и Рианна провели короткий совместный тур по стадионам, после чего больше никогда не сотрудничали. После «The Monster» Эминем выпустил «Headlights», маловероятную совместную работу с Нейтом Руэссом, бывшим певцом Fun., который уже несколько раз появлялся в этой колонке; вершина альбома пришлась на №45. Цикл «Marshall Mathers LP 2» завершился, и когда Эминем продолжил его альбомом 2017 года «Revival», ни один из его синглов не попал в топ-10, даже с приглашёнными звёздами с большим именем. Эминем работал с Бейонсе над «Walk On Water» и с Эдом Шираном, который со временем появится в этой колонке, над «River», но эти песни достигли своих вершин на №14 и №11, соответственно.

Все три последних альбома Эминема платиновые, но раньше он становился платиновым прямо во сне. Однако за это время у Эминема была пара крупных хитов. После неожиданного релиза альбома 2018 года «Kamikaze» Эминем вступил в короткую вражду с белым рэпером со Среднего Запада Machine Gun Kelly. (Самый чартовый сингл MGK, совместный с Камилой Кабелло «Bad Things» 2016 года, достиг вершины на №4. Это 5 из 10).

Эминему не понравился комментарий, который MGK адресовал его дочери, поэтому он насмешливо упомянул имя MGK в песне «Kamikaze». MGK ответил довольно забавным дисс-треком «Rap Devil», который достиг №13. Это, похоже, разожгло огонь в Эминеме, который ответил веселым синглом «Killshot», не относящимся к альбому, в котором, среди множества язвительных фраз, была странная фраза о том, что Рианна оставляет засосы на его шее. «Killshot» был достаточно эффективным, чтобы MGK почти сразу же переключился на альт-рок, и он предвосхитил нынешний момент, когда рэп-биф может доминировать в поп-корне. («Killshot» достиг вершины на №3. Это 8 из 10). Эминем также добрался до №6 с треком «Kamikaze» «Lucky You», совместной работой с коллегой по фаст-рэпу Джойнером Лукасом. (Это 7 баллов).

KILLSHOT [Official Audio]

В наши дни Эминем появляется всё реже и реже. Его последний альбом вышел в 2020 году, и в том году он достиг №3 с песней «Godzilla», посмертным сотрудничеством с покойным Juice WRLD. (Это 7 из 10). Очевидно, что на подходе ещё один альбом, но в настоящее время Эминем, похоже, в основном делает музыку для сиквелов «Venom» и показывает своё лицо на важных событиях, таких как чемпионские бои в Саудовской Аравии. Он всё ещё ультра-мега знаменит. В 2022 году он принял участие в шоу Dr. Dre Super Bowl Halftime Show и был введён в Зал славы рок-н-ролла. Наверное, Эминем ещё не раз появится в этой колонке, но статус легенды ему обеспечен, и он сделал практически всё, что может сделать популярный музыкант. Я не думаю, что у него осталась хорошая музыка, но будет здорово, если он докажет, что я ошибаюсь.

5 из 10.

Британская танцевальная группа Rudimental исполнила песню «The Monster» во время сессии 2013 года в BBC Live Lounge, превратив её в попурри с балладой One Direction «Story Of My Life».

Rudimental - Monster/The Story Of My Life in the Live Lounge

(«Story Of My Life» достигла вершины на №6. Это 9 из 10. Самый чартовый сингл One Direction в США, «Best Song Ever» 2013 года, достиг вершины на №2. Это 6 баллов. Несколько участников One Direction со временем появятся в этой колонке. У Rudimental есть куча хит-парадов Великобритании, но их единственный хит Hot 100 — это совместная песня с Эдом Шираном «Lay It All On Me» 2015 года, которая достигла вершины на №48).

Больше информации о новой и старой музыке можно найти в блоге «О музыке». Чтобы послушать альбом целиком, не выходя из Телеграм, просто перейдите на мой канал.

55
6 комментариев

Хрень попсовая, у эма полно треков по круче

Олег, зачем ты вот так свое имя под сомнения ставишь?

Чувак, тебе стоит начать пилить ролики на Ютуб, повествование приятное

Это же перевод. Вряд ли с роликами получится, причин много.