И тогда «Нирвана» убила рок
Это был альбом, который объединил людей. Однако были и те, кто недоумевал, почему мир так стремительно принял эту ядерную бомбу панк-рока. Тем не менее, Nevermind стал шагом вперёд для Кобейна как автора и мелодиста: «Smells Like Teen Spirit» не нуждается в объяснениях, но электрический поток «Territorial Pissings», противоречивый «Come As You Are», тревожный фолк «Poly» и биполярный «Lithium» также подтверждают это. Это была прекрасная синтезия — захватывающая для тела и удивительная для разума. Пронзительные тексты Кобейна будоражили эмоции, а барабаны Дэйва Грола напрямую воздействовали на солнечное сплетение.
Второй альбом группы был выпущен лейблом Geffen, и это изменение беспокоило Кобейна.
Подписать контракт с крупным лейблом — это страшное решение… Я видел, как независимые группы, подписавшие контракты с мейджорами, оказались в ужасных ситуациях. Для нас первым приоритетом было найти хорошего юриста, который смог бы договориться о контракте, позволяющем нам продолжать делать то, что мы хотим. Это может звучать как чистый бизнес, но в таких ситуациях ты вынужден заниматься такими вопросами, когда оказываешься среди людей, чья единственная цель — продавать пластинки. Наш юрист проделал отличную работу. Мы получили 100% творческой свободы. Мы сами решаем продолжительность наших туров, людей, с которыми работаем, интервью, которые даём, песни, которые записываем, способы записи и людей, с которыми их записываем, а также наши обложки альбомов. Полная творческая свобода!
Концертные записи и сборники
Отдаваясь идеологии независимости, члены Nirvana стали самыми популярными анти-рок-звёздами своего времени. Это был триумф, который поставил их на передовую альтернативной сцены, особенно сцены гранжа. Внимание, неустанно направленное на них, в конце концов осветило и другие группы, находившиеся в их окружении, такие как Soundgarden, Alice In Chains и Pearl Jam. Через три альбома Nirvana всё ещё наслаждалась той же известностью, их вдохновение не казалось исчерпанным, а альбом «Unplugged In New York», записанный вживую и представленный в акустической, обнажённой версии, открыл зрителям глубокие и мощные основы их творчества. Это стало свидетельством уникальной универсальности группы, которая существовала прежде всего, чтобы шуметь.
Однако усталость одержала победу над Куртом Кобейном, который, усталый от публики и СМИ, прервал европейский тур. Спустя несколько дней, 8 апреля 1994 года, его нашли мёртвым в его доме от пули в голову — семь месяцев спустя после выхода их третьего студийного альбома «In Utero». С этой трагической развязкой, случившейся в возрасте всего 27 лет, карьера оборвалась там, где началась легенда. Популярность Nirvana не угасла, их каталог остаётся полным классики жанра. Трагедия даже укрепила ту легенду, которая так яростно овладела молодёжью, с заголовком Washington Post: «Курт Кобейн — самоубийство, которое заговорило с поколением».
Безработица растёт, СПИД забирает свои жертвы, а вокалист Nirvana, на пике своей славы, застрелился. Короче говоря, небеса 90-х окрашены в угольно-серый цвет. Сегодня инди-рок стал более мейнстримным, чем когда-либо, но в те времена всё было иначе! Никто не мечтал о международном успехе, не ставил свои треки в телевизионные рекламные ролики и не зарабатывал миллионы во имя рок-н-ролла. В одно мгновение Nirvana превратилась из группы на независимом лейбле, построенного на дружбе (Sub Pop), в один из крупнейших лейблов в истории (Geffen), от выступлений в Riverside в Ньюкасле до хэдлайнеров на фестивале в Рединге, от обыкновенных фанзинов до обложки Rolling Stone! В 1991 году Курт Кобейн с осторожностью высказывался о внезапном успехе своей группы:
Наша цель не в том, чтобы продолжать продавать пластинки. Мы просто хотим продолжать получать удовольствие и нравиться друг другу. Мы надеемся, что сможем писать хорошую музыку, пока она нам не надоест. Если что-то нарушит этот баланс, мы сразу остановимся. Мы можем также приостановить существование группы, что, к счастью, является ещё одним вариантом… Но мы не думали, что наш успех будет таким огромным и немедленным. Я должен быть очень высокомерным, чтобы сказать, что ожидал этого… В офисе нашего юриста я увидел на стене золотую пластинку, вручённую хард-рок-группе Poison, и подумал: «Здесь абсолютно нет шансов, и нет никакой причины, почему группа, как наша, могла бы добиться успеха в мейнстриме». Сегодня я не боюсь этого успеха. Просто… я боюсь, что он сделает всё это предприятие неинтересным. Безличным. На данный момент нам всё ещё нравится это делать. Но кто знает?
Курт Кобейн ушёл из жизни более двадцати лет назад. Стал бы он «старым автором песен, вросшим в кресло-качалку с акустической гитарой в руках», как он сам представлял свою пенсию, в стиле Ледбелли или Джонни Кэша? Кто знает… За это время появилось, наверное, от миллиона до миллиарда новых рок-групп, но ни одна из них так и не достигла тех же космических высот, оставаясь при этом так близка к корням жанра, который когда-то развивался в спальнях, гаражах и на маленьких сценах грязных пивных. Где-то в середине 90-х чувство бунтарства и вся мифология, которую оно несло, ушли из рок-н-ролла — ставшего более консенсусным, чем когда-либо — и перешли в другие музыкальные жанры, такие как хип-хоп и электро. Это наследие, которого Курт Кобейн действительно никогда бы не мог предсказать.
P.S. Цитаты из Курта Кобейна, интервью с Марком Зисманом для «Guitare & Claviers» (ноябрь 1991 года).
Плейлист:
By Marc Zisman, December 2, 2023
Как Нирвана могла убить рок, если у нас есть Imagine Dragons?
И тогда «Нирвана» убила рокА потом Курт Кобейн понял, что рок это он.
Нужно было лишь пораскинуть мозгами
Ну это всё странный какой-то тейк. Те же корны выстрелили уже после смерти Кобейна, где первый альбом вполне себе в духе гаража и прочей труЪ атрибутики и всё было тогда ещё хорошо. Примерно в то же время Far Beyond Driven пантеры разорвал чарты. Ну знаете, метальный метал, который "яростно атаковала" нирвана, но как-то не убила. А на MTV даже в начале нулевых были вполне себе напористые команды.
Возможно, нирвана и посодействовала косвенно появлению всяких линкин парков и никельбаков, которые рок полностью завернули в коммерцию, но что-то это как-то не так работает. Скорее, как и с видеоиграми, индустрия полностью созрела и огромное количество команд теперь заваливает слушателя стерильным "мелодик-металкором". При этом, андеграунд он остался на своём месте, просто погребён под слоем вот этого вот.
во времена нирваны металл был доминирующим жанром в роке, все выглядели как guns n roses и делали примерно похожую музыку, слушателям и зрителям надоели гривотрясы с кучей бабла и пафоса, тогда и вышла на сцену нирвана - 3 простых парня которые замешали панк с попсой, это было что-то новое и к ним потянулись