Почитать
Vladislav N
21 186

«Гарри Поттер»: все секреты популярности

Волшебный лонгрид.

В закладки
Слушать

И до, и после «Гарри Поттера» мир видел немало историй о магии, избранных и борьбе с тёмными властелинами. Но ни одна из них не смогла достичь столь же впечатляющего успеха. Что же создаёт разницу? Мне нравится думать, будто успех Поттерианы можно разложить на составные элементы.

Вряд ли секрет можно описать просто и однозначно, иначе его было бы очень легко повторить. Поэтому мы не будем касаться некоторых вполне очевидных причин популярности вроде продвинутого маркетинга или наличия у вселенной яркой серии фильмов, которые, безусловно, помогли прославить романы на весь мир.

Вопрос в том, почему это стало возможным, ведь далеко не каждое, пусть и вполне достойное, продвигаемое и экранизированное произведение способно столь же прочно войти в сознание миллионов людей.

В общем, усаживайтесь поудобнее. Будем разбираться. Кстати, этот текст состоит сплошь из одних спойлеров.

Принцип айсберга

Если писатель хорошо знает то, о чём он пишет, он может опустить многое из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует всё опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды.

Эрнест Хемингуэй

Джоан Роулинг всегда знает об истории гораздо больше, чем показывает. Простой пример: Сириус Блэк со своим летающим мотоциклом упоминаются ещё в прологе «Философского камня». В следующий раз Сириус появится в повествовании лишь в третьей книге. Мотоцикл — в седьмой.

Многие сюжетные линии проходят через всю серию книг, лишь время от времени получая частичное раскрытие. Роулинг не спешит показывать подноготную истории, не боится остаться непонятой и, тем самым, создаёт глубину, которую подсознательно ощущают читатели.

Так, в качестве постоянного фонового сопровождения выступают сюжетные линии Мародёров, Лили Эванс и Северуса Снейпа. На протяжении всех семи книг мы могли быть свидетелями драматического напряжения, сопровождавшего взаимоотношений этих персонажей. Мы ощущали, насколько серьёзное влияние на историю оказывают давно минувшие события с их участием. Но до самых последних глав не догадывались о фактической сути того, что так долго было скрыто в глубине тщательно выписанного подтекста.

Другой значимый пример связан с важнейшей для Поттерианы темой страха перед смертью. Эта линия красной нитью связывает все семь книг серии. Обратите внимание, что задел для финальной развязки с добровольным самопожертвованием Гарри (равно как и намёк на истинные намерения Дамблдора в отношении Мальчика, Который Выжил) был создан ещё в первой книге. Роулинг хватило всего одной цитаты:

«В конце концов, для правильно организованного сознания, что есть смерть, как не новое интересное приключение?»

Тот же принцип касается и мелких, казалось бы, незначительных деталей. Например, в пятой книге при уборке дома на площади Гриммо герои выкидывают медальон, который не получилось открыть. В седьмой книге они узнают, что на самом деле это был крестраж Волан-де-Морта. К слову, сама тема осколков души Тёмного Лорда возникает в повествовании ещё в «Тайной Комнате».

Остролист, из которого сделана волшебная палочка Гарри, в христианской и кельтской символике имеет значение жертвенности, что также намекает на судьбу героя

Джоан Роулинг относится к когорте так называемых «писателей-архитекторов», а потому её «айсберг» — результат дотошного планирования. Ниже вы можете видеть рукописный план сюжета книги «Гарри Поттер и Орден Феникса» за авторством самой писательницы, а также его удобоваримую графическую версию на английском языке.

Заметьте: одна из сюжетных арок называется «Чжоу/Джинни». Это интересно, учитывая тот факт, что романтические отношения между Гарри и Джинни возникают только в следующей книге. В тексте «Ордена Феникса» Роулинг не обмолвилась об этом ни словом, фокусируя внимание исключительно на Чжоу.

В это же время писательница точно знала, как в дальнейшем будут развиваться арки всех трёх персонажей, что, безусловно, повлияло и на то, как книга была написана, и на то, как её восприняли читатели.

Игра с читателем

Даже несколько раз прочитав весь цикл, вы не сможете с уверенностью сказать, что смогли увидеть айсберг во всей красе.

Джоан Роулинг активно вписывает в повествование неочевидные на первый взгляд смыслы, отсылки и шутки, которые могут быть обнаружены читателем только во время перечитывания, либо и вовсе навсегда остаться скрытыми в толще богатого книжного подтекста.

Роулинг оставляла «пасхалки» с самого старта серии. В «Философском камне» близнецы Уизли заколдовывают снежки таким образом, чтобы они врезались профессору Квиреллу в затылок. Лишь при повторном прочтении вы можете осознать всю забавность момента: оказывается, эти снежки на самом деле попадали в лицо самому Волан-де-Морту.

В книгах читатель нередко вынужден теряться в сомнениях. Стоит ли доверять Северусу Снейпу? Как оценить поведение отца Гарри и его друзей? Но одно дело, когда такие дилеммы действуют на просторах основных сюжетных веток, и совсем другое — если проходят тонкой, почти незаметной вязью через арки второстепенных персонажей.

Примером такой мини-игры служит обыгрывание «проклятия Кассандры» в отношении всё той же Сивиллы Трелони и преподаваемого ею предмета — Прорицаний. Роулинг будто бы ведёт забавный заочный диалог с читателем. С одной стороны она использует скепсис, насмешки и реалистический подход авторитетных персонажей вроде Макгонагалл, Гермионы и Дамблдора. С другой стороны — показывает, как пророчества Трелони раз за разом удивительным образом сбываются.

Речь, как вы уже могли догадаться, не об истинных предсказаниях, сделанных Сивиллой в состоянии транса, а о тех предостережениях, которые она делает в обыденном порядке, например, с помощью карт или хрустальных шаров. Между тем, именно таким образом Трелони предсказала:

  • точное время отказа Гермионы посещать Прорицания;
  • встречу Гарри с Волан-де-Мортом на четвёртом курсе;
  • гибель Барти Крауча-старшего и Седрика Диггори;
  • гибель Дамблдора на верхушке башни.

Некоторые «послания» можно отследить только на длинной дистанции. Во время первой встречи с Гарри на третьем курсе профессор с уверенностью заявила, будто мальчик родился в середине зимы. Подобное заявление было принято окружающими с насмешкой, ведь настоящая дата его рождения — 31 июля. Однако по итогам серии мы можем сказать, что прорицательница не ошиблась: ощущая присутствие в Гарри осколка другой души, она указала на время рождения самого Тёмного Лорда.

Ещё один пример из линии со всё той же Трелони, снова из «Узника Азкабана»:

Если я сяду, нас будет тринадцать. Не забывайте: когда вместе обедают тринадцать человек, кто первый встанет, тот первый умрёт.

Ирония в том, что в тот самый момент за столом уже находилось тринадцать человек, поскольку Трелони не смогла учесть присутствие Питера Петтигрю, скрывавшегося в обличье крысы. Первым из-за стола привстал Дамблдор, чтобы поприветствовать профессора и заодно высказать скепсис в отношении суеверий. Как результат, он ушёл из жизни первым среди тех тринадцати, что находились за столом, а произошло это лишь спустя три книги, в «Принце-Полукровке» — предпоследней части серии.

На этом история суеверия не заканчивается. В «Ордене Феникса» Сириус Блэк также становится первым, кто встаёт из-за стола, за которым обедают тринадцать человек

Интересно, что персонажи почти никогда не вспоминают о предостережениях предсказательницы. Увидеть, насколько часто она бывает права и почувствовать некоторый укол совести из-за несправедливого отношения к персонажу можно только в том случае, если вы сядете за книжки ещё раз.

С точки зрения организации сюжета, удивительно, насколько тонко и незаметно Роулинг помещает эту маленькую мини-игру в повествование. Всего пара едва уловимых штрихов и пресловутый айсберг достигает поистине впечатляющего масштаба.

Вопросы, вопросы, вопросы

Такой жанр, как детектив, очень успешен с коммерческой точки зрения, поскольку при должном уровне исполнения обеспечивает высокий уровень вовлечённости читателя.

Роулинг сделала детективные элементы основой сюжета. Почти во всех книгах серии читатель участвует в раскрытии различного рода преступлений. Мы вместе с Гарри и его друзьями предотвращаем похищение философского камня, находим секрет открытия Тайной комнаты, выявляем источник загадочной «ошибки» Кубка Огня, исследуем череду покушений в «Принце-полукровке».

Все книги о Гарри Поттере — это, в первую очередь, искусные детективные истории

При этом детективные механизмы работают не только в рамках раскрытия преступлений — в Поттериане мы «расследуем» то, как устроен волшебный мир, изучаем внутренний конфликт главного героя, выискиваем причины поступков других персонажей. Гарри во всём видит загадку, без устали генерирует гипотезы, искренне верит в ложные ключи и смело запускает одно расследование за другим.

Обратите внимание на интенсивность, с которой Роулинг внедряет в повествование всё новые и новые тайны. Для примера сделаем небольшой разбор «Ордена Феникса». Повествование стабильно включает несколько загадок «макро-уровня», которые постоянно существуют в бэкграунде сюжета и переходят из книги в книгу, например:

  • Каковы планы и действия Волан-де-Морта?
  • Каковы планы и действия Дамблдора?
  • Можно ли доверять Северусу Снейпу?

А также несколько профильных загадок-расследований, которые составляют основу сюжета конкретной книги, в том числе:

  • Что за «оружие» охраняет Орден Феникса?
  • Что за дверь снится Гарри почти каждую ночь?
  • Почему Дамблдор старательно избегает Гарри?

И вдобавок к этому целый ряд загадок «микро-уровня», которые появляются в сюжете почти мимоходом и крайне быстро сменяют друг друга. Именно такие маленькие расследования помогают создать воронку, заставляющую читателя перелистывать страницу за страницей в поисках желанных ответов.

Ещё в пределах первых восьми глав «Ордена Феникса» мы успеваем столкнуться со следующими «микро-вопросами»:

  • Почему Гарри в изоляции от волшебного мира?
  • Откуда в магловском городе дементоры?
  • Арабелла Фигг — волшебница?
  • Гарри исключат из Хогвартса?
  • Тётя Петунья как-то связана с волшебным миром?
  • Что такое «Орден Феникса» и чем он занимается?
  • Куда собираются переправить Гарри из дома Дурслей?
  • Что за дом на площади Гриммо?
Феномен в том, что Роулинг удавалось поддерживать стабильность структуры на протяжении всех семи книг, а читатель в конечном итоге получил ответы на все ключевые загадки

Процесс выстроен «вагончиком»: вопросы сменяют друг друга беспрерывной чередой, обеспечивая увлекательную динамику повествования. Плотность крючков в тексте так велика, что большинство читателей не станут даже помышлять о том, чтобы пропустить страничку, рискуя лишить себя желанного вознаграждения в виде очередной раскрытой мини-загадки. Внимание к такой истории не ослабевает.

В этом контексте интересно обратить внимание на структуру глав. Роулинг использует относительно короткие, насыщенные эпизоды с открытой концовкой. Новая загадка, неожиданные сведения или предвосхищение скорой развязки — финал каждой главы заточен под то, чтобы заставить читателя двигаться дальше.

Попробуйте взглянуть на книжки так, будто перед вами сценарий сериала. Даже не будучи режиссёром или продюсером, легко представить, как перенести эти произведения на большой экран. В подробностях представляется каждая деталь вплоть до интригующей концовки, заставляющей зрителей в нетерпении ждать новую серию. Это ещё один показатель того, насколько глубоко продумана структура книг.

Универсальный язык, узнавание и архетипы

«Гарри Поттер» понятен и привлекателен для людей из самых разных регионов планеты. Образы, которые использует Роулинг, универсальны, и это ещё одна важная составляющая успеха книжной серии.

В книгах задействован широчайший мифологический пласт: от древнегреческих кентавров и Цербера до «международных» драконов и домовых эльфов. В историю аккуратно вплетаются отсылки на окутанных легендами чародеев вроде Мерлина и точно существовавших в реальности людей, например, алхимика Николаса Фламеля. Волшебники применяют заклинания на латыни и используют цитаты из Библии.

Способность Роулинг мягко компоновать элементы и идеи самого разного происхождения позволила сделать произведение ещё более глубоким и живым

Отдельного упоминания заслуживают психологические образы. Оставаясь живыми и реалистичными, персонажи Поттерианы тем не менее имеют узнаваемый архетипический имидж — чудаковатый на вид мудрец и наставник Дамблдор, эталонная отличница Гермиона, строгая, но справедливая учительница Макгонагалл, весельчаки близнецы Уизли, фанатичка Беллатриса Лестрейндж, высокомерный и капризный наследник богатой семьи Драко Малфой.

Сильные, яркие и простые — эти образы можно без труда представить и запомнить. Среди обилия персонажей легко найти ориентир с близкими себе визуальными чертами, взглядом на жизнь и способами коммуникации.

При этом Роулинг добивается того, чтобы её архетипы не оставались плоскими. Персонажи развиваются, раскрывают в себе новые качества и способности. Всё это лишь ещё больше усиливает чувство узнавания и глубины — персонажи «Гарри Поттера», как и реальные люди, способны меняться, испытывать внутренние противоречия, обнаруживать черты, сильно расходящиеся с внешней линией поведения.

Призыв к самоидентификации укоренён в «Гарри Поттере» на самом глубоком уровне — достаточно вспомнить распределение по факультетам

Узнавание — один из важнейших элементов, лежащих в основе вселенной Роулинг. Эффект становится сильнее благодаря прямой связи волшебного мира с миром реальным. Ощущение того, что всё описанное могло бы происходить на самом деле, многократно возрастает за счёт причудливого сплетения элементов фантазии и обыденности: магазины магических товаров посреди Лондона, «Хогвартс-Экспресс», отправляющийся с реально существующего вокзала Кингс-Кросс, наконец, сам замок, затерянный не где-нибудь в параллельных мирах, а в самой что ни на есть взаправдашней Шотландии.

Роулинг работает не только с узнаваемыми мифологическими и психологическими архетипами — она активно использует устойчивые образы из повседневной жизни. Мы видим, как в магическом мире преображаются самые, казалось бы, банальные и скучные вещи: учёба в школе, поход по магазинам, посещение банка, путешествие на автобусе, поезде или автомобиле, чтение газет, судебное заседание и отправка писем. Наполняя эти образы жизнью, Роулинг показывает, сколь чудесными могут предстать обыденные явления, если взглянуть на них под другим углом.

Начавшись как классическая «история о Золушке», «Гарри Поттер» быстро показал признаки произведения, далёкого по своей смысловой нагрузке от стереотипного шаблона. Детализация, раскрытие и смешивание популярных тропов — ещё одна сильная черта Роулинг

В каждой сказке есть намёк — добрым молодцам урок

«Гарри Поттер» — не просто сказка, но настоящее практическое пособие по жизни. Что интересно, такое пособие годится не только для взрослеющих подростков.

Роулинг сумела мягко вплести в повествование лёгкие, ненавязчивые советы по многим важным жизненным вопросам. В том числе и по таким, с которыми чаще сталкиваются взрослые, нежели чем дети или подростки:

  • борьба с депрессией (в том числе через образ дементоров);
  • умение справляться со страхами (на примере боггартов и не только);
  • опыт жизни в условиях общественной критики, давления и неприятия;
  • умение справляться с побочными эффектами славы и известности;
  • способы реагирования на предрассудки, дискриминацию и ущемление прав;
  • взаимодействие с государственными структурами и прессой.
Глубина укоренённых в фундаменте истории проблем, а также лёгкость и тактичность, с которыми рассуждает о них Роулинг, привлекают взрослых читателей

Большое внимание уделяется вопросам «нормальности» и поиска места в обществе. Герои узнают себя и других, учатся воспринимать жизнь во всём её многообразии и не спешить отвергать тех, кто на них не похож.

Тема принятия выступает лейтмотивом Поттерианы. Возможно, именно способность принять жизнь со всеми её условностями, сложностями и правилами, включая самое страшное из них — смертность, и есть та самая любовь, отличающая Гарри от Волан-де-Морта, который не мог смириться ни со своим происхождением, ни с тем фактом, что все живые существа неизменно завершают свой путь.

Масштабный ответ на один из самых сложных вопросов человеческого существования — ещё один из секретов саги.

Проработка мира и эскапизм

Интересно, что критика в адрес Поттерианы часто содержит претензии к качеству проработки мира. Маховики времени и карта Мародёров, спорная система заклинаний и не самая убедительная схема передачи «власти» над волшебной палочкой. При желании можно собрать немалый список прорех и нестыковок. Почему так происходит?

Как ни странно, сам по себе волшебный мир едва ли можно назвать важнейшим приоритетом в работе Роулинг

Да, «Гарри Поттер» полнится множеством ярких, бесконечно притягательных образов: письмо из школы магии и алый паровоз, палочки и заклинания, летающие мётлы и почтовые совы, причудливые мантии, сказочный замок у озера, аппетитные блюда эльфов-домовиков и волшебные сладости, гиппогрифы и единороги… Тем не менее литературный источник никогда не вертелся вокруг миростроительства — главной оставалась история.

Сказочные образы сыграли на руку фильмам, помогли создать удивительную, волшебную атмосферу и внушили чувство, будто мир Поттерианы может существовать на самом деле.

Вместе с тем многие магические предметы, заклинания и явления не были предусмотрены с самого начала — они добавлялись в историю постепенно, когда в в этом нуждались персонажи и сюжет. Естественно, далеко не все из них логично вписались в структуру вымышленного мира. Зато идеально подошли структуре истории.

Мир «Гарри Поттера» похож на «Нору» — большое, уютное здание, которое достраивали и расширяли, когда в том возникала необходимость. Он удерживается от того, чтобы не рассыпаться, за счёт одной лишь магии. Однако при всём при этом, все возложенные на него функции здание выполняет исправно

Вообще, «Гарри Поттер» — это на редкость «отжатое», абсолютно функциональное, утилитарное произведение. Каждая деталь текста имеет конкретную цель. Каждая реплика, конфетка «Берти Боттс» и проваливающаяся ступенька в Хогвартсе — все они выполняют определённые задачи, будь то раскрытие персонажей, усиление вовлечённости читателя, участие в организации очередной детективной арки или же мягкое, опосредованное донесение важных мыслей.

Следовательно, едва ли целесообразно выискивать в лоре Поттерианы логические ошибки, равно как и рассматривать волшебный мир с точки зрения «рая для эскаписта». Это произведение создано вовсе не для того, чтобы подменить реальность. Оно создано, чтобы помочь нам лучше её понять. В конце концов, Роулинг давно предостерегла читателей от того, чтобы считать её мир способом убежать от действительности:

Нельзя цепляться за мечты и сны, забывая о настоящем, забывая о своей жизни.

Несколько ссылок:

Цикл фанатских теорий «Большая игра профессора Дамблдора» — для тех, кто хочет лучше прочувствовать, насколько глубоко написан «Гарри Поттер».

«Архитектура книги» Стюарта Хорвица — для тех, кто хочет научиться принципам планирования и структуризации истории, подобным тем, что использует Джоан Роулинг (пример с аркой Чжоу/Джинни взят как раз из этой книги). Русский перевод можно найти в Telegram-канале «Редактура или жизнь». Кстати, весьма рекомендую не только перевод, но и сам канал.

Мой собственный канал в Telegram, который я буквально только что открыл — для тех, кому лонгрид понравился. В планах больше подобных материалов: много фэнтези, а ещё игры, кино, психология, нарратив и тексты, посвящённые личным опытам в области интерактивной литературы. Ближайший ориентир — статья в похожем стиле, посвящённая «Песни Льда и Огня».

{ "author_name": "Vladislav N", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u043e\u0443\u043b\u0438\u043d\u0433","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u0433\u0430\u0440\u0440\u0438\u043f\u043e\u0442\u0442\u0435\u0440","long"], "comments": 266, "likes": 526, "favorites": 1075, "is_advertisement": false, "subsite_label": "read", "id": 138419, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 26 May 2020 15:58:34 +0300", "is_special": false }
0
266 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
137

Ещё один пример из линии со всё той же Трелони, снова из «Узника Азкабана»:

"Если я сяду, нас будет тринадцать. Не забывайте: когда вместе обедают тринадцать человек, кто первый встанет, тот первый умрёт."

Ирония в том, что в тот самый момент за столом уже находилось тринадцать человек, поскольку Трелони не смогла учесть присутствие Питера Петтигрю, скрывавшегося в обличье крысы. Первым из-за стола привстал Дамблдор, чтобы поприветствовать профессора и заодно высказать скепсис в отношении суеверий. 

Ответить
14

Похоже на поиск скрытого смысла, которого Роулинг не закладывала. Имхо

Ответить
130

СПГС радотает только при наличии простого совпадения, выдаваемого за нечто большее. А тут прости сошлось слишком много всего, что бы назвать такое простой случайностью. Плюс "библейские отсылки" в текстах просто так не оставляют) Тут нам и местный Иисус, который жертвует собой во имя общего дела. Тут нам и "крыса" за столом) 
Я просто удивлен, что это так замаскировано. Я конечно никогда особо не разбирал ни книги, ни фильмы, но читать о таких пасхалках безумно приятно.

Ответить
1 комментарий
33

Спорно.

Есть замечательное произведение от фанатов, где идёт разбор книг. Большая Игра Дамблдора.
Один раз - случайность, второй раз - совпадение, третий-пятый-десятый - закономерность.
Даже я, тот, кто прочёл ГП раз 10 полностью, нашел много интересного и незамеченного мной.

Ответить
1 комментарий
2

Он был, но не обедал, так что условия предсказания не работают.

Ответить
1

Че ты удивляешься.

Ответить
1
Ответить

Драгоценный Паша

108

  И до, и после «Гарри Поттера» мир видел немало историй о магии, избранных и борьбе с тёмными властелинами. Но ни одна из них не смогла достичь столь же впечатляющего успеха.

Ответить
–12

У Профессора только Хоббита и можно читать, а основная трилогия - нудятина дичайшая. В мои четырнадцать она была нудятиной, в двадцать, а недавно проверил в тридцать - ею и осталась. При всей любви к фэнтези (к воспитанию во мне которой Толкиен руки ни хрена не приложил).
Dixi.

Ответить
46

Властелин колец был начат в 1954
Первый Гарри Поттер в 2001

Чем книга старше, тем тяжелей её читать, потому что автор использует слишком детальные описания окружения. Почему? Потому что сейчас у потребителя есть сформированные визуальные шаблоны, даже для каких-то драконов.

чтобы добавить дракона в книгу сейчас, надо написать "да, перед рыцарем оказался дракон, настоящий дракон". Отрендерил изображение в голове?

чтобы добавить дракона в книгу 1954 года, надо было расписать на три страницы детальное описание внешности.

если ты откроешь почти любую именитую книгу, которой около ста лет, то так или иначе тебе её будет тяжело читать

это не делает книгу плохой, и я бы не стал убавлять её заслуги только потому что сейчас она уже выглядит банально, или нечитаемо. Считаю, что уважения такие книги заслуживают

Ответить
6 комментариев

Административный кран

TIMA
10

Хоббит - это, по сути, детская сказка. Вам Хоббит зашёл, а трилогия (являющаяся мировой классикой) - нет. Что тут скажешь, делайте выводы.

Ответить
0

Повелители мечей Муркока - самое забойное фэнтези, что мне доводилось читать. 

Ответить
1

Это да. Увлёкся темой и взял лишку( Сначала была немного другая формулировка, ВК под неё не подходил. А потом уже забыл подправить.

Ответить
0

У Лавкрафта лучшие темные властелины.

Ответить
62

Конечно всё очень продуманно, но почему близнецы не замечали на карте, что Рон спит в одной постели с Питером Петигрю???

Ответить
67

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Путешествия во времени создают дыры в сюжете и/или логике по определению.

Ответить
19 комментариев
4

Возможно просто они не следили за ним? 

Ответить
28

старались не замечать? )

Ответить
12 комментариев
8

Если и замечали, то думали, что это глюк карты / самое первое имя крысы, ведь они не знали кто такой Питер Педигрю и больше никому эту карту не показывали. Плюс, карта только школу показывает, а им там некогда за братом следить, делами заниматься надо.

Ответить
3

первое имя крысы

вроде карта не показывала животных

Ответить
5 комментариев
2

Еще один баг из золотой коллекции: сама Смерть не могла обнаружить младшего брата Певерелла в мантии-неведимке, а глаз Грюма преотлично видел.

Ответить
7

Не баг, ведь в книге былина про дары Смерти находит рациональное объяснение в том, что Певереллы сами по себе могли быть прокачанными магами, сумевшими скрафтить уникальные артефакты. Другой вопрос, откуда у Аластора его волшебный глаз, явно не на базаре купленный.

Ответить
–4

 не замечали на карте, что Рон спит в одной постели с Питером Петигрю???

Ну любит братец очечо щекотать, его дело. 21 век на дворе

Ответить
7

Тогда был еще 20й )

Ответить
3

Потому что близнецы были деликатны и не обсуждали увлечения брата.

Ответить
2

На ютубе видел теорию о том, что никто кроме мародеров не может увидеть их самих на этой карте.
Вот то видео, если интересно более подробно.
https://youtu.be/nMZlMD0Y7F4

Ответить
57

Джоан Роулинг всегда знает об истории гораздо больше, чем показывает

Да. Например то, что Гермиона - чернокожая, а Дамблдор - гей.

Ответить
5

Хз, даже пускай и гей — это не делает персонажа хуже или глупее.

Хотя если действительно глубоко копать и внимательно читать, то, например, когда во второй части в медкрыле лежит Поттер, директор мило шутит совершенно очевидным образом с Макгонагалл, которая, как вы помните, абсолютно всегда на стороне Дамблдора. Так что я не был бы столь категоричен в отношении ориентации директора. 

Про Грейнджер написано в самой книге (в одной из первых трех, кажется), что эта девочка — с белой кожей, притом совершенно невзначай, просто как описание внешности. Не бледной, именно белой (white). 

Зачастую оказывается, что автор плохо помнит собственный канон, и это вполне себе реально, просто она пользуется, собственно, правом автора. Сапковскому вон темнокожие дриады тоже норм. :)

Ответить
0

С твиттерскими жить, по твиттерски кукарекать (

Ответить
52

А мне кажется что все дело в том что люди хотели именно "стройную" историю про магов. С лором, с процессом обучения и прочим. Под конец история конечно "развернулась" в полноценный экшен, но читать именно про обучение магии и устройство мира ГП было интересно. 

Ответить
7

Вот все тащаться а весь Гари Потер прошел мимо меня. Скажите честно, сейчас уже сороколетнему мне мужику, я много упустил? Стоит посмотреть?

Ответить
103

Стоит почитать

Ответить

Драгоценный Паша

Stan
–15

Если ты раньше читал много фэнтези и фантастики, то нет. 
Очень примитивно.
Для школоты - сойдёт.

Ответить
40

Я прочитал тучу фантастики и фэнтези и Гарри мне очень понравился, несмотря на то, что с момента последнего посещения  мною школы в качестве ученика прошло уже больше 20 лет. Не меряй людей по своим меркам.

Ответить
5 комментариев
9

Нет, не стоит. Я недавно прочитал первую книгу, мне 34. Для взрослого человека это выглядит примитивно и мерисьюшно.

Ответить
12

Вместо "взрослого человека" написал бы лучше "меня".

Ответить
3 комментария
6

Фокус в том, что сага очень сильно "взрослеет" от книги к книге вместе с читателем. Меняется настроение истории, усложняется язык и нарратив, сюжеты становятся ощутимо мрачнее, запутаннее и драматичнее.
Это нужно попробовать, чтобы понять, главное, не пытаться убедить себя, будто первая книга - для взрослых: ни для каких она не для взрослых, она детская, детская и еще раз детская. Такой она задумывалась с полным осознанием дела. Это не упущение или недоработка автора, а изощренная стилистическая игра.

Ответить
1

Первая книга детская. Книги растут вместе с героями, и с конца 4 книги это уже сложно назвать детской сказкой. Это красивая и глубокая история, и надо иметь в виду, что 1 книга - это как одна глава. Не прочитав все, не поймешь ни сути истории, ни героев. 

Ответить

Веселый Даниль

Stan
4

посмотри первый фильм, а потом можешь прочитать "Гарри Поттер и методы рационального мышления" - это крайней качественный фанфик, писался 5 лет, причем каким-то там большим спецом в работе с искуственным интеллектом)

Ответить
13

Фанф конечно офигенный, но все таки лучше сперва прочитать оригинал

Ответить
8 комментариев
9

Стоит почитать.

Ответить
9

Лучше прочитать. 

Ответить
0

Посмотри первые пару серий. Не понравится - забей.

Ответить
9

Так первые два фильма сильно отличается от последующих

Ответить
2

Так первые два по сути детские, дальше уже мрачнее становятся.

Ответить
4 комментария
1

Посмотреть — не уверен, лично мне нравятся первые два фильма, а потом, ИМХО, если не знаешь книги — слишком сумбурно, если знаешь — слишком поверхностно.
Почитать тоже не уверен, очень может не зайти, но я бы попробовал изучить чисто как культурный феномен, чтобы понимать отсылки и всё такое. Если есть ребёнок, можно ему вслух читать. :D
Как прочтёшь все книги — обязательно читани «Гарри Поттер и методы рационального мышления», фанфик от учёного, латающий дыры.

Ответить
2

Охуенного учёного без образования.

Ответить
1

Начни с восьмого фильма и смотри в обратном порядке. Просветишься и заодно впадешь в детство

Ответить
1

Не обязательно. Много не потеряешь.

Ответить
0

Стивен Кинг в 50 втянулся и до сих пор называет в числе своих самых любимых книг. Делай выводы сам!

Ответить
0

Можешь глянуть лекцию Быкова, как он интерпретирует всю серию. А так, сложно сказать. Если не заинтересовало то смысла особо нет но при этом вся серия довольно быстро читается. За недели две (или даже меньше) активного чтения можно осилить. 

Ответить
0

Если все еще любишь сказки и мультики, или хотя бы спокойно к ним относишься, то можно.

Ответить
0

Если фильмы не нравятся, то аналогичный эффект будет от книг.

Ответить
0

Может понравиться. Потерофаном точно не станешь.

Ответить
0

стоит почитать, потом и посмотреть, я в свое время не мог оторваться

Ответить
0

Неделю назад от скуки решил посмотреть все фильмы по Гаррику в первый раз, после первых двух хотелось дропнуть, но где-то с третьего фильм так затянуло, что оторваться было невозможно. Даже ворох недосказанности и проблем с логикой не портят впечатления от просмотра. Прямо пожалел что в детстве с ними был знаком только вскользь.

Ответить
0

Почитать - стоит! Первые части детские, но в целом эта книга на все возраста. 

Ответить
26

Все книги о Гарри Поттере — это, в первую очередь, искусные детективные истории.

Кто в этот раз окажется педиком?

Ответить
20

Поттероман: «И до, и после «Гарри Поттера» мир видел немало историй о магии, избранных и борьбе с тёмными властелинами. Но ни одна из них не смогла достичь столь же впечатляющего успеха»

Властелин Колец:

Ответить
0

Это и впрямь ошибка, выше написал об этом. ВК я тоже очень люблю)

Ответить
2

Спасибо!
Кроме Толкина ещё и Льюис с Хрониками Нарнии как минимум.
Без этих двоих ГП, конечно же, не было бы.

Ответить
–36
Ответить
23

Ахха, но нет.

Ответить
–36

Нету там никакой глубины. Просто она кучу денег получала, за каждое написанное слово))

Ответить
31 комментарий
3

Тут вообще то совсем про другое говорится.

Ответить

Негативный франт

Marat
3

кстати, картинка забавная, но неверная в подавляющем большинстве случаев ее применения.

Ответить
3

На самом деле часто наоборот. Автор продумывает предысторию персонажа чуть ли не до цвета трусов и любимого блюда на завтрак. А потом убивает его через два абзаца. Тут недавно был лонгрид как создаются персонажи.

Ответить
0

я тоже так когда-то думал, но нет, как пример

https://youtu.be/IYT-bB5OTdM?t=155

от 2:35 к 4:35

Ответить

Драгоценный Паша

12

Да, мы поняли всю гениальность Роулинг, приведи несколько примеров, пожалуйста.
А то кроме шутки с "13 за столом" тут ничего нет, одни славословия.

Ответить
14

В этом вся Роулинг, и ее типо стиль "писателя архитектора". Вот один момент она продумает, но 10 моментов упустит из виду либо не доработает, итого у этого архитектора подвал затапливает понемногу ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить
8

и заодно крыша протекает

Ответить
11

Роулинг сумела мягко вплести в повествование лёгкие, ненавязчивые советы по многим важным жизненным вопросам:

— борьба с депрессией (в том числе через образ дементоров);

Это тот совет есть шоколад?)

Ответить
15

Я думаю, что всё-таки под борьбой с депрессией подразумевался патронус, представляющий из себя по сути концентрацию счастливых воспоминаний. Думать о хорошем, абстрагироваться от негатива.. Но шоколад тоже не лишний, наверное)

Ответить
1

Согласна. Даже, наверное, не столько абстрагироваться от негатива, сколько побеждать его с помощью "добра")

:D

Ответить
4

И это, кроме шуток, ПИПЕЦ как помогает.

Ответить

Принципиальный меч

TIMA
1

В кинчиках бабы же постоянно мороженое хавают из ведра когда расстроены. Сладости помогают) 

Ответить
1 комментарий
3

Спасибо за лонг! Сначала из-за заголовка подумала, что фигня будет, но взгляд зацепился и прочла полностью с интересом. 

Помню, когда впервые читала, то тоже была впечатлена тем, как проявлялись позже в истории некоторые детали и разматывались ниточки. Действительно было видно, что развязку и основные моменты Роулинг продумала изначально, а не, как часто бывает, придумала по ходу. Это один из очень крутых плюсов ГП, который не только склеивает историю, но и даёт хорошую развязку. Не считая пейрингов, но то уже такое x3

Ответить
1

Хаха, на самом деле про шоколад я совсем позабыл, но вообще-то да - это идеальный совет) Спасибо, приятно)  

Ответить
13

Ну хз. Первые фильмы были крутые, но там было много детских роялей. Но оно работало, потому что атмосфера в целом была сказочная и отстранённая. А когда пошли мрачняки, "серьёзность", "взрослость", то оно как-то совсем не в ту сторону поехало- герои без сказочной атмосферы какие-то мери сью. Шутка ли- то в Министерство магии вломятся, то самый крупный магический банк ограбят (причём в обоих случаях с помощью зелья первого класса средней школы)  и т. д. и всё время им всё так или иначе удаётся... Сначала было вошлебство, а под конец они охотятся за какой-то сранью несколько книг. Да и когда "детская" атмосфера пропала, сразу начали всплывать вопросы о местных порядках, в т. ч. и правила первых фильмов перестали работать: все знали, куда и к кому придёт САМЫЙ опасный волшебник, но никто его не останавливал? В "детской" версии в это верится, во "взрослой"(?)- нет. Почему детей делят по характерам? Разве это не вредно? В книгах я что-то пользы от такого подхода не заметил. Почему Дамблдор накидывает баллы? Почему в виде спорта, в котором люди летают на мётлах на хер знает какой высоте, есть шары, которые летают со скоростью пули и пытаются этих людей сбить? Почему в первых фильмах все чудом спасались (все видели глаза василиска исключительно в отражении лужицы, лол), а дальше пошли трупы? Потому что Гарри повзрослел? Это так не работает, говно происходит в любом возрасте. Ну и всё в таком духе...

Ответить
4

Эм, оборотное зелье - это нихуя не среднее зелье. 

Ответить
1

Это зелье не из первого класса....
И их не делили по характеру, их делили по преобладающим в них качествам! Вспомни Луну и Перси....

Ответить
14

Аж перечитать захотелось.

Ответить
1

Приятно)

Ответить
9

Недавно пересмотрел на самоизоляции все части. И знаете что? Это до сих пор уникальное произведение. Ничего подобного потом в 10е годы я не встречал в кино. Нулевые конечно были богаты крутыми фильмами и экранизациями. Матрица, властелин, вторая трилогия зв. Прекрасные фильмы моей молодости. А фантастические твари это пиздец.

Ответить
3

Я не фанат Поттера, поэтому первые Твари зашли лучше оригинальных картин. Вот вторые Твари это да, такое себе...

Ответить
13

В первых тварях магия показана такой, какой она и должна быть - крутой, а не когда 2 мага стоят друг перед другом и по очереди машут палочкой и максимум которй может починить репаро это собрать вазу из черепков.

Ответить
–1

вторая трилогия зв

крутые фильмы

Та не

Ответить
5

Мне было норм, особенно вторая часть

Ответить
0

Первый фильм, как и музыка оттуда - это уже всё, золотой фонд, эталон.
А вот книги я читать не смог, особенно в силу того, что некие хуеголовые перевели Снейп как Снегг.

Ответить
2

Прочти на английском, в чем проблема

Ответить
1 комментарий
2

Радуйся, что тебе попался не "Злодеус Злей".

Ответить
4 комментария
8

Из орного помню фразу троицы гг "Снейп на нас так смотрит, ощущение что он мысли наши читает".
Первая книга, к слову

Ответить
4

Ага, легилименция) Как и пронизывающие насквозь глаза Дамблдора.   

Ответить
2

Лютейший спгс. 
Сами книги в детстве произвели огромное впечатление, до сих пор полная коллекция стоит на полке. 
К фильмам и дальнейшему "творчеству" данной пейсательницы(а так же ее твитам) отношусь прохладно. 

Ответить
7

Спасибо за материал, было интересно! 

Ответить
1

Спасибо)

Ответить
1

Мне всегда казалось, что под конец писала уже не только она и все эти сюжеты сквозь книги добавленные уже позже по факту.

Ответить
14

Забавно это читать от Макса Фрая

Ответить
2

У меня тоже сложилось впечатление, что под конец всё больше и больше пахнет ретконами. Вместе с тем, первая половина серии действительно очень интересно и продуманно прописана в плане ключевых событий и взаимоотношений персонажей.

Ответить
5

Самый главный секрет популярности «Гарри Поттера» — книга растёт вместе с читателем. Начинается как детская сказочка для одиннадцатилетних детей, заканчивается как триллер для 17-летних подростков. А потом продолжается «Гарри Поттером и методами рационального мышления» для зрелых людей.

Ответить
1

Говном для подростков-эджлордов.

Ответить
5

Роулинг сама того не зная написала чистый сёнэн. 

Ответить
0

Никакого плана у Роулинг изначально не было. Первые три книги почти самодостаточные, а персонажи карикатурные. Да, некоторые моменты упоминались и раньше, до того, как вышли на первый план, и что?

Только с 4 части пошла более глобальная концепция, когда вышел фильм и стало понятно, что тремя книжками она не отделается. И персонажи должны были перестать быть такими плоскими, и мир был необходим более продуманный, но фарш назад не провернуть, и местами возникал слишком большой диссонанс со старой концепцией.

Но надо отметить, что у Роулинг с первой книги очень грамотное построение сюжета - как в классических детективах. Это когда детали, мельком упоминающиеся в начале, объясняют развитие сюжета и концовку. Именно это, на мой взгляд, и дало такую популярность. Потому её успехи в детективном жанре не удивляют.

Ответить
3

Ага, конечно, поэтому она с самого начала обозначила что курсов 7, каждая книга 1 курс, развесила огромное количество ружей которые выстреливают ближе к концу цикла. Если внимательно читать, в книге ничего не упоминается просто так, практически все мелкие детали играли роль в последующих книгах.

Ответить
3

А если посмотреть сериал "Пила", то окажется, что из первого фильма вытекает сюжетный поворот седьмого, хотя их даже разные люди делали! Изначально планировался один "Назад в будущее", без продолжений, но потом продюсеры пригрозили авторам, и внезапно у тех оказалась готовая трилогия! А если взять серию МГС, то окажется, что Кодзима продумал сюжетные повороты MGSV 2015 года ещё в MG1 1987 года! Ну гений же!!! Вы серьезно думаете, что это так работает?

Ничего не упоминается просто так, я уже это сказал. Но это не значит, что был глобальный план. В первых книгах она постоянно повторяла, кто есть кто, а переставив 2 и 3 книгу местами, не изменится ровным счетом ничего. Снейп из первых книг и последних - это разные люди. Детские сказки сменились подростковыми романами.

Короче, не вижу ни одной причины думать, что до 4 части книги была какая-то полноценная концепция.

Ответить
7 комментариев
3

Сделать из случайной детали чеховское ружье не так уж и сложно, на самом деле.

Ответить
6 комментариев
0

Термин "грязнокровка" впервые употреблен в Тайной комнате. По сути одна из ключевых концепций, фундамент всего повествования и затрагивающий глубокие социальные темы и он появляется во ВТОРОЙ книге. Какой план, о чем вы говорите.

Вы сами не видите гигантской разницы между первыми тремя книгами и остальными? Особенно, первая. Абсолютный примитивчик, линейный сюжет, персонажи - картон. Затем уже она начала разыгрываться, создавать кучу сюжетных веток, расставлять ружья. Видно что сначала была этакая проба пера, незрелое простое произведение. У опытных писателей вроде Толкиена, Перумова, Желязны, Мартинса такая колоссальная разница между книгами не чувствуется вообще.

Ответить
6

Ну то есть Хоббита ты не читал.

Ответить
2

Особенно, первая. Абсолютный примитивчик, линейный сюжет, персонажи - картон. Затем уже она начала разыгрываться, создавать кучу сюжетных веток, расставлять ружья.

Это несколько парадоксально, учитывая, что первая книга писалась 5—7 лет, а все последующие выходили раз в 1—2 года.

Ответить
1

5 лет Роулинг писала не первую книгу, а продумывала сюжет всей серии. 

Ответить
–1

Добавил в закладки чтобы никогда не прочитать...

Ответить
11

Тут чтения на 5 минут

Ответить
0

У меня много чего накопилось.

Ответить
1

Это не настоящий лонгрид

Ответить
3

В своё время прочитал только 3 книги. Потом уже смотрел чисто фильмы и вот буквально перед новым годом решил прочитать полностью все заново. От их прочтения испытал столько удовольствия, как от фильма не получить и теперь фильмы смотреть нету желания вообще.

Ответить
1

Начиная с "Кубка огня" фильмы довольно паршивые, увы. 

Ответить
2

Я читал Гарри Поттера, когда ещё не вышла вся серия. Прочел пять книг - столько тогда было выпущено. Не помню, окончил я к тому моменту школу или нет, но точно уже прочел несколько книг Дюны, Сильмариллион, Муркока, Желязны, Кинга и прочей попсовой фэнтези-фантастики.

Первая книга - нормальная сказка для детей школьного возраста.

Вторая - уже есть чем зацепить читателей постарше. Сложен слог, запутаннее сюжет.

Третья книга - нормальное продолжение второй, с попыткой сделать неожиданную концовку, но я так и не понял, почему она должна меня поразить или удивить.

Четвертая - свернула куда-то не туда. Школьников подвергают смертельному испытанию (чего!?). При этом ни одной подсказки школьникам не дают. В результате побеждает Потный Гарри, потому что ему одному слили все инсайды. В результате интересного соревнования не вышло - сплошная досада.

 Пятая книга - герои сидят в подвале всю книгу. Очень занудно и бессмысленно. Дисбалансная магия приводит к абсурдным ситуациям в противостоянии магов. В голове начали всплывать мысли об огнестрельном оружии, как об отличном решении всех проблем магов. То, что Роулинг нормально не рассказала о разборках магов в прошлом (до событий с Гарри) усложняет восприятие сведение старых счетов между магами в книге (зачем, почему). Почему-то автор поста превозносит этот момент. 

Шестую книгу я не стал читать, даже несмотря на то, что меня пытались привлечь рядом смертей главных персонажей.

Для себя я решил, что успех Роулинг заключается в том, что по какой-то причине перестали писать сказки. И Роулинг удачно восполнила этот пробел, многократно усилив успех голливудскими блокбастерами.

Никогда особо не интересовался вселенной Гарри, но удивлен узнать о том, что вселенная Поттерианы оказывается хорошо продумана, несмотря на то, что в течение всей серии приходится закрывать глаза на кучу условностей. А в последнее время сами фанаты начали ловить Роулинг на противоречиях собственным книгам.

Простите за негатив.

Ответить
0

Пятая книга - герои сидят в подвале всю книгу. Очень занудно и бессмысленно.

Забавно, у меня такие впечатления от пятого фильма, а книгу читал с удовольствием.

В голове начали всплывать мысли об огнестрельном оружии, как об отличном решении всех проблем магов.

Вам в «Гарри Поттер и методы рационального мышления».

Ответить

Французский звук

2

Многие сюжетные линии проходят через всю серию книг, лишь время от времени получая частичное раскрытие.

Ух... как же мне вот именно этого в компьютерных играх не хватает! Да чего уж там, очень немного в мире серий которые просто получают нормальное развитие продолжениями, а не перезапусками.

Ответить
1

Серия Might and Magic

Ответить
1

"Эта линия красной нитью связывает все семь книг серии" ох уж эта красная нить из школьных сочинений по литературе... 

Ответить
2

Альберт Эйнштейн утверждал, что самая прекрасная вещь, которую мы можем испытать, источник всего истинного искусства и науки — таинственность

Ответить
2

Большая игра Дамблдора шикарна, с психологической точки зрения, интересно читать.

Ответить
2

Есть фанатская теория "Большая игра Дамблдора", там здорово объясняются всякие не очень заметные для читателя вещи и раскрывается логика поведения персонажей. 

Мне не очень нравится в ГП лор, который подгоняется к повествованию, но прочитав эту теорию, простить можно все. 

Ответить
2

Воу, интересная статья, когда читал, то не думал что тут прям вот такая проработка! Аве Роулинг!

Ответить
0

Всем фанатам ГП советую Гарри Поттер и Методы Рационального Мышления

Ответить
1

Крутой пост. Спасибо

Ответить
1

спасибо!

Ответить
1

Потрясающая статья, спасибо. Содержание, понятное дело, огонь, открыл для себя поттериану с новой стороны — помимо этого, очень хорошо написано и структурировано, прочитал с удовольствием. Надеюсь, выпустите ещё похожие материалы, подписался здесь и в телеге

Ответить
1

Благодарю! Рад, что понравилось) 

Ответить
1

Большое спасибо, отличный текст. Помню когда перечитывал первую часть, вывались просто тонны деталей которые играют роль дальнейших событиях. Как например упоминание Хагрида о Фадже, и то что на его должность звали Дамблдора, по сути в 5 части вылилось в один с основных конфликтов. Или маленькая ремарка о драконах в Гринготсе. Хочется ещё раз перечитать и структурировать это все)

Ответить
0

спасибо)

Ответить
1

Очень хорошая статья, спасибо! 

Ответить
0

спасибо)  

Ответить
0

Хороший текст, хороший мир, подписался на канал.

Ответить
0

Забавно, но эта франшиза, где фильмы идеально сочетаются с книгами. А некоторые фильмы (3 и 7 интереснее книг).

Ответить
0

Уже много раз обсасывалось, что Сириуса Блэка в камне и прочее добавляли во второй редакции книги. Изначально их не было. 

Ответить
0

Интересно, ни разу не слышал. Можно ли ссылку? 

Ответить
3

Он ошибается, потому что в новом издании фразу про возвращение мотоцикла Сириусу как раз таки убрали, а не добавили, так как это не увязывалось с историей его ареста. 
Вот по этой ссылке можно прочитать об основных различиях между изданиями.

Ответить
1 комментарий