Красный Сын: почему Супермен не сражался с Гитлером⁠⁠?

Супермен: Красный Сын — это графический роман, изданный в 2003 году. Его автор, Марк Миллар, предложил читателям «what if» на тему того, что было бы, если Супермен вырос в Советском Союзе. Комикс приняли крайне тепло и даже номинировали на премию Айснера («Оскар» в мире комиксов).

Ренессанс суперсоциализма и ультрадиктатура?

Красный Сын: почему Супермен не сражался с Гитлером⁠⁠?

События комикса происходят в начале 50-х, в разорённом войной СССР. Человек из Стали свалился на украинские земли раньше — в 1938 году. Он ходил в обычную школу, подсматривал за соседской девчонкой Ланой Лазаренко (Фамилию «Лэйн» не завезли на Украину) и совершенно точно выжил при оккупации фашистами УССР.

В 1953-м Супермен признаётся одному из персонажей, что до двенадцати лет у него не проявлялось никаких способностей. То есть Человеку из Стали на начало комикса 15 лет. У Ланы в это же время уже двое детей. Может быть Супермен и рос не по дням, а мадам Лазаренко была старше/полюбилась местному Гумберту.

<i>Сталин заигрывает с королевой амазонок. До Зевса он не дотягивает, так что получает отказ</i>
Сталин заигрывает с королевой амазонок. До Зевса он не дотягивает, так что получает отказ

Главная проблема графического романа — идеология. Миллар предлагает воспринимать коммунизм, как диктатуру с кровавыми репрессиями, на которые даже Человек из Стали с его моральными качествами, не обращает внимания.

Супермен против Гитлера

Чем герой занимался, когда нацисты убивали советских граждан, история умалчивает. Только представьте: рядовой Эл штурмует Рейхстаг, прожигая в тушках фрицев дыры проницательным взглядом! Щ-щ-щас. В комиксе нет ни единого упоминания о войне. Есть только Варшавский договор, НАТО и победа Рузвельта над Гитлером.

<i>Спецназ КГБ в поиска Бэтмена</i>
Спецназ КГБ в поиска Бэтмена

Балалаечная мифология

Угадайте, кто рулит КГБ? Правильно, внебрачный сын Сталина! Почему это не Берия или законно рождённый сын усатого Джозефа — непонятно. Пётр Виссарионович Рослов (Не Иосифович, да) становится палачом режима. Так появляется Бэтменкофф. Вместо героического амплуа Брюс, которого здесь вполне могут звать Борисом, становится идолом сопротивления и террористом.

Похоже на сюжетную арку в Южном Парке с мексиканским Джокером. Дикая неудовлетворённость бытностью номером два после Супермена, алчность и жажда власти доводят Рослова вначале до сотрудничества с ЦРУ, а потом и до смерти.

Авторы так и не ушли от матрёшечно-балалаечной мифологии. Медведей в ушанках нет, но без искажённых латинских надписей всё-таки не обошлось. Такая мифология подразумевает, что Страной Советов должен безраздельно править диктатор.

<i>Бэтменкофф. Последнее его появление отмечено во втором томе кроссовера «Темные ночи: Металл». Хочу такую фигурку</i>
Бэтменкофф. Последнее его появление отмечено во втором томе кроссовера «Темные ночи: Металл». Хочу такую фигурку

Супермен, активно уклоняющийся от политической жизни, постоянно обвиняется в тирании и наблюдении за порядочными гражданами, даже когда те уютно посиживают в туалете. При этом Лекс Лютор, ставший авторитарным лидером, ни в чём подобном не обличается. Какая ирония: безупречный Человек из Стали — плохой, а его вначале рыжый, а потом и лысый оппонент — протагонист.

Кстати о Лексе

Образ Лекса Лютора не вызывает в комиксе ничего, кроме отторжения: высокомерный пижон, хладнокровный убийца и гениальный выскочка, что в ванной изобретает магнитофоны, а за обедом балансирует бюджеты стран.

Красный Сын: почему Супермен не сражался с Гитлером⁠⁠?

Лекс подчиняется только собственным идеям, самая навязчивая из которых — убийство Красного Сына. Звёздно-полосатые идеалы? Нет, не слышал. Так как Лютор олицетворяет капитализм в комиксе, то его пытаются показать «хорошим парнем», который просто достигает целей любыми средствами.

Создание дефектного клона Супермена, кучи могущественных злодеев, обрушение советского спутника на Метрополис, убийство коллег по лаборатории — всё целесообразно и правильно. К несчастью, авторы комикса доверили Лексу и его потомкам дальнейшую судьбу человечества.

Женщины Красного Сына

Как у сказочного царя было три сына, так и у Супермена по канону было три женщины. По каждой классической любовной линии автор Красного Сына решил пройтись собственной ретушью. К сожалению, ни с кем из женщин в этом комиксе Человек из Стали не был близок.

<i>Разбитое сердце амазонки</i>
Разбитое сердце амазонки

Чудо-Женщина — принцесса острова Фемискира — становится дамой председателя Супермена. Диана сразу же отмечает незаурядность Кал-Эла, а позже становится его преданной соратницей. Сталин хотел, чтобы Супермен сошёлся с Чудо-Женщиной и нарожал целую династию суперменчиков — хранителей социалистических идей. Красный Сын на это лишь отмахивается, мол, я не размножаться сюда прибыл.

Человек из Стали не замечает влюблённости молодой принцессы амазонок. Жертвуя собой, Диана разрывает Лассо Истины, спасает возлюбленного, но становится калекой. Затаённая обида, разочарование в мужчинах и ненависть приводят её к предательству. Амазонки, объединившись с Лютором, атакуют СССР.

<i>А вот и Лана</i>
А вот и Лана

Лана Лазаренко — рыжая девчонка из колхоза, где жил Кал-Эл в юности, и первый объект его влечения. Лана прибывает на похороны Сталина с детьми, где её и узнаёт Человек из Стали. Этот момент — сюжетообразующий. Осознав, что дети когда-то любимой женщины не наедаются досыта, Супермен решает возглавить страну, хотя раньше и сопротивлялся этому. Следов какого-либо влечения у Ланы с Кал-Элом не прослеживается. Первая дама сердца становится экскурсоводом в музее Супермена, удостаивается скептических смешков от Рослова, и на этом всё.

Талантливая журналистка Лоис Лэйн в «Красном Сыне» жена Лекса Лютора. На протяжении комикса Человек из Стали остаётся её главным эротическим переживанием на фоне непрекращающегося разочарования в собственном супруге. «Я приостанавливаю брак на неопределённый срок, потому что меня обыграл в шахматы клон инопланетного колхозника, Лоис», — заявил Лекс, расстреляв свою научную команду в лаборатории S.T.A.R.

<i>Лоис-Лоис, при живом-то Лексе...</i>
Лоис-Лоис, при живом-то Лексе...

Супермен описывает встречу с Лоис так: «Я спас шесть миллионов жизней и предотвратил войну — а самое яркое воспоминание о том дне было ростом метр шестьдесят восемь и надушено "Шанелью №5". Она тоже это почувствовала. Я-то знаю — у неё участился пульс, появилась еле заметная испарина... Но поддаться порыву мы с ней не могли. Ведь у неё было обручальное кольцо, а в кошельке - помятое фото сурового рыжеволосого учёного».

Зачем нужны женщины, когда есть политика?..

Авторы «Красного Сына» с самого начала задумали не дискуссионное повествование, но демонстрацию превосходства одного политического строя над другим. Коммунизм в комиксе демонизируется, как нечто безусловно деспотическое.

Красный Сын: почему Супермен не сражался с Гитлером⁠⁠?

Действия же США, народа США, который борется не за прагматическое процветание, но за демократический строй являются нелогичными. Поражённая Москва, наоборот, сразу принимает новые ценности. При этом трибун демократии — Лекс Лютор — становится тираном, убийцей и страдает от мании величия (хоть сейчас его лысину в учебники по психиатрии помещай). Фактически Супермен объединил планету, а Лютор лишь устроил капиталистическую революцию.

Когда Лекс отходит от власти, он создаёт идиллистическое правительство творческих личностей: художников, писателей, журналистов. То есть обозначает переход от собственной тирании к якобы представительскому управлению лучших людей. Жаль, что в реальности это невозможно, потому как неизбежен конфликт мнений, влияние на массовое сознание и противоречивые интересы. В итоге победил бы конгломерат с наибольшим капиталом и активами.

<i>Авторы комикса пытаются показать идеальный демократический мир с одинаково интеллектуальными гражданами, не вступающими в группы по интересам, а потом ещё сравнивают с оруэлловщиной правление Супермена</i>
Авторы комикса пытаются показать идеальный демократический мир с одинаково интеллектуальными гражданами, не вступающими в группы по интересам, а потом ещё сравнивают с оруэлловщиной правление Супермена

Напротив: Человек из Стали как раз создал систему, где каждый может быть кем хочет, ощущать счастье, работать и увлекаться чем-либо. Капитализм базируется на неравенстве людей, именно поэтому капиталистическая доктрина естественна для человека. Таким образом, капитализм и демократия во многом антонимы друг друга, о чём в комиксе умалчивается. Можно рассуждать на такую благодатную тему чёрт пойми сколько, но этот обзор посвящён «Красному Сыну», а не чему-то ещё.

<i>Потрясающая фигурка Бэтмена</i>
Потрясающая фигурка Бэтмена

Ещё одной идеей Марка Миллара является то, что чрезмерная забота хуже, чем чрезмерное пренебрежение. Супермен предстаёт в виде матушки, начисто лишающей людей самостоятельности. Лютор наоборот заставляет их развиваться, бороться, решать задачи и становиться лучше. Комикс заканчивается тем, что Супермен хоть и отошёл от власти, осознав ошибки, но победил Лютора. Кал-Эл позволил Лексу направить энергию в правильное русло и преуспеть в развитии человеческой расы. К сожалению, авторы противоречат себе, пытаясь показать Красного Сына глупее Лютора и Брэйняка.

Мнение

Чёрт подери, этот комикс превосходен!

Противоречащий себе автор, его идеологическая позиция добавляют дискуссионности. Здесь «хорошую демократию» гиперболизируют так сильно, как демонизируют «плохой коммунизм». Это сразу заставляет спрашивать себя «А реально бы было так хорошо/плохо?»

Символизм комикса выше всяких похвал. Героические проявления товарища Супермена воплощаются в плакатах, скульптуре и прочих семиотических единицах. Советы представлены здесь как крайне стильная сторона. Один только новый наряд главного героя чего стоит!

Комикс просматривается на одном дыхании, его хочется перечитать снова. В «Красном Сыне» нет однозначно хороших и плохих. Даже ошибки, вроде рисунков надгробной таблички Сталина с датой гибели в 1954-м (в тексте прямо говорится, что он умер в 1953-м) лишь добавляют спорности повествованию.

Кстати, в марте 2020 года вышел анимационный сериал по комиксу Миллара. Посмотреть его явно стоит, хоть там СССР ещё хуже, а США — вообще симпатяги.

2828
28 комментариев

Комментарий недоступен

8

Комментарий недоступен

2

Чего блять , комикс в котором есть ёбаный Супер мен , и грёбаный Бетмен перевирают историю? C головушкой всё хорошо ? Ну или тут явно забыта табличка "Sarcasm"

16

Какие блин фашисты, когда сам пишешь, что у него до 50х сверхсил не было?
И если бы супермен ступил на дорожку убийств, то скоро все свои проблемы только так и решал бы, а комикс не про это. Тем более что супермен-нацист и так был в комиксах.
Тут про то, что для построения калмунизма ему пришлось отобрать у людей свободу. И тогда он понял, что стал злом по типу инжастис-супермена и его путь неверен.
Лекс же ровно такой же как в оригинальных комиксах

3

Чем именно графические романы отличается от комиксов?

Объёмом, содержанием, более взрослой аудиторией. Просто комиксами обычно называют периодику. У нас их традиционно в тома загоняют, потому что издают сильно позже, чем на английском. Да и к одиночным номерам довольно скептическое отношение.

1