Почитать
Smirnov School
2744

Как устроены комиксы?

И о чем они говорят. Разбираем основы.

В закладки
Слушать

Для многих комиксы - не более чем развлекательное чтиво. Но некоторые комиксисты используют страницы своих произведений для того, чтобы поговорить о мире, в котором мы живём и рассказать о чём-то личном. В этой статье мы рассмотрим как художники с помощью графики и текста говорят о том, что их волнует.

Что такое комикс?

Стоит определиться с тем, что именно мы называем комиксом. Воспользуемся довольно исчерпывающим определением из книги Скотта Макклауда “Понимание комикса”:

Комикс – сопоставленные в определенном порядке в пространстве графические и прочие изображения, призванные передать информацию и/или вызвать у зрителя эстетический отклик

Это комикс Bill Waterson “Calvin and Hobbes”
И это тоже Юлия Никитина "Путешествия Чародея"

История комикса

История комикса тянется из самых древних времен. Живопись в древнеегипетских гробницах, рисунки доколумбовой Мексики, французский гобелен из Байё, русское лубочное искусство – всё это можно назвать предтечей современного комикса. От страны к стране, от эпохи к эпохе менялись способы чтения и изобразительные средства комикса. Но некоторые аспекты оставались неизменными – комикс всегда был историей в картинках.

Фрагмент гобелена из Байё

Тогда комикс был летописью. Рисунки и текст не были эмоционально окрашены, художник стремился отразить сам факт события, а не своё отношение к нему.

Так же как и для литературы, переломным моментом в истории развития комикса стало изобретение книгопечатного станка. Авторы получили возможность делиться своим творчеством с небывалым количеством читателей. Формат комикса стремительно развивался, чтобы предстать перед нами в своём нынешнем облике.

Сегодня комикс становится всё более и более популярным видом искусства. Есть несколько факторов которые делают его наиболее удобным форматом для самовыражения.

У комикса есть собственный язык

Комикс – особый вид искусства на стыке живописи, графики и литературы.

От всех своих прародителей он вобрал наиболее яркие и полезные инструменты. Визуальные образы позволяют погружать читателя в повествование, знакомят его с миром, в котором существуют герои комикса и через детали позволяют автору рассказать больше о персонажах, не перегружая читателя слишком обширными описаниями.

Помимо “стандартных” для визуального искусства приёмов комикс выработал и свои уникальные способы взаимодействия с изображением. Часть из них имеет символическую природу. Большинство уже давно привыкло, что резкие линии, сопровождающие персонажа в кадре (спидлайны) обозначают быстрое, размашистое движение. Помимо этого художники используют целый спектр различных штрихов для передачи эмоций и настроения персонажей. У героев опускаются плечи под тяжестью нависших над ними росчерков, а их внутренние противоречия словно просачиваются в реальный мир, замирая в образе неровных закорючек.

В этом комиксе можно увидеть несколько специальных штрихов: спидлайны, подчеркивающие движение персонажа, короткие линии, указывающие на силу эмоции персонажа и круговые линии со звёздочками вокруг голов оглушенных персонажей. “Астерикс из Галлии” художник Альбер Удерзо
Вот скованные ужасом персонажи. Их мелкая дрожь передана за счёт частых вертикальных линий. “В поисках божественного рецепта” художник Саэки Сюн

Взаимодействие текста и изображения - мощный источник творческого потенциала. Рисунок может иллюстрировать текст, поддерживать его и даже противоречить. Но каждый раз, встречаясь, они порождают нечто новое в сознании читателя.

“Это не трубка” говорит Рене Магритт. И он прав
Это кое-что получше - образ трубки

Текст для комикса - не просто литературная основа, но также и инструмент визуализации. В зависимости от того что и как произносит персонаж, оформление его речи сильно меняется.

Мы не можем напрямую услышать звуки происходящего на этой странице, но оформление текста помогает нам представить это как наяву.

Типографика в комиксе не заканчивается на выборе шрифта и упаковывании реплик персонажей в пузыри. В руках художника слово превращается в символ, усиливая своё значение.

Чтобы показать по-настоящему маниакальный смех можно полностью заполнить им кадр. “Бэтмен: Убийственная шутка”. Художник Брайан Болланд

Ещё одно оружие комикса - рамки кадров. За счёт их размера и формы комиксист может, например управлять временем.

Более “длинные” кадры воспринимаются читателем как более протяженные во времени

Или использовать их для усиления накала и динамичности действия.

Здесь кажется, что персонаж одним ударом разломал страницу. Это не только создаёт более динамичную композицию, но и отражает панику главного героя, его “разбитость”. «Рыцари Marvel: Человек-Паук. Ночь Битв» художник Марко Руди

За свою долгую жизнь формат комикса приобрел широчайшую гамму выразительных средств, но остался при этом достаточно гибким к новым веяниям. Комиксам не свойственен консерватизм, мало у кого возникнет желание сказать “так нельзя рисовать”. Он с радостью готов вобрать в себя и этнические черты и авангардистские приёмы. Такая либеральность привлекает множество художников-экспериментаторов.

Источником вдохновения для сценария и визуального решения  этого комикса во многом стала культура Индии. Фрагмент из комикса “Джайкарн. Семь сыновей” Анастасии Ким.

Современные комиксисты могут использовать приёмы и других медиа - например в веб-комиксе “Homestuck” множество страниц выполнено в формате gif-анимаций. Еще внутри можно обнаружить короткие анимационные видеоролики и даже фрагменты в которые можно поиграть.

“Homestuck” авторства Эндрю Хасси и “Ava’s demon” Мишель Чайковски - два очень непохожих веб-комикса, которые используют анимацию чтобы обогатить свою работу.
Homestuck
Ava’s demon

Дорога к читателю

Любая идея, воплощаемая через искусство, сталкивается с двумя крайне неприятными реалиями: технологии и деньги. Для создания даже короткометражного фильма требуются усилия команды людей (даже если эта команда - очень отзывчивые друзья режиссера), а также техника. При привлечении стороннего спонсора можно оказаться в ловушке, когда выделяющий на производство деньги человек начинает давить на художественную часть, чтобы сократить свои риски и повысить шансы на прибыль. По сравнению с кино и анимацией - комикс идеально сбалансирован между простотой воплощения и богатством палитры выразительных средств.

Сегодня комиксу как никогда просто добраться до своего читателя. Не обязательно даже издаваться в физическом виде. Веб-комиксы уже давно стали нормой, появилось множество различных платформ, которые позволяют авторам не только делиться своими творениями, но и монетизировать свой труд. Некоторые сайты предоставляют доступ к комиксам по платной подписке, а другие просто дают возможность поблагодарить автора.

Комикс в глазах смотрящего

Соединение всех этих черт делает комикс идеальным форматом для творческого самовыражения. Если отбросить мысль о том, что комиксы - детская или несерьезная литература, то можно с удивлением обнаружить множество художников, которые используют этот формат для по-настоящему сложных и тяжелых разговоров со своей аудиторией. Для очень важных разговоров.

Многим известно имя Арта Шпигельмана, автора комикса “Маус. История выжившего”. Этот комикс был впервые опубликован в 1980 году, а в 1992 получил Пулитцеровскую премию. Он рассказывает историю Владека – польского еврея пережившего Холокост.

Это чёрно-белый комикс с довольно авангардистским изобразительным решением. Все персонажи изображены в виде различных животных: евреи в виде мышей, немцы в виде котов. Герои романа подчеркнуто обезличены - у них нету индивидуальных черт. Художник подчеркивает что и трагедия и жестокость событий второй мировой войны происходила не с какими-то определенными людьми, а с людьми вообще.

Однако это еще и глубоко личная история. Первый том романа представляет из себя переложение на бумагу разговоров Арта со своим отцом. Это рассказ о его жизни до войны, о том как он встретил свою жену, как они радовались рождению своего первого сына. И о том как всё изменилось потом.

Второй том становится осмыслением автором этих событий, своих отношений с отцом, который так и не смог полноценно оправиться от травмы, чувства вины за то, что самому Арту спокойная жизнь досталась намного проще.

Еще один комикс о судьбах тех кому довелось жить в “исторический момент” - “Персеполис” Марджан Сатрапи. Сюжет комикса построен на воспоминаниях главной героини — иранской девочки Маржи. Трагическая история Ирана — шахский режим, Исламская революция, война с Ираком — показаны глазами девочки-подростка.

Маржи делится своими первыми детскими переживаниями по поводу религии, смерти, несправедливости.

В том, как рисует Маржан можно увидеть отражение её мировоззрения. Здесь смешиваются традиции европейской школы комикса и традиционного иранского искусства.

Среди тех, кто использует комикс как форму для рассказа о истории, есть и российские авторы.

Автор комикса “Сурвило” Ольга Лаврентьева рассказывает историю жизни своей бабушки Валентины Викентьевны Сурвило, прошедшей через страшные годы репрессий и блокаду Ленинграда. История одной ленинградской женщины становится отражением судеб миллионов людей.

Основой для комикса послужили рассказы, воспоминания непосредственного очевидца событий. Изобразительное решение старается подчеркнуть их нечеткость, обрывочность, отношение рассказчика. «Сурвило» — полностью черно-белая книга, нарисована тушью, разными кисточками, там очень много полутонов, оттенков серого.

Инструмент для мастера

Даже несмотря на свою репутацию беллетристики и детской литературы, комикс раз за разом доказывает что он может помочь донести до своей аудитории важные и серьёзные темы. И если вы очень давно хотите рассказать о чём-то, что не даёт вам спать по ночам и раз за разом заставляет задавать себе непростые вопросы - попробуйте сделать комикс. И кто-нибудь вас обязательно поймёт.

Автор: Василиса Тикунова. Хотите научиться рисовать комиксы? Приходите к нам на курс «Основы создания комиксов». Скажите, что пришли с DTF, и мы с радостью предоставим вам приятную скидку.

Онлайн-школа компьютерной графики, иллюстрации и концепт-арта. Готовим специалистов по направлениям 2D и 3D.
{ "author_name": "Smirnov School", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 25, "likes": 71, "favorites": 246, "is_advertisement": false, "subsite_label": "read", "id": 188817, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 14 Aug 2020 08:49:20 +0300", "is_special": false }
0
25 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
19

А ещё бывают русские комиксы.

Ответить
3

Это же советские ВНки.

Ответить
1

Только в них всегда была одна концовка(

Ответить
3

А ведь можно было делать диафильмы по принципам CYOA.

Ответить
2

Картинка с запахом.

Ответить
0

Блин. Я думал Нахтигалка опять кота запостил.

Ответить
0
Ответить
0

На мою котэ похожа, примерно такая же расцветка.
Кстати, на iXBT.Фото не у тебя в профиле папка "Коты"? Ник знакомый.

Ответить
0

Не, я вообще не знал, что там есть раздел Фото. Это самозванец какой-то, можешь смело плюнуть ему в лицо.

Ответить

Восточный хичхакер

5

Всегда привожу пример Скотта Маклауда и его доскональное описание символизма, когда разговор заходит о графике в видеоиграх. Мне кажется максимально понятно и просто описано, почему символизм очень важен, и почему игры с простой графикой могут быть намного интереснее  и ощущаться приятнее чем фотографичный паст-ген. 

А у Smirnov School как всегда хороший пост, спасибо. 

Ответить
1

Очень удачная и прекраснейшая работа Скотта. Был в большом восторге, когда наткнулся на него. Всегда рекомендую с ним познакомится в обсуждениях комиксов в целом)

Ответить
0

И Вам спасибо за честное мнение) 

Ответить
–3

И чего только люди не придумают, лишь бы не учиться читать.

Ответить
2

Истинно так. Кино, телевидение, видеоигры, радио опять-же. Разврат, вольтерьянство, леность и срамота. 

Ответить
0

Плюнул бы, да слюна высохла

Ответить
1

Сурвило, тащемта, довольно отстойный комикс и по содержанию, и по форме.

Ответить
0

Мне «Маус» не понравился. Те эпизоды, что непосредственно про Холокост - крутые, да. Но это в лучшем случае половина объема. Вторая половина - общение сына с капризным стариком на бытовые темы, просто утомительна.

Ответить

Восточный хичхакер

Superfluous
1

общение сына с капризным стариком на бытовые темы, просто утомительна.

Это контрастирующие сцены, которые показывают что жизнь не стоит на месте. Плюс это описание жизни героя. Мне кажется без них картина была бы не полной. 

Ответить

Дурацкий рубин

0

Хотите научиться рисовать комиксы? Приходите к нам на курс «».

Ну хорошо хоть что напрямую нахер не послали.

Ответить
1

Здравствуйте! У нас все в порядке с текстом) У Вас, случайно, не стоит адблокер с таким-то расширением? Он блокирует ссылки. 
Держите ссылочку на курс https://vk.com/market-53141502?w=product-53141502_3111954

Ответить
0

графические и прочие изображения

Какие такие прочие?

Ответить

Восточный хичхакер

Kai
0
Ответить
0

Это официальный перевод? Оформление убогое - буквы вылезают за пузыри

Ответить

Восточный хичхакер

Даниил
0

Да, на русский переведенные. Читабельно главное.

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }