Постапокалиптический вестерн

Постапокалиптический вестерн

Кормак Маккарти в середине 80-х подарил вестерну новую жизнь, навсегда вписав свое имя в историю американской литературы. С 1985 по 2005 он экспериментировал с жанром, написал четыре ревизионистских вестерна и один нео-вестерн: «Кровавый меридиан», «Пограничную трилогию», «Старикам тут не место». Всего год спустя он опубликовал постапокалиптический роман «Дорога», в котором также силен дух Дикого Запада. Именно об этом произведении и пойдет речь далее.

За годы существования жанра мы уже знаем, чего именно от него ожидать: оппозиция добра и зла, цивилизации и дикости, слабости и силы; главный герой таких историй – независимый одиночка со своим кодексом чести и миссией в мире беззакония. Все это мы видим и в «Дороге», но Маккарти работает со стилистическими линиями по-своему.

«Дорога» – это роман-путешествие. Вместо героя-одиночки в главных ролях практически полная ему противоположность: отец, странствующий по выгоревшим пустошам со своим сыном. Мы не знаем точно, сколько они в пути и что именно произошло. На них вонючая одежда, грязные одеяла накинуты на плечи для тепла, влажная от испарины полиэтиленовая накидка ночью заменяет им крышу над головой. Пейзаж вокруг выступает третьим рассказчиком, немым, но красноречивым, как и полагается вестерну.

Постапокалиптический вестерн

Никакого солнца на рассвете, непроницаемо-черная ночь сменяется серым днем. Вместо пустыни – осыпающиеся прахом леса и пепел, вместо салунов и ранчо – разоренные заправки и заброшенные дома. По пути герои проходят оплавленные города и обожженные улицы.

«Больше всего его беспокоила их обувь. Обувь и еда. Еда — постоянно». Отец и сын внимательно осматривают все, что попадется им на пути: они постоянно ищут пропитание, собирают инструменты, одеяла, теплую одежду… Иногда получается найти артефакты старого мира, например, баночку кока-колы.

Сын – ровесник катастрофы, родившийся всего на несколько дней позже конца света. Он знает старый мир только по рассказам отца, для него одинаково невероятны как описания реально существовавших животных и птиц, так и старые сказки, которые изредка получается почитать. Если найдется масло для светильника. Если они будут уверены, что безопасно его зажигать.

Отец учит сына, что в мире есть хорошие люди и плохие. Хороших людей не видно, потому что они осторожные и прячутся от плохих людей. Плохие – каннибалы. Они сбиваются в банды, занимают чужие дома, строят тайники у дороги, чтобы наблюдать за дорогой и нападать из засады. Плохие люди ловят других людей, а после – отрезают от них кусок за куском, обрубают ноги и руки, позднее возвращаясь за тем, что осталось. Если хорошие люди не будут осторожными, они превратятся в живые консервы для плохих.

Поэтому всякий раз, когда на дороге встречаются люди, герой достает из-за пояса револьвер. Он знает, у него в барабане осталось только два патрона, но всякий раз старается выглядеть так, словно он готов пустить их в ход не раздумывая.«— Ты не выстрелишь. — Надейся. — У тебя в лучшем случае два патрона. Или даже один. И они услышат выстрел. — Они-то услышат, а вот ты нет. — Как это? — Так. Пуля летит быстрее звука».

Револьвер в «Дороге» – инструмент спасения от плохих людей, но не в том смысле, который можно было бы ожидать. Несмотря на несколько эпизодов прямого столкновения, патроны в этом мире всё равно берегутся для себя. Когда герой, потерявший осторожность от голода, заводит их с сыном на территорию каннибалов, и их от страшной участи плена и истязаний отделяли только кромешная темнота ночи, он шепчет ему инструкции:

«Если они тебя найдут, тебе придется это сделать. Понял? Ш-ш-ш. Не плачь. Ты меня слушаешь? Ты уже все знаешь. Засовываешь в рот и направляешь вверх. Нажать на курок надо сильно и резко. Понял? Хватит реветь. Ты понимаешь, о чем я?».

Дуализм, характерный для вестерна и проявляющийся через постоянное противопоставление противоположностей, в «Дороге» особенно силен от того, что столкновение происходит в том числе и в голове у главного героя. «Сможешь это сделать? Когда наступит час? Когда придет время, времени на это не будет. Этот час уже пробил — сейчас или никогда. Прокляни Бога и умри. Что, если револьвер не выстрелит? Должен выстрелить. А если даст осечку? Сумеешь тогда разбить камнем эту, такую дорогую, голову? Неужели внутри тебя живет человек, про которого ты ничего не знаешь?». Страх смерти, но ее ожидание – этими чувствами заполнена каждая страница романа.

«Дорога» была последним произведением Маккарти перед длительным перерывом, потому читателя ждет концентрат авторского стиля: особенный синтаксис рубленых фраз, диалоги без нагромождения поясняющих реплик, темная мистика снов – с первых же предложений вы оказываетесь в мире Маккарти, в котором жизни без кровопролития не существует.

У «Дороги» есть многими любимая экранизация, но это тот случай, когда с фильмом нужно знакомиться отдельно от книги: он рассказывает историю отца и сына иначе, но также незабываемо, как это было сделано автором на страницах своего романа.

Название как нельзя лучше отражает сущность произведения: начинаясь на обочине дороги, история там же и завершается. На первых страницах мы застали героев на обочине дороги и не знали, как именно они там оказались, куда и зачем направляются; зайдя за последнюю точку мы можем только догадываться, какая дорога будет ждать впереди — но на ней наверняка также найдется вера в хороших людей. Даже несмотря на револьвер в руке.

<i>Еще больше новостей и статей в нашем <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fcatgeeks&postId=2026562" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сообществе</a> и <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fcatgeeks&postId=2026562" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Telegram-канале</a>.</i>
Еще больше новостей и статей в нашем сообществе и Telegram-канале.
3232
11 комментариев

Все хочу подойти к Маккарти, но думаю это сделать через "Кровавый меридиан

"Дорога" и "Старики" полегче для восприятия, "Меридиан" всё-таки очень тяжёлая книга. Не унылая, не скучная, уж точно не плохая, но просто невыносимо жестокая.

1

Я тоже Маккарти начал с меридиана и норм! Крутая книга, но, конечно, грустная — никакой надежды я в ней не увидел, хотя концовку по-разному можно трактовать

Хорошо написано. Книгой заинтересовался, спасибо.

1

Хер с ней, с "Дорогой", книжка хороша, беспиздыибескартинок. Вы мне вот чо скажите - вдруг я чо-то пропустил - как выходит, что "четыре ревизионистских вестерна и один нео-вестерн: «Кровавый меридиан», «Пограничную трилогию», «Старикам тут не место»" это ПЯТЬ ВЕСТЕРНОВ? Три из "Пограничной трилогии": «Кони, кони...», «За чертой» и «Содом и Гоморра», если считать, что производственный роман "Кони, кони..." - он вестерн, что совершенно точно не так.

и, видимо, остальные из "Трилогии" надо прочесть тоже, бо, CatGeek a.k.a CatCat нас наебывает - читает синопсисы и тут воспроизводит.

История про то, как я почистила ноут, поменяла термопасту, и чем это все в итоге закончилось

В комментариях к посту ниже мне советовали разобрать мой Хонор Хунтер и провести с ним описанные выше манипуляци. Я решила последовать советам и сделать это. И вот, как это было.

158158
9090
6565
2525
44
33
22
11
11
11
11
11
Не очень понятно, почему никто из вас не догадался посмотреть туториал на ютубе по разборке этой модели ноута, конечно
10 крутых вопросов про игры из «Что? Где? Когда?»

Все вопросы по традиции честно украдены из базы спортивного ЧГК, а ответы спрятаны под спойлер — можно отгадывать, пока не надоест.

488488
7373
3434
77
44
44
33
11
Моя любимая рубрика, когда я чувствую себя тупым)
Скандал вокруг цензуры Grok 3: как Илон Маск пытается вколотить в свое детище «любовь к бате»

Самое интересное, что прямо сейчас присходит в AI-отрасли – это гомерически смешная ситуация с новой нейросетевой моделью Grok 3. «Самый умный интеллект в мире», как выяснилось, не очень хорошо относится к своему создателю – и у Маска, видимо, от этого дичайше подгорает. В этой статье мы разберем на скриншотах неуклюжие попытки xAI пофиксить ситуац…

Твое лицо, когда у любимого AI-чада начинается переходный период, и оно объявляет бунт против своих родителей
202202
7777
1313
55
33
22
11
11
Вот только при чем тут "правда" или "истина"? Насколько я понимаю, нейросеть учили на датасетах в том числе из интернета, где люди выражают определенные мнения, субъективные и ангажированные. Нейросеть же основывает ответы на этом? Она откуда знает, кто заслуживает смерти, кроме как опираться на мнение твиттерных и реддитовских истеричек?
Там это... пока вы вчера Готику обсуждали, в Стим вышла демка ремейка Total Chaos!

Если вы не в курсе про эту игру — это глобальный мод Doom II на GZDoom, психологический хоррор с крафтингом и просто безумным для мода Doom уровнем графики, особенно для того времени (примерно 2014 год), когда его начинали разрабатывать и были первые тизеры и супер-густой и мрачнейшей атмосферой.

258258
2525
77
66
11
чичас бы ремейк clive barker jerico
Ну вот накидал тут себе сборОчку
Ну вот накидал тут себе сборОчку

Все остальное есть. Че думаете, какие подводные? В принципе, не дороже Айфона

1818
44
11
11
Мать стоит как проц, так еще и проц от интел в 2025, я хз, ты тут реально смачно насрал.
Activision подтвердила, что для создания некоторых ассетов в Call of Duty: Black Ops 6 использовался генеративный ИИ

Игроки заметили это уже давно.

Загрузочный экран с шестью пальцами 
5858
4242
1717
55
33
11
Какой ужас! Может еще и фотошоп используют??
Roadсрафт или как его там

Поиграл я тут в демку и что хочу сказать...
Они там всех, кто занимался сноуранером, выгнали на мороз? Почему с каждой новой игрой на основе Runner у них выходит всё более странный результат или даже плохой.

Roadсрафт или как его там
99
22
11
[]