Homo Фабер. Макс Фриш

<i>Homo Фабер. Макс Фриш. Перевод Лилианы Лунгиной</i>
Homo Фабер. Макс Фриш. Перевод Лилианы Лунгиной

На дворе XXI-ый, но ученые по-прежнему ведут споры, что первична курица или яйцо, рационализм или иррационализм. Не так давно Джеффри Андерсон провел исследование, чтобы подтвердить или опровергнуть миф о левом полушарии мозга, отвечающем за логику, и правом — за творчество и эмоции. Деление практически подтверждено не было.

Человек привык мыслить бинарными оппозициями: черное — белое, рациональное — иррациональное, vita activa (активная жизнь) - vita contemplativa (жизнь созерцательная). Технологический процесс ускоряется, и, если Гессе в «Степном волке», показав концепцию магического театра (а магия — всего лишь непознанная технология), изобразил портрет художника перед лицом надвигающейся техногенной катастрофы, обнаружив боязнь перед технологиями и машинами, то Фриш уже шел по-другому пути.

«Homo Фабер» - роман о человеке новой эпохи, насквозь пропитанного рационализмом, человеке активном. Вальтер Фабер, герой романа, - инженер, атеист, который вроде бы всегда идет в ногу со временем и прогрессом (или как сказала Ганна, всегда впереди). Его жизнь размерена и рациональна. Но... ровно до того момента, как в жизнь вторгается случайность. Встреча с Гербертом, братом давнего друга Иоахима, запускает цепь событий, которая заставляет героя оглянуться назад и оценить пройденную жизнь. Фриш показывает в меру амбициозного героя, одержимого технологиями, но слепого к чувствам других. В молодости порой не хватает опыта оценить сказанное и встать на сторону другого, хоть этому нас и учит всю жизнь литература, история, родители, пройденные годы. Вальтеру Фаберу всего лишь достаточно было сказать «наш ребенок» Ганне и жизнь могла быть другой. Но будучи слепым и эгоистичным, а может и трусливым, он всего лишь выдавил «твой». И два любящих сердца пошли своими путями.

Судьба иль не судьба, но случайная встреча в самолете с Гербертом всколыхнула воспоминания и герой оказался перед лицом собственных призраков и демонов: роковая встреча со своей дочерью, её матерью, своей юношеской любовью, другом, подвергшимся несчастью в Гватемале (уместно вспомнить «Сердце тьмы» Конрада, где человек также оказывается перед лицом дикого необузданного мира, где рационализм имеет гораздо меньшее значение). Вальтер оказывается одиноким перед лицом вмешивающейся иррациональности. Причем, если внешние связи и привязанности со временем размываются, то перед лицом опасной болезни человек может быть бессилен.

А нам лишь стоит вслед за Фришем остановиться, хотя бы на миг, и подумать, а не слишком ли мы одержимы технологиями? Может вокруг есть близкие нам люди, которые также растеряны и нуждаются во внимании и эмпатии, а мы упускаем самое важное.

2222
11 комментариев