Почитать Ефим Гугнин
14 448

Электрические антиутопии Филипа К. Дика

Немного о творчестве одного из самых удивительных и самобытных фантастов XX века.

В закладки

Среди всех писателей, которых вспоминают как важных авторов антиутопий, преступно редко можно встретить имя Филипа К. Дика. Да, создатель «Мечтают ли андроиды об электроовцах» и «Убика» не писал антиутопии в привычном понимании — его творчество тяготеет скорее к философской, психоделической научной фантастике, а антиутопическая часть находится на заднем плане. Но созданный им пессимистичный образ будущего оказал огромное влияние на то, как выглядит научная фантастика сегодня.

Настолько огромное, что когда на британском канале Channel 4 вышел сериал-антология «Электрические сны Филипа К. Дика», основанный на ранних рассказах писателя, большинство обвинили его во вторичности. Проблема, конечно, не в самих рассказах — просто сейчас идеи Дика кажутся совершенно естественными, привычными, когда пятьдесят лет назад их считали безумными.

То же «Чёрное зеркало», в похожести с которым «Электрические сны Филипа К. Дика» упрекали, очевидно черпает вдохновение из творчества писателя

Подробно рассказываем о творчестве Филипа Киндреда Дика — незаурядного человека, о котором большинство слышали, но немногие читали.

Творческий путь

В 1951 году Филип Киндред Дик опубликовал первый рассказ и, кажется, с тех пор не прекращал писать ни на день. За тридцать лет он создал 121 рассказ и 44 романов — даже сверхпродуктивный Стивен Кинг за всю свою многолетнюю карьеру написал немногим больше.

Дик не сразу начал работать в жанре научной фантастики. В 50-е годы он мечтал о славе реалистического писателя, а sci-fi рассказы делал исключительно ради денег. Лишь после десяти написанных романов (издали из которых всего один, «Исповедь недоумка») он разочаровался в способностях к реалистической прозе и полностью посвятил себя жанру, который позже подарил ему известность.

Обложка книги «Исповедь недоумка»

И «позже» здесь — далеко не год и не два. Как и многие выдающиеся писатели, Дик не пользовался популярностью при жизни. Лишь один его роман — написанный в жанре альтернативной истории «Человек в высоком замке», — получил широкое признание публики. Он даже выиграл Дику премию «Хьюго», самую важную награду для научно-фантастической литературы.

Но «Человек в высоком замке», написанный в 1962 году, не принёс писателю заметного финансового успеха. Он продолжал печататься в дешёвых бульварных журналах и получать за работу весьма скромные гонорары. Чтобы содержать семью, Дику приходилось работать в безумных темпах — именно поэтому в шестидесятых он начал активно употреблять амфетамин. Наркотик, вместе с тяжёлым психологическим давлением и склонностью писателя к тревожным расстройствам, привёл к усиливающейся паранойе, отголоски которой легко найти в работах писателя.

В 2015-м Amazon экранизировал «Человека в высоком замке» в формате сериала. Правда, сюжет шоу ушёл гораздо дальше, и его второй сезон уже никакого отношения к произведению Дика не имеет

Зато коллеги по цеху быстро заметили молодого амбициозного автора. Легенда американской фантастики Роберт Хайнлайн даже помогал Дику финансово, когда тот тяжело заболел и долгое время не мог писать. Причём два писателя никогда не виделись лично и совсем не были близки — Хайнлайн сделал это только из уважения к работам Дика.

Когда я заболел, Хайнлайн предложил помощь, любую, какую сможет, а мы ведь даже никогда не виделись; он постоянно звонил мне и спрашивал, как у меня дела. Даже хотел купить мне электрическую пишущую машинку, храни его Бог — один из немногих настоящих джентельменов в этом мире.

Я не согласен с вещами, которые он пишет в книгах, но это, в конце концов, и не важно. Он знал, что я поехавший псих, и всё равно помог мне и моей жене, когда у нас были проблемы. За таких людей я люблю человечество.

Филип К. Дик
Писатель-фантаст

Для большинства читателей имя Филипа Дика начало что-то значить только после выхода «Бегущего по лезвию» — экранизации его романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Но до мировой известности писателю дожить было не суждено. Фильм вышел в 1982 году, и в том же году Дик умер от инсульта, буквально за несколько недель до выхода ленты.

Такую непопулярность легко объяснить. Книги Дика во многом опередили время: в них автор создал глубоко антиутопический портрет будущего, гораздо более актуальный для нас сегодня, чем для людей его эпохи.

Темы вроде этических проблем искусственного разума или размытия границ между реальным и виртуальным не были близки и понятны читателям в шестидесятые-семидесятые годы. Зато сейчас, в новую информационную эпоху, творчество Филипа К. Дика обретает второе дыхание — а его мрачный взгляд на будущее оказывается если не пророческим, то как минимум очень прозорливым.

Диковская антиутопия

Филиппа Дика нередко в шутку называют «дедушкой киберпанка», в противопоставление «отцу киберпанка» Уильяму Гибсону. Дело в том, что отличительные признаки жанра вроде деспотичных корпораций, проблем всеобщей слежки и формулы high tech low life в творчестве Дика можно встретить за десятилетия до выхода «Нейроманта» — книги, которая заложила основы киберпанка.

Самый яркий пример — знаменитый роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». В мире Рика Декарта общество строго поделено на бедных и богатых, на фоне всегда маячат огромные башни могучих корпораций, а центральной проблемой становится сосуществование человеческих и искусственных разумных форм. Тут даже есть тема искажённых временем религиозных культов — позже у Гибсона появится абсолютно то же самое.

Внешний облик киберпанка также косвенно сформирован творчеством Дика, а именно всё тем же «Бегущим по лезвию». Уильям Гибсон даже хотел отложить написание «Нейроманта» после того, как впервые увидел фильм.

Я понял, что моему «Нейроманту» конец. Ведь все будут думать, что я украл визуальную часть из этого удивительно прекрасного фильма.

Уильям Гибсон
Писатель, «отец киберпанка»

Критика корпораций

В отличие от ранних антиутопий, где ведущей силой всегда было государство, у Дика куда большую опасность представляют мегакорпорации. Своими действиями они влияют на социальное сознание и заставляют общество потакать их немеренной жадности.

Именно корпорации производят наркотики, вызывающие мгновенную зависимость, как в «Помутнении» и «Трёх стигматах Палмера Элдрича». Так они контролируют население, вгоняют его в рабство не только по отношению к веществу, но и к самой корпорации.

В «Помутнении» Дик двигает проблему ещё дальше — здесь организация «Новый путь» не просто производит наркотик, но и владеет реабилитационным центром по лечению зависимости от него. Получается крайне депрессивный цикл: как только человек раз туда попадает, ему уже никогда не выбраться из финансового и физического рабства.

Режиссёр Ричард Линклейтер в 2006 году снял экранизацию «Помутнения» с Киану Ривзом, Робертом Дауни-младшим и Вуди Харрельсоном. Этот фильм — чуть ли не единственное дотошное перенесение текста Филипа Дика в формат кино

Страх перед возможностями корпораций заметен уже в ранних работах Дика. В рассказе «Спешите приобрести!» он показывает мир, где реклама не просто назойлива и вездесуща — она открыто агрессивна.

К главному герою Эду заявляется рекламный робот и пытается продать сам себя. Он крушит фурнитуру, ломает мебель и угрожает, что если Эд его не купит, то скоро вся квартира превратится в труху. Зато если купит, то робот вмиг всё починит — ведь он ПАСРАБ, совершенная модель робота-помощника, незаменимая для любого дома.

Обложка журнала, в котором впервые появился рассказ

Очень любопытный подход к проблеме можно увидеть в другом раннем рассказе, «Фостер, ты мёртв!». В нём Дик описывает общество времён Холодной войны, но с одним маленьким нюансом. В мире «Фостер, ты мёртв!» самый ходовой товар — не телевизоры или предметы одежды, а бомбоубежища.

Новые модели бомбоубежищ тут выпускаются каждый год, и всякий раз их рекламируют как идеальные, непробиваемые, абсолютно безопасные. Всё, чтобы на следующий год найти уязвимость и запустить в производство новую модель — ещё более идеальную, непробиваемую и безопасную.

«Фостер, ты мёртв!» экранизировали в одной из серий «Электрических снов Филипа К. Дика» — правда, от оригинального рассказа там осталось очень мало

Дик показывает беспринципность корпораций в вопросе обогащения. Они готовы даже использовать страх людей перед смертью, лишь бы получать больше дохода. Судя по тому, что в рассказе и бомбы очень удобно эволюционируют каждый год, у сторон давно есть некие договорённости, и настоящие снаряды тут никогда не упадут. Бомбоубежища — как и животные в «Мечтают ли андроиды об электроовцах», — давно стали показателем статуса.

В школе над главным героем издеваются и подшучивают, потому что у него нет бомбоубежища. А его отца, который хорошо понимает, как эта система работает, объявляют чуть ли не изгоем за его отказ подчиняться общественным настроениям.

Конечно, сейчас критикой капитализма и больших корпораций занимаются все, кому не лень, в каком-то смысле она даже стала клише. Но в пятидесятые-шестидесятые годы, когда работал Дик, проблема не была настолько распространена и не так часто освещалась — особенно в фантастической литературе.

Филип Дик отлично показал, что для создания антиутопического общества будущего необязательно грозное тоталитарное государство. Люди и сами могут всё испортить, добровольно вогнать себя в тиски больших корпораций или любых других власть имеющих. Общественное сознание — штука очень хаотичная, и им, к сожалению, не так уж тяжело управлять.

Уход из реальности

В произведениях Филипа Дика герои находятся в постоянном сомнении, насколько реален их мир и они сами. Писатель очень любил внедрять в свои книги тему двойственной реальности, различного рода виртуального, нефизического пространства — будь то сны, мир галлюцинаций или компьютерная симуляция.

В романе «Глаз в небе» герои оказываются в череде миров, созданных их же подсознанием — «логика сна» во всей её красе

Ещё во времена изучения философии в колледже Дика заинтересовал вопрос о субъективности мира. Большое влияние на него оказали работы Платона — в частности, «Миф о пещере». В этой развернутой аллегории древнегреческий философ описывает гипотетическую ситуацию: допустим, есть группа людей, которые всю жизнь сидят прикованными в пещере. Всё, что они видят — тени на стенах её свода.

Люди снаружи каждый день носят мимо пещеры различную утварь, в том числе статуи животных и других существ. Пещерные жители видят лишь тени этих статуй и слышат разговоры проходящих людей — и, конечно же, связывают голоса с теми образами, которые они могут наблюдать.

Если бы в их темнице отдавалось эхом всё, что бы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени?.. Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов.

Платон
древнегреческий философ, мыслитель

Постепенно интерес перерос в паранойю. Дик, переживший в семидесятые годы ряд галлюцинаций, которые он сам считал чем-то вроде «божественных озарений», начал всерьёз сомневаться, что мир вокруг него реален, а не является плодом его — или чьего-нибудь ещё — воображения. Этот страх отразился во многих ключевых работах писателя.

Хрупкая реальность мира вообще стала главной темой в библиографии Дика. Многие его известные произведения вроде «Убика», «Трёх стигматах Палмера Элдрича», «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» или «Помутнения» ставят в центр героев, находящихся в постоянной борьбе с собственным разумом, не уверенных в том, что их восприятие мира хоть сколько-нибудь соответствует действительности.

Долго время Голливуд пытается запустить в производство экранизацию «Убика». Последний раз в начале века это пытался сделать Мишель Гондри, режиссёр «Вечного сияния чистого разума»

Причины для сомнений могут быть разные. В «Убике» группа героев обнаруживает, что мир вокруг начал вести себя странно: вещи стареют быстрее, чем должны, а время идёт в обратную сторону. Образ их коллеги, которого они считали мёртвым, заявляет: «Это вы все умерли, а я жив».

Оказывается, они находятся в состоянии «полужизни», живут в чьём-то чужом сознании, постепенно поглощающем их с помощью Убика — полумифического устройства, чьё назначение до конца романа не очевидно. Им надо во что бы то ни стало найти выход в реальный мир: правда, никто не гарантирует, что он тоже не окажется порождением вездесущего Убика.

В 1998 году на ПК и первом PlayStation вышла экшн-стратегия по мотивам романа

В «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и рассказе «Электрический муравей» герои предают сомнению свою человеческую природу. Заодно они пытаются понять, как им жить дальше, если всё, что они о себе знали, вдруг окажется ложью.

В «Порвалась времён связующая нить» Дик описывает искусственный мир, специально созданный для одного человека — позже похожий концепт используют в «Шоу Трумана». Главный герой, как и персонаж Джима Керри в фильме, однажды видит неувязку в своей карманной вселенной и начинает медленно распутывать клубок этой идеальной лжи, открывая правду о самом себе и мире вокруг.

И, конечно, вариант Милоша Формана с ТВ-шоу для Дика был бы слишком банален — в «Порвалась времён связущая нить» истина связана с межгалактической войной и ядерными бомбардировками

Тема эскапизма и проблема размытия границы между явью и галлюцинацией продолжаются в «Помутнении». Это один из поздних романов Дика, в котором он осмысляет собственное прошлое — время, когда писатель постоянно находился под действием наркотических веществ и жил вместе с другими наркоманами.

Его главный герой ведёт двойную жизнь: Боба Арктора, зависимого от «Субстанции D» наркомана, и Агента Фреда, офицера полиции под прикрытием, который должен выяснить, откуда идут поставки таинственной «Субстанции». Вот только из-за постоянного употребления психоактивного вещества Боб/Фред перестаёт видеть себя как единого человека, начинает сомневаться в своей истинной личности.

Филип Дик разными способами заставляет персонажей уйти от действительности, расслаивает реальность до тех пор, пока понять что-то становится совершенно невозможно. Их эскапизм может быть сознательным или принудительным, но одно остаётся общим: реальность героев формируется не ими самими, а некими высшими силами, будь то человеческое или сверхъестественное.

В этих произведениях Дик отражает один свой давний страх. Писатель боялся, что в новую техногенную эпоху люди «сверху» могут сами строить реальность для тех, кто находится в их подчинении.

Мы живём в обществе, где ложные реальности создаются с помощью медиа, правительства, большими корпорациями, религиозными группами, политическими партиями...

[...] Так что я спрашиваю в своих работах, а что такое реальность? Потому что нас непрестанно бомбардируют псевдо-реальностями, созданными очень сложными людьми и сложными механизмами. Их мотивы не вызывают у меня недоверия. Недоверие вызывает сила. У них её много. И это удивительная сила: сила создания целых вселенных, вселенных разума.

Филип К. Дик
Писатель-фантаст

Сейчас темы «фальшивой» реальности и эскапизма в научной фантастике используются повсеместно — во многом, именно благодаря огромному вкладу Дика в изучение проблемы. Влияние его книг можно увидеть везде: начиная с работ того же Гибсона и заканчивая «Матрицей», «Экзистенцией» Кроненберга или даже каким-нибудь «Апгрейдом».

Свобода воли

Филипа К. Дика как человека, со школьных лет увлекающегося теологией, очень занимал вопрос о том, насколько свободна воля человека — и что делать, если свободы воли у нас нет совсем. Он одним из первых ввёл в свои дистопические миры концепт предсказания преступлений. Когда определенная группа людей (обычно, правительственная) имеет доступ не только к жизни каждого гражданина сейчас, но и к тем действиям, которые он ещё не успел совершить.

Что-то подобное было у Оруэлла с его «мыслепреступлениями», но Дик доводит эту идею до абсолюта. Ему не нужны карательные органы, следящие за каждым взмахом ресниц людей, которые могут хранить нежелательные мысли. Во вселенной Дика люди даже не пытаются что-то скрывать — в этом нет никакого смысла.

Ещё в своём раннем рассказе «Капюшонщик» он описывает мир, где к разуму каждого жителя имеет доступ группа мутантов-телепатов. Они могут читать мысли людей, предугадывать их поведение и даже управлять ими, вторгаясь в сознание. Тех же, кто пытается скрыться от наблюдения под специальными капюшонами, активно преследуют.

Здесь, на заре карьеры Дика, можно увидеть его «жанровую» сторону, не обременённую сложными размышлениями о природе человека и реальности. Антиутопия «Капюшончика» весьма прямолинейна, а морали очевидны: контроль за разумом — плохо, свобода воли — хорошо.

«Капюшончик» также стал частью «Электрических снов» — и серия вновь не имеет почти ничего общего с оригиналом

Позже Дик вернётся к концепту, но с гораздо более вдумчивым подходом. В мире рассказа «Особое мнение» уже тридцать лет существует полицейское подразделение Precrime, которое отвечает за предотвращение потенциальных преступлений. Их прогнозы основаны на показаниях трёх мутантов-телепатов, «провов», способных видеть будущее.

Работает система прекрасно — количество убийств сходит на нет, а ошибок «провы» не совершают. Вот только в один день главу отряда Precrime, Джона Андертона, обвиняют в намерении убить человека, которого он даже не знает. Герой видит в этом заговор с целью сместить его с поста и решает сопротивляться. Джон отправляется на поиски третьего «прова» — единственного, который не предсказал его преступление.

Даже хорошие фильмы по мотивам книг Дика редко следуют оригиналу — уж очень сложно поддаётся его стиль переносу на экран

В отличие от экранизации Стивена Спилберга, рассказ «Особое мнение» не даёт читателю какой-то однозначной морали в вопросе свободы воли. Антиутопия здесь размывается: с одной стороны, постоянный контроль за мыслями и поступками людей — яркая черта антиутопического строя. С другой, мир «Особого мнения» функционирует исправно, да и сам Джон Андертон к финалу уже не так уверен, ошиблись ли «провы» на его счёт.

Дик даёт читателю самому решить, как он относится к подобной концепции. Весьма иронично — писатель, отнимая свободу воли у своих героев, как бы отдаёт её аудитории. Что, надо сказать, в жанре антиутопии встретишь не часто: обычно авторская позиция в таких произведениях обозначена очень ярко.

Продолжает тему свободы воли другой рассказ, «Команда корректировки». Он весьма прозрачно намекает на то, что Дик не считает предопределение судьбы однозначным злом. Здесь тоже есть организация, которая следит за будущими поступками людей, но, в отличие от «Особого мнения», она работает не на правительство, а на самого Создателя. И её действия в контексте рассказа не осуждаются, а выглядят однозначно положительными.

Главный герой, простой банкир Эд Флэтчер, из-за ошибки члена «Команды корректировки» случайно видит мир как бы «изнутри», ненадолго попадает в серое пространство незаконченной реальности. Конечно же, он решает, что сошёл с ума, рассказывает жене об увиденном, чем ставит под угрозу работу организации. Но героя слабо беспокоит проблематика воли и божественного присутствия, он и сам рад бы забыть, что видел. Так что когда «Команда корректировки» всё ему объясняет и просит никогда никому не рассказывать о них, Эд с радостью соглашается.

Кадр из фильма «Меняющие реальность», снятого по мотивам «Команды корректировки»

Идея о свободе воли хорошо укладывается в один из главных вопросов всего творчества Дика: «Что делает человека человеком?». И, как и на большинство подобных вопросов, писатель не даёт точного ответа. С одной стороны, он провозглашает свободу мысли, а с другой — идея о предопределении судьбы не кажется ему однозначно негативной, особенно в контексте общей картины мира.

Филип Дик как бы расписывается в неспособности людей самостоятельно контролировать свою жизнь. По его мнению, человечеству необходима некая высшая сила, которая направит цивилизацию в правильную сторону. Главное, чтобы у этой силы не было своих корыстных мотивов — иначе на выходе получится антиутопия.

Философия и религия

Увлечение Дика философскими работами всегда находило отражение в его книгах. А начиная с «Трёх стигмат Палмера Элдрича», к философским мотивам добавились религиозные — в частности, идея человека как Творца собственной вселенной и отношения этих субъективных микровселенных между собой.

В центре книг Дика никогда не стоит само действие: герои большую часть времени проводят в собственном сознании, в тщетных попытках дать объяснение происходящему вокруг. Не зря роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах» называется именно так — фантастический сюжет об охоте на репликантов в нём лишь фон, пространство для изучения куда более глобальных проблем. В первую очередь, всё того же вопроса «Что делает человека человеком?». Может, абстрактная «душа»? Или мелочное желание иметь электроовцу — бессмысленный показатель статуса, типичный для общества потребления?

Поэтому, кстати, романы Филипа Дика сложно однозначно назвать антиутопическими. Его не очень интересует устройство мира и описания деспотичного государства. Даже в двух его романах жанра альтернативной истории — «Человеке в высоком замке» и «”Лейтесь, слёзы” — сказал полицейский», — тоталитарный строй выступает лишь платформой для изучения вопросов хрупкости нашей реальности.

Конечно, многие мысли Дика не новы, они сильно опираются на философские работы платонистов, экзистенциалистов и постмодернистов. Во многих произведениях писателя можно увидеть параллели с теорией «симулякров» Жана Бодрийяра — идеей о «копиях без оригинала». Симуляциях реальности, не имеющих прямого отношения к реальности как таковой.

Впрочем, Дик никогда особо и не скрывал влияния Бодрийяра на свои работы

В творчестве Филипа Дика интересны не только сами идеи, но и то, как он к ним приходит — этот странный полёт мысли писателя, уложенный в изобретательные фантастические сеттинги. И чем дальше шла карьера Дика, тем больше философских размышлений и концепций появлялось в его книгах.

Ближе к концу жизни он почти перестал прятать рассуждения за фантастическими сюжетами и пустился в полный пост-модерн. В его последних работах — «Свободном радио Альбемута» и незаконченной трилогии «ВАЛИС», Дик сам предстаёт одним из героев, автобиографические сцены смешиваются с его специфическими представлениями о мире, рождая уникальную реальность, едва поддающуюся анализу в привычных категориях.

Творчество Филипа Дика легло в основу многих научных и популистических работ. Авторы изучают его сложную философию (Philip K. Dick and Philosophy - Do Androids Have Kindred Spirits), отношение к современной реальности (Philip K. Dick, Canonical Writer of the Digital Age) и, конечно, специфику диковской антиутопии (Philip K. Dick’s Unconventional Dystopias).

Сам Дик тоже занимался публицистикой. Его перу принадлежит исследование с громким названием «Как построить вселенную, которая не развалится через пару дней», своеобразное методическое пособие для начинающих авторов. А уже после смерти писателя многочисленные дневники Дика с размышлениями на темы религии, галлюцинаций, жизни, Вселенной и всего остального собрали в одну колоссальную работу The Exegesis, с латинского — «толкование».

Среди создателей The Exegesis — писатель Джонатан Летем, автор отличного романа «Пистолет с музыкой» и один из известнейших исследователей творчества Дика в мире

Это, пожалуй, самый полный и доскональный внутренний портрет автора, прочитать который стоит всем фанатам Дика, но только на свой страх и риск. Без хорошего изучения его творчества и биографии The Exegesis может сломать мозг любому, кто рискнёт его открыть.

Творчество Филипа Киндреда Дика оказало огромное влияние на всю современную научную фантастику, а его антиутопический взгляд на будущее стал привычным для нынешних представителей жанра. Наверняка писатель бы ужаснулся от того, насколько многие его предсказания сбылись — буквально или метафорически.

Всю свою жизнь он гнался за осмыслением того невероятного физического и психологического пространства, что мы называем реальностью. Какого-то конечного результата из этих исследований Дик, конечно же, получить не смог. Но он предоставил нам огромное количество интересных размышлений на тему — ознакомиться с ними стоит каждому, кто хоть раз спрашивал себя «А что делает меня мной?».

Я всегда надеялся, когда писал романы и рассказы с вопросом «Что есть реальность?», что в один день получу ответ. Большинство моих читателей тоже на это надеялось. Годы шли. Я написал больше тридцати романов и ста рассказов, но всё ещё не мог понять, что реально.

Однажды девочка-студентка из Канады попросила меня определить реальность, ей это нужно было для доклада по философии. Она хотела ответ в одно предложение. Я подумал и сказал «Реальность — это, что не исчезает, когда вы перестаёте в неё верить». Это всё, что я смог придумать. На дворе был 1972 год. С тех пор я так и не нашёл более точного ответа на этот вопрос.

Филип К. Дик
Писатель-фантаст

#месяцантиутопии #золотойфонд

{ "author_name": "Ефим Гугнин", "author_type": "self", "tags": ["\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","\u043c\u0435\u0441\u044f\u0446\u0430\u043d\u0442\u0438\u0443\u0442\u043e\u043f\u0438\u0438"], "comments": 120, "likes": 334, "favorites": 473, "is_advertisement": false, "subsite_label": "read", "id": 27639, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 25 Sep 2018 12:27:22 +0300" }
{ "id": 27639, "author_id": 36827, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/27639\/get","add":"\/comments\/27639\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/27639"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64958, "possessions": [] }

120 комментариев 120 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
65

Спасибо, замечательный лонгрид. Так как это один из моих самых любимых фантастов, могу пояснить пару вещей.

Дику приходилось работать в безумных темпах — именно поэтому в шестидесятых он начал активно употреблять амфетамин.

Для тех, кому интересно. С амфетамином там сложнее схема была. Дик писал довольно прикольно. Он 2-3 месяца придумывал книгу, а потом писал за один раз (примерно за две недели-месяц) и есть даже интервью, где он утверждает, что никогда не перечитывал, то что написал. И для него именно важно было, что это разовое действие. Амфетамин ему нужен был "тупо для выносливости", чтобы написать все за "один раз". Это не оправдание (по финалам некоторых книг, невольно хочется попросить Дика "не налягать так сильно на амфетамин"), а именно объяснение, почему.

Еще важный момент, для тех кто его еще не читал - не в коем случае, не читайте "случайную книгу", Дик написал непомерное количество откровенно треша (говорю со всей любовью к этому писателю).

Прочтите то, что у него считается хорошими произведениями "Око небесное", "Убик", "Распалась связь времен", "Мечтают ли андроиды", "Лейтесь, слезы".

"Человек в высоком замке" на мой взгляд самая простая его книга, но все равно можно прочесть.

"Помутнение" или "Скользя во тьме" вещь крутая, но немного в сторону от его основного творчества, лучше их прочесть после пары других его книг.

"Валис" это магнум опус, он тяжело читается, но очень крут. Его лучше отложить на попозже. Прочтите "Три Стигмата", "Мир который построил Джонс", "Друг моего врага", а потом можно и "Валис".

***

Ну и под конец, замечательный анекдот из "Трех Стигматов". Он очень Диковский.

"Хозяйка пригласила в дом гостей. Прекрасно запеченную вырезку весом в целых пять с половиной фунтов она оставляет на столе. Встретив гостей, она возвращается на кухню, и вдруг замечает, что мяса на столе нет. Рядом со столом сидит любимец семьи, огромный кот, тщательно вылизывающий себе шерстку. Хозяйка зовет гостей на кухню и рассказывает им о случившемся. Кто-то из гостей советует взвесить кота. Кота взвешивают, и оказывается, что он весит ровно пять с половиной фунтов. Все понимают, что кот и есть вырезка. Садятся за стол и приступают к трапезе. Не ест только хозяйка, она расстраивается, что не может понять куда пропал ее любимый кот".

Ответить
11

по финалам некоторых книг, невольно хочется попросить Дика "не налягать так сильно на амфетамин"

Это точно. Во многих романах он под конец совсем выдыхается, мысль выпрямляется, будто каждое её движение делается с неохотой. Похожее ощущение можно заметить во сне, когда фаза быстрого сна заканчивается, и события замедляются, внимание утрачивается, человек как бы засыпает из своего собственного сна.

С другой стороны, это метод с амфетамином наверное ответственнен за изрядный кусок Диковской магии. Убик не был бы таким необыкновенным, если бы его напрочь не пронизывало логикой сна, какой-то предельной связностью часей. Это был бы другого привкуса роман, если бы все его детали не были так прочно вплетены в единую систему, будто родившуюся разом, безотрывно, естественную, органичную, как будто живую, и при этом абсолютно психоделическую и не испорченную досадной редакторской правкой приземлённого рационального ума.

ни в коем случае, не читайте "случайную книгу"

Это точно. Я лично начал с Валиса, и тупо не дочитал, сказал: что это за говно. Но потом решил дать Дику ещё один шанс, прочитал Убик, и сразу понял, кто мой любимый фантаст, потому что так больше никто не умеет.

И ещё могу заметить, что читая все романы подряд, можно обнаружить, что некоторые из них хоть и не считаются общепризнанными шедеврами, но очень и очень хороши.

Ответить
1

После прочтения ВАЛИСа, в возрасте около 20ти годиков, я примерно понял что ощущают те, кто принял дозу лсд. Роман начинается мягко, но потом Дик своей философией опускает читателя в такую крольчию нору, откуда выбраться практически невозможно. Но вот в чем интерес. Если через те же Стигматы я продирался, то ВАЛИС читается на одном дыхании. И дыхания иногда не хватает.

Ответить
4

Согласен. Простите, сам себя процитирую, пытался как-то объяснить друзьям в чем жесть и одновременно фишка "Стигматов"

Кстати, роман "Три стигмата Элдрича Палмера" уникальное произведение. Как и некоторая другая серьезная литература, это попытка разобраться в чем-то важном для себя. Здесь это желание разобраться в божественной природе мира (причем божественность персонифицирована, фантастика все-таки), роли человека в этом мире, мотивации зла, и само-собой, что есть реальность (но это у него в каждом романе). Но уникальность произведения в том, что автор не смог разобраться. Совсем. Роман - философское фиаско. И от этого, он становится критически экзистенциальным. Только ради него хочется помимо религиозного и атеистического, ввести еще и агностический экзистенциализм - это книга про него, очень болезненная и искренняя.

Ответить
1

А порекомендуйте, пожалуйста, хорошие переводы этих книг:
"Валис", "Три Стигмата", "Мир который построил Джонс", "Друг моего врага", "Помутнение", "Скользя во тьме", "Лейтесь, слезы", "Око небесное", "Распалась связь времен".
Просто я помню, что тот же Убик в разных переводах очень по-разному воспринимается, и только один из пяти или четырех переводов более или менее читаемый.

Ответить
1

К сожалению, не очень разбираюсь в разных переводах. И не знаю какие лучше, какие хуже. Плюс еще сам Ф.К.Дик иногда пишет так, что не понимаешь, это вина переводчика, или изначально автора.

Как это не странно, но я нормально отношусь к адекватному "подстрочнику". Талантливые переводчики (к тому же сами писатели) типа Лазарчука (он переводил Убик, кажется) очень круто читаются, но склонны к "отсебятине". Гутов (последнее читал у него) - ближе к внятному подстрочнику и меня этим вполне устраивает :)

Ответить
1

я обычно, если представляется случай, советую начинать с рассказов, а не с больших книг. они, по большей части, другие в своей сути, но зато быстро и безболезненно дают общее представление о том, могут ли работы Дика увлечь тебя.

Ответить
1

Нужен совет (заранее спасибо): после прочтения "Электроовец" и "Человека в Высоком Замке" (в восторге от последней), что лучше читать следующим - "Убик" или "Помутнение"? Читать буду обе, но интересен рекомендуемый порядок.

Ответить
0

Убик - идеально!

Можно даже потом еще пару его других книг ("Распалась связи времен", например), и только потом Помутнение.

Ответить
0

Убик ввел меня в запредельную фрустрацию. И это не в самом хорошем смысле. Я точно понимаю, что понял в ней далеко не все. Но все же, мне это больше похоже на попытку написать блокбастер с "фирменными экзистенциальными вопросами", но вместо баланса получилась острая нехватка первого и второго.

Тем не менее, ни разу не пожалел о прочтении.

Ответить
0

Его идеи оригинальны, по крайней мере были оригинальны в то время, а вот читать его трудно - стиль изложения у Дика аляповатый и спутанный, то он тонет в метафорах, то текст становится примитивным и безынтересным. В результате таких манипуляций ломается вся интрига.

Ответить
2

Вы "таки будете смеяться", но когда Ф. Дик принес роман "Исповедь недоумка" в редакцию, ему примерно с этой формулировкой и отказали. И он смог опубликовать его только через 16 лет :)

Ответить
0

Никак не могу понять отчего "Валис" так превозносят. Совершенно пресловутый трип-репорт, написанный без живой фантазии (одна только аналогия с Жирным Лошадником чего стоит). Меня в принципе зарядил на знакомство с остальным творчеством отличный рассказ "Вторая модель" по которому сняли "Крикунов". После него и "Терминатор" Кэмерона не таким оригинальным кажется.

Ответить
1

По себе скажу. У меня круто пошел "Валис" (раза три пробовал и никак) только после того, как я уже стал "отбитым фанатом" и знал его биографию, проблемы, точки зрения на разное, это же мемуары, при всей своей фантастичности. И как-то все сложилось. Может позже попробовать перечитать.

Ответить
14

Жаль, что юмор писателя обошли стороной, хоть его в творчестве и было немного. Но когда дверь отказывалась выпускать героя из квартиры наружу, пока он не кинет в неё монетку, которые предательски закончились, было уморительно.

Ответить
8

Вспомнил и нашел момент от которого смеялся в голос:

"Он прорыл траншею длиною в полмили, когда вдруг заметил неподалеку представителя местной фауны. Он тут же выключил двигатель и, выглянув наружу, принялся рассматривать его.

Животное странным образом напоминало тощую старуху, вставшую на четвереньки. Скорее всего, это был шакал-телепат, о котором ему то и дело говорили его соседи по норе. Вне зависимости от того, к какому виду относилось это животное, можно было с уверенностью сказать, что не ело оно давненько. Оно жадно смотрело на Барни, однако боялось приближаться к экскаватору, предпочитая держаться поодаль. В мозгу Барни прозвучало нечто достаточно неожиданное: «Можно тебя съесть?»

– Господи, конечно же нет! – ответил Барни вслух. Он порылся в ящике под сиденьем и достал оттуда тяжелый гаечный ключ. Он показал его марсианскому хищнику, причем сделал это так, что шакал и без слов должен был понять истинное назначение оного ключа.

– Слезал бы ты оттуда, – обратился к нему хищник. – Иначе как я тебя съем? – Последний вопрос, очевидно, задавался шакалом самому себе, однако был услышан и Барни. Шакал был страшно голоден и бесхитростен. – Подожду-ка я его здесь, – подумал шакал вслух. – Рано или поздно он с этой штуковины все равно слезет.

Барни развернул экскаватор и поехал в направлении Чумного Барака. "

Ответить
0

А это откуда?

Ответить
0

"Три стигмата Элдрича Палмера"

Ответить
3

Он очень специфический :) Помню, больше всего не то, чтобы смеялся, но радостно восторгался, от мимолетной фразы в Докторе Блудмани (это постядер). Там герою не советуют куда-то ехать и говорят, что-то вроде: "В те края лучше не соваться, там кошки от радиации, заметно мозгом продвинулись, собираются в банды и стали делать себе какую-то херню на лапы из консервных банок, за минуту человека в фарш превращают".

Это вот, прям идеальный способ подачи лора :)

Ответить
7

А ещё есть такой мимолётный момент, который в наше время заиграл новыми красками. В "Мечтают ли...", почти в самом начале, гг и жена примиряются после ссоры, включив на своих модуляторах настроения следующие опции:
Он - "Творческий и нестандартный подход к работе"
Она - "Удовольствие от признания превосходства здравомыслия мужа
в любых жизненных ситуациях"
Бедные феминистки третьей волны, которым не повезло напороться на этот эпизод)

Ответить
4

А надписи которые оставлял босс гг в "Убике", типа: "прыгай в сральник с головой - вы мертвы, а я живой!".. Это-ж вообще атас!

Ответить
4

Был в Батуми в этому году, снимал квартиру в старом доме, так там лифт такой - пока монетку не кинешь (5 тетри) - не поедет. Я такой О_о, сразу вспомнил Убик. :D

Ответить
0

Я надеюсь, этот лифт хотя бы разговаривать не умел?)

Ответить
0

Всю дорогу травил анекдоты про армянское радио.

Ответить
12

Оказывается, они находятся в состоянии «полужизни», живут в чьём-то чужом сознании, постепенно поглощающем их с помощью Убика — полумифического устройства, чьё назначение до конца романа не очевидно.

1) Убик не помогает поглощать, а совсем наоборот, защищает
2) Убик это не устройство, а вещество, которое распрыскивается как спрей (в нормальном, не деградированом состоянии)

Ответить
1

Спасибо, я буквально на прошлой неделе закончил его читать и когда в тексте статьи увидел "полумифическое устройство", то слегка прифигел. Кстати, просьба к автору, если он вдруг увидит этот комментарий, в следующий раз повесь, пожалуйста, плашку "Спойлер", просто начиная со слов "Оказывается..." ты практически сдал всю основную интригу романа

Ответить
0

Убик это не устройство, а вещество, которое распрыскивается как спрей

Забавно, что автор лонгрида это запамятовал, учитывая, что реклама Убика эпиграф к каждой главе :)

которое распрыскивается как спрей

<зануда> Точности ради, в основном, как спрей :) но может быть просто в бутылочке и даже растворимым <зануда>

Растворимый "Убик" наполнит вашу кухню свежим ароматом только что сваренного кофе. Муж скажет: "Боже, Салли, а я думал, что кофе - это та бурда, которую ты обычно варишь. Нет, это - потрясающе!!!" Сохраняет свои качества только при соблюдении инструкции.

Ответить
12

Великий! Переводил одно из его философских эссе несколько лет назад. Всем поклонникам творчества очень рекомендую ознакомиться: https://katab.asia/2015/10/10/man-android-and-machine/

Ответить
7

Вижу упоминание Филипа К. Дика — ставлю лайк

Ответить
6

Он реально крут, тут даже нечего обсуждать. Такого ощущения обманутости мозга больше ни у кого не чувствовал. Убик конечно вне конкуренции. Причем интересный сеттинг (телепаты-блокировщики) используется только для завязки практически, такая классная идея (особенно на то время) могла бы спокойно стать основой какой нибудь книги, а у Дика это просто так, сопутствующее.
Мне ещё очень нравится "из глубин памяти", по которому и сняли "вспомнить все". Там реально 15 страниц, а он успевает удивить, причем дважды

Ответить
0

Мне ещё очень нравится "из глубин памяти"

Забавно, что впервые вижу такой перевод названия :) Обычно "Вспомнить всё", из-за фильма, но сам читал в переводе "Воспоминания оптом и в розницу", и это более точный перевод названия: "We Can Remember It for You Wholesale"

Ответить
1

Был еще перевод "Воспоминания на продажу".

Ответить
0

Читал книгу, которая, вероятно, вышла ещё до фильма)
Вечером посмотрю, какого она года

Ответить
0

Ох, нашел :) как только не переводили: «Мы вам всё припомним», «В глубине памяти», «Из глубин памяти», «Воспоминания оптом», «Воспоминания оптом и в розницу»

А первый перевод (в 1983 в журнале Вокруг Света) году вообще назывался: «Возвращение на Марс» :)

Ответить
1

У него талант труднопереводимо называть произведения, переводчики явно мучаются.

Например, три перевода романа Now wait for last year: "В ожидании прошлого", "Когда наступит прошлый год", "Наркотик времени".

Galactic pot-healer: "Гончарный круг неба" и "Реставратор галактики"

The simulacra: "Симулякры" и "Нечто подобное"

И так далее.

Ответить
2

Я читал как "Симулакрон")

Ответить
3

правда, от оригинального рассказа там осталось очень мало

Сериал вообще как экранизация отвратителен, там такая ситуация во всех эпизодах

Ответить
2

Отличный лонгрид, спасибо

Ответить
2

Жаль не нашлось место упомянуть роман "Игроки с Титана", в котором наиболее ярко и полно представлена любимая троица Ф. Дика: телепаты, психокинетики и предсказатели будущего.

Ответить
2

Я обожаю творчество Дика, причём всех его периодов. Но! Мало что вообще затронуло лично меня больше этих трех предложений из второго послесловия в "Помутнении". Воистину практически постскриптум:

"Я понял, что величайшая боль приходит не с далёкой планеты, а из глубины сердца. Конечно же, могут произойти два события. Ваша жена и ваш ребенок уйдут от вас, и вы сидите дома одни в пустом доме, без цели для существования, и Марсиане проникнут к вам через крышу и достанут вас."

Ответить
2

Отличный лонгрид! Пожалуй, из важного еще не упомянут роман Penultimate Truth (судя по гуглу, переведен как «Предпоследняя правда»). Прошла ядерная война, жители США и СССР живут в подземных убежищах, строят боевых дроидов и регулярно смотрят трансляции первого канала. «Смотрите, как эти комми шандарахнули наш Детройт. А вот футадж, на котором мы в ответ сносим их Воронеж. А теперь за работу, нужно больше роботов!» А на самом-то деле... Ну, прочитайте и узнаете. Очень хорошо описана работа современной пропаганды.

Ответить

13

У Дика концентрация идей такова, что на иной странице можно набрать сюжета на голливудский фильм. И неудивительно, что фильмы делают из рассказов, а если из романов, то люди жалуются: ах, из книги взято так мало.

Просто Дик - гений. Непонятый в то время, и расцветающий сегодня. Это запоздалое эхо признания. Оно заслуженно катится и гремит. И чтобы понять, почему так происходит, надо читать и знать Дика, всё что происходит - заслуженно. А других фантастов давно поняли, насытились и забыли.

Ответить
2

Просто Дик - гений.

В наше время слово "гений" - дешевый публицистический штамп. Равно как и другие расхожие выражения: "инновационный", "не имеющий аналогов", "волшебный", "чудесный", "таинственный", "великолепный" и прочее, прочее, прочее. Как начнешь читать какую-нибудь статью об игре, а там с первых строк - "инновационный геймплей", так сразу читать расхочешь.

Как фантаст он уступает, ну, например Лему, который еще в далекие 70-е троллил общество, причем настолько незаметно, что некоторые из его насмешек - тонких, изящных и очень злых, начали понимать только в наши дни. Но Лема невозможно экранизировать и сделать объектом массовой культуры - он слишком "умный" писатель, мало экшена, много философии и рассуждений. Современная публика покривится и забудет.

Ответить
6

У всех слов есть значение, и если какое-то слова часто используют в качестве штампа, то исходного значения это вовсе не отменяет. Гений - значит носитель уникального таланта, то есть произвести что-то похожее больше никто не может. Лем - отличный фантаст, у него интересные идеи и занятные рассуждения. Но похожими достоинствами обладают многие. Обдумать проблему, получить нетривиальные выводы и изложить-разжевать их в рассказе - это всё плоды ума, они воспроизводимы. А Дик берёт интуицией, щедро вываливает на нас глубокие, зачастую недоотрефлексированные прозрения, до многих из которых умом не дойдёшь наверное. Он до рассеянности, до пренебрежения щедр, парадоксальным образом выхватывает из пространства идей сложнейшие вопросы, и тут же бросает. Пока Лем въедливо добубнит свою идейку, Дик их десять родит.

Но не это главное. Художественная литература важна эмоциями, и тут Дик тоже неповторим. Игра с реальностью действительности - его фишка, которая сносит крышу читателю очень по-особенному, никто больше так не умеет. Хотя, некоторые, например Пелевин, очень стараются.

Ответить
0

Почему? "Непобедимый" неплохой космический боевичок, но сняли "Интелстеллар".

Ответить
2

Больше половины Непобедимого - те же рассуждения. Не зайдет, нет. Интерстеллар же просто уныл, это провал, там нет философии, одна только вялая подача. Его даже метко окрестили "космической клюквой" - потому что он разом ссылается на все фильмы, что были до него. Не говоря уже о банальной, пошлой и избитой сюжетной цели - спасти человечество. Классическая фантастика, в большинстве своем, избегала геройских штампов, если только это не фентези, тот же Непобедимый - скорее диалог героев друг с другом и автора с читателем, чем супергеройское чтиво.

Ответить
0

Ну почему? Советские режиссеры почему-то умели подобные фильмы снимать, а тут не зайдет. Я бы посмотрел, тем более технологии там показанные вполне современны.

Ответить
2

Поправка: безумный гений. Это намного интереснее, чем просто гений.

Ответить
0

Дик - Кодзима

Ответить
1

Добавлю, чуть. Брэдбери вполне экранизируют, реально много, не меньше Дика, вон, недавно опять "451 градус" терзали :) Шекли - есть несколько фильмов, из известных минимум "Десятая жертва" с Марчелло Мастроянни и довольно дорогой для своего времени "Freejack" (1992) по мотивам "Корпорации Бессмертия". Саймака - не знаю, сложный для экранизации, наверное. Роджер Желязны - многие думали (по поводу "Хроник Амбера", разумеется), но дорого и сложно, сейчас вот может уже снимут (были разговоры), так как спецэффекты достигли того уровня, когда можно показать все эти миры и прочее.

Реально, что меня удивляет, где сериал по "Крысе" или "Смертоносному миру" :) Гариссона - это вот правда жаль, такой забористый плутовской экшен можно было бы сделать, не оторваться, особенно по первым 5-и книгам (хронологически). Может Гариссон права не отдавал. Не знаю. Это правда и странно, и жаль.

Ответить

3

"Звездный десант" - это всё-таки Хайнлайн. Фильм, кстати, довольно неплохой, можно смотреть и повзрослевшим фанатам - в отличие от книги акценты смещены с вдумчивого исследования милитаристского государства на социальную политическую сатиру (местами очень тонкую).

Современную фантастику вообще сложновато экранизировать - как космооперы, так и околокиберпанк. Исключение - серии вроде "Экспансии" или "Нексуса", которые, кажется специально написаны под сценаристов.

Рейнольдс, впрочем, тоже вполне подошел бы - сюжеты довольно боевые, а стилистика вполне узнаваемая, местами почти гигеровская.
(А еще я бы не отказался посмотреть на безумца, который возьмется за, например, "Диаспору" Грега Игана)

Ответить
0

Сатира очень толстая, очень и подана в лоб. Книга интереснее фильма.

Ответить
1

Потому что лучше всех Станислав Лем, очевидно же. Гаррисон - обычная приключенческая фантастика, но живо написанная, что там обсуждать - приключенческий роман он и приключенческий роман.

Туда же, в общем-то говоря и Желязны, ну фэнтези и фэнтэзи, экшин, экшин, экшин, экшин - чего о них вспоминать?

Интересные концепции и социальная фантастика, к примеру у Хайнлайна. К примеру "Фрайди", перечитанная в зрелом возрасте дала мне ответ, почему же, собственно говоря у нас не будет ни летающих авто, ни роботов-андроидов, ни бластеров ни световых мечей.

Ответить
1

Хайнлайн хорош, хоть и не всё у него читабельно.

Я бы добавил Азимова из стариков.
Во Всех грехах мира суперкомпьютер прогнозирует все преступления, устранив преступность.
В Роботах зари почти невозможно преступление против здоровья, так как повсюду людей сопровождают роботы, не позволяющие нанести вред здоровью. Тоже по сути мониторящая и корректирующая поведение населения планеты система, только без единого ИИ, состоящая из миллионов автономных машин. Ну и в целом цикл про Бэйли и Оливо показывает разные варианты роботизации общества и влияние роботизации на общество.
Двухсотлетний человек с человеческими правами и свободами...

Возможно стоит упомянуть Кларка, но его не читал.
Стерлинга почему-то редко упоминают, а его цикл Шейперов и механистов буквально про скоротечность идеологий и постгуманизм.

Ответить
2

У Азимова, кстати вообще все произведения в итоге протянуты от первых роботов и до самого основания, тот же Р. Дэниел Оливо которого мы видели в "стальных пещерах" встречается то ли в третьем, то ли в четвёртом основании

Ответить
1

Просто циклы взаимосвязаны. Когда в "Основании" увидел Оливо, офигел.

Ответить
1

Он в 80-ых связал Позитронных роботов, Дэниела, Империю, и Основание в единую вселенную, написав 3 и 4 романы про Дэниела и приквелы к Основанию. Я сейчас их с перерывами (роман Азимова, чей-то другой, снова Азимова) читаю (сейчас романы про Империю).

Ответить

0

У Хайнлайна больше гуманистический подход, зато концепций выдал достаточно много. В принципе "Чужак" стал популярен из-за хиппей. В то же время в той же "Фрайди" раскрывается гораздо больше действительно интересных социальных тем, а вот про это произведение мало кто слышал.

Ответить
1

"Фрайди" читал, как "Марсианку Подкейн", меня больше прикололо "Свобоное владение.."

Ответить
0

За "Свободное владение" его, кстати, некоторые сейчас очень сильно пинают, мол, РАСИСТ!

Ответить
0

Ну что поделаешь, идиоты случаются. Произведение отличное, особенно шутка про привелигированную тушку на стол.

Ответить
0

Так ладно это были просто идиоты. Это идиоты из крупнейшей организации фантастов Америки - SFWA

Ответить
0

Деградация на лицо.

Ответить
0

Я "Фрайди" сначала прочитал как простенький боевичок с насилием и сексом, а потом вот, когда увидел какие он темы задвигает "между делом", честно говоря был огорошен мастерством как писателя.

Ответить
0

Вот, я о чем.

Ответить
0

Есть еще "Не убоюсь я зла", там мозг магната пересадили в тело секретарши, у многих феминисток мировозрение рвет напрочь, хотя книга сама по себе проходная.

Ответить
0

Я ж говорю - концепты он выдумывал будь здоров. Вообще отличный коммерческий писатель, писал для всех, за что ему большое уважение.

Ответить
0

Единственно, что если читать все романы подряд, начинаешь находить самоповторы и местами становится скучновато.

Ответить
0

Да это есть, заметно в "Долгой жизни.. "

Ответить
1

Очень тяжёлый для прочтения автор, но все же достойный. Крайне благодарен за Помутнение.

Ответить
1

Спасибо за лонгрид, только был бы очень полезен совет, в чьем переводе читать. Подарили недавно несколько его книг, но при прочтении возникло ощущение, что перевод очень лажовый, в частности, "Стигматов".

Ответить
1

Если скачать полное собрание сочинений, то там можно сравнить переводы. На каждый роман - по три-четыре варианта. Читаешь по паре страниц каждого и выбираешь на свой вкус. Одному один может понравиться, другому другой. Переводы-то все примерно правильные, Дик не сложно изъяснялся. Но у каждого читателя свои внутренние неосознаваемые предпочтения по по фонетике и ритму повествования, по смысловым акцентам и стилю. Один перевод почитаешь - невнятица какая-то и тяжело читать. А другой пробуешь - сразу картинка и динамика считывается, и не замечаешь, как плавно и быстро двигаешься сквозь приятно сотканный текст. Так что выбирай сама.

Ответить
0

Света, "Стигматы" еще написаны тяжеловато, вне зависимости от перевода. Лучше их читать, если уже писателя очень любишь :) Если Дика раньше не читали, лучше сначала правда "Убик".

Ответить
0

И я снова поражаюсь разнице восприятия - читая "Стигматы" я поражался тому, как такой лютейший психодел стремительно читается.
Действительно тяжело было читать "Предпоследняя истина" (первое знакомство с писателем), "Игроки с Титана" (но со второго раза ооочень зашло), и "Духовное ружьё" - раза три начинал, так и не осилил))

Ответить
1

А мне больше всего запомнился его рассказ "Король эльфов".
Сказка, но суровая.

Ответить
0

Обожаю. Идейно, это мини-версия "Распалась связь времен" :)

Ответить
2

До сих пор мечтаю, что если свалится с неба куча денег - первым делом потрачу на экранизацию этого рассказа.
Вторым в списке идет сериал по Львам Эльдорадо Карсака))

Ответить
0

До сих пор мечтаю, что если свалится с неба куча денег - первым делом потрачу на экранизацию этого рассказа.

У меня ужасные новости для тебя. Дисней выкупил права на экранизацию, лет шесть назад. Не шучу.

Ответить
1

Вот суки!

Ответить
1

Именно корпорации производят наркотики, вызывающие мгновенную зависимость, как в «Помутнении» и «Шести стигматах Эдриана Палмича».

Никогда не видел у Дика произведения «Шесть стигмат Эдриана Палмича».
«Стигматы Палмера Элдрича» или, если угодно, «Три стигмата Палмера Элдрича» да.

Ответить
1

Ой, извините, как-то переклинило. Исправили, спасибо!

Ответить
0

Спасибо!

Ответить
1

Мне нравится предисловие к «Лабиринту смерти» — там Дик прямо признается, что писал некоторые эпизоды под веществами. Но при всей своей крутости, Дик завидовал Лему, прикрываясь паранойей :)

Ответить
1

Спасибо за статью. Долго думал за что взяться после Убика, а тут сразу составил список к прочтению на ближайшие пол года.

Ответить
1

Даже в двух его романах жанра альтернативной истории — «Человеке в высоком замке» и «”Лейтесь, слёзы” — сказал полицейский»

Второй не в этом жанре.

Ответить
1

Отдельный респект Cryo Interactive за игроизацию Дика и многие другие чудесные игры.

Ответить
1

Давайте поговорим, о чем же был "Человек в высоком замке"? Эта компиляция рефлексии рефлексии закончилась весьма внезапно и заставила меня денек мозговать, а что же все-таки произошло в том мире?

Из моих друзей слишком мало прочитали книгу, чтобы можно было прийти к какому-то общему мнению.

Интересно ваше.

Ответить
1

Спасибо за отличный лонгрид!
Это действительно тот автор, чьи произведения обязательны к прочтению всем любителям фантастики и антиутопий.

Ответить
1

Вот согласен.
Автор, уберите пожалуйста описание сюжета Убика начиная с "Образ их коллеги, которого они считали мёртвым, заявляет: «Это вы все умерли, а я жив»."
Ну это же в романе офигеть какой сюжетный поворот.
Это как про фильм "Шестое чувство" написать, что там на самом деле *спойлер*

Ответить
1

Странно, что никто ещё не упомянул "Солнечную Лотерею". Тоже очень интересное произведение.

Ответить
1

Дик, это моя первая фантастика, которую я начал читать лет с 13.
Забавно, что мне тогда казалось, что вся фантастика такая, но читая других фантастов, я не был разочарован конечно, у всех есть свои выдающееся произведения, и свои фишки, которыми они берут, но я понял ,что так как Филипп Дик, не пишет никто. Эту грань между реальностью и своего рода экспириенсом, так никто не стирает.
Скажу честно что "Помутнение" я понял, только после определенного личного опыта, схожего с опытом автора. И вообще это очень сильно влияет на восприятия его произведений. Я лично никому не советую этот опыт приобретать.
В каком то смысле все его произведения это своего рода трипы. Неспешное начало, такая обыденность для людей будущего, несмотря на то что нас это может впечатлить, для главного героя обычно это простая дневная рутина. Он идёт на работу, начинает делать какие-то повседневные вещи. Потом реальность начинает просто плыть, искажаться и приобретать причудливые, а иногда и пугающие формы, так же смыслы и вопросы начинают переплетаться, и порождают совершенно новые. Потом наступает пик, кульминация, где все странности, вопросы, ответы, образы сходятся в одну единую логичную(для кого как) развязку. Потом, обычно главный герой, просто продолжает жить дальше, в своей реальности, просто принимая тот опыт, что он получил.
В начале меня на самом деле удручала, такая концовка из книги в книгу, но потом я понял, что это и прекрасно в книгах Дика, по сути ты так же как читатель, получаешь его причудливый опыт, буквально соприкасаешься с его восприятием, а потом остаётся просто принять это возможно осмыслить, и жить дальше.

Ответить
1

Не прошло и года, как я начал просить редакцию сделать большую статью про Дика, за что отвешиваю низкий поклон редакции сейчас за выпуск этой статьи.

Ответить
1

один с любимых писателей! до сих пор не пойму почему Дик не тру киберпанк, а нейромант тру...

Ответить
0

Ф.К.Дик - дедушка киберпанка. Предтеча :) И тот же Гибсон как отец киберпанка бесчисленное количество раз ему всячески респектовал :)

Ответить
–1

Мечтают ли андроиды об электроовцах? наверное самый известный его рассказ, но и одновременно самый слабый (во всяком случае из тех что я читал). Видимо отчасти у меня сложилось такое мнение потому, что до прочтения я посмотрел фильм и прошел игру.

Ответить
4

Самый слабый? У Дика вообще-то половина романов - полное дерьмо, которое могут только читать только самые горячие поклонники, вроде меня. Любой из них можно назвать самым слабым, но только не электроовец. Чего стоит одна только сцена с сомнением в реальности полицейского участка? Реальность просто плывёт к хуям, отключается гравитация, надёжная почва действительности уходит из-под ног. Это запредельно круто, очень сложное и редкое ощущение передаётся, так больше никто не умеет. А диалог, в котором главный герой понимает, что Рейчел - андроид? Какая динамика, какое фабульное напряжение. Редко, кто так умеет. А упоратая встреча с паучком в конце романа на развалинах цивилизации? Обострённая до предела нежность ко всему живому, хрупкому и глупому. Это ощущение бесконечного одиночества и потерянности в сломанном мире. Очень сильные ощущения. Дик много говна напимал, но электроовцы - запредельный шедевр.

Ответить
0

А упоратая встреча с паучком в конце романа на развалинах цивилизации?

Уже давно читал (лет 10 назад), но запомнил, что там жаба :) может ошибаюсь

Но повесть потрясающая, факт.

Ответить
0

Да, может быть. Я тоже давно читал. Наверное, я путаю со сценой, в которой андроид отрывал лапки паучку.

Ответить
0

Все вспомнил. Точно! Паучок в середине, с оторванными лапками и оживлением. Герою еще не советуют его отпускать, так как он стоит прилично. А в конце, в развалинах - жаба. И да, там потрясающая сцена исступления героя.

Ответить
1

Как же оно по-разному бывает. У меня совсем наоборот: сначала прочитал роман, к фильму появились сверхожидания, которые впоследствии не оправдались. Это при том, что сам фильм отличный, но просто он почти полностью самостоятелен, и оригиналу не следует - просто немного на него ссылается.

Ответить
0

Месяц антиутопии продолжается? Я думал, что он закончился.

Ответить
1

На DTF свое представление "месяца". Он не закончится, пока не сделают пост с информацией о его окончании.

Ответить
0

Ого, вот как. Спасибо.

Ответить
0

Завтра закончится :)

Ответить
0

Тогда это - достойный финал "месяца" :)

Ответить
0

Это ещё не финал. Вот завтра будет финал! Всем финалам финал.

Ответить
1

*играет напряженная музыка*

Ответить
0

Эх, надеялся на материалы про Оруэлла, Брэдбери, Кларка. Как-то нет ощущения, что это был насыщенный и классный месяц, как это было с постапокалипсисом и киберпанком, например.

Ответить
0

Ну вот подождите до завтра)

Ответить
0

Олег. Тебя в теме про СХ потеряли, чего не заходишь? )))

Ответить
0

Ого, вот как, спасибо, дали мне надежду :)

Ответить
0

Хочется попробовать вникнуть в его рассказы, надо бы стартовать... просто зная себя — читать я не любитель, хотя для этого есть все необходимое)
А говоря о сериале — из последних, что есть, подобных ему — понравился несомненно, особенно третья серия

Ответить
0

Скорее всего уже поздно, но этой статье не хватает огромной надписи "СПОЙЛЕР" чуть ли не в самом начале. Автор с легкостью проспойлирил ключевые моменты концовок Scanner Darkly, Ubik... Я вот Valis ещё не дочитал, например, так что пришлось срочно бросить читать статью.

Ответить
0

Вот интересное и уютное интервью с Диком. Для тех, кто понимает англязычную речь.

Ответить
0

DICK, HAHAH :---DDD

Ответить
0

Хороший лонгрид, спасибо!

Ответить
0

Как раз искал, чего почитать, по советам выше начал с "Убик", пока очень нравится, вчера не отрываясь прочитал пол книги.

Ответить
0

Я сейчас выскажу очень провокационное мнение и меня заминусят, но Дик гениальнее Кодзимы.

Ответить

0

То же «Чёрное зеркало», в похожести с которым «Электрические сны Филипа К. Дика» упрекали, очевидно черпает вдохновение из творчества писателя

Эй, алло, кадр, под которым эта подпись, из "Electric Dreams".

Ответить
0

Реальность - это то, что ты создаёшь своими книгами.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Новая игра Ubisoft на релизе выглядит
точно так же, как и на E3
Подписаться на push-уведомления