Стэн Ли — человек, сделавший комиксы популярными

История жизни легендарного писателя.

Стэн Ли — человек, сделавший комиксы популярными

Знаменитый писатель, мастер камео и один из создателей вселенной Marvel Стэн Ли умер 12 ноября, не дожив всего полтора месяца до своего 96 дня рождения. Он придумал Человека-паука, Халка, Тора и ещё множество культовых персонажей. Его герои — с невероятными способностями и самыми обычными проблемами — изменили наше представление о том, какими должны быть комиксы.

Стэн Ли был открытым и обаятельным человеком: любил общаться с фанатами и рассказывать журналистам личные истории. В итоге, за годы публичной жизни биография писателя сама стала напоминать один из его комиксов.

Человек-легенда

Стэнли Мартин Либер (настоящее имя писателя) родился в 1922 году в Нью-Йорке в семье румынских эмигрантов. Родители писателя Джек и Селия были небогатыми людьми: отец работал закройщиком, а мать была домохозяйкой. В годы Великой депрессии Либер-старший потерял работу и большую часть времени, по словам самого Ли, проводил дома, читая газету в поисках новой должности.

Работы для закройщиков было немного, поэтому Либеры вынуждено сменили старое жильё на новое подешевле и поменьше: семья перебралась в двухкомнатную квартиру в Бронксе. Окно детской, которую маленький Стэн делил с младшим братом Лэрри, выходило на стену соседнего дома. Поэтому главным желанием писателя тогда было жить в квартире с видом на улицу.

Помогать родителям мальчик начал ещё во время учёбы в школе. Одной из первых его подработок стала должность билетёра в кинотеатре Риволи на Бродвее. Там будущий писатель мог сколько угодно смотреть любимые приключенческие фильмы и впервые в жизни познакомился со знаменитостью.

Однажды в театр пришла первая леди США Элеонора Рузвельт. Молодому Либеру выпала честь лично проводить её до места, но сделать это элегантно у него не получилось. Парень споткнулся и упал, тогда миссис Рузвельт подняла его за плечи и поинтересовалась, всё ли с ним в порядке.

В школе Стэн учился по ускоренной программе, чтобы быстрее устроиться на постоянную работу. Однако у него хватало времени и на огромное количество внеклассных занятий: Либер посещал уроки французского, шахматный, правовой и ораторский клубы, секцию пинг-понга.

Стать писателем он также решил во время учёбы, причём есть две версии о том, как это случилось. Согласно первой, однажды в класс Либера зашёл парень по имени Джон Джей МакКенна младший. Он был одним из учеников школы и подрабатывал, продавая подписку на газету The New York Times. МакКенна так уверенно выступал перед публикой, что Либер вдохновился, купил подписку, а через год сам получил аналогичную работу в газете The Herald Tribune. Так он сделал первый шаг к работе в прессе.

Если бы жизнь была фильмом, моя встреча с Джоном Джеем МакКенной младшим стала бы поворотным драматическим моментом.

Стэн Ли, писатель

Вторая версия тоже связана с The Herald Tribune. По словам писателя, в 15 лет он три раза подряд победил в читательском конкурсе «Самая большая новость недели», который проводило издание. После такого успеха с Либером связался редактор газеты, попросил парня дать шанс другим и посоветовал сделать писательство своей карьерой.

История красивая, но не совсем верная. Стэнли Либер действительно участвовал в этом конкурсе, но ни разу не побеждал, а его лучший результат — седьмое место. Разговаривал ли с молодым человеком редактор The Herald Tribune — тоже загадка.

Участие в конкурсе The Herald Tribune — не единственная попытка писательства, которую Либер предпринял в школе: он делал некрологи на известных людей для местной газеты, создавал текстовые материалы для Денверского исследовательского госпиталя Св. Иуды и печатался в школьном издании The Magpie.

Учёбу Стэн завершил в 16 лет: о поступлении в колледж он даже не думал, сразу отправился зарабатывать деньги. Первую работу Либер нашёл быстро — устроился помощником продавца в брючный магазин. Там его постоянно дёргали, заставляли выполнять кучу заданий, с которыми он не справлялся. В итоге, всего через пару недель парня уволили.

Вновь возникшую проблему безработицы помог решить дядя Стэна Робби Соломон, который работал в издании Timely Comics Inc (позднее станет Marvel Comics). Компании требовался ассистент или помощник, и Либер быстро согласился на предложение. Первое время он занимался проверкой наполненности чернильниц, разносом обедов и другими мелкими поручениями. За свою работу, при этом, получал всего восемь долларов в неделю.

В школьном выпускном альбоме Стэн Ли написал, что его цель — «достичь вершины и оставаться там»
В школьном выпускном альбоме Стэн Ли написал, что его цель — «достичь вершины и оставаться там»

Соломон — не единственный родственник писателя, который работал в Timely. Один из основателей компании и издатель Мартин Гудман был мужем двоюродной сестры Стэнли.

Участвовал ли он в трудоустройстве Либера сказать сложно: по одной версии, именно Гудман пригласил парня в компанию; по другой, Стэнли так скрывал эту родственную связь, что издатель был не в курсе его работы до тех пор, пока они однажды не пересеклись в коридоре.

К слову, есть ещё одна версия о том, как Либер попал в Timely: в одном из интервью он сказал, что увидел объявление о поиске сотрудника в газете. Молодой писатель был единственным, кто согласился на должность «мальчика на побегушках, который, если что, может помочь написать рассказ».

В юности Стэн Ли мечтал написать следующий «великий американский роман»

Блеснуть писательским талантом Либеру впервые удалось в 1941 году: он создал историю под названием «Капитан Америка раскрывает месть предателя» (Captain America Foils the Traitor’s Revenge) для третьего выпуска комиксов о Капитане Америка. Этот момент знаковый ещё и потому, что тогда автор впервые подписался как Стэн Ли.

Использовать псевдоним Либер решил не ради благозвучия или простоты запоминания. Писатель стеснялся своей карьеры в издательстве комиксов: в то время рисованные истории с пузырьками-диалогами считались развлечением для маленьких детей и глупых взрослых. Знакомясь с людьми на вечеринках и других общественных мероприятиях, Либер представлялся просто как «писатель». Он боялся, что, услышав слово «комиксы», люди начнут его избегать.

А ещё он мечтал написать «великий американский роман», а потому хранил своё настоящее имя для этого произведения. Но, в итоге, псевдоним так плотно прижился к Либеру, что его начали называть мистером Ли в магазинах и даже присылать счета на «имя для комиксов». Поэтому в один момент писатель решил сменить имя официально.

Когда он принёс текст, я спросил: «Кто такой Стэн Ли?». Либер ответил: «Я поменял имя в журналистских целях». На что я сказал: «Больше бы подошло для прачечной».

Джо Саймон, первый редактор Timely Comics

В 1941 году случилось ещё одно важное событие в жизни Стэна Ли — он получил повышение. Первый редактор Timely Comics Джо Саймон и единственный официальный художник издания Джек Кёрби (позднее станет компаньоном Стэна Ли) покинули редакцию из-за денежного спора с Мартином Гудманом.

Тогда издатель, который был сконцентрирован на других делах компании, временно назначил на должность главного редактора девятнадцатилетнего Ли. В конце концов Гудман забыл, что планировал заменить молодого парня на более опытного специалиста, и Стэн Ли проработал на посту главного редактора почти тридцать лет.

Стэн Ли — человек, сделавший комиксы популярными

В 1942 году Стэн Ли решил помочь своей стране и вызвался добровольцем в армию США. Молодого писателя отправили служить в Войска связи, где он, благодаря своему творческому опыту, получил необычное звание «драматург» (во времена Второй мировой в армии США такое звание носили всего девять человек). На службе Стэн Ли писал пособия для солдат, сценарии к агитационным роликам и сочинял лозунги для плакатов.

О своей основной работе на фронте Ли не забывал: по ночам он выполнял задания, которые ему присылал по почте заменяющий редактор Винс Фаго. Чаще всего писателю приходилось делать сценарии к комиксам о Капитане Америка, который во время войны был особо популярен. Одно из таких заданий чуть не привело его к тюрьме.

Стэн Ли рассказывал, что однажды Фаго позвонил ему и сказал: «Стэн, нам нужен комикс о Капитане на десять страниц через два-три дня. Задание вышлю по почте». Получить письмо писатель должен был в пятницу или субботу, но почта на выходные закрывалась. Чтобы успеть сдать комикс к сроку, Ли решил проникнуть в здание и украсть своё задание (важно отметить, что сделать это ему разрешил солдат, охраняющий почту).

Комикс был готов вовремя, но через несколько дней Ли вызвал капитан его подразделения и объявил: «Либер, ты едешь в тюрьму Ливенворт за ограбление почты». От реального срока писателя спасла хорошая репутация и дружеские отношения c полковником.

На войне Стэн Ли занимался созданием агитплакатов против венерических заболеваний
На войне Стэн Ли занимался созданием агитплакатов против венерических заболеваний

Стэн Ли вернулся к работе главного редактора после войны в 1945 году и сразу столкнулся с серьёзной проблемой: комиксы потеряли популярность, доверие политиков и чёткое направление. Более того, Мартин Гудман не оставлял Ли и его команде места для творчества. Перед ними стояла простая задача: повторять успешные проекты за другими издательствами. Timely выпускало вестерны, криминальные истории, хорроры, комиксы про зверят, — всё, что пользовалось популярностью у аудитории.

К несчастью, успешности самому издательству такая политика не принесла: компания терпела убытки, из-за чего Гудман попросил сократить штат сотрудников. Стэн Ли и сам был на грани увольнения. От ухода из комиксов его спасла жена Джоан.

Мартин Гудман был отличным парнем и издателем, но мне совсем не нравилось то, что он просил меня делать. Он считал, что комиксы — развлечение для маленьких детей и недалёких взрослых. Он говорил: «Помни, Стэн, нельзя использовать слова длиннее двух слогов, и вообще меньше диалогов — больше действия».

Стэн Ли, писатель

Со своей женой Джоан Букок писатель познакомился в 1946 году благодаря счастливой случайности. После войны Ли находился в активном поиске спутницы жизни: он мечтал жениться, ходил на кучу свиданий, но найти любовь никак не мог. На помощь автору вновь пришли родственники, на этот раз двоюродный брат: он предложил Стэну сводить на свидание девушку, которая работала моделью шляпок в магазине на Пятой авеню.

Ли с радостью согласился, но так и не встретился с приятельницей брата. Дело в том, что когда Стэн зашёл за ней в магазин, он столкнулся с девушкой своей мечты, чьё лицо всегда рисовал в своём воображении. Это и была Джоан Букок.

Стэн Ли с женой Джоан
Стэн Ли с женой Джоан

О том, что Джоан станет его женой, Стэн Ли понял ещё при первой встрече (писатель даже сразу признался ей в любви). Однако заполучить девушку было не так просто, у неё уже был муж. По удачному для Ли стечению обстоятельств, брак Букоков был несчастливым, и Джоан, влюбившись в писателя, решилась уйти от первого мужа.

Чтобы сделать это как можно быстрее, девушка переехала в Неваду: в штате для оформления развода требовалось всего шесть недель. Стэн и Джоан поженились сразу после официального признания предыдущего брака невесты недействительным.

Стэн и Джоан с дочерью Джоан Селией Ли
Стэн и Джоан с дочерью Джоан Селией Ли

В 1950 году у пары родилась дочь, которую назвали в честь мамы — Джоан Селия (Джейси) Ли. Стэн и Джоан сильно любили девочку и хотели завести ещё одного ребёнка, чтобы Джейси не выросла слишком разбалованной. Но планам пары не удалось сбыться. В 1953 году Джоан родила ещё одну девочку — Ян, которая прожила всего пару часов. После неудачной беременности, жене Стэна поставили диагноз бесплодие.

Стэн и Джоан думали об усыновлении, но так и не решились взять чужого ребёнка. Вместо этого они завели собак. В разное время семья Ли владела доберманами, шепардами, немецким боксером. А последней собакой в жизни писателя был не большой пёс, а маленький померанский шпиц по кличке Шарлотта.

Собака в марте 2018 года стала звездой новостей: она сбежала из дома, но вернулась в целости и сохранности благодаря футболисту NFL Джиму Брауну. Стэн Ли в благодарность отправил спортсмену букет розовых орхидей и назвал его «настоящим супергероем».

Стэн Ли и его шпиц Шарлотта
Стэн Ли и его шпиц Шарлотта

В конце 50-х Стэн Ли действительно серьёзно задумывался об окончании карьеры: мало того, что его заставляли писать глупые истории, делать ему это приходилось семь дней в неделю. Он вымотался и потерял мотивацию, поэтому решил, что следующее задание от Гудмана будет последним. И оно не заставило себя долго ждать.

В 1960 году DC выпустила комикс «Лига справедливости Америки». Команда супергероев, которая вместе борется с общим врагом, понравилась читателям, а Гудман решил, что их изданию нужно что-то подобное. Ли приступил к работе, но прежде обсудил свои планы с женой. Джоан сказала, что если уж этот комикс будет последним, то нужно сделать его таким, каким хочет сам Стэн. Так на свет появилась «Фантастическая четвёрка».

Впервые в своей жизни я создавал историю, которую мне самому, если бы я был читателем комиксов, хотелось бы взять в руки. Персонажи в ней были такими, что с ними можно было ассоциировать себя. Они состояли из плоти и крови, они могли совершать ошибки, а самое главное — за их супергеройскими костюмами пряталась не только сила, но и слабость. Чем больше я думал об этой концепции, тем больше она увлекала меня.

Стэн Ли, писатель

Героями «Фантастической четвёрки» стала группа учёных, которые, получив отказ от руководства, решились украсть ракету и улететь в космос для исследований. Там все четверо попали под влияние внеземной энергии и получили сверхспособности. Но даже став супергероями, они не потеряли своих человеческих качеств: Мистер Фантастик — слишком занудный, Человек-факел — обычный подросток, Существо — саркастичный парень, Женщина-невидимка — женщина, которая не боится трудностей.

Со всеми этими персонажами легко было ассоциировать себя или своих знакомых. Более того, Фантастическая четвёрка жила не в выдуманном мире, а в Нью-Йорке, и ходила в те места, которые могли посетить читатели.

«Фантастическая четвёрка» — первый комикс, который вышел под брендом Marvel Comics
«Фантастическая четвёрка» — первый комикс, который вышел под брендом Marvel Comics

Команда супергероев, в которую вошли обычные люди в необычных обстоятельствах, оказалась настоящим прорывом. В редакцию издательства приходили сообщения от фанатов с комплиментами и обещаниями покупать «Фантастическую четвёрку», сколько бы не издавался комикс.

Создавать персонажей «Фантастической четвёрки» Стэну Ли помогал художник Джек Кёрби, который вернулся в Marvel в 1959 году. Кёрби и Ли понимали друг друга с полуслова и успешно работали вместе. Благодаря их творческому союзу появились такие персонажи, как Невероятный Халк, Тор, Железный человек и многие другие.

Джек Кёрби был хорош. Джек Кёрби был гениален. Но Джеку Кёрби нужен был Стэн Ли.

Джон Бушема, художник, один из основателей Marvel Comics

К сожалению, это не единственная версия истории сотрудничества между Кёрби и Ли. Есть вторая, гораздо более сложная и неприятная. По словам художника, роль Стэна Ли в создании персонажей минимальная: в лучшем случае, его участие заканчивалось парой предложений, дальше историю додумывал Кёрби.

При этом все комиксы Marvel подписывались «Стэн Ли и Джек Кёрби (или имя другого художника)», вариант «Джек Кёрби и Стэн Ли» , или «... при участии Стэна Ли» не рассматривался.

Стэн Ли и Джек Кёрби на фото слева
Стэн Ли и Джек Кёрби на фото слева

Интересно, что у Кёрби была и своя версия появления «Фантастической четвёрки». Художник рассказывал, что в 1959 году, когда он пришёл вновь устраиваться на работу в издательство, он застал Стэна Ли плачущим в одиночестве.

Причиной эмоционального срыва писателя было то, что Мартин Гудман объявил о приближающемся закрытии отдела комиксов. Тогда Кёрби сказал: «Вытри слёзы и иди к Мартину. Скажи, чтобы он прекращал вывозить мебель из офиса. Мы сделаем комикс, который будет продаваться». А затем собственноручно написал первый выпуск «Фантастической четвёрки».

Стэн Ли и я никогда не создавали ничего вместе. Это просто невозможно. Потому что Стэн не умел создавать ничего нового — или даже старого. Стэн Ли не был человеком, который рассказывал или читал истории.

Джек Кёрби, художник

Кёрби терпел несправедливое отношение в свою сторону до 1970 года, затем уволился из Marvel. В 1974 году снова вернулся в родное издательство, проработал там ещё четыре года, а потом ушёл в анимацию. До конца жизни Кёрби не мог сойтись во мнении с Ли относительно авторства «Фантастической четвёрки».

Кёрби, к слову, не единственный художник, с которым работал Стэн Ли, и не единственный человек, который был недоволен его методами. Ещё один автор, покинувший Marvel по причине принижения заслуг — Стив Дитко. Вместе со Стэном Ли в 1963 году он создал Человека-паука.

Стив Дитко ушёл из Marvel в 1966 году
Стив Дитко ушёл из Marvel в 1966 году

Кто в этих спорах прав, а кто виноват — понять сложно: все участники конфликта время от времени меняли свои показания в интервью. Тем не менее, понятно, откуда взялась такая проблема. Стэн Ли организовал работу редакции по своей новаторской системе, которая называлась «метод Marvel». Он заключался в том, что Ли, как автор, отдавал задания художникам нарисовать комикс, не давая им готового сценария.

Ли говорил иллюстратору, какие персонажи должны быть в комиксе и набрасывал примерные варианты развития сюжета. А дальше художник фантазировал и создавал историю так, как этого хотелось ему. Конечное слово всё равно оставалось за Стэном Ли: он мог корректировать какие-нибудь сцены и заполнял пузырьки с репликами. «Метод Marvel» позволил издательству увеличить производство и помог иллюстраторам проявить их креативные способности.

Стэн Ли — человек, сделавший комиксы популярными

Главная заслуга Стэна Ли в развитии Marvel Comics в том, что он не побоялся сделать героями своих историй обычных людей и людей разных: быть крутым и обладать способностями в комиксах издательства могли все, вне зависимости от пола и расы.

В Marvel Comics впервые появились темнокожие супергерои (Чёрная пантера и Люк Кейдж) и супергерои-подростки (Человек-паук, Человек-факел). Персонажи Marvel получали свои сверхспособности по воле случая, благодаря богатству или божественному происхождению.

В общем, читатель мог выбрать героя на свой вкус. Но главное, все эти персонажи находились в одной вселенной — вселенной Marvel — в которой они легко могли пересечься, поссориться или объединиться для борьбы с общим врагом.

Стэн Ли делал комиксы, которые рассказывали о человеческой жизни, полной противоречий и компромиссов. При этом действующими лицами этих историй были супергерои. Его переплетённая вселенная задала стандарт тому, как нужно создавать миры в комиксах, на телевидении и в кино.

Пол Левиц, писатель, редактор и исполнительный директор DC Comics

Стэн Ли изменил не только само создание комиксов, но и процесс общения авторов с читателями: в 1965 году он добавил в журналы страницы жёлтого цвета с названием «Marvel Bullpen Bulletins». На них все участники творческого процесса обсуждали новости и делились своим мнением о предстоящих комиксах. Так читатель чувствовал себя частью одного большого сообщества.

На этих же жёлтых страницах Стэн Ли публиковал редакторское обращение, которое выходило под заголовком «Трибуна Стэна» (Stan's Soapbox). Свои заметки писатель завершал разными броскими фразами, например, «мира и правосудия» и «достаточно сказано». Так было до выхода в свет 71 выпуска «Фантастической четвёрки». Свою рубрику в нём Ли подписал выдуманным словом «Эксельсио!» (Excelsior). С тех пор оно стало его фирменным выражением.

Смелость Стэна Ли в создании персонажей и его дружеское общение с читателями сделали Marvel одним из лидером в индустрии. Количество фанатов комиксов росло на глазах, рисованные истории перестали быть развлечением для детей и превратились в самостоятельную, серьёзную индустрию, которой было не стыдно увлекаться.

Стэну Ли было почти 40 лет, когда Marvel стало успешным издательством. Только тогда он смог без стыда признаться, что работает с комиксами.

Шон Хоу, автор книги «Marvel Comics: нерассказанная история»

В число поклонников Marvel попадали не только обычные читатели, но и знаменитости, например, Федерико Феллини. В 1965 году итальянский режиссёр находился в Нью-Йорке с рабочим визитом и случайно подхватил вирус. Феллини лежал в отеле с простудой и развлекался, читая комиксы, среди которых были истории о Человеке-пауке и Халке.

Эти персонажи так понравились режиссёру, что он позвонил в издательство и назначил личную встречу с редактором. После той беседы Феллини и Ли продолжали общаться: писатель ездил в гости к режиссёру в Рим, а Феллини, во время визитов в Нью-Йорк, ходил с Ли на бродвейские постановки.

Позднее у писателя появился ещё один приятель среди европейских режиссёров — француз Ален Рене. Кинематографист написал Ли письмо, в котором восхищался его работами, тот ответил встречными комплиментами. Так между режиссёром и автором завязалась дружба по переписке. Во время визитов в Нью-Йорк Рене даже останавливался пожить в гостевом доме Стэна Ли.

Однажды режиссёр предложил автору написать сценарий к фильму о загрязнении окружающей среды. И Стэн Ли сделал это, но, к сожалению, фильм так и не сняли. Причиной стало то, что когда режиссёр и писатель пришли к продюсеру, последний попросил их урезать диалоги. Рене категорически отказался, назвав сценарий идеальным.

Стэн Ли — человек, сделавший комиксы популярными

В 70-е Ли начал сомневаться в том, что комиксы могут привести к чему-то хорошему и даже заявлял, что будет отговаривать всех новичков от работы в этой индустрии. Тем не менее сам он оставался в Marvel и продолжал менять индустрию комиксов. Например, 1971 году он не побоялся и включил в очередной выпуск «Человека-паука» острую социальную тему: по сюжету комикса, друг Питера Паркера Гэрри Осборн чуть не умер от передозировки наркотиками.

В 1972 году Marvel выпустила первый сольный комикс о темнокожем супергерое Люке Кейдже. Стэн Ли рассказывал, что многие не верили в этот проект, однако комикс отлично продавался и нашёл своих фанатов. Успех Люка Кейджа заставил писателя «поверить в человечество».

Люк Кейдж — первый темнокожий супергерой, получивший собственный комикс
Люк Кейдж — первый темнокожий супергерой, получивший собственный комикс

Летом 1972 года Стэн Ли принял решение оставить работу писателя и стал издателем Marvel Comics. Находясь на новой должности, он посещал конвенции комиксов по всей Америке и проводил лекции в университетах.

При этом он продолжал участвовать в творческих проектах: в 1977 году, например, посодействовал созданию Серебряного сёрфера, в 1980 — Женщины-Халка. Так же в этот период Ли придумал включить во вселенную Marvel реально существующих людей — участников рок-группы KISS.

Стэн Ли — человек, сделавший комиксы популярными

В 1981 году Стэн Ли переехал в Голливуд и организовал студию анимации, чтобы сделать своих персонажей звёздами телевидения. Первые экранизации комиксов Marvel, однако, не пользовались особым успехом. Сам Ли в эти годы стал выполнять роль «лица» Marvel, продвигал издательство на фанатских встречах и других мероприятиях. За эту работу он получал миллион долларов ежегодно.

Следующий этап в жизни Ли начался в 1988 году, когда Marvel купил финансист Рон Перельман. Новый владелец организовал подразделение Marvel Films, а его главой назначил Стэна Ли.

Писателю нравилось не только работать над созданием мультсериалов и фильмов, но и участвовать в них лично. Начиная с киноленты 1989 года «Невероятный Халк: Испытание», Стэн Ли снимался в эпизодах практически каждого проекта, снятого по его комиксам. Свои камео автор даже считал своего рода талисманом удачи: он, шутя, объяснял провал последней «Фантастической четвёрки» отсутствием там своего лица.

В 90-е Стэн Ли оставил постоянную работу в Marvel, сохранив за собой кресло почётного председателя и ежегодные отчисления в размере одного миллиона долларов.

Также перед своим уходом писатель заключил контракт с Marvel Movies, в котором говорилось, что он будет получать по 10% прибыли от каждого фильма, мультфильма или сериала с участием его персонажей. Плюс, по договору, у Стэна Ли должно было быть камео в каждом фильме по его комиксам.

Жизнь после Marvel

После ухода из Marvel Стэн Ли, которому тогда было уже за 60, не сидел на месте. В 1998 году вместе со своим другом Питером Полом он открыл компанию Stan Lee Media, которая занималась созданием и продвижением анимационных сериалов для интернета.

Сначала дела шли достаточно успешно. Студия выпускала несколько проектов, над которыми трудились 165 человек. Но в 2001 году Stan Lee Media обанкротилась, а причиной краха стали денежные махинации, которые проводил Питер Пол.

Самым успешным проектом Stan Lee Media был мультсериал «Седьмой портал»

Сразу же после этого в 2001 году Стэн Ли при поддержке ещё двух своих приятелей открыл новую компанию POW! Entertainment. Там автор и его команда занимались созданием мультфильмов, телепрограмм, комиксов, компьютерных игр.

В некоторых проектах POW! Стэн Ли снимался лично, например, в реалити-шоу «Суперлюди Стэна Ли» и «Кто хочет стать супергероем?».

Стэн Ли продолжал не только творить, но и вдохновлять людей. В 2003 году в студию POW! пришли режиссёры Фил Лорд и Крис Миллер («Лего. Фильм», «Мачо и ботан»): начинающие авторы хотели поговорить с живой легендой и показать ему свои первые работы. Во время встречи, которая длилась всего 45 минут, Ли предложил режиссёрам семь идей для будущих проектов.

Ещё одним важным аспектом последних лет жизни Стэна Ли была благотворительность. В 2010 году автор комиксов организовал собственный фонд The Stan Lee Foundation для поддержки грамотности населения США и обеспечения доступа всех слоёв населения к литературе и искусству.

После Marvel Стэн Ли также много писал. Его последней литературной работой стал графический роман «Проснувшийся Бог» (God woke). В 2017 году книга получила награду литературной премии IPPY Awards.

Последние годы жизни

Последние несколько лет жизни Стэна Ли словно бы преследовали неудачи. Всё началось в 2014-м, когда автор серьёзно поссорился с единственной дочерью Джоан Селией. Однажды, приехав в гости к родителям, женщина увидела около их дома новый Jaguar. Джейси почему-то сразу решила, что это подарок для нее.

Оказалось, Стэн взял машину напрокат для своей любимой жены Джоан. Узнав правду, дочь разозлилась и ударила мать о стекло автомобиля. А когда Ли решил заступиться за супругу и пригрозил лишить дочь наследства, сам попал под горячую руку: Джейси схватила отца за шею и ударила его о подлокотник кресла.

Стэн и Джоан сняли побои, но подать заявление на собственную дочь не решились. Джейси своё участие в этой истории отрицала.

Стэн Ли с женой и дочерью
Стэн Ли с женой и дочерью

Дочь Стэна Ли, которую он бесконечно баловал в детстве, выросла резкой и вспыльчивой. Более того, она не могла добиться успеха в работе и поэтому постоянно снимала деньги со счёта отца. В среднем Джейси на личные нужды тратила около 20-40 тысяч долларов в месяц. Достучаться до дочери Стэн не мог.

Ситуация усугубилась летом 2017 года. 6 июля от инсульта скончалась жена автора Джоан. Тогда психологическое состояние Стэна Ли ухудшилось, а в его доме началась борьба за управление бюджетом. Противостояние велось между тремя людьми: публицистом и «главным советчиком» Джесси Оливаресом, телохранителем Максом Андерсоном и консультантом по бизнес делам Кейей Морганом.

Завершилось всё в марте 2018 года: к этому моменту Оливареса обвинили в финансовой махинации, а Андерсона взяли под стражу за то, что он якобы угрожал здоровью Джейси и Стэна Ли.

Стэн Ли и Кейя Морган
Стэн Ли и Кейя Морган

Оказавшись у руля, Морган выселил Стэна Ли из его собственного дома, ограничил его контакты с друзьями и родственниками. Из-под гнёта «помощника» автор выбрался только в июне 2018 года, когда полиция Лос-Анджелеса завела дело против Моргана. В августе суд обвинил менеджера в денежных махинациях и запретил ему приближаться к Ли в течение трёх лет.

Стэн Ли был привлекательной наживкой для мошенников только из-за своего возраста, заоблачных средств у него не было: состояние автора оценивалось в 50-70 миллионов долларов, это при том, что фильмы, сериалы и видеоигры, созданные по его персонажам, сейчас приносят Disney миллиарды.

Стэн Ли — человек, сделавший комиксы популярными

Стэн Ли не избежал и движения «MeToo»: в январе 2018 года медсёстры, которые ухаживали за писателем, обвинили его в сексуальных домогательствах. По словам медработниц, Ли ходил по дому голым и предлагал им оральный секс. Автор комиксов всё отрицал. Дело закончилось без суда: медкомпания, которая оказывала Ли услуги, просто разорвала с ним договор.

В апреле 2018 года о непристойном поведении автора заявила ещё одна девушка, на этот раз массажистка Мария Карбальо. По её словам, Ли мастурбировал в её присутствии и предлагал ей присоединиться. Карбальо пошла дальше своих предшественниц и подала на писателя в суд. Решения по делу пока нет.

Последнее, что мешало Стэну Ли наслаждаться жизнью — проблемы со здоровьем, начавшиеся ещё в 2016 году. Сначала у писателя ухудшилось зрение, что мешало ему работать над новыми проектами и читать. Затем у Стэна Ли заболело сердце, а в феврале 2018 года к прочему добавилась пневмония.

Всё это в итоге и привело к печальному итогу. Тем не менее последние дни жизни Ли, по словам дочери, провёл не в страданиях, а за работой. Джейси рассказала журналистам, что они с отцом вместе занимались созданием нового супергероя — Грязевого человека (The Dirt man).

Стэн Ли — человек, сделавший комиксы популярными

Стэн Ли — не просто автор, редактор или издатель. Он был настоящим революционером и человеком, изменившим представление людей о комиксах. Именно Стэн Ли сделал первые шаги к тому, чтобы Человек-паук, Тор, Люди Икс и другие супергерои сегодня были любимцами публики.

За годы творчества жизнь Ли так обросла байками и анекдотами, что и сам писатель стал напоминать вымышленного персонажа. А частые появления в кино и мультфильмах по комиксам Marvel сделали его неотъемлемой частью этой выдуманной вселенной.

Перед смертью он успел сняться в камео для нескольких предстоящих фильмов Marvel, поэтому зрители смогут увидеть писателя на экране ещё пару раз. Но и после это Стэна Ли вряд ли когда-нибудь забудут. Ведь он научил нас главному: супергерои — такие же люди, как и мы все.

175175
30 комментариев

Комментарий недоступен

15
Ответить

"Последние несколько лет жизни Стэна Ли словно бы преследовали неудачи. Всё началось в 2014-м, когда автор серьёзно поссорился с единственной дочерью Джоан Селией. Однажды, приехав в гости к родителям, женщина увидела около их дома новый Jaguar. Джейси почему-то сразу решила, что это подарок для нее.

Оказалось, Стэн взял машину напрокат для своей любимой жены Джоан. Узнав правду, дочь разозлилась и ударила мать о стекло автомобиля. А когда Ли решил заступиться за супругу и пригрозил лишить дочь наследства, сам попал под горячую руку: Джейси схватила отца за шею и ударила его о подлокотник кресла."

Это просто...

10
Ответить

Твоё лицо, когда тебя забыли поменять на более опытного главного редактора:

9
Ответить
Комментарий удалён модератором

Не у всех оно снижается, ой, не у всех.

Ответить

Спасибо за все Стэн

5
Ответить