Как сделать и издать комикс
Всем привет! Меня зовут Женя, в интернете я больше известна как turbo_errin.
Пару лет назад я выпустила свой первый, маленький комикс под названием «Драка века». А совсем недавно вышел мой первый серьезный комикс под названием «Клава и последняя жизнь».
В этой статье я расскажу про свой опыт создания и издания комикса. Как я делала всё, пункт за пунктом. Надеюсь, это кому-то поможет!
Погнали! :)
1. История
Это САМЫЙ ВАЖНЫЙ ЭТАП, на него необходимо обратить пристальное внимание! Каким бы качественным ни был рисунок, без хорошей основы комикс получится скучным.
Перед началом работы я обычно думаю, подходит ли формат комикса для моей истории? Может она будет смотреться выгоднее в виде рассказа, текстовой шутки или стендапа? Формат комикса отлично подходит для историй с яркой визуальной составляющей, когда происходящее легче нарисовать, чем описывать словами.
Почему я решила делать комикс:
- его можно сделать в одиночку;
- в моих руках лучшие спецэффекты мира, любые декорации и реквизит;
- в моём распоряжении лучшие актёры мира, которые никогда не взбунтуются и не запросят дополнительный гонорар :)
2. Скелет сценария
Не получится сразу сесть и написать готовый сценарий с крутыми шутками и сюжетными поворотами. Во всяком случае, у меня не получается.
Поэтому я советую сначала набросать намеренно плохой скелет истории.
На этом этапе не важна логика или красота изложения — главное как можно скорее избавиться от пустого листа перед глазами! Мой принцип был такой: накидать базу, над которой впоследствии можно работать, чтобы было, что исправлять и улучшать.
Черновой скелет:
- Клава (так зовут мою главную героиню) находит магическую консоль;
- она косячит и мир рушится;
- она исправляет ошибки и уезжает с принцем на белом коне.
Далее черновой сценарий нужно развить: какие-то пункты дополнить, а те, которые не продвигают сюжет или не знакомят читателя с важными персонажами — беспощадно ВЫРЕЗАТЬ! Нам потом это ещё и рисовать придется! Так что чем меньше лишнего, тем лучше :)
Не такой уж и черновой скелет:
- Клава общается с незнакомцами и проявляет свои особенности;
- Клава находит магическую игровую консоль, но не знает, что она магическая;
- Клава ест и играет с котом (вычеркнуть);
- Клава играет в эту консоль;
- она опаздывает на работу и её увольняют;
- она страдает (вычеркнуть). Она злится
- она ссорится с друзьями и всех ненавидит;
- теперь она страдает;
- Клава играет в консоль и вдруг понимает, что она магическая;
- Клава встречается с соседкой, которой потом никогда не будет в комиксе (вычеркнуть);
- происходят магические события, которым Клава сначала рада, а потом пытается их отменить и исправить.
3. Готовый сценарий
Теперь можно тщательно прописать сценарий, с диалогами и прочими плюхами. Этот этап у меня не очень получается :)
Поэтому я стремлюсь показывать, вместо того чтобы рассказывать. В общем, я советую не размусоливать в диалогах то, что может быть понятно из иллюстраций.
Чтобы хоть как то облегчить себе работу над диалогами, я придумала каждому герою свою фишку, как они разговаривают и почему так.
Например, босс Клавы очень боится оскорбить окружающих, поэтому перед каждой фразой делает вежливые реверансы, пытаясь сгладить острые углы. Он очень нервничает и потеет, постоянно вытирает лоб и чешет затылок. А один из друзей Клавы не умеет играть в настолки, но сам себя считает супер стратегом, так что его бестолковая уверенность прослеживается во всех его фразах. И так далее.
4. Критика
Я советую дать почитать готовый сценарий своим друзьям И ВРАГАМ. Чем больше критики, тем лучше. У меня обычно так: первые две секунды после критики мне хочется обидеться, а потом я анализирую отзыв и пытаюсь понять, могу ли я исправить то, что людям не понравилось.
Обычно прошу быть очень строгими ко мне, плохой отзыв в конечном итоге гораздо полезнее хорошего. Есть, конечно, чрезмерно токсичные люди, которые не дают никакой полезной информации, просто гадят в душу и всё… но с ними ничего не поделаешь. Для себя я решила, что лучше с ними, чем без них.
5. Черновая раскадровка
Один из самых креативных этапов разработки комикса! Это наброски карандашом всех сцен комикса.
Я делаю их очень маленькими, например, на листе А4 я уместила восемь страниц! То есть каждая из них в четыре раза меньше конечного результата. Некоторые делают наоборот и рисуют раскадровку больше, чем итоговые страницы, но мне удобнее так.
Разбивать страничку на кадры — это целое искусство! Для каких-то комиксов подойдут квадратные кадры одинакового размера, но я старалась сделать их разными и следовать принципу «чем меньше деталек в кадре, тем сам кадр меньше». Я часто ошибалась с этим моментом, и в маленьком кадре у меня был детальный общий план города, а в огромном кадре на пол страницы красовалась крупная рожа главной героини :)
ВАЖНО! Старайтесь уместить на каждой страничке или развороте хотя бы один общий план, с детально прорисованным фоном. Это нужно для того, чтобы напомнить читателю о месте действия, помочь ориентироваться в пространстве и передать атмосферу сцены. Читатель может не обратить на это внимание, но его мозг — обратит и скажет «спасибо».
Во время раскадровки я заметила такую закономерность: на одну страницу сценария у меня приходится 4-5 страниц комикса. Но, безусловно, у всех это будет по-разному.
Западные комиксы читаются как книги, слева направо и затем вниз на следующую строку и так далее. Но! Будет идеально, если содержание каждого кадра укажет читателю, куда смотреть дальше. Это называется айфлоу, и у меня самой с этим проблемы. Я всегда держала перед глазами комикс «Шансы» Брайана Ли О`Мейли, смотрела, как он располагает кадры и делала похожим образом. Не самый лучший способ, но мне помогло!
6. Лайн
Это самый долгий и трудоёмкий этап, по крайней мере, для меня. Вам надо будет как-то перенести раскадровки в компьютер… У меня нет сканера, так что я просто сфотографировала всё на телефон. Вы можете рисовать чистовой лайн и от руки… но я вообще не представляю, как это возможно. При работе на компьютере можно в любой момент нажать «отменить», и об ошибке никто не узнает! Можно переставлять кадры местами или даже копировать один и тот же кадр в разные места комикса, хе хе хе, НО ЛУЧШЕ ЭТИМ НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ.
Немного технических подробностей. Я рисовала комикс в программе Photoshop, размер страницы у меня был 210х148 мм плюс внутри были поля, чтобы страничка не прилипала к краям и было место для подрезки кадра. 300 dpi, режим CMYK для обложки и градации серого для основных страниц.
Из типографии комикс вышел размером 198x144x9 мм, где 9 мм — это толщина комикса, то есть при рисовании обложки вам нужно учитывать это для ширины корешка :)
И ещё. Жуткая правда про общие планы в том... что Я НЕНАВИЖУ ИХ РИСОВАТЬ!
Это долго и муторно, а читатель пробегает по таким кадрам за пять секунд. Промучившись с честным расчетом перспектив и прорисовкой всяких деталек на зданиях я нашла такой вот чит: замоделить самые важные локации в 3D, с кубами вместо мебели и прочего.
Даже если сцена — это просто набор кубов, можно перемещать камеру между ними, выбрать нужный ракурс, и тогда не придётся беспокоится насчет построения перспективы! Так гораздо веселее и самое главное — быстрее.
Не для всех стилей нужна правильная перспектива и далеко не все умеют моделить, но общие планы нужны в любом случае. Можно использовать фотографии как референсы, но в таком случае я советую брать за основу кадры из мультиков или других комиксов. В них работа по минимализации реальности до самых важных элементов уже проделана за вас!
И не забудьте расставить текст в кадре перед началом отрисовки, так вы поймёте сколько примерно места он занимает.
7. Покрас (не лампас)
После этого я приступила к покраске. Я не очень дружу с цветом и тенями, у меня они занимают СЛИШКОМ много времени. Поэтому решила сделать свой комикс чёрно-белым, с оттенками серого! Для этого использовала разные скринтоны (ряды точек разного диаметра, в зависимости от толщины которых меняется степень серости). На бумаге они выглядят очень стильно, я их обожаю! Данный этап не очень долгий, но о-о-о-о-о-о-о-чень скучный. К счастью, это почти конец, комикс ПОЧТИ ГОТОВ!
8. Полировка
После этого я советую распечатать все странички, собрать их в папку, и впервые насладиться вашим творением. Я, к примеру, побегала с папкой на вытянутых руках по комнате и начала перечитывать комикс снова и снова. И так сто раз! Пока не возненавидела, и тогда стала отмечать прямо в нём что хочу изменить.
На этом этапе можно снова подключить друзей, врагов, и прочих диванных экспертов! Они с радостью расскажут, как надо было бы сделать, какие огрехи увидеть ещё в самом начале разработки и так далее :)
9. Издание
Чтобы найти издателя, можно отправить пару интересных сцен из комикса издателям на почту с кратким описанием, либо собрать весь комикс в pdf и также отослать. Или всё вместе: маленькая, но яркая сцена из комикса, которой вы гордитесь, вероятнее побудит издателя прочитать весь комикс, чем просто приложенный pdf.
Вот только у меня не было этой статьи, когда я искала издателя…
Поэтому я распечатала весь комикс на офисном принтере, сшила его нитками (так как 108 страниц — это слишком толсто для степлера) и поехала на фестиваль Бигфест летом 2018-го. Там я выловила издателей на фестивале, поболтала, вручила им свои самодельные версии комикса и поехала домой ждать ответа.
Издательство «Комфедерация» ответило быстрее всех! Там мне предложили сотрудничество, и комикс «Клава и последняя жизнь» увидел свет осенью 2018 года.
Будьте готовы, что издатель попросит нарисовать пару альтернативных обложек для лимитированных изданий. Я прохладно отношусь к такому, но коллекционерам нравится! На Микрокомиконе они иногда покупали и подписывали для себя все доступные варианты обложек.
Кстати о подписях. Будет круто, если вы сделаете для этих целей специальное место, где они будут смотреться красиво и уместно. А ещё милоты добавляет, если на форзаце тоже что-нибудь нарисовать.
На прошедшем в Питере Микрокомиконе я впервые сидела на аллее авторов, выступала на сцене, подписывала книжки и всё такое! Это уже не имеет дело к созданию комикса, но это важная эмоциональная точка в его разработке. Очень важно правильно отпраздновать завершение этого долгого пути, а как это сделать — личное дело каждого!
На этом я с вами прощаюсь, а сама буду думать дальше, как продвигать комикс. Если есть идеи — пишите в комментариях :)
Я желаю вам всем удачи и смелости, не бойтесь написать плохой сценарий и ошибиться, никто про это не узнает кроме вас! Не откладывайте ничего «на понедельник», начинайте прямо сейчас.
Всем пока!