Книжная полка IX. Взял тут интервью... у вампира!
Клодия: Я хочу ещё.
Лестат де Лионкур: Я знаю. Первые ощущения самые прекрасные!
С романом «Интервью с вампиром» 1976 года Энн Райс сложились непростые отношения... Мне нравится фильм Нила Джордана, меня порадовало начало книги, но уже со второй половины первой части я обнаружил у Райс серьёзные проблемы с сохранением читательского внимания и интереса…
В общих чертах, автор написала, быть может даже открыла, жанр городского фэнтези. Деконструировала готические романы про вампиров, сдула пыль нечестивого ужаса и устроила переливание крови в лице романтики и человечности в относительно консервативный жанр.
Это, безусловно хорошая идея, благодаря которой у нас сегодня есть комиксы «Fables», настольная ролевая система «World of Darkness» и вообще жанр тёмного фэнтези с его серой моралью и неоднозначностью. Можно, конечно, добавить, что она же открыла тем самым и ящик Пандоры в лице вампирских любовных терзаний (от «Носферату» Херцога до «Сумерек» Майер), но на фоне достижений книги — эти побочные эффекты суть мелочи, да и их досадные "упущения" не более, чем дело вкуса.
С точки зрения классической литературы сюжет относительно прост и незамысловат. Это история о похождениях молодого франко-американского вампира Луи, его борьбе с самим собой, с сокрытым внутри злом; с другими вампирами, несогласными с этическими императивами главного героя и, наконец, это рассказ о познании мира, себя и своего места в этом мире. Мире, который не стоит на месте (роман охватывает период с конца XVIII до третьей четверти XX века). Сразу отмечу, что в романе раскрыты далеко не все аспекты из жизни вампира, многое подаётся полунамёками.
Язык романа приятный, местами притягательный, но приравнивать его к лучшим образцам литературы я бы не осмелился. Философствования о вечной жизни, которым нашлось место в тексте, что метафорически отражают идею о бессмертии человека, не уходят глубоко в суть проблемы, но добавляют происходящему смысла, а авторской мысли — читательских эмоций. Сами эпохи, дух времени и локации (Америка, Восточная Европа, Франция) тоже, на мой вкус, переданы Райс больше стилистически, пунктирно, как у Митчелла, нежели в попытке написать фантастический роман в исторических декорациях.
Когда сюжет движется, когда Луи, Лестат, Арман и Клодия чем-то заняты или вспоминают прошлое (в общем-то вся книга — это мемуары Луи, рассказанные молодому незадачливому журналисту на диктофон), то роман в целом захватывает внимание, хотя и не обходится без шероховатостей.
Но как только герои замирают и оседают где-либо, то их нескончаемые диалоги превращают текст в сильнодействующее снотворное. Лестат и Луи готовы десятки страниц ругаться друг с другом на одни и те же темы. Это противостояние двух точек зрения никуда не двигает сюжет и никак дополнительно не раскрывает внутренний мир персонажей! Райс могла бы смело сократить роман на треть и ничуть не потерять в содержательности…
Я не шучу. Сцены диалогов, где Луи, Лестат и Клодия предаются спорам в Новом Орлеане выполнены не столько пошло (мы уже знаем, у кого из героев какая точка зрения на происходящее, а после десятого повторения их мировоззрения и патетика в словах незаметно превращаются в какие-то странные пародии), сколько скучно.
При этом, поразительно, мне не хочется ругать ни любовные и дружеские линии (что важно — платонические, видно, что любовь подана сквозь призму женского взгляда, где чувства выше сексуальных практик, в том числе между мужчинами), ни жестокие сюжетные повороты (даже если вы смотрели кино, книге будет, чем вас удивить). Это приятное, качественное развлекательное чтиво, которое, к сожалению, слегка затонуло в океане авторских амбиций.
Из всех (немногих, опыт у меня небогатый) вампирских романов, которые я читал, «Интервью», быть может, самый необычный и самый ровный. Он не пытается напугать, как «Вампиры» Олшеври и «Дракула» Стокера, но и не превращается в боевик («Ди, охотник на вампиров» Кикути, «Легенда о вампире» Окусэ и Симидзу) или триллер («Смеющийся вампир» Маруо), роман Райс — это добротная драма, подпорченная нотками мелодраматизма. Но определённо даже сейчас, когда внутренний мир вампиров был десятки раз вывернут наизнанку в книгах, сериалах и кино, «Интервью с вампиром» всё ещё может приятно удивить читателя атмосферой декаданса, зачатками мрачной философии бессмертия и метущейся душой Луи, его приключениями в поисках истины.
Фильм — блестящее переложение романа (хотя, ему определённо не хватает пары сцен из книги и большей глубины) и вполне может заменить собой чтение. Однако я о потраченном на дебютную книгу Райс времени особенно не жалею. С одной стороны, это живая история жанра фэнтези, а с другой — добротная мистическая драма. Первый блин Энн вселил оптимизм к ознакомлению с её творчеством в сердце, и я вполне допускаю, что через несколько лет открою томик о похождениях «Вампира Лестата».
P. S. В связи с неделей учёбы текст о фантастическом кино пришлось передвинуть, но я надеюсь, что эта и следующая за ней заметка скрасят читательское ожидание.