Ответ на постВыходные с книгой

Книжная полка X. Я и Оно

Потрясающий роман. Ренессанс Кинга в моих глазах. Рекомендую.
Потрясающий роман. Ренессанс Кинга в моих глазах. Рекомендую.

Да, буквально недавно я закончил чтение лучшего, по моему мнению, романа, среди тех, с которыми ознакомился в этом году. Я дочитал «Оно» Стивена Кинга — книгу из первой половины 80-х.

У Стивена, благодаря увлечению писателем в детстве (в частности, знакомству с экранизациями его произведений), за всю жизнь среди книг по-настоящему понравились мистический сборник «Команда скелетов» и трагический роман «Дорожные работы». С оговорками, «Кэрри» про травлю в школе и период полового созревания.

После четвёртого тома «Тёмной башни» я уже был готов махнуть на его творчество рукой. Но оставались (помимо других томов «Башни», коими я себя в грядущие годы "помучаю") ещё два романа, каждый из которых внушал некоторую надежду. «Противостояние» и «Оно». До первого я доберусь где-нибудь году к 2027-му, а вот «Оно»

Прям "пустошь" из «Оно».
Прям "пустошь" из «Оно».

Какое символическое название. Оно — это одновременно и бесформенное существо, обитающее за пределами вселенной, и то, что таится внутри каждого человека. Пресловутое фрейдистское "ид".

В поисках вдохновения я отправился в то место, где провёл большую часть детства...
В поисках вдохновения я отправился в то место, где провёл большую часть детства...

Думаю, что сегодня сложно найти человека, который не знает или даже не слышал краткое содержание этой истории. Сонный городок. Клоун-убийца. Дети. Две экранизации обсосали роман с ног до головы с большим или меньшим успехом, но всё равно оставили после себя множество белых пятен. Они одновременно похожи и далеки от романа, хотя стоит признать, что старая версия была к нему ближе по духу (об этом ниже).

Как же здорово беззаботно сидеть на берегу острова, предаваясь чтению в преддверии лета!
Как же здорово беззаботно сидеть на берегу острова, предаваясь чтению в преддверии лета!

Книга охватывает несколько десятилетий из жизни семерых человек, причём повествование ведётся параллельно, перекидывает читателя то в конец 50-х к беззаботным пятиклассникам, то в середину 80-х к взрослым дядям и тёте, которыми они стали. Причём, чем дальше движется роман, тем сильнее истощаются промежутки между временными линиями, словно читатель добирается к кульминации до горлышка бутылки.

Я провёл здесь немыслимое количество времени с друзьями в юные годы...
Я провёл здесь немыслимое количество времени с друзьями в юные годы...

Страшен ли роман? Пожалуй, на первых порах, да. Даже зная заранее суть, Кингу всё равно удаётся задеть читателя в первой сотне страниц, но чем дальше движется повествование, тем сильнее притупляется ощущение инфернальности. Стоит признать, что космический ужас Кинга — не чета лавкрафтианским ужасам непознаваемого и неведомого. Однако это не значит, что читать со временем становится скучно. Напротив, ужасу противопоставляется интерес.

... а когда вырос — этот остров стал излюбленным местом отдыха за какой-нибудь книгой.
... а когда вырос — этот остров стал излюбленным местом отдыха за какой-нибудь книгой.

Во-первых, Кинг нарушил главное правило Лавкрафта: он не только показал чудовище, но и подарил ему голос. Немыслимо? Глупо? Отнюдь. Почувствовать себя на месте Оно, понять его чувства… Получилось весьма оригинально и самобытно. Нельзя сказать, что Кинг никогда не погружал читателя во внутренние миры своих "монстров" (одни главные герои «Дорожных работ» и «Кэрри» чего стоят!), но здесь это неожиданное дополнение показалось мне уместным и привлекательным.

Как и во всём городе, в этом месте есть какая-то магия... Может быть, волшебство детства?
Как и во всём городе, в этом месте есть какая-то магия... Может быть, волшебство детства?

Во-вторых, детство. Кинг часто пишет романы про взрослых людей. С их скелетами в шкафу, тараканами, извращениями, но здесь взрослые носят концептуальную функцию. Они есть отражение детских травм, которые заживают с возрастом далеко не у всех.

Здесь я читал Митчелла и Павича, Монтеня и Голдинга, Борхеса и Лурселля...
Здесь я читал Митчелла и Павича, Монтеня и Голдинга, Борхеса и Лурселля...

Кингу часто приписывают тонкий психологизм, но на мой взгляд, в лучшем случае Стивен справляется с внутренним миром персонажей на уровне условной Энн Райс. Его образы нередко кочуют между романами, психотравмы повторяются, поэтому я никогда не воспринимал его творчество о внутреннем мире людей, как нечто тонкое. Безусловно, я читал романы и с менее прописанными персонажами (привет, Лем), но не хочу ставить в заслуги Кингу то, что в хорошем романе должно быть by default.

Однако не буду врать: в глубине души я уже не чувствую себя жителем родного города, покинув его я стал для жителей призраком. Гостем из другой эпохи. И всё же я помню Солнце, помню зелень, помню воду, родных, друзей, себя...
Однако не буду врать: в глубине души я уже не чувствую себя жителем родного города, покинув его я стал для жителей призраком. Гостем из другой эпохи. И всё же я помню Солнце, помню зелень, помню воду, родных, друзей, себя...

Так вот, хотя к «Оно» это правило тоже относится, но неожиданно подробные детские портреты в моих глазах вывели роман далеко за пределы оценки "нормально". Не могу сказать, что они великолепны, но определённо чертовски хороши. Удивительно, сколько всего вошло в эту область — центральную мысль произведения: приключения и пустяки, школьные задиры и жестокость взрослых, богатое воображение и первая любовь, неловкий юмор и вера в сверхъестественное… Несмотря на то, что речь идёт о детишках из 50-х годов прошлого века (с гигантским культурным пластом примет времени), только вступивших в средний школьный возраст, несложно узнать в них самого себя. Вспомнить подростковые годы и радости тех лет…

А что вы сегодня читаете?
А что вы сегодня читаете?

Но всё это покрыто не только сладкой патокой ностальгии. Кинг намеренно поднимает проблемы детской жестокости и взрослой отчуждённости, систематического расизма и неуверенности в себе, домашнего насилия и отсутствия понимания со стороны близких.

Думаю, что Пеннивайз вполне мог бы обитать под этим мостом.
Думаю, что Пеннивайз вполне мог бы обитать под этим мостом.

За ширмой чудовища скрываются вполне реальные общественные проблемы — упомянутый выше расизм, сексизм, гомофобия, преступная апатия со стороны органов правопорядка и желание оных закрыть дело любой ценой, даже путём "пришивания" дела невиновным. Мир Оно — это противопоставление детских грёз жёсткому, хмурому и жестокому обществу взрослых, которое неминуемо настигает любого.

Последняя страница прочитана на том самом месте, где мы с друзьями когда-то тоже пытались раскопать для себя "клубный дом".
Последняя страница прочитана на том самом месте, где мы с друзьями когда-то тоже пытались раскопать для себя "клубный дом".

При этом роман написан недурно. Кинг умеет общаться с читателем языком образов и аллегорий. Местами книга похожа на сказку, местами — на триллер об обещании детства больше, чем на привычные ужасы.

Ставь клоуна, если образ Карри пугал тебя в детстве!

«Оно» — это история о взрослении и поиске себя. Об утрате друзей и потере невинности. О любви к жизни и вере в свои идеалы. И хоть эта книга не о каждом из нас, но оказалась хотя бы немножечко обо мне. А этого для произведения, которое задело что-то глубоко внутри на ближайшие 5-10-20 лет вполне достаточно. Достаточно, чтобы считать его лучшим и важным лично для меня.

С вашего позволения, индийский пятидесятисерийный «Woh» я оставлю без внимания.
С вашего позволения, индийский пятидесятисерийный «Woh» я оставлю без внимания.

P. S. Пара слов об экранизациях, написанные ещё до окончания чтения романа (подробности в соответствующей статье). Так сказать, бонус...

Безусловно, в первой части Мускетти удалось создать свою неповторимую атмосферу подростковой драмы в декорациях фильма ужасов.

Не секрет, что после выхода картины Мускетти (частично по сценарным наработкам небезызвестного Кэри Фукунаги), версия Ли Уоллеса в одночасье превратилась для многих зрителей в артефакт прошлого — грузный, поверхностный, беззубый, бюджетный... Типичный мини-сериал по роману Стивена Кинга, который не спас даже звёздный состав, в числе которого были Сет Грин («Робоцып»), Джонатан Брэндис («seaQuest DSV», а ещё он один из участников печально известного клуба 27), Оливия Хасси («Ромео и Джульетта»), Деннис Кристофер («Некрономикон»), Ричард Мазур («Врата рая») и Тим Карри (думаю, в представлении не нуждается, ну а коли забыли, то вспомните хотя бы гениальную экранизацию настольной игры — «Улику»). Для многих, но не для меня.

И всё же старый фильм теснее связан с первоисточником.

Безусловно, у фильма Мускетти есть свои достоинства, но при прочих равных он снял не более смелую экранизацию, чем его предшественник, но при этом ещё и умудрился низвергнуть образ зловещего, но харизматичного инопланетного клоуна до чёртика из табакерки. И хотя, дочитывая сейчас роман, я могу предъявить претензии к обеим версиям, две серии Ли Уоллеса всё-таки бережнее обошлись и точнее передали суть первоисточника, несмотря на удушливые рамках телевизионной цензуры 90-х. Конечно, это дело вкуса, но лично мне один «Останься со мной» куда ближе всех сезонов «Очень странных дел». Надеюсь, читатели поймут аналогию.

Новая дилогия богата на скримеры, которые мне сложно отнести к её достоинствам.

P. P. S. Популярному писателю, очевидно, от моего мнения о нём ни холодно, ни жарко, но после этого романа Стивен получил от меня "индульгенцию" за разочаровавшие романы. И, кажется, одной из моих самых любимых книг скоро придётся подвинуться и пропустить «Оно» в список первых среди равных.

25
8
1
29 комментариев