Творческий путь Роджера Желязны — человека, придумавшего параллельные миры

«Хроники Амбера», «Князь света», «Джек из тени» и другие работы писателя, перевернувшего жанр фэнтези.

Творческий путь Роджера Желязны — человека, придумавшего параллельные миры

Роджер Джозеф Желязны — писатель, без чьего вклада невозможно представить современное фэнтези. Находясь у истоков Новой волны американской фантастики, он увёл жанр от привычных архетипов о сражении добра и зла. В его романах на смену классическим героям и злодеям пришли с сложные, неоднозначные личности с кучей скелетов в шкафу.

Его произведения значительно расширили представления о том, что такое «магия» и какие формы она может принимать, от забытых технологий прошлого до эзотерических способностей богов старых религий. Желязны любил совмещать древнюю историю и современность, обоснованную фантастику и чистую магию, сюрреалистические сны и злободневные проблемы. Ему не хватало классических мифов, так что в его произведениях мы встретим и древнюю мифологию, и поверья народов мира, и современные концепции гуманитарных наук.

Начало творчества

Родился Роджер Желязны в 1937 году в Огайо, в семье иммигранта из Польши Джозефа Франка Желязны и американки ирландского происхождения Джозефины Флоры Свит. Так что, хоть правильнее будет произносить его фамилию по-английски — «Зелязни», переводчики на русский, скорее всего, были недалеко от истины.

С детства Желязны увлекался фантастикой и уже в 11 лет начал набирать первые истории на пишущей машинке, которую получил на день рождения. Позже он решил попробовать себя в качестве редактора местной школьной газеты, а также вступил в писательский клуб. В газете он часто пробовал публиковать собственную прозу и стихи, а в 1957 и 1959 годах — даже выиграл Finley Foster Poetry Prize.

После колледжа Желязны поступил в отделение психологии Кливлендского Западного университета, но вскоре перешёл на факультет английской словесности, где получил степень бакалавра. В 60-х ему пришлось сделать паузу в карьере и отслужить полгода в Национальной Гвардии, но это не помешало его образованию.

Роджер Желязны считал, что теория без практики — пустое дело, так что везде где только можно он накапливал жизненный опыт: успел научиться фехтованию, дзюдо, игре в шахматы, познакомился с дзеном и восточными практиками медитации, изучил японский и хинду, и всё время не забывал много и упорно писать. Так что к началу литературной карьеры у него уже был большой багаж знаний из самых разных дисциплин, а жизненный опыт позволил ему создать сложных и правдоподобных героев.

Иллюстрация к сборнику Collected Stories of Roger Zelazny <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.michaelwhelan.com%2F&postId=40953" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Michael Whelan </a>
Иллюстрация к сборнику Collected Stories of Roger Zelazny Michael Whelan

Будь это лёгкий рассказ, переполненный действием, или тягостные философские размышления, у Желязны всегда главное значение имели именно переживания людей, а не мифы или образы. Общей чертой всех его произведений оставалась интроспективность, а все события мы видели преимущественно глазами героя.

Желязны тяготел и к научной фантастике, и к фэнтези, но не в привычном понимании. Вымышленные элементы нужны были ему для того, чтобы подчеркнуть что-то особенное в людях, в культуре, что-то не столь заметное в повседневности. Довольно часто «магия» объяснялась запутанными законами мира и противопоставлялась науке и технологиям. Часто герои его произведений, став свидетелями чуда, не могли понять, что перед ними: неизвестный научный феномен или нечто непостижимое для понимания человеку.

Фэнтези гораздо проще писать. Если мне нужно написать научную фантастику, доводится долго размышлять над объяснениями и оправданиями событий. А фэнтези [...] я могу писать беззаботно. Вообще я люблю уравновешивать фантастические элементы, добавляя равное количество и того, и другого.

Я могу исследовать те же идеи и в фантастике, и в фэнтези, но последнее даёт мне большую свободу для творчества. С другой стороны, много вещей, которые меня интересуют, имеют значение в настоящем мире. Поэтому и общество не должно сильно отличаться от нашего. Так что, если нужно поднять определённую социальную проблему, фэнтезийная история может не подойти. Поэтому я выбираю жанр произведения практически сразу, как мне приходит идея для истории.

Роджер Желязны, из интервью писателю Теодору Крулику

Проблемы, интересующие автора, человечеству не новы и, так или иначе, уже поднимались в предыдущих произведениях. Тем не менее, Желязны смог их отыскать в древних мифах, подвести к современному миру и показать с необычной точки зрения.

В его произведениях, кроме классических «Артурских мифов» можно встретить мифологию китайскую («Лорд Демон»), египетскую («Создания Света, Создания Тьмы»), греческую («Этот бессмертный»), индуистскую («Князь Света»), индейскую («Глаз Кошки») и скандинавскую («Маска Локи»), а также христианские и кабальные параллели («Мастер Сновидений»).

А элементы скандинавской, ирландской и японской мифологии, как и идеи из многих других источников, элегантно переплелись в мироустройстве «Хроник Амбера» — главной работы всей жизни Роджера Желязны.

Не стоит думать, однако, что в его произведениях нас ждёт только экскурс в историю мифов народов мира. Желязны в равной степени увлекался психологией (особенно юнгианством), социологией, историей и лингвистикой. Его герои могли отлично разбираться в политике и искусстве, а также умели говорить на немецком, французском, китайском и латыни, несмотря на то, что сам автор этими языками не владел.

И всё же нельзя подвести всю жизнь, всё творчество Желязны к одной простой истине, одной идее. Он не выражал свои мысли какой-то красивой моралью в конце истории, но вплетал их в саму структуру сюжета, в образы и характеры героев, так, что зачастую нельзя понять, разделяет ли автор убеждения персонажа или наоборот спорит с ним.

«Этот Бессмертный»

Роджер Желязны любил жонглировать сеттингами, от практически неотличимых от нашего мира до совершенно безумных. Не обошёл он и постапокалиптику. Если ещё в «Долине проклятий» писатель сдерживал себя, создав историю, подобную «Безумному Максу» до самого Макса, то в «Этом Бессмертном» его фантазия разыгралась на полную.

Действие романа происходит на Земле в будущем. Человечество уничтожило себя ядерной войной, но это было давно, а сейчас планета — парк-аттракцион для инопланетян, желающих изучить погибшую цивилизацию.

Обложка книги
Обложка книги

Большая часть землян мертва, а немногие выжившие в галактическом сообществе сродни живым реликвиям. Они только и могут, что зарабатывать себе на жизнь, рассказывая о минувших днях. Лишь небольшая горстка людей до сих пор борется за возрождение Земли. Увы, не самыми лучшими методами — убивая пришельцев, сжигая их курорты и выставки. Всё ради защиты культурного наследия.

Тяжёлое, мрачное прошлое скрывает и главный герой, Конрад Номикос. Он соглашается стать туристическим гидом для пришельца, желающего написать книгу о Земле. Пока инопланетянин будет отстранённо изучать греческие и египетские руины, Конраду волей-неволей придется пересмотреть своё прошлое, понять, как земляне дошли до такой жизни и решить, что делать дальше.

Отсутствие монумента может быть само по себе чем-то вроде монумента.

«Этот Бессмертный»

Для настолько грустного будущего история романа на удивление флегматична. А за клубком интриг и детективной линией прячутся размышления о нашем собственном наследии.

Так и хочется провести аллюзии с современностью и нашим отношением к артефактам былых времён. Ведь большинству из нас всё равно на то, как жили люди 100, 1000, 5000 лет назад. Для нас греческие вазы или утончённые статуи — всего лишь дорогие диковинки. Ждёт ли наше время та же участь? Что мы можем оставить после себя?

«Мастер сновидений»

Обложка книги
Обложка книги

После космической истории о наследии человечества Желязны обратился к довольно личным темам. В «Мастере сновидений» главный герой, Чарльз Рендер, чрезвычайно успешный психиатр. Всё потому, что он работает в поле экспериментальной нейроконтактной психиатрии. Иначе говоря, он может войти во сне в подсознание пациента и устранить его проблему «изнутри», подарив тому сон, который ему необходимо увидеть.

Вдохновляясь работами Фрейда и Юнга, Желязны показывает внутренний мир человека неким турниром-лабиринтом или, если угодно, ролевой игрой, в которой активные игроки — аспекты собственного «я».

Спокойная жизнь Рэнда прерывается, когда к нему на приём приходит Эйлин Шалот, сама желающая стать нейроконтактным психиатром. Женщина слепа от рождения, и прежде чем помогать другим, она хочет увидеть мир в цвете, пусть и чужими глазами. Но вместо спокойного сна в сознании Эйлин героя ждала ловушка-кошмар. При своём внешнем спокойствии пациентка оказалась крайне умным и опасным противником.

Сражение с её внутренними демонами обернулось для Рэндера тяжёлым, изматывающим испытанием. Но настоящая битва для героя началась с совсем иным врагом. Блуждая по лабиринту сознания Эйлин, ему пришлось столкнуться с тёмными сторонами своего «я», признать и принять собственные недостатки, на которые он предпочитал закрывать глаза.

Вселенная не изобрела справедливость. Человек — другое дело. Но, к несчастью, человек должен жить во Вселенной.

«Мастер сновидений»

Тема сражения человека с собственными юнгианскими демонами для искусства сейчас не нова, вспомнить хотя бы даже серии игр Silent Hill и Persona. Но произведению Желязны новизна не нужна — искренность, с которой автор рисует человеческие недостатки, сделала «Мастера Сновидений» нестареющей классикой.

«Джек из тени»

Обложка книги
Обложка книги

Ещё один интересный представитель технофэнтези — «Джек из Тени». События романа происходят на планете Твилайт, вечно повернутой одной стороной к солнцу. Там, где царит день, процветает наука и технический прогресс. На обратной стороне, в вечной темноте, люди выживают благодаря магии, и только волшебный щит защищает их города от космического холода. Одно и то же событие для одних будет проявлением забытых технологий, для других — демоническим вмешательством.

Как часто бывает у Желязны, в истории нашлось место и обычным людям, и богам, вечным, для которых даже смерть не бывает окончательной. Именно на их плечах лежит ответственность за хрупкое равновесие в мире. Другой автор-фантаст развернул бы в подобном сеттинге эпическую сагу о сражении Света и Тьмы, но не Желязны. Последнего интересуют не конфликт противоположностей, но их единство, баланс, место где они сходятся — тень.

Главный герой романа — Джек из Тени — искусный вор, умеющий растворяться среди теней и перемещаться между ними. Он бессилен в залитой светом комнате, его силы не работают также и в кромешной тьме. Лишь место пересечения противоположностей — его стихия.

У Джека очень мало привязанностей в жизни. Фактически единственный его друг — бессмертный великан Утренняя Звезда, заточённый богами в скале.

Ты, наверное, мой единственный друг. У тебя нет ничего, что мне хотелось бы украсть. У меня нет ничего, что тебе было бы действительно нужно.

«Джек из Тени»

По законам жанра, в истории нашлось место и противостоянию с извечным врагом, и любви, и интригам, и предательствам. Для фэнтези типичны «воры», «разбойники» и «авантюристы», мечущиеся между армиями добра и зла, но история Джека не о выборе. Вместо того, чтобы присоединиться к одной из сторон, Джек решает найти свой, третий путь, свою правду, в итоге освободившись от бессмысленного противостояния.

В конце концов, жизнь — это место, где мы воруем для дохода и удовольствия, каждый — своим способом; и мы, естественно, ни что иное, как тени, укравшие немного света.

«Джек из Тени»

«Князь света»

«Князь света», известный также как «Бог света», остаётся одним из самых сложных по своей структуре и сюжету романов Желязны. Нашлось в нём место и научной фантастике, и фэнтези, и истории о восстании, и столкновении буддизма и индуизма, и поискам себя.

Формально, события романа укладываются в рамки научной фантастики. Корабль «Звезда Индии» покинул Землю и основал колонию на удалённой планете, на одном из полюсов её построив город под куполом.

Для сохранения власти и порядка экипаж оставил достижения науки в своём распоряжении, особенно технологию бессмертия и реинкарнации, и объявил офицерский состав Богами. Остальных пассажиров вынудили переселиться в поселения, напоминающие средневековые, а местное население планеты нарекли Демонами.

Боги пользуются необразованностью экипажа и возвращают кастовую систему, а цикл реинкарнации получает физическое воплощение. Если слушаться Богов, получишь здоровое и сильное тело, поднимешься вверх по социальной лестнице, получишь шанс стать одним из Младших Богов. Стоит же ослушаться — в наказание следующую жизнь проведешь в больном и немощном теле. За особо тяжкие преступления против системы несчастных ожидало превращение в животное.

История же рассказывается как классическое фэнтези, в котором люди покорно соглашаются с волей Богов и принимают систему за должное.

Главный герой — Сэм, он же Махасаматман, Сиддхартха или Будда. Он считал систему несправедливой и нашёл в себе силы отвергнуть предложение стать Богом. Именно тому, как он решил поднять восстание и основал новую систему мировоззрения, его переживаниям и сомнениям, посвящён сюжет «Князя света».

Каждый человек несет в себе и тёмное, и светлое. Во многих отношениях разделён человек на части, слит из крайностей. Интеллект его часто воюет с эмоциями, воля — с желаниями... идеалы его не в ладах с окружающей действительностью. Чтобы он ни делал, всё для него и находка, и утрата; и прибыль, и убыль. Всегда оплакивает он ушедшее и боится того, что таит в себе новое.

«Князь света»

Желязны не скрывает, что за мистикой романа скрывается реально существовавшее противостояние индуизма и буддизма, с победой последнего как более продвинутой и гуманной религии. В итоге, Сэму удаётся создать учение, которое распространится среди людей и переживёт его самого.

Возносили им благодарности <…> за своевременную аватару Будды, которую называли Майтрея, что означает Князь света, то ли за то, что мог он разбрасывать молнии, то ли за то, что старался он этого не делать.

«Князь света»

«Князь света» много в чём перекликается с «Трудно быть богом» братьев Стругацких, опубликованном в 1964 году, на три года раньше романа Желязны. В нём удивительным образом переплетаются вера и сомнения, отрицание, приверженность и поиск своей правды, чувства и рациональность, а в центре всего — переживания человека, изменившего ход истории.

Стоило бы рассказать и о «Созданиях света, Созданиях тьмы», ещё более философском высказывании, взявшим за основу миф о падении египетских богов; «Двери в песке», рассказавшем о странной дружбе человека и пришельца в обертке триллера; «Ночи в тоскливом октябре» — последнем романе писателя, в котором личности из разных эпох собрались вместе ради Большой Игры. Однако нужно вспомнить о главном произведении писателя.

«Хроники Амбера»

Творческий путь Роджера Желязны — человека, придумавшего параллельные миры

Малоизвестный факт, но декалогия Амбера, номерные части которой публиковались больше двадцати лет, задумывалась как один роман. Да и завязка её нетипична для высокого фэнтези — главный герой, Корвин, приходит в себя на Земле, в частной психиатрической клинике.

По очень «удачному» для автора стечению обстоятельств, Корвин не помнит ничего о себе или о событиях, которые привели его в психбольницу. Так что клубок интриг ему придётся распутывать параллельно с читателем. Корвин проведёт некоторое время на Земле, узнает о своей семье, о покушении на него, о своих способностях и привычках.

В жизни полно дверей, которые не отворяются, когда ты в них стучишь, — не меньше, чем тех, которые распахиваются, когда ты этого совсем не желаешь.

«Хроники Амбера»

Выясняется, что Корвин — сын короля Оберона, правителя города Амбер, лежащего у основ мироздания. Вместе со своими братьями и сёстрами он — основной претендент на пустующий трон столицы. Город назван Янтарём не просто так: словно застывший в вечности слепок, он — изначальный, первый мир, от которого во все стороны разошлись «Отражения». Так именуют тени Амбера, параллельные миры, и наша Земля — один из них.

Близкие к Амберу миры на него очень похожи, в них так же царит магия и прогрессивное Средневековье, но чем дальше от центра, тем более странные миры можно встретить, не говоря уже о созданиях, их населяющих. Меняется флора, фауна, эпоха, даже сами законы физики.

Идея такой мультивселенной нашла широкое отражение в современной культуре — вспомнить хотя бы о параллельных мирах «Забытых королевств», вселенной «Рика и Морти» и мультиверсах в комиксах Marvel и DC.

Обычные смертные могут перемещаться между мирами, проходя через специальные двери, проломы или щели, но потомки короля Оберона обладают способностью изменять Отражения силой воли. Стоит только закрыть глаза и представить, как привычный ландшафт изменится чем-то неземным.

А вот отношения среди родственников оказываются вполне понятными и приземлёнными, и, честно говоря, оставляют желать лучшего. Король давно исчез, а между братьями идёт война за право сесть на трон Амбера. С впечатляющей регулярностью они строят интриги, заключают союзы и предают друг друга. Порой перед героем раскрываются настолько сложные планы, что они бы достойно смотрелись в шахматной партии «Песни льда и пламени».

Меня обучали обычным вещам, какие положено знать дворянину — магии, оружию, ядам, верховой езде, танцам.

«Хроники Амбера»

Желязны какое-то время собирался посвятить по книжке каждому из детей Оберона, но этим планам не суждено было сбыться — в первом пятикнижии главный герой Корвин, а в следующем — его сын Мерлин.

И всё же нельзя сказать, что кто-то из получился недоработанным или скучным — уже к третьей книге можно с лёгкостью держать в голове биографии и психологические портреты членов королевской семьи, догадываясь о том, кто произносит фразу просто по интонации и содержанию.

Это кажется странным, я думаю, иметь столько родных и никаких родственных чувств, потому что жизнь предопределила каждому из нас свой путь.

«Хроники Амбера»

Между этими сложными семейными взаимоотношениями как бы невзначай всплывают мифические элементы — волшебные камни, мечи, кольца, подводные и призрачные города, а также приоткрывается завеса тайны над настоящим врагом города — Дворами Хаоса, посылающими через Отражения свои армии в Амбер.

Как говорили Эдип, Гамлет, Лир и все прочие: «Жаль что я не знал об этом раньше».

«Хроники Амбера»

«Хроники Амбера» получился довольно хрестоматийным произведением для творчества Желязны, впитавшим в себя его нетривиальные представления о магии, столкновение волшебства и технологий, современных вещей и архаичных мифов.

Неудивительно, что в цикле, посвящённому сражению полубогов за трон, автор показал претендентов сложными, уязвимыми личностями, со своими слабостями и недостатками. А нависшую над городом угрозу — не «Абсолютным Злом», а просто другой стороной конфликта, со своей, резонной точкой зрения.

Корвин по пути к Амберу<br /> неизвестный автор<br />
Корвин по пути к Амберу
неизвестный автор

Автор смог вписать типичные для фэнтези штампы в роман с такой лёгкостью, что текст читается непринуждённо и не кажется перегруженным, а сама история ощущается свежей и ни на что не похожей.

Роджер Желязны относится к той группе писателей, которых Джордж Мартин называет «садовниками». Путь героя, обстоятельства, которые его окружают, его реакция и решения автору важнее, чем красивое окончание истории. И поэтому сердце цикла — личная история Корвина.

В какой-то момент сюжет сворачивает с дорожки, казалось бы, неизбежно ведущей к эпичной битве, и делает акцент на внутреннем конфликте Корвина. По-настоящему сильными у Желязны выходят не хаотические, судьбоносные битвы, а безмолвное паломничество героя в одиночестве на край света, прочь от приближающейся грозы. Роджер потерял отца в молодом возрасте, так что можно предположить, что образ Корвина и его переживания во многом автобиографичны.

Желай одного, делай другое и посмотри, что из этого получится, тогда ты в любом случае не проиграешь.

«Хроники Амбера»

Наследие

Творческий путь Роджера Желязны — человека, придумавшего параллельные миры

Роджер Желязны умер раньше предначертанного срока. В 1995 году его лишил жизни рак, и множество идей писателя так и не увидело свет. Но всё же своими произведениями он сделал больше, чем можно было рассчитывать успеть за одну жизнь.

Желязны не просто удивил читателей новаторским подходом к фэнтези, он совместил фантастические события с нашей жизнью и наглядно показал, что при помощи фэнтези можно раскрывать сложные характеры и поднимать взрослые проблемы.

Он дал новый виток городскому фэнтези: без его влияния свет бы не увидели многие фантастические вселенные, какими мы их знаем. Среди них — Forgotten Realms, с её многочисленными мирами, богами-людьми и сложной системой мировоззрения. А значит и вселенные таких популярных RPG, как The Elder Scrolls и Dragon Age, черпающих вдохновение из «Подземелий и Драконов».

Творчество Роджера Желязны повлияло на многих начинающих авторов-фантастов, став для них источником вдохновения. Среди них можно отметить Нила Геймана, Уолтера Джона Уильямса, Джека Уильямсона, Джона Варли, Грегори Бенфорда и особенно Джорджа Мартина.

Он был поэтом от начала и до конца, всегда. Его слова пели. Он был рассказчиком, которому не было равных. Он создавал миры такие многоцветные, экзотичные и запоминающиеся, какие удавалось создавать очень немногим в нашем жанре.

Иногда мне казалось, что он читал каждую книгу, выходящую из-под печатного станка. Он знал хотя бы что-то обо всём на свете и всё о некоторых вещах, но никогда не использовал свои знания, чтобы произвести впечатление или унизить.

В век специализации Роджер был последним человеком Возрождения, очарованным миром и всем, что в нём имеется, способным говорить о Доке Сэведже и Прусте с равной степенью глубины и заинтересованности.

Джордж Мартин, In Memoriam: Roger Zelazny, the Lord Of Light, 1995

Ещё много можно рассказать о жизни и творчестве писателя, но вышесказанное лучше всего подытожит фраза Роберта Шекли: «Темы, которые затрагивал Желязны в своих произведениях, реалистичность его романов и рассказов, сделали его автором XXI века».

254254
95 комментариев

Комментарий недоступен

31

Ну в более зрелом возрасте он уже не так захватывает воображение как в школьном, но да, согласен со всем.
А читая в школьные годы я вообще офигевал от того, как прописаны характеры всех героев, как будто смотришь фильм, даже не надо напрягаться чтоб запоминать/понять кто есть кто. Очень живые и понятные персонажи, семейные интриги просто шикарны, гамбиты и тайные альянсы просто шик.
И хаос прописан очень хорошо, не просто шаблонные демоны, а так же существа со своими характерами и нравами. Ну и Двор Хаоса выглядит не хуже Амбера когда сюжет идет от лица Мерлина.

10

Завидую. Мне уже первого раза не вернуть.

4

Начинал читать достаточно давно, но больше первых двух книг из серии Корвина осилить не смог.
Вроде затягивает, особенно начало очень интересное, но потом начинают происходить какие-то "странности" и интерес постепенно спадает.
В книге очень мало описания того - что, почему и как происходит.

Помню был такой момент, что один из гг (Корвин вроде), попал в мир с какими-то человечками (синими?) и набрал из них армию, т.к. они приняли его за божество.
И вот они описывались просто как человечки. Да, у них там была небольшая характеристика, но это все. По сути это просто была какая-то масса. У них не было прописанных персонажей, описания их расы, ничего. И таких непонятных моментов, когда ты задаешься вопросами "Откуда это взялось? Почему так происходит?" в книге очень много и на них нет ответа.

3

Вот да. Я вообще книги очень редко читаю, и то идут не очень быстро. А хроники проглотил полностью уже не один раз.
Поначалу, правда, голова взрывается от количества героев, но потом так жаль с ними прощаться)

1

Читал почти все его произведения. Хроники раз 5 наверное, впервый раз больше 10 лет назад.
Про Остров мертвых тут ничего не написали, а тоже сильный роман.

Спасибо за материал. В детстве читал у Желязны сборник рассказов, и некоторые навсегда запали в душу, например про мальчика, который каждый день просыпался другим существом.
Из долгоиграющего прочитал пятикнижие Корвина прошлым летом и не понимаю всеобщего обожания. В какой-то момент я целенаправленно искал хоть кого-нибудь, кому бы книга не понравилась, чтобы не чувствовать себя настолько одиноким в этом (никого не нашел).
Мне было больно читать из-за высокой динамики: стиль автора очень простой и напоминает сценарий, описаний минимум, сплошные "я пошел, я сказал, я выстрелил". Мне было больно из-за характера Корвина, он постоянно корчит из себя крутого, но эта такая подростковая крутость. К последней книге он повзрослел, но остальные книги до этого шли тяжело. Желязны постоянно то забывает события, то вспоминает, то что-то обещает, но не рассказывает. В первой книге ничего не было сказано про меч Корвина. Во второй книге он внезапно появился, и было написано что-то вроде "О, с этим мечом связана интересная история, я вам ее еще расскажу". За все пять книг не рассказал. Про сына я уже читать не стал.
Это очень простые боевички чуть ли не про попаданца. Глубокую философию, которую все облизывают, я не увидел. Ничего претендующего на интеллектуальность. Тоже самое характеры всей семейки: очень схематичные, почти что архетипы, и все подверждены эмоциям.
Каждая книга заканчивается таким клиффхэнгером, что сложно не начать читать продолжение. Все время была в голове мысль: ну может в следующей книге все исправится и будет круто, раз уж такое происходит. Но нет. Хотя каждая следующая книга лучше предыдущей.

18