История игровых контроллеров: часть 1

История игровых контроллеров: часть 1

С каким предметом у вас ассоциируется игра на приставке в детстве, будь то Dendy, Sega Mega Drive, PlayStation или даже Xbox? Скорее всего, это геймпад, который обычно (и не совсем правильно) называли просто джойстиком (и геймпад, и джойстик - это игровые контроллеры). Понятно почему, ведь именно с его помощью мы и взаимодействовали с игровыми мирами - стреляли, бегали, прыгали, уклонялись от вражеских снарядов. Но такие устройства вовсе не всегда были удобными и понятными - дизайны контроллеров первых приставок сегодня выглядят весьма странными. Как и многие свойственные им технические решения.

В первой части статьи мы увидим, как менялись игровые контроллеры в 1970-1990-х годах, как на смену джойстикам пришли современные геймпады, а разумный минимализм и эргономичность победили избыточную функциональность и громоздкость. Пока мы не будем говорить о рулях, штурвалах, пистолетах и пультах, но обязательно осветим эту тему во второй части.

1970-1980-е: от стика к D-pad

Эволюция игровых контроллеров, в основном, шла параллельно с развитием консолей. Геймпад первой массовой приставки с картриджами Magnavox Odyssey (1972) был не очень похож на современные. Он представлял собой параллелепипед (или просто коробочку) с “крутилками” по бокам (одна для вертикального движения, вторая - для горизонтального) и клавишей в верхней части, служившей для перезагрузки прибора. Впрочем, со своими задачами он справлялся. Игры были простыми и не предполагали сложного управления.

История игровых контроллеров: часть 1

“Номером два” стала Fairchild Channel F (1976). Контроллеры приставки имели вид рукоятей с thumbstick’ами на конце (коротенькими “джойстиками” для больших пальцев), что делало их довольно удобными.

История игровых контроллеров: часть 1

Контроллер для легендарной Atari 2600 (1977) представлял собой джойстик, назывался CX40, а из органов управления имел только стик и кнопку. Его преемник, созданный для Atari 5200 (1982), напоминал смесь телефона и геймпада, сохранил стик, но, помимо боковых, получил кнопки с цифрами от 0 до 9. Джойстик оказался неудобным, часто ломался и дорого стоил.

История игровых контроллеров: часть 1
История игровых контроллеров: часть 1

В 1983 в продажу поступила Famicom от Nintendo, прямоугольный геймпад к которой изначально не имел стика. Его роль выполняла “крестовина” D-pad из четырех кнопок движения. Также имелись две круглые кнопки действия A и B, Reset и Start. В отличие от джойстиков Atari, геймпаду Nintendo не нужна была опора - его можно было держать в руках, играя лежа на диване. Большие пальцы делили “зоны ответственности”: левый отвечал за движение, а правый - за действия. Эта схема совершила революцию и стала “началом конца” джойстика как стандартного контроллера. Ей соответствует и большая часть современных геймпадов.

История игровых контроллеров: часть 1

Контроллер для американской версии Famicom, вышедшей в 1985 году и известной как NES, имел более острые углы, чем японский “коллега”. При необходимости его можно было отсоединять от консоли. Правда владельцы NES остались без микрофона, который был на втором геймпаде Famicom и использовался в некоторых играх.

История игровых контроллеров: часть 1

Главный конкурент Nintendo, то есть Sega, вступил в большую консольную игру с SG-1000, вышедшей одновременно с Famicom. В целом неуспешная приставка была оснащена не самым удачным джойстиком, зато ее преемник Master System (1985) имел геймпад со все той же крестовиной и кнопками.

История игровых контроллеров: часть 1

Его же приняла на вооружение Atari для своей новой системы, появившейся в 1986 году (Atari 7800). Правда только для европейской версии. Приставки для американского рынка комплектовались джойстиком Pro-Line, разработанном еще в эру Atari 2600.

Менее популярные приставки этого периода шли разными путями. Одни сделали ставку на джойстики как Casio PV1000 (1983), вторые - на “телефоны” как Mattel Intellivision (1979), третьи - на их синтез (например, ColecoVision и Interton VC 4000). У RCA Studio II игрового контроллера не было совсем, его функции брали на себя две встроенные в корпус клавиатуры.

История игровых контроллеров: часть 1

Существовали и “универсальные солдаты” - контроллеры, совместимые с разными консолями и персональными компьютерами, которые переставали быть экзотикой и встречались в домах все чаще. Например, джойстики Wico, производившиеся с 1983 (по другим данным - с 1985) по 1988 годы. Их использовали владельцы Atari 2600 - 5200, компьютеров Atari, Apple II и TI-99a.

История игровых контроллеров: часть 1

Заканчивались восьмидесятые почти без джойстиков и острых углов. Геймпады Sega Mega Drive (1988) и ее американской версии Genesis (1989) имели округлые формы, ставший стандартом D-pad и три кнопки действий.

История игровых контроллеров: часть 1

1990-е: консольные войны и DualShock

Четвертое поколение приставок запомнилось благодаря ожесточенным “консольным войнам”. Nintendo снабдила своего “бойца” SNES / Super Famicom (1991 / 1990) легендарной “собачьей косточкой” - скругленным геймпадом с четырьмя кнопками действий вместо классических двух.

История игровых контроллеров: часть 1

Консоль заняла первое место в рейтинге продаж, обойдя ближайшего конкурента (а именно Sega Mega Drive / Genesis) но ее наследник Nintendo 64 (1996) не смог повторить успех. Теперь “золото” досталось новичку Sony PlayStation (1994). Основную техническую странность “шестьдесят четвертой” все помнят - это выбор устаревшего носителя, картриджа. Что до геймпада, он оказался похожим на трезубец, вполне современным и многофункциональным, имел D-pad, семь кнопок и миниатюрный джойстик.

История игровых контроллеров: часть 1

Контроллер PlayStation оказался очень удачным как в плане дизайна, так и эргономики. Четыре кнопки действия обозначились треугольником, квадратом, кружком и крестиком, с которыми приставки Sony ассоциируются и сегодня. На верхней части разместились четыре дополнительные кнопки. В 1997 появилась обновленная версия - знаменитый DualShock c функцией вибрации и аналогового управления с помощью двух thumbstick.

История игровых контроллеров: часть 1

В девяностых на консольном рынке еще присутствовала Atari. На геймпад для Jaguar (1993) она добавила не только C, Reset и Start, но и кнопки с цифрами. Вдобавок в устройство вставлялись специальные карточки для дополнительного управления в некоторых играх. Оно ожидаемо потеряло в эргономичности, а сама система стала последней консолью легендарного производителя. Проиграв конкуренцию, Atari покинула рынок приставок.

История игровых контроллеров: часть 1

Десятилетие стало неудачным и для “консольной карьеры” Sega. Ее последней домашней системой была Dreamcast (1998) - первый, но не самый успешный представитель шестого поколения. Геймпад сам напоминал портативную консоль, имея маленький экран, привычную “крестовину”, четыре кнопки действий и thumbstick. К нему можно было подключать карту памяти и другие аксессуары. Контроллер получился довольно громоздким и получил не самый теплый прием в прессе.

История игровых контроллеров: часть 1

Источники:

Подписывайтесь на официальный аккаунт Black Caviar Games на DTF, чтобы не пропустить новые интересные статьи! ;)

Мы так же есть в YouTube, VK, Instagram, Life-Instagram, Twitter, Facebook и TikTok.

4242
8 комментариев

После выхода геймпада Xbox 360 наконец-то появилась унификация как на ПК так и на консолях. Без всяких костылей подключаешь геймпад и автоматом настраивается без всяких танцев с бубном.

5
Ответить

Про контроллеры от Xbox расскажете в следующей части?

3
Ответить

Обязательно =)

1
Ответить

Геймпад сам напоминал портативную консоль, имея маленький экран, привычную “крестовину”, четыре кнопки действий и thumbstick.Не совсем так, геймпад на самом деле имел отверстие под экран, встроенный в карту памяти с игровыми функциями, со своими средствами управления для автономной игры (типа тамогочи). Но так же были и карты памяти без экранов и без доп.функций. В самом геймпаде экрана не было.
Также в этом геймпаде были впервые применены так привычные теперь нам "курки".
Ну и не смотря, что он получил не самый теплый прием в прессе, геймпад был хорош. Потом даже одна корпорация сделала свой геймпад на его основе.
имел D-pad, семь кнопок и миниатюрный джойстик.по-моему, в геймпаде N64 мини-стик был применен впервые, тоже не лишним было бы упомянуть.
Побольше бы таких интересных фактов хотелось.

2
Ответить

Также на картинках нет оригинального dualstick'a, а вместо dualshock'а картинка с ds3 и 4. Кстати, на первом dualshock'е была кнопка "Analog" для переключения управления с крестовины на аналоговые стики в качестве совместимости с ранее вышедшими играми без поддержки его функций.
Сейчас лень проверять, но вроде у геймпада snes впервые появились "бамперы" L и R.

1
Ответить

Большое спасибо за столь важные дополнения, мы обязательно внесем корректировки.

1
Ответить

Блин, ну для контроллеров Sony можно было найти фотку получше?

Ответить