История игровых контроллеров: часть 2

История игровых контроллеров: часть 2

Продолжаем рассказ о развитии игровых контроллеров. В первой части мы остановились на 1990-х годах, а именно на геймпаде Sega Dreamсast, последней консоли знаменитой компании. Движемся дальше - впереди нулевые, десятые и наше время! Геймпады освобождаются от проводов, Sega уходит с консольного рынка, а дизайн Dualshock становится стандартом. Но не для Nintendo, которая идет собственным путем.

2000-2010-е: без Sega и проводов

История игровых контроллеров: часть 2

Новое тысячелетие - новое поколение консолей: PlayStation 2, Nintendo GameCube, Sega Dreamcast (правда вышедшая еще в 1998) и новичок Xbox от Microsoft. Как известно, наиболее коммерчески успешной (и самой продаваемой в истории) системой шестого поколения стала приставка Sony, а последнее место осталось за устаревшей Dreamcast. Создатели PlayStation не стали изобретать велосипед, снабдив систему обновленной версией уже знакомого нам DualShock (DualShock 2), практически идентичной оригиналу. Тамбстики (thumbsticks) окончательно стали постоянными элементами геймпадов для PS.

Nintendo вновь пошла особым путем - контроллер DOL-003 выглядел как детище “дуалшока” и геймпада Nintendo 64 с двумя тамбстиками, D-pad и семью кнопками. Позже появилась и беспроводная версия - Wavebird.

История игровых контроллеров: часть 2

Что же предложил “фрешмен”? Первый контроллер Xbox был удобным, но довольно большим. Microsoft это поняли и выпустили более компактную версию - Controller S, которая стала стандартным геймпадом для “коробочки” с 2002 года.

В 2005 году на рынке появилось седьмое поколение. Из очередной “консольной войны” вышла Sega. Nintendo осталась и последовала новой стратегии, изначально ориентируя свою Wii на максимально широкую аудиторию. Контроллер тоже отличался от привычных геймпадов конкурентов - Wii Remote представлял собой беспроводной “пульт” с датчиком движения, динамиком и вибро-механизмом, к которому при необходимости подключались разные аксессуары - от рулей до удочек. Самым известным стал тандем “контроллер - нунчаки”.

История игровых контроллеров: часть 2

Sony подготовили свой “ответ” и в 2010 вдобавок к обновленному DualShock оснастили третью PS контроллером PlayStation Move, к которому прилагалась камера. Близкое по смыслу техническое решение для Xbox 360 называлось Kinect и вообще не предполагало контроллеров (реализуя принцип “контроля без контроллеров”). С помощью камер и датчиков распознавания голоса устройство позволяло игрокам использовать жесты, движения и голосовые команды. Как легко догадаться, Wii Remote, PS Move и Kinect, в основном, были рассчитаны на подвижные игры - в том числе спортивные и музыкальные. В плане продаж Nintendo Wii опередила конкурентов (более 100 миллионов к осени 2013 года), позволив компании взять реванш за GameCube, в свое время проигравшую Xbox и PS2.

Microsoft модифицировали свой Controller S - Microsoft Xbox 360 S получился эргономичным и надежным. Что касается PlayStation 3, то первые партии комплектовались геймпадом Sixaxis. Внешне он почти не отличался от “дуалшока”, но не имел функцию вибрации из-за патентного спора Sony c Immersion Corporation (разработчиком вибрационных моторов). Японский гигант проиграл и начал выплачивать Immersion лицензионные отчисления, вернув себе право на использование ее продукции. С 2008 года на смену Sixaxis пришел DualShock 3 с привычной игрокам “отдачей”. Как и все контроллеры систем седьмого поколения, он был беспроводным.

В конце 2012 года на прилавках появилась Wii U - наследник Wii. В игру вступило восьмое поколение. Основной контроллер консоли Nintendo Wii U GamePad напоминал карманную приставку, поскольку имел небольшой сенсорный экран. Система поддерживала все контроллеры предшественницы: до четырех Wii Remote одновременно, Classic Controller и Wii Balance Board. Wii U GamePad был “вооружен до зубов”, имея гироскоп, акселерометр, микрофон, стилус, динамики и камеру.

История игровых контроллеров: часть 2

Sony выпустила DualShock 4 (первый PS-геймпад с тачпадом и кнопкой Share для скриншотов и записи видео) и создала шлем виртуальной реальности PlayStation VR. Как и к третьей, к четвертой PS можно было подключить PlayStation Move. Появилась отдельная PlayStation Camera. Роль контроллера могла выполнять и портативная PS Vita. Xbox One (а не 3 или 460, как можно было бы подумать) снабдили улучшенной и переработанной версией предыдущего контроллера - Xbox One. Также был обновлен Kinect.

На рынке нулевых-десятых можно было встретить диковинки - например, серию Atari Flashback, начавшую выходить в 2004 году. Сейчас в нее входит 15 “ностальгических” консолей со встроенными играми.

История игровых контроллеров: часть 2

Во всех приставках серии, кроме самой первой, используются варианты оригинального джойстика Atari 2600. В Atari Flashback 2004 года - уменьшенные версии контроллеров Atari 7800 с добавленными кнопками Pause и Select.

2020-е: Microsoft и Sony развивают, Nintendo креативит

Девятое поколение совсем юное - ему нет и двух лет (на прилавках системы появились в ноябре 2020 года). К нему относят PlayStation 5 и Xbox (обе существуют в двух вариантах - с дисководом и без), но по поводу Nintendo Switch консенсуса нет. Она появилась еще в 2017 как попытка Nintendo реабилитироваться после провала Wii U и технически слабее систем Sony и Microsoft, однако вполне конкурентоспособна и занимает свою нишу. Но сначала о PS и Xbox.

История игровых контроллеров: часть 2

DualShock отправился “на пенсию”, уступив место двухцветному DualSense. Контроллер стал более чувствительным, у кнопок L2 и R2 появились “спусковые крючки”. “Иксбоксовский” геймпад почти не претерпел изменений. Рукояти и триггеры стали рифлеными, появилась кнопка “Share” для публикации скриншотов.

История игровых контроллеров: часть 2

Что касается Nintendo Switch, то начать стоит с того, что это гибридная система, которую можно использовать в качестве как стационарной, так и портативной консоли. В первом случае она подключается к док-станции, подсоединенной к телевизору, а изображение выводится на его экран. При этом контроллеры-джойконы вставляются в аксессуар Grip, образуя стандартной геймпад или используются отдельно от него как Wii Remote. В портативном режиме они крепятся к консоли по бокам. Энтузиасты уже создали огромное количество аксессуаров к системе и джойконам: от держателей до рулей, удочек и “ракеток”. Сработал ли особый подход Nintendo? Вполне - если говорить о продажах, Switch обошла PS4 и Xbox One вместе взятые.

В следующей (заключительной) части материала мы рассмотрим эволюцию геймпадов для ПК, альтернативных контроллеров (рулей, штурвалов, пистолетов и т.д.) и поговорим о тенденциях развития этих устройств.

Источники:

1. «Всё или ничего»: Реджи Фис-Эме о важности успеха Switch для Nintendo - https://dtf.ru/gameindustry/627028-vse-ili-nichego-redzhi-fis-eme-o-vazhnosti-uspeha-switch-dlya-nintendo

2. David Cornish. The history of the video game controller - https://www.shortlist.com/lists/history-of-the-video-game-controller

3. Britanny Lynn Vincent. The Evolution of the Video Game Controller - https://www.popularmechanics.com/technology/gadgets/g34288261/evolution-of-the-video-game-controller/

Подписывайтесь на официальный аккаунт Black Caviar Games на DTF, чтобы не пропустить новые интересные статьи! ;)

Мы так же есть в YouTube, VK, Telegram, Яндекс.Дзен и TikTok.

3232
9 комментариев

Еще бы ссылку на первый материал прям в первый абзац запилить, а то через профиль искать пришлось. Не сложно, конечно, но нафига заставлять читателя лишние телодвижения совершать?

3

Готово =) Спасибо за конструктивную критику )

4

Комментарий недоступен

2

2020-е: Microsoft и Sony развиваютSony - да, вот вам адаптивные курки, гироскоп для прицеливания и потрясающий haptic feedback
Microsoft - топчутся на месте
Обидно

гироскоп для прицеливанияГироскоп ещё в ds3 был, але.
и потрясающий haptic feedbackКаво? На сыче с 2017 есть.
Microsoft - топчутся на местеМайки удобные сервисы для геймеров делают, пока сони хуйней мается.

Да какая там история, хоспаде? Сидят мужики и рисуют чертежи.

Я извиняюсь, а что с картинками? Точнее с их цветом.