Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

В данной статье рассмотрим ряд устройств, позволяющих увидеть объемное изображение, как электронного, так и нецифрового характера, оценим субъективное восприятие и последующие ощущения.

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

Наш путь — от простого к сложному: стерео/диаскопы времен СССР, взгляд на QUAKE 3 Arena в цифровых очках ASUS VR-100G 1999 года, а также вспомним DOS-игру Depth Dwellers и 3D-журнал.Фото/видео ретро-девайсов, процедуры использования, размышления о пользе/вреде, выводы, под катом.Добро пожаловать. :)

В качестве преамбулы сразу поясню, почему фотка с мишкой. Для наглядности, стоит посмотреть на его глаза. После тестирования очков и проведения сопутствующих экспериментов, мои глаза разъехались в разные стороны и ассоциация с мишкой возникла как наиболее подходящая.

  • Теория;
  • Стерео/диаскоп;
  • Стереожурналы;
  • Анаглиф на примере игры Depth Dwellers;
  • 3D очки Asus 1999 год. Quake3;
  • Выводы.

❯ Теория

Мы видим объекты нашего мира при помощи бинокулярного или стереоскопического зрения. Разглядывая предмет двумя глазами с разных точек зрения, мы видим объемное изображение, которое окончательно формирует и обрабатывает наш мозг, собирая в единую картинку, и воспринимаем мы это изображение объемным.

Ремарка по дальнейшим прилагаемым видео: так, как эффект объемного изображения достигается при помощи бинокулярного зрения, а видео/фотосъемка велась при помощи камеры с одним объективом, передать 3D изображение не получится, поэтому фото и ролики скорее отображают мизансцену проводимых опытов.

❯ Стерео/диаскоп

В детстве у меня был стереоскоп.

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое
Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

Принцип действия следующий: в каждый отсек слайда, изображенного рядом со стереоскопом, вставлялась одинаковая фотография, в двух экземплярах. Заглядывая в стереоскоп, происходило чудо в глазах ребёнка, там было объемное изображение.

К слову сказать, существовали и диаскопы, где изображение разглядывалось одним глазом. Слайд там использовался один, и все-равно оно ощущалось объемным, хотя бинокулярное зрение здесь отсутствует.

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое
Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

Это было давно, но ощущение чуда осталось.

❯ Стереожурналы

Стереожурнал позиционируется как инструмент, использующий механизм коррекции, профилактики и улучшения зрения.

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

Обратная сторона журнала, описывает детальное положительное воздействие на зрение.

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

А здесь описан метод расфокусировки зрения и настройки на просмотр 3D изображения.

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

Сами рисунки журнала выглядят так:

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

К слову, фотография замечательно передает объем, и я прям вгляделся в экран монитора. Наверху, к примеру — лошадка. :)

А к нижнему изображению спойлерить не буду.

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

Работает журнал? Работает! Идем дальше, к цифре…

❯ Анаглиф, на примере игры Depth Dwellers

Анаглиф, термин, расписанный по этой ссылке.

На данном принципе базировалась атмосферная игра Depth Dwellers, она вызвала вау-эффект и была для меня чем-то принципиально новым. Я сразу смастерил стим-панковские красно-синие очки, состоящие из круглых пробок от газировки, со вставленными в них красным и синим стеклом и при помощи них, играл.

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

На фото видно расслоение экрана на красно-синие составляющие. Так мы видим это без очков, а глядя в анаглифные очки — ощущался объем.

Атмосфера игры выглядит так:

Играть было дико интересно, само погружение поглощало, но платой за продолжительное погружение в виртуальную реальность — был взгляд, как у мишки, а также бонусом утомление от перенапряжения глазных мышц и отходняк внутри головы. Поняв и ощутив это, я отказался от использования данного формата восприятия объемного изображения, ввиду сохранения зрения. Очки отобрал у меня приятель-рокер, зашедший в гости. Настолько они его поразили.

❯ 3D очки Asus VR-100G. Quake3.

Данные очки были выпущены в 1999 году. Приобретены они были как составляющая комплекта комбо-комбайна, состоящего из видеокарты, 3D-очков и развитого интерфейсного кабеля с разъемами для подключения различных аналоговых видеоустройств (входы и выходы).

Очки с миниджеком, фотография доброго мишки:

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

Видеокарта. В оригинале кулера на радиаторе вообще не было. Мною был прикручен коробочный кулер от процессора Intel.

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

Разъемы:

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

Оперативная память размером 32Mb:

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

В контексте данной статьи сделан акцент на 3D очки, обойдя стороной саму замечательную, для своего времени, плату. Настройки/характеристики будут упомянуты в необходимом для демонстрации работы объеме.

Итак, очки имеют стеклянные, жидкокристаллические заслонки, которые попеременно закрывают от нас видимое изображение, отображаемое на экране монитора. На этом же эффекте основана идея автоматической тонировки автомобилей. В выключенном состоянии стекла прозрачны (удобно ночью), а в включенном — затемнены (днём), но в отличии от стереоочков, заслонка не включается/выключается с молниеносной частотой, а управляется по принципу день/ночь. Мечта, а?

Управление жидкокристаллическими заслонками осуществляется при помощи электрических сигналов, попеременно подаваемых в соответствии с логикой управления с выхода видеокарты. Изображение на мониторе (обязательно ЭЛТ), предназначенное для просмотра в стереоскопическом формате, формируется в режиме чересстрочной развертки дважды. К примеру, для формирования объемной картинки с частотой кадров 60Гц для каждого глаза, монитор должен поддерживать 120Гц. Такую конфигурацию я и попытался воссоздать.

Разрешение экрана:

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

Частота обновления экрана:

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

Скрин характеристик видеокарты:

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

Эффекта стереорежима не передать, но все-же заглянем вглубь на примере Quake 3 Arena:

Сам игровой процесс — кайф, игра в очках завораживает. После их снятия, виртуальное окружение уже как-то плоско. А вот минусы — в итогах статьи.

❯ Выводы

Искусственно созданный механизм получения объемного изображения использует естественный принцип бинокулярного зрения, однако рассмотренные методы «сбивают настройки», установленные природой, что является неестественным.

Перенапряжение глазных мышц, особенно продолжительное время — вредно.

Медицинского исследования, подтверждающего вред использования стереоскопических очков с попеременно закрывающимся затвором, а также анаглифных очков, я не нашел. Не нашел подтверждения — это не означает, что вреда нет, но вот сам производитель очков вполне однозначно предостерегает в мануале:

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

Резюмирую — вышеописанные технологии можно использовать обдуманно, и особенно при использовании любознательными, любопытными детьми.

Так что-же в финале увидел мишка? Ответ следующий — зри в корень, но не в 3D очках. Берегите глаза и будьте здоровы.

Зри в корень, но не в ЗD очках. Стереовзгляд в прошлое

Спасибо за уделенное время.

Автор: MechNIX

Больше интересных статей в нашем блоге на Хабре.

2626
1 комментарий

Почему я прочитал это в духе отчёта к лабе для препода?

2
Ответить