На волне ностальгии. Интервью с Дмитрием Бачило

Привет! Вот и очередное интервью! На этот раз я взял интервью у известного ретро-блогера Дмитрия Бачило! Сегодня я поговорил с ним через Skype!

Хорошо! Давайте начнём! Когда и почему вы начали вести канал на YouTube?

-Мой канал зарегистрирован 11 февраля 2007 года, и, честное слово, я не помню, зачем я его зарегистрировал. Скорее всего мне нужен был аккаунт чтобы написать какой-то комментарий. Я начал смотреть YouTube примерно тогда, ну вернее чуть раньше, и, видимо, было что сказать авторам. У меня тогда не было мыслей снимать собственные видео. Когда же пару лет спустя такие мысли появились, на YouTube было ограничение на длину роликов - не больше десяти минут. Так что Ютуб не стал моей площадкой для блога. Да и блогом я это тогда делать не планировал, так, хотелось записать одно видео с целью объяснить народу как работает движок игры Doom. Выложил я то видео на RuTube, там не было никаких ограничений, ну, вернее, они были, но они были совершенно недосягаемы для моих потребностей. И только году в 2010-м или 2011-м я начал выкладывать видео на Ютуб, когда ограничения исчезли. К тому моменту я уже был видеоблогером со стажем. Я переехал на Ютуб просто потому, что он лучше работал, и аудитория была побольше.

-Интересно! Сейчас в вашем творчестве приоритет отдаётся железу. Почему ему?

-В конечном счете именно железо всегда было моей страстью номер один. Если бы до того, как я выпустил видео про Дум мне бы сказали "Давай у тебя будет блог на ютубе, не одно видео, а целый блог. О чем ты его сделал бы?" - я бы безусловно ответил, что блог будет о железе. Но я не планировал делать блог, я сделал одно видео с очень конкретной целью, бывшей для меня тогда актуальной, надо было рассказать про работу idTech1. Популярность этого видео очень меня удивила, и я сделал еще одно видео на ту же тему. Потом еще одно, потом еще - и понеслась. Я бы так и делал видео про игровые движки, если бы не поступившее потом предложение делать большое шоу для игрового сайта, и тогда пришлось расширять тематику, чтобы было достаточно материала на несколько сезонов. Так и перешел на то, что лично мне интереснее всего.

-Тяжело ли отыскать, дорого ли стоят железо которое Вы покупали?

-Интересно, что я, в общем-то, до своей блоггерской деятельности никогда особо и не хотел собирать какое-то редкое железо. У всех моих знакомых в детстве были примерно одни и те же компоненты ПК, одни и те же консоли. Старые компьютерные комплектующие можно было находить в подвалах институтов абсолютно бесплатно, они с радостью отдавали ненужный хлам. Приставку Денди можно было купить где угодно за очень небольшие деньги, долларов за 10. Но потом как раз набрал популярность YouTube и западные обзорщики на нём. Народ узнал о том, какие консоли были на западе, как там развито коллекционирование, какие компьютеры кроме IBM PC были популярны, где всё это можно достать, насколько это ценно и так далее. И вот тогда на eBay ринулись новоявленные коллекционеры, и всё стало на вес золота. Я никогда особо не хотел тратить деньги на всё это, но купил себе парочку акселераторов Voodoo2 на иБэе общей стоимостью по тогдашнему курсу где-то долларов за 400-500, ну и так, еще по мелочам. В общем я много что купил, и общую сумму я никогда не считал, но наверное в сумме пара-тройка тысяч долларов-то наберется. А потом с ростом моей собственной популярности люди стали сами предлагать прислать какие-то железки, и многие из них были очень интересные, даже редкие. Сейчас у меня есть, наверное, всё, о чём я мог бы только мечтать на заре своей видеодеятельности, хотя есть еще нюансы. Строю музей вот по этому случае, когда-нибудь дострою.

-Надеюсь, что Вы достроите! Вы уже выпустили 15 выпуск шоу "Кремниевые Титаны". Расскажите о нём и чем она отличается от «16-бит тому назад»?

-Я однажды взялся пересмотреть несколько выпусков "16-ти бит" подряд и поймал себя на мысли, что мне совершенно не интересно смотреть практическую их часть. И тогда я решил, что надо сделать шоу, которое будет теми же самыми "16-ю битами", только чтобы там не было практики. И, честно говоря, я тогда еще даже не догадывался насколько это хорошая лично для меня будет идея. Дело в том, что съемки каждого выпуска 16-ти бит всегда имели один неприятный момент: когда выпуск уже был почти полностью готов, оставалось только поздороваться и попрощаться, я понимал, что вот сейчас будет самый нудный этап - подготовить место для съемки, подготовить камеру, свет, плохой звук (не было у меня тогда ни петлицы, ни хорошей микрофон-пушки), и, собственно, свою рожу - помыть голову, побриться, подождать, пока лицо перестанет блестеть в камере, и всё это ради первых пяти и последних пяти секунд. Я вдруг осознал, что избавив шоу от не нравящийся мне части, то есть от появления меня в кадре, я могу делать видео шоу вообще без камеры. Ведь Титаны, как и "теоретическая часть" 16-ти бит - это всего лишь слайд шоу с закадровым голосом. В общем, я продолжил делать то же, что делал и раньше, только теперь я делаю эти видосы без участия камеры, экономлю кучу времени и сил, и мне потом значительно интересней пересматривать собственные эти работы. В целом же надежда была, что зритель разницы вообще не заметит. Нашлись тем не менее те, кому новый формат не понравился, но всем не угодишь, что уж тут поделать.

-В конце 2014 Вы объявили об уходе и долго ничего не выпускали. С чем связан уход и почему вернулись?

-В конце 2014-го года я переехал, и чтобы не сбавлять темп выхода новых видео я решил на новом, еще совершенно не оборудованном месте снять несколько роликов разом, чтобы потихоньку их выпускать, пока я занят другими жизненно-важными делами. Ролики, разумеется, получились так себе. Конечно, как и всегда, нашлись добрые фанаты, которым всё нравилось, но такие люди вообще редко пишут комментарии, даже лайки ставят редко. Но в большинстве своём те, кто всё же высказался, реагировали крайне негативно. Это было совершенно справедливо, но от того только еще более неприятно. И в общем и целом, понимая, что лучше я сейчас всё равно не сделаю, я решил просто перевернуть эту страницу и с творчеством покончить. Удалить всё было, как я предполагал, единственным вариантом, чтобы больше мне всего этого не писали, мне и так было тогда о чем подумать и попереживать. Мне было ясно, что в первые дни будет лавина еще большего негатива, всё это будет сочиться во все щели, через которые со мной еще можно будет связаться, но я рассчитывал, что за неделю-две это всё кончится, и народ переключится на кого-нибудь еще. И действительно, сначала было много тем на различных форумах, где ходили самые неворятные слухи, народ не стеснялся в выражениях и версиях, но через месяц всё более-менее улеглось. Всё, да не всё. Чего я точно не мог предвидеть, так это того, что такое огромное количество людей не только не забудет меня, но и продолжить настойчиво пытаться меня вернуть. И пол-года, и год спустя мне продолжали приходить видеообращения, петиции, даже требования вернуться. Если в первый месяц я относился к этому, как к обычной фанатской реакции, которая должна была пройти, то год спустя таких людей игнорировать было уже просто неприлично. В конце-концов появился так называемый "Уголок Поклонников Дмитрия Бачило" ВКонтакте, где собирали все возможные архивы и новости про меня. Это было очень трогательно. Приведя свои дела в порядок я в конечном счете решил больше не испытывать терпение этих людей и вернуться. К тому моенту я уже и сам этого хотел. Я не жалею о том, что сделал, это было безусловно необходимо, и никаких Титанов не было бы, если бы я этого не сделал. Нужна была не просто передышка, нужен был радикальный шаг, и он мне очень помог. Я многое переосмыслил, осознал, привёл в порядок голову, и сейчас меня радует то, что я делаю, а накануне удаления канала я, можно сказать, уже ненавидел это занятие. Сейчас всё идёт отлично.

-Хорошо, что идёт как обычно! Сколько времени уходит на создание ролика? На сколько это трудоёмко и помогают ли подписчики?

-Ролики бывают очень разные. Иногда ролик можно снять за два часа, иногда на это уходит месяц. Но я редко могу себе позволить снимать что-то больше пары-тройки часов в день, и получается это отнюдь не каждый день, так что от слишком сложных идей в любом случае приходится отказываться. Но "16 бит тому назад" были настоящим испытанием. Тогда я выпускал ролики каждый четверг, и делал я их исключительно по средам. То есть я просыпался утром в среду еще не имея и понятия о том, о чём будет ролик, а к вечеру уже заливал его на YouTube, и это продолжалось полтора года почти без перерывов и "факапов по срокам". Я сейчас сам не до конца понимаю, как это у меня так ловко получалось. Что же касается подписчиков, то ролики я, конечно, снимаю сам, но помощь подписчиков при этом велика и неоценима - кто-то помогает экспонатами, кто-то - материально. Конкретно этот год я объявил Годом Без Донатов, то есть я больше не заикаюсь о пожертвованиях в своих видео и не делаю титров в конце выпусков Кремниевых Титанов со списком пожертвовавших на их создание, но какое-то время назад я увлекся стримами, а на стримах зрители и безо всяких просьб сами с удовольствием через соотвествующую систему присылают свои вопросы, я на них отвечаю, и они, таким образом, оказывают мне помощь, которая для меня очень важна. Так что да, я, как, наверное, и всякий блогер, без своих зрителей - никто и ничто. Но в производство самих роликов я никого втягивать не хочу, работаю один, мне так и комфортней и ни на кого не приходится оглядываться. После моего возвращения я придерживаюсь главной парадигмы - делать только то, что нравится мне, не пытаться никому угодить. И тогда я буду рад делать то, что делаю, а единомышленники обязательно найдутся, и они находятся. Я рад и благодарен такому положению дел.

-Какие экзотические консоли, о которых вы рассказывали Вам нравятся?

-Когда я взялся за 16 бит, у меня вообще было довольно скудное представление о мире консолей. Для меня всё началось и закончилось на Денди. У меня не было Сеги, не было Плэйстэйшн, не было Иксбоксов. Я был типичный, как сейчас говорят, ПеКарь, то есть игрок на IBM PC. Но еще до начала своей блогерской деятельности я начал смотреть обзоры всяких игровых приставок на ютубе, и об их существовании к старту 16-ти бит знал уже неплохо. В 1994м году, когда у друга появилась Super Nintendo - это перевернуло в нашем сознании абсолютно всё. Её суть тогда можно было описать одним предложением - "Комп так не умеет". С тех пор я мечтал найти и купить себе её. Но это было довольно трудно сделать в моих краях, я сам из Новосибирска, у нас тут никто ничего круче Сеги не видел в те прекрасные годы. Мне удалось быть одним из тех, кто видел на прилавках магазинов такие диковинки как Sony PS1 и Panasonic 3DO, а о том, что, скажем, в Москве эти консоли вообще много у кого были, я узнал не так уж и давно. И когда я делал "16 бит", мне хотелось до конца разобраться во всех существовавших консолях, какие были, и обо всём рассказать наконец на русском языке, потому что такими обзорами кишил лишь англоязычный сегмент видеохостинга. И я это сделал. Ваял выпуски для других, и разбирался сам. Моими любимцами по ходу пьесы стали Playstation 2, Nintendo 64, Sega Dreamcast, Panasonic 3DO, но самой любимой осталась, конечно, SNES. Сегодня в моей коллекции все эти приставки есть. И есть еще куча всего, но я по прежнему не обладаю многими вполне попсовыми вещами. К примеру у меня всё еще нет ни PS1 ни PS3. Нету ни одного XBox-а, нету Nintendo Gamecube. Зато есть такая экзотика как Commodore 64, Atari 65XE, Amiga и даже компьютер от Texas Instruments. Доделаю музей, появятся места для экспонатов - продолжу охоту.

-Какие Ваши любимые игры на ПК?

-К сожалению у меня довольно мало времени последние десять лет, чтобы посвещать их играм. Но с выходом Nintendo Switch, которая позволяет играть в актуальные игры где и когда угодно, я стараюсь навёрстывать упущеное. Скажем, у меня куплен Doom-2016 на компьютере, но пройти я его смог только на Свитче. У меня куплен Скайрим, но понастоящему раскачать его смог только на Нинтендо. Куплен у меня и New Colossus, но я жду его выхода на Свитче, чтобы наконец поиграть. Ясно, что на нинтендовском планшете и графика попроще, и управление совсем не для шутеров, но во-первых я уже привык, а во-вторых удовольствия всё равно масса, ну и в-третьих, в-главных, на ПК я не поиграю в это всё равно, как бы ни хотел. Мои любимые игры на ПК - это в основном всякое старьё, которое было у меня в девяностые. Но не только. Больше всего за настоящим компьютером с настоящими клавиатурой и мышью я играю в Doom-2, вторую Дюну, SimCity 2000, Quake 1,2 и 3, Twinsen's Odyssey, много времени на работе, если оно свободно, посвещаю первым Settlers. Иногда люблю перепройти Full Throttle, Rock Manager и даже какой-нибудь Starcraft. Это то, что приходит в голову мгновенно. Если посидеть и подумать, то за пару дней я бы легко мог составить Top-100. А то и Top-200.

-Nintendo Switch - отличный гибрид! Как по вашему, почему на YouTube появился спрос на каналы про ретро-тематику?

-Ретро-тематика - это очень популярное явление, потому что ностальгия - это очень сильное чувство, почти как любовь. Джэймс Рольф, например, известный на ютубе как AVGN, снял сотню фильмов, вложив в это всю свою жизнь, прежде чем прославиться как ретро-геймер, сняв два видео за полчаса, в которые он по его же словам, не вкладывал вообще никакого труда, и не планировал их показывать никому кроме группы друзей. Но он недооценил, какую роль в обществе играет ностальгия, и этот его образ произвел эффект разорвавшейся бомбы. Ретро-тематика - это, как говорят в шоу-бизнесе - "Верняк". То есть одназначная заявкка на успех. Расскажи людям о том, что у них когда-то было и приносило им радостать, и они обязательно положительно отреагируют на твоё творчество. Многие делают так совершенно этого не осознавая, но сейчас всё больше появляется тех, кто это откровенно эксплуатирует. Та же Nintendo прекрасно понимает, за что её любит верный фанат. Именно по этому мы видим гигантский спрос на простенькую NES/SNES Classic при почти нулевом спросе на технически революционную WiiU. По такому же принципу, например, снимаются современные Звёздные Войны - сюжет и экшн всторостепенные по сравнению с тем эффектом, который на зрителя производят появления старых знакомых персонажей. Ностальгия сейчас - главный денежный мешок, и эксплуатировать её будут еще очень долго, может даже вечно, хотя тренд может и пройти.

-Чем Вы ещё увлекаетесь помимо ретро-блогинга?

-Я всю жизнь с компьютерами, работаю айти-директором на крупной производственной группе компаний, где занимаюсь тем же, чем начал заниматься еще в детском саду - ковыряюсь в компьютерах, пишу софт, осуществляю техподдержку (ну, правда, сейчас этим занимаются больше мои подчиненные, а я всё больше скатываюсь в бумажную работу, никогда не любил всех этих руководительских обязанностей, это ужасно скучно, так что блог мне нужен как никогда, чтобы не зачерстветь), в совсем уж редкие свободные моменты пытаюсь заниматься музыкой, или тем, что я под этим термином понимаю. Есть сайт www.stupidmetal.ru, посвещенный этой части моего творчества, домен говорит сам за себя. На остальное к сожалению не хватает времени и сил.

-Как относятся близкие к Вашему хобби (к блогу и коллекционированию)?

-В целом никто из родственников за моим творчеством особо не следит. Всё моё коллекционирование происходит в "специально отведенных местах", съемки тоже проходят на отдельной оборудованной студии, так что дома никаких следов моей блогерской деятельности вообще не найти. Стримлю я, правда, только из дома, но так как живу в таком часовом поясе, что вечер в Москве, когда большая часть моих зрителей готова меня смотреть - это у меня уже глубокая ночь, никто особо и не замечает этой моей деятельности, жена спит, я в кабинете тихоньку веду эфир. Сам я не особо распространяюсь в семейном кругу о том, что происходит у меня на этом поле боя, или во всяком случае мне кажется, что особо не распространяюсь. Подозреваю, что на самом деле супруга знает о моём творчестве больше, чем я думаю, но она у меня очень понимающая, и с распросами не лезет.

-Как по вашему каковы плюсы и минусы увлечения блоггера?

-Это трудный вопрос. Блогеры - герои нашего времени. Они уже неплохо так заместили собой традиционные сми, особенно в области игровой и технической журналистики. Кто-то возомнил себя гуру во всех возможных вопросах, и, наверное, стал более трудным в общении человеком, это что-то вроде звёздной болезни наверное. В конечном счете они сами же от неё и страдают больше остальных. Кого-то блогерская деятельность обременила, как когда-то меня самого, и он не знает, как выбраться из этого порочного круга. Главное - ореинтироваться на то, что тебе нравится, не делать ничего через силу. Тогда это будет не фальшиво, зритель отлично чувствует фальшь. Если ты делаешь свой блог так, как ты на самом деле хочешь - всё это увлечение будет для тебя одним сплошным плюсом. Если же ты будешь прогибаться под общественное мнение, а уж тем более - под требование рекламодателей - это будет для тебя один большой жирный минус. Но люди разные. Каждый сам для себя, наверное, определяет эти плюсы и минусы. Кому-то всё равно кому продаваться, лишь бы платили, кто-то как я не может перешагнуть через себя и начать рекламировать в своих роликах казино и танки-онлайн, ну, не может и всё. Люди очень разные. Для меня минусы увлечение видеоблогом - это постоянное свербящее чувство отвественности. Что надо всё время делать очередное видео, не затягивать, думать о чём оно будет, и так далее. Это вроде одержимости. Зачастую это мешает нормально заниматься другими важными делами. Но зато есть море плюсов. Я, признаться, довольно тщеславный человек и при этом очень застенчивый. Для меня с одной стороны очень приятно быть узнанным на улице, а сдругой - это всегда меня вгоняет в краску. Но это всё равно куда больший плюс, чем минус. Я недавно ездил в Чечню, и в Грозном меня узнал зритель, местный житель, и это было очень неожиданно и очень приятно, ради этого хочется снова и снова браться за исследования и потом съемки.

-Каковы Ваши планы в этом году?

-Я закончил прошлый год новогодним выпуском почти на семь часов и объявил, что сделаю перерыв до марта. С первого же марта этого года я начал снова, как и во времена "16ти бит" выпускать по ролику каждый четверг, планировал продержаться так март и апрель, они и прошли в этом темпе. В мае я вопреки анонсам выдал еще два четверга-ролика, и на третий понял, что пора закругляться, накопились отложенные дела. Видимо сейчас май-июнь будут менее насыщены этой деятельностью, но ролики всё равно будут выходить и в мае, и в июне, и тем более потом. Я планирую довести количество выпусков Кремниевых Титанов до конца года минимум до двадцати, а так же показать несколько редких железяк в практических выпусках. Сейчас у меня идут переговоры с одним отечественным производителем электроники, и если всё пойдет по плану, ближе к осени-зиме я надеюсь одним из первых показать уникальнужю отечественную разработку, но об этом пока рано говорить. Жизнь - крайне непредсказуемая штука, и всё может пойти не так в любой момент, так что в целом мой план на этот год такой же как и на любой другой - выискивать свободное время и силы чтобы продолжать изучать, снимать и рассказывать.

-Интересно что это за разработка? Что бы Вы посоветовали новичкам блоггерам?

-Про разработку я пока ничего сказать не могу, это, можно сказать, секрет. Не сама разработка, а моё участие. Но скоро всё будет. А новичкам я всегда в первую очередь советую три раза подумать и держаться от этой деятельность подальше :-). Ну а если серьёзно, то главное - делайте так, как нравится вам. Делайте для себя. Ко мнению общественности прислушиваться конечно надо, но никогда не изменяйте себе. Ну и удачи, конечно.

-Прекрасные советы! Что для Вас было самым сложным в увлечении блоггера?

-Самое сложное - это остаться довольным очередным своим произведением. Часто бывает, что трудишься, снимаешь, монтируешь, потом отсматриваешь, и хочется выкинуть. Я не перфекционист, даже наоборот, но я часто недоволен своей работой. Всегда хочется сделать лучше свет, лучше звук, лучше кадр, больше хороших вставок, больше материала, больше практики, ну и так далее. Но с другой стороны если бы это было легко, я бы наверное быстро забросил это занятие. Хорошее хобби должно требовать усилий.

-В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?

-У меня было два переломных момента в творчестве. Первый наступил уже со вторым роликом. Я снял первый на дешевую вебкамеру, и, когда я понял, что даже это интересно, и это смотрят, я тут же пошел в магазин и купил видеокамеру на жестком диске стоимостью в две с половиной моих тогдашних зарлаты. В кредит конечно. Но это того стоило. На ту самую камеру был снят весь первый сезон "16ти бит". Я бы не назвал переломным моментом переход во втором сезоне на FullHD-камеру, но наверное можно и про то событие так сказать. Ну и второе - это как раз удаление канала и затем его восстановление, я считаю это единым событием, главную роль в котором сыграли мои зрители. Именно тогда я переосмыслил всю свою деятельность, понял, чего хочу, чего точно не хочу, и что мне делать дальше. Посмотрим, что ждёт в будущем.

-Хорошо! Ну на этом интервью закончилось! Спасибо что решили уделить своё время на него! Спасибо!

-И вам спасибо, приятно было пообщаться. Всего хорошего.

-До свидания!

https://vk.com/where_is_dmitry_bachilo — Фан группа Дмитрия Бачило

http://16-bits.ru/ — сайт Дмитрия

Мои предыдущие интервью:

https://vk.com/@sitegameit-intervu-s-dmitriem-newbiliusom — На волне ностальгии. Интервью с Дмитрием Newbilius'ом

https://vk.com/@sitegameit-intervu-s-aleksandrom-prpvdinym-gaming-za-30 — На волне ностальгии. Интервью с Александром Правдиным (Gaming за 30)

https://vk.com/@sitegameit-na-volne-nostalgii-intervu-so-stanislavom-solomonovym — На волне ностальгии. Интервью со Станиславом Соломоновым

Шаболин Евгений (LeoYT)

44
1 комментарий

Комментарий недоступен

1
Ответить