[Лонг] Интервью с Билом Гейтсом о MSX (1983 год)

[Лонг] Интервью с Билом Гейтсом о MSX (1983 год)

Это старое интервью с Биллом Гейтсом изначально было опубликовано в выпуске журнала LOGiN от 8/83. В основном это реклама грядущего MSX, который должен был выйти в Японии два месяца спустя и видение Гейтса о «компьютере в каждом доме». Гейтс также делится своими мыслями об Atari и сфере видеоигр, различиях между японским и американским компьютерными рынками и значением «X» в MSX.

[Лонг] Интервью с Билом Гейтсом о MSX (1983 год)

16 июня компании Microsoft и ASCII анонсировали предложение, которое окажет значительное влияние на будущее персональных компьютеров. Анонс был сделан в отношении MSX, домашнего персонального компьютера, который ставит на первое место совместимость программного и аппаратного обеспечения. LOGiN немедленно обратился к Биллу Гейтсу, человеку, стоящему за этим проектом, за более подробной информацией о MSX.

Гейтс: Мы хотим сделать компьютеры популярными для масс. Компьютер в каждый дом! До сих пор одна компания производила программное обеспечение, а другая - аппаратное. Эта сложность затрудняла широкое распространение компьютеров. Система домашнего персонального компьютера MSX - это наша попытка что-то сделать с этой ситуацией.

[Лонг] Интервью с Билом Гейтсом о MSX (1983 год)

— Когда начался проект MSX?

Гейтс: Мы с Кеем (Казухико Ниши) начали разговаривать в начале этого года, но только недавно наши планы начали приобретать более конкретные очертания. Самому проекту едва исполнилось 6 месяцев! Когда я думаю об этом сейчас, я действительно жалею, что мы не начали делать что-то подобное намного раньше.

— Можете ли вы более подробно рассказать о содержании проекта MSX?

Гейтс: Хорошо. Во-первых, есть предложение по аппаратному обеспечению. В платформе MSX мы хотим, чтобы графика, периферийные устройства, в основном все аппаратные спецификации и компоненты имели полную стандартизированную совместимость. Я имею в виду джойстики, ПЗУ, адреса ввода-вывода, язык BASIC, всё. Конкретно, он будет использовать процессор Z80A и видеопроцессор 9918A, разрешение графики 256x192 и 16 цветов.

Билл Гейтс (1983)
Билл Гейтс (1983)

Мы также предлагаем шину расширения и картридж ПЗУ, а также полную кросс-совместимость между любыми системами с названием MSX. Мы также создали мощную реализацию BASIC для использования с MSX.

Наша цель - иметь более широкий выбор аппаратных периферийных устройств и программного обеспечения. Игры, образовательное программное обеспечение и даже руководство по BASIC - мы хотим всё это для MSX. Наша цель - не иметь лучший или самый мощный чип для MSX. На самом деле, наоборот. Использование существующих чипов для создания недорогого компьютера идеально, и если производители аппаратного обеспечения захотят сами улучшить чипы позже, это должно быть возможно на упрощённой архитектуре MSX, которая работает всего на трёх или четырёх чипах. Я хочу, чтобы стоимость была ниже 200 долларов - кто бы не захотел его по такой цене? Другими словами, MSX станет первым в мире недорогим потребительским компьютером.

[Лонг] Интервью с Билом Гейтсом о MSX (1983 год)

— Почему вы выбрали Z80A в качестве процессора?

Гейтс: Это хорошо известный процессор, и у него отличная реализация Microsoft BASIC, поэтому я думаю, что это естественный выбор. Мы размышляли, не перейти ли на 16-битный процессор, но 16 бит не имеют смысла для персонального компьютера. Графика и звуковые эффекты - это две области, на которых мы хотели сосредоточить наши усилия, и 8-битного процессора для этого достаточно.

— Я хотел бы, чтобы вы объяснили, какой будет реализация BASIC для MSX...

Гейтс: В основном, это тот же Microsoft BASIC, как всегда, но он может делать некоторые новые вещи, которые раньше были возможны только на 16-битных процессорах. В любом случае, это полная версия Microsoft BASIC.

[Лонг] Интервью с Билом Гейтсом о MSX (1983 год)

— Тогда MSX BASIC звучит как идеальная версия BASIC!

Гейтс: Ну, трудно сказать. Но среди 8-битных версий BASIC, я думаю, это определённо лучшая. PC-8800 удивителен, но это другой класс. Если посмотреть на ПК стоимостью до 500$, MSX - лучший. Мы всегда думаем о способах заполнить ПЗУ до предела, и мы заполнили 32 кб ПЗУ MSX до отказа.

— Сколько компаний вы привлекли для работы с MSX?

Гейтс: Давайте посмотрим... 15 компаний. Canon, Kyocera, Sanyo, Sharp, General, Sony, Nichiden, Matsushita, Toshiba, Yamaha, Victor, Pioneer, Hitachi, Fujitsu и Mitsubishi. Это число может увеличиться в будущем.

Взято из журнала ASCII, здесь мы видим Гейтса и Казухико, позирующих с командой инженеров Sony. Привлечение крупных японских компаний было критически важно для MSX.
Взято из журнала ASCII, здесь мы видим Гейтса и Казухико, позирующих с командой инженеров Sony. Привлечение крупных японских компаний было критически важно для MSX.

— Японский рынок ПК всё ещё невелик, но я думаю, что он вырастет с появлением MSX. Насколько вы в этом уверены?

Гейтс: Ну, я не эксперт по исследованию рынка. Но я всегда верил в будущее микропроцессора и готов поставить на это что угодно. Я уверен, что однажды у каждого будет компьютер. Что касается MSX, если мы сможем двигаться в хорошем темпе, мы, вероятно, сможем продать миллион единиц в течение следующих двух лет. Без преувеличения.

— Всё, конечно, зависит от программного обеспечения.

Гейтс: Я согласен.

— Мне бы хотелось увидеть количество и качество на уровне Apple II. Расскажите о программном обеспечении MSX.

[Лонг] Интервью с Билом Гейтсом о MSX (1983 год)

Гейтс: Разработчики программного обеспечения будут создавать программы только для популярных машин, поэтому наша задача номер один сейчас - убедить их, без всяких сомнений, что MSX станет хитом. Это проблема курицы и яйца... что появляется первым, знаете ли, программное обеспечение или аппаратное? Но с продвижением Microsoft и участием нескольких известных компаний я думаю, что не пройдёт много времени, прежде чем разработчики программного обеспечения также присоединятся. И создание программного обеспечения на уровне того, что может делать Apple II, тоже не будет проблемой. Кстати, с IBM PC было так же. Как только он стал популярным, все ему доверились, и дела быстро пошли в гору. С MSX будет то же самое.

— Будет ли сложно портировать предыдущее программное обеспечение, работающее на Microsoft BASIC, на MSX?

Гейтс: Нет, я думаю, это легко. В конце концов, у них общая основа Microsoft BASIC. Главное различие до сих пор, со стороны аппаратного обеспечения, в основном касалось только графики. Так что, если вы исправите проблемы с графикой, остальное должно быть легко конвертировать в MSX.

[Лонг] Интервью с Билом Гейтсом о MSX (1983 год)

— Кстати, о названии MSX... MS означает Microsoft, но что означает X?

Гейтс: (смеётся) Оно не имеет особого значения, но логотип должен хорошо выглядеть и красиво звучать, верно? "MSX" звучит почти художественно, я считаю. Это не потому, что мою девушку зовут Ксавьера, или что-то глупое в этом роде...! Но я думаю, что логотип отражает наш характерный стиль, понимаете? Вы увидите его чаще. Системы, совместимые с MSX, будут использовать его, это своего рода гарантия совместимости.

— MSX пока анонсирован только для Японии, а как насчёт Америки?

Гейтс: С точки зрения потребительских товаров, я думаю, японский рынок определённо более интересен. Там большой потенциал для проникновения на рынок. Честно говоря, мне бы хотелось, чтобы американские компании, такие как GE и RCA, присоединились к нашей концепции и видению MSX и работали с нами. Даже если они не хотят сами создавать аппаратное обеспечение, они могли бы просто покупать устройства у нас и перепродавать их. Но на данный момент наш сегодняшний анонс направлен исключительно на японских производителей.

Фото пресс-релиза об анонсе MSX от 16.06.83. Гейтс справа спереди.
Фото пресс-релиза об анонсе MSX от 16.06.83. Гейтс справа спереди.

— Что, по вашему мнению, произойдёт с Atari VCS и войнами консолей?

Гейтс: Ну, VCS уже давно присутствует на американском рынке. Разве её ещё не выпустили в Японии?

— Atari недавно основала свою дочернюю компанию Atari Japan здесь, но они только что анонсировали Atari 2800.

Гейтс: А. По сравнению с MSX, я чувствую, что рынок там намного более ограничен. Я думал об этом, и я хочу, чтобы MSX стоил примерно столько же, сколько VCS. И я хочу, чтобы у MSX было много качественного игрового программного обеспечения.

— Каковы ваши планы для Microsoft BASIC за пределами MSX?

[Лонг] Интервью с Билом Гейтсом о MSX (1983 год)

Гейтс: Мы планируем продолжать развивать его, как и раньше. В конце концов, есть немало людей, использующих Microsoft BASIC. Работа, которую мы сейчас ведём с ним, сосредоточена вокруг 16-битных процессоров, но не волнуйтесь, мы не забыли о 8-битных пользователях. А также о портативных ПК. В любом случае, с точки зрения популярности 8-бит всё ещё король, и я считаю, что MSX - это будущее. Но есть разные рынки, и 16-битные и портативные машины - это нечто самостоятельное.

— Я хотел бы сменить тему и задать несколько вопросов о вас. Вы всё ещё программируете?

Гейтс: У меня нет на это времени в эти дни. Но у меня теперь есть портативный компьютер, так что я пишу некоторые программы на BASIC. До этого я сам никогда не использовал BASIC. Это дало мне возможность комментировать различные языки. Я не думаю, что хорошо использовать что-то одно слишком долго. Это ограничивает ваше мышление. Скоро мы анонсируем новый графический инструмент под названием "Multi-tool Chart", и я его разработал. Я с нетерпением жду, что все о нём подумают.

[Лонг] Интервью с Билом Гейтсом о MSX (1983 год)

— Вы говорили, что "лёгкий" компьютер - ваш идеал, но думаете ли вы, что мы к этому придём?

Гейтс: Ну, я не знаю. Но при достаточном количестве времени, конечно, почему бы и нет? Семь лет назад компьютер, который я собрал сам, был сенсацией, но со временем изменилось и то, чего желают люди. Сегодня многие ожидают купить компьютер и в течение 2 часов полностью освоить его использование. Я видел их разочарование собственными глазами. С играми другая история, но той быстроты, которую люди ищут в компьютерах, сегодня ещё не существует. Дайте ещё год, и с хорошим выбором программного обеспечения для MSX вы будете готовы к работе. Я думаю, что в плане аппаратного обеспечения мы уже там, возможностей достаточно для среднего пользователя. Я действительно не шучу, когда говорю, что приближается время, когда у каждого будет свой компьютер. Вас будут считать сумасшедшим, если у вас его не будет, я уверен в этом.

Я не думаю, что все вдруг заинтересуются компьютерами, конечно, и будут люди, которые будут сопротивляться до конца. Я имею в виду, я не люблю калькуляторы. Я предпочитаю использовать свою голову. В школе я видел, как люди рядом со мной используют калькулятор, пока я усердно решал уравнения вручную. Вот почему я чувствую, что мы должны попытаться достучаться до тех людей, которые сейчас ненавидят компьютеры, предоставив им удобную машину по низкой цене. Если мы сможем это сделать, я верю, что мы сможем достичь 90% уровня принятия компьютеров.

— У меня есть ощущение, что читатели LOGiN скоро станут пользователями MSX. Есть ли у вас какой-нибудь совет для них?

[Лонг] Интервью с Билом Гейтсом о MSX (1983 год)

Гейтс: То, что больше всего волнует людей, когда они используют компьютер, я думаю, это графика. Когда Apple II был впервые выпущен, у него были графические возможности, но его BASIC не был мощным, поэтому потребовалось 3 года, прежде чем вышли первые игры с высоким разрешением. С MSX такого разрыва не будет. У него есть отличные функции, такие как возможности спрайтов, встроенные прямо в него. Хорошая вещь в машинах с BASIC в том, что вы можете легко изучить фундаментальные концепции программирования, а также особенности самого компьютера. Мы не можем позволить компьютерам быть этими загадочными коробками. Я написал свою первую программу, когда мне было 12 лет, и точно так же мне бы хотелось, чтобы MSX стал инструментом для всех, чтобы научиться программировать. Не просто сидите и смотрите, как ракеты летают по экрану. Использовать свою голову - это хорошо!

— Пожалуйста, передайте последнее сообщение нашим читателям. Не стесняйтесь сделать последний рекламный ход для MSX.

Гейтс: Я думаю, что машины MSX скоро станут повсеместным зрелищем в Японии. Они могут стать настолько распространёнными, что через четыре года вы будете говорить: "Мне надоели эти штуки!" Я хочу, чтобы вы придумали новые способы использования компьютеров. Компьютеры - это форма медиа, но немного более динамичная, чем ручка и бумага, и должно быть много неисследованных применений, просто ждущих своего открытия. Умеете ли вы программировать или нет - не самое важное. Важнее развивать своё уникальное воображение, отличное от других. Это, безусловно, самое важное, я считаю.

[Лонг] Интервью с Билом Гейтсом о MSX (1983 год)

Первоисточник:

1111
5 комментариев

MSX? Отличное радио

3
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Хорошая шутка....

1
Ответить

В заголовке 93 год. Поправьте.

1
Ответить

Поправил.

1
Ответить