Чарующая магия Final Fantasy VII

Чарующая магия Final Fantasy VII

Конец 90-х – это время, когда мир стремительно менялся, но многое оставалось простым и знакомым. Это были дни, когда интернет ещё не захватил все аспекты нашей жизни, а коробки с дисками для PlayStation занимали полки магазинов и домов геймеров. Помните этот звук включения консоли? Лёгкое жужжание, а затем фирменный стартовый экран PlayStation с логотипом Sony... это был сигнал к тому, что начинается настоящее приключение.

Понимаю, что у каждого PlayStation ассоциируется с какими-то определёнными проектами, но, лично для меня, такой стала серия игр Final Fantasy. Седьмая часть на момент выхода в 1997 году стала не просто игрой, а культурным феноменом. Она превысила все ожидания по продажам, разойдясь миллионными тиражами по всему миру. Игра получила множество наград и до сих пор регулярно упоминается как одна из величайших видеоигр всех времён, благодаря чему созданы различные спин-оффы, мультфильмы и ремейки, позволившие взглянуть на игру под другим углом.

То самое стартовое лого PlayStation 1. Звук, отправляющий в прошлое...

Многие игроки критикуют седьмую часть за устаревшую графику и примитивные кубические модельки эпохи раннего 3D, но сегодня благодаря множеству модификаций её можно значительно обновить. Существует огромное количество модов, которые улучшают всё: от графики и заставок до интерфейса и шрифтов. Таким образом, вы сможете не только вернуться к любимому проекту и окунуться в ностальгию, но и взглянуть на него с новой перспективы, изменив его до неузнаваемости и заново пережив знакомую историю в обновлённом формате.

В сегодняшней статье я расскажу про Final Fantasy VII и постараюсь понять, насколько хорошо она играется в 2024 году и может ли получить от неё удовольствие современный игрок. Кроме того, я выложу сборку с игрой, которая запустится на современных системах, а также лаунчер, что позволит буквально в пару кликов устанавливать различные модификации по вашему выбору.

Чарующая магия Final Fantasy VII

История создания

В середине 90-х студия Squaresoft стояла на пороге эпохальных перемен. После огромного успеха Final Fantasy на Super Nintendo планировалось, что седьмая часть серии будет очередной 2D-игрой для этой платформы и её события будут происходить в Нью-Йорке 1999 года. Однако проект поставили на паузу из-за разработки Chrono Trigger, и изначальные идеи, предназначавшиеся для Final Fantasy VII, перешли именно к ней, другие же нашли воплощение в Parasite Eve и Final Fantasy VIII (первой досталось место действия, а второй, к примеру, персонаж Эдея).

Со-режиссёр и сценарист Final Fantasy VI Ёсинори Китасэ вернулся к работе над Final Fantasy VII с чётким убеждением, что игра должна использовать 3D-графику, чтобы не уступать другим технически продвинутым проектам того времени. Однако решение Nintendo продолжить использование картриджей для своей будущей консоли Nintendo 64 оказалось серьёзным препятствием. Эти носители не могли вместить все амбициозные идеи разработчиков. Более того, ситуация осложнялась постоянной цензурой со стороны Nintendo и её отказом идти на компромиссы. Один из таких случаев произошёл ещё в 1992 году, когда для Romancing SaGa компания отказалась предоставить более вместительный картридж, из-за чего часть контента пришлось вырезать.

В итоге, в январе 1996 года было официально объявлено, что следующая часть серии Final Fantasy выйдет на Sony PlayStation, положив конец десятилетнему сотрудничеству Square и Nintendo. Этот разрыв стал причиной долгой обиды со стороны «Большой N», которая на протяжении многих лет ограничивала выпуск игр Square на своих платформах, считая их действия предательством.

Технодемка, показывающая то, как могла бы выглядеть Final Fantasy VI в 3D

Разработка новой игры началась с создания экспериментальной демо-версии под названием «Final Fantasy SGI», в которой персонажи из Final Fantasy VI сражались в реальном времени в полном 3D. Эта демка была разработана для мощных рабочих станций Silicon Graphics и SGI Onyx, отражая новаторский для студии подход к визуализации. Результаты работы были показаны на выставке «SIGGRAPH», где демо ошибочно приняли за новый проект для будущей консоли Nintendo 64. Однако именно эта демонстрация вдохновила команду на внедрение 3D-технологий в Final Fantasy VII.

«Когда мы обсуждали дизайн игровых полей, выбирая между иллюстрациями и CG-графикой, у нас возникла идея убрать разделение между роликами и игровыми сценами. Мы решили отказаться от затемнений и при этом сохранить качество, чтобы ролик плавно завершался на одном кадре, а персонажи могли двигаться по нему. Мы стремились к тому, чтобы управление сохранялось даже во время заставок. В результате использования большого количества анимационных данных, CG-эффектов и статичных изображений игра стала невероятно объёмной, и нам пришлось выбрать CD-ROM в качестве носителя. Иными словами, мы стали слишком амбициозными и сами себе создали проблемы».

Хиронобу Сакагути, продюсер проекта

В то время считалось, что основа RPG – бои с монстрами и прокачка персонажей, а графика играла второстепенную роль. Однако Squaresoft видела потенциал в визуальной составляющей, полагая, что она привлечёт более широкую аудиторию. Рискнув с колоссальным по тем временам бюджетом (45 миллионов долларов), компания доказала, что была права. Они показали, что голливудский размах может быть полезен и для ролевых приключений, и подняли жанр на новый уровень, избавив его от стереотипа «игр, созданных гиками в гараже».

Final Fantasy VII воплотила революционные для своего времени визуальные идеи, а переход к трёхмерной графике, наряду с использованием пререндеренных фонов, создал впечатляющий контраст. Уникальный художественный стиль Ёситака Амано и Тэцуя Номура подарил миру эстетику, в которой футуристический киберпанк переплетается с традиционными элементами фэнтези. Мидгар, в частности, стал одной из самых запоминающихся игровых локаций – город-мегаполис с дистопическим антуражем, пронизанный индустриальными и экологическими проблемами.

Чарующая магия Final Fantasy VII

Сюжет и персонажи

Сюжет Final Fantasy VII сразу выделялся на фоне других игр того времени своей глубиной и эмоциональной насыщенностью. В центре истории находится Клауд Страйф – наёмник с таинственным прошлым, который присоединяется к группе экотеррористов под названием Avalanche (Лавина). Их цель – свергнуть мегакорпорацию Shinra, которая иссушает планету, используя её жизненную силу – «мако» – в качестве источника энергии. Лавина не гнушается радикальных методов, включая террористические атаки, поэтому игра начинается с попытки взорвать один из реакторов Shinra, обеспечивающих электроэнергией несколько районов города. По мере развития событий Клауд сталкивается с потерей близких людей, внутренними противоречиями, открывает правду о своём прошлом и в итоге оказывается одним из ключевых лиц, способных спасти планету от нависшей угрозы.

В ходе прохождения Final Fantasy VII вы наверняка успеете привязаться к персонажам! А происходит это благодаря их ярким и запоминающимся характерам и потому, что наблюдаете их личностный рост, вызванный произошедшими событиями. Тифа, Барретт, Ред XIII, Юффи, Сид, Кат Си и Винсент – каждый из них обладает своей предысторией, которую вы будете узнавать по ходу сюжета, а также индивидуальной мотивацией и боевым стилем. Всё это делает выбор любимого персонажа для основного состава партии нетривиальной задачей. Особенно стоит отметить Аэрис, которая запомнилась геймерам благодаря не только своей потрясающей музыкальной теме, но и трагической судьбе. Несмотря на свою внешнюю хрупкость и доброжелательный характер, она обладает сильным духом и готова на любые жертвы ради благополучия своих близких. Её образ глубоко тронул сердца многих игроков, оставив неизгладимый след в их памяти.

Чарующая магия Final Fantasy VII

Невозможно не отметить Сефирота – одного из самых знаковых злодеев в истории видеоигр. Необычный образ и сложная, небанальная история о том, как величайший воин, на которого равнялись по всему миру, узнал шокирующую правду о своём происхождении, что привело к глубокому психическому надлому и цепи трагических событий, сделали его культовым персонажем. Пусть сегодня мотивация данного героя может казаться спорной, в 1997 году он был одним из самых ярких и незабываемых антагонистов, заняв прочное место в пантеоне величайших злодеев видеоигрового мира.

Олдфажный факт: а вы знали, что изначально ни Тифа, ни Сефирот не планировались как персонажи Final Fantasy VII? Оба героя были добавлены на финальных этапах разработки, и их появление существенно повлияло на сюжет игры.

Всё это, а также поднятые темы экологии, самоопределения и жертвенности придают сюжету игры особую эмоциональную глубину, которая резонирует с игроками даже спустя десятилетия. Именно поэтому Final Fantasy VII до сих пор продолжает жить в сердцах геймеров, и её стоит пройти даже сегодня.

Реклама Final Fantasy VII для Американского рынка, очень кратко рассказывающая суть

Геймплей

Геймплей Final Fantasy VII выделяется среди других RPG тех лет, благодаря своему разнообразию. Он делится на исследование огромного мира, сражения с врагами и захватывающую систему прокачки, которая позволяет придумывать уникальные билды персонажей. Но начать хочется именно с боевой системы, которая стала одним из важнейших элементов игры.

Сражения основаны на системе Active Time Battle (ATB), где время играет ключевую роль. В отличие от классической пошаговой системы, здесь персонажи и враги действуют в реальном времени, как только шкала действия заполняется. Это добавляет элемент напряжённости и требует от игроков быстрых тактических решений. А если вы хотите играть более размеренно, можете включить режим «Ожидания», где время останавливается в момент выбора действий.

Чарующая магия Final Fantasy VII

Схожая боевая система уже была во многих других частях серии, но что действительно выделяло Final Fantasy VII, так это система материи, которая позволяла гибко настраивать персонажей под свои предпочтения. Материи – магические сферы, дающие доступ к заклинаниям, пассивным улучшениям и призыву могущественных существ себе на помощь в бою, которые можно вставлять в оружие и броню персонажей. Благодаря им игроки могут комбинировать разные типы навыков для создания невероятно мощных связок способностей: к примеру, комбинация «Final Attack» и «Phoenix» позволяет герою перед гибелью призвать Феникса, который не только атакует врагов, но и воскрешает всю команду с полными жизнями. Достаточно базовая комбинация «All» + «Any Spell» даёт возможность кастовать выбранное заклинание не по одному врагу, а по всем сразу, а «Cover» + «Counter Attack» не только позволит защитить более слабого бойца, но сразу же провести контратаку. И таких связок в игре довольно много, так что для всех любителей продумывать тактический рисунок боя тут будет где разгуляться.

Одной из интересных особенностей игры является то, что в Final Fantasy VII вы прокачиваете не только своих персонажей, но и материи. По мере того, как они получают опыт, их способности улучшаются, открываются новые свойства, усиливая старые эффекты. Кроме того, разные материи не только повышают, но и понижают характеристики героев, экипированных ими, поэтому нужно быть готовым, что персонаж использующий одни лишь заклинания, будет сильно ослаблен в физическом плане, нанося меньше урона простыми атаками и имея меньше здоровья. Именно поэтому комбинирование и прокачка материй становятся ключевой частью игрового процесса, а каждый новый уровень открывает всё больше возможностей.

Чарующая магия Final Fantasy VII

Система материи позволила игрокам кастомизировать своих персонажей так, как им было удобно, подстраиваясь под соперников. Например, можно было сделать героя, который специализировался на лечении и поддержке, в то время как его напарники были бы сосредоточены на уроне магии или физических атаках. Интересной чертой игры является отсутствие ограничений по классам – каждый персонаж мог использовать любое умение, достаточно было просто вставить соответствующую материю в слот на его оружии или броне. Эта гибкость добавляла в игру стратегическую глубину и заставляла геймеров тщательно планировать тактику на бои, особенно против сильных боссов.

Ещё в предыдущих частях одной из наиболее важных и зрелищных боевых механик стали Лимитные Приёмы (Limit Breaks), но в Final Fantasy VII их влияние на ход боя существенно возросло, правда немного поменялся способ активации. Эти специальные удары – мощные атаки, способные перевернуть ход любого сражения. При этом, они не обязательно заточены лишь под нанесение ужасающего урона, многие из них способны лечить или накладывать различные статусы на врагов или команду. В отличие от многих других игр серии, их можно применять после получения персонажем значительного количества урона (как бы накопив злобу), а не после сильного ранения вашего подчинённого, который совершает эти мега-атаки «из последних сил». Все персонажи обладают уникальными Лимитными Приёмами, которые можно открывать по мере прокачки, а чтобы получить самые совершенные из них для каждого из ваших подопечных, придётся сильно постараться!

Сражения в игре стали новым опытом для игроков той эпохи, так как впервые в серии они проходили в полном 3D с динамичной камерой, которая старалась выбрать максимально кинематографичные и захватывающие ракурсы, подчёркивая напряжённость происходящего. Особо выделялись ужасно сложные сражения с секретными боссами, для которых приходилось придумывать новые стратегии и тактики, чтобы выйти из схватки победителем, или финальная битва – эмоциональная кульминация игры, сопровождаемая эпичной музыкой и визуальными эффектами и достаточно высокой (для неподготовленного игрока) сложностью.

Один из таких боссов – Emerald Weapon
Один из таких боссов – Emerald Weapon

Исследование мира Final Fantasy VII – это отдельное удовольствие, ведь по мере продвижения по сюжету вы будете получать всё больше свободы для его изучения. И если поначалу придётся путешествовать лишь на своих двоих или на птицах Чокобо, то со временем вам будет открываться всё больше различного транспорта, помогающего добираться даже в самые труднодоступные места, вплоть до подводной лодки со своей отдельной картой океанического мира!

Завершая рассказ о геймплее, нельзя не выделить множество мини-игр, которые стали одной из визитных карточек Final Fantasy VII. Разработчики наполнили проект разнообразными активностями: морские баталии на подводных лодках, гонки на мотоциклах, где, как и в культовой Road Rash, нужно отбиваться от других байкеров, стратегическая битва по защите города и множество других активностей! Особняком стоит знаменитый «Gold Saucer» – своеобразный Диснейленд этого мира, где можно поучаствовать в различных мини-играх и заработать редкие и ценные призы. Эти элементы превратили игру не просто в линейную ролёвку, а в полноценный живой мир с множеством увлекательных занятий, которые создают особую атмосферу и надолго затягивают игроков.

Пример одной из таких мини-игр, что могут очень круто разбавить ваше времяпрепровождение

Кстати, чокобо, ставшие визитной карточкой серии – это не просто милый транспорт с собственной музыкальной темой, но и отдельная мини-игра. На ферме вы можете ухаживать за ними, тренировать, кормить и скрещивать, чтобы получать всё более совершенные породы, каждая из которых может преодолевать разные препятствия. В финале этой селекции вы сможете оседлать самого лучшего, Золотого Чокобо, что позволит добраться до секретных локаций, недоступных ни для какого другого вида транспорта. Кроме того, на этих волшебных птицах можно участвовать в гонках с целью получения различных призов. И чем лучше у вас порода птицы, тем лучше её характеристики и больше особенностей, которые помогут победить в состязании!

Чарующая магия Final Fantasy VII

Звуковое сопровождение

Музыкальный гений Нобуо Уэмацу помог сделать Final Fantasy VII легендарной не только из-за игрового процесса, но и за счет звуковой палитры. Он использовал возможности PlayStation для создания разнообразных мелодий, которые отражали как масштабный эпос игры, так и её трогательные моменты. От величественной темы «One-Winged Angel», сочетающей оркестровые аранжировки и хоровое пение, до трогательной мелодии «Aerith's Theme» (которую я уже выкладывал выше) – каждая композиция пропитана чувством трагедии, надежды и приключений. Писалась эта музыка под вдохновением от классических композиторов и киномузыки, что придало ей кинематографический размах и особую глубину, способную вызывать ностальгию даже спустя десятилетия.

Когда большинство игр того времени использовало для музыки формат Audio CD, Final Fantasy VII выбрала синтезированный MIDI через звуковой чип PlayStation. В интервью 1997 года композитор Нобуо Уэмацу объяснил, что чтение записанного звука занимает время, тогда как чипы воспроизводят звук мгновенно. Это позволило плавно менять мелодии без каких-либо пауз. Кроме того, записанная музыка потребляла больше циклов процессора, которые могли быть использованы для ускорения работы 3D-движка. Звуковые эффекты так же были сгенерированы звуковым чипом, а не записаны заранее.

Даже без озвучки персонажей, музыка и звуки в Final Fantasy VII передают эмоции и события так ярко, что многие игроки запоминают эти моменты не только визуально, но и через мелодии. Я и сам это ощутил, когда прослушивал саундтрек в поисках композиций для статьи. Для игры было написано около 85 треков, и каждый раз, слыша их, я автоматически вспоминал локации или сцены, где они играли. Возможно это личное восприятие, но мне кажется, что музыка не только высокого качества, но и идеально подходит игре стилистически и по настроению.

Моды и дополнения

У игры, что оставила столь значимый след в сердцах миллионов геймеров по всему миру, просто не могло не быть различных модификаций, что улучшают игровой процесс и подтягивают визуал. Но, согласитесь, не все готовы тратить время и силы на их установку, особенно когда результат не всегда оправдывает ожидания. Я сам не раз попадал в такую ситуацию, когда после долгих часов борьбы с модами, например для Skyrim, поиграв полчаса, терял интерес и закрывал игру. Поэтому понимаю, что для многих это лишняя морока.

А если я скажу вам, что для Final Fantasy VII существует удобный лаунчер, позволяющий в пару кликов установить все необходимые модификации? Он называется «7th Heaven», и с его помощью вы можете по своему выбору изменить внешний вид персонажей, улучшить окружение и боевые поля, обновить шрифты и анимации, добавить 60 FPS, подтянуть спецэффекты, добавить новую аранжировку музыки и даже выбрать фанатскую озвучку диалогов (ведь в оригинальной игре, напомню, есть только текст).

Если вы помните мою статью о The Elder Scrolls III: Morrowind, то в конце я рассказывал про сборку Fullrest Repack и выкладывал её. Там был похожий лаунчер – всё устанавливалось одним нажатием. Теперь для Final Fantasy VII есть такая же удобная система, что делает процесс установки модификаций максимально простым и быстрым. Для тех, кому хочется окунуться в мир Final Fantasy и вновь ощутить ностальгию, на канале «Олдфажный геймер» я выложил оригинальную игру, лаунчер «7th Heaven», подробную инструкцию по установке, а также современный фанатский русификатор. Могу вас заверить, что это действительно круто!

<i>Сверху вниз: без модов; мод, немного подтягивающий текстуры боевой локации; мод, изменяющий текстуры боевой локации</i>
Сверху вниз: без модов; мод, немного подтягивающий текстуры боевой локации; мод, изменяющий текстуры боевой локации
<i>Оригинальные персонажи, и два разных мода</i>
Оригинальные персонажи, и два разных мода

Заключение

Final Fantasy VII – это не просто игра, это явление, которое изменило восприятие видеоигр. Её уникальный мир, потрясающая графика, захватывающая история и эмоциональная глубина оставили неизгладимый след в сердцах миллионов игроков. И даже спустя более 25 лет её наследие продолжает жить, вдохновляя как новое поколение геймеров, так и тех, кто когда-то уже ощутил это великое приключение на себе. Final Fantasy VII – это вечная классика, которая навсегда останется на пьедестале лучших игр всех времён, и я настоятельно советую всем сыграть в неё, благо теперь это как никогда просто сделать, да ещё и с максимальным удобством благодаря модификациям!

Чарующая магия Final Fantasy VII

Вам может быть интересно:

Я играю в игры больше 25 лет и запомнил их именно такими: душевными и затягивающими, с увлекательными механиками и интерактивностью, без внутриигровой валюты и попыток быть чем угодно, но не игрой. В моём Telegram канале тебя ждут не только обзоры на игры, но и актуальные новости, а также рассуждения о геймдеве. Присоединяйся к сообществу олдфагов!

Статья подготовлена при поддержке компании TimeWeb Cloud.

107107
88
44
11
11
95 комментариев

Многим не нравятся ремейк, но он геймплейно ебет, имхо. К тому же я всегда считал, что оригинальная семерка в сюжетном плане далеко не идеал - куча абсолютно нераскрытых персов (считай, все члены Син-Ра + 2 опциональных компаньона), нулевые Вутай и Гонгага, весьма обрубленные сюжетные сегменты во 2 и 3 дисках - вся мякотка всегда была в первом. К сожалению, Номура любит насрать своими фирменными приёмами, которые отталкивают всех его нефанатов, поэтому в ремейках имеем то, что имеем.
И мини-игры/опциональный контент в оригинале - это тоже похоронка. Кто золотого чокобо выращивал, тот в цирке не смеётся.

13

Многим не нравятся ремейк, но он геймплейно ебет, имхоЕбет мозг своей хуевостью.

6
2
2

В ремейках процентов 70 геймплея это беготня и диалоги, причём накрученные только для того, чтобы две части продать - какая разница, ебёт она в геймплейном плане или нет? Я согласен с видосом Данки, который открыто сравнивал обе игры на примере миниигры с рукой-краном - в оригинале игрок проходит мимо, а в ремейке они добавляют абсолютно ненужную миниигру, которая просто затягивает прохождение, ничего не добавляя.

Растягивание всего и вся, потому что им нужно было оправдать ценник в 70 баксов и распил на несколько частей.

8

Это была моя первая осознанно выбранная игра, ради которой я разбиралась что такое эмуляторы и как их запускать на своем древнем компе. Ремейк мне как-то вообще не зашёл, особенно со всеми этим сюжетными изменениями.

5

Вот полностью поддерживаю, я тоже впервые эту игру на эмуляторе прошла, на свонм древнем ноуте😄
И хотелось увидеть старый сюжет, а не нечто растянутое, из фантазий разработчиков.

3

Многие игроки критикуют седьмую часть за устаревшую графику и примитивные кубические модельки эпохи раннего 3DНа самом деле настоящий бич прошлых FF, равно как и кучи других JRPG того времени - это маразматические random encounters, из-за которых лично я так и не пристрастился к жанру. Вот о них, думаю, и надо писать в первую очередь современному игроку, равно как и о способах от них избавиться.

4

В современных ремастерах их можно нажатием одной кнопки отключать, когда вам надо, и так же просто включать обратно. А гринд стал проще, за счёт кнопки ускорения времени. Так что можете смело пробовать =)

1