[ЛОНГ] Вселенная Fading Suns: От рассвета до заката — подробный обзор лора
Вспоминаем забытую настольную игру Fading Suns, которая пыталась стать конкурентом Warhammer 40,000.
Для отечественного любителя настольных ролевых игр Fading Suns малоизвестная вселенная, не получившая в нашей стране и доли той популярности, которая есть у Warhammer 40,000. Даже в США Fading Suns сейчас скорее находится в состоянии анабиоза. И это обидно, ведь мир Fading Suns проработан не хуже, чем у конкурентов и заслуживает внимания.
Fading Suns по-своему уникальная вселенная, вдохновленная романами фантастов Фрэнка Герберта и Дэна Симмонса, а среди её создателей культовые разработчики в мире НРИ Эндрю Гринберг и Билл Бриджес.
Рождение Известных миров
В 1990-е годы студия-разработчик Holistic Design, Inc. занималась созданием игр в стратегическом жанре. Holistic Design экспериментировала с разными форматами. Наиболее удачными проектами стали пошаговый Hammer of the Gods (1994) и экономическая стратегия Machiavelli the Prince (1995). Первая представляла собой стратегию с элементами RPG в сеттинге викингов и скандинавских божеств. В плане игровых механик она чем-то напоминала первые части Heroes of Might and Magic.
Machiavelli the Prince — стратегический торговый симулятор в эпоху Возрождения, где действие развивалось во времена Венецианской республики. Кроме торговли игроки могли заниматься политикой, интригами вроде подкупа или убийств, чтобы укрепить свою власть. Игра получила позитивные отзывы от игроков и критиков за свой продвинутый геймплей и атмосферу макиавеллиевских времен.
Несмотря на удачные релизы, Holistic искала новые направления. В студии шли дискуссии о концепте нового проекта. Пока разработчики обсуждали новый проект всё большую популярность получала культовая Master of Orion (1994). Игра грамотно совместила в себе пошаговую и глобальную стратегию в космическом сеттинге. Создать следующий проект в жанре космической оперы показался для Holistic интересным. Вскоре началось сотрудничество с уже упоминавшимся выше Бриджесом и Гринбергом, которые принялись за разработку сеттинга Fading Suns.
Оба начинали свой творческий путь в издательстве White Wolf Publishing, где занимались развитием лора World of Darkness для настолок. Эндрю Гринберг прославился своим участием в создании и редактировании НРИ The Masquerade (1991). Бриджес больше известен благодаря участию в разработке Werewolf: The Apocalypse, Mage: The Ascension и Promethean: The Created.
Гринберг и Бриджес во время разработки Fading Suns хотели поэкспериментировать с космической эпопеей, добавив в лор игры множество других поджанров научной фантастики. Кроме космооперы появились элементы киберпанка, постапокалипсиса, а также тема умирающей империи и даже лавкрафтовские ужасы. Элементы фэнтези стали неотъемлемой частью для Fading Suns.
Оба автора искали вдохновение в известных фантастических произведениях. Наибольшее влияние на сеттинг оказали работы Азимова, Кларка Смита и Фрэнка Герберта, причем книги последнего оказали заметное влияние, особенно тема империи и домов, как в «Дюне». Также здесь есть император, чья власть вынужденно ограничивается благородными Домами.
Разрабатывая вселенную, сценаристы использовали множество религиозных мотивов. Универсальная религия Вселенской Церкви Божественного Солнца во многом основана на католическом и восточном православии византийского образца. Христианские мифы и образы об Иисусе Христе оказали определенное влияние на мир игры.
Гринберг и Бриджес разрабатывали сразу два проекта, настольную ролевую игру Fading Suns и компьютерную 4х-стратегию Emperor of the Fading Suns. Последняя воплотила в себя множество наработок предыдущих игр от Holistic Design.
Говоря о Fading Suns, сложно не сравнить её с Warhammer 40.000. Да, здесь есть сходства: единая человеческая империя во главе с Императором, инопланетные угрозы, религиозная нетерпимость, ксенофобия. Fading Suns появилась значительно позднее, и многие атрибуты Warhammer неизбежно проявились здесь.
Однако отличия между этими вселенными существуют. Не будем забывать, что Warhammer — это мрачный гримдарк с бесконечной войной и безысходностью, где нет надежды. Ситуация с Fading Suns кардинально другая. Здесь история умирающей галактики под названием «Известные миры», где внезапно стали затухать солнца. По своему настрою сеттинг депрессивный и показывает медленное умирание человечества, но есть один важный момент.
Несмотря на явные эсхатологические мотивы, у Fading Suns есть важное преимущество перед миром Warhammer, здесь присутствует надежда, связанная с новым императором людей Алексиусом Хоквудом, который полон решимости изменить существующий порядок.
История Известных миров
Эпопея «Гаснущих солнц» начинается задолго до появления человечества, когда таинственная инопланетная цивилизация Аннунаков также известных под именем Ур создала Межзвездные врата. Неизвестно, зачем они это сделали и куда позже исчезли. Это главные загадки лора. Межзвездные врата играют важную функцию во вселенной, они дают не только возможность путешествовать по галактике, но и защищают её от космических чудовищ из Пустот.
Человечество начало активно колонизировать космос во времена Первой Республики. Это государство представляло собой объединение крупных транснациональных корпораций-дзайбацу. В ту эпоху ученые обнаружили существование Врат. Позже человечество совершило скачок в космических путешествиях и в изучении новых планет вдали от Солнечной системы. На колонизируемых планетах появились диаспоры, на основе которых формировалась местная аристократия. В будущем она превратится в Благородные Дома.
Путешествия через Врата выявили интересное явление под названием эффект Сатры. Во время прыжка у пилотов происходил приступ эйфории и небывалого религиозного экстаза, который вызывал зависимость и желание повторить его. Феномен научились контролировать, но он привел к появлению нового мистического направления, получившего название сатраизм. Люди, исповедующие его, стремятся повторить опыт эффекта Сатры.
Через некоторое время появился пророк Завулон с идеей, что Врата построил Панкреатор для блага человечества. Народная молва приписывала Завулону возможность совершать различные чудеса. Впоследствии его проповеди привели к созданию новой Церкви.
Появление колоний привело к сепаратизму с их стороны. Первая Республика перестала быть централизованной и превратилась в космическое феодальное государство. Впоследствие это привело к её падению.
Распад Республики стал не единственной проблемой для человечества. Вскоре оно узнало о существовании пришельцев. Первыми появились мирные лошадоподобные Шанторианцы, готовые сосуществовать с людьми. Этому помешали Укари — раса, обладающая впечатляющими телепатическими способностями и влиянием над шанторианцами. Укари спровоцировали их на бессмысленный бунт против людей.
Когда человечество поняло, что за восстанием стояли Укари, то было поздно. Шанторианцев практически полностью уничтожили. Вскоре началась кампания против Укари. Новая война привела к объединению человечества и созданию Вселенской Церкви Божественного Солнца под руководством ученика Завулона Паламедуса Алекто.
Он объявил Крестовый поход против новых могущественных ксеносов Во. Конфликт с этими инопланетянами был недолгий, и с ними удалось установить статус-кво. После окончания войны появилась Вторая Республика
Вторая Республика существовала недолго, но её времена ознаменовались экономическим и научным прогрессом. Однако сформировавшиеся к тому времени Благородные Дома стремились к большей независимости. Вскоре появился и другой игрок в лице амбициозной Торговой гильдии, заинтересованной в большей автономности. Распад Второй Республики стал вопросом времени. Толчком к этому послужили галактические катаклизмы. Сначала внезапно отключились Врата, а потом стали гаснуть Солнца.
Правительство Второй республики оказалось бессильным изменить ситуацию, а среди населения стали распространяться апокалиптические настроения. Авторитет Благородных Домов и Торговой Гильдии позволил им свергнуть умирающий режим. Столичную планету Византия Секундус захватили бунтовщики и республиканский режим прекратил своё существование. Вместо этого появилась нестабильная технофеодальная Империя и вечные конфликты за её престол.
Лишь после победы Алексиса Хоквуда в кровопролитных имперских войнах ему удалось установить подобие порядка. Теперь он должен узнать, почему затухают Солнца и привести человечество к возрождению.
Вселенная Известных Миров
Fading Suns — сложный и неоднозначный мир, представляющий собой гибрид научной фантастики, средневековой феодальной культуры и мистицизма. В центре повествования находятся Известные Миры — 42 планеты под властью Императора, которому они обязаны подчиняться. Однако на деле все гораздо сложнее.
Правительство на Византии Секундус не обладает абсолютной властью и во многом оно ограничено Благородными домами. К тому же некоторые правители планет иногда игнорируют указы со столицы. Фактически известными мирами правит триумвират, состоящий из Благородных домов, Церкви и Торговой Лиги. Новый император Алексис Хоквуд дистанцировался от своего дома и стремится создать сильное и независимое имперское правительство.
Полный контроль над Империей невозможен из-за нескольких факторов. Например, в Известных Мирах не существует единой сверхсветовой коммуникации и все новости и указы устно передаются через глашатаев.
Еще одной сложностью для управления Империей является разный уровень миров. Есть относительно благополучные планеты с технологиями Второй Республики, но существуют провинции, где может царить гибрид средневековья и первобытности. Поддерживать единство с таким фактором довольно сложно.
В этой вселенной император — обычный человек, практически не обладающий сверхспособностями. Император является влиятельной фигурой, как правило, ведущее свое происхождение из какого-либо Благородного Дома.
Дома являются местным дворянством. Существует пять основных Домов, обладающих могуществом и влиянием. Наиболее важными для лора являются следующие:
Дом Хоквуд — положительные дворяне, которые искренне заботятся о своих подданных. Помешаны на идеалах рыцарства и благородства. Классические добрые персонажи, на которых оказала влияние культура Средневековой Англии и Германии.
Дом Декадос — известны своим коварством и интригами. Они классические злодеи, которые постоянно воюют с Хоквудами. Часто предают союзников и все к ним относятся с недоверием и подозрением. Считается, что свой род они ведут от русских царей.
Дом Хазат — наиболее воинственный дом, где упор делается на силовое решение проблем. Почти вся деятельность завязана на военном деле и военной подготовке.
Дом Ли Халан — самый религиозный дом и верный союзник Церкви. Представители дома славятся своим аскетизмом, традиционализмом и стремлением поддерживать честь.
Дом аль-Малик — торговцы и гедонисты, помешанные на богатстве и роскоши. У них наиболее сильные связи с Лигой. Считается, что они придерживаются республиканских и либеральных взглядов.
Все дома обладают своими армиями и флотами, что позволяет им часто устраивать классические феодальные войны между собой на значительной части Империи, кроме столичной планеты Византии Секундус.
Одной из важных сил лора «Гаснущих Солнц» является Вселенская Церковь Божественного Солнца, основанная после смерти пророка Завулона. Церковь состоит из множества фракций, орденов и сект. Организацию сложно назвать однозначно доброй или злой, здесь присутствуют все оттенки.
Главным ядром Церкви является Ур-Ортодокс, отвечающий за административные и политические функции организации. За борьбу с ксеносами отвечает Орден Братьев Битвы, боевое подразделение Церкви.
Орден Храма Авести — самая жестокая секта в Церкви. Первоначально обычные фанатики впоследствии превратились в наиболее радикальных инквизиторов. В начале своей истории едва не были уничтожены Благородными Домами, но в итоге Орден присоединился к Церкви, хотя их общество не особо приятно, но они незаменимые борцы с ересью.
Орден Святилища Вечности наиболее любимая организация среди простых граждан Империи, которая занимается благотворительностью и помощью всем нуждающимся.
Вселенская Церковь Божественного Солнца во многом зависит от воли Патриарха. Иногда она может быть милосердной и сострадательной, но часто Церковь ведёт себя жестоко и бескомпромиссно, особенно это касается технологий, ереси и псионки, местной магии, которая под запретом. Церковь активно воюет с антиномией — с местным вариантом демонологии. Адепты этого культа занимаются оккультизмом и некромантией.
Во многом власть Церкви держится на утверждении, что Солнца угасают из-за падения веры среди дворян и подданных и нужно срочно исправлять ситуацию, а это значит, что нужно верить в патриарха, молиться и поститься. Церковь не является единой монолитной структурой, внутри неё постоянно идет борьба между орденами и сектами. Патриарх и его бюрократический аппарат активно вмешивается во внутреннюю политику и стремится все контролировать к неудовольствию некоторых Домов. Особенно это касается запрета технологий и преследования распространителей их.
Из-за этого Церковь часто находится в тяжелых отношениях с Торговой Лигой. Лига — важный институт в мире Известных Миров и является наследницей тех самых корпораций-дзайбацу, которые создали Первую Республику. Сейчас Лига отвечает за коммуникации в Империи и поставки технологий. База торговцев располагается на планете Лигхейм. Торговая лига делится на пять фракций, каждая из которых отвечает за отдельное направление:
Колесничие — занимаются полетами и подготовкой пилотов.
Инженеры — специализируются на сборе технологий и заботятся, чтобы никто не смог украсть или скопировать их.
Цепники — классические работорговцы.
Дельцы — владеют черными рынками и продажей незаконных товаров.
Серолицые — профессиональные банкиры и финансисты.
Императорское правительство, Лига, Дома и Церковь являются не единственными силами в галактике. Определенную опасность для Империи представляют варварские племена из Затерянных Миров. Наиболее известные их представители — это Курганский Халифат и Звездная нация Вурдлок.
Первые представляют собой сообщество, основанное на культуре и стилистике арабского Востока. Представители Халифата высокообразованные и цивилизованные люди, обладающие своим вариантом веры в пророка Завулона. Во многом их можно считать приемниками Второй Республики.
Варвары из Вурдлока — это стереотипные космические викинги, занимающиеся налетами на планеты Империи. Они жестоки и грубы и привыкли все брать грубой силой. В отличие от курганцев они ненавидят порядок или обычные правила.
Последние о ком мы скажем – это ксеносы. В Известных мирах их много, и всех их перечислять бессмысленно мы остановимся на самых известных представителях. Значительная их часть находится под властью Империи и практически не имеет прав. Исключением можно считать инопланетное государство Во – высокотехнологичных гуманоидов, чьи технологии значительно превосходят человеческие.
Во прямо не воюют с людьми, ранее они пытались поднять другие инопланетные расы против человечества. Сейчас Во и люди находятся в состоянии Холодной войны.
Из наиболее заметных ксеносов в Известных мирах можно назвать Ур-Укар и Ур-Обун, которых часто называют Детьми Ур. Считается, что эти расы связаны с Аннунаками. Эти гуманоиды похожи на людей, но обладают бледной кожей и черными зрачками. В Империи к ним относятся достаточно лояльно. Их ценят за хорошие боевые навыки и способность видеть в темноте. Однако эти расы не особенно хорошо относятся к друг другу.
Одними из знаменитых инопланетян можно считать Вороксов. Это крупные разумные существа, покрытые оранжевым мехом, и шестью конечностями с ядовитыми когтями. У цивилизованных Вороксов когти удаляют, кроме дворян, которым оставляют один как символ власти.
Церковь признаёт их душу близкой к человеческой. Живут они на планете Унгаворокс, находящейся под управлением Дома Ли Халан. Существуют две разновидности Вороксов: дикая и цивилизованная. Последние проходят обучение и адаптацию, часто служат в качестве коммандос в вооруженных силах Империи. Дикие Вороксы презирают своих цивилизационных сородичей и постоянно ведут с ними войну.
Император Гаснущих Солнц
В 1996 году практически одновременно вышли настольная Fading Suns и компьютерная пошаговая стратегия Emperor of the Fading Suns. Видеоигра повествовала об императорских войнах, которые усилились после гибели правителя Владимира. Это спровоцировало Благородные Дома на гражданскую войну за трон. Игроку необходимо было уничтожить конкурентов, чтобы стать владыкой Известных Миров.
Emperor of the Fading Suns в плане игровых механик во многом опирался на игры-предшественники от Holistic Design. Разумеется, некоторые элементы были взяты из популярных на тот момент Master of Orion и Civilization.
Игрок управлял выбранным Домом на глобальной карте, строил войска и занимался экономикой и дипломатией. Планеты играли ключевую роль как источники ресурсов и арены сражений. С нейтральными фракциями, такими, как Торговая Лига и Церковь, лучше дружить, чтобы обеспечить себе победу. Игровой процесс разнообразен. Здесь и космические сражения, и захваты чужой территории. Игрок создает базу, развивает технологическое древо и пытается предугадать следующий шаг врага. Можно выбрать любую стратегию прохождения на свой вкус.
К сожалению, Emperor of the Fading Suns сильно пострадала от присутствия многочисленных багов и общей необработанности, хотя критики отнеслись к ней относительно благосклонно. Фанаты стали самостоятельно исправлять ошибки и недочеты через патчи и моды, такие как Hyperion.
В конце 90-х существовал еще один проект, известный как Fading Suns: Noble Armada. Планировалось, что игра станет прорывной за счет перехода в 3D и богатого игрового процесса. По задумке мы могли создать своего героя, выбрав Благородный Дом и навыки как в традиционной RPG. Дальше нам предстояло принять участие типичной космоопере с путешествиями по галактике, занятием дипломатией и космическими сражениями.
Графика включала красивые эффекты, например, инкрустированные меню и впечатляющие звёздные врата, но модели кораблей и планет были на этапе разработки прорисованы слабо, возможно в финальной версии это бы исправили. К сожалению, проект отменили из-за амбициозных задумок и нишевой аудитории.
В 2018 году вышел Noble Armada: Lost Worlds — стратегическая игра в реальном времени, основанная на миниатюрной настольной игре Noble Armada, но особой известности и популярности она не получила.
Что касалось непосредственно настольных игр, то здесь дела обстоят лучше. Первая книга правил появилась в 1996 году и вплоть до 2003 года они выходили беспрерывно. После этого лицензия на издание новых книг постоянно переходила из рук в руки. Среди издателей были RedBrick Publications и FASA Games Publications. Сегодня сеттинг поддерживается Ulisses Spiele GmbH, которая успешно привлекла средства для новой редакции правил в Kickstarter.
Почему мир Fading Suns не получил популярности среди игроков? Возможно, во всем виноват слабый маркетинг франшизы и неумение привлекать игроков. В этом плане Warhammer 40,000 повезло намного больше. Fading Suns после брутальности и бессердечности Warhammer 40,000 могла показаться скучным и вторичным. Несмотря на относительно живое сообщество, сам сеттинг Fading Suns сегодня скорее мертв и представляет интерес разве что для фанатов настольных игр.
Благодарю за внимание! Обязательно подписывайтесь на мой блог и не забывайте ставить лайк