Ретро Семён Костин
16 922

Пыльные страницы: как рекламировали Sony PlayStation

Немного истории, много красивых картинок и роликов.

В закладки

В цикле «Пыльные страницы» мы рассказываем о том, как консоли рекламировали в старых медиа: странная реклама из печатной прессы, ролики на ТВ, рекламные кампании. Первый материал цикла был посвящён бессмертной Sega Mega Drive, второй — Super Nintendo и её нелёгкому пути в Россию.

Sony PlayStation была по-настоящему «народной» консолью для российских игроков конца 90-х. Она хоть и завоевала популярность на закате своего жизненного цикла, но оставалась востребованной вплоть до середины нулевых. Это также первая консоль, на которой появились официальные российские локализации видеоигр.

Изучаем западную и российскую рекламу Sony PlayStation, попутно вспоминая историю платформы и её лучшие игры.

Nintendo PlayStation

PlayStation никогда бы не появилась на свет, если бы компания Sony не заключила неудачный контракт с Nintendo. В конце 80-х Sony разработала звуковой чип SPC-700 для Super Famicom (SNES в Европе и США). В то время Nintendo видела будущее за форматом компакт-дисков, поэтому также заказала у Sony дисковый аддон для Super Famicom, который на равных бы конкурировал с Sega Mega CD — будущим аддоном для Sega Mega Drive.

В 1991 году устройства двух компаний решили объединить в отдельную консоль. Гибридная Nintendo PlayStation должна была поддерживать два вида носителей — компакт-диски Super Disc (проприетарный формат Sony) и картриджи Super Famicom. В далёких планах были игры, которые бы одновременно считывали информацию как с диска, так и с картриджа.

Все договорённости были разорваны одновременно с презентацией устройства в прессе. Президенту Nintendo Хироси Ямаути не понравились условия контракта, по которому Sony контролировала всё программное обеспечение консоли и формат Super Disc. Втайне Nintendo заключила новый контракт на создание аддона, но уже с компанией Philips.

Вскоре об этом узнали в Sony, после чего начались продолжительные судебные тяжбы. Nintendo проиграла борьбу и только потеряла деньги. Аддон от Philips так и не появился на свет, а на провальной Philips CD-i вышли худшие игры по франшизам Zelda и Mario. В середине 90-х в Nintendo переключились на разработку проекта Ultra 64 (будущая Nintendo 64), да и Super Famicom к тому моменту уже устарела. В выпуске дискового аддона не было смысла.

Прототип Nintendo PlayStation

С одной стороны, Sony осталась ни с чем, с другой — получила бесценный опыт. Разработкой консоли следующего поколения больше всего горел Кен Кутараги, который не только придумал аудиочип SPC-700 для Super Famicom, но и был главным идеологом проекта PlayStation. Он решил не забрасывать все начинания и убедил боссов Sony вывести компанию на консольный рынок. Спустя два года появилась знакомая нам Sony PlayStation.

Запуск в Японии и на Западе

Sony начала масштабную рекламную компанию почти за год до старта продаж. В Европе, США и Японии консоль продвигали по-разному, но все регионы объединял один фактор — скромность. В рекламе PlayStation не было громких заявлений и наглядного втаптывания конкурентов в грязь. В Sony проанализировали и учли многочисленные ошибки конкурентов.

И как раз чужие ошибки — одна из главных причин безоговорочного успеха PlayStation. С выходом этой консоли окончательно ушла эпоха, когда новую платформу агрессивно рекламировали за счёт дутых терминов (blast processing у Mega Drive) или разрядности процессора (упор на количество бит).

Европейский рекламный ролик PlayStation

Например, в рекламе консоли 3DO Super Nintendo и Mega Drive летели в пыльный чулан, а голос за кадром рассказывал, что пора завязывать с детскими игрушками и приступить к игре на «самой совершенной игровой системе во вселенной». Через год 3DO утонула в низкокачественных мультимедийных поделках, которые было сложно назвать полноценными играми. Да и стоила она 600 долларов.

Реклама Panasonic 3DO

В рекламе Atari Jaguar потенциального покупателя обманывали, называя Jaguar первой 64-битной консолью. На деле же она была 32-битной платформой с 64-битным графическим сопроцессором. Atari просто играла на чувствах покупателя, так как в те годы мало кто разбирался в разрядности и мощностях различных систем.

Многие покупатели уже привыкли, что чем больше у консолей бит, тем она лучше и мощнее. Но то, что работало в конце 80-х — не работало в 1994 году. Агрессивная реклама только отталкивала и раздражала игроков. Окончательно Jaguar погубили плохие игры и носитель в виде картриджей небольшого объёма. В Sony это учли, и решили не давить на покупателя пустыми терминами.

Реклама Atari Jaguar

Главный конкурент PlayStation в лице Sega Saturn провалился на западном рынке ещё на запуске. Sega угробила потенциально успешную консоль чередой необдуманных и глупых решений. Сперва компания отказалась от поддержки аддонов Sega CD и Sega 32x. Их обладатели почувствовали себе обманутыми, поэтому видели в Saturn ещё одно устройство, с которым Sega «поиграется» и забросит через пару лет.

Узнав про скорый выход Sony PlayStation в США, Sega пошла на отчаянный шаг, выпустив консоль на четыре месяца раньше главного конкурента. В Sony же поступили хитро, анонсировав цену в 300 долларов, тогда как Sega просила за свою консоль 400. Если добавить к этому всего пять игр на старте, то получим закономерный провал запуска Saturn. Интересно, что в Японии консоль продавалась не хуже PlayStation, а первые годы — наравне с конкурентом.

Американская реклама Sega Saturn

Вернуть позиции не удалось. Saturn проиграла PlayStation из-за своей сложной архитектуры и инструментария — шутка ли, но у консоли Sega было два основных и шесть вспомогательных процессоров. В 2007 году разработчики критиковали PlayStation 3 за сложную архитектуру, ограничения и неудобства при разработке игр. Каково им было в 1995 году? Архитектура Saturn отпугивала авторов игр — мало кто хотел возиться с такой начинкой, поэтому многие тайтлы выглядели не лучше того, что было на PlayStation, а местами и хуже.

В итоге, Sony одержала чистую победу. Atari Jaguar, Amiga CD32, 3DO и Sega Saturn остались позади из-за проблем с железом, высокой цены, дурного маркетинга или нехватки достойных игр на старте. В 1994 году Nintendo только начала разработку будущей Nintendo 64, так что PlayStation безоговорочно главенствовала на консольном рынке.

В Японии была запущена серия рекламных роликов со слоганом «Один, два, три». Это намёк на дату релиза консоли — 3 декабря 1993 года. В рекламе ничего не рассказывали о преимуществах новой консоли или её характеристиках. Просто слоган и короткая нарезка геймплея из стартовой линейки игр.

Почти полная коллекция японской рекламы PlayStation

Благодаря успешной маркетинговой кампании и отличной стартовой линейки игр, PlayStation разошлась тиражом в миллион экземпляров всего за четыре месяца. И это только в Японии. В Европе и США запуск PlayStation был запланирован на сентябрь 1995 года. Западный слоган рекламной кампании — «Не недооценивай мощь PlayStation».

В западной рекламе, к счастью, тоже обошлось без речей о битности и первоклассной графике, но не без экспрессивности. В американском вирусном ролике eNOS (Red E Ninth of September) была зашифрована дата релиза консоли — 9 сентября 1995 года. Под нарезку геймплея Battle Arena Toshinden грубый голос произносил странную фразу: «Нравится быть униженным женщиной? Вот свидание твоей мечты. Повинуйся мне».

Ролик eNOS Lives

Ролик 1995 года «Общество против PlayStation» создан в духе американских агитационных видео и рекламы середины 50-х. Мужчина в костюме пытается выяснить влияние PlayStation на общество и детей. По его мнению, владельцы PlayStation полностью теряют чувство реальности и навсегда погружаются в виртуальный мир.

Ролик S.A.P.S

В рекламном ролике «Формы» показано, как фирменные геометрические логотипы консолей влияют на представителей различных стран и слоёв общества. Всё это сопровождается музыкой из игры MediEvil и слоганом «Не недооценивай мощь PlayStation».

Ролик Shapes

Но на этом креатив маркетологов не закончился. Сложную художественную рекламу сняли в Британии. В ролике «Двойная жизнь» люди разных возрастов и социальных классов рассказывают о том, что у них есть две жизни — реальная и виртуальная. Красивый и элегантный рекламный ролик запомнился удачным кастингом, броскими фразами и отличной режиссурой.

Ролик Double Life

«Ментальное богатство» — известная реклама от режиссёра Криса Каннингэма (он снимал музыкальные клипы для Aphex Twin). При первом просмотре ролика невозможно догадаться, что речь идёт о PlayStation. Девушка с инопланетным лицом и сильным шотландским акцентом рассказывает зрителю о «ментальном богатстве».

Лицо актрисы Фионы Макклейн обработали специальными эффектами, чтобы у зрителя создалось тревожное или даже пугающие ощущение. По задумке режиссёра, вирусная реклама со «страшной инопланетной девочкой» запомнилась бы зрителям. Они бы начали спорить о её внешности (многие поверили, что это реальное лицо), попытались разобрать её монолог. Неизвестно, насколько ролик был эффективен, но британские игроки отзывались о нём с нескрываемым отвращением.

Ролик Mental Wealth

В европейский игровой прессе реклама PlayStation имела три общих черты — акцент на жизни, здоровье и увечьях. Вместе со слоганом «Не недооценивай мощь PlayStation» в рекламе показывали части тела или конечности с порезами. На скоротечность жизни намекали изображения с хирургами, таблетками и надгробиями.

В Японии Sony сконцентрировала рекламу на играх и уникальных ревизиях консоли. Небольшое распространение получила девелоперская версия PlayStation под названием Net Yaroze. Она продавалась небольшими тиражами, стоила 700 долларов и предназначалась для начинающих разработчиков. В комплекте с ней шло программное обеспечение и подробные инструкции по разработке небольших homebrew-игр.

Net Yaroze

PocketStation — ответ Sony на её умную карту памяти VMU для Sega Dreamcast. PocketStation рекламировали как портативную консоль для консоли. У периферийного устройства была поддержка почти сотни игр, которые копировали на PocketStation мини-приложения. В дороге мини-консоль можно было использовать как часы или играть на ней в простейшие игры.

Умная карта памяти так и не вышла на западном рынке. В Японии её критиковали из-за обязательной поддержки в некоторых играх и общей бесполезности на фоне VMU для Dreamcast.

PocketStation

В Sony всегда следили за конкурентами, заимствовали удачные идеи и внедряли их в свою консоль. Например, геймпад DualAnalog (будущий DualShock) создавался под вдохновением от геймпада Nintendo 64 с аналоговым стиком и контроллера 3D Control Pad для Sega Saturn. Удочку для рыболовных игр явно скопировали с аналогичной у Sega Dreamcast.

В 2000 году Sony выпустила PSone — компактную и удешевлённую версию оригинальной PlayStation. Самое необычное, что рекламная кампания и ролики были направлены на молодых девушек. В рекламе на ТВ упор сделали на компактном размере и маленьком весе устройства: PSone можно положить в дамскую сумочку, поехать с ней в путешествие и подключить её к телевизору в отеле.

В Sony всячески хотели уничтожить стереотип «видеоигры интересуют только мужчин». Поэтому в рекламе PlayStation в консоль играют домохозяйки, школьницы, офисные работницы и спортсменки. У женщин невероятную популярность заслужила игра Doko Demo Issyo, в которой нужно разговаривать с виртуальным котом по имени Торо.

Игровые предпочтения японцев сильно отличаются от западных. Огромную популярность на PlayStation имели ролевые игры, симуляторы скачек, визуальные новеллы, симуляторы свиданий (как для мужчин, так и для женщин), спортивные игры, симуляторы автоматов «патинко», симуляторы ухода за виртуальными питомцами и логические игры. Огромная библиотека для любого пола и возраста.

Последний рекламный ролик PSone

Реклама игр в журналах

В эпоху консолей пятого поколения вышли одни из самых красочных и продвинутых 2D-платформеров в истории жанра. Обычно у крупных издателей в разработке находились не только полностью трёхмерные игры, но и проекты с великолепным пиксель-артом. Многие из них не устарели до сих пор, чего не скажешь об играх с примитивной трёхмерной графикой.

Под категорию «бессмертных» идеально подходит Castlevania: Symphony of the Night — метроидвания с невероятно затягивающим геймплеем, многожанровым саундтреком от Митиру Яманэ, элегантным дизайном от Аями Кодзимы и детальным пиксель-артом. Свой культовый статус игра получила лишь с годами. Konami поскупилась на рекламную кампанию, игру почти не продвигали на Западе — на рекламных разворотах в прессе ничего не писали про полное переосмысление серии. Игру продвигали как очередной «платформер на три часа».

Играм по франшизе Crash Bandicoot повезло больше — у них была заметная реклама с фотографиями актёра в костюме ростовой куклы. В мини-сценках Крэш путешествовал по различным странам и городам Северной Америки.

Crash Bandicoot

В постерах Oddworld: Abe’s Oddysee сделали ставку на высокую сложность игры, злобных противников и причудливый геймплей. В рекламе говорилось, что Abe’s Oddysee вобрала в себе элементы различных жанров, но игру нельзя отнести к обычных платформерам и головоломкам.

Пятое поколение консолей — это последний период в игровой индустрии, когда крупные издатели старались придумать собственных маскотов. Rayman от Ubisoft, Croc от Argonaut Software, Gex от Crystal Dynamics, Spyro от Insomniac Games, PaRappa the Rapper от NanaOn-Sha и Sony Computer Entertainment. Кто-то видел в этом борьбу и подходил с юмором. Например, в рекламе Croc: Legend of Gobbos главный герой съел Лару Крофт, Крэша Бандикута и Марио.

Croc: Legend of Gobbos

Но чем ещё отличилась PlayStation — на ней вышло немыслимое количество игр с аниме-стилистикой (или по мотивам аниме). И что самое важное — многие из них добрались до западного рынка. Фанатов пытались привлечь фразами «50 минут аниме на диске» или выбором между японской и английской озвучкой. Это очень показательно в сравнении с Sega, руководство которой принципиально не выпускало подобные игры на Западе.

Никуда не исчезли и маленькие игры с головоломками. Успехом пользовались Intelligent Qube, Mr.Driller, Devil Dice и Super Puzzle Fighter II Turbo (уникальная смесь файтинга и пазла в духе Puyo Puyo). Важно отметить, что Devil Dice была ещё и демонстрацией возможностей девелоперской PlayStation Net Yaroze.

В рекламе подобных игр часто делали акцент на работе мозга, быстром принятии решений и ловкости игрока.

Эпоха PlayStation — это ещё и золотые годы для жанра боевых гонок (vehicular combat). Вышла серия Twisted Metal, Vigilante 8, Rogue Trip, Destruction Derby, обновлённый Carmageddon и другие игры про сражения на автомобилях. В те годы даже разыгрывались нешуточные споры на тему того, что лучше — Twisted Metal 2 или Vigilante 8. В рекламе рассказывали о «зубодробительной и веселой бойне» и драйвом саундтреке от известных музыкальных групп.

Vigilante 8

Аркадные гонки на PlayStation продвигали также. Ridge Racer Type 4, Road Rash 3D и игры серии Wipeout отличались цепляющими саундтреками. В рекламе не стеснялись писать о том, что в Wipeout есть композиции Chemical Brothers, а в Road Rash 3D — песни известных панк-рок коллективов. Сейчас такое продвижение бы вряд ли кого-то зацепило, но тогда это было важно.

Многие гоночные симуляторы на PlayStation бросали игроку вызов. Чтобы открыть лучшие машины в Colin McRae Rally 2.0 нужно пройти чемпионат на сложности «Эксперт». Несколько критических ошибок — и нужно переигрывать целый час. В Gran Turismo игрока заставляли проходить утомительные гоночные лицензии, так как без них не пускали в кампанию. А игроки в Driver делились на две категории — те, кто прошёл обучение на парковке, и те, кто «закончил» на ней своё прохождение.

На про это совсем не писали в рекламе, что стало сюрпризом для многих игроков, которые только что купили игру.

Но были и исключения. Экшн Deathtrap Dungeon продвигали со слоганом «Есть только одна вещь, которая более мучительна, чем прохождение Deathtrap Dungeon — не играть в неё».

Deathtrap Dungeon

В качестве альтернативы для любителей гоночных игр всегда была франшиза The Need For Speed с весьма аскетичной рекламой. Никто не ждал от этой серии высокой сложности или каких-то уникальных механик. NFS зарекомендовала себя с первой части и не нуждалась в громких лозунгах или подробном описании геймплея. В рекламе минимум текста, большие суперкары на фото и акцент на драйве.

Need for Speed: High Stakes

Японские ролевые игры появились на Западе ещё в эпоху NES. Тенденция продолжилась и после выхода Super Nintendo, однако многие качественные JRPG по-прежнему не покидали местный рынок. Именно в эпоху PlayStation локализацию JRPG поставили на поток. Японские издатели наконец-то перестали считать, что западные игроки не любят много читать, поэтому нет смысла выпускать JRPG в США или Европе.

Стереотип был разрушен после выхода Final Fantasy VII, которая привлекла к JRPG не только любителей ролевых игр, но и обычных игроков. На рекламных постерах седьмую часть продвигали как революционную кинематографическую ролевую игру.

Final Fantasy VII

А в рекламной кампании Final Fantasy VIII использовали слоган 9.9.99 — 9 сентября 1999 года. В США все предзаказавшие игру участвовали в розыгрыше седана Toyota Echo.

На волне успеха двух игр для PlayStation вышли переиздания Final Fantasy c первой по шестую часть. В них появился новый контент вроде улучшенной внутриигровой графики или CGI-роликов. В рекламе делали упор на величие франшизы и важность перевыпущенных игр для серии.

Любые игры с лейблом Final Fantasy хорошо продавались даже на закате жизненного цикла платформы, когда уже вышла или была анонсирована PlayStation 2. Например, Final Fantasy Tactics разошлась тиражом в два с половиной миллиона копий, Final Fantasy Origins (I & II часть) — почти миллион, а Final Fantasy IX — пять с половиной миллионов.

Final Fantasy IX

Кроме серии Final Fantasy, компания SquareSoft (будущая Square Enix) выпустила около 20 различных JRPG на PlayStation. Среди них как хиты вроде Chrono Cross и Legend of Mana, так и незаслуженно забытые SaGa Frontier или Threads of Fate. Их либо продвигали с обязательной упоминанием серии Final Fantasy (чтобы у потенциального покупателя сложилось представлении о геймплее), либо как что-то уникальное и новое в жанре.

Успешнее всего продавались Vagrant Story, Xenogears и Parasite Eve (необычный гибрид survival horror и JRPG). Последнюю продвигали в рекламе как кинематографическую JRPG, а в случае с Vagrant Story больше повлияли превью игровых критиков. Многие журналисты сравнивали уровень постановки и качество игры с хитовым Metal Gear Solid. И SquareSoft такое сравнение было только на руку.

Parasite Eve
Vagrant Story

Xenogears — это переложенный в формат игры сложный научно-фантастический аниме-сериал. С её выхода прошло почти 20 лет, а до сих пор не вышла JRPG, которая смогла бы потягаться с глубоким сценарием от Тэцуя Такахаси. По масштабу и проработке событий Xenogears сравнится разве что с Planescape: Torment и «Войной и миром» Толстого.

Это не просто хорошая RPG, но еще и интересная книга. Игра пропитана трудами Фридриха Ницше, Карла Юнга и Зигмунда Фрейда. В Xenogears также есть многочисленные аллюзии на христианство, иудаизм, каббалу и другие религиозные течения.

А вот рекламную кампанию Xenogears нельзя назвать удачной. На западном рынке SquareSoft ограничилась лишь одним рекламным плакатом, из-за чего у многих игроков сложилось впечатление, будто это не серьёзный продукт, а очередная аниме-игра для подростков. SquareSoft сделала акцент только на аниме-роликах, битвах огромных роботов и главном герое, который потерял память.

Xenogears

Если говорить о провальных рекламных кампаниях и неправильной презентации на западном рынке, то больше всего не повезло первым частям серии Persona. В их рекламе даже не удосужились рассказать о том, чем Persona отличается от других похожих игр в жанре. В итоге — ожидаемый провал. Обе игры продались суммарным тиражом в сто тысяч копий в США и Европе.

В Японии Persona 2 разбили на две игры — Innocent Sin и Eternal Punishment. Однако на западном рынке почему-то вышла только последняя. И до неё уже почти никому не было дела из-за выхода PlayStation 2. Наступила новая эпоха, игроки смотрели в сторону Final Fantasy X и других JRPG для новой консоли.

Казалось, что на PlayStation были популярны только JRPG от SquareSoft, но это далеко не так. Дилогия Lunar — одна из первых игр жанра, выпущенных на западном рынке. В 1992 году первая игра серии подняла продажи аддона Sega CD и заняла вторую строчку в числе самых продаваемых игр платформы после Sonic CD.

Разработчики из студии GameArts считали, что в 1992 году рынок видеоигр был переполнен штампованными RPG c вторичным сюжетом, где основной упор шёл на рутинную прокачку в скучных подземельях. Поэтому в Lunar основное внимание уделили проработке вселенной, сюжету, музыке и красочным анимационным роликам, над которыми трудился дизайнер и аниматор Тосиюки Кобуоока (будущий режиссер трилогии фильмов «Берсерк»). Это и продавало игру.

В конце 90-х вышло переиздание дилогии для PlayStation. Исторически — это первые японские игры, которые получили шикарные коллекционные издания на Западе. Помимо игры они включали в себя: артбук, диск с саундтреком, карту мира, фигурку и документальный фильм о создании серии. Оба коллекционных издания широко рекламировали в игровой прессе.

В целом, почти что все крупные японские игровые компании хотели выпустить на рынок собственную JRPG. Серия Alundra — Working Designs, Azure Dreams и Suikoden — Konami, Breath of Fire III-IV — Capcom, Grandia — Game Arts, Legend of Dragoon — Sony Computer Entertainment.

Конечно, с популярностью Final Fantasy было бессмысленно тягаться, поэтому в рекламе делали упор на сеттинг, уникальные геймплейные механики или прошлые игры разработчиков. Например, в рекламе Alundra подчеркнули, что над игрой работали создатели Lanstalker — популярной RPG на Sega Mega Drive.

Не менее популярны на PlayStation были и файтинги, по количеству которых лидировала Capcom. Три части Street Fighter Alpha, сборники по Street Fighter II, первая и третья часть Darkstalkers (вторая — эксклюзив Saturn) и даже файтинг по третьей арке манги JoJo's Bizzarre Adventure, который, кстати, даже вышел на Западе. Что вдвойне удивительно, так как на тот момент манга ещё не издавалась за пределами Японии. Игру продвигали как гибрид Street Fighter и анимированной манги.

В начале 90-х Capcom подписала долгосрочное соглашение с Marvel. Это привело к созданию продолжительной и очень популярной линейки кроссовер-файтингов. Сперва только с персонажами Marvel, а чуть позже с героями из различных проектов Capcom. На PlayStation вышло пять игр: X-Men: Children of the Atom, Marvel Super Heroes, X-Men vs. Street Fighter, Marvel Super Heroes vs. Street Fighter и Marvel vs. Capcom.

Capcom привлекла к этим проектам не только фанатов серии Street Fighter, но и фанатов вселенной Marvel — даже тех, которые не слишком жаловали файтинги или игры в целом. Для последних выходили специальные кроссовер-комиксы по мотивам игр.

Эпоха PlayStation ознаменовала переход многих жанров в полноценное 3D. Файтинги не были исключением. Конечно, сегодня они сильно состарились: если 2D-игры до сих пор выглядят сносно, то их трёхмерные аналоги сильно устарели уже к началу нулевых.

Но без серии Tekken и Battle Arena Toshinden консоль не была бы такой успешной. В рекламе очередного трёхмерного файтинга всегда рассказывали про революционную графику, обзор в 360 градусов или количество полигонов на каждого персонажа.

Street Fighter EX Plus α — провальная, но при этом коммерчески успешная попытка перенести серию в 3D

На PlayStation вышли почти что все классические части Mortal Kombat — от Mortal Kombat II до Mortal Kombat Trilogy. Все они были идеальными портами с аркадных автоматов, чего не скажешь об урезанных версиях для 16-битных консолей.

Переход в 3D прошёл для серии болезненно. После выхода Mortal Kombat 4 фанаты критиковали новых персонажей и упрощённую графику в сравнении с аркадной версией. К счастью, агрессивная рекламная кампания и слава серии перекрыли весь негатив — домашняя версия файтинга продалась в количестве полутора миллионов экземпляров. Для успешного продвижения игры хватило узнаваемого логотипа и упора на «невероятную трехмёрную графику».

Mortal Kombat Trilogy

Ближе к концу нулевых на PlayStation было портировано или с нуля разработано много шутеров. Атмосферный Alien Trilogy повторял классическую формулу Doom, только вместо демонов здесь ксеноморфы и солдаты корпорации Weyland-Yutani. Все эпизоды кампании основаны на локациях из первых трёх частей кинофраншизы. В рекламе сделали акцент на великолепной графике и жуткой атмосфере.

Ещё на PlayStation вышла отличная адаптация четвёртого фильма серии. Споры вокруг Alien: Resurrection режиссёра Жан-Пьера Жёне ходят до сих пор. Одна категория фанатов рассматривает картину как фантастический хоррор с элементами гротеска, другие же считают его бездарной и глупой французской комедией, которая окончательно похоронила франшизу. К счастью, игра обходит многие недостатки фильма и чётко следует принципам жанра survival horror. Тот редкий случай, когда игра по фильму интереснее, чем сам фильм.

Alien: Resurrection вышла на закате жизненного пути консоли, поэтому в прессе и на рекламных постерах в очередной раз рассказывали о «самом технически продвинутом и впечатляющем шутере на PlayStation».

К слову, если говорить survival horror, то стоит вспомнить Resident Evil (Bio Hazard) Синдзи Миками. В японской рекламе игру продвигали как очень страшный, сложный и кровавый хоррор. В США упор сделали на качестве графики, высокой сложности и саспенсе, который буквально терроризирует игрока.

Capcom удалось продать Resident Evil трижды — оригинальную версию, Director's Cut (новые режимы и уровни сложности) и DualShock-версию с поддержкой вибрации, аналогового стика и новым саундтреком (впрочем, довольно посредственным).

Resident Evil 2 начали рекламировать почти за два года до релиза. На ранних японских плакатах можно заметить скриншоты из отмененной версии игры, которую фанаты серии в будущем назовут Resident Evil 1.5. Ближе к релизу игру продвигали по принципу «более масштабно, эпично и кроваво».

«Resident Evil с динозаврами» — это всё, что нужно было знать будущему покупателю Dino Crisis. Capcom и Синдзи Миками не скрывали, что вдохновлялись франшизой Jurassic Park. Миками хотел отойти от концепции «дома с зомби» и создать survival horror совсем иного масштаба. С кинематографической постановкой и полностью трёхмерным окружением. На этом и сделали упор в рекламе.

На PlayStation также переносили популярные ПК-франшизы — но не всегда успешно. Порт Duke Nukem 3D получился худшим в истории серии, несмотря на обновлённый саундтрек и дополнительный эпизод. В нём была очень низкая чистота кадров, неудобное управление и местами упрощённая графика.

Ответвления Land of the Babes и Time to Kill не спасли ситуацию и тоже получились вторичными. Дюку катастрофически не везло на PlayStation, однако узнаваемый бренд и мощные рекламные плакаты всё равно притягивали игроков.

Куда лучше дела обстояли с портами Quake 2, Doom и Hexen. Хотя и здесь всё неоднозначно. Quake 2 воссоздана на движке студии Hammerhead и имеет более упрощённый левел-дизайн и модели, в сравнении с версией для персональных компьютеров. В Doom упрощена геометрия уровней, пропали некоторые враги и изменён саундтрек. Аналогичная ситуация с Hexen, только здесь порт основан на бета-версии с ПК.

Оперативная память в полтора мегабайта накладывала существенные ограничения на разработчиков. Но портировать эти игры на PlayStation, и при этом не повредить их геймплею — уже большое достижение. Игроков привлекал сам факт того, что в известный шутер можно сыграть на домашней консоли — без необходимости собирать дорогой компьютер.

Рекламный постер Quake 2 оформили в виде плаката из мясной лавки, а рекламе Doom изобразили иерархическую цепочку, где главный герой расположился в самом низу.

В рекламе Tomb Raider всё было предсказуемо. Вокруг Лары Крофт вовсю культивировался образ роковой женщины и сексуального идола. На рекламных постерах её рисовали полуобнажённой и создали в её честь импровизированный алтарь.

Tomb Raider III: Adventures of Lara Croft

Так же просто всё было с рекламой Metal Gear Solid. Игроков готовили к чему-то уникальному ещё за год до релиза. Пресса часто рассказывала о небывалом кинематографическом экшене, который выйдет в 1998 году. Релиз MGS ещё не состоялся, а критики уже нарекли её «лучшей игрой из когда-либо созданных на PlayStation». В последствии Konami использовала эту фразу в рекламе.

На западном рынке изредка выходили игры, основанные на манге или ранобэ. И главная проблема — никто не знал, как их рекламировать. Например, игра Ghost in the Shell основана не на одноимённом фильме режиссёра Мамору Осии, а на манге Сиро Масамунэ. Манга отличалась от фильма дизайном персонажей, атмосферой и мотивами. К сожалению, популярность фильма и его упоминание в рекламе почти никак не отразились на продажах игры. Ghost in the Shell разошась в Европе и США тиражом всего в 110 тысяч копий.

Игра Vampire Hunter D вышла одновременно с анимационным фильмом Vampire Hunter D: Bloodlust. Фильм был высоко оценён критиками, а вот игру похоронили негативные обзоры в прессе. Критики назвали Vampire Hunter D «безвкусным клоном Resident Evil» с «танковым» управлением и неудобной камерой. В рекламе игры было только короткое введение в мир ранобе, но никакого описания игровых механик или уникальных особенностей.

И напоследок — рекламные постеры Silent Hill, Army Men 3D, MediEvil, Tenchu 2: Birth of the Stealth Assassins и Legacy of Kain: Soul Reaver. Это образцовые примеры продвижения игр в 90-х. Большие скриншоты, броские слоганы и узнаваемый CGI-рисунки. Ничего лишнего.

Silent Hill
Army Men 3D
MediEvil
Tenchu 2: Birth of the Stealth Assassins
Legacy of Kain: Soul Reaver

Как рекламировали PlayStation в России

Точно неизвестно, когда PlayStation впервые появилась в России. Скорее всего, консоль завезли в страну сразу ещё до официального старта продаж в Европе, то есть до октября 1995 года. Небольшая партия PlayStation американского региона продавалась в игровых магазинах сети Gameland предпринимателя Дмитрия Агарунова (также будущего создателя журнала «Страна Игр»).

Уже в октябре 1995 года в игровых магазинах Москвы и Санкт-Петербурга появилась европейская версия PlayStation. По неподтверждённой информации, именно Sony распространяла первые партии PlayStation в России. Купить консоль можно было в торговых сетях Dendy, Bitman, Kenga, «Бука» и Gameland. Из-за высокой цены и низкого спроса PlayStation продавали только в розницу (оптовые закупки были невозможны). Консоль, конечно же, продвигали как настоящую революцию в игровой индустрии

Реклама в журнале «Великий Дракон»

Первые несколько лет PlayStation считалась консолью для обеспеченных людей. В России она стоила около 400 долларов, что на 100 долларов дороже её цены в США. К тому же пиратские диски ещё не были в продаже, так что первые российские обладатели PlayStation покупали оригинальные игры по 60, а то и 80 долларов за штуку. Цену на консоль или игры в рекламе не указывали. Всё это продолжалось до середины 1997 года.

PlayStation взломали в Гонконге в начале 1996 года. Неизвестные хакеры создали модчипы, которые продавали по цене от 50 до 80 долларов за штуку. Но они имели ряд технических проблем и были слабо распространены в мире. Прорыв произошёл только весной 1997 года, когда хакер под ником Old Crow создал бюджетную версию модчипа по цене всего в 15 долларов.

Реклама PlayStation в журнале «Страна Игр»

Уже к концу 1997 года на российских рынках и в многочисленных ларьках с дисками можно было найти первые пиратские копии игр. В этих точках также чиповали PlayStation или уже продавали консоль с установленным модчипом. Повальное распространение пиратства привело к тому, что крупные торговые сети терпели колоссальные убытки. Игроки покупали PlayStation и несли её на рынок, где консоль чиповали из-под полы.

Остановить поток пиратства попытались агитационной рекламой и статьями в игровой прессе, в которых рассказывали о низком качестве подделок (в «Великом Драконе» и «Стране Игр» даже разбирали качество переводов). Но всё это не помогло.

«Горбушка» конца 90-х, развал пиратских игр для PlayStation

По словам Дмитрия Агарунова, именно пиратство погубило его сеть игровых магазинов Gameland. Мало кто горел желанием покупать дорогую лицензионную копию. В итоге, Агарунов вышел из бизнеса и занялся издательством игровой прессы.

Консоль активно рекламировали в его журналах «Страна Игр» и Official PlayStation Magazine. На выпуск последнего Агарунов приобрел лицензию у британского издательского дома Future Publishing. В Британии журнал выпускался с 1994 года и заслужил репутацию независимого издания. Что, впрочем, довольно спорно, так как Sony напрямую спонсировала журнал, помогала с демо-дисками, организовывала интервью с разработчиками и размещала в нём рекламу.

Российское издание получилось компактным. На 80 страницах расположился базовый набор рубрик: новости, превью, обзоры, интервью, спец (разбор игровой серии, история компании или жанра), гайды, комиксы и уголок читательских писем. Несколько раз в год выходили репортажи с крупных игровых выставок. Комплектовали журналы официальными дисками от европейского отделения Sony с игровыми демками (до семи штук на диске).

В журнале была официальная реклама не только консоли (с европейским слоганом «Не недооценивай PlayStation»), но и её игровой периферии вроде дополнительных контроллеров. Под эгидой журнала устраивали турниры в Tekken 3 и Gran Turismo.

На тот момент распространением лицензионных игр для PlayStation на занималась компания «Бука». Это были обычные европейские версии игр (региона PAL), но с красочной и информативной документацией на русском языке. В начале всё ограничилось переведённой инструкцией, чуть позже — подробными руководствами, которое продавалось в комплекте с игрой.

На закате жизненного пути консоли появились первые официальные локализации игр. Часть из них рекламировали в «Стране Игр» и Official PlayStation Magazine Russia. Локализациями занималась компания SoftClub по официальной лицензии Sony. Все игры были полностью переведены на русский язык, включая озвучку и инструкцию.

SoftClub успела выпустить всего четыре игры: C-12 Final Resistance, Formula One 2001, MediEvil 2 и Return Fire. Сегодня они представляют огромную ценность для коллекционеров. Цена за экземпляры MediEvil и C-12 Final Resistance колеблется от 3 до 6 тысяч рублей на российском игровом аукционе GBX.

После выхода этих лицензионных игр реклама PlayStation начала постепенно исчезать из игровой прессы. На тот момент уже вовсю рекламировали PS2 и её первые игры. Эпоха хоть и ушла, но оригинальная PlayStation оставалась популярной и актуальной консолью вплоть до 2004 года.

В комментариях расскажите о своём знакомстве с PlayStation и любимых играх. А чтобы выбрать консоль для следующего материала — давайте устроим голосование.

Про рекламу какой консоли рассказать в следующий раз?
Sega Dreamcast
Nintendo GameCube
Сборник про малоизвестные консоли (PC-Engine, Atari Jaguar, Neo-Geo итд)
Nintendo 64
NES (Dendy)
Xbox
Sega Saturn
Сборник про портативные консоли (Game Gear, Game Boy, Nomad итд)
PlayStation 2
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

#ретро #лонг #playstation

{ "author_name": "Семён Костин", "author_type": "editor", "tags": ["long","\u043b\u043e\u043d\u0433","playstation","\u0440\u0435\u0442\u0440\u043e"], "comments": 152, "likes": 326, "favorites": 354, "is_advertisement": false, "subsite_label": "retro", "id": 47197, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 29 Apr 2019 17:05:07 +0300" }
{ "id": 47197, "author_id": 10527, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/47197\/get","add":"\/comments\/47197\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/47197"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64967, "last_count_and_date": null }

152 комментария 152 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
44

Давайте поблагодарим Nintendo за то что они разорвали контракт с Sony и тем самым создали себе главного конкурента, а нам, игрокам, еще одну компанию, которая производит великолепные видеоигры 🙏

Ответить
4

Аригато Сони-сан 🙏

Ответить
0

Потому что делать игры это не публичные дома содержать)

Ответить
27

Вот вам еще артефакт эры плейстейшн:

Ответить
2

Эх, прекрасное было время в эпохе маркетинга.

Ответить
1

Её очень быстро убрали. Кажется даже неделю не провисела.

Ответить
0

Напротив твоего дома висела?))

Ответить
1

Нет, в России её не было. Просто в СМИ подняли скандал и рекламу быстро убрали в Штатах.

Ответить
0

У них реклама с голым хуем была. Во времена PS2 вроде

Ответить
19

Игрожур, который мы потеряли)

Ответить
0

Рекламу в журналах делают не игрожуры

Ответить
1

Это издевательство, в данном случае, над игрожуром)

Ответить
0

Логвинов туда просится :) Справа, разумеется, ...

Ответить
15

В свое время очень зашла реклама PS 2. По поиску можно и еще найти.

Ответить
12

Отличный материал, очень подробно. Спасибо.

Ответить
9

Страшно подумать, сколько бы эта реклама собрала бы на DTF комментов про фемок, swj, западное гейство и неповорачивающуюся стрелочку, выйди она сейчас :)))

Ответить
1

первый скан

Ответить
8

Забавно как сама Сони видит сонибоев.

Кадр из рекламы:

Ответить
3

Забавно то, что если посмотреть рекламу целиком, можно понять что ты малость набрасываешь.

Ответить
9

Реклама Um Jammer Lammy, которую я не знал куда отнести :) Пусть будет тут

Ответить
0

Хороший лонг рид, опечатка в Rouge Trip, правильно Rogue Trip.

Ответить
1

Спасибо, исправил!

Ответить
8

Звук запуска PS 1 навсегда в моём сердце

Ответить
2

Запрашиваю картинку про Семена Костина - пингвина

Ответить
6

Когда рекламировали Crash Bandicoot, Sony вроде гоняла по улицам стилизованый микроавтобус, из которого чувак в костюме Креша орал в мегафон какая это крутая игра. Блин, парни если кто найдёт, скиньте фотку этого треша...

Ответить
5

Сони конечно очень громко на рынок зашли и сразу закрепились в топе и и большую часть своей истории лидировали в сегменте домашних консолей.

Ответить
5

Молодец, промотал вниз. Теперь вернись к началу и прочитай статью нормально. :)

Ответить
2

Эм, а что за тема с показом увечий? Какой посыл она за собой несет? Не до конца ясно, да и выглядит отталкивающе.

Ответить
7

Хороший вопрос, но ответа я на него не нашёл. Японцы, кстати, нормально относились к авангарду, экспрессивности и авторским приёмчикам в западной рекламе. Думали, что это нормальное положение вещей у нас. Такое продолжалось до эпохи PS3 (ролик жуткий, да)

Ответить
8

Не только японцы - Дэвид Линч делал рекламу для PS2

Ответить
1

Знаю. Да, очень крутая.

Ответить
0

Ужас)
Но вообще, это все конечно очень интересно, спасибо вам за статью! Удивительно, насколько тамошняя реклама ps контрастирует с нынешним имиджем компании.

Ответить
2

У рекламщиков важно привлечь внимание в первую очередь. Хотя сейчас сложно судить какой там был в рекламной индустрии ландшафт в 90х, но из кожи вон лезли - это наверняка.

Ответить
0

С этим согласен

Ответить
1

Очевидно тогда маркетологи считали, что если реклама будет вызывать сильные эмоции, продукт запомнят. А положительные они будут или отрицательные не имеет значения.

Ответить
0

А зачем? Если можно аналогично вызвать сильные эмоции, которые в последствии будут с положительным откликом вспоминаться в головах потребителей.

Ответить
2

В голову причастных к этому людей я забраться не могу. Но могу предположить, что это может выделить продукт среди остальных. Скорее всего таким образом прощупывали почву, ведь в случае положительного результата, это создаёт дополнительное пространство и разнообразие рекламных решений. А может они были просто психи..

Ответить
4

Странно, что упоминается цена в триста баксов перед Сегой за четыреста, но в самой статьи нет видео с презентации Е3 1995 года, где было об этом объявлено. Считаю, что это одно из самых охеренных презентаций на Е3 и вообще на игровых выставках, что я видел. К моменту презентации было известно, что Сега стоит 400 баксов и всё ждали объявление цены Соньки.

Ответить
1

Не подумал об этом, извините. Повесил на ролик ссылку в тексте. Спасибо!

Ответить
4

у меня ностальгия по столу толстым слоем растеклась

Ответить
4

В эпоху PS2, кстати, рекламировали PS9 :0 Судя по всему следующий текст будет про PS2, так что про неё и расскажу :) Спасибо за выбор.

Ответить
2

Этот божественный звук заставки... У меня была PSone, которую я купил у товарища с коробкой дисков за 2500 рублей.

Ответить
2

Я вообще не понимаю почему они не оставили её для всех своих последующих поколений.

Ответить
2

Блин, вы такую классную историю пропустили о коротком противостоянии Saturn и PS в 95-ом году. Правда текст и так большой, но там Сега пошла на беспрецедентный шаг и заанонсила на E3 95 приставку со словами "поступает в продажу завтра эксклюзивно в такой то сети магазинов", а представитель Сони в своей презентации просто поднялся на сцену, сказал "299" и ушёл, а зал начал бурно апплодировать. Фактически, плейстейшен подмяла рынок просто за счёт разницы в цене.

Ответить
1

Я уже повесил ссылку на этот ролик там, где про цену.

Ответить
0

Пасиба! И за статью огромное спасибо. Только два момента. Версию Комбатов для Playstation скорее можно назвать "очень близкой" к аркаде, но не идеальной. Более того, если вы или ваш друг любите играть в MK3 за Шан Тсунга, то вероятно, версия для PS для вас будет хуже чем шестнадцатибитки, поскольку вам либо надо будет терпеть загрузки в середине боя при каждом превращении, либо выбрать двух персонажей в которых вы можете превращаться и никого кроме. Ну и в Думе всё же были все враги, а музыка технически превосходила оригинальную.

Ответить
0

В Doom на PlayStation вырезан Arch-vile и Icon of Sin. Музыка может и хорошая, но знаю, что многие были разочарованы эмбиентом. Ждёшь знакомые запилы, а вместо них мрачный эмбиент. Мне-то оба саундтрека нравятся, но противники консольного ОСТа есть — это факт.

Ответить
0

В Doom на PlayStation вырезан Arch-vile и Icon of Sin.

А, речь про Дум 2, видимо, или Final Doom. Потому что в оригинальном Doom и в его Ultimate-версии этих врагов не было.

Ответить
1

—>> Фактически, плейстейшен подмяла рынок просто за счёт разницы в цене.

Да щас прям.

Ответить

Комментарий удален

1

По мне Н64 - лучшая консоль конца 90-х, а никакая не PS1.

Штука интересная, я в те года играл в нее в игровом(goldeneye на четверых - первый десматч в жизни), но это не для наших реалий. Карики ценой в половину плейстешена - удовольствие далеко не для всех в девяностых.

Ответить

Комментарий удален

0

У своего другана удалось тогда на ней поиграть. Марио, Турок, КИ... Дум и Вэйв Рэйс у него не было, но была игра по Звёздным Войнам (не гонки на Набу, другая), лень гуглить.

А свою СНЕС я пpocpaл, по другому и не скажешь, когда PS появилась: поменял её, как бы сейчас сказали, "полный комплект", с коробкой и всеми бумажками на Гейм Бой, который мне не понравился и я его через неделю кому-то отдал поиграть, потом забил на то, что бы забрать и, в общем, он так и ушёл с концами... =/

Ответить

Комментарий удален

1

Мне со СНЕС тоже повезло со знакомыми, особенно с тем, у которого позже Н64 появится. У меня за всё время было только два картриджа, но переиграл, благодаря ему и ещё одному, с коллекцией поменьше, в кучу всего, плюс в соседнем городе нашлась точка обмена этих самых кариков (с доплатой, само собой), и туда периодически катались. Короче переиграл в кучу всего, иногда даже смотришь каких-нибудь ретро-обзощиков и "О! А в Райз оф зэ Роботс я же тоже гонял! Блин, забыл даже... И в Боллз 3Д! Редкостная была параша, кстати..."

Ответить

Комментарий удален

1

Да, то время и отличалось тем, что всё очень быстро менялось, чудеса и революции в технологиях происходили одни за другими, учитывая, что мы ещё и стремительно навёрстывали упущенное за 80-е и то, что ты вчера любил, сегодня вдруг оказывалось устаревшим хламом.
Десятилетие мы начали играя в советские игровые автоматы за 15 копеек, школьные БК, "Ну, погоди!", самопаянные "спектрумы" (128 килобайт оперативной памяти!? фигасе!!!) и редкие клоны Atari 2600 "Рэмбо", а заканчивали, играми в полном 3D, шикарными CG-роликами, приставки наконец-то окончательно догнали по железу лучшие, на тот момент, японские игровые автоматы (Dreamcast), а у некоторых счастливчиков в крупных городах даже был интернет, а компакт-диски, буквально недавно бывшие редкой диковинкой для мажоров, уже начинали вешать на лобовые стёкла авто в качестве анти-радара...

За это и любят те годы =) И пусть молодёжь подрастает и уже начинает ностальгировать по более поздним временам, но 90-е, за счёт того, что это было то самое, пресловутое, "время перемен", будут всегда стоять особняком, как мне кажется.

Ответить

Комментарий удален

2

Помню, батя притащил мне диск с MediEvil, я открыл его, и охуел от черного цвета. Сказал бате, что ему наверное бракованый диск продали. В приставку засовывать его зассал, на следующий день пошли в магаз, где диск продавался. Там пояснили, что все в порядке.

Ответить
2

Кстати, больше половины текста написал под ОСТ SOTN (это странный выбор, да)

Ответить
0

Семён, с Дюком есть несколько неточностей:
1. Первая игра называется Land of the Babes, а не Planet. Обложка обманывает)
2. Zero Hour не выходила на PS1, только на N64. На плоечке была Time to Kill, обложка с которой есть в статье.

В остальном материал отличный. Как всегда ;-)

Ответить
1

Спасибо больше, всё исправил. Zero Hour нормальная, да. Тут у меня ум за разум заехал, так как про себя я думал о Time to Kill. К слову, играл в Time to Kill и Land of the Babes. Очень не понравились :( Помню, что было скучно и хотелось как на ПК. Так и не прошёл, но в какой-то из частей была клёвая пасхалка с Delorean из Back to the Future III. Вот это очень порадовало, конечно :)

Ответить
1

Да, мне тоже обе эти игры очень нравились. У меня был пиратский диск на котором были накатаны все три игры (оригинал кстати назывался Total Meltdown, хех) и спиноффы заходили намного лучше, чем классический шутер, в который и действительно было очень тяжело играть из-за управления и лагов.

Ответить
1

Ох, эти золотые времена игр на первую плойку.
Помню как днями сидел и задрачивал с друзьями в Диабло, либо по сплит скрину в Medal of Honor. Но самое шедевральное во что я играл на плойке, это была вселенная Legacy Of Kain. Я с ней пропал на месяца

Ответить
–2

Диабло на геймпаде в 320х240 или сколько там... Мдэ. Адские муки какие-то.

Ответить
2

Да норм на телеке смотрелось, а как удобно было выпавшие вещи одной кнопкой поднимать, а то на ПК-то в пикселях сколько колец было безвозвратно потеряно =)

Ответить
2

Ну так зато ж прямое управление персонажем (которое на ПК в данный сериал до сих пор не завезли) и кооп на двоих за одной консолью :)

Ответить
2

Да нормально все было. Самый большой недостаток - жрала карточку памяти полностью. А у меня их всего две было, и выделять одну только под дьблу было больно.

Ответить
0

Хорошая статья, спасибо) Но хотелось бы кое что добавить, на счёт Amiga Cd32. Всё-таки её не Сони похоронила, а запрет на ввоз в США и последующее банкротство Commodore, так то консоль хорошая и на старте продалась приличным тиражом. Просто не сложилось.

Ну и по поводу порта Mortal Kombat 2, на PSOne были долгие загрузки, и в целом этот порт не считается удачным (на Сатурне вроде бы лучше)

P.S. Про Driver прям в точку xD

Ответить
1

Ну, Amiga CD32, Saturn и прочие консоли действительно погубила не Sony, а плохой маркетинг, неудачное руководство и стечение обстоятельств. У Amiga CD32 была рекордно короткая жизнь — всего месяц после официального запуска. Да, сначала возникли проблемы с просроченными выплатами по патенту XOR, поэтому консоль в судебном порядке официально запретили продавать в США. Потом сама Commodore прекратила поддержку платформы и остановила поставки в британские магазины. Потом банкротство.

Ответить
0

Commodore сама похоронила консоль отсутствием хороших игр. Там все, что играбельное - мультиплатформа, эксклюзивов достойных по пальцам одной руки пересчитать. Да и эксклюзивы почти все (а может даже и все, точно не припомню) - тупо порты с Амиги, но с CD-DA в качестве саундтрека. Правда, не везде.

Потом, когда энтузиасты запилили аддон, позволяющий присобачить к консоли дисковод и дополнительную память, система стала популярной в узких кругах. Еще там некую оболочку соорудили, позволяющую запускать на CD32 проекты с Amiga без всех этих приблуд - тупо с диска.

В MK2 на PS1 нет никаких длинных загрузок - все вполне адекватно. Там косяк в том, что некоторые треки проигрываются не на тех аренах. На Сатурне с этим все норм, но в остальном - практически идентичная версия.

Ответить
–1

Ну, я считаю что в последствии вполне могли неплохо продолжить с CD32, а так, консоль прирезали уже через месяц, ни о каких новых релизах и тем более эксах не могло быть и речи...

Мне PS1-версия не попадалась, только нелестные отзывы о ней слышал=) Сам пробовал версии для Genesis (неплохо, хоть и местами обрезано прилично), 32X (отличная версия), SNES (вроде хороша, но спрайты бойцов не нравятся и хз, то ли мне кажется, то ли отзывчивость управления хромает, играть не так приятно как на Сеге + крестовина SNES'овского геймпада мне решительно не нравится), думаю еще попробовать DOSовские порты что в GOG продают

Ответить
0

Ну на заборе тоже ведь пишут) В наше время лучше доверять Ютубу, особенно когда речь о каких-то замшелых играх)

Input lag в SNES-версии действительно присутствует. А вообще, когда есть Arcade Kollection, не вижу особенного смысла смотреть в сторону портов. Ну, разве что сеговская - чисто ностальгическое исключение.

С Амигой вряд ли бы что-то путное вышло, как и с 3DO, Jaguar или FM Towns Marty - слишком слабое железо для конкурирования с PS1. Поторопились все они с запуском - вот на выходе и получилось что-то среднее между 16-битами и 32 в технологическом плане.

Ответить
1

- Rayman и Gex вообще планировались для других систем и де факто для предыдущего поколения, так что они немного не в тему.
- С Кроком была интересная история. Его разработчики, Argonaut Software, работали с Nintendo над разработкой знаменитого чипа SuperFX и некоторых игр, например, того же Star Fox. Спустя какое-то время Nintendo (по словам аргонавтов, само собой) выгоняет их на мороз прямо во время работы над пачкой проектов, присвоив все наработки (приводят в пример механизм работы камеры в Super Mario 64, его же игровой движок и наработки Star Fox 2). После первых демонстраций Ultra 64 они решили отомстить и срочно начали искать издателя для своей игры. Интересна история тем, что известна версия событий только от аргонавтов, Nintendo либо отмалчивалась, либо писала, что сделала всё в рамках контракта. В последнее, кстати, верится больше всего — закрепление прав на код за нанимателем или тем, кто за этот код платит, достаточно типичная ситуация ещё с тех времён, когда под компьютерами подразумевали 100 квадратных метров площади, 25 человек обслуживающего персонала и 30 литров спирта ежемесячно.
- Насчёт 2D-игр на первой плойке ходит байка про Mega man X 4. Изначально американская Sony дала Capcom от ворот поворот со словами в духе "лезут со своим устаревшим 2D всякие", но моментально изменила своё решение, когда Capcom запланировала выпустить игру в Америке хотя бы на Сатурне.
- Deathtrap Dungeon выходил не только на PS1, но и на ПК, Eidos в своё время возлагали на неё большие надежды и, как видно, не скупилась на провоцирующую рекламу. Итог, опять же, на лицо.
- В Parasite Eve я поиграл только 7 лет назад и заявляю, что игра даже сейчас выглядит круто и кинематографично.
- Про Lunar и его коллекционки можно было написать, что на Западе их издавала компания Working Designs, их издания западные геймеры оценивают очень высоко по всем фронтам от локализации до полиграфии.
- Лолкек про Director's Cut первого резидента. Изначально действительно планировалась версия без цензуры, но по ошибке цензура всё-таки осталась. Что же сделала Capcom? В следующих тиражах этой версии просто убрала с коробки упоминание об отсутствии цензуры. По причинам такого решения могу предположить, что новый мастер-диск вместе с вознёй с возвратами дорого бы обошелся.
- Словосочетание "Объёмное изображение" отличный пример рекламы потребительской электроники той эпохи, тогда была просто невообразимая мода на "мультимедиа" и всё с ним связанное.

Ответить
–1

Rayman и Gex вообще планировались для других систем и де факто для предыдущего поколения - Atari Jaguar и 3DO одного поколения с PlayStation, и после перехода на консоль Сони стали успешными сериями

Ответить
1

Rayman изначально вообще на Atari ST планировался. Та версия, что в итоге вышла на свет, разрабатывалась для Jaguar, все остальное - уже порты. Версия для 3DO, равно как и 32x, была лишь в планах.

Ответить
0

Не знал про Рэймана, спасибо)

Ответить
0

В Parasite Eve я поиграл только 7 лет назад и заявляю, что игра даже сейчас выглядит круто и кинематографично.

Очень спорное заявление. Я играл в неё три раза: в 98-ом, потому что "нужно поиграть в больше игр от создателей седьмой финалки", году в 2000-ом потому что "может я чё-то не понял? Вторая часть же такая крутая я наверное просто не въехал в тему". И наконец в прошлом году потому что "гештальт должен быть закрыт". Уже в 98-ом графика выглядела средне, а в двухтысячном на неё было страшно смотреть. В прошлом году я игру всё же прошёл, но прикола так и не понял. И я понимаю, что вкусы у всех разные и фломастеры тоже для каждого свои, но сказать, что первая Паразитка сейчас выглядит круто это... эм... ну ооооочень предвзято. Ссылку бы дали на запись геймплея, чтобы люди крутость оценили)

Ответить
0

В Японии её критиковали из-за обязательной поддержки в некоторых играх. Например, японские версии Final Fantasy VIII и Legend of Mana не запускались без включённой в консоль PocketStation.

Это... Это звучит очень неправдоподобно, и я не могу нагуглить. Единственное что приходит в голову при взгляде на цепочку "Карта Памяти - FF8 - Legend of Mana" это то, что LoM читает сейвы на карте памяти и если видит сейв от FF8, то если игрок поймает птичье яйцо и вырастит его, из него вылупится чокобо в какой-то уникальной расцветке

Ответить
3

У меня японские Final Fantasy VIII и Legend of Mana не запускались пока я не вставил PocketStation. Экран показывал предупреждение и перечёркнутый круг. На обратной стороне коробки с диском указано, что PocketStation — обязательное устройство для запуска игры. Всё это нужно для мини-игры Chocobo World. В европейской и американской версии мини-игру не вырезали и FF VIII можно запускать без дополнительной карты памяти.

Ответить
0

Ужас. Хорошо что они не догадались еще запрещать людям играть без карты памяти

Ответить
0

Ну, тут уже зависит от разработчиков. В Ridge Racer 4 тоже есть поддержка PocketStation, но можно играть и без неё.

Ответить
0

PocketStation тут вообще не причем. На PS1 были игры (как правило, японские версии), которые не запускались на чипованных консолях европейского и американского регионов. Сам столкнулся с этим, когда обзавелся японской MGS: Integral.

Выход:

1) Прочиповать консолью стелс-чипом
2) Запускать игру на консоли японского региона. Чипованной или нет - без разницы
3) Обойти защиту с помощью кода, используя взломщик типа GameShark

Ответить
0

Я слышал об этом и о GameShark, но после покупки PocketStation игра у меня запускается через раз. А раньше вообще не запускались. Конкретно Legend of Mana. Dokodemo Issho не захотел у меня запускаться без PocketStation. Мне подсказали его купить (логично, тайтл специально для него делали), все заработало.

Возможно тут я запутался и действительно дело в чипе, потому что моя старая Плойка чипованная, но игры я собираю лицушные. Или у меня такой чип, что через раз запускает проблемные игры. У меня сейчас гора японских лицушек и из них вот такие капризы только у Маны и ФФ8.

Ответить
0

Возможно, у консоли клинит мозги из-за того, что аксессуар, не вышедший на Западе, тулят в европейскую систему, на которой запускают игру стороннего региона)

Вот тут список проектов с защитой - https://www.consolecopyworld.com/psx/psx_protected_games.shtml

А картинка, очевидно, вот такая, только на японском.

Ответить
0

Спасибо, пригодится. Да, вот такой кружок. Появляется либо через раз при старте, либо постоянный как в DokoDemo.

Ответить
1

—>> Например, геймпад DualShock создавался под вдохновением от геймпада Nintendo 64 с аналоговым стиком и контроллера 3D Control Pad для Sega Saturn.

Dual Analog тогда уж. И на картинке изображен именно он.

—>> Director's Cut (новые режимы и отсутствие цензуры)

Цензура в западных версиях никуда не делась.

—>> По словам Дмитрия Агарунова, именно пиратство погубило его сеть игровых магазинов Gameland.

Какой бедолага однако. Как будто он не знал, куда лезет со своей продукцией, привезенной из Штатов. 90-е такие 90-е, что 3/4 населения играли в Денди и Сеги и горя не знали, а тут дорогущие консоли нового поколения с лицензионными играми по 50 баксов в придачу, угу)

Кстати, говоря о пиратстве на PS1, было бы не лишним вспомнить про метод свапа, который юзали еще до появления чипов. Знать бы только, в чью головушку впервые закралась подобная идея)

Ну и про технические косяки ранних моделей тоже можно было вскользь упомянуть. Но спасибо за то, что в тексте обошлось без очередного тиражирования бреда про "аудиофильские PS1", рожденного в сознании особо упоротых меломанов :)

Ответить
0

Спасибо, поправил.
Цензура в западных версиях никуда не делась.

Тут я запутался, потому что японку не раз проходил.
Какой бедолага однако. Как будто он не знал, куда лезет со своей продукцией, привезенной из Штатов. 90-е такие 90-е, что 3/4 населения играли в Денди и Сеги и горя не знали, а тут дорогущие консоли нового поколения с лицензионными играми по 50 баксов в придачу, угу)

У Агарунова была позиция, что он продаёт премиальный товар для тех, кто может его позволить. Ну, не для бедных :) К слову, таких хватало. На Old-Games и форуме 3DO видел с десяток людей, которые утверждали что у него закупались. Магазины Агарунова хорошо себя чувствовали до 1998 года, а потом всё.

Ответить
0

К слову, таких хватало.

И я у него Соньку амерского региона в конце 96-го купил =)

Семён, продублирую вопрос, а то потерялся, наверняка, в обилии комментариев: в картинках после абзаца о выпуске на западе игр с аниме-стилистикой, реклама каких игр под номером 3 и 4?

Ответить
1

Ответил ниже! Простите, не успел оперативно добраться.

Ответить
0

Спасибо в обоих случаях =)

Ответить
0

—>> На Old-Games и форуме 3DO видел с десяток людей, которые утверждали что у него закупались.

10 людей на всю столицу, ололо))) Ну еще Купер - итого целых 11)))

На самом деле, понятно, что таковых было гораздо больше - не всем же в 95-м году было 5 лет, да и мажористых родителей никто не отменял.

Но вполне очевидно, что пиратство было лишь вопросом времени. Плюс, если я ничего не путаю, Агарунов как-то обмолвился, что одним из первых начал завозить в страну Фамиклоны - следовательно, теоретически мог быть "Стиплером" до того, как появился этот самый "Стиплер" :)

Ответить
0

Ничего не путаешь, он контейнерами завозил. Потом у нас резко упала на них цена и он перешёл в премиум сегмент. К слову, завозил чуть ли не одновременно со Стиплером, во второй половине 1993 года. Даже интересно кто был раньше.

Ответить
0

Стиплер торговать уже начал под Новый Год в декабре 92-го.

Ответить
0

Полезная информация, спасибо.

Ответить
1

Я читал и забыл уже, но все равно спасибо. А сейчас для текста как раз пригодится. Хотя я в любом случае туда бы заглянул :)

Ответить
0

Там таких "до-стиплеров", возящих те фамиклоны клетчатыми баулами, было не счесть =)

Ответить
0

Ну вот пока один в элитного продавана игрался, другие товарищи нафармили кучу бабла на халяве для среднестатистического юзера)

Ответить
0

«Аудифильские PS1» вроде бы не совсем миф, потому что я читал разборы на форуме меломанов, где все подробно изучили. Даже где-то статью видел про дополнительные модификации. Но в консоли точно нет звука «как в музыкальном центре за 3000 долларов» или каких других особенностей. Вдвойне забавно слышать о супер-звуке от людей, которые что-то там тестировали на встроенных в телевизор колонках.

Ответить
0

Меломаны, покупающие кабеля за несколько сотен баксов - это вообще отдельная каста, куда лучше не соваться :)

Модификации в стиле "давайте выкинем все к хуям и оставим только материнку" - это уже не совсем объективное сравнение.

В любом случае, я ни за то не поверю, что Sony стала бы устанавливать в консоль за... эээ... 300 же баксов вроде... ЦАП уровня топовых крутилок тех времен. В компании вообще практически никто не верил в успех консоли, и если бы не кумовство Кутараги и тогдашнего президента Sony - консоль вообще не увидела бы свет. Да и на приводах в первых ревизиях сэкономили изрядно + непродуманная конструкция корпуса, приводящая к перегреву. Короче, экономили как могли.

Занятно, что Philips изначально позиционировала CD-i как медиаплеер с "играми на сдачу" и при этом отчего-то не пожелала установить в консоль какой-то там мифический суперкрутой ЦАП.

Ответить
0

У меня по поводу всех этих аудиофильских замашек до сих пор флешбеки, потому что выбирал себе Mega Drive 2 и меня откровенно убили все эти гайды по выбору плат без шума и с «тёплым ламповым звуком».

Ответить
0

С Megadrive 2 там вообще совершенно другая история, и косяки херовых ревизий можно услышать даже на динамике совковского "Рубина")

Да и какие там гайды могут быть? Откручиваешь винты и смотришь, что на плате написано. Если VA3 или VA4 - тебе фортануло.

Ответить
0

Увы, VA0. В целом, всё устраивает, но кажется, что мой Стиплеровский стародельный клон с чипами от Goldstar звучит почище :(

Ответить
0

MegaAmp никто не отменял)

Ответить
0

Я слепой и побаиваюсь паять мелкую электронику :)

Ответить
0

Добрых людей на GBX тоже никто не отменял)

Ответить
1

Мне бы для начала найти мастера, который лазер для PS2 бы починил. Совсем плохой стал. После майских хотел бы отвезти к кому-нибудь.

Ответить
–2

Та же фигня, лазер недавно сдох, прямо тогда, когда наконец добрался до Steambot Chronicles :/ Думаю в ИРП обратиться, вроде как официальный СЦ, ремонт PS2 в услугах значится

Ответить
0

Спасибо большое, попробую.

Ответить
0

В начале цитируемого абзаца достаточно одного символа ">", тогда он подхватится как цитата.

Ответить
0

А меня и по старинке устраивает)

Ответить
1

Увидел PlayStation Magazine - прослезился. Кстати, тот самый лицензионный Medievil 2 вроде лежит на полке вместе с кучей других лицензионных игр эпохи.

Ответить
1

Все что нужно было сделать так это музыку при старте включать)) До сих пор муражки идут

Ответить
1

Прекрасное время было, что не игра то открытие или прорыв в жанре! У меня PS1 была в начале нулевых. Половину из тех игр что тут перечислены прошел или хотя бы видел и играл, все по своему гениальные и классные, но Xenogears это прямо вообще, запомнилось на всю жизнь, ну и FF7 - 9, Silent Hill! А какая музыка была в Alien Trilogy - ох, даже сейчас иногда слушаю. Кстати вспомнил, как в нулевых по НТВ, был репортаж про опасные игры и что мол, школьники кончают жизнь самоубийством из-за FF7 - ибо она якобы имеет некий 25 кадр или что-то такое, что дети не в силах справится с эмоциями хотят выпиливаться. Ууууу, страшно? И как смешно мне было тогда, когда я это услышал в их новостях. Ну вы поняли ТВ никогда не меняется, что раньше, что сейчас, абы снять репортаж и что-то ляпнуть.

Ответить
–9

Как--то у одноклассника взял на недельку погонять. Больше на Сони никогда не играл - ПеКа лучше.

Ответить
0

Про 3DO расскажи пжлста!

Ответить
1

Изначально дорогущая, что бы нормальные игры пересчитать хватит пальцев на руках, ибо всё остальное - унылая FMV (full motion video)-параша. У нас в конце 90-х всё же получила некоторое распространение удешевлённая версия FZ-10 от Panasonic, благо штамповку она жрала безо всяких чиповок.
нздрвье!

Ответить
1

Я недавно сел изучать её библиотеку и совсем расстроился. Хороших игр наберётся штук 20-25. Если из этих 20-25 выкинуть их будущие порты, то останется Killing Time, уникальная версия Wolfenstein 3D, Super Wing Commander и Captain Quazar. И нет, лучшая версия Gex вышла на Saturn. Сегодня это совсем мертвая консоль, не понимаю её фанатов. Да, в 1994 году мультимедийные игры выглядели прикольно, но сейчас они неиграбельны и историческую ценность не представляют.

Ответить
1

Лучшая версия Super Street Fighter 2 на консолях вплоть до появления сборника на PS1 и Saturn. По-прежнему непревзойденная версия Another World.

По графике, кстати, версия Wolf3D для Яги получше будет.

Ответить
0

Но это всё, к сожалению, мультиплатформа. Если для игрока это не проблема, то не вопрос, конечно, но кто-то берёт ради экзов или уникальных особенностей определённой версии игры. А на 3DO такого мало.

Ответить
1

Ну в Another World с нуля нарисованные фоны, которые готовы посрамить даже юбилейное издание)

Но так-то я согласен, с практической точки зрения консоль не нужна.

Ответить
0

Да, фоны хорошие, сейчас посмотрел. Ну тогда её тоже в копилку добавим. Итого уже шесть набралось, но это всё ещё мало.

Ответить
0

Лично мне тогда на ней Lucienne's Quest понравился, но это была моя первая JRPG, до FFVII, ну ещё Need for Speed тогда впечатлил.

Ответить
1

Lucienne's Quest до сих пор довольно занятна своей боевой системой, по-моему нигде ничего подобного больше не было. Ну и нынче её можно проходить на русском языке и в случае эмулятора в высоком разрешении со сглаженными текстурами, что дополнительно доставляет :)

Ответить
0

Да, вот ещё она, совсем забыл. Она среднего пошиба вроде, не притрагивался, но такое впечатление сложилось.

NFS там люто тормозной, да и лучшая версия есть. Да, в 1994 было актуально, но не сейчас.

Ответить
0

Может все-таки в середине 90-х? К концу 90-х многие уже на PS1 пересели.

Ответить
0

Ну я сужу со своей колокольни, как говорится, хотя это и не совсем разумно, но в середине 90-х (94-95 года) я 3DO видел только в магазинах "Денди" в Москве, а на руках у нас в городе они появились, когда народ уже вовсю щупал чипованные из магазина PS, что уже год примерно 98-й.

Ответить
0

В комментариях расскажите о своём знакомстве с PlayStation и любимых играх.

Наверное, я один из немногих, кто пропустил PlayStation. В своё время у меня была сначала Dendy, потом Sega Mega Drive II, а после неё сразу Dreamcast. Помню, как знакомый принёс целый пакет дисков от... PlayStation. Было обидно, что ни один из них (естественно), на дримке не заработал.
В дальнейшем же на эмуляторе играл в некоторые игры. Но по большому счёту из любимых только одна есть - Grandia. К слову, вы говорите про переход от 2D к 3D. Так вот, в Grandia применили более интересный подход: всё окружение (города, здания) сделали в настоящем 3D, а персонажей - в 2D (простые спрайты, но на каждый вариант поворота персонажа - свой спрайт, итого 8 различных спрайтов, не считая анимации). Выглядело очень добротно.

Ответить
1

Спрайтовые модели на фоне трехмерных локаций где только не юзали еще задолго до "Грандии")

Ответить
0

Не исключаю. Просто сам лично не встречал.

Ответить
0

Как всегда отличный материал, Сёмён, спасибо.

А на картинках, после абзаца про игры с аниме-стилистикой, что рекламируют под номерами 3 и 4, есть названия на английском?

Ответить