Ретро Семён Костин
12 824

От Atari до Ouya: провальные игровые консоли

Плохой маркетинг и неудачные идеи

В закладки

В 2022 году исполнится полвека с момента выхода первой в истории консоли — Magnavox Odyssey. За неполные 50 лет вышло более сотни стационарных и портативных консолей, многие из которых оказались по-своему провальными. Одни платформы не смогли конкурировать с популярными решениями на рынке, другие — не заинтересовали покупателей своей высокой ценой, плохими дизайнерскими решениями и небольшим количеством достойных эксклюзивных игр.

В этом материале мы собрали самые крупные провалы в истории консолей. От изначально нежизнеспособных решений, до амбициозных, но недооценённых общественностью интересных платформ. Крупные компании тоже не застрахованы от провалов, поэтому мы не забыли про неудачные консоли от Sega, Nintendo и Sony.

RCA Studio II (1977)

В начале 1977 года уже существовали цветные консоли Color TV-Game от Nintendo, Fairchild F и Coleco Telstar Arcade. RCA Studio II выглядела устаревший ещё на момент своего выхода. Покупателей не привлекала очередная чёрно-белая Pong-консоль.

У RCA Studio II было много проблем. Помимо встроенных игр в продаже появилось всего 11 картриджей. В отличие от других консолей того периода, RCA Studio II попросту не имела джойстика, так как всё управление располагалось на корпусе. Приходилось сидеть напротив телевизора или положить консоль на колени, мирясь с тяжёлым весом и ощутимым нагревом. Звуковые эффекты воспроизводились напрямую из консоли, что сильно раздражало во время длительных игровых сессий.

Судьба RCA Studio II решилась с выходом культовой Atari 2600 осенью 1977 года. К Рождеству RCA серьёзно понизила цену, но и это не спасло положение. Консоль просуществовала меньше года и была раздавлена новинкой от Atari. Эпоха Pong-консолей навсегда ушла в прошлое.

Atari 5200 (1982)

В начале 80-х у компании Atari появилось сразу несколько серьёзных конкурентов. После выхода Intellivision от Mattel, продажи хитовой Atari 2600 ощутимо упали, что очень не понравилось руководству компании. В кратчайшие сроки была разработана консоль Atari 5200, способная конкурировать с Intellivision и вышедшей чуть позже Colecovision.

Новая консоль едва ли дотягивала до конкурентов по качеству графики и игр. За короткий жизненный цикл консоли вышло менее сотни проектов, половина которых состояла из улучшенных версий знаменитых тайтлов с Atari 2600. Совместимость со старой консолью появилась под конец жизненного цикла 5200, когда был выпущен дорогой и редкий адаптер для картриджей.

Atari 5200 до сих пор считается одной из самых громоздких консолей в истории. Её длина составляет 38 сантиметров, а вес около 4 кг. В США среди фанатов видеоигр ходила шутка, будто вес одного блока питания Atari 5200 настолько огромный, что им можно качать мышцы рук. Однако главным недостатком консоли был хрупкий и ненадежный контроллер. Он напоминал телефонную трубку, а мембрана джойстика была упругой, неотзывчивой и легко ломалась.

В 1983 году начался мировой кризис в игровой индустрии. Игровое подразделение Atari стало убыточным, продано около миллиона экземпляров Atari 5200. Производство консоли прекратили в 1984 году, спустя всего два года после её появления на рынке.

Gakken TV Boy (1983)

В 1983 году в Японии вышла Nintendo Famicom (NES) и консоль Gakken TV Boy от производителя игрушек и обучающих игр Gakken. Консоль просуществовала на рынке ровно год, и уже на старте не выдержала конкуренции с Famicom. Для неё выпущено 6 морально устаревших игр, вроде Frogger или очередного клона Arkanoid.

Gakken TV Boy часто называют самой уродливой консолью в истории. Управлять приходилось с помощью странного T-образного джойстика, встроенного в корпус консоли. Из-за лёгкого веса консоль ездила по поверхности, поэтому сбоку приделали специальную рукоять, за которую игрок держался во время игры. Это выглядело смехотворно даже по меркам 1983 года.

Action Max (1987)

Американская компания World of Wonder, специализирующаяся на производстве игрушек, выпустила в 1987 году консоль Action Max. Консоль требовала обязательное наличие видеомагнитофона. Все игры на Action Max принадлежали жанру «тир» с заранее записанным игровым процессом на VHS. Игрок подсоединял специальный красный сенсор к экрану телевизора, вставлял видеокассету в магнитофон и стрелял в различные цели во время просмотра фильма. Для консоли вышло всего пять игр.

Провальную задумку впоследствии доказали низкие продажи системы и банкротство компании World Of Wonder в 1988 году. Проще купить NES с играми разных жанров, чем Action Max с низкокачественными интерактивными фильмами.

Atari XEGS, Commodore 64 GS, Amstrad GX4000 (1990)

{ "items": [{"title":"Atari Xegs","image":{"type":"image","data":{"uuid":"e4bcfb94-3d42-aac5-507b-fd81716df41a","width":3500,"height":1832,"size":483248,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"Commodore 64 GS","image":{"type":"image","data":{"uuid":"ebd48678-8614-6d69-d17f-893046c8d28c","width":3840,"height":1500,"size":585956,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"Amstrad GX 4000","image":{"type":"image","data":{"uuid":"e679fe0b-dd2f-2461-3e25-1ece3c752139","width":4600,"height":1900,"size":537916,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

В период с 1987 по 1990 компании Atari, Commodore и Amstrad решили адаптировать начинку своих персональных компьютеров в виде консолей. Atari XEGS была основана на компьютере 65XE, Commodore 64 GS на немного урезанном функционале обычного Commodore 64, а Amstrad GX 4000 на базе Amstrad CPC.

Все три приставки с треском провалились. В Commodore 64 GS просто не было смысла. Для неё портировали 28 игр, она продержалась на рынке всего год и продалась в количестве 20 тысяч экземпляров. Amstrad GX4000 страдала из-за постоянного брака и неудобного контроллера. Хуже всего смотрелась Atari XEGS, на которой большая часть игр пришла будто бы из конца семидесятых. Платформы выглядели архаично на фоне популярной Sega Mega Drive и вышедшей чуть позже Super Nintendo. Графика в играх соответствовала первой половине 80-х, но не началу 90-х, где балом правили 16-битки.

TurboExpress (1990)

«Роллс-Ройс от мира портативных консолей» — так охарактеризовали портативную версию 16-битной TurboGrafx-16 (PC Engine в Японии) на момент запуска TurboExpress в США. Компания NEC планировала потягаться с Nintendo Game Boy, но вряд ли это удалось бы сделать при цене в 300 долларов (Game Boy стоил 90 долларов). Консоль требовала 6 батареек и съедала весь ресурс за три часа активной игры.

По меркам портативной консоли TurboExpress была габаритной, тяжелой и невзрачной на вид. Из-за дешёвого и очень маленького LCD-экрана приходилось постоянно напрягать глаза, особенно в играх с обилием текста. Порой невозможно было прочитать несколько строк или пройти какую-нибудь ролевую игру из-за неразборчивых шрифтов.

Philips CD-i (1991)

Проект CD-i был нечто средним между образовательной мультимедийной системой, проигрывателем формата Video-CD и консолью. CD-i неплохо зарекомендовала себя в качестве платформы с обучающими программами и мультимедийными энциклопедиями, но стать хорошей консолью ей не удалось. На ней почти не было качественных игр, в основном — сплошные FMV поделки и низкокачественные платформеры. Многих покупателей отпугнула высокая цена в 700 долларов. Ещё CD-i плохо рекламировали, преимущественно в вечерних и ночных блоках.

Во время ожесточённой борьбы между Nintendo и Sega, Nintendo планировала выпустить аддон с поддержкой дисков для Super Famicom. После неудачных договоренностей с Sony, Nintendo заключила контракт с Philips, у которой на тот момент был готовый CD-i. Конечно, потом Nintendo и вовсе отказалась от аддона, но по условиям контракта Philips разрешили создать несколько игр из серии Super Mario Bros. и Legend of Zelda на CD-i. Так на свет появились худшие игры с персонажами популярных франшиз — Hotel Mario, Link: The Faces of Evil и Zelda: The Wand of Gamelon.

Последние две получили широкую известность из-за ужасной анимации, созданной российским подразделением компании Animation Magic. Нарезки и цитаты из кат-сцен стали популярными интернет-мемами, в особенности фраза MAH BOI короля Харкиняна.

Технология CD-i пережила четвёртое и пятое поколение консолей. Консоль использовали в образовательных целях вплоть до 1998 года, но значимых и интересных игр на ней больше не выходило. Продажи CD-i так и не превысили миллиона экземпляров.

Amiga CD32 (1993)

CD32 от Commodore нельзя назвать плохой консолью, ведь её начинка была основана на архитектуре домашнего компьютера Amiga 1200. Плюс консоль имела обратную совместимость с играми для персонального компьютера Amiga CDTV. Итоговое количество игр достигло 200, из которых больше 50 можно назвать хитовыми. CD32 также умела воспроизводить диски формата Video CD.

Жизнь первой 32-битной консоли была рекордно короткой — всего месяц после официального запуска. Сначала возникли проблемы с просроченными выплатами по патенту XOR, поэтому консоль в судебном порядке официально запретили продавать в США. Потом сама Commodore прекратила поддержку платформы и остановила поставки в британские магазины. Спустя полгода компания Commodore окончательно обанкротилась.

3DO Interactive Multiplayer (1993)

{ "items": [{"title":"Panasonic FZ-1 R\u00b7E\u00b7A\u00b7L 3DO","image":{"type":"image","data":{"uuid":"47d7a3cf-7b7b-ae32-eda6-8eb62197e9ab","width":1920,"height":897,"size":193119,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"Panasonic FZ-10 R\u00b7E\u00b7A\u00b7L 3DO","image":{"type":"image","data":{"uuid":"1c618121-5b5d-3c3c-5828-9487d075f364","width":1920,"height":1016,"size":191718,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"GoldStar 3DO","image":{"type":"image","data":{"uuid":"63676c43-4081-fc82-997a-c634c80574b7","width":1920,"height":1056,"size":178714,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"Sanyo 3DO TRY","image":{"type":"image","data":{"uuid":"64698c05-48a5-6b75-2d6c-e97ae5da567e","width":1920,"height":1108,"size":203566,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Компанию 3DO основал Трип Хокинс, бывший руководитель и создатель Electronic Arts. Хокинс продавал готовое решение для производства современной и мощной платформы. Технологию у 3DO выкупили Panasonic, Goldstar и Sanyo. Все три компании производили собственные версии 3DO.

В первом рекламном ролике голос за кадром рассказывал, что пора завязывать с детскими игрушками и приступить к игре на «самой совершенной игровой системе во вселенной». В ролике консоль Sega Mega Drive полетела вместе с Super Nintendo в пыльный ящик.

Многие слышали про 3DO в середине в 90-х, но мало кто видел её вживую. Игры для 3DO легко «пиратились», но вот само 32-битное чудо стоило как зарплата начинающего российского работника. В США на старте около 600 долларов, в России ближе к 800. Не помог и выпуск удешевлённой версии FZ-10, ведь у потребителя закрепилось в голове, что 3DO — дорогая платформа для богатых чудаков. Консоль просуществовала всего три года, не выдержав конкуренции с популярной Sony PlayStation и Sega Saturn.

Проблема была не только в цене. Половина игровой библиотеки 3DO переполнена невзрачными FMV-играми с бездарной актёрской игрой и спецэффектами. Эпоха мультимедийных игр резко прекратилась с появлением первых полностью трёхмерных игр. Игроки хотели красивую трёхмерную графику в реальном времени, а не ролики с живыми актёрами, интерактивные тиры и квесты.

Однако другая половина библиотеки состояла из безусловных хитов. Среди них был Gex, The Need For Speed, Doom (лучший саундтрек из всех портов), Wing Commander 3, порт последней аркадной версии Street Fighter II, Road Rash, Killing Time и другие знаменитые тайтлы. Проблема в том, что все эти игры впоследствии вышли на других платформах. 3DO попросту лишилась большинства эксклюзивов и растеряла свою ценность.

Atari Jaguar (1993)

Компания Atari вернулась на консольный рынок в 1993 году, представив свою «феноменальную» Atari Jaguar. Феноменальную по части откровенной лжи в рекламе. Потенциального покупателя обманывали, называя Jaguar первой 64-битной консолью. На деле Jaguar была 32-битной платформой с 64-битным графическим сопроцессором. Atari просто играла на чувствах покупателя, так как в те годы мало кто разбирался в разрядности и мощностях различных систем. Многие знали, что чем больше у консолей бит, тем она лучше и мощнее. Но то, что работало в конце 80-х — не работало в 1994 году. Агрессивная реклама отталкивала и раздражала покупателей.

Революции не случилось. Из запланированных игр вышло всего 80, многие находящиеся в разработке пришлось отменить (ранние версии отменённых игр часто всплывают в сети). К основным недостаткам консоли причисляли: неудобный геймпад, напоминающий телефон, слабую поддержку от сторонних разработчиков и скромную библиотеку игр. На Atari Jaguar вышел один из лучших портов Doom на консоли, а также обновлённый Wolfenstein 3D. Самой продаваемой игрой стал шутер Aliens vs Predator.

В течении первого года Atari продала сто тысяч экземпляров консоли. Не помогло ни снижение цены, ни выпуск Atari Jaguar CD — аддона по принципу Sega CD к Mega Drive. Jaguar CD так и вовсе стала объектом массовых насмешек. Зачем было выпускать дорогостоящий аддон для мёртвой консоли, если при соединении с обычным Jaguar устройство превращалось унитаз?

Atari поддерживала Jaguar три года, потерпела огромные убытки и навсегда ушла с консольного рынка. Так закончилась история одного из гигантов, популяризовавших консоли в мире.

Sega Saturn (1994)

Saturn была слишком инновационной консолью для своего времени. Sega угробила потенциально успешную разработку чередой необдуманных и глупых решений. Узнав про скорый выход Sony PlayStation в США, Sega пошла на отчаянный шаг, выпустив консоль на 4 месяца ранее главного конкурента. Sony же поступили хитро, анонсировав цену в 300 долларов, тогда как Sega просила за свою консоль 400. Если добавить к этому всего пять игр на старте, то запуск в США с грохотом провалился. В Японии консоль продавалась не хуже PlayStation, а на первых порах — даже лучше. Отчасти благодаря цепляющему рекламному маскоту Сегата Сансиро.

Инновационность консоли заключалась в многопроцессорности. Шутка ли, но у Saturn было два основных и 6 вспомогательных процессоров. В 2007 году разработчики критиковали PlayStation 3 за сложную архитектуру, ограничения и неудобства при разработке игр. Каково разработчикам было в 1995 году? Архитектура Saturn попросту отпугнула западных создателей видеоигр. Мало кто хотел возиться с начинкой, поэтому многие игры выглядели не лучше PlayStation и использовали лишь один центральный процессор.

В умелых руках графика Sega Saturn превосходила PlayStation. Взять хотя бы порт Quake, Duke Nukem 3D, эксклюзивы Panzer Dragoon и Nights into Dreams. У Saturn было больше видеопамяти, текстуры не дрожали и не искажались, как на PlayStation. Геометрический примитив консоли базировался на четырехугольниках, а не на треугольниках.

Sega уничтожила Saturn в 1998 году на рынке США. В Японии консоль прожила до начала 2001 года, когда в магазинах давно продавалась PlayStation 2. Американские фанаты Sega считают, что в смерти Saturn виноват президент Sega of America Берни Столар. Столар говорил, что с Saturn у Sega нет будущего, поэтому нужно взяться за разработку новой консоли (ей в будущем станет Dreamcast). Сам Столар испытывал какую-то неприязнь к 2D играм, в особенности к японским ролевым играм, которые по его мнению продавались в США отвратительно. Final Fantasy VII показала, что Столар ошибался, но уже было поздно. Больше половины игр из библиотеки Saturn не добрались до американских игроков.

Apple Pippin (1995)

По стопам 3DO пошла Apple, разработав в 1995 мультимедийную консоль Apple Pippin для продажи сторонним компаниям. В новейшей технологии от компьютерного гиганта заинтересовалась две компании — японская Bandai и норвежская Katz Media.

Получилось что-то среднее между слабым компьютером без жёсткого диска и очередной консолью с мультимедийными обучающими программами. Конечно, с помощью Pippin можно сёрфить в интернете, использовать её как медиаплеер, но кому это нужно за 600 долларов с чертовски слабым железом и без нормальных эксклюзивов? Bandai потратила 100 миллионов долларов на производство и раскрутку консоли в Японии, но за недолгий жизненный цикл удалось реализовать всего 42 тысячи зкземпляра Pippin.

Sega Nomad (1995)

Sega Nomad — портативный Mega Drive. Идея сама по себе выигрышная, да и библиотека игр шикарная, но консоль провалилась. Дело в том, что в 1995 году Mega Drive не привлекал покупателя так, как это было в начале девяностых. Зачем покупать старую 16-битку в компактном формате по цене в 180 долларов?

Проблема была не только в высокой цене и морально устаревшим железе. У игроков закрепилось мнение, будто Nomad нещадно съедал 6 батареек за два часа игры. Мало кто знал, что к консоли легко найти обычный перезаряжаемый аккумулятор, навсегда решающий проблему постоянных трат на батарейки. Увы, Sega почти его не рекламировала. Консоль выбросили на американский рынок и через несколько месяцев забыли о её поддержке.

Nintendo Virtual Boy (1995)

Virtual Boy стал колоссальным провалом Nintendo на рынке США и Японии в начале 1996 года. Консоль была ужасна во всём. Её позиционировали как первую в мире портативную систему с великолепными стереоскопическими эффектами и настоящим погружением в виртуальную реальность. На деле же Virtual Boy стал первой консолью, вызывавшей у игроков серьезные головные боли, тошноту и даже припадки. Всё из-за того, что консоль отображала игры в двух цветах — ярко-красным и чёрном. После получаса игры на монохромных экранчиках приходилось пару минут привыкать к реальному миру и усиленно моргать. Глаза тоже часто слезились.

Да и какая это портативная консоль? Virtual Boy был габаритен и неудобен. Под него вечно приходилось выбирать удобную позу и стараться играть без резких движений. Библиотека игр не превысила и 30 тайтлов, а единственной хорошей игрой из списка можно назвать одну — Wario Land.

Nintendo уничтожила собственное детище меньше чем за год. Всю ответственность на провал Virtual Boy возложили на продюсера и геймдизайнера Гумпэя Ёкоя. Он покинул компанию сразу же после провала Virtual Boy.

Tiger R-Zone (1995)

Что может быть хуже Virtual Boy? Только её клон R-Zone! Американский производитель игрушек Tiger Electronics подсмотрел технологию у Nintendo и в кратчайшие сроки разработал консоль по мотивам Virtual Boy. Игрок с R-Zone выглядел глупо. Консоль крепилась на голову при помощи банданы, а сам игрок смотрел в специальный экранчик встроенный в картридж. Смотрел он в него либо одним глазом, либо скрещенными двумя.

Ни о какой графике речь и не шла. Tiger создали очередную LCD-портативку по типу старых Game & Watch (в России известен её клон «Электроника») и нацепили её на голову игроку. И всё это в конце 1995 года, когда в крупных магазинах продавались 3DO, Saturn и PlayStation.

Tiger Game.com (1997)

Видимо, провал R-Zone ничему не научил компанию Tiger. Потому что уже через два года на американских прилавках появилась портативная консоль Game.com. Чисто в теории всё звучало великолепно. Первая портативная консоль с сенсорным тачскрином, c функцией выхода в интернет и такими громкими игровыми тайтлами, как Mortal Kombat, Resident Evil, Duke Nukem 3D и Sonic the Hedgehog. Первые опасения начались после кричащей рекламы с экспрессивным карликом, который агитировал купить Game.com. В ней он оскорблял игроков, называл их дураками и то, что у них мозговых клеток меньше, чем игр на Game.com.

Что получилось в итоге? Тачскрин был неотзывчивым, монохромным и не имел подсветку. Зачем выпускать монохромную портативную консоль в конце 1997 года? В интернет можно выйти, но разве что ради почтового ящика, ведь браузер Game.com отображал только текст. Проблемы у игр были общие — низкая частота кадров, отсталая графика и музыка, пришедшая словно из времен Atari. Трудно представить, но на Game.com вышел Mortal Kombat Trilogy без фирменных разноцветных ниндзя и Sonic 3 с одной зоной на всю игру.

Nokia N-Gage (2003)

{ "items": [{"title":"N-Gage","image":{"type":"image","data":{"uuid":"ace621b8-5c94-698d-2597-2eceec16390e","width":1200,"height":685,"size":209166,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"N-Gage QD","image":{"type":"image","data":{"uuid":"fb5a9d81-8847-675f-8a60-b9ac90490e07","width":2240,"height":1431,"size":782850,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Воодушевившись успехом Gameboy Advance, мобильный гигант Nokia решил убить сразу двух зайцев — совместить новаторский смартфон и портативную консоль в одном устройстве.

Первым большим недостатком стало то, что это был больше телефон, нежели портативная консоль. Критиковали непродуманный дизайн устройства и неудобное управление. Чтобы поменять картридж, игрок должен выключить консоль, снять заднюю крышку, вытащить аккумулятор и только потом вставить новую игру.

Позже это изменили в обновленной версии N-Gage QD, но уже было поздно. Игровые издания и аудитория перестали рассматривать N-Gage как портативную консоль. Игры критиковали за вторичность, плюс они недалеко ушли от обычных мобильных проектов того времени.

Gizmondo (2005)

В 2005 году шведская компания Tiger Telematics (не путать с Tiger Electronics) представила миру свою портативную консоль Gizmondo, способную конкурировать с PlayStation Portable и Nintendo DS. Gizmondo имела фотокамеру, встроенный GPS-навигатор, SMS и MMS.

Её цена составила 400 долларов в США и 229 фунтов в Англии. Продажи шли плохо (продано всего 25 тысяч), но в разработке игр успели поучаствовать Electronic Arts, Sega и Eidos Interactive. За 10 месяцев существования консоли выпустили 28 игр, преимущественно спортивных и логических.

Gizmondo погибла вместе с карьерой главы европейского отделения компании Tiger Telematics — Стефана Эрикссона. Полиция раскрыла связь Эрикссона со шведским мафиозным синдикатом Uppsala. Его посадили в тюрьму на 3 года за подделку 20 миллионов шведских крон, нелегальное хранение оружия, нецелесообразную растрату денежных средств Tiger Telematics, хранение кокаина и вождение в нетрезвом виде.

HyperScan (2006)

Задолго до появления технологии Amiibo у Nintendo, американская компания Mattel показала похожую разработку на своей консоли HyperScan, вышедшей в 2006 году. Игрок прикладывал специальную карточку с персонажем к сенсору консоли, после чего в самой игре появлялся персонаж. Mattel ориентировала консоль на мальчиков в возрасте от 6 до 15 лет.

Критики не оценили технологию считывания карточек, посчитали её бесполезной. Единственные 5 вышедших игр на Hyperscan выглядели как плохие файтинги для старых мобильных телефонов. При этом загрузки в них были очень длинными — от 20 секунд до минуты.

PlayStation Vita (2011)

PlayStation Vita недавно исполнилось 6 лет. Консоль все ещё производится, но её уже похоронили как игроки, так и сама Sony. У компании стоял выбор между активной поддержкой PlayStation 4 и вложением огромных средств для раскрутки непопулярной Vita, но Sony выбрала стационарную консоль. После чего Vita пропала со всех крупных выставок и конференций. Sony открыто заявила, что не собирается выпускать крупные игры на Vita, а Сюхэй Ёсида (президент Sony Worldwide Studios) посетовал на неблагоприятный климат в эпоху популярности мобильных телефонов.

Так Vita лишилась крупных проектов и стала консолью для любителей инди, JRPG и нишевых японских игр. Другой ахиллесовой пятой консоли являются дорогие карты памяти. Западным игрокам не нравилось, что Sony сдирает с потребителя деньги, продавая 32 гигабайтную карту памяти за 80 долларов (половина стоимости Vita). В России Vita приняли прохладно из-за дорогостоящих игр и отсутствия пиратства.

За 6 лет Sony продала всего 15 миллионов экземпляров консоли. Это очень скромно по сравнению с культовой PSP, которая за 6 лет продалась в количестве 50 миллионов.

Nintendo Wii U (2012)

В январе 2017 года Nintendo Wii U сняли с производства. За неполные 5 лет на Wii U вышло порядочное количество отличных игр, но слабое железо, плохая реклама и отказ от поддержки со стороны крупных компаний привели Wii U к провалу. Wii U выглядела не так революционно, как обычный Wii. Игроки просто не чувствовали, что консоль принадлежит к восьмому поколению.

Если игрок полностью равнодушен к фирменным играм Nintendo, вроде Mario Kart 8 или Donkey Kong: Tropical Freeze, то консоль станет бесполезной покупкой. Кроме Bayonetta 2, Splatoon или Xenoblade Chronicles ловить на Wii U, в общем-то нечего. Через год после своего выхода стало понятно, что новая консоль заинтересует в основном фанатов продукции Nintendo.

Не стоит забывать про региональную защиту, маленький объем жесткого диска (максимум 32 гб) и то, что некоторые мультплатформенные игры выглядели и работали хуже, чем на PlayStation 3. Достаточно взять известные проекты, вроде Batman: Arkham City или Assassins Creed III. Продажи Wii U оказались на миллион меньше, чем у PlayStation Vita — всего 14 миллион проданных экземпляров.

Ouya (2013)

Идея создания консоли на базе операционной системы Android выглядела хоть и заманчиво, но с самого начала была сомнительной. Тем не менее, на проект Ouya в 2013 году собрали 8 миллионов долларов через Kickstarter и позже запустили несколько рекламных роликов. Один из них носит звание худшей рекламы за всё время существования игровой индустрии.

Маленькая коробочка размер с кубик Рубика привлекала симпатичным дизайном и низкой ценой. За Ouya просили всего 100 долларов, но и это оттолкнуло от консоли. Низкая цена никогда не была синонимом качества. Основная часть игровой библиотеки Ouya состояла из различных free-to-play проектов и казуальных игр. Инди-разработчики попросту проигнорировали консоль, ведь гораздо проще и перспективнее выпустить свою игру на той же PlayStation Vita или в Steam.

Геймпад неудобный и некачественный. Во время игры кнопки могли застревать в своих гнездах, а правый аналоговый стик противно скрипел.

Ouya легко превращалась в мощную эмуляторную станцию классических консолей. Неплохо эмулируются не только 16-32-битные платформы, но и GameCube вместе с Dreamcast. В 2015 году Ouya Inc выставлена на торги и поглощена компанией Razer.

#истории

{ "author_name": "Семён Костин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 55, "likes": 70, "favorites": 32, "is_advertisement": false, "subsite_label": "retro", "id": 6409, "is_wide": false }
{ "id": 6409, "author_id": 10527, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/6409\/get","add":"\/comments\/6409\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/6409"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

55 комментариев 55 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Alexander Landa

14

жара!
возможно, это никому не интересно, но у меня в коллекции есть и 3DO и Amiga CD 32, в обе играю с огромным удовольствием и ностальгией

Ответить

Борис Мартынов

Alexander
2

Какая 3DO? У меня была от Panasonic , первая игра, которую включил была огненный GEX)

Ответить

Alexander Landa

Борис
1

у меня Panasonic FZ 10 REAL, некоторые игры необоснованно на нем зависали, зато Doom шел просто отлично, все владельцы 386DX завидовали :)
Ну а про квесты и говорить нечего - это было прекрасно!
Можно даже написать отдельный рассказ про ЦП этой приставки, он был разработан наследниками Acorn (которые ВВС и которые, впоследствии, разрабатывали чипы для нВидии, эппл, МТК и так далее)

Ответить

Борис Мартынов

Alexander
1

О да ! Божечки это легенда ) продаёшь что ли?

Ответить

Alexander Landa

Борис
0

нет, сори)
просто фотку с авито взял, гугль ее первой поставил

Ответить

Борис Мартынов

Alexander
2

Точнее fz-10) в road rush ещё зависали постоянно) до сих пор помню Ее наизусть, и то как мы с друзьями сутками пытались открыть топовые мотоциклы 😂

Ответить

adob_hitler

Борис
1

тоже была фз10 мотики нфс полки ломились от пиратских сд. Но не было 2 джостика(( Но больше всех запомнил игру Капитан квазар и cannon fodder .
Может консоль не была коммерчески успешна, но сделана качественно и это самый первый сд привод на рынке, во всяком случае за год до сони1. Джостик проработал больше 10 лет, в то время как на той же снес и сеге они ломались только в путь.

Ответить

Борис Мартынов

adob_hitler
1

Дааа, капитан квазар , наиупоретейшая игра)

Ответить

PhenixN70

8

Ещё n-gage 2 была вторая попытка Нокиа, но она так же была провалена. А n-gage первый, по-моему мнению, одна из самых недооцененных консолей портативных. До сих пор играю на своем N70 в великолепные стратегии Pathway to glory 1-2 и High Seize, пинболл Mile High Pinball. Rayman 3 кнопки не позволяют играть, так же Splinter Cell, Pandemonium поигрываю. На n-gage было много крутых игр: Рэд Фэкшн, Ашэн, для любителей РПГ. И выглядели они на то время как компьютерные, а не мобильные как в статье написано. Там были взрослые и длинные игры на 10-20 часов и более. На то время графика была крутая, её называли плэйстейшен в кармане.

Ответить

Yulia Marina

PhenixN70
3

Полностью согласна, первая N-Gage была прекрасна :) я её очень любила и ходила с ней лет 7, не соглашаясь ни на что заменить - аналогов гибриду телефона и портативной консоли не было и нет.
Придирку насчёт небыстрой замены картриджа не понимаю.

Ответить

Семён Костин

PhenixN70
0

Может мне попадались такие игры, но библиотека всё-таки была скромной. Я долгое время ходил с Nokia N72 и там тоже были отличные игры, но от этого смартфон не превратился в консоль. После этого мало кто скрещивал телефон с консолью. По крайней мере Xperia Play консолью не называли.

Ответить

Kendrick

PhenixN70
0

Купил на старте продаж N-Gage QD, подписываюсь под каждым словом. Зависти друзей не было предела.

Ответить

Alex Olisov

5

Недавно смотрел интервью с Julie Uhrman (CEO Ouya). Так она вообще не была в теме игровой индустрии. Даже видео игры она называла TV Gaming, преподнося это как новое слово в игромире. Приставку на презентацию она принесла в бумажном пакете. Утверждала, что только у ОУЙИ на джостике есть тачпад, и так далее, и тому подобное... Да и играть игры типа Candy Crush на большом телевизоре, да еще и покупать для этого консоль...

Ответить

Alexander Landa

Alex
0

...but TV gaming is alive and well
Она очень пассионарно, правильно, уверенно, с любовью и знанием говорит глупости

Ответить

Иван Двойнишников

4

Надеюсь подобный список в будущем не пополнится Nintendo Switch.

Ответить

Denis Shiryaev

Иван
2

Ну после таких видео я даже не знаю, я понимаю что это подборка, но ощущение так себе – особенно учитывая цену консоли

Ответить

Denis Shiryaev

Denis
2

А вы минусуете почему? Лень написать что в видео не так, раз у нее такой низкий рейтинг по обзорам на ютуб? Или это любовь к nintendo?

Ответить

Ильяс Мек

Denis
0

да забей на эти минусы)

Ответить

Алексей Азаров

Иван
0

всё может быть

Ответить

Fedor Gorbachev

2

Про Виту - средней правдивости, если честно. Она провалилась на Западе, в то время как в родной Японии до сих пор, насколько знаю, люто популярна. А все потому, что на нее постоянно выходят тонны всяких JRPG, дейтсимов и прочих популярных в Японии жанров.

Ответить

art

Fedor
2

Не совсем ясно, что такого неудачного в Вите. 15 млн. оно, конечно меньше 50-ти, но все же провалом не назовешь.
Я себе купил пару лет назад и особого недостатка в играх не испытываю. При этом именно в инди и играю. Из ААА игр смог пройти только анчартед и тогда понял, что такие игры не для портативок, ну или для меня такое не годится -- у меня сессия длится минут 15-20, маловато для блокбастеров, но в самый раз для индюшатины.

Ответить

Семён Костин

Fedor
1

Продажи игр и самой консоли всё равно скромные на фоне Nintendo и старушки PSP. Я по чарту даже не помню, когда продажи какой-нибудь новой игры превысили хотя бы 500 тысяч. Консоль отличная, но с коммерческой стороны убыточна для Sony.

Ответить

Алексей Караченцев

Fedor
0

Тоже купил виту полгода назад и пока что весьма доволен. Приятная, удобная, функциональная, отличные игры. Ознакомился с четвертой персоной, поигрываю темнейшее подземелье в дороге, на очереди гравити раш и мурамаса. Еще в планах хд коллекция мгс и world of final fantasy. Когда все вины перепройду, можно будет упарывать те самые бесконечные жрпг.
Очень жаль что так не взлетела. Радует только что сторонние студии всё же довольно часто портируя игру на пс4 запускают игру и на виту.

Ответить

Константин Китманов

2

Была у меня N-Gage QD, в роли первого смарта — в ней уже не надо было выключать девайс, чтобы сменить карточку с игрой. Было довольно весело, несмотря на своеобразное управление и проблемы с поиском игр.

Ответить

Константин Суворов

1

Благодаря 3DO познакомился с такими играми, как Doom и The Need For Speed.

Не смотря на то, что консоль не выжила, практически все игры выпущенные для неё, как минимум получились хорошими. Самая крепкая по качеству линейка игр.

Ответить

Alexander Landa

Константин
0

Doom для 3ДО сразу (из коробки) был с MIDI треками и это была лучший музыкальный порт для дума. т.е. на 3ДО музыка звучала лучше всех (даже по сравнению с PC Turtle Beach или другими миди картами)

Ответить

Igor Smirnov

Alexander
0

Вот только Doom на 3DO не использовал MIDI-треки.

Соус: https://github.com/Olde-Skuul/doom3do/tree/master/music
I had no time to port the music driver, so I had a band that Art Data hired to redo the music so all I needed to do is call a streaming audio function to play the music.

Ответить

Dmitry Lazarev

1

Спасибо за Сегата Сансиро, мощная японская реклама!
Кстати Wii U дает шанс поиграть в The Legend of Zelda: Breath of the Wild, топейшей зельдой в мире ) и в милейший Captain Toad!!!

Ответить

Павел Цыренжапов

1

Ouya-отстой,
Wii U-культово и теоретически держалась до 2013-14 года,до PS4 и XOne.

Ответить

Дмитрий Удaлов

1

Видимо, Zeebo от TecToy настолько провальная, что её даже не нашлось места в этом списке)

Ответить

Семён Костин

Дмитрий
0

Рынок Бразилии и Мексики. Она отвратительна, но насколько я знаю — не полный провал по продажам.

Ответить

Даниил Данковский

0

Всё-таки, мне кажется, будет правильно говорить "экземпляров приставки", а не "копий". Копиями игры продаются, потому что диски/инсталляция - это именно что копии одной и той же игры. Да и не встречал никогда такого выражения.
P.S. Статья понравилась.

Ответить

Vadim Fedenko

0

стоит сделать поправку, что ouya с эмуляцией дримкаста и тем более геймкуба не справится, вместо этого использовался обычный стриминг с пк

Ответить

Семён Костин

Vadim
0

На самом деле можно, но с переменным успехом. У Shenmue адски глючат текстуры и частота кадров постоянно сидит в районе 15-25. Какие-то игры жутко тормозят или не запускаются.

От Gamecube можно что-нибудь простенькое запустить (файтинги, JRPG). Зельду и RE4 не тянет, да и зачем?

Ответить

Vadim Fedenko

Семён
1

ну, конечно, тот же shenmue или sonic adventure 2 можно запустить на reicast в половину фпс, причем, в самых первых билдах эмулятора даже не было проблем с текстурами в shenmue, я имел ввиду, что в ролике-примере эмуляции геймкуба использовался limelight, приложение для стриминга сама ouya без которого бы не справилась

Ответить

Роман Букин

0

Спасибо за интересную статью

Ответить

Алексей Графов

0

а где steam machine?

Ответить

Семён Костин

Алексей
0

Так это компактный PC.

Ответить

Anton Isakov

0

Отличная статья.
А мы в России, люди простые, нам дали Дэнди - на ней и играли, про провалы всякие не знали)

Ответить

Nikita Nikolayev

0

Так, ну если тут говорится про Atari 5200, без AVGNа не обойтись.

Ответить

Андрей Алябьев

0

Ещё можно добавить sega dreamcast, хорошая консоль была, свои хиты тоже присутствовали, но опять не в то время вышла и окончательно похоронила производство консолей для компании.

Ответить

Семён Костин

Андрей
0

Всё так, но о ней вспоминают с теплом, к тому же за три года вышло как минимум 60 отличных игр. Их и сейчас инди-разрабы делают.

Ответить

Евгений Нестеровский

0

Отличная статья, спасибо!

Ответить

Igor Smirnov

0

У Saturn было больше видеопамяти, текстуры не дрожали и не искажались, как на PlayStation.

Автор, подучи матчасть и не позорься. Как раз "дрожание" полигонов и искажение текстур там тоже были, но не были настолько заметными, как на PS1.

Ответить

Семён Костин

Igor
0

Постойте, но разве я написал, что они не совсем не дрожали? Где вы это увидели в тексте? Искажения не бросаются в глаза как на Плойке, где «плывет» почти всё. Провел за Сатурном достаточно времени, поэтому ничего мне учить не надо.

Ответить

Igor Smirnov

Семён
0

Тогда можно было конкретней выразиться? "Текстуры не так дрожали и искажались, как на PS1", и дело в шляпе.

Ответить

Danil Snitko

0

По рекламным роликам для неудавшихся консолей можно предположить, как, должно быть, описывали целевую аудиторию рекламщики и их клиенты: «грубые, мятежные, неотесанные обсосы, которые восприимчивы к агрессивной подаче и окрикам». Все взаимосвязанно — ты не любишь своих клиентов, клиенты не любят тебя и твой продукт.

Стоит задуматься и поучиться на чужом неудачном опыте.

Ответить

Eugene Nesmeev

0

Консоль с этим геймпадом порвет и Sony и Microsoft.
http://www.prweb.com/releases/2016/09/prweb13675322.htm

Ответить

Никита Костоглод

Eugene
0

Никого не порвет Microsoft уже пытались порвать всех своим геймпадом Поищите =)
Microsoft Sidewinder Dual Strike

Ответить

Семён Костин

Eugene
0

Жуть. Геймпад выглядит как робот с отрезанными конечностями.

Ответить

Дмитрий Сироватко

0

Странно, что в топе нету Дримкаста - у них с Сатурном примерно одинаковые продажи были.

Также удивило отсутствие PC-FX и Neo Geo CD. Ну и Playdia, если уж на то пошло :)

Ответить

Семён Костин

Дмитрий
0

Вокруг Dreamcast всё-таки сильная народная любовь, да и плохой консолью её не назовешь. Просто Sega схлопнулась и ушла с консольного рынка. Компания была обречена уйти с консольного рынка после 5 лет непрерывных ошибок.

Остальные я думал включить, но вышел бы совсем неподъемный объем, к тому же они экзотичные с самого начала. Это всё равно как пинать WonderMega/X'eye.

Ответить

Дмитрий Сироватко

Семён
0

Ну у Сатурна тоже культовый статус, и в Японии он хорошо продавался. Это у нас в России о нем два с половиной человека слышали, а так его можно смело ставить рядом с Дримкастом по части народной любви.

Хотя, конечно, революционных проектов там особо не было - в основном, засилье файтингов и скролл-шутеров, которые так обожают японцы.

Пример с WonderMega/X'eye некорректен - это всего лишь одна из вариаций комбайна Genesis + Sega CD.

Marty, кстати, тоже не хватает в списке, хотя сам комп FM Towns пользовался в Японии хорошим спросом)

Ответить

WhiteCrow

Семён
0

А Стеам Машине почему не вписали?

Ответить

Семён Костин

WhiteCrow
0

Потому что когда я писал этот материал, то со Steam Machines всё туманно было. Свои старые материалы всегда улучшаю, так что обязательно потом её впишу. Посмотрю как дальше с этой платформой дела пойдут.

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]