Стоит ли играть сейчас? Часть I. [F.E.A.R.]

Думаю, все слышали об этой игре. Если верить мнению игравших, то F.E.A.R. является одним из лучших шутеров своего времени и до сих пор не имеет особо никаких аналогов. Я прошел его только сейчас и хочу рассказать о том, действительно ли стоит обратить на него внимание в 2023 году.

Стоит ли играть сейчас? Часть I. [F.E.A.R.]

F.E.A.R. - весьма известный шутер с элементами хоррора. К сожалению, в свое время он прошел мимо меня. Узнал я о нем довольно поздно, когда ему было уже примерно лет 10 минимум. А поиграть довелось и вовсе только сейчас. Однако я давно слышу в его сторону довольно хвалебные отзывы. Время от времени кто-то где-то вспоминает про F.E.A.R. и рассказывает, какой это был классный шутер и что до сих пор особо никто не приблизился к его уровню. Теперь и я прошел F.E.A.R.(на самом деле довольно поздно прошел) и без какой-либо ностальгии могу оценить его. А также сказать, стоит ли заходить в него сейчас, если вы тоже в свое время скипнули его.

Оглавление

Сюжет

Не хочу полчаса пересказывать весь сюжет(едва ли кому-то интересно читать спойлеры). Просто вкратце расскажу про завязку и основных действующих лиц.

Мы играем за оперативника F.E.A.R.(вымышленный спецназ из мира игры) и должны выполнить особую миссию. Нам необходимо убить Пакстона Феттела. Это мужик, который долгое время был кем-то вроде подопытной крысы. Вследствие этого он получил сверхъестественные способности, которые позволяли ему оказывать воздействие на разум других людей, а кто-то даже поддавался полному контролю.

Пакстон Феттел
Пакстон Феттел

Основной проблемой является то, что он может контролировать сознание солдат-клонов. Это репликанты, которых создали для армии США для вполне очевидных целей. Однако Феттел направил их против властей и против нас соответственно.

Солдаты-клоны
Солдаты-клоны

И с вот такой вот бедой мы должны разобраться, потому что обладаем удивительными способностями и наверняка должны справиться с заданием. Это, в общем-то вся, завязка. Сам сюжет на самом деле довольно интересный и требует полного внимания ко всем диалогам и тому подобному. Иначе понять его будет весьма затруднительно. Пересказывать все в деталях нет смысла. Сюжет в целом хороший, можете поверить мне на слово.

Шутерная составляющая

Шутерная составляющая - это краеугольный камень всего F.E.A.R., и собственно, причина его успеха. Это связано с тем уровнем детализации боев и оружия, которого добились разработчики игры. В рамках шутера F.E.A.R. практически не имеет никаких недостатков. Но все-таки была немного сомнительная вещь, которая раздражала во время прохождения. С нее, думаю, и можно начать.

Этот минус F.E.A.R. появился на свет потому, что игра оказалась в каком-то смысле слишком технологичной. Дело в том, что F.E.A.R. очень динамичный, и абсолютное большинство перестрелок проходит в помещениях с физическими объектами, которые очень охотно реагируют на наши попадания. И чаще всего достается стенам. Из них, что вполне очевидно, вылетает пыль, всякая штукатурка и прочее. И каждый раз все это превращается в своего рода дымовую завесу, которая полностью перекрывает нам поле зрения, но противники сквозь нее видят отлично.

Неприятно
Неприятно

Это единственный момент, который мне не понравился. Но думаю, что это совсем мелочь. Тем более что в остальном шутерная составляющая вообще не вызывает никаких вопросов.

Первое, о чем стоит сказать - это оружие. Оно сделано просто отлично(особенно для игры, которой почти 20 лет). Абсолютно весь арсенал ощущается настоящим и таким, каким он и должно быть. У всех пушек есть что-то вроде баллистики, вменяемая отдача и очень хороший импакт.

Моей любимой пушкой стал дробовик. Если стоять достаточно близко, то практически любой противник отлетает с одного выстрела и раскладывается на атомы(ну или просто теряет голову или ноги).

Помянем

И несмотря на довольно скромный арсенал вооружения, в нем все равно нашлось место для "необычных" пушек. В игре есть плазменное ружье, гранатомет и особый дробовик, который стреляет какими-то разрывными боеприпасами. Но моим фаворитом среди "необычного" оружия является пушка, которая стреляет какими-то стальными здоровенными болтами. От попаданий с этого чуда враги прибиваются к стенам и остаются на них висеть.

Впечатляет

За это, к слову, отдельное спасибо хочется сказать движку и проделанной над физикой работе. Как я уже говорил ранее, все окружение очень охотно реагирует на наши попадания. И это не ограничивается пылью из стен. Всюду разлетаются осколки, ошметки противников и прочее. Вы можете случайно задеть какой-нибудь огнетушитель, и он взорвется, разнеся вместе с собой все окна и солдат-клонов. Ну или просто вы просто сами бросите что-то взрывоопасное во врага. В динамике это выглядит впечатляюще даже сейчас.

Как можно заметить из прошлого футажа, в игре есть что-то вроде замедления времени. Это наша абилка, которая позволяет безопасно расстреливать сразу толпы врагов в эффектном slow motion. Вся эта эффектность также напрямую связана с движком игры и реализованной физикой. Поэтому мы так четко можем видеть наши пули и прочие детали.

Не менее важным является ИИ наших противников. Болванчиков из F.E.A.R. едва ли можно назвать болванчиками. Это фактически реальные противники. Они постоянно переговариваются между собой, отдают команды. Могут стрелять из укрытий, менять эти самые укрытия или вести огонь вслепую, показывая только руки и оружие. Они постоянно пытаются обойти нас, закидать гранатами или, наоборот, могут отступать под нашим натиском. Я был удивлен и тем, что противники переворачивают всякие шкафы и ящики, делая из этого импровизированные укрытия. У них также есть специальные анимации для ползания и перепрыгивания через эти шкафы и прочие препятствия, которые они перевернули. Все это делает ботов действительно сильными противниками. Я даже на средней сложности иногда испытывал проблемы из-за натиска солдат и постоянного дефицита патронов. Это весьма серьезный комплимент для шутера, ведь зачастую болванчики в играх представляют собой бестолковые губки, который впитывают сколько-то урона и откисают. В F.E.A.R. же каждое серьезное столкновение чревато небольшим испытанием.

Серьезные ребята
Серьезные ребята

Ну и, конечно, нельзя забывать о некоторой постановочности. Время от времени будут случаться какие-нибудь скриптовые события со всякими взрывами, разрушениями и внезапным появлением врагов. Зачастую они происходят довольно неожиданно и делают и так динамичный геймплей еще более драйвовым.

Также в качестве небольшого разнообразия иногда дают пострелять с какого-нибудь пулемета или супер пушки. В такие моменты, конечно, ощущаешь себя кем-то вроде бога, учитывая, что боты весьма и весьма проблемные в обычном бою. А тут можно, считай, на халяву положить целый отряд.

Победа
Победа

К шутерной составляющей у меня особо нет никаких вопросов. Это самая сильная сторона игры, и неудивительно, что игрокам она так хорошо запомнилась. Нечто подобное даже сейчас довольно нечасто удается встретить, и нередко приходится за это отвалить кругленькую сумму. А тут самый настоящий блокбастер 2005 года за 200 рублей. Впечатляет, что разрабы смогли реализовать нечто подобное почти 20 лет назад.

Хоррор составляющая

Вот с этим у F.E.A.R. уже не так все гладко. Я бы сказал, что 50/50. Дело в том, что игра очень хочет нас напугать всякими дебильными скримерами и псевдо страшными ситуациями. Например, на вас внезапно может выскочить какая-нибудь картинка с кровавым трупом. Или окружение сменится шизоидными галюнами со всяким трешем. Возможно это пугало 20 лет назад, но сейчас выглядит как посмешище. Нечто подобное больше раздражало меня, чем пугало, потому что напрочь сбивало динамику игры.

Апогеем подобных пугалок стали моменты, когда нас просто заставляют посреди какого-нибудь жопного огня отстреливать каких-то злых духов, которые еще почему-то наносят просто анальный урон. Подобное прямо-таки заставляло закатить глаза от духоты и скукоты.

Очень страшно и интересно(нет)

Но при этом сама по себе атмосфера в игре очень гнетущая и напряженная. Временами, когда все бои затихают и ты просто бродишь по каким-то помещениям. И вроде бы вот ничего совсем не происходит. Просто шастаешь туда сюда в поиске выхода. Но всепоглощающая темнота, наши собственные звуки и эмбиент на фоне так и напрягают, не давая расслабиться.

Самым стремным было, пожалуй, перестреливаться с какими-то невидимыми чертями. Они зачастую нападали там, где нет особо никакого света, и заметить их было очень трудно. Поэтому, когда они внезапно появлялись перед лицом, пересраться было весьма просто.

В итоге получается ситуация, когда часть элементов хоррор составляющей попросту не работает. Ну вот не страшно смотреть на скримеры и белую плиточку в крови. Мне кажется, что даже тогда(в 2005 году) это пугало не особо, а теперь вообще больше раздражает. Однако сама атмосфера у игры очень сильная. Даже когда нет никаких сражение, напряжение все равно не спадает, и ты находишься в ожидании чего-то плохого. Поэтому хоррор составляющую я бы назвал средней. Она как бы работает и работает хорошо, но только наполовину.

Вердикт

В F.E.A.R. поиграть определенно стоит. Шутерная составляющая не выглядит устаревшей даже сейчас. Качественная реализация оружия, хороший ИИ, весьма неплохая физика окружения. Все это делает сражения F.E.A.R. в каком-то роде бессмертными. По какой-то причине другие разработчики решили проигнорировать успехи своих коллег из Monolith Productions. Поэтому в десятках последующих шутеров, которые выходят и по сей день, противники в основном выступают в роли груш для битья. Мы косим их толпами и называем болванчиками. Вполне возможно, что мы даже уже привыкли к такому и считаем это нормой. Однако F.E.A.R., постучавшийся из 2005 года, показывает обратное. Могу сказать, что те люди, которые говорили про превосходство F.E.A.R. над многими современными и, в общем-то, не врали. Я так с ходу и не могу вспомнить нечто подобное в современных шутерах. Поэтому в F.E.A.R. следует поиграть хотя бы из-за его шутерной составляющей. А я ставлю ему 7/10 и выдаю свой вердикт : игра все еще актуальна.

Данная статья участвует в конкурсе при поддержке kupikod.com — #KUPIKODбашляет

Пук
Пук
1717
25 комментариев

стоит, что за вопросы))

5
Ответить
Автор

Ну, нередко я сталкивался с овердрочем по поводу какой-нибудь игры, а на деле там ничего особенного не было. Fear на удивление оказался реально хорош.

Ответить

Я первую часть прошел когда был двухтысячи лохматый год максимум до 2009 года, у меня был селерон 2800, с 4гб ддр2, и видухой сапфир радион 256мб. И тогда это было куда круче чем щас. Тогда спец.эфекты были как - нихуясебе 😁

2
Ответить
Автор

Ну для своего времени реально разъеб, если даже сейчас все еще хорошо смотрится.

Ответить

Очень Крутая игра. Альма давала просраться в свое время. Все никак не могу забыть бедолаг, от которых одни скелеты да кровавые лужи остались.

1
Ответить
Автор

Меня наоборот все эти скримеры раздражали. Как будто бы надо было их поменьше делать, а атмосферу побольше накрутить.

2
Ответить

Кстати, подсайт в ШБ. Советую опубликовать в другом месте (якорь, игры), или в личном блоге.

1
Ответить