Девственная простота и наивность Valkyria Chronicles

Девственная простота и наивность Valkyria Chronicles

Немного поговорим о проекте времен ранних эксклюзивов PS3, ныне практически мертвой серии.

Бокс-арт «Valkyria Chronicles» на PS3
Бокс-арт «Valkyria Chronicles» на PS3

«Valkyria Chronicles» – это проект своего времени.

Начало жизненных циклов PS3 и Xbox 360 вело за собой множество необычных ситуаций. В основном это выражалось в привлечении японских студий на свою платформу со стороны Microsoft, а также в создании необычных проектов для реализации заложенной в свою консоль мощности (как бы смешно это не звучало) со стороны Sony.

Имеет ли «Valkyria Chronicles» какую-никакую популярность? Ну, как бы да, этому во многом способствовал релиз на ПК в 2014 году, но, по ощущениям, серия уже давно забыта, если не окончательно мертва. Фандом у игры как бы есть, ведь, например, сравнительно были переведены части серии на PSP, но я бы не назвал его сильно обширным и известным. И это не смотря на то, что «Valkyria Chronicles» имеет в своей основе уникальную боевую систему, которая успешно сочетает стратегию с экшен-элементами. Игра, конечно, вышла из статуса «скрытой годноты из раннего периода PS3», но о популярности проекта говорить явно не приходится.

(Бокс-арты частей «Valkyria Chronicles» на PSP)

Вообще тот период был достаточно жесток по отношению к разработчикам: один неверный шаг и твой, казалось бы, интересный проект оказывается никому не нужен и уходит в забвение на долгие, долгие годы, пока очередные энтузиасты не решат покопаться в старье и найти там что-то стоящее. Достаточно вспомнить какую-нибудь «Folklore» с одной стороны или какие-нибудь «Lost Odyssey» и «Blue Dragon» с другой.

К слову, сам давно хотел попробовать «Folklore», но что-то никак руки не доходят

«Valkyria Chronicles» не стала исключением: в результате достаточно продолжительной разработки, подбора тематики, создания уникального визуального стиля и проработки основного ядра геймлея, получилась отличная игра, которая продавалась на удивление плохо (чуть менее двухсот тысяч копий).

Тем удивительней был тот факт, что продажи уже ПК-версии, вышедшей в 2014 году, оказались большими по меркам серии – почти миллион проданных копий на момент 2018 года. Это еще одно подтверждение того, что игра просто вышла не в ту эпоху. Уверен, что выйдя «Valkyria Chronicles» в условном 2023 году – это был бы хит, который клеймили бы «темной лошадкой» и «отдушиной после типичных приевшихся ААА блокбастеров» или типа того.

Бокс-арт ремастера «Valkyria Chronicles» на PS4
Бокс-арт ремастера «Valkyria Chronicles» на PS4

И видит Бог – «Valkyria Chronicles» того заслуживает, и я говорю не только о удачном визуальном оформлении, но и о начинке самой игры. Тематика «Valkyria Chronicles» хоть и не блещет уникальностью, но зато абсолютно точно выражает ее в методах исполнения и реализации. Поэтому предлагаю погрузиться в этот ранний эксклюзив PS3 с головой и ответить на вопрос: так насколько же это хорошо?

Содержание:

Девственная простота и наивность Valkyria Chronicles

Скажу честно – я не очень люблю копаться в дневниках разработчиков, каких-то интервью и прочем сопутствующем контенте. Нет, я признаю, что там однозначно можно найти что-то интересное, подметить уникальные детали, которые ты в ином случае просто бы не заметил, и все такое прочее, но мне больше доставляет удовольствия делится впечатлениями, нежели в очередной раз делать типичный пересказ сюжета с дегродскими шутками.

Так или иначе, история разработки «Valkyria Chronicles» представляет из себя что-то интересное, во многом из-за особенностей самой игры. Изначально проект задумывался как такая достаточно типичная японская тактика с видом сверху, персонажами со своими индивидуальными особенностями и пошаговыми боями. Отличительной же особенностью проекта была тематика войны, которая должна была принять драматический окрас.

Старт разработки был дан в 2003 году и на тот момент времени можно было сказать, что игра находится на стадии прототипирования, т.е. разрабатывались основы дизайна, стиля персонажей, ядра геймлея. В общем-то, это, действительно, был довольно ранний этап разработки с размытыми критериями будущего продукта. Доходило до смешного: разработчики не знали даже на какую платформу собираются выпустить свой проект (хотя, скорее всего, выбор пал бы на PS2). Кстати, первое название игры звучало как «Gallian Panzers» (или «Галлийские танки»).

(На ранних этапах продумывалась основная тематика, сеттинг и геймплеяная основа игры)

Так или иначе, в первой фазе разработки участвовало не так много людей, основная же часть работы началась только в 2005 году. Началось все с тестов геймплейной части, разработкой которой, в основном, и занимались в первые два года работы. Показанное не впечатлило тестировщиков, было много комментариев в стиле: «типичная японская пошаговая стратегия». Отзывы были услышаны, и разработчики решили немного сместить фокус, т.е. оставить тактическую часть игры, когда ты распределяешь команды и ресурсы на макроуровне, но добавить туда маленькую деталь – более глубокую интеграцию игрока в игровой процесс. Сделать это планировалось путем перемещения основной части геймплея в 3D локации, в которых игрок мог свободно перемещаться.

В интервью разработчиков периодически мелькали упоминания «клеточек, в пределах которых ходят персонажи», причем зачастую в негативном контексте. Видимо поэтому было принято решение максимально отдалится от такой «стандартизированной» системы и дать игроку как можно больше свободы.

Девственная простота и наивность Valkyria Chronicles

Чтобы заставить игрока еще сильнее переживать за происходящее на экране, разработчики решили также изменить и систему персонажей, ведь у нас, как ни как, война со всеми ее последствиями. По их словам, в японской индустрии было принято максимально одушевлять сопровождающих игрока персонажей, давать им много времени на раскрытие, постоянно подчеркивать их индивидуальность. Но такая концепция работает скорее с небольшими отрядами, где на личность каждого человека можно отдать достаточно много времени.

Концепция же «Valkyria Chronicles» предполагала более расширенный вариант кооперации, ведь не может же отряд, т.е. полноценная боевая единица, состоять из 3-4 человек. В конце концов, не можешь же ты уделить каждому из 50-ти персонажей много игрового времени, ведь так? Поэтому было решено сфокусироваться на личностях небольшого количества персонажей, вокруг которых и будет развиваться основная история, а остальных поместить в так называемую «систему качеств».

(На каждого из членов отряда составлялась небольшая характеристика)

Иными словами, у каждого из второстепенных персонажей были свои индивидуальные особенности, которые давали бы те или иные преимущества (или недостатки) в бою. Ну, и вдобавок, якобы, таких персонажей не хотелось бы терять на поле боя, поэтому игроку, в теории, приходилось бы продумывать каждый шаг.

Следующее, чем занялись разработчики – это антураж и декорации, в пределах которых и происходят события игры. Сама идея взять временной промежуток от первой, до второй мировых войн, с вплетением какого-то элемента магии, была придумана изначально, но нюансы дали о себе знать уже несколько позже.

(Форма солдат как с одной, так и с другой стороны конфликта также подвержена влиянию двух мировых войн)

Как утверждали разработчики, в их понимании магия – это практически всегда дистанционный тип атаки. В таком случае каким же образом с ней может бороться пехотинец с оружием ближнего боя, скажем мечом или копьем? В результате обсуждений, упор был перенаправлен на огнестрельное оружие и тяжелую технику, которые, хотя бы в теории, должны были выглядеть как более-менее полновесный конкурент в сравнении с магией.

Девственная простота и наивность Valkyria Chronicles
Девственная простота и наивность Valkyria Chronicles

Сеттингом «Valkyria Chronicles» был выбран период между 1910 и 1950 годами XX века. Такой большой временной промежуток был взят не случайно: в ходе создания проекта, разработчики часто сталкивались с трудностями соответствия реально происходящих событий и их собственной задумкой, поэтому им приходилось идти на ухищрения и добавлять различные элементы, которые не совсем вписывались в ранее созданную картину.

Так, например, основная история «Valkyria Chronicles» происходит примерно в 1939 году, т.е. ровно в тот момент, когда началась Вторая мировая война (далее ВМВ). Но форма военных ВМВ была слишком мрачной и не выделяющейся, поэтому было принято решение сделать упор на униформу солдат Первой мировой войны. Оттуда, например, была взята красочность и некоторая гиперболизация одежды, а также отличительные особенности каждой из армий, вроде использования геральдики и флагов.

Мир «Valkyria Chronicles» – это мир прошедшей промышленной революции, в котором уже появились танки, но еще не появились самолеты. Главным и основополагающим ресурсом является Рагнит – странного рода субстанция, которая обладает как энергетическими, так и целебными свойствами. Предположу, что это какой-то своеобразный аналог нефти. За власть над этим ресурсом борются две силы:

1) Восточноевропейский Имперский альянс (далее ВИА) – жесткое иерархическое государство, ставящее во главу угла силу и «железную руку». Является аналогом различных империй XX века, в том числе Царской России, Советского союза, Германскаой Империи и Нацистской Германии;

2) Атлантическая Федерация (далее АФ) – содружество независимых государств, объединенных политическим, экономическим и идеологическим союзами. Является, очевидно, аналогом стран Европы.

Между этими двумя гигантами затесалось маленькое холмистое княжество Галия, которое пытается сохранять нейтралитет и лавировать между двумя гегемонами. Это небольшое государство, якобы, является родиной знаменитых мифических существ – Валькирий, которые, по легендам, могли владеть магией и правили этой частью континента задолго до людей. Правящий род Галии, якобы, является прямым потомком Валькирий и чуть ли не единственным реальным воплощениям былой цивилизации.

Сохранять нейтралитет между двумя настолько могучими соседями – это дело не простое, но Галии есть что противопоставить свалившемся на нее трудностям. Во-первых, географическое расположение: север и северо-запад страны омываются морем, а восток выделяется преобладанием холмистой и скалистой местности. На юге и юго-востоке находится пустынная местность. Во-вторых, в Галии принята всеобщая воинская повинность, которая в той или иной степени охватывает подавляющее количество населения страны. Третье – это глубокая приверженность правящей династии, причастность которой к мифам вселяет в сердца граждан надежду на чудо и какой-никакой «божий замысел» существования княжества.

Политическая ситуация на момент игры во многом схожа с реальной историей: относительно недавно отгремела Первая Европейская война, в результате которой ВИА и АФ опробовали свои силы и не решили практически никаких прежних конфликтов, а лишь породили новые. Одним из немногих выгодополучателей этой войны явилась, на удивление, Галия, которая отвоевала свою независимость и вышла из состава Империи. В течении следующих двух десятков лет страны копили силы и наращивали свои претензии к соседям, что в итоге вылилось во Вторую Европейскую войну, в начале которой и происходит повествование «Valkyria Chronicles».

Девственная простота и наивность Valkyria Chronicles

Вообще, первое впечатление о «Valkyria Chronicles» складывается исходя из ее уникального стиля, который главным образом привлекает на себя внимание. И да – это Cel-Shading, просто немного своеобразный. Для создания такого визуального эффекта был разработан специальный движок CANVAS, который имитировал стилизованную акварельную картинку.

Кроме того, движок позволял смешать традиционную анимацию c CGI элементами, а также 3D модельками и нарисованными звуками из комиксов и манги. Если присмотреться, то невооруженным взглядом можно заметить, как на самые обычные 3D модельки натянут акварельный слой. В общем-то ничего сложного, но повторить такое, кажется, никто не смог.

Если присмотреться, то можно обнаружить, что вся картинка «Valkyria Chronicles» представляет из себя как-бы карандашный набросок, центр которого уже успели закрасить краской. Но, если обратить внимание на края экрана, то можно увидеть, что они не дорисованы и представляют из себя своеобразные границы рисунка, прямо как страницы книжные страницы.

К слову, повествование ведется как раз в формате книги, которую игрок постранично изучает. Сделано необычно и стильно. Да и вообще весь дизайн игры можно охарактеризовать как «запоминающейся», а если учесть и тот факт, что он практически не устарел (ну, может разрешение немного шакальное и шальные лесенки мелькают то тут, то там), то эффект увеличивается в разы. Cel-Shading делает свое дело.

Девственная простота и наивность Valkyria Chronicles

Из-за такого оформления «Valkyria Chronicles» ощущается как такая своеобразная сказка, нежное пуховое одеяло, которое обволакивает и согревает тебя осенними вечерами. Это, опять же, было сделано в противовес основным тенденциям игровой индустрии того времени, когда проекты с военной тематикой использовали преимущественно темные цвета.

Ну, и вдобавок контраст ужаса происходящих событий и яркой цветовой палитры добавляет эффекта. Я бы даже сравнил «Valkyria Chronicles» с Властелином Колец, в том плане, что она также ощущается как сказка (хоть и большая), несет собой много не самых приятных вещей (по типу убийств и пыток), но преподносит это бережно и без смакования, оставляя единственный посыл: такие вещи ужасны сами по себе и не должны происходить.

Ну, и пляжный эпизод, конечно же

Дизайн армий противоборствующих стран вырастает напрямую из их жизненного уклада, понятий и верований. Империя выделяется своей громоздкостью, своими покрытыми металлом солдатами, своими монструозными машинами. Этот народ привык идти напролом и давить силой, что, собственно, и отражено в их гимне, а также основном цвете – красном. Солдаты Галии носят более легкую униформу светло-синего, даже голубого цвета. В целом, у меня только одна претензия – это какое-то подобие бронелифчиков на некоторых персонажах, которые не имеют вообще никакой функциональной ценности. Просто за них слишком сильно цепляется взгляд, и они выбиваются из общего баланса картинки.

(Самый сильный танк Галии VS Самый слабый танк Империи)

Саундтрек для игры написал Хитоси Сакимото, т.е. человек причастный к серии «Final Fantasy». Не играл ни в одну «Final Fantasy», поэтому ничего на его счет сказать не могу. Музыка в игре получилась… не плохой. Она не особо запоминающаяся, т.к. записана по большей части оркестром и не имеет своей индивидуальности. Я имею ввиду, что в игру она вписывается хорошо и отлично задает настроение при, например, битвах, но слушать его отдельно мне вообще не хочется. Ну, может кроме одного-двух треков, которые своими лиричностью и трагизмом просто не могут не зацепить.

Хитоси Сакимото
Хитоси Сакимото
Девственная простота и наивность Valkyria Chronicles

Геймплейная часть «Valkyria Chronicles» – это, наверно, самая уникальная часть игры. В первую половину прохождения я не один раз ловил себя на том, что мне куда приятнее бегать на поле боя и раздавать приказы, нежели просто смотреть катсцены. Во второй половине прохождения все стало ровно наоборот. Видимо, за 30-40 часов основная механика все-таки надоедает.

Основа геймплея «Valkyria Chronicles» состоит из двух частей: тактики и непосредственного сражения. Тактическая сторона представлена картой поля боя, на которой отмечены количество и типы дружественных войск, а также имеющиеся информация об армии противника. В верхней части экрана расположено количество очков действия (ОД) игрока, которые он волен тратить на ход своими войсками. Практически все виды войск требует одно ОД, но танки, за счет своей мощи и неуязвимости к обычным пулям, расходуют целых два ОД. В целом, в этом режиме игрок больше планирует и анализирует текущую ситуацию на поле боя.

Как и в реальных боевых действиях, в «Valkyria Chronicles» имеются свои специализированные виды войск, которые выполняют ту или иную задачу. Каждый из классов имеет свои особенности, свои сильные и слабые стороны:

  • разведчик далеко бегает, метко стреляет и много видит, но уступает в боевой мощи и живучести (хотя, если честно, то разведчик – это самый имбовый класс в игре, т.к. имеет огромное количество очков хода, а стрельба в голову позволит уложить практически любого);
  • штурмовики - крепкие юниты, способные наносить тонну урона, но, к сожалению, имеют сравнительное малое количество очков передвижения;
  • лансеры нужны скорее для борьбы с различными видами техники, т.к. хоть и наносят много урона, но запросто могут промахнуться, да и слишком они медленные;
  • снайперы преодолевают очень маленькие расстояния, но зато способны уничтожить точным выстрелом в голову практически любого;
  • инженеры имеют среднее количество очков хода, не так эффективны в бою, но зато могут чинить технику, восстанавливать укрепления, обезвреживать мины и обеспечивать патронами лансеров и снайперов.

Ну, и, конечно же, танки, которые медленно и не далеко ходят, но больно бьют. Изначально в игру планировали ввести еще и медика как отдельный класс, но потом от этой идеи отказались.

Особняком стоит система приказов, которая будет развиваться и становиться все актуальнее с каждой новой главой игры. Приказы – это, грубо говоря, бафы имеющихся войск, т.е. увеличение их атаки, защиты, уклонения и пр. Приказами можно вылечить союзника, увести раненного солдата с поле боя и даже вызвать минометный огонь по позициям противника (правда такие мощные команды разблокируются лишь ближе к самому концу). Ну, и, конечно же, раскрытие скрытого потенциала членов отряда, но об этом поговорим чуть позже.

Процесс отдачи приказа

После выбора любого из доступных персонажей, игрок перемещается на поле боя. Управление персонажем происходит с видом от 3-го лица. Вот это уже достижение мощностей новенькой PS3, которая позволяла дать игроку более широкий угол обзора, ведь изначально «Valkyria Chronicles» разрабатывалась с опорой на вид от 1-го лица. Тут уже можно разгуляться на полную, ведь нет никаких клеточек или чего-то подобного – только свободное перемещение на 360 градусов в пределах шкалы выносливости.

У каждого из персонажей есть свое оружие, запас аптечек, гранаты (и то не у всех) и уникальные классовые способности, типа ремонтного набора у инженера. Ограниченный боезапас имеют только снайперы и лансеры, ввиду, видимо, излишней имбовости их оружия. Хотя и этот недостаток легко исправить, необходимо просто держать рядом с ними одного инженера. Вообще тут виден явный дизбаланс: уж слишком много боезапаса пополняет инженер, пропадает смысл брать большое количество бойцов этих классов.

Имба в действии

Логика «пошаговости» в «Valkyria Chronicles» достаточно проста, понятна и, наверно, справедлива. Когда персонаж ходит, то в него, при наличии видимости и нужной дистанции, может стрелять кто угодно, как только ход заканчивается – все прекращается. Аналогичное работает и с режим прицеливания, когда персонаж выбирает куда выпустить очередную очередь. Но (это важно) огонь по нему прекратиться только тогда, когда персонаж поднимет оружие наизготовку, а это у разных классов происходит не с одинаковым интервалом, поэтому, например, лансеры получают больше всего урона.

Еще одно правило: если после атаки персонажа противник не умер, то он даст очередь в ответ. Я понимаю, что описываю нюансы, но именно они составляет основу красоты геймплея «Valkyria Chronicles» и тоже являются частью тактики. Так, например, ты знаешь, что снайперы и лансеры не могут вести по тебе ответно огня, поэтому за них можешь не беспокоится, но убрать их лучше сразу, ведь они могут поломать всю стратегию на корню. Или, например, возможность огневой поддержки, в случае если при атаке союзник стоит не далеко. Практически под каждую из таких фишек отводится чуть ли не отдельная битва, в которой, волей-неволей, придется учиться применять новую тактику.

Один выстрел лансера - один танк

Глубину всей описанной механике придает система укрытий. Ее суть проста как три копейки: пока персонаж сидит в укрытии, проходящий по нему урон снижен в разы. Разработчики еще на стадии планирования заложили основы «позиционной войны», таким приемом они хотели придать битвам большего эмоционального окраса. Занимаемая позиция в «Valkyria Chronicles» имеет подавляющее значения в битвах, ведь если тебе не посчастливилось вовремя найти укрытие, то велик шанс умереть от одной шальной очереди. Они старались создать ситуацию, когда каждый подобный опорный пункт представлял бы из себя проблему, которую не так просто было бы решить банальным «закидыванием мяса». И у них, действительно, это получилось – планировать приходится в разы больше.

Но каждый из находящихся на поле боя персонажей – не просто условная статичная кукла, но и целая личность (ну, ладно, может не целая, но хотя бы половинка)! Для большей эмоциональной отдачи, разработчики решили добавить имеющимся не сюжетным персонажам черты характеры – уникальные особенности, которые давали бы преимущества в одних ситуациях и недостатки в других. Как правило это выражается либо в нанесении большего урона, либо в большей точности, либо в игнорировании брони у противника, и наоборот. Да и в целом, по их коротким репликам и общей внешности, складывается типаж личность каждого из второстепенных персонажей.

Активируются эти врожденные особенности случайным образом, но у них есть и провоцирующие факторы. Например, если у кого-то имеется особенность «мужененавистник» и рядом с ним находится персонаж мужского пола, то соответствующий дебафф не обязательно появится, но шансы на это кратно увеличиваются. Как уже и говорилось выше, скрытые таланты можно активировать путем отдачи соответствующего приказа. И да – на поздних стадиях игры использование скрытых абилок персонажей становится чуть ли не основной стратегией в битвах с подавляющей силой противника. Ну, этому сложно сопротивляться, ведь некоторые из них, вроде игнорирование брони, которое может превратить разведчика в противотанковое оружие, уж больно сильные, чтобы их не использовать.

В верхней части экрана можно увидеть особенности персонажа
В верхней части экрана можно увидеть особенности персонажа

Вообще, несмотря на то, что игра пытается постоянно предлагать игроку что-то новое, т.е. создавать какие-то необычные ситуации, заставлять использовать конкретные тактики для решения поставленных задач и пр., примерно к концу второй трети тебе просто все это надоедает. Не знаю, как так получается, но я заметил у себя такое ощущение как в первое, так и во второе прохождение. Возможно всему виной не самый умный ИИ, который, скажем честно, зачастую делает абсолютно иррациональные вещи, а иногда и вовсе проявляет феноменальную смекалку и точность заканчивая игру одним точным выстрелом в союзный танк.

Хотя проиграть в «Valkyria Chronicles» достаточно сложно, хотя бы потому, что, как мне показалось, у ИИ противника стоит искусственное ограничение на количество ходов одним юнитом в размере двух единиц. Сделано это по понятной причине: для того, чтобы танк игрока не расстреливали за один ход.

После завершения сражения, игрок волен потратить полученный опыт и деньги на прокачку в соответствующем меню, которое, также как и остальная часть игры, оформлена в виде книги. Прочка в «Valkyria Chronicles»… существует, и даже представляет из себя какую-никакую ценность. Все просто: каждый класс качается с помощью вкладывания в него очков опыта; танки улучшаются путем улучшения их комплектующих и подбора более совершенных модулей, которые как бы встраиваются в сам танк. Кроме того, можно прокачивать экипировку и вооружение солдат. Ну и еще некоторые улучшения, вроде дымовой завесы, выдаются по мере развития истории.

Я имею ввиду, что ты не особо ощущаешь импакт от каждого повышенного уровня или купленной запчасти танка, но постепенно накопительный эффект дает скачкообразный результат. Например, при достижении 10-го уровня любым из классов у него открываются специальные дополнительные умения, вроде подствольного гранатомета у разведчиков и огнемета у штурмовиков. Полученные бонусы, действительно, полезны и значительно облегчают игру в некоторых моментах.

Процесс повышения уровня классов

Где-то рядом со всем этим находится возможность поменять используемое вооружение на что-то другое. Обычно новые пушки выдает правящий монарх в своем тронном зале за выполнение сюжетных миссий, но также игроку никто не мешает подбирать необходимое с трупов некоторых вражеских солдат.

Раз уж мы начали смотреть вкладку штаба, то стоит также сказать еще о двух подпунктах: «Главная улица» и «Кладбище». Во вкладке «Кладбище» нас встречает доброго вида старик, который, в свойственной дедовской манере, расспрашивает нас о жизни, а затем и сам повествует свою небольшую историю. Видимо, этот человек участвовал еще в Первой европейской войне, и, скорее всего, потерял там не одного товарища. Поэтому, чтобы уберечь нас как командиры от дальнейших бед, он берется иногда обучать игрока некоторым приказам, которые могли бы сильно помочь в бою. И эти приказы, действительно, сильно помогают. В общем-то, на этом смысл этой вкладки заканчивается.

Вкладка "Кладбище"
Вкладка "Кладбище"

На «Главной улице» можно узнавать последние новости мира игры, которые хорошо работают с глубиной проработки деталей повествования, а также покупать у владельца газеты «Записи» Ирен Эллет главы ее будущей книги, которую она напишет о похождениях бравого 7-го отряда во главе с главным героем. Как правило, мы покупаем у нее доступ к небольшим эпизодам, которые более глубоко раскрывают характер того или иного персонажа. Но то как игроку следует найти открытые эпизоды – это вообще отдельная история.

Дело в том, что повествование «Valkyria Chronicles» несколько не линейно, как и в случае с обычной книгой. Довольно часто бывает так, что мы случайно пропускаем страницы книги и они остаются не прочитанными навсегда. Так и в «Valkyria Chronicles» открываемые дополнительные эпизоды могут быть просто-напросто упущены игроком, т.к. находятся на несколько страниц позади текущего повествования. Все, что говорит об их наличии – это небольшая синяя закладка, которую достаточно легко не заметить на общем фоне книги.

Пример такой необязательной вкладки
Пример такой необязательной вкладки

В свое первое прохождение я не замечал открытых эпизодов и обнаружил их чисто случайно лишь к самому концу. Какого же было мое удивление, когда я обнаружил такие залежи контента. Тут с одной стороны хочется похвалить разработчиков за необычный подход, а с другой стороны можно запросто пропустить кучу контента. Я вот, например, только перед написанием этого текста ЧИСТО СЛУЧАЙНО обнаружил, что во вкладке улучшения экипировки солдат можно спуститься вниз и увидеть еще несколько степеней прокачки. Мне никогда этого даже в голову не приходило, да и мне особо этого никто не объяснял. Вот такой вот геймдизайн прямиком из 2008.

Девственная простота и наивность Valkyria Chronicles

Вот в таком контексте и развивается история о борьбе одного маленького государства за свою независимость. Хотя, если быть точнее, то...

история «Valkyria Chronicles» вовсе не о государстве или какой-то власти, а о войне и ее чудовищных последствиях для всех без исключения участников.

Многие проекты выбирают своей основной тематикой войну, многие интересно обыгрывают ее различные аспекты, но на моей памяти ни одна из них не делает настолько жесткого и бескомпромиссного антивоенного высказывания. «Valkyria Chronicles» однозначно заявляет свое «Нет!» войне и всем ее последствиям. Разработчики шаг за шагом, эпизод за эпизодом показывают последствия развязывания подобных конфликтов: от смертей гражданских и разрушения городов, до геноцида и уничтожения целых городов с лица земли.

Причем раскрывается это по-разному: если в ходе основной истории и катсцен мы видим скорее эмоциональное отражение случившихся трагедий, то, например, по заметкам в газете «Записи» можно заметить малозаметные и неочевидные последствия. Например, в газете сообщают о спаде производства, повышении цен, последствиях для общего уровня образования и демографической катастрофе воюющего поколения. Пусть и не так важно, что пробьет вас на эмоции, кадры разрушенного города или смерть какого-то персонажа, важно одно: и то, и другое является прямым и неминуемым следствием развязанного конфликта.

Девственная простота и наивность Valkyria Chronicles

И, конечно же, «Valkyria Chronicles» показывает, что по ту сторону баррикад находятся примерно такие же самые обыкновенные люди, у каждого из которых есть своя семья и свой дом (опустим нацистские замашки некоторых солдат Империи, ведь за такое им довольно быстро прилетает суровое наказание).

Что касается политики, то и тут нет ни малейшего исключения: правящий класс печется лишь о своем собственном благополучии. Такие люди прекратят войну лишь в том случае, когда издержки конфликта лягут непосредственно на их плечи. Пусть чернь с более низким рангом и происхождением месят друг друга до самого конца, а «уважаемые люди», несмотря на, казалось бы, полный антагонизм, всегда смогут договорится. Так, не смотря на попытку похищения вообще-то правящего монарха, Галии приходится сохранять дружеские отношения с Атлантической Федерацией и даже подписывать не самые выгодные соглашения, т.к. страна не потянет войну на два фронта.

Девственная простота и наивность Valkyria Chronicles

В тоже время «Valkyria Chronicles» показывает, что и на постах командующих армиями все не так гладко. Так, например, в стане врага может встретиться и принципиальный человек, весь смысл жизни которого сводится к служению своей стране и попытке восстановить ее былую независимость. А во главе отечественных войск может стоять потомственный дворянин, который плюет на людей ниже его статуса с высокой колокольни, что, тем не менее, не мешает ему присваивать чужие заслуги.

Вообще среди вражеских главнокомандующих существует удивительный баланс: один олицетворяет благородство, второй жертвенность, третий стремление к власти. Четвертый правда совершенно отбитый расист, но без этого, видимо, не обойтись. Ну, и Максимильян к концу игры немного сходит с ума становится самым обычным стереотипным злодеем, но это тоже мелочи.

И вот среди всей этой несправедливости и откровенного вредительства и предстоит развиться истории одного маленького отряда, роль которого в ходе войны будет решающей. Основные персонажи «Valkyria Chronicles»… интересные. Ну, а что вы ожидали услышать?

Тут у нас идет классическая история про японский геймдев, где развитие персонажей строится скорее на принципе количества, чем качества, банально потому, что игры эти длятся огромное количество времени. «Valkyria Chronicles» это, конечно, не Persona, но хронометраж в 30-40 часов – это тоже достаточно много. Что Велкин со своим маниакальным влечением к природе, что Алисия с вечным желанием испечь побольше хлеба, что Ларго с его дедовским кряхтением, что Рози с ее упёртостью, что Исара с ее вечным желанием помочь – все они интересные и запоминающиеся личности. Может быть они не настолько яркие, чтобы становится каким-то маскотом, но свою долю удовольствия приносят. Кстати о маскотах: в «Valkyria Chronicles» есть такой минипиг с крыльями, который в один момент пропадает на добрую половину игры. Ну, в общем, он, наверно, зачем-то нужен, я полагаю.

Все члены отряда собственной персоной
Все члены отряда собственной персоной

Фишка в том, что разработчики решили отойти от стандартных «аниме-фишек» подобных игр. «Valkyria Chronicles» разрабатывалась с учетом западного рынка и с учетом возможных предпочтений западных игроков. Все ведут себя сдержанно и даже как-то деликатно, без малейшего намека на пошлость (ну, за исключением одного пляжного эпизода, да и то с оговорками). По итогу получилось достаточно необычно, и я бы сказал «воздушно» что ли. Продажи оригинальной «Valkyria Chronicles» не оправдали ожиданий, а это значит, что разработчики вернулись к старым-добрым героям-школьникам (вторая часть) и сценам на горячих источниках (в четверке, вроде бы, такое было).

Справедливости ради, персонажи развиваются достаточно планомерно и органично. В принципе, основные черты характеров довольно легко усваиваются из основной сюжетной компании, в то время как дополнительные личные миссии лишь добавляют необходимых мелких деталей и нюансов. Например, Ларго любит КАБАЧКИ и овощи в целом, а Капитан Варрот строит свою жизнь на основе мести одному отдельно взятому человеку. И к самому концу ты проникаешься историей каждого и тебе как-то грустно все это отпускать и заканчивать.

И вот таким неспешным темпом «Valkyria Chronicles» и вводит игрока в повествование своей истории. Основной сюжет игры… нормальный, т.е. я не назвал бы его чем-то крышесносным или «новым словом в жанре», но он приятный и выполняет свою основную задачу – завлечь игрока. Вкупе с цветовой палитрой и общим оформлением, история «Valkyria Chronicles» превращается в легкую и наивную сказку, которая рассказывет очень страшные вещи.

Тебе действительно интересно следить за тем, как небольшой отряд новичков постепенно взбирается по ступеням военной лестницы, попутно набираясь опыта и знаний. Начиная небольшим приграничным городом и заканчивая столицей княжества – каждую из частей этой маленькой страны хочется защищать. Таким образом, шаг за шагом, битва за битвой и складывается успех в освобождении захваченных территорий Галии. Ближе к концу второй трети «Valkyria Chronicles» смешает фокус внимание игрока на Валькирий и их божественную силу, которую, наверно, справедливо сравнить с ядерным оружием. Понятное дело, что все это лишь декорация для выделения героизма и жертвенности возникшей любовной линии между Велкином и Алисией.

Особняком в игре стоит расовый вопрос. В мире «Valkyria Chronicles» существуют люди, которых большАя часть остальных жителей Империи, Галии и Альянса считает не совсем полноценными – это даркийцы. Люди этой расы выделяются темным цветом волос. Предки даркийцев, якобы, когда-то давно устроили ряд катаклизмов континентального масштаба и стерли с лица земли несколько больших городов. На основе этих никак не подтвержденных фактов, даркийцев недолюбливают, а некоторые считают, что они приносят с собой неудачу и болезни.

Понятное дело, что прообразом даркийцев служили евреи – тот же гонимый везде народ, не имеющей собственный родины; те же трудовые и концентрационные лагеря для «выжимки необходимого ресурса». При этом Валькирии, мощь, славу и величие которых постоянно превозносят как основу мироздания, считаются народом-освободителем земель нынешних трех государств, которые когда-то были захвачены даркийцами. Стоит ли говорить, что на деле все несколько сложнее?

Исара
Исара

Пройдя основную копанию, на лице остается странная довольная ухмылка и пара-другая теплых воспоминаний о персонажах. Истории «Valkyria Chronicles» удается быть не шибко сложной и закрученной, но интересной и увлекающей. Не буду говорить о DLC, т.к. под конец прохождения я пресытился игрой и уже тупо не мог в нее играть. Да и нет особого смысла в этих DLC без привязки к основным сюжетным персонажам, а геймплея мне хватило и в основной кампании.

Девственная простота и наивность Valkyria Chronicles

Вновь садясь за «Valkyria Chronicles», я ожидал немного испортить себе впечатления, ведь, как не крути, игра завлекает и удерживает во многом благодаря своей истории. Но, на удивление, все прошло достаточно бодро. Могу однозначно сказать, что «Valkyria Chronicles» прошла проверку временем и представляет из себя интересного представителя ранних консольных эксклюзивов той эпохи.

Основной ее недостаток, который, как мне кажется, и погубил игру – это отсутствие ярких элементов, то, за что можно было бы зацепиться взгляду. Все в «Valkyria Chronicles» сделано нарочито ровно, гладко и пушисто. Я не говорю, что это плохо или неправильно, мне, например, такой подход понравился, но в большинстве своем людям нужно что-то запоминающееся. «Valkyria Chronicles» предлагает несколько ярких и неожиданных моментов, которые бьют в самое сердце и буквально сбивают с ног, но этого мало. Не смотря на уникальный визуальный стиль, игра не стала хитом, но однозначно стала культовой.

Девственная простота и наивность Valkyria Chronicles

Геймплей «Valkyria Chronicles» вообще не устарел и даже наоборот смотрится достаточно свежо на фоне стандартной тактической системы. Самое главное: созданная система достаточно глубокая, чтобы в ней хотелось копаться и разбираться. Сделав такой большой упор на экшн составляющую, «Valkyria Chronicles» смогла сохранить главенствующую роль тактики и планирования в своем геймлее.

Надо также признать, что разработанная система персонажей-напарников работала так, как должна была работать, т.е. сугубо в геймплейном плане. Тебе как игроку были важны не личностные особенности, а практическое применение доступных солдат, что, впрочем, не отменяло личной симпатии при укомплектовке отряда.

И самое главное: уникальный визуальный стиль. Именно за него многие и полюбили «Valkyria Chronicles», и, надо сказать, сделали это не зря. Идея стандартная в своей основе, но уникальная в деталях, в результате чего мы имеем практически не устаревшую даже на сегодняшний день картинку.

Девственная простота и наивность Valkyria Chronicles

На сегодняшний день серия находится буквально на грани смерти: последняя номерная часть не принесла желаемой прибыли, поэтому сомневаюсь, что в ближайшее время можно надеется на что-то крупное. Да если так задуматься, то практически ни одна часть серии не продалась хотя бы мало-мальски хорошо. Возможно, серия так навсегда и останется скрытым сокровищем, с которым боятся интересоваться только лишь из-за аниме стилистики.

Собирая вместе все составные аспекты, получается нежная и пушистая сказка, которая повествует об очень сложных и болезненных вещах. «Valkyria Chronicles» не кричит и не пропагандирует о своей точке зрения, но тихо нашептывает на ухо те последствия, которые непременно последуют за развязыванием конфликта. Вот ее посыл, вот ее антивоенный демарш, совершенный во благо маленького княжества, которое просто хотело жить мирно и счастливо.

Конец
Конец

Спасибо за чтение! Если вам понравилось написанное, то можете поставить лайк, а также глянуть это, также это, а если уж совсем-совсем интересно, то еще и вот это.

Видео:

Статья написана для конкурса «Скрытые сокровища».

27K27K показов
4.9K4.9K открытий
1010 репостов
161 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить

Хочу. Могу. Но лень играть. Но хочу. Спасибо за обзор. Может смотивируюсь)

Ответить

Баланса в игре нету совсем. Можно так раскачать Алисию, что за один ход можно поубивать всех, кто тебе не нравится. Выглядит со стороны это глупо. Скаут спокойно обегает всех противников, как будто обводит их с мячом и пробегает дальше. Сюжет скажем так не впечатлил, особенно идеализация войны. Превращающая ужасное событие в истории любой страны в этакий веселый праздник, где после перестрелок и убийств можно мячик покидать в плавках. Ополчение - это регулярной армии пять минут размяться, а тут крутость главных героев объясняется лишь тем, что они хорошие, а имперцы козлы.

Ответить