Как Cry of Fear нормализует депрессию

Очень личная история о сложной жизни человека, чей главный враг это его собственный разум.

Как Cry of Fear нормализует депрессию

Внимание в посте есть спойлеры к игре Cry of Fear

Демотивация

Во всех историях о людях с инвалидностью, последние показаны как исключительно сильные личности, которые несмотря на свои ограничения, умудряются оставаться сильными духом и телом. Они участвуют в олимпиадах, они двигают вперёд науку, чертовский харизматичны или внутренний мир бесконечно большой, поскольку те не могут в полной мере понять внешний. История про людей, что приобрели инвалидность также полны позитива и жизнеутверждающего посыла. Ты всё сможешь! Пройди выпавшие на тебя испытания с достоинством, трудись и твой труд будет вознаграждён. И главное не отчаиваться. И есть Cry of Fear, что полностью отрицает эти посылы и эти клише. Это бесконечно депрессивная история, без единого луча надежды о сломанном человеке, который так и не сумел вновь встать на ноги.

Как Cry of Fear нормализует депрессию

Эра летсплееров

Будучи модификацией игры Half-Life, созданная Шведской командой разработчиков Team Psykskallar, Cry of Fear вышел в крайне странный период времени, когда такая игра могла с лёгкостью получить популярность и когда эта популярность, только помешала игре и нарративу что она в себе несла. В 2013 был рассвет летсплееров, когда трешовые клоны Слендерменов, созданные на Unity считались эталонным контентом для только-только освоивших интернет зумеров. Инди-хорроры стали именем нарицательным и долгое время никто не воспринимал жанр всерьёз благодаря всяким БлэкСилверами из Уфы и Пьюдипаям.

Забавно что один швед испортил репутацию другим шведам. В частности Cry of Fear запомнился благодаря очень хорошо поставленному скримеру в начале игры, отчего большинство школьников, хотели увидеть реакцию своего любимого блогера на эту влетающую в кадр кричащую башку, а на остальную игру им уже было наплевать. Но тут произошло кое-что другое. Та часть аудитории, которая смотрела не только на квадратик с рожей летсплеера, но и на сам экран, прониклись игрой и рассказанной ей историей о молодом человеке по имени Саймон.

Как Cry of Fear нормализует депрессию

"От лени вся ваша депрессия :)))"

Саймона Хенрикссона мы встречаем когда он находится на самом дне своей жизни. Парень страдает от хронической депрессии, запястье парня в шрамах от нанесённых себе увечий, наркотическая зависимость становится печальной вишенкой на этом торте психических проблем, в фундаменте которого стоит крайняя степень нелюдимости и социопатии у Саймона, что встречает игрока в начале игры следующий цитатой:

Как Cry of Fear нормализует депрессию

Последней чертой для Саймона стала инвалидность. В 19 летнего парня врезалась машина, от чего ниже пояса его полностью парализовало. Бесконечное самоедство, оттого что случилось в этот «чёрный день» как это событие назвал сам Саймон привело того к точке невозврата, когда тот взял пистолет в руки и приготовился покончить со всем. Мысли о самоубийстве и раньше были у парня, но теперь ему действительно терять больше нечего.

Однако у его лечащего врача Пурнелла появилась идея, его последнее средство. Книга, он посоветовал Саймону написать книгу о том что происходит в его жизни, выплеснуть в неё весь ужас и отчаяние что роется в его голове. Он даже не подозревал что написание этой книги приведёт Саймону к печальному концу его жизни, и конец этот будет жестоким и кровавым в любом случаем. Именно события в этой книги являются сюжетом игры Cry of Fear.

Как Cry of Fear нормализует депрессию

Сарафанное радио о жутком и депрессивном хорроре играло, но не так громко как хайп fm в котором игру окрестили очередным трешом для летсплееров. Начальный скример сыграл игре плохую службу, ибо весь этот пролог, это буквально остатки от изначальной игры, где Саймон был простым психом, что свою мать убил. Но время шло, мода на летсплееров поиссякла, и Cry of Fear хоть и перестал быть на слуху, всё-таки запомнился фанатам хорроров. Что смотрели летсплееров не для того, чтобы посмеяться с их переигрывания, а в поисках чего-нибудь необычного и интересного для жанра. Так что сейчас фан-база состоит в основном из думеров, что хотят хоть как-то отвлечься от их депрессивного существования (через депрессивные медия) и Cry of Fear идеально вписался в их жизу.

Как Cry of Fear нормализует депрессию

Развеиваем главный миф, в игре хорошо сделан не только сюжет, но и геймплей

Всё в игре работает против игрока. Сюжет рваный, потому что это сюжет книги написанный психический нестабильным социопатом, персонажи стереотипичны, ситуации которые буквально созданы для фрустрации игрока, поломанная боевка ближнего боя с акробатикой (да тут есть секции где нам придётся паркурить, на движке первого Half-life, да) и монотонность игры, в те моменты, когда игроку придётся заниматься бектрекингом. Всё это хоть и работает на атмосферу уныния и жути, но не для большой части обычных игроков, которые игру проходили разве что на ютубе. И это учитывая что игра короткая, проходя её с трезвой головой и зная обо всех препятствий на пути игру можно пройти часа за три.

Тем не менее, несмотря на эти недоработки, игра даётся очень легко, благодаря интересным находкам и ситуациям в которые попадает игрок. Проходить игру не скучно, а перепроходить, также интересно, поскольку есть много вариаций концовок, а сама игра не душит, совсем отвратительными ситуациями, навроде миссий сопровождения или подобных вещей. Что вызывает фрустрацию не потому что это задумано как часть игрового опыта, а потому что это оказалось частью плохого геймдизайна. И благо помимо бектрекинга, когда буквально ничего не происходит, ситуацией где хочется поругать гейм-дизайн мало.

Как Cry of Fear нормализует депрессию

"Тебе просто нравится страдать :)))"

Если в игре Cry of Fear главный герой Саймон вымещал в книгу все свои страхи и абсурдные идеи, то Андреас Роннберг, главный разработчик игры, поступал также, но с самой игрой. Именно так Cry of Fear это очень личная игра для её гейм-дизайнера и это видно. Сама моделька Саймона (основанная на Андреасе, что как бы намекает) хоть и выглядит глуповато, но зато она очень живая, поскольку лицо это самое стандартное, поэтому становится легко на месте героя представить себя.

Как Cry of Fear нормализует депрессию

Озвучка, также работает на атмосферу, ибо не доигрывание от не профессионалов, звучит очень искренне, от чего кажется что все персонажи в игре это самые обычные люди. Поэтому ассоциация с главным героем, идёт не просто легко, а очень просто. Любой сомневающийся в себе человек с низкой самооценкой, психическими проблемами, также находящийся в депрессии от того что у него ничего в жизни не получается, очень быстро начнёт сопереживать главному герою. Что привело к срачу в 2020, ибо сам Андреас поступил так же как и любой человек с низкой самооценкой когда его перехвалят, он возгордился(если человек без иронии называет себя новым Кодзимой, то держитесь от этого человека подальше) Что и привело к тому что он разосрался почти со всеми разработчиками игры, частью фан-базы и его даже почти отменили за трансфобию, ибо тот слишком сильно отрицал что Саймон не транс.

Что конечно так, авторские виденье и никак иначе, всё остальное не канон, однако слишком уж сильно у Саймона в игре есть так сказать, намёки. Учитывая что монстры в основном символизируют внутренние проблемы Саймона, а среди них не мало женщин, да и сам ГГ ходит в худи, а это чуть ли не главная одежда любого трансофрмера. Неудивительно что к Андреасу возникли вопросики и чё-то слишком резко он на это отреагировал учитывая что часть фэндома это девочки «депрессия в 0 лет» что рисуют яойные арты на тумблере по... ладно мы слишком ушли от темы... или нет.

Как Cry of Fear нормализует депрессию

Дело в том, что каждый человек видит в Cry of Fear свои собственные страхи, мысли Саймона о суициде проникают в голову сильнее чем пацанские понятия от фильма «Хулиганы с зеленной улицы». Неудивительно, что трансы видят в Саймоне своего собрата по несчастью (сосеструнью по несчастью?) ибо селф-харм для тех кто страдает дисфорией это типичное дело. А уж что творится с теми кто реально хочет покончить жизнь самоубийством... И это неудивительно, давящая атмосфера игры, с крайне напряженной музыкой и с финалом истории, который заставит любого человека впасть в отчаяние. Это и есть Cry of Fear, игра показывающая что всё что бы ты не делал, всё напрасно. Всё хорошее обратиться в пыль и забудется, а всё плохое только приумножиться и будет давить и давить на тебя пока ты окончательно не сломаешься что и происходит в конце игры.

Ты свой главный враг

Походу сюжета Саймон будем убивать и бороться за жизнь всеми доступными ему способами, всеми силами прорываясь к своему дому, где он выяснит что он всего лишь проекция. Настоящий Саймон всё это время был автором книги и вот он её закончил. Глава последняя «Это конец моей жизни» ведёт к трём из четырёх возможных концовок, во всех из которых главный герой убивает себя. Учитывая всё то отчаяние через которое оригинальный Саймон пустил свою книжную, здоровую копию неудивительно, что оригинал настолько несчастен. Насколько он ненавидит свою жизнь, свою якобы девушку, и своего лечащего врача и самое главное как он ненавидит себя. Инвалидное кресло стало для Саймона тюрьмой для его тела, а его книга стала тюрьмой для его разума. И дабы вырваться из своей агонии, он выбирает пистолет и заодно забирает с собой в ад людей, которые якобы были для него близки. Ужасный финал для человека что не сумел ухватиться за жизнь, потому что ему не было за что цепляться. Но есть финал и хуже. «Хорошая» концовка.

Как Cry of Fear нормализует депрессию

Во всех трёх концовках мы играем за книжную версию Саймона, с рабочими ногами, тем самым за кого мы играли всю игру. У нас тот же инвентарь что был с нами, мы пользуемся теми же механиками что и раньше. Мы буквально перепрыгиваем последние стадии уровня, где встречаем свою сломанную настоящую версию. Настоящий Саймон почти не сопротивляется, когда его здоровая версия начинает его душить. На тот момент он уже принял решение и уже спустил курок, это было лишь предсмертные хрипы умирающего разума, который наконец освободился.

Для того чтобы получить хорошую концовку, мы должны сделать то, на что реальная версия Саймона не был способен, а именно принять то что его бросила девушка, и доверится своему лечащему врачу. Что ведёт к финальной конфронтации со своим альтер-эго, но со стороны настоящего Саймона. И геймплей меняется кардинально. Коляской управлять сложно, главный герой превращается в танк, ибо его движение теперь зависят от колёс, а не от ног. Для усиления эффекта надо был сделать целый уровень, где игроку нужно было оперировать этой версией протагониста, дабы понять как сложно ему приходилось, каждый день, жить вот так. Когда банально нельзя назад повернуться, не проделав кучу манипуляций с коляской. Даже так, на короткий момент, но разработчики успешно показали всю невыносимость жизни реального Саймона. И в момент когда он убивает свою книжную копию, оказывается что он убил двух полицейских, что случайно зашли к нему.

Как Cry of Fear нормализует депрессию

Это неизлечимо

И главный герой просто смирился со всем этим. Смирился с тем фактом что его навсегда заключили в сумасшедший дом, с тем что он проведёт всю оставшеюся жизнь будучи психических нездоровым инвалидом. С тем фактом что у её бывшей появился новый парень, с тем что его жизнь, все его страдания, всё это теперь просто фарс. Что ему сказали «Позитивнее надо быть» и это сработало. Он теперь больше не страдает от депрессии и всё хорошо. Эхх, если бы это так работало. Но нет, такое чувство, будто автор специально выбрал такой финал, потому что этого требует общество что ли. Не знаю как сформулировать, но ясно одно, автор не искренен в своём хорошем финале. Даже в самой плохой концовке, которая пропитана ненавистью и подростковым солипсизмом, и где главный герой посылает весь к черту и то звучит убедительнее и правдивее. Видно что автор сам хотел как-то выйти на улицы и выплеснуть именно эти слова полные боли и обиды на окружающий мир и в первую очередь на самого себя. Ведь мы не исправимся. Мы не станем жить лучше. Мы продолжим заживо гнить, в этом мире и все наше старание ни к чему не приведут.

Как Cry of Fear нормализует депрессию

Это история Саймона из игры Cry of Fear, история о человеке, что не сумел справиться со своим недугом. Нет, не с инвалидностью. Саймон был болен до этого, инвалидность просто стала финалом его истории. А вся Cry of Fear, это просто его агония, в конце которой он окончательно сдаётся и принимает свой дурацкий конец, где он излечивается и всё теперь будет хорошо. Но он, я и автор этой игры знают, самый тёмный час не перед рассветом.

Статья написана для конкурса «Судьба человека»

5656
17 комментариев

Куча текста, мало смысла. Короч типичный лонг на ДТФ.

6
Ответить

Всё я таки я слишком душнила, чтобы пройти мимо и не возразить выводам автора.
Сразу замечу ошибку - Софи не бывшая. Это его подруга, зафрендзонившая его после признания.
Собсно, как я вижу сию историю. Финалов несколько и все они говорят о том, к чему пришел ГГ. На то, к чему пришел ГГ влияют выборы, которые он сделал. То есть те два выбора, которые нам дают сделать в игре - ключевые для персонажа. Именно они отражают его проблемы.

Выбор первый - принять отказ Софи и остаться друзьяшками.
Выбор второй - принять помощь доктора.
Во-первых, это сложные решения. Их принятие требует наличия какой-то воли. Во-вторых, они не сфокусированы на эгоцентричном инфантилизме героя, а направлены во вне. По сути он перестает лишь жалеть себя и принимает людей его окружающих и желающих помочь и принимает нового себя. И начинает с этим жить.
То есть судя по ключевым выборам и их последствиям, тут суть в том, чтобы суметь выйти из пике жалости к себе и посмотреть вокруг, принять помощь, простить разбитое сердечко и все вот это вот.

Тут можно рассуждать про то, что депрессия так не лечится, типа поборол в себе проблему, принял себя и окружающих и все такое. Но автор делал игру будучи подростком и вероятно переживал всякие эмоциональные потрясения, которые отразил в игре и обозвал депрессией.
Ну или воспринимать это все метафорой эмансипации - тоже очень распространенный метасюжет.

6
Ответить

Спасибо за работу.
Но.
Как Cry of Fear нормализует депрессию?

3
Ответить

Депрессия просто становиться нормой - стандартом для тебя.

1
Ответить

Как Cry of Fear нормализует депрессиюдавящая атмосфера игры, с крайне напряженной музыкой и с финалом истории, который заставит любого человека впасть в отчаяниеЭто точно та игра, которая помогает с депрессией?

2
Ответить

Да. Наверно. Ну люди с депрессией любят про таких же челиков как они почитать, поиграть. Помогает почувствовать что это не ты сам себе хуйню наматываешь, а что это происходит с многими.

1
Ответить