История провала Steam Machine. И наследие Steam Machine
Помните в середине 2010-х были на слуху Steam Machine? Сегодня мало кто помнит о Steam Machine. При этом существует определённая связь между Steam Machine и SteamDeck.
Почему не будет Steam Machine 2? Есть ли современные альтернативы Steam Machine? Как провальный Steam Machine стал дорогой до успешного SteamDeck?
Windows 8 - забытый зачинщик домино по теме игр Valve на Linux
Началась вся история с начала 2010-х. В то время разрабатывали Windows 8. Windows 8 - это первая ОС с Microsoft Store. Момент с MS Store стал главным триггером для того, чтобы Valve развивала гейминг на Linux.
К концу 2000-х Steam стал популярным и единственным на тот момент цифровым магазином и лаунчером игр, который заменил покупку дисков с играми. На тот момент Steam был чуть ли не единственным игровым лаунчером и магазином на ПК. В то время ходили слухи, что в Windows 8 скачивать приложения можно только с MS Store, при этом MS Store - единственный магазин в Windows 8 - по аналогии с iPhone App Store на iOS (забегая наперёд слухи не оправдались). Эти слухи и стали триггером для того, чтобы Valve отвязали игры и Steam от Windows.
Первый шаг к Steam Machine и SteamDeck
В 2012 году в Ubuntu 12.04 вышел нативный клиент Steam на Linux. Стоит отметить: что ранее для того, чтобы Steam нативно поддерживал Маки, в Steam был заменён движок с Internet Explorer (в 2000-е в Steam использовался движок от Internet Explorer) на движок от браузера Chrome. С тех пор Steam есть не только в Ubuntu - сложнее найти Linux, в котором Steam невозможен.
Valve не просто выпустили Steam на Linux, но и портировали свои игры на Linux - невозможно найти какие игры Valve не были портированы на Linux. Не только Valve делали нативную Linux-версию своих игр. Например Serious Sam имеет нативную поддержку Linux. К 2024 году вышли 100% нативные игры на Linux от Valve - Dota 2, Half-LIfe: Alyx, Aperture Desk Job, CS2 и Deadlock (все на движке Source 2).
Резюмируя стоит описать, что выпуск Steam на Linux и официальный нативный Linux-порт игр Valve - это первый шаг не только к развитию гейминга на Linux, но и к SteamDeck.
SteamOS
Ещё до выхода Steam Machine компания Valve работала над дистрибутивом Linux под названием SteamOS. SteamOS 1-й и 2-й версии был основан на Debian 7 (2013 год) и Debian 8 (2015 год) соответсвенно. В 1-й и 2-й версии SteamOS была графическая оболочка GNOME 3.
В SteamOS помимо библиотек пригодных для игр была ещё одна фича - Steam Big Picture. Steam Big PIcture - это графический интерфейс, ориентированный на консольный экспириенс. Позже Big Picture будет доступен везде, где есть Steam.
Цель SteamOS была в том, чтобы представлять из себя единую систему, где разработчики игр могут создавать Linux-версии своих игр.
Сами Steam Machines
Под брендом Steam Machine выходили разные компьютеры от разных производителей. Самый известный из них - от Dell и Alienware. Значительная часть Steam Machine была маленького размера, что в какой-то степени подходит под философию игровых консолей.
Одной из целей Steam Machine было популяризация SteamOS для того, чтобы разработчики игр делали нативные порты на Linux. Одним словом стимуляция.
Мои 5 копеек: геймеры на Linux платёжеспособные, в отличии от Windows. Потому что если на Windows скачать определенную игру без смс и регистрации проще простого, то на Linux это не сработает. Несмотря на то, что аудитория на Windows большая и огромная, максимум 40% пользователей ПК покупают игры в стиме. Иногда 1.5 человека приносят больше денег, чем 1000 человек.
Что не так со Steam Machine?
Одна из главных проблем Steam Machine - это немаленький прайс. Разные Steam Machine имели разный прайс. Тогда PS4 и Xbox One стояли 400 долларов. В США и Европе цены на игры в Steam, PSN, Xbox Store и eShop одинаковые. Самые бюджетные Steam Machine по мощности были либо на уровне XboxStation 41, либо слабее. И это не одна причина антипопулярности Steam Machine. При этом простор для апгрейда деталей в Steam Machine меньше, чем в обычных ПК.
Тогда в стиме библиотека игр на Linux была меньше и хуже, чем у Nintendo Switch в первые 3 месяца старта. Дело в том, что Valve на Linux двигалась по политике нативных игр. То есть в Steam до Proton были только нативные Linux-игры. А большинство издателей почему-то не портировали свои игры на Linux.
Proton и DXVK - новая эра буста гейминга на Linux
Изначально проект DXVK разрабатывали несколько энтузиастов. Позже Valve наняли этих энтузиастов и Valve стали делать свои вклады в развитие DXVK. DXVK - это технология, которая преобразует вызовы и команды DirectX 9/10/11 в Vulkan.
Ещё Valve создали технологию Proton. Proton основан на базе Wine. Proton добавляет в стиме на Linux поддержку и играбельность практически всех Windows-игр. Почему не все: есть мультиплеерные игры со всякими античитами.
Следует отметить, что технология Wine (на котором основан Proton) доступен по лицензии GNU GPL. Суть GNU GPL: если какой-то софт основан на другом софте, который распространяется под лицензией GNU GPL - то обязательно открывать исходный код. В результате наработки от Valve в рамках Proton доступны за пределами Steam и в ванильном Wine, что улучшает поддержку и играбельность Windows-игр в Linux.
SteamDeck
В 2022 году состоялся релиз SteamDeck. SteamDeck стал успешным, при этом после этого ASUS, Lenovo, MSI и другие знаменитые технологические компании сделали свои SteamDeck на Windows. В SteamDeck вошли наработки трёх ранних проектов Valve: Steam Controller, Steam Machines и SteamOS.
Как и SteamMachine, SteamDeck использует SteamOS. SteamOS 3.0 в отличии от своих предшественников основан на замечательном ArchLinux и использует графическую оболочку KDE 5. В SteamOS 3.0 есть полезные и нужные для игр библиотеки.
Имеется возможность использовать SteamDeck как домашнюю игровую консоль. SteamDeck подключается к док-станции, а сама док-станция подключается к телевизору через HDMI. Современные DualShock 4, DualShock 5 и геймпады Xbox подключаются к SteamDeck по Bluetooth без провода.
Наследие SteamMachine
Существует проект по переносу SteamOS 3.0 за пределы SteamDeck и называется HoloISO. HoloISO позволяет превратить любой ПК в современный SteamMachine. Я слышала, что производительность игр в SteamDeckOS лучше, чем в Windows.
Итоги
SteamMachine провалился. Однако SteamMachine стал дорогой Valve к SteamDeck. Сегодня SteamMachine не нужен, потому из любого ПК возможно сделать современный SteamMachine. Плюс SteamDeck хорош как домашняя игровая консоль. Хорошего вам гейминга.
Ты забыл про плашечку купикода, чтобы игру на халяву забрать
геймеры на Linux платёжеспособные, в отличии от Windows. Потому что если на Windows скачать определенную игру без смс и регистрации проще простого, то на Linux это не сработаетЭммм. Почему это?)