История провала Steam Machine. И наследие Steam Machine

История провала Steam Machine. И наследие Steam Machine

Помните в середине 2010-х были на слуху Steam Machine? Сегодня мало кто помнит о Steam Machine. При этом существует определённая связь между Steam Machine и SteamDeck.

Почему не будет Steam Machine 2? Есть ли современные альтернативы Steam Machine? Как провальный Steam Machine стал дорогой до успешного SteamDeck?

Windows 8 - забытый зачинщик домино по теме игр Valve на Linux

История провала Steam Machine. И наследие Steam Machine

Началась вся история с начала 2010-х. В то время разрабатывали Windows 8. Windows 8 - это первая ОС с Microsoft Store. Момент с MS Store стал главным триггером для того, чтобы Valve развивала гейминг на Linux.

К концу 2000-х Steam стал популярным и единственным на тот момент цифровым магазином и лаунчером игр, который заменил покупку дисков с играми. На тот момент Steam был чуть ли не единственным игровым лаунчером и магазином на ПК. В то время ходили слухи, что в Windows 8 скачивать приложения можно только с MS Store, при этом MS Store - единственный магазин в Windows 8 - по аналогии с iPhone App Store на iOS (забегая наперёд слухи не оправдались). Эти слухи и стали триггером для того, чтобы Valve отвязали игры и Steam от Windows.

Первый шаг к Steam Machine и SteamDeck

История провала Steam Machine. И наследие Steam Machine

В 2012 году в Ubuntu 12.04 вышел нативный клиент Steam на Linux. Стоит отметить: что ранее для того, чтобы Steam нативно поддерживал Маки, в Steam был заменён движок с Internet Explorer (в 2000-е в Steam использовался движок от Internet Explorer) на движок от браузера Chrome. С тех пор Steam есть не только в Ubuntu - сложнее найти Linux, в котором Steam невозможен.

Valve не просто выпустили Steam на Linux, но и портировали свои игры на Linux - невозможно найти какие игры Valve не были портированы на Linux. Не только Valve делали нативную Linux-версию своих игр. Например Serious Sam имеет нативную поддержку Linux. К 2024 году вышли 100% нативные игры на Linux от Valve - Dota 2, Half-LIfe: Alyx, Aperture Desk Job, CS2 и Deadlock (все на движке Source 2).

Резюмируя стоит описать, что выпуск Steam на Linux и официальный нативный Linux-порт игр Valve - это первый шаг не только к развитию гейминга на Linux, но и к SteamDeck.

SteamOS

История провала Steam Machine. И наследие Steam Machine

Ещё до выхода Steam Machine компания Valve работала над дистрибутивом Linux под названием SteamOS. SteamOS 1-й и 2-й версии был основан на Debian 7 (2013 год) и Debian 8 (2015 год) соответсвенно. В 1-й и 2-й версии SteamOS была графическая оболочка GNOME 3.

Так GNOME 3 выглядел в 2010-е<br />
Так GNOME 3 выглядел в 2010-е

В SteamOS помимо библиотек пригодных для игр была ещё одна фича - Steam Big Picture. Steam Big PIcture - это графический интерфейс, ориентированный на консольный экспириенс. Позже Big Picture будет доступен везде, где есть Steam.

Сам Steam Big Picture<br />
Сам Steam Big Picture

Цель SteamOS была в том, чтобы представлять из себя единую систему, где разработчики игр могут создавать Linux-версии своих игр.

Сами Steam Machines

История провала Steam Machine. И наследие Steam Machine

Под брендом Steam Machine выходили разные компьютеры от разных производителей. Самый известный из них - от Dell и Alienware. Значительная часть Steam Machine была маленького размера, что в какой-то степени подходит под философию игровых консолей.

Одной из целей Steam Machine было популяризация SteamOS для того, чтобы разработчики игр делали нативные порты на Linux. Одним словом стимуляция.

Мои 5 копеек: геймеры на Linux платёжеспособные, в отличии от Windows. Потому что если на Windows скачать определенную игру без смс и регистрации проще простого, то на Linux это не сработает. Несмотря на то, что аудитория на Windows большая и огромная, максимум 40% пользователей ПК покупают игры в стиме. Иногда 1.5 человека приносят больше денег, чем 1000 человек.

Что не так со Steam Machine?

История провала Steam Machine. И наследие Steam Machine

Одна из главных проблем Steam Machine - это немаленький прайс. Разные Steam Machine имели разный прайс. Тогда PS4 и Xbox One стояли 400 долларов. В США и Европе цены на игры в Steam, PSN, Xbox Store и eShop одинаковые. Самые бюджетные Steam Machine по мощности были либо на уровне XboxStation 41, либо слабее. И это не одна причина антипопулярности Steam Machine. При этом простор для апгрейда деталей в Steam Machine меньше, чем в обычных ПК.

Тогда в стиме библиотека игр на Linux была меньше и хуже, чем у Nintendo Switch в первые 3 месяца старта. Дело в том, что Valve на Linux двигалась по политике нативных игр. То есть в Steam до Proton были только нативные Linux-игры. А большинство издателей почему-то не портировали свои игры на Linux.

Proton и DXVK - новая эра буста гейминга на Linux

Изначально проект DXVK разрабатывали несколько энтузиастов. Позже Valve наняли этих энтузиастов и Valve стали делать свои вклады в развитие DXVK. DXVK - это технология, которая преобразует вызовы и команды DirectX 9/10/11 в Vulkan.

Ещё Valve создали технологию Proton. Proton основан на базе Wine. Proton добавляет в стиме на Linux поддержку и играбельность практически всех Windows-игр. Почему не все: есть мультиплеерные игры со всякими античитами.

Следует отметить, что технология Wine (на котором основан Proton) доступен по лицензии GNU GPL. Суть GNU GPL: если какой-то софт основан на другом софте, который распространяется под лицензией GNU GPL - то обязательно открывать исходный код. В результате наработки от Valve в рамках Proton доступны за пределами Steam и в ванильном Wine, что улучшает поддержку и играбельность Windows-игр в Linux.

SteamDeck

История провала Steam Machine. И наследие Steam Machine

В 2022 году состоялся релиз SteamDeck. SteamDeck стал успешным, при этом после этого ASUS, Lenovo, MSI и другие знаменитые технологические компании сделали свои SteamDeck на Windows. В SteamDeck вошли наработки трёх ранних проектов Valve: Steam Controller, Steam Machines и SteamOS.

Как и SteamMachine, SteamDeck использует SteamOS. SteamOS 3.0 в отличии от своих предшественников основан на замечательном ArchLinux и использует графическую оболочку KDE 5. В SteamOS 3.0 есть полезные и нужные для игр библиотеки.

Имеется возможность использовать SteamDeck как домашнюю игровую консоль. SteamDeck подключается к док-станции, а сама док-станция подключается к телевизору через HDMI. Современные DualShock 4, DualShock 5 и геймпады Xbox подключаются к SteamDeck по Bluetooth без провода.

Наследие SteamMachine

Существует проект по переносу SteamOS 3.0 за пределы SteamDeck и называется HoloISO. HoloISO позволяет превратить любой ПК в современный SteamMachine. Я слышала, что производительность игр в SteamDeckOS лучше, чем в Windows.

Итоги

SteamMachine провалился. Однако SteamMachine стал дорогой Valve к SteamDeck. Сегодня SteamMachine не нужен, потому из любого ПК возможно сделать современный SteamMachine. Плюс SteamDeck хорош как домашняя игровая консоль. Хорошего вам гейминга.

5
3 комментария

Ты забыл про плашечку купикода, чтобы игру на халяву забрать

Ответить

геймеры на Linux платёжеспособные, в отличии от Windows. Потому что если на Windows скачать определенную игру без смс и регистрации проще простого, то на Linux это не сработаетЭммм. Почему это?)

Ответить