Будущее XBOX
Руководство Microsoft настаивает, что продажи консолей в штуках не указывают на провальность или успешность бизнес-политики бренда Xbox, ведь помимо самих консолей, этот бренд распространяется на ПК, мобильное и стриминговое направление, а также подписку Game Pass. Кроме того, Фил Спенсер подчеркнул в судебном рассмотрении поглощения Activision Blizzard, что у Xbox и PlayStation равная операционная прибыль. Вероятно, та самая бизнес-модель, построенная на широком охвате разнообразной аудитории, не привязанной к конкретному устройству, работает.
Но тут в игру вступает важный фактор, который и кусает Фила за его широкую пятую точку – покупка Activision Blizzard. Ведь, если прибыль двух компаний одинакова, то получается, что купив ActiBlizz, вы посадили себя в огромные убытки, которые предстоит отбивать. А как это сделать? Вы потратили 70 млрд долларов на покупку компании и её студий как таковых. И сейчас вам нужно тратить ещё больше, чтобы разрабатывать и выпускать игры. Эти игры должны быть мега-успешными и приносить невероятное количество денег, чего, разумеется, не будет из-за политики «релиза первого дня» в Game Pass.
Это второй аргумент в пользу того, что игры внутренних студий Xbox будут медленно, но верно переползать на PlayStation, всё сильнее превращая компанию в издательство. Филу нужна активная покупающая аудитория. Либо так, либо дикое повышение цены подписки Game Pass, чего, естественно, никто не станет делать, из-за мощного удара по репутации. Остаётся только расширение аудитории самым старым образом – выпуск игр на новые рынки сбыта.
Сейчас мне скажут: «Какие убытки? Какие отбивки? Ты совсем ку-ку? У Microsoft же денег немерено!». Всё верно, но, увы, бизнес так не работает. Фил Спенсер может сколько угодно обещать вам «по иксбоксу в каждый дом» и «видеоигровой коммунизм», но реальность куда более жестока. Ни одна компания не может позволить себе бесконечные траты в никуда, даже при наличии огромных, сумасшедших денег.
Деньги должны приносить деньги, они должны вращаться. А с той политикой, которую сейчас продвигает Фил, можно было бы просто раздать всем бесплатно по приставке, с автопродлением бесплатной подписки Game Pass до бесконечности. Какая разница, ведь деньги всё равно уходят в трубу.
Но никому не нравится терять деньги. А потерять разом более половины стоимости Sony, капитализация которой составляет 120 млрд долларов, это совсем какой-то кошмар. Вот и получается, что ты отдал 70 млрд, а теперь ещё и вынужден давать по 100 и 200 млн то там, то сям. Выходит самый настоящий замкнутый круг, Уроборос, кусающий себя за хвост. И только новый сторонний рынок способен хоть как-то этот круг разорвать.
В качестве третьего аргумента я могу указать тот факт, что Microsoft давно заглядывается на облачный гейминг. А вкупе с тем, что консоли производить дорого, у нас вырисовывается интересная картина – облачная платформа для распространения игр, без привязки к консоли. Это тоже позволило бы невероятно расширить собственный рынок и избавиться от убыточных железяк, которые приходится производить. К слову, некоторое время уже идут слухи о том, что следующая консоль Microsoft будет гибридной: часть вычислений будет обрабатываться в облаке, а часть – в самой приставке.
Я лично в это верил с трудом, но на фоне нынешних слухов и утечек о сбросе игр на PlayStation это кажется вполне себе логичной стратегией. Обеспечиваете мягкий переход в облако путём гибридной консоли, а потом оставляете только приложение, через которое всё и обрабатывается. Удобно и здорово. Можно будет играть в любые игры на любом телевизоре, телефоне, мониторе и прочем, совершенно не заботясь о технических характеристиках самого устройства. Это будет вполне себе революция и если Microsoft реально нацелена на облачный гейминг, то мне это видится правильным решением.
Собственно, вот и всё. Думаю, что аргументы достаточно красноречивы. Игровое подразделение Microsoft со временем превратится в издательство, ибо вынести всё то, что сейчас происходит и каким-то образом развернуть этот неповоротливый Титаник в сторону от айсберга кажется совсем маловероятным.
Но давайте разберёмся, как Xbox вообще дошёл до жизни такой. Почему Фил уже почти 10 лет обещает нам «Год Xbox», но вместо триумфа мы готовимся к закрытию и переориентированию игрового направления в ближайшем будущем? Что стало со сделкой по ActiBlizz и чем она должна была быть? Какие шаги были неверными?
На все эти вопросы у меня есть ответ – главная цель Фила заключалась в уничтожении Sony. Можете смеяться, можете потешаться, сколько хотите, но я в этом абсолютно уверен и вот почему:
- Покупка Activision Blizzard и Bethesda нужна была ТОЛЬКО для того, чтобы вырвать у Sony такие мощные франшизы как The Elder Scrolls и Call of Duty.
- Введение политики эксклюзивности собственных игр, при том, что в целом эта политика всегда осуждалась ранее.
- 70 млрд – деньги, которые невозможно отбить, а значит, что вкладывать их можно ТОЛЬКО в громадную и рискованную авантюру.
Посудите сами, если Фил пытался просто составить конкуренцию Sony, то в его действиях было мало смысла. Предположим, что Спенсер вдохновился примером PlayStation, организацией студий и выращенными кадрами, политикой чёткой структуризации и качественных эксклюзивов. Он захотел, чтобы у него было точно так же и ПРОВАЛИЛСЯ. Потому что нет смысла скупать уже готовые студии за такие большие деньги. Состоявшуюся компанию нужно потом курировать и переориентировать, следить, чтобы она работала так, как надо вам, да ещё и бесперебойно.
А Фил, исповедующий политику невмешательства в дела студий, мало вяжется с установлением чёткой организации и структуризации «как в PlayStation». Наоборот, его управление привело к расхлябанности, задержкам игр и улетучиванию бюджетов.
Сотрудникам нужна была жёсткая рука, мощный менеджер, который будет стоять над ними и транслировать в прямом эфире волю Широчайшего прямо из его головы. Шаг влево, шаг вправо – лишение премии. Задержка игры – увольнение. Я, конечно, утрирую, но вы понимаете. Вспомните, что на Halo Infinite было потрачено 500 млн долларов. Куда ушли эти деньги? Это же две The Last of Us Part 2 – самых высокотехнологичных и красивейших игры на рынке. Глядя на итоговый результат, никогда не скажешь, что в игру были вложены такие средства.
Спенсер ожидал, что купив Activision Blizzard, он сможет отрезать Sony от Call of Duty, популярнейшего на всех платформах шутера, но ему не дала это сделать антимонопольная комиссия. Чтобы провернуть «сделку века», Филу пришлось дать Sony 10 лет, в течение которых на синей консоли будет гарантированно выходить Call of Duty. Из «сделки века» пришли к «провалу века».
На мой взгляд, не стоило пытаться всё скупить и установить за пять лет ту же студийную структуру, что Sony устанавливала двадцать лет. Вместо этого можно было выкупить у студий эксклюзивность для игр. Играть грязно. Скажем, прийти к Rockstar и купить у неё Grand Theft Auto VI за 10-15 млрд долларов. Учитывая, что пятая часть заработала 7,7 млрд долларов, думаю, что подобный чек устроил бы Зельника.
Вой бы стоял до потолка. Игроки выбрасывали бы свои PS5 из окон и ломали бы свои дуалсенсы. Резали диски и проклинали Джима Райана. Это было бы жестоко, это было бы неприятно, но это была бы победа. Можно было бы выкупить Rocksteady у WB и делать эксклюзивного Бэтмена в противовес играм про Человека-паука. Конкурировать популярным с популярным. Я понимаю, что очень не хочется делать типа копирку с конкурента, но нужно же его как-то побеждать.
В итоге, вы берёте студии, платите им за эксклюзивность и спокойно получаете игры. Не надо никого покупать, проходить через долгие и сложные антимонопольные тяжбы, а потом через трудные процедуры оптимизации, сокращения и интеграции в рабочие процессы. Купили результат и довольны. Раз уж вы готовы вкладывать деньги, то вкладывайте их в итоговый продукт.
Но никто не захотел этого делать. Филу зачем-то было нужно именно обладать студиями, приписывать их к «семье Xbox». Вот только результатов это не принесло. За последние годы у Xbox не появилось хоть сколько-нибудь мощных и разрывных игр. Культовых системселлеров, ради которых не стыдно и пересесть на Xbox с PlayStation. А те уникальные и невероятные проекты, анонсированные аж 5 лет назад, до сих пор не увидели свет. Как-то так получилось, что забуксовало вообще всё. И «Год Xbox», который Фил обещает нам аж с 2016 года, всё никак не наступит.
Причём, я пишу это всё без сонибойского злорадства или радости. Я – сторонник конкуренции и не горю желанием видеть Sony монополистом на рынке стационарных консолей. Да я больше всех хочу, чтобы игры Microsoft выстреливали и были лютыми хитами, тогда и синие начнут чесаться активнее и станут выдавать что-то новое и интересное.
А если мы останемся без Xbox в том виде, в каком бренд существует сейчас, то есть большая вероятность того, что за PS6 мы заплатим уже целую 1000 долларов, а подписка будет состоять из худших игр, но стоить сумасшедших денег.
Безусловно, мне очень хочется поиграть в Indiana Jones and the Great Circle, я ж являюсь фанатом археолога в шляпе столько, сколько себя помню. Но если вдруг окажется, что игра будет откровенно так себе, то я буду опечален. Потому что это будет означать, что Microsoft при всех её деньгах никогда не вывезти конкуренции с Sony.
Мы же неспроста говорили про Uncharted 4. Не потому что нам нужен «клон Дрейка», «душные» кусты или «унылые» перестрелки с обязательным видом от третьего лица. Нет, потому что Uncharted – это величина. Это запредельный технологический уровень. Невероятные анимации и любовь к деталям. Это когда ты запускаешь игру и просто видишь десятки миллионов долларов на экране.
А что в Джонсе? Будем честны, картинка там очень компромиссная. Я не удивлюсь, если окажется, что бюджет у игры более, чем скромный. Вот и возникает закономерный вопрос: «Зачем скупать студии, когда приходится потом экономить на итоговом продукте?» А ведь могли сделать по-другому.
Могли вложить сумасшедшие деньги в игру, привлечь Харрисона Форда, сделать, чтобы всё было дорого и богато. Чтобы синонимом Xbox было слово «качество». Вместо этого мы получаем какие-то крайне посредственные или нишевые продукты, которые потом приходится бегать и оправдывать упоротым фанатикам.
И поэтому я понимаю ту истерику, которая сейчас разрывает биллибоев по всему интернету. Они ждали, надеялись, верили. Фил, с добродушной улыбкой и вайбом «своего в доску парня», уверенно обещал, что надо лишь немного потерпеть и всё будет. Люди годами жили «беливами», а теперь, когда, казалось бы, величие замаячило прямо перед носом, происходит страшнейшее – эксклюзивы сливаются на PlayStation.
А им ведь не игр жалко, им жалко себя, своего времени. Жалко, что они поверили, ждали и надеялись на то, что вот сейчас-то всё будет. Но их подло обманули, а когда увидели, что нынешняя стратегия не приносит мощной прибыли, то решили «прокинуть через бедро».
Именно из-за этого я никогда и не любил Фила Спенсера. Широчайший человек, с широчайшей улыбкой, у которого всегда всё хорошо и который обещает только хорошее, не может быть лучшим управленцем. Он может быть лучшим рекламщиком, пиарщиком, продавцом. Он может сладко рассказывать, как будет классно в следующем году и в следующем после следующего года и в следующем после него. Но он не способен произвести ничего реального, не способен принять сложных решений.
Джим Райан, при всей его визуальной мерзотности и корпоративной бизнес-направленности, принимал только правильные решения. Когда было нужно, то он не боялся отменить игру, или внедрить новую политику. Стоило только этой политике оказаться ошибочной, так её тут же свернули и пошли в светлое завтра. Фил, увы, не про это.
Он не решился отменить Redfall, хотя наверняка понимал, что за разгромным релизом этой игры будет стоять Xbox, а это значит, что пострадает репутация бренда. Он не надавил на Тодда Говарда, чтобы тот сменил уже наконец свой опостылевший всем престарелый движок и сделал из Starfield что-то по-настоящему свежее и технологичное.
Фил только обещал, обещал и ещё раз обещал. Вот и сейчас, вместо того, чтобы быстро опровергнуть «пустые и лживые слухи», он пообещал, что на этой неделе всё объяснит. И уставшие, разочарованные фанаты верно считали это послание. ГОТОВЬТЕСЬ –вот, что это значило. ВАС НЕ ЖДЁТ НИЧЕГО ХОРОШЕГО – такой подтекст все вынесли из обращения Спенсера.
Поэтому, лично у меня не остаётся никаких сомнений в том, что слухи окажутся правдивыми. Разумеется, Широкий будет пытаться подстилать мягкую соломку, апеллировать к тому, что у Xbox всё равно будет релиз игр в первый день, а на PlayStation игры выйдут позже, да и за фуллпрайс в 70 долларов. Но людей это мало утешит. Такое мощное переориентирование разобьёт им сердце, уже разбивает. И уже ничто не сможет поднять им настроение.
В обсуждениях этих слухов и новостей я натыкался на мнение, что игры будут выходить на PlayStation «спустя пару лет» после релиза на Xbox. В это верится с трудом. Мне приводили в пример политику той же самой PlayStation и «слив» её эксклюзивов на ПК, но здесь, увы, будет происходить другое. Синяя компания сперва стрижёт деньги со своей консоли, а потом сбрасывает игры на новый рынок, когда на старом они уже перестают приносить прибыль.
А в случае с играми Xbox ситуация совершенно противоположная. Её игры появятся в Game Pass сразу же, а это значит, что и приток денег с нового рынка понадобится тут же. Надо же это всё как-то окупать. Скорее всего, релиз не будет одномоментным, но с крайне небольшой задержкой, в полгода-год максимум.
Вот, собственно и всё. Я искренне стою в этом вопросе с самыми зелёными из биллибоев и самыми преданными фанатиками, но, боюсь, мы уже проиграли. Бизнес-мероприятие на этой неделе окончательно расставит все точки над "i" и обозначит нам будущее бренда и новый курс, который решит взять компания. Мне искренне хочется ошибаться и сказать в ближайшие дни, что я был неправ, но одно я знаю точно – если все слухи окажутся правдивыми, то Филу Спенсеру лучше бы подать в отставку.
Либо сразу же после анонса, либо в самые кратчайшие сроки. Потому что Широкий Фил, который обещал величие, но вместо этого устроил обман и унижение, должен уйти. И если не понести какое-то наказание за единоличное уничтожение целого бренда, то хотя бы перестать нас обманывать и мозолить нам глаза.
А пока, мы ждём.
Искренне ваш
Gonzo
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ
вот стоило человеку пс5 подарить так он сразу же становится ведущим аналитиком хбокса
вот как ето так работает то блять
На самом деле я эту ситуацию уже пару лет обдумываю. Задолго до всяких PS5.
Аналитика и рассуждение о том, куда Широкий поведёт бренд дальше
Хейтерс гонна хейт.
Культ экспертности
Темы разные, подъёб не засчитан
Тут надо понимать что при M&A 70 млрд не улетают в трубу, а активы стоимостью 70 млрд из графы «Кэш» переехали в графу «Собственность». Конечно есть разница между book value Activision/Blizzard (стоимость всех активов) и market value (оценка на основе стоимости акций и их количества). То есть отбивать нужно не все 70 ярдов, а ~20-30. Также в слухах не говорится про потерю эксклюзивности GamePass, что закопало бы XBox совсем (при прочих равных проще купить PS, чтобы играть и в эксклюзивы Sony, и в GamePass). Есть вариант, в котором GamePass остается на XBox, а игры по фуллпрайсу дропаются на PS и Switch, что в целом позволяет сохранить конкурентное преимущество XBox и увеличить охват аудитории