Про Коджимбу

И почему благодаря Коджимбе вы читаете этот блог.

Про Коджимбу

Давно хотел прогнать пару матов про хитрого бурята, но никак не доходили руки. Вчерашнее обсуждение этой новости таки вызвало достаточное желание это сделать.

Как я отношусь к Кодзиме? Ну, это в прошлом хороший геймдизайнер, который придумал несколько классных штук, повлиявших на индустрию видеоигр. Он хоть и не создавал, но значительно развил жанр стелс в его зачаточном состоянии. Ввиду его давней мечты стать режиссёром, он развивал нарративную составляющую игр, показывая, что можно и нужно в играх делать захватывающий сюжет и хорошую, киношную постановку катсцен.

Но моя любимая его фича это неделимость геймплея и нарратива в техническом смысле. Имеется ввиду то, что все игровые катсцены и даже промо-ролики делаются на движке игры, с реальными игровыми моделями и графикой. После того, как пиксели на экране стали похожи на людей, все эти ваши CGI это просто лишняя трата денег. Удивительно, что даже в текущем десятилетии не все это понимают.

Увы, Кодзима очень быстро поймал звезду и ударился в авангардный треш. Вскрылась его несостоятельность как сценариста. Его стратегия это придумывать какую-нибудь яркую, необычную, но бестолковую фигню, лепить на неё своё имя, а потом ходить с довольным видом за наградами. Даже знаменитая у нас фраза "Кодзима - гений" изначально была всего лишь ироничным мемом, но потом её стали принимать за чистую монету.

Самый яркий пример это Death Stranding. То, как он завернул банальную механику ходьбы, это, конечно, надо уметь. Но лучше игра от этого не становится. Не даром Кодзима до последнего не демонстрировал, чем игра является на самом деле. На релизе она вполне заслуженно получила ушат говна, но вот чудо, благодаря обёртке многие купились на это поделие и даже убедили себя в том, что им это нравится, что это какой-то шедевр.

Про Коджимбу

Парадокс Кодзимы заключается в том, что он всегда хотел снимать кино, и в играх он пытается делать именно кино, но при этом геймплей у него получается куда лучше. Да, он хороший постановщик, у него классный музыкальный вкус, но когда дело касается сюжета, сценария и создания миров, тут он городит такую чушь, от которой волосы дыбом встают.

Также хочется рассказать про серию Metal Gear. Кодзима её создал, но в итоге сам же скатил в говно и похоронил. Как?

Уже после MGS1 Кодзиме, на самом деле, было насрать на серию. Поэтому вторая часть получилась авангардным трешем, да ещё и вторичным. Мол, поприкалываюсь последний раз, и хватит. Если раньше в MGS1 были просто забавные моменты, которые можно было даже не заметить, в MGS2 Кодзима срёт смехуёчками на каждом шагу прямо игроку в лицо. Отсюда начался всякий кринж типа говорящих рук (и прочих магических гипнозов Оцелота), вампиров, наномашин, которые могут вообще всё, хватание мужиков за яйца и прочее такое, что считается частью идентичности стиля Кодзимы.

Но главным таким смехуёчком был чмошник Райден в виде главного героя. Фанаты давно любили Солида и ждали именно Солида. Но Кодзима зачем-то взял себе за правило намеренно разрушать ожидания чисто ради разрушения ожиданий. И ладно бы он просто поменял главного героя, это не так страшно, важнее то, как он это сделал. В прологе мы таки играем за Солида, а потом вместо брутального солдата получаем женоподобного, желторотого Райдена.

И тем не менее, за свой геймплей и философскике приколы MGS2 полюбилась многим и до сих пор является самой продаваемой частью франшизы. И она должна была быть последней в серии, даже концовка там открытая.

Про Коджимбу

Но, естественно, такие франшизы просто так не отпускают. Поэтому Конами снарядила Гения клепать MGSы и дальше. Однако благодаря чьей-то гениальной идее MGS3 решили сделать приквелом, и не прогадали. До сих пор это часть считается лучшей.

Настоящий треш начинается в MGS4. Где-то здесь в Кодзиме по-настоящему проснулся "гениальный режиссёр". Поэтому большая часть игры это катсцены и кодеки. При этом сюжет получился максимально тупорылый и кринжовый, зато завёрнут в невероятно драматичную и пафосную постановку. Если бы за этой обёрткой было что-то хоть немного умное, смотрелось бы намного лучше.

По геймплею игра стала больше парадом аттракционов, а не стелс-экшеном. Вместо боссов вторичная калька с боссов первой части (aka "а теперь послушай печальную историю этой бабищи"). Ну и, конечно же, надо было залить всю графику жирнейшими серо-жёлто-зелёными фильтрами.

Про Коджимбу

По сути, MGS4 для серии была тем же самым, что и Resident Evil 6 для серии RE. С той разницей, что была не провальной.

Далее Кодзима поймал волну портативок. До него и без него уже выпустили одну часть MGS для PSP, он же сделал Peacewalker. В принципе, геймплей в них ОК и соответствует специфике портативных консолей, но вот сюжет оказался лютым трешем. Кроме того, Кодзима почему-то решил изменить самому себе и запилил катсцены в виде дешёвых комиксов, как в Portable Ops, а не на движке игры.

Поскольку линейка Солида Снейка уже была закончена в MGS4, все ждали завершения линейки Биг Босса. Пятая номерная часть должна была стать связующим звеном между поколениями суперсолдат. Фанаты ждали историю создания Outer Heaven, похождения Биг Босса в Африке, его знакомство с Греем Фоксом и Наоми Хантер, формирование отряда FOXHOUND и разгар конфронтации между Биг Боссом и Зеро. Наконец, процесс финального превращения Биг Босса из славного малого в злодея. У серии был богатейший фундамент, чтобы сделать что-то реально годное в плане нарратива. Кроме того, Кодзима обещал более серьёзную и взрослую игру, нарушение каких-то там табу и прочее такое.

Эту игру я ждал очень сильно и был страшно разочарован. Настолько, что реально впал в депрессию. Но, наверное, стоит сказать спасибо. Потому что свою фрустрацию я решил вылить на бумагу, создал блог на Stopgame и написал пост, где подробно разобрал, почему сюжетка MGS5 - недоделанное дырявое говно (советую прочесть). Что стало началом того, старого, а потом и этого блога.

Но вернёмся к игре. Кодзима был бы не Кодзимой, если бы не провернул фанатов на очередном хуе. Поэтому вместо всего этого мы получили... спин-офф о противостоянии Медика и Скаллфейса с геймплеем портативного Pisswalker'а, приправленный все теми же смехуёчками.

Про Коджимбу

Придумали какого-то Скаллфейса, который особой ретконной магией подчищал говно за Нейкедом ещё на миссии в третьей части. Сюжетка дырявая, недоделанная. Бессвязный, но красиво поставленный бред. Особенно люди любят дрочить на миссию на карантинной платформе, в которой смысла не больше, чем во всём остальном. А в конце так вообще оказывается, что Биг Босс в сюжете почти не участвовал, а всё это время мы занимались тупым гриндом за рандомного NPC.

За такое дело Кодзиме надо разбить ебло кирпичом и запретить делать игры. Блядь, фанаты до релиза игры напридумывали сюжетов лучше, чем он.

Но если по сюжету игра была даже не 2/3, а 1/3 от того, что должно было быть, то геймплей был намного лучше. Чисто по кор-геймплею лично для меня это самый крутой милитари-экшен. Но есть и обратная сторона. Гринда слишком много, слишком много Мама-базы и этот мультиплеер, как не пришей кобыле хвост, а на него ведь тратились время и деньги. Но больше всего я не понимаю, зачем в игре эти 300 (или 200, не помню) рандомных миссий ни о чём. Кодзима забыл, что уже делает не портативку, а блокбастер для полноценных консолей?

И тем не менее, наполнение игры очень хромает. Тут вам ни нормальных баз вроде тех, что были в прошлых частях. Нет даже ничего похожего на лагерь Омега из Ground Zeroes. Только однообразные просторы и безликие лагеря. Открытый мир тут явно был лишний. Да и вообще, в игре очень много лишнего.

Но я увлёкся, игра достойна детального обзора... когда-нибудь, лет через сто. В целом, у игры есть хорошая геймплейная основа, но нет нормального контента. Она скомкана и вообще непонятно, чем разработчики занимались 7 (семь!) лет.

В контексте поста куда важнее производственный цикл игры. Я считаю, что именно Кодзима и разработка MGS5 подкосили Конами так сильно, что вернуться в индустрию домашних компьютерных развлечений они решили только недавно. Для Конами франшиза MG началась как один из маленьких экспериментальных проектов, но превратилась во флагман номер один. Бюджеты распухли до ААА-сектора, а малейшие пертурбации на релизе могли критично сказаться на игровом отделе компании.

Разработка MGS5 началась после MGS4, в 2008, с создания нового движка. FOX Engine был готов уже к 2011 и оказался штукой весьма крутой. Жаль, что на ней вышло несколько игр, а дальше движок канул в небытие. Спасибо сами знаете, кому сказать.

Пока делали движок, Кодзима занимался Pisswalker, а потом пошёл делать Metal Gear Rising, который не доделал и бросил. Зная дальнейшую историю проекта, можно даже сказать ему спасибо.

Понятно, что параллельно с работой над движком, который, кстати, изначально создавался именно для новой номерной части, должна была вестись и работа непосредственно над игрой. Но Кодзима занимался непонятно чем. Время шло, а результата всё нет. Есть гипотеза, что Кодзимыч просто срывал сроки и транжирил деньги на непонятную хуиту. Как вам, например, идея послать легендарный голос Снейка (Дэвид Хейтер) и вместо него нанять малоизвестного американского актёра (Кифер Сазерленд)?

Точно так же был послан и каноничный художник Йодзи Синкава, поэтому вместо стильного арта на обложках красуется просто ебало Снейка крупным планом.

Про Коджимбу

Показательным является тот факт, что за год до релиза полной игры вышла типа "демо-версия" Ground Zeroes. На самом деле это вырезанный из игры пролог, который напичкали сайд-контентом и релизнули, как отдельную игру. Потом в Конами объясняли, что таким образом хотели дать игрокам хоть что-то, пока они ждут игру.

Кстати, многие (в том числе и я) считают, что GZ был лучше, чем ТРР. Это был кусочек того самого, некст-генового Metal Gear. Крутая завязка, крутой геймплей на одной большой базе, никакого гринда и смехуёчков, действительно серьёзный тон повествования, жестокие сцены. Эх...

Многие винят здесь Конами, но я считаю, что виноват Кодзима. Потому что именно он здесь не такая, как все, творческая и важная фигура. Вы знаете других геймдиректоров, кто называют студию в свою честь? Или вешают своё имя крупным планом в начале каждой игры? А ведь среди них полно не менее талантливых людей. У человека явно проблемы с ЧСВ, которые ему на мозг давят.

A HIDEO KOJIMA GAME (запомни, мразь)

Каждая игра Хидео Кодзимы

То ли не было чёткого плана по игре, то ли хрен его знает, но результат все прекрасно видели. И это не ситуация, как с Томонобу Итагаки, где конфликт возник под конец разработки, а по игре видно, что работа была проделана большая, но ей немного не хватило. В случае с MGS5 тут просто 2/3 игры отсутствуют.

Естественно, у издателя возникли большие вопросы, на которые Кодзима, судя по всему, ответить не смог. Результатом стал его уход из компании. Хотя игра была успешна про продажам, мы не знаем, сколько всего было потрачено на разработку. Но по опыту других проектов можно сказать, что затянутое производство не сулит ничего хорошего финансово, особенно если нет плана, а судя по игре, планом там и не пахло. Если бы с финансовой точки зрения у игры было всё замечательно, я не думаю, что вообще был бы какой-то конфликт между Кодзимой и Конами.

Но сейчас у Кодзимы всё хорошо. Он успешен и продолжит радовать нас своими "шедеврами", поднимая нам настроение.

66
11
11
11
11
21 комментарий

и даже убедили себя в том, что им это нравитсяможно у тебя спрашивать шо мне нравится шо нет?
ну шоб не быть хуесосом ты то вижу ориентир мировой

6
3
1
1
Ответить

До этого момента дочитал, и понял, что какой-то хейтер порвался. В одной этой игре механик больше, чем последних поделиях от биотварей.

3
1
Ответить

Ну извини, вот такой у меня манямирок, я не верю, что кому-то на серьёзных щах нравится чемоданы по полю таскать.

3
Ответить

Насчёт гениальности - это вопрос открытый и субъективный, но вот то, что он человек неординарный, способный эффективно исполнять обязанности и руководителя студии, режиссера, сценариста, продюссера, геймдизайнера - это уже говорит о многом, человек оркестр не иначе.

3
1
Ответить

ты знаешь знаешь что такое человек феномен? это тоже самое что генеальность?
так вот кодзима феномен и это факт! далеко не только по причинам которые ты перечислел

Ответить

@Resident Кажумба Гений тут тебя обсуждают

1
Ответить