Утраченное наследие: Mass Effect 2 как неудачный сиквел

Продолжение может быть лучше первой части, но утратить при этом её дух.

Формальности ради предупреждаю: текст содержит спойлеры ко всем трём частям оригинальной трилогии Mass Effect.

Многие любят серию Mass Effect. Особенный успех ожидал вторую часть трилогии о Шепарде. Её ценят и чтят. Её оценки выше, чем у оригинала и триквела. Её внесли в ряд списков «Лучших игр всех времён и народов». Геймеры обожают её почти как котиков.

Вы уже ждёте слово «но», не так ли?

Mass Effect 2 — отличная игра сама по себе, но… именно как продолжение Mass Effect она заслуживает серьёзных упрёков.

Credits: ea.com<br />
Credits: ea.com

Если я уже наскучил, то спешу сообщить: Шеймус Янг справился с обличением прегрешений сценаристов Mass Effect 2 лучше меня, и я не могу не рекомендовать его обзор сюжета игры, благо что он доступен на русском языке в переводе Евгения Ходакова. Но позвольте мне покритиковать ME 2 своими словами.

Чем так хорош сценарий оригинальной Mass Effect?

Эпический размах сюжета, атмосфера грандиозных приключений и пафосного превозмогания, более или менее цельная внутренняя логика происходящего, сравнительно умеренное для космооперы количество ляпов — какое прекрасное сочетание!

Создатели сиквела, однако, решили пойти иным путём.

Эпичность была обрезана под корень. В теории идея сделать нарратив более камерным выглядит интересно. И она может сработать на практике. Например, в Dragon Age II вся фабула вертится вокруг проблем одного города — и ведь неплохо получилось.

Вот только в случае с ME 2 качество исполнения подвело.

Камерному сюжету ещё более, чем эпическому противопоказано быть глупым. По сравнению с первой частью, нелогичных решений сценаристов и персонажей стало ещё больше.

Антагонист как таковой отсутствует, а о главном противнике в рамках всей трилогии мы не узнаём вообще почти ничего. И даже объём нельзя поставить в плюс: основная сюжетная линия здесь неприлично коротка.

Во второй части множество личных квестов напарников, пара из них влияет на события триквела, причём даже сильнее, чем главная линия ME 2 о Коллекционерах, но никак не на сюжет самой второй части. Сценарием чуть лучше, чем никак обоснована необходимость набирать в команду более чем двух персонажей и тем более выполнять их личные квесты. Понятно, что игрок должен этим заниматься, чтобы пройти без потерь последнюю миссию, но Шепарду-то зачем?

Сиквел — это не только филлер в рамках сквозной сюжетной линии трилогии, это плохой филлер. В сценарии сиквела плоха и общая идея, и почти все сюжетные ходы по отдельности.

Твист с гибелью персонажа и его воскрешением хорошо работает, только если как следует постараться при создании иллюзии смерти. Из трейлеров игры и её описания, приступая к прохождению, игроки знали, что Шепард будет главным её героем и мало кто из них мог поверить в его смерть в прологе.

Удивительно, но только террористическая группа оказывается по-настоящему заинтересованной в выздоровлении великого героя Галактики.

Бравый протагонист давал присягу и Альянсу, и Совету, но спокойно сотрудничает с отмороженными экстремистами, коллег которых он убивал в недавнем прошлом.

Совет и Альянс знают, что доблестный коммандер работает на мерзких террористов, но ничего не предпринимают против него и его экипажа, Совет даже восстанавливает его полномочия (пусть и с оговоркой, что якобы его власть Спектра распространяется только на системы Терминус, но в дальнейшем Шепард будет светить «корочкой» даже на Цитадели).

Коллекционеры занимаются какой-то имитацией бурной деятельности.

Шепард может брать в команду кого угодно, даже ксеносов, при том, что прямой необходимости в этом нет, всё равно на миссии можно брать только двух напарников. Призрак буквально приказывает ему приглашать новых сопартийцев, которые, разумеется, будут верны лично Шепарду, а не «Церберу», хотя мог бы предоставить ему наиболее лояльных организации людей.

Отлёт Шепарда и всех сопартийцев аккурат перед нападением Коллекционеров — настолько откровенно высосанный из пальца сюжетный ход, что и вспоминать неловко.

Человекожнец — это, конечно, тоже нелепо, но хотя бы забавно.

Важной причиной успеха Mass Effect была харизма главного героя. И даже сценаристы ME 2 не смогли её разрушить. Но они очень сильно старались навредить образу протагониста.

Герой Галактики выглядит нелепо в роли мальчика на побегушках на службе террористической организации. В Mass Effect 2 Шепард помогает тем, кого убивал в первой части, и попутно утирает сопли своим соратникам вместо того, чтобы вершить эпические подвиги и спасать Галактику.

Сюжет с гибелью «Нормандии» и работой на «Цербер» только бы выиграл, если бы после «смерти» Шепарда в прологе начиналась игра за нового героя.

Героя Ферелдена трудно представить в роли наймита мафии Киркуолла. Иное дело — безвестный беженец родом из разрушенного Лотеринга. Улавливаете?

Представьте: Шепард, всем известный спаситель Галактики, трагически погибает в прологе. Игроку дают нового протагониста, и чем дальше, тем больше они оба — и персонаж, и тот, кто им управляет, — уверяются в том, что Шепарда действительно больше нет. По мере развития сюжета новый герой постепенно обретает всё большую уверенность в своих способностях, но впереди — в финале второй части или в начале третьей — его ждёт жестокое испытание. В последний момент, когда протагонист сиквела обнаруживает свою беспомощность и победа Зла кажется неминуемой, Шепард возвращается, чтобы вновь всех спасти. Фанаты плачут от радости, переживая сладостный момент катарсиса.

Ладно, это не такая уж и хорошая идея. Но точно лучше, чем бессмыслица в сюжете ME 2.

На фоне второй части триквел не так уж и плох по части сюжета, во многом из-за возвращения к истокам: спасение Галактики, Жнецы, пафос и ещё раз пафос. Отдельный плюс — много возможностей принести напарников в жертву великому делу вместо того, чтобы нянчиться с ними. Однако наследие второй части (Призрак и «Цербер») цепляется за сценарий Mass Effect 3 в попытках утянуть его на дно, да и без этого в нарративе триквела немало слабых мест. Да, во многом сюжет Mass Effect 3 заслуживает критики, но не надо забывать, что серьёзные проблемы со сценарием появились ещё во второй части.

Сюжет Mass Effect 2 плох сам по себе, но он смотрится особенно ужасно в сравнении с началом трилогии. Mass Effect 2 во многих отношениях отошла от сюжетной формулы и атмосферы оригинальной игры, но не смогла взамен внести в повествование хоть какие-то удачные идеи.

Mass Effect 2 — отличная игра, но плохой Mass Effect.

К счастью для Bioware, при всех недостатках сценария сиквела, практически все остальные аспекты игры были великолепны.

Мораль? Геймплей и графика могут вытянуть игру, несмотря на слабый сценарий. Но не стоит рассчитывать, что публика готова вечно закрывать глаза на недостатки сюжета. Рано или поздно игровой процесс и картинка, даже если они будут неплохи, но менее чем великолепны, перестанут отвлекать внимание от пробелов в логике повествования и прочих сценарных ляпов (Mass Effect: Andromeda — чем не пример?). И когда такой день настанет, геймеры обрушат на головы разработчиков молоты ярости.

11
7 комментариев

неудачный? лучшая часть серии как бы.

5

хз, именно за камерность и акцент на напарниоков, я и считаю МЭ2 лучшей частью.
И именно поэтому в 3ей части всё воспринималось эмоциональнее. Смерть Тейна. Мордина, Тали/Легиона...
Или тусовки на Нормандии, и великолепная Цитадель DLC.

4

Mass Effect 2 — отличная игра сама по себе, но… именно как продолжение Mass Effect она заслуживает серьёзных упрёков.

Всё именно так

1

филлерок, зато кайфовый 

1

Бодрый, динамичный геймплей, да.

Я думал написать не только о сюжете, но и об игровом процессе: боёвка ME 1 хоть и была несколько скучновата, но всё же обладала некоторым если не очарованием, то своебразием, а в ME 2 она стало явно казуальнее, но эти изменения скорее пошли игре на пользу. Забавно, но в случае с Mass Effect  2 отличия геймплея по сравнению с первой частью плюс, а не минус, а если и недостаток, то чисто субъективный, тогда как качество сценария объективно упало.

Mass Effect - трилогия, а не сериал из 10-12 эпизодов, сделать филлером одну часть из трёх - большая роскошь. ME 2 во многом прощали недостатки сюжета в надежде на то, что третья часть объяснит все нестыковки и заполнит все пробелы, а вот по отношению к ME 3 общественное мнение было уже беспощадно, именно из-за изначально завышенных ожиданий.

1

Я нахожу некоторое противоречие в том, что автор указывает на пробелы в банальной сюжетной логике, критикует сценарий, но при этом говорит, что игра отличная, но плохой Масс Эффект. Я бы понял, если бы сценаристы разрушили ЛОР, полностью оторвали бы эту часть от предыдущей, забыли бы, что в Млечный путь летят жнецы... Но нет, это все на своих местах. Масс Эффект на своих местах, история, начатая в первой части, продолжается как бы. А проблемный сценарий, если он и правда таков, является проблемным сам по себе, разве нет?
И таким образом получается, что у нас тут звучит что-то похожее на "Игра отличная, но сценарий говно, сюжет шит белыми нитками, кругом проебы в элементарной логике, но игра отличная все равно". Что вызывает некоторые вопросы, учитывая, что речь идет прежде всего о сюжетной aRPG.
В общем, я немного не понял позицию.

сценаристы разрушили ЛОР

В чём-то разрушили: те же термообоймы, кучи роботов.

забыли бы, что в Млечный путь летят жнецы

Ну о Жнецах по-настоящему вспомнили только в DLC Arrival.

Что вызывает некоторые вопросы, учитывая, что речь идет прежде всего о сюжетной aRPG.

Сюжет - только один из аспектов игры и не самый главный (исключение: жанры вроде визуальных новелл, текстовых квестов, интерактивного кино). Большинство игроков ценит геймплей и графику больше, чем нарратив. Bioware подарили отличную пару для сравнения: Mass Effect 2 и Dragon Age II. У первой всё хорошо, кроме сюжета, у второй - приличный сценарий, но всё остальное вышло неважно. Взгляните на оценки игроков (да и баллы критиков тоже показательны): какая игра больше понравилась людям?

И ещё: кроме собственно сюжета, есть и его подача, обёртка, постановка сцен - с этим у ME 2 совсем неплохо.