Что общего у Платона, Пита Мондриана и скриншотерского комьюнити на DTF?
Как самостоятельный вид искусства виртуальной фотографии, бесспорно, есть куда развиваться и развивать свои каноны. Как и вся Digital-индустрия, всё это пока в самом начале своего пути. Пока люди формируются в сообщества, каждое со своими правилами. Казалось бы, нет никаких правил и ограничений, когда ты можешь менять объект съемки на лету, тебе подвластны погодные условия, свет и даже само время. Ограничения начинаются там, где люди сами не определились, что им делать с этой свободой.
Повторюсь — в развивающейся среде, где нет оформившихся “рамок” и присутствуют люди с диаметрально противоположными точками зрения, один единственный и верно правильный взгляд иметь невозможно. Его не существует.
Как видит средний пользователь DTF
Вместо тысячи слов…
Нешуточные распри небезразличных комментаторов
Проведя некоторое количество времени в скриншотерском комьюнити на DTF и помониторив Hall of Framed, я выделила несколько вопросов, волнующих как авторов, так и зрителей (не назову их проблемами, но это те вопросы, по которым нет единодушного согласия) плюс добавила некоторые, возникшие у меня.
- Повторяющиеся мотивы
К сожалению, этого не избежать. Объяснение простое и печальное — в игре скриншотер ограничен миром игры. Чем меньше мир — тем больше ограничений и таких рефренов, как на картинке.
Чтобы сделать по-настоящему уникальный кадр, придётся постараться. Существует мнение, что лучший скриншот — это тот, на котором ты не можешь угадать игру. Или, зная игру, не можешь вспомнить место, где сделан снимок.
Игры с открытым миром предполагают большую свободу, чем АА и инди проекты, так что многое начинает зависеть от постобработки, которая, кстати, идет следующим пунктом.
2. Постобработка
То и дело в сообществе возникают распри на тему Фотошопа. Имеет ли право скриншот назваться скриншотом, если он сделан не только при помощи клавиши F12 или PrtScn? В англоязычном сегменте существует специальный термин “virtual photography” и мне он кажется более уместным, потому что предполагает совершенно отдельный, новый процесс, как раз таки выходящий за рамки “щелчка одной кнопки”.
Этот термин предполагает съемку в автономной ограниченной среде, отличной от реального мира, местами более, местами менее ограниченной.
Тем не менее, если речь идет о виртуальной фотографии, то всё, что применимо к фотографии обычной, может быть равносильно применено и к фотографии виртуальной, как то: фильтры, эффекты, искажения, ретушь, виньетирование, цветокоррекция и прочая обработка без ограничений. Я и сама придерживаюсь этого аргумента и будь моя воля, я бы четко разграничивала понятия “скриншот” и “виртуальная фотография”. Тогда и волки были бы сыты, и овцы, как говорится, целы.
Потому что с точки зрения человека, ограничивающего себя (искусственно или намеренно; это ни хорошо и ни плохо) кнопкой F12, всё, что сверху — это скорее игровой арт, а не скриншот, и эту позицию можно понять. К тому же, с точки зрения художника, лучшее — враг хорошего. А авторы, не гнушающиеся постобработкой, вполне могут счесть всё прочее как low effort и в чём-то тоже будут правы. Снимок может быть красивым как с обработкой, так и без, и каждый в нём увидит что-то своё (или нет) и это ОК.
3. Должны ли скриншоты передавать атмосферу игры/характер персонажей?
Дизайнер во мне говорит, что однозначно ДА. Для меня важна конгруэнтность и я вижу красоту в том, как элементы, даже вырванные из контекста, сохраняют определенный “дух” того общего, чему они подчинены, с чем соотносятся. Как логотипы известных марок остаются узнаваемы даже при искаженном написании:
Но это лишь один взгляд на этот вопрос. Выше я уже упоминала, что чем более неузнаваем кадр, тем он уникальнее. Предположу, что это же справедливо и для атмосферы/характера персонажей.
4. Нужно ли кадрировать скриншоты?
Я раньше считала, что нет. У меня даже были аргументы в эту пользу. Для меня была неотъемлемой частью скриншота возможность поставить его на рабочий стол. Снимок превращался из красивой картинки где-то на харде в функциональную вещь, которой можно любоваться ежедневно. Мой рабочий стол всегда пуст, поэтому все эти скрины стали для меня своеобразными обрамленными полотнами.
Таким образом формат 16:9 диктовал мне рамки. Со временем я поняла, что искусственно ограничиваю себя. В конце концов, у фотографий в классическом понимании множество форматов с разным соотношением сторон. Вспомним, например, квадратные полароиды или классические снимки 10х15, имеющие соотношение сторон 1:1 и 3:2 соответственно.
Художник во мне вообще говорит забить на устоявшиеся форматы и подстраивать формат под свои нужды, а не наоборот. Но осмелюсь предположить, что вероятность того, что они даже при таком раскладе уложатся в существующие стандарты, довольно велика.
5. Являются ли скриншоты искусством?
Боюсь, я не тот человек, который должен об этом судить. О понятии мимесис (основной принцип эстетики) не смогли договориться даже великие греческие умы, так что однозначного ответа не будет. Но было бы неплохо сперва определиться, являются ли сами игры искусством. И что значит искусство в принципе. И в чем состоит разница между искусством, творчеством и ремеслом. И что подразумевает под этими понятиями ваш собеседник. Думаю, ответы кроются примерно там же, где проходит граница между “скриншотом” и “виртуальной фотографией”.
По играм и по скриншотам проводятся самостоятельные выставки. Но по сельскохозяйственной технике или текстильной промышленности тоже (никому не в обиду сказано), так что это не показатель.
Предположим, игры — сами по себе искусство (я лично считаю, что да; качественно сделанная ААА игра — неповторимый монументальный труд коллективного творчества). Тогда как назвать снимок того, что является искусством? Даже не так, а еще глубже: как назвать снимок того, что сделано ВНУТРИ предмета искусства? Думаю и надеюсь, что современные философы уже вовсю задаются вопросами о метавселенных, отделении сознания человека от его тела и т.д.
6. Уместна ли критика чужих работ?
Тут всё просто и сложно одновременно. Если ваше мнение спросили — выскажите его, если не спрашивали, а вы всё равно вывалили — это хамство. И это касается не только творчества, а в принципе любых человеческих отношений. И зачастую “критикующий” явно путает критику с чем-то ещё.
Способность и возможность критиковать предполагает, что критикующий обладает большими познаниями в вопросе и обладает авторитетом, значит заведомо стоит (или сам ставит себя, если критика не прошена) выше автора. Те, чей фидбек обладает реальной ценностью, не разбрасываются критикой, потому что прекрасно понимают, что ставить себя выше других не комильфо и нужно общаться на равных, а ПОЛЕЗНУЮ критику — да такую, чтобы она была понята — давать ОЧЕНЬ ТРУДНО. Критикующий морально обязан видеть и учитывать тот этап на творческом пути автора, который просит его оценки. Поэтому экспертная критика возможна лишь в двух случаях: критик и критикуемый состоят в хороших отношениях, т.е. общаются на равных, не боясь обидеть друг друга и отлично понимают контекст и уместность происходящего. И второй случай — вам за это платят как профессионалу своего дела. No exceptions.
Если вы хотите лучше понять, как работает критика, вот превосходная статья от известной психологини Екатерины Сигитовой: руководство по правильной критике. Эта статья улучшит качество вашей жизни, если к ней прислушаетесь, я гарантирую.
7. На кого равняться? Или “хочу побеждать в скриншотных турнирах как Laime”.
Ни на кого не равняться. Тогда и “свой стиль” искать не придется. Поясню: вряд ли Ван Гог или Мондриан ставили свою цель так: “что бы мне такое написать, чтобы попасть в Лувр/галерею Тейт?” Пускай успех отдельных личностей будет для вас мотиватором. Лувр не был для них целью, для них целью была задача сотворить то, на что им самим будет приятно смотреть. И пофиг, какими критериями они при этом руководствовались.
Могу дать один 100% рабочий вариант. Анализируйте свои работы и работы любимых авторов и старайтесь понять, ЧЕМ ИМЕННО они вам нравятся. Композицией? Цветом? А если цветом, то как? По контрасту? Или ощущение, что какой-то фильтр наложен, но не ясно какой? Или тени какие-то особенные, но не понятно чем именно особенные?
Допустим, это тени. Особенные КАК? Допустим, они не черные, а будто бы серые. Идем и делаем у себя так же, если знаем как. Если не знаем, то гуглим и пытаемся повторить. И так с любым затыком.
Позднее я хочу сделать рубрику в своем блоге, где буду пытаться повторить мои любимые скриншоты других авторов. Если сейчас пока не понятно, что я имею в виду, то на живых примерах уж точно станет яснее. Так что можете на меня подписаться, чтобы не пропустить ;) Дополнительный мотиватор для меня.
Итоги и послесловие
Каждый творец принимает определенные решения, чтобы в итоге получилась картинка, которую читатели DTF увидят в подсайте “Скриншоты”. Практически невозможно на вскидку точно определить замысел, бэкграунд, доступный автору инструментарий и в какой точке своего творческого пути он в данный момент находится.
К сожалению, тягу к знаниям и совершенствованию легко подавить на любом из отрезков этого пути. Художника обидеть может каждый и всем нам свойственно сомневаться в себе. Когда эти два критерия встречаются, очень велик риск, что испытав огромное разочарование, и не справившись с ним, кто-то перестанет тянуться к прекрасному несмотря на весь потенциал. Осмелюсь внести предложение быть добрее и бережнее друг к другу. Слишком много вокруг пространств, где позволяется и поощряется обратное.
Платон считал всё искусство вторичным, а следовательно, бесполезным. Он считал, что нужно постигать суть вещей, а искусство этому не способствует в силу своих ограничений (например, роза на картине не пахнет, видна только с одной стороны и т.д.)
Ну кто я, чтобы спорить с Платоном? Кстати юный Платон был в Asassin's Creed Odyssey. А вторичность моих скринов из этой игры можно оценить в соответствующем посте:
актуалОчка на глаза попалась
Уместна ли критика чужих работ?Если ваше мнение спросили — выскажите его, если не спрашивали, а вы всё равно вывалили — это хамствоМне кажется публикуя работы в открытом доступе для неопределенного круга лиц, ты как-бы сам эту самую критику просишь. Я рассматриваю публикацию как оферту, которая как раз акцептируется путем критики или восхищения.
Ну и критика сама по себе может быть полезна, особенно новичкам, если она конечно конструктивна. Особенно от людей не заинтересованных. Близкие скорее всего сгладят углы или где-то тактично промолчат, даже если у вас без повода завален горизонт, а вот сторонний непредвзятый наблюдатель выскажется напрямую, как он это видит с высоты своего опыта и восприятия, называя вещи своими именами. И каждый автор уже решит для себя сам - прислушиваться к этим словам или нет.
И один развернутый коммент с критикой порой ценнее десятка "Вау, круто!". Мне кажется для многих авторов нет ничего хуже чем тишина в комментариях.
"Фотки говно" - конструктивной критикой разумеется не является. На всякий случай уточнил.
Кстати, мой комментарий по своей сути тоже частичная критика вашего лонга (результата вашей творческой деятельности), но конструктивная ибо я объясняю с чем и почему я не согласен.
Просили вы меня о ней лично? Нет. Но, публикация сама по себе разве приглашением не является?
За саму статью спасибо, было интересно почитать
На всякий случай, тизер статьи
Но, публикация сама по себе разве приглашением не является?Нет, не является.
Рекомендую прочесть статью Е.Сигитовой, упомянутой в статье, если захочешь конкретно со мной развязать дискуссию на эту тему.
Полезный текст, как и просветительский, так и в плане этики. Большое спасибо!
Ой, ужасно приятно читать такое. Спасибо!
буду пытаться повторить мои любимые скриншоты других авторовкак вариант кстати можешь попробовать это тоже в интерактив превратить как я тут делал, только у меня это рофла ради было и не то чтобы любимые, но это уже детали. фидбек всё равно всецело положительный был в личках потом
https://dtf.ru/u/137541-emersy/1005770-ugaday-skrinshitera