Такая загадочная, манящая, притягательная Ultreïa

Или притча о бесконечном цикле насилия, который однажды должен быть прерван.

TL;DR

Без шуток, перед нами hidden gem от мира point-and-click'ов. Ожиданий от игры у меня не было абсолютно, за счёт чего и впечатление в итоге получилось довольно яркое.

Введение

Я уже и не вспомню, когда игра попала ко мне в список желаемого в Steam, но притягательного для меня в ней было достаточно. Во-первых, это квест. Во-вторых, хронометраж на 3-5 часов — то, что нужно после долгого рабочего дня. Приятный сеттинг, инди сегмент. Я люблю подобные проекты, хоть и не всегда они удаются на 10/10. Но это случай особенный, если не сказать уникальный.

Сюжет

Робот по имени Нимо (Nymo) похоронил отца и собирается найти его убийцу. В пути он встречает других роботов, выполняет их поручения и т. д. Иногда погружается в глубины своего сознания: либо под действием опиоидов, либо просто прислушиваясь к своему внутреннему голосу (не так лихо, как главный герой Disco Elysium, например, но тем не менее). Помимо мести, Нимо хочет отправиться на планету Ультрею, чтобы познать Смысл Жизни и Смерти™.

Вроде ничего особенного, но это только на первый взгляд. Сюжетно игра раскрывается в самом конце. И ещё полнее — при просмотре альтернативной (или истинной?) концовки. Каждая деталь займёт своё место, каждый кислотный трип обретёт смысл.

К сожалению, я рискую испортить вам всё впечатление, если расскажу о главной идее игры и том, вокруг чего выстраивается весь сюжет. Поэтому мой совет, если соберётесь играть: занизьте ожидания и позвольте игре вас удивить.

Так что же делает эту игру настолько классной, что я не могу скрыть свой восторг? ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕР!

Это замут с петлёй. Не столько даже временнóй, сколько событийной. Это история, которая бесконечно повторяется и, к сожалению, это история насилия, боли и мести. История о том, что зло порождает зло и творится зачастую нашими собственными руками. Когда-то кто-то должен осмелиться разорвать этот порочный круг.

И история эта, если вдуматься, ужасно жизненная. Ведь всё дело в выборе, который мы делаем, каждый раз вступая в различные взаимодействия друг с другом. Начиная от комментов на DTF (как микромодели всего социума) до многолетних неразрешённых семейных конфликтов IRL.

Геймплей

Ultreïa заставляет с теплотой вспоминать старые квесты конца 90-х-начала 2000-х. Геймплейно игра вобрала в себя всё самое лучшее как от них, так и от современных представительниц жанра: по нажатию пробела на экране подсвечиваются активные зоны, по двойному щелчку персонаж переходит с ходьбы на бег.

По двойному же щелчку на иконку смены локации, моментально происходит переход на следующий экран (не приходится дожидаться, пока персонаж дойдёт до выхода). К сожалению, такой быстрый переход иногда не работает, и я не разобралась, почему так происходит. Вероятно, это баг, но он ни на что не влияет, разве что немного раздражает, если хочется поскорее продвинуться дальше.

В игре есть инвентарь, где предметы можно осматривать и комбинировать между собой, а в крупной финальной локации имеется полноценная карта для удобной навигации и мгновенного перемещения.

В одной из локаций даже есть карточная мини-игра. Её, к слову, мне удалось сломать в попытке получить достижение. Всего в игре 4 вида карт:

  • карта атаки
  • карта защиты
  • лечилка
  • «пустышка»

Игра стартует с щита и одной «пустышки» у каждого. После хода «пустышкой» в колоду добавляется новая карта (случайная из выше упомянутых). На руках игрока может находиться максимум 5 карт. Мне в колоду выпало три лечилки, а щит остался с начала партии. Так как условием использования «пустышки» является наличие свободного места, мой ход остался ограничен одной единственной картой — щитом.

Идеальная защита по-d-fens'овски.
Идеальная защита по-d-fens'овски.

При таком раскладе игра впадает в бесконечный цикл, т. к. я не могу нанести урон и не могу использовать ни одну из лечилок, потому что урон мне нельзя нанести из-за постоянно используемого щита.

Хорошо, что партию можно перезапустить в любой момент, и игра за это никак не штрафует.

В остальном головоломки все подъёмные, логичные, понятные и прохождение без гайдов вполне возможно.

Сеттинг, атмосфера, звук

С визуальной частью у игры всё очень хорошо. Графика симпатичная, фоны статичные, персонажи 3D-шные. В игре хорошие красивые анимации в кат-сценах, но в ужасном качестве — у меня аж пикселями шёл весь экран. К сожалению, анимации самих персонажей иногда либо совсем отсутствуют, либо довольно примитивные. Но это если совсем придираться. Считаю, что игре такого масштаба это простительно.

Игра сама по себе невероятно атмосферная и целостная. Почти каждая локация с точки зрения визуала — без пяти минут маленький шедевр.

По стилю и сути это постапокалиптичный ретро-киберпанк, вечный сумрак и дожди. Что-то похожее на Stray, только мрачнее, и главный герой здесь не котик, а робот.

Саундтрек приятный, ненавязчивый. Включает в себя эмбиент, немного лаунжа, лёгкий джаз и где-то даже дэнс. При такой смеси всё к месту и органично вписывается.

В Ultreïa обыгрывается знаменитый троп олдскульных квестов: никогда не знаешь, что можно найти в мусорке 😅 Сразу думаешь о Джордже Стоббарте из Broken Sword и клоунских носах. В игре также присутствуют камео Мэнни Калаверы из Grim Fandango, и Гайбраша из Monkey Island — разработчики явно вдохновлялись классикой и это приятно.

Техчасть

Кроме уже упомянутых непоняток с передвижением между локациями при двойном нажатием мыши, стоит упомянуть систему сохранений.

Всего для сохранений даётся шесть слотов. В целом, в игре нечего особо пропустить, кроме некоторых достижений, поэтому этих ячеек вполне достаточно. Но проблема в том, что если вы используете первый слот, то позднее он будет постоянно перезаписываться автосохранением, а ваше будет безвозвратно утеряно. Довольно странная система, но какая уж есть. Стоит иметь это в виду.

В остальном мне лично докопаться больше не до чего.

Целевая аудитория

Такое ощущение, что игра иногда сама не понимает, чем хочет быть — квестом для юных геймеров или глубокой жизненной драмой СОС МЫСЛОМ.

При достаточно милом главном герое и визуале, в игре фигурируют достаточно взрослые темы (например, наркотики, роботы лёгкого поведения и т. д.), так что не могу сказать, что это игра для детей. Только если вы не готовы к пояснениям при неловких ситуациях 😅

Возрастные рейтинги:

PEGI — 18+
USK — 18
ESRB — M (Mature, 17+)

Такая загадочная, манящая, притягательная Ultreïa

Любопытные факты

Слово «Ultreïa» имеет любопытное латинско-французское происхождение и является приветствием средневековых пилигримов, желающих друг другу доброго пути. Что-то вроде «вперёд и с песней» только без ироничного подтекста. Кстати, выражение широко используется и сейчас: в одной из заметок, на которую я наткнулась при написании этой статьи, была вот такая фотография:

Фотография<a href="https://www.ultreia64.fr/en/ultreia-name/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> отсюда</a>
Фотография отсюда

Учитывая, что Нимо — главный герой игры — называет себя пилигримом, а Ультрея — планета, куда он хочет отправиться, всё это наполняется бóльшим символизмом, да и просто как деталь сама по себе достаточно изящная и не то чтобы лежала на поверхности. Лишний раз показывает лаконичность проекта, где все детали подчинены общему целому.

Основной разработчик игры — Olivier De Rop — графический дизайнер, специализирующийся на 3D-проекциях и время от времени разрабатывающий игры на Unity. В одной из локаций в Ultreïa даже можно увидеть один из его проектов:

Что ещё?

Продолжительность игры — 3-5 часов, что неплохо — игра не успеет наскучить. В Steam-версии есть пропускаемые достижения, но при должной дотошности их все реально собрать за одно прохождение. Для последнего, правда, придётся перезапустить игру, но это даже сюжетно обоснованно, если хотите посмотреть альтернативную концовку.

95% отзывов в Steam у игры положительные. Реиграбельности нет, но и за один раз, если не иметь ожиданий, игра способна подарить незабываемый опыт. От подобной малютки не ожидаешь такого импакта. Тем ценнее данный проект лично для меня.

Такая загадочная, манящая, притягательная Ultreïa

За что ругают

Часто люди не берут в расчёт масштаб этого проекта и предъявляют к нему завышенные требования. Отсюда недовольство:

  • количеством контента
  • предсказуемостью сюжета

Среди спорных вопросов, которые тоже сугубо индивидуальные: сексуализация женских персонажей (которые, к слову, роботы), слишком тёмный сеттинг (возможно, придётся подкрутить яркость монитора), не интуитивный менеджмент инвентаря (у некоторых предметов есть дополнительные функции, вызывать которые нужно правой кнопкой мыши, в том числе карта), уже упоминавшийся автосейв.

Такая загадочная, манящая, притягательная Ultreïa

Для сомневающихся

Если не уверены, понравится ли вам игра, в Steam можно скачать пролог.

Подытожим

Если отбросить несогласованность вполне серьёзных, «взрослых» тем, затрагиваемых игрой и очевидной простоватости и наивности главного героя, а также сделать скидку на масштаб игры из-за её «индюшачности», то неиронично ставлю ей 10 из 10.

Этот блок временно не поддерживается

📌 Для развития инициативы A X по поддержке комьюнити, было решено добавить сюда ссылку на другой схожий по теме пост. На этот раз это небольшая заметка про квесты 90-х, наполненная ностальгией, во многом схожая и с моим личным опытом:

21K21K показов
1.7K1.7K открытий
44 репоста
63 комментария

Только для подписчиков: эксклюзивное видео, не вошедшее в статью! (Надеюсь станет чьей-нибудь боевой гифкой)

Ответить

Здравствуйте, уважаемая Дефенс. Фонд Поддержки Сладких Булочек благодарит вас за вашу работу на ниве обзоров инди-игр. Вы делаете большую и важную работу, благодаря которой пользователи DTF имеют возможность узнать об интересных играх, сделанных с душой, а не только желанием прогреть гоев на бабки. В качестве более существенной похвалы прилагаем чек на 250 миллионов рублей. Спасибо вам за ваше творчество.

Ответить

Или притча о бесконечном цикле насилия, который однажды должен быть прерван.

Ответить

Великое отсылает к классике! :P

Ответить