{"id":4095,"url":"\/distributions\/4095\/click?bit=1&hash=bb60f204192cb79e0cc5357514b41ba28dbf84ab3bb368abba8fa7488b0d5471","title":"\u0421\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f-\u044d\u043a\u0441\u043f\u0435\u0434\u0438\u0446\u0438\u044f \u0438\u0449\u0435\u0442 \u043a\u0440\u0435\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u044b \u0432 \u0410\u0440\u043a\u0442\u0438\u043a\u0435","buttonText":"\u0427\u0442\u043e?","imageUuid":"56a875c5-dcac-59c6-83cb-bda6d9c55dcd"}

По пути меча и магии. Might&Magic III: Isles of Terra в 2023 году

Погружаюсь во вселенную третьей части легендарной серии и ничего не понимаю.

Про серию Might&Magic все в первую очередь слышали из-за восхитительной Heroes of Might&Magic III, но изначально игры по этой вселенной представляли собой нечто такое:

Might and Magic Book One: The Secret of the Inner Sanctum

Или такое:

Might and Magic II: Gates to Another World

Начитавшись статей по теме и восхитившись необычным миром, существующим на стыке фэнтези и высоких технологий, я тоже решил прикоснуться к прекрасному. Однако все рецензенты единогласно отговаривали начинать с первых двух частей из-за слишком большого количества дизбалансных случайных встреч, отсутствия авто-карты и общей неподготовленности современного игрока к таким испытаниям.

Что ж, я прислушался к мнению большинства и решил начать сразу с третьей части. Как-то давно она была куплена мной на GOG, поэтому проблем с поиском игры и настройкой DosBox не возникло.

Как выяснилось, игра на русский язык не переведена, но моего уровня английского, в целом, достаточно для понимания происходящего. Поэтому вооружаемся немногочисленными сканами мануалов и прочих гайдов и отправляемся в путешествие по островам Терры.

Сразу скажу, что я почти не играл в RPG такого плана. Из наиболее схожего вспоминается разве что The Quest и некоторые Dungeon Crawler, вроде Legend of Grimrock или Anvil of Dawn. А с Dungeons&Dragons, на основе которой, как я понял, построена местная ролевая система, я вообще не знаком. Поэтому за первый вечер игры у меня возникло очень много вопросов, на которые, я надеюсь, мне дадут ответ знающие люди.

Герои отчаянно ждут, пока современный игрок нажмет на все возможные кнопки

Я появился в сверкающем топазами городе. Точнее, МЫ появились, ведь под контролем игрока аж шесть персонажей. Игра заботливо подсовывает заранее сгенерированную партию. Я решил пока не разбираться в создании новых героев и полностью доверился разработчикам.

И тут, конечно же, начались стандартные для таких игр попытки разобраться в управлении. Спустя полчаса беспорядочных кликов я понял, что почти все действия можно выполнять мышкой. Экранные кнопки на главном экране позволяют: выстрелить из лука; скастовать заклинание; отдохнуть (и съесть часть припасов); сломать преграду (что очень помогает, но первые два персонажа теряют часть здоровья); выгнать сопартийца; посмотреть журнал заданий (скорее журнал пространных описаний); открыть мини-карту (спасибо и на этом, но для отрисовки карты один из персонажей должен владеть навыком картографа); подождать один ход; посмотреть сводную статистику.

При нажатии на портрет персонажа открывается меню с навыками, из которого можно перейти в инвентарь. И если окно характеристик довольно простое и понятное, то с инвентарем я разобрался не сразу.

Удивительно, что за время моих мучений с управлением, героям не стукнуло 19

На первый взгляд все просто. Раздеваешь/одеваешь героя по своему усмотрению, используешь используемое, выбрасываешь выбрасываемое и перемещаешь перемещаемое.

Главная проблема заключается в том, что в инвентаре нельзя посмотреть характеристики предметов. Для того, чтобы узнать, что же ты там подобрал на последнем этаже подземелья на краю мира, надо бежать к торговцу, который за небольшую сумму (или неподъёмную, если предмет дорогой) его идентифицирует.

И то, рассказывает он не обо всем и не всегда. Основную часть информации можно получить из названия предмета. Логично, что металлический доспех будет прочнее кожаного, но конкретные показатели отдельных вещей неизвестны. Например, в чем разница между длинным мечом и палашом в реалиях игры?

В этот момент на сцену выходит мануал, а точнее ClueBook, с кучей полезной информации: списками заклинаний, картами, характеристиками врагов и предметов.

Оказывается, что модификатор атаки палаша (Broad Sword) 3d4, то есть 3-12 пунктов, а длинного меча (Long Sword) — 3d3, то есть 3-9 пункта.

Причем иногда торговец сообщает, что, мол, вот этот короткий меч может атаковать на 2-6, но в большинстве случаев посылает в далекое эротическое путешествие до мануала. От чего это зависит, я пока что не понял.

Вторая проблема — не очень понятно, какие предметы может надеть тот или иной персонаж. Я могу догадаться, что вор не умеет пользоваться тяжелой броней, но иногда приходится перекидывать предметы между рюкзаками сопартийцев и пытаться примерить новые шмотки. Единственная возможность без проблем узнать, какой класс может надеть конкретный предмет — идентифицировать его у торговца или, как вы уже догадались, изучить мануал.

Насколько я понимаю, эти проблемы частично решаются заклинанием идентификации, но я до него еще не добрался.

Отправляемся в путешествие

А находимся мы в городе Fountain Head, и действительно, здесь полно фонтанов. В них даже можно кинуть монетку, только это ничего не даст, потому что вода отравлена. Об этом можно узнать в журнале.

Да, в игре есть журнал, но он дает только туманные намеки на то, что надо сделать. Основную информацию можно получить у квестодателя, но ее еще и запомнить надо!

Я немного побродил по городу и нашел несколько персонажей. Первый предлагал подработку: 50 золотых за неделю работы сантехником. Причем я не сразу понял, что происходит, и очень радовался, что мне капают заветные денежки. Оказалось, все не так просто.

Короче, Меченый... А, блин, опять не та игра

В мире игры одна неделя длится 10 дней, а в году всего 100 дней. Я согласился на предложение не меньше десяти раз, поэтому проработал целый год! И получил за это какие-то жалкие 500 монет!

Но это еще полбеды. С каждым годом персонажи становятся старше. Если неблагоразумно тратить время, то они состарятся, что ухудшит характеристики, а после 80-ти лет могут и умереть. Какая еще игра так открыто напоминает нам о скоротечности жизни?

Даже сюда китайцы добрались

Потом я сходил в магазин и потратил честно заработанное. Правда, на 500 монет и купить то практически ничего нельзя. Все как в жизни. Кстати, при покупке почему-то сразу отображается, может ли персонаж надеть ту или иную вещь. Это, конечно, помогает, но можно было бы реализовать эту функцию и в других местах.

♂Dungeon Master♂ точно не позволит украсть ♂300 bucks♂

В городе есть банк. В свое время я очень удивился наличию этого заведения в TES: Daggerfall, так что это не стало чем-то неожиданным. Да и возможностей здесь поменьше. Можно положить деньги или драгоценные камни на счет под мизерный процент или забрать их обратно. Камни, кстати, не используются как средство платежа, а нужны для некоторых заклинаний.

А вот, что меня удивило. Для левел-апа недостаточно выполнять задания и убивать врагов. Периодически нужно забредать в тренировочный лагерь и покупать новые уровни. Опять же, игра тонко намекает на реалии современной жизни. Хочешь найти престижную работу с дружным коллективом и лояльным начальством — плати за учебу.

Первый бой. Как много в этом словосочетании страданий. На первый взгляд крысы-переростки не очень большая проблема для шестерки смельчаков. Или проблема?

Бои пошаговые, и первым ходит самый быстрый. Воины дерутся, маги кастуют, ничего необычного. По правде говоря, первый бой мне дался ой как нелегко. Казалось, что я опять попал в ту самую древнюю игру, которая не дает никакой форы сидящему за экраном. Черт, я же в нее и попал.

В конце-концов крысы были повержены, и я потащил полумертвых и усопших героев в храм.

Варим с пацанами кюш-баран-кюш

Храмовники везде одинаковые. Если хочешь вылечиться — плати. Нужно избавиться от проклятия — плати. А еще не забудь пожертвовать копеечку на восстановление дома Божьего. Деваться, конечно, некуда, ведь в храме можно не только подлечиться, но и оживить мертвых и разбудить контуженных. Разве что ману не восполнят. Как обычно, все упирается во время. Часто бегать в храм не будешь — далеко, долго и дорого. Поэтому можно ночевать прямо на улице, но в этом случае бойцам нужно что-то есть для восстановления сил.

Спешим в таверну. Здесь можно купить еды, послушать сплетни и получить небольшой совет, но сперва хозяин попросит приобрести бухлишка. Пить нужно осторожно, а то можно напиться и страдать от похмелья весь следующий день. Зачем ты это делаешь, игра? Зачем ты так дословно повторяешь мою жизнь?

Первое задание

В городе живет старец, который восстанавливает некую святыню. Для этого ему нужны пять священных серебряных черепов. Где их искать? А черт его знает, нужно искать.

Вот и отправился я на поиски.

Я обошел весь город, и в этом мне помогла авто-карта, которую рисует персонаж с нужным навыком. На ней отсутствуют точки интереса, но она хотя бы позволяет не заблудиться в трех стенах.

В одном из переулков я натолкнулся на подземный туннель, кишащий гоблинами, летучими мышами и ловушками. Все бы ничего, но персонажи довольно быстро помирали, поэтому приходилось часто бегать в храм. В какой-то момент игра не позволила мне спуститься обратно под землю. Как вы думаете, почему?

У меня закончились веревки! Да, это одна из тех игр, которая просто не позволяет беспрепятственно разгуливать по миру без мотка веревки в инвентаре. Хорошо, что у торговца в достатке этого безумного важного товара.

Только взгляните на эти одухотворенные лица

Я нашел священные черепа в многочисленных бочках, разбросанных по подземелью. В бочки нужно лезть голыми руками, но неизвестно чем они наполнены, поэтому приходилось рисковать самым бесполезным в текущий момент времени персонажем.

В какой-то момент я наткнулся на говорящие головы, которые отказывались пропускать меня дальше без пароля. Вообще, такие головы встречаются часто. Они могут научить героев за определенную плату какому-нибудь навыку. Но эти требовали то, что сейчас редко встретишь в играх.

Я не стал отчаиваться и понес черепа старику. Он поблагодарил меня большим количеством опыта и подсказал, что нужный пароль — это RATS. Вот как оно все просто и быстро решилось. Я то думал, что придется изучать каждый закоулок этого недружелюбного мира в поисках секретного слова.

На другой стороне меня ждали полчища крыс, сокровища и неприметная лестница, ведущая на свежий воздух. Как хорошо, что некто сведущий оставил много подсказок на стенах пещеры, и я представлял, что меня ожидает.

А как пугали то! Повелитель Крыс оказался не таким страшным, но стоило мне только вступить с ним в бой, я понял, как внешность бывает обманчива. К тому времени я уже довольно неплохо раскачал героев, поэтому страдал не так сильно, как в первый раз, но бой закончился практически моим поражением.

Оказалось, что Повелитель охранял неприметный сундук, в котором был заперт дух — защитник города. Так я убил сразу двух зайцев: помог старику и спас жителей от засухи. Теперь каждый фонтан может сообщить что-то полезное о мире. Да только монетки подкидывай.

На этом можно было бы и остановиться, но произошло нечто необратимое. Устав от городских стен, я оправился путешествовать. Окраины населяли слабенькие гоблины и чуть более опасные орки. После Повелителя Крыс они казались довольно простыми противниками, но погубила меня банальная невнимательность. Я присваивал все сокровища на пути, выбрасывал всякий хлам и упивался богатством, но настал момент расплаты. Доспехи сломались.

Недолго думая, я отправился к оружейнику, который с радостью согласился помочь. Из мастерской мои бойцы вышли в сверкающих доспехах, с прекрасным настроением и… парой сотен монет в кармане. Оказалось, что стоимость восстановления дорогих вещей намного дороже самих вещей. Я отдал все сбережения пронырливому мастеру, который даже не удосужился упомянуть о реальной стоимости работ.

И я остался нищим в таком большом и неприветливом мире.

P. S. Я веду Телеграм-канал со странным названием. Там я пишу о своих потугах сделать игру (с дискретным управлением, как в M&M3), создать что-то адекватное в Blender и просто делюсь мыслями об играх, коде и пиве. Если вам будет не сложно подписаться, то милости прошу=)

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Пётр Громов

Я как человек, прошедший всю классическую каноничную линейку MM (то есть все части, к которым Ван Канигем приложил руку, с 1 по 8 включительно), чувствую себя обязанным дать хотя бы пару советов - они покажутся полезными не только автору, но и тем кто решит последовать за ним и приобщиться к серии. Я не стану рассказывать как получить миллион денег и опыта в первую минуту игры (хотя такая опция действительно есть и даже не является читами), а так же не стану разрушать загадки этого мира, которые Вам предстоит раскрыть самим, только пару хинтов чтобы сделать начало пути более плавным. Поехали:

1. Обзаводитесь всеми доступными материалами которые имеются к игре - мануалы, clue-буки и художественные карты. Это необходимость не сколько вызванная тем, что на дискету с игрой не всё влезет, сколько необходимостью таким образом защититься от пиратства, сделав прохождение без этих важных материалов практически невыносимым. К слову, именно этим и объясняются моменты уровня "Почему этой информации нет в самой игре, это же просто пара цифр!"

2. Стартовый отряд - пример отличного баланса, можете смело его брать для своего прохождения, не прогадаете. Будете создавать свой - отталкивайтесь от него же.

3. Чтобы начало игры было наиболее комфортным, рекомендую воспользоваться благословением храма (кнопка "Задонатить") Держится оно ровно до начала следующего дня, так что имеет смысл заходить в храм сразу же как начнётся новый день (утро, рассет), так оно провесит на отряде дольше. Важный момент - сила благословения зависит от дня недели, неделя длится 10 дней. Хотите максимальное благословение на +10 ко всему - ждите 10-ый день недели. Поздравляю, теперь Ваш 1-уровневый бомжеотряд сможет попадать по врагам и даже убивать всех без каких либо проблем.

4. Время передвижения по глобальной карте и время по городу или данжу - разное за клетку пути, так что за городом все Ваши баффы спадут гораздо быстрее, имейте это ввиду когда используете благословение храма или баффы Ваших священника и волшебника (они так же спадут ровно с наступлением утра следующего дня). Это действительно важно, так как баффы очень ценны и значительно усиляют и защищают отряд, без священника и волшебника тут никуда.

5. Уже в стартовом городе Вы можете узнать слух о арене, так что смело отправляйтесь... в храм для получения благословения, а затем к "зеркало-телепорту", что в том же стартовом городе, пишите ARENA. Это прекрасный источник опыта и денег для Вашего стартового отряда, рекомендую проходить арену пока не упрётесь в "потолок", затем проходить квест первого города и уже затем выходить наружу, в большой мир (не забудьте прокачаться в качалке)

6. Умения Mountaineer, Pathfinder и Swimming могут значительно улучшить мобильность Вашего отряда, позволив лазать по высоким горам (где, к слову, много сокровищ), проходить сквозь густой лес, а также передвигаться по мелководью (что интересно, враги не смогут сойти с берега, а у Вас есть дальние атаки ;D). Для того чтобы первые два умения работали, необходимо чтобы эти навыки знали 2 члена отряда, а для последнего чтобы все, если я правильно помню.

7. В игре много загадок - запаситесь блокнотом и ручкой или удобной программой для скриншотов.

8. (опционально): существует прекрасная программа "Where Are We?", которая может автоматизировать процесс рисования исследованной карты, а так же сделать инвентори-менеджмент менее болезненным занятием.

Плавного и приятного Вам знакомства с миром Меча и Магии, в частности островами Терры!

Ответить
Развернуть ветку
master of mastery
8. (опционально): существует прекрасная программа "Where Are We?", которая может автоматизировать процесс рисования исследованной карты, а так же сделать инвентори-менеджмент менее болезненным занятием.

Где ж ты был все это время

Ответить
Развернуть ветку
Александр Логачев
Автор

Вот я тоже посмотрел, что это такое и сразу пошел качать. Жалко, что обычно про такие полезные программы крайне мало инфы, и узнаешь про них вот так случайно

Ответить
Развернуть ветку
Александр Логачев
Автор

Ух ты, спасибо! Это действительно поможет. Вот и отпали вопросы, почему в игре так мало информации о предметах.
Ещё один вопрос: сколько надо донатить в храм, чтобы были улучшения? Или без разницы, и можно условно закинуть туда 10 монет и все?

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Громов

Проходил много лет назад, так что могу ошибаться, но суть в том, что донатить нужно до тех пор, пока на портрете персонажа не появятся баффы. Скорее всего это измеряется как "10 монет за каждый день недели" и так для каждого персонажа, то есть по 100 монет на каждого. Это небольшая цена за то, что получаешь в итоге.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Логачев
Автор

Да, проверил. Стоимость зависит от дня недели. В первый день - 10 монет, в десятый - 100

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Vikharev

Отличный текст!
Напомнило легендарный обзор шестой части от Сашки Кропа:
https://youtu.be/BXUqg18UM0I

Ответить
Развернуть ветку
Спер Молоток

дтф хули

Ответить
Развернуть ветку
ml.navigator

Годно)
Помню в детстве месяцами зависал в 6-ю часть. Незабываемый опыт в положительном смысле. Как вижу скрины\видео оттуда сразу хочется переиграть. Вот бы ремастер сделали

Ответить
Развернуть ветку
Zalmo

блин, большинство вот 6 часть считает лучшей, а меня там задушили данжионы, они реально слишком большие и гиморные, не забуду как открываю дверь а там зал наполненый сорками, штук 40 их там вроде было, и каждая кастует какую то херню в тебя каждый ход, перебор, как по мне, мне больше всего 7 зашла - там как-то всё менее мясисто, но тем не менее, где надо есть тот самый челлендж. Но опять таки, это моё мнение, кому то наоборот нужно больше мяса, не осуждаю.

Ответить
Развернуть ветку
Zalmo

в 7 правда очень не хватает 5 перса в пати, перфекционизма не достичь

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Vikharev

Как насчет восьмерки? Пять персонажей и можно взять в партию тролля, дракона, минотавра, некроманта и вампира! :-D

Кроме шуток, это была раньше моя любимая часть, пройденная дважды. Потому что шестая действительно чересчур огромная, а седьмая... седьмой в нашем городе в 2001-ом не продавали.

Ответить
Развернуть ветку
Zalmo

восьмая слишком как раз в этом плане простой показалась, но тоже хороша, но 7 ванлав, чо поделать)

Ответить
Развернуть ветку
Sedi

А есть еще схожие игры из современных? Только Легенды Гримрока и Вапорум вспоминаю.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рыжов

Вот прям до фига на Свиче или 3дске. Японцы этот жанр прямо обожают.
Etrian Odyssey
Mary Skelter
Demon Gazer

Реально - сотни их.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Логачев
Автор

Палитра в Mary Skelter конечно вырвиглазная

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рыжов

Там это как раз постоянно обыгрывается. Но да.

Это типа японская цензура, как я понимаю. Розовая тут кровь и вся игра про оную кровь. :))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Логачев
Автор

Я всегда был уверен, что M&M - это Dungeon Crawler, типа Grimrock или Vaporum, поэтому удивился, что это полноценная рпг в открытом мире. Начиная с 6 части вроде они вообще отошли от передвижения по квадратам, поэтому не хочу сравнивать с TES, но хотя бы открытыми миром они похожи.
А так есть десятая часть M&M. Вышла в 2014, и они там вернулись к классике. Возможно, понравится, но я еще не пробовал.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Vikharev

Начиная с шестой там полная свобода перемещений, и сравнение с ТЕС вполне уместно. Разве что мир не бесшовный.
Кроме того, там добавлена возможность сражаться как пошаговом режиме, так и в реальном времени, по принципу шутера с эйм-эссистом, благодаря чему сражения стали проходить чуть быстрее.

И как вишенка на торте - инвентарь запредельной красоты!

Но интересно будет почитать про дальнейшие похождения в четверке и пятерке.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Утусиков

Если вы хотите что-то вроде Легенды Гримрока и Вапорум, то можно попробовать:
The Fall of the Dungeon Guardians Enhanced Edition
The Quest
Heroes of the Monkey Tavern
Рыцари подземелий драконов \ Dungeon of Dragon Knight

Ответить
Развернуть ветку
Александр Утусиков

Ещё одну добавлю Operencia The Stolen Sun

Ответить
Развернуть ветку
zinik086

Продолжай :) ММ хороши, хотя я начинал с 7 части, а с третьей по пятую видел только на компе у соседа

Ответить
Развернуть ветку
Александр Логачев
Автор

Надеюсь, осилю) Иногда игра довольно сложна, хотя я даже из первых двух зон не выбрался

Ответить
Развернуть ветку
AllYourWaifuAreBelongToUs

В каждом предложении чувствуется (вспоминается) удовольствие, полученное от игры

Ответить
Развернуть ветку
Антон Семенов

Очень необычное решение начать знакомиться с ролевой серией M&M не с 6-8 частей. А попробуйте после World ox Xeen сразу в 10 часть, может она лучше зайдет с уже привычным дискретным перемещением.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Логачев
Автор

Хочется пойти по порядку. Первые две части наверное не буду затрагивать, а вот третья уже вполне неплохо играется. Думаю, дойду вскоре и до 6-8

Ответить
Развернуть ветку
Лишили Лилии

Когда-то все местные лавки перерыл в поисках картриджа этой игры на сеге, но так и не нашел.

Ответить
Развернуть ветку
Xanathar
Однако все рецензенты единогласно отговаривали начинать с первых двух частей из-за слишком большого количества дизбалансных случайных встреч, отсутствия авто-карты и общей неподготовленности современного игрока к таким испытаниям.

Первая часть многими считается лучшей в серии, кстати. Очень лаконичная игра.
Вторая, уже на мой взгляд, одна из лучших в серии, причем автокарта там есть. По дефолту у мага, либо берется в первом городе за 10 монет что ли.
Так что рекомендую как-нибудь посмотреть, если серия зайдет.

А с Dungeons&Dragons, на основе которой, как я понял, построена местная ролевая система, я вообще не знаком

Это не D&D ни разу.
Советую внимательно почитать какие скиллы есть и как они отображаются на экране. Каждый элемент интерфейса на самом деле не декорация. От летучей мышки, до хреновинки с лапкой справа или крылатой штучки слева.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда
null