По пути меча и магии. Might&Magic III: Isles of Terra в 2023 году
Погружаюсь во вселенную третьей части легендарной серии и ничего не понимаю.
Про серию Might&Magic все в первую очередь слышали из-за восхитительной Heroes of Might&Magic III, но изначально игры по этой вселенной представляли собой нечто такое:
Или такое:
Начитавшись статей по теме и восхитившись необычным миром, существующим на стыке фэнтези и высоких технологий, я тоже решил прикоснуться к прекрасному. Однако все рецензенты единогласно отговаривали начинать с первых двух частей из-за слишком большого количества дизбалансных случайных встреч, отсутствия авто-карты и общей неподготовленности современного игрока к таким испытаниям.
Что ж, я прислушался к мнению большинства и решил начать сразу с третьей части. Как-то давно она была куплена мной на GOG, поэтому проблем с поиском игры и настройкой DosBox не возникло.
Как выяснилось, игра на русский язык не переведена, но моего уровня английского, в целом, достаточно для понимания происходящего. Поэтому вооружаемся немногочисленными сканами мануалов и прочих гайдов и отправляемся в путешествие по островам Терры.
Сразу скажу, что я почти не играл в RPG такого плана. Из наиболее схожего вспоминается разве что The Quest и некоторые Dungeon Crawler, вроде Legend of Grimrock или Anvil of Dawn. А с Dungeons&Dragons, на основе которой, как я понял, построена местная ролевая система, я вообще не знаком. Поэтому за первый вечер игры у меня возникло очень много вопросов, на которые, я надеюсь, мне дадут ответ знающие люди.
Я появился в сверкающем топазами городе. Точнее, МЫ появились, ведь под контролем игрока аж шесть персонажей. Игра заботливо подсовывает заранее сгенерированную партию. Я решил пока не разбираться в создании новых героев и полностью доверился разработчикам.
И тут, конечно же, начались стандартные для таких игр попытки разобраться в управлении. Спустя полчаса беспорядочных кликов я понял, что почти все действия можно выполнять мышкой. Экранные кнопки на главном экране позволяют: выстрелить из лука; скастовать заклинание; отдохнуть (и съесть часть припасов); сломать преграду (что очень помогает, но первые два персонажа теряют часть здоровья); выгнать сопартийца; посмотреть журнал заданий (скорее журнал пространных описаний); открыть мини-карту (спасибо и на этом, но для отрисовки карты один из персонажей должен владеть навыком картографа); подождать один ход; посмотреть сводную статистику.
При нажатии на портрет персонажа открывается меню с навыками, из которого можно перейти в инвентарь. И если окно характеристик довольно простое и понятное, то с инвентарем я разобрался не сразу.
На первый взгляд все просто. Раздеваешь/одеваешь героя по своему усмотрению, используешь используемое, выбрасываешь выбрасываемое и перемещаешь перемещаемое.
Главная проблема заключается в том, что в инвентаре нельзя посмотреть характеристики предметов. Для того, чтобы узнать, что же ты там подобрал на последнем этаже подземелья на краю мира, надо бежать к торговцу, который за небольшую сумму (или неподъёмную, если предмет дорогой) его идентифицирует.
И то, рассказывает он не обо всем и не всегда. Основную часть информации можно получить из названия предмета. Логично, что металлический доспех будет прочнее кожаного, но конкретные показатели отдельных вещей неизвестны. Например, в чем разница между длинным мечом и палашом в реалиях игры?
В этот момент на сцену выходит мануал, а точнее ClueBook, с кучей полезной информации: списками заклинаний, картами, характеристиками врагов и предметов.
Оказывается, что модификатор атаки палаша (Broad Sword) 3d4, то есть 3-12 пунктов, а длинного меча (Long Sword) — 3d3, то есть 3-9 пункта.
Причем иногда торговец сообщает, что, мол, вот этот короткий меч может атаковать на 2-6, но в большинстве случаев посылает в далекое эротическое путешествие до мануала. От чего это зависит, я пока что не понял.
Вторая проблема — не очень понятно, какие предметы может надеть тот или иной персонаж. Я могу догадаться, что вор не умеет пользоваться тяжелой броней, но иногда приходится перекидывать предметы между рюкзаками сопартийцев и пытаться примерить новые шмотки. Единственная возможность без проблем узнать, какой класс может надеть конкретный предмет — идентифицировать его у торговца или, как вы уже догадались, изучить мануал.
Насколько я понимаю, эти проблемы частично решаются заклинанием идентификации, но я до него еще не добрался.
Отправляемся в путешествие
А находимся мы в городе Fountain Head, и действительно, здесь полно фонтанов. В них даже можно кинуть монетку, только это ничего не даст, потому что вода отравлена. Об этом можно узнать в журнале.
Да, в игре есть журнал, но он дает только туманные намеки на то, что надо сделать. Основную информацию можно получить у квестодателя, но ее еще и запомнить надо!
Я немного побродил по городу и нашел несколько персонажей. Первый предлагал подработку: 50 золотых за неделю работы сантехником. Причем я не сразу понял, что происходит, и очень радовался, что мне капают заветные денежки. Оказалось, все не так просто.
В мире игры одна неделя длится 10 дней, а в году всего 100 дней. Я согласился на предложение не меньше десяти раз, поэтому проработал целый год! И получил за это какие-то жалкие 500 монет!
Но это еще полбеды. С каждым годом персонажи становятся старше. Если неблагоразумно тратить время, то они состарятся, что ухудшит характеристики, а после 80-ти лет могут и умереть. Какая еще игра так открыто напоминает нам о скоротечности жизни?
Потом я сходил в магазин и потратил честно заработанное. Правда, на 500 монет и купить то практически ничего нельзя. Все как в жизни. Кстати, при покупке почему-то сразу отображается, может ли персонаж надеть ту или иную вещь. Это, конечно, помогает, но можно было бы реализовать эту функцию и в других местах.
В городе есть банк. В свое время я очень удивился наличию этого заведения в TES: Daggerfall, так что это не стало чем-то неожиданным. Да и возможностей здесь поменьше. Можно положить деньги или драгоценные камни на счет под мизерный процент или забрать их обратно. Камни, кстати, не используются как средство платежа, а нужны для некоторых заклинаний.
А вот, что меня удивило. Для левел-апа недостаточно выполнять задания и убивать врагов. Периодически нужно забредать в тренировочный лагерь и покупать новые уровни. Опять же, игра тонко намекает на реалии современной жизни. Хочешь найти престижную работу с дружным коллективом и лояльным начальством — плати за учебу.
Первый бой. Как много в этом словосочетании страданий. На первый взгляд крысы-переростки не очень большая проблема для шестерки смельчаков. Или проблема?
Бои пошаговые, и первым ходит самый быстрый. Воины дерутся, маги кастуют, ничего необычного. По правде говоря, первый бой мне дался ой как нелегко. Казалось, что я опять попал в ту самую древнюю игру, которая не дает никакой форы сидящему за экраном. Черт, я же в нее и попал.
В конце-концов крысы были повержены, и я потащил полумертвых и усопших героев в храм.
Храмовники везде одинаковые. Если хочешь вылечиться — плати. Нужно избавиться от проклятия — плати. А еще не забудь пожертвовать копеечку на восстановление дома Божьего. Деваться, конечно, некуда, ведь в храме можно не только подлечиться, но и оживить мертвых и разбудить контуженных. Разве что ману не восполнят. Как обычно, все упирается во время. Часто бегать в храм не будешь — далеко, долго и дорого. Поэтому можно ночевать прямо на улице, но в этом случае бойцам нужно что-то есть для восстановления сил.
Спешим в таверну. Здесь можно купить еды, послушать сплетни и получить небольшой совет, но сперва хозяин попросит приобрести бухлишка. Пить нужно осторожно, а то можно напиться и страдать от похмелья весь следующий день. Зачем ты это делаешь, игра? Зачем ты так дословно повторяешь мою жизнь?
Первое задание
В городе живет старец, который восстанавливает некую святыню. Для этого ему нужны пять священных серебряных черепов. Где их искать? А черт его знает, нужно искать.
Вот и отправился я на поиски.
Я обошел весь город, и в этом мне помогла авто-карта, которую рисует персонаж с нужным навыком. На ней отсутствуют точки интереса, но она хотя бы позволяет не заблудиться в трех стенах.
В одном из переулков я натолкнулся на подземный туннель, кишащий гоблинами, летучими мышами и ловушками. Все бы ничего, но персонажи довольно быстро помирали, поэтому приходилось часто бегать в храм. В какой-то момент игра не позволила мне спуститься обратно под землю. Как вы думаете, почему?
У меня закончились веревки! Да, это одна из тех игр, которая просто не позволяет беспрепятственно разгуливать по миру без мотка веревки в инвентаре. Хорошо, что у торговца в достатке этого безумного важного товара.
Я нашел священные черепа в многочисленных бочках, разбросанных по подземелью. В бочки нужно лезть голыми руками, но неизвестно чем они наполнены, поэтому приходилось рисковать самым бесполезным в текущий момент времени персонажем.
В какой-то момент я наткнулся на говорящие головы, которые отказывались пропускать меня дальше без пароля. Вообще, такие головы встречаются часто. Они могут научить героев за определенную плату какому-нибудь навыку. Но эти требовали то, что сейчас редко встретишь в играх.
Я не стал отчаиваться и понес черепа старику. Он поблагодарил меня большим количеством опыта и подсказал, что нужный пароль — это RATS. Вот как оно все просто и быстро решилось. Я то думал, что придется изучать каждый закоулок этого недружелюбного мира в поисках секретного слова.
На другой стороне меня ждали полчища крыс, сокровища и неприметная лестница, ведущая на свежий воздух. Как хорошо, что некто сведущий оставил много подсказок на стенах пещеры, и я представлял, что меня ожидает.
А как пугали то! Повелитель Крыс оказался не таким страшным, но стоило мне только вступить с ним в бой, я понял, как внешность бывает обманчива. К тому времени я уже довольно неплохо раскачал героев, поэтому страдал не так сильно, как в первый раз, но бой закончился практически моим поражением.
Оказалось, что Повелитель охранял неприметный сундук, в котором был заперт дух — защитник города. Так я убил сразу двух зайцев: помог старику и спас жителей от засухи. Теперь каждый фонтан может сообщить что-то полезное о мире. Да только монетки подкидывай.
На этом можно было бы и остановиться, но произошло нечто необратимое. Устав от городских стен, я оправился путешествовать. Окраины населяли слабенькие гоблины и чуть более опасные орки. После Повелителя Крыс они казались довольно простыми противниками, но погубила меня банальная невнимательность. Я присваивал все сокровища на пути, выбрасывал всякий хлам и упивался богатством, но настал момент расплаты. Доспехи сломались.
Недолго думая, я отправился к оружейнику, который с радостью согласился помочь. Из мастерской мои бойцы вышли в сверкающих доспехах, с прекрасным настроением и… парой сотен монет в кармане. Оказалось, что стоимость восстановления дорогих вещей намного дороже самих вещей. Я отдал все сбережения пронырливому мастеру, который даже не удосужился упомянуть о реальной стоимости работ.
И я остался нищим в таком большом и неприветливом мире.
P. S. Я веду Телеграм-канал со странным названием. Там я пишу о своих потугах сделать игру (с дискретным управлением, как в M&M3), создать что-то адекватное в Blender и просто делюсь мыслями об играх, коде и пиве. Если вам будет не сложно подписаться, то милости прошу=)
#mightandmagic #might &magic #rpg #oldgames #oldschool
Я как человек, прошедший всю классическую каноничную линейку MM (то есть все части, к которым Ван Канигем приложил руку, с 1 по 8 включительно), чувствую себя обязанным дать хотя бы пару советов - они покажутся полезными не только автору, но и тем кто решит последовать за ним и приобщиться к серии. Я не стану рассказывать как получить миллион денег и опыта в первую минуту игры (хотя такая опция действительно есть и даже не является читами), а так же не стану разрушать загадки этого мира, которые Вам предстоит раскрыть самим, только пару хинтов чтобы сделать начало пути более плавным. Поехали:
1. Обзаводитесь всеми доступными материалами которые имеются к игре - мануалы, clue-буки и художественные карты. Это необходимость не сколько вызванная тем, что на дискету с игрой не всё влезет, сколько необходимостью таким образом защититься от пиратства, сделав прохождение без этих важных материалов практически невыносимым. К слову, именно этим и объясняются моменты уровня "Почему этой информации нет в самой игре, это же просто пара цифр!"
2. Стартовый отряд - пример отличного баланса, можете смело его брать для своего прохождения, не прогадаете. Будете создавать свой - отталкивайтесь от него же.
3. Чтобы начало игры было наиболее комфортным, рекомендую воспользоваться благословением храма (кнопка "Задонатить") Держится оно ровно до начала следующего дня, так что имеет смысл заходить в храм сразу же как начнётся новый день (утро, рассет), так оно провесит на отряде дольше. Важный момент - сила благословения зависит от дня недели, неделя длится 10 дней. Хотите максимальное благословение на +10 ко всему - ждите 10-ый день недели. Поздравляю, теперь Ваш 1-уровневый бомжеотряд сможет попадать по врагам и даже убивать всех без каких либо проблем.
4. Время передвижения по глобальной карте и время по городу или данжу - разное за клетку пути, так что за городом все Ваши баффы спадут гораздо быстрее, имейте это ввиду когда используете благословение храма или баффы Ваших священника и волшебника (они так же спадут ровно с наступлением утра следующего дня). Это действительно важно, так как баффы очень ценны и значительно усиляют и защищают отряд, без священника и волшебника тут никуда.
5. Уже в стартовом городе Вы можете узнать слух о арене, так что смело отправляйтесь... в храм для получения благословения, а затем к "зеркало-телепорту", что в том же стартовом городе, пишите ARENA. Это прекрасный источник опыта и денег для Вашего стартового отряда, рекомендую проходить арену пока не упрётесь в "потолок", затем проходить квест первого города и уже затем выходить наружу, в большой мир (не забудьте прокачаться в качалке)
6. Умения Mountaineer, Pathfinder и Swimming могут значительно улучшить мобильность Вашего отряда, позволив лазать по высоким горам (где, к слову, много сокровищ), проходить сквозь густой лес, а также передвигаться по мелководью (что интересно, враги не смогут сойти с берега, а у Вас есть дальние атаки ;D). Для того чтобы первые два умения работали, необходимо чтобы эти навыки знали 2 члена отряда, а для последнего чтобы все, если я правильно помню.
7. В игре много загадок - запаситесь блокнотом и ручкой или удобной программой для скриншотов.
8. (опционально): существует прекрасная программа "Where Are We?", которая может автоматизировать процесс рисования исследованной карты, а так же сделать инвентори-менеджмент менее болезненным занятием.
Плавного и приятного Вам знакомства с миром Меча и Магии, в частности островами Терры!
Где ж ты был все это время
Вот я тоже посмотрел, что это такое и сразу пошел качать. Жалко, что обычно про такие полезные программы крайне мало инфы, и узнаешь про них вот так случайно
Ух ты, спасибо! Это действительно поможет. Вот и отпали вопросы, почему в игре так мало информации о предметах.
Ещё один вопрос: сколько надо донатить в храм, чтобы были улучшения? Или без разницы, и можно условно закинуть туда 10 монет и все?
Проходил много лет назад, так что могу ошибаться, но суть в том, что донатить нужно до тех пор, пока на портрете персонажа не появятся баффы. Скорее всего это измеряется как "10 монет за каждый день недели" и так для каждого персонажа, то есть по 100 монет на каждого. Это небольшая цена за то, что получаешь в итоге.
Да, проверил. Стоимость зависит от дня недели. В первый день - 10 монет, в десятый - 100
Отличный текст!
Напомнило легендарный обзор шестой части от Сашки Кропа:
https://youtu.be/BXUqg18UM0I
дтф хули
Годно)
Помню в детстве месяцами зависал в 6-ю часть. Незабываемый опыт в положительном смысле. Как вижу скрины\видео оттуда сразу хочется переиграть. Вот бы ремастер сделали
блин, большинство вот 6 часть считает лучшей, а меня там задушили данжионы, они реально слишком большие и гиморные, не забуду как открываю дверь а там зал наполненый сорками, штук 40 их там вроде было, и каждая кастует какую то херню в тебя каждый ход, перебор, как по мне, мне больше всего 7 зашла - там как-то всё менее мясисто, но тем не менее, где надо есть тот самый челлендж. Но опять таки, это моё мнение, кому то наоборот нужно больше мяса, не осуждаю.
в 7 правда очень не хватает 5 перса в пати, перфекционизма не достичь
Как насчет восьмерки? Пять персонажей и можно взять в партию тролля, дракона, минотавра, некроманта и вампира! :-D
Кроме шуток, это была раньше моя любимая часть, пройденная дважды. Потому что шестая действительно чересчур огромная, а седьмая... седьмой в нашем городе в 2001-ом не продавали.
восьмая слишком как раз в этом плане простой показалась, но тоже хороша, но 7 ванлав, чо поделать)
А есть еще схожие игры из современных? Только Легенды Гримрока и Вапорум вспоминаю.
Вот прям до фига на Свиче или 3дске. Японцы этот жанр прямо обожают.
Etrian Odyssey
Mary Skelter
Demon Gazer
Реально - сотни их.
Палитра в Mary Skelter конечно вырвиглазная
Там это как раз постоянно обыгрывается. Но да.
Это типа японская цензура, как я понимаю. Розовая тут кровь и вся игра про оную кровь. :))
Я всегда был уверен, что M&M - это Dungeon Crawler, типа Grimrock или Vaporum, поэтому удивился, что это полноценная рпг в открытом мире. Начиная с 6 части вроде они вообще отошли от передвижения по квадратам, поэтому не хочу сравнивать с TES, но хотя бы открытыми миром они похожи.
А так есть десятая часть M&M. Вышла в 2014, и они там вернулись к классике. Возможно, понравится, но я еще не пробовал.
Начиная с шестой там полная свобода перемещений, и сравнение с ТЕС вполне уместно. Разве что мир не бесшовный.
Кроме того, там добавлена возможность сражаться как пошаговом режиме, так и в реальном времени, по принципу шутера с эйм-эссистом, благодаря чему сражения стали проходить чуть быстрее.
И как вишенка на торте - инвентарь запредельной красоты!
Но интересно будет почитать про дальнейшие похождения в четверке и пятерке.
Если вы хотите что-то вроде Легенды Гримрока и Вапорум, то можно попробовать:
The Fall of the Dungeon Guardians Enhanced Edition
The Quest
Heroes of the Monkey Tavern
Рыцари подземелий драконов \ Dungeon of Dragon Knight
Ещё одну добавлю Operencia The Stolen Sun
Продолжай :) ММ хороши, хотя я начинал с 7 части, а с третьей по пятую видел только на компе у соседа
Надеюсь, осилю) Иногда игра довольно сложна, хотя я даже из первых двух зон не выбрался
В каждом предложении чувствуется (вспоминается) удовольствие, полученное от игры
Очень необычное решение начать знакомиться с ролевой серией M&M не с 6-8 частей. А попробуйте после World ox Xeen сразу в 10 часть, может она лучше зайдет с уже привычным дискретным перемещением.
Хочется пойти по порядку. Первые две части наверное не буду затрагивать, а вот третья уже вполне неплохо играется. Думаю, дойду вскоре и до 6-8
Когда-то все местные лавки перерыл в поисках картриджа этой игры на сеге, но так и не нашел.
Первая часть многими считается лучшей в серии, кстати. Очень лаконичная игра.
А с Dungeons&Dragons, на основе которой, как я понял, построена местная ролевая система, я вообще не знакомВторая, уже на мой взгляд, одна из лучших в серии, причем автокарта там есть. По дефолту у мага, либо берется в первом городе за 10 монет что ли.
Так что рекомендую как-нибудь посмотреть, если серия зайдет.
Это не D&D ни разу.
Советую внимательно почитать какие скиллы есть и как они отображаются на экране. Каждый элемент интерфейса на самом деле не декорация. От летучей мышки, до хреновинки с лапкой справа или крылатой штучки слева.