Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

Разбор всех юнитов, экономики и остальных аспектов. Ознакомься и вперёд — на поле боя!

НАЧАЛО ИГРЫ

Перед началом кампании нажимайте вкладку «Другое» и проверяйте дополнительные настройки. Я, иногда, ставлю ограничение для битв, 20 минут, потому что ИИ, временами, тормозит и не спешит идти в бой. Ограничения подстегивают и тебя действовать быстрее, если ты на стороне атакующих.

Все настройки из этой вкладки субъективны. Настраивайте «под себя».

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

Особенности игры на легендарной сложности:

  • Игру сохранять нельзя. Она сохраняется автоматически в начале хода и в конце хода, перед битвой и после битвы
  • Мини-карты на поле боя нет
  • Решения принимаются в реальном времени, в режиме паузы приказы раздать нельзя
  • Отсутствуют всплывающие подсказки над отрядами врага
  • Радиус обзора твоего отряда ограничен до 200 метров
  • Войска врага, которые находятся дальше 600 метров, не видно

За какой дом начать

Если новичок, то за Симадзу или Тёсокабэ — оба имеют отличную армию и удачное местоположение.

Данная таблица сложности является, лишь, моим личным ощущением
Данная таблица сложности является, лишь, моим личным ощущением

После настройки игры, выбора сложности, дома и типа кампании, тебя ждет первое сражение против начальной вражеской армии. Обычно — бунтовщиков. Справиться с ними всегда легко, и сделать это необходимо почти без потерь. В начале кампании у тебя нет возможности быстро восстанавливать войска, а вперед идти надо — захватывать свой первый город.

Перед тем, как начать бой, подведи второго полководца, чтобы он пришел как подкрепление и тоже получил опыт.

Описание первого боя

Чтобы выиграть без потерь, есть несколько хитростей.

  • Посылаю лучников вперед. Вражеские лучники тоже выйдут навстречу. Потихоньку отходя назад, выманиваю их ближе, чтобы уничтожить конницей.
  • На видео ситуация, когда сагрился еще и отряд копейщиков — такое редко происходит. Еще реже — тупой полководец врага сливается первым.
  • Уничтожаю лучников конницей. Если у тебя преимущество по дальнему бою, противник идет в атаку.
  • Всегда прожимаю «стену копий» у асигару, перед тем как они сойдутся в ближнем бою. Потом прожать будет нельзя.
  • Вражеская кавалерия пытается атаковать с флангов. Посылаю на них самураев с копьями и прожимаю их активную способность для быстрого бега.
  • Стараюсь выделить один отряд асигару, чтобы зайти в тыл и сомкнуть вражеские отряды с двух сторон.
Пример такого сражения, потери — 34 человека

Заучи наизусть основной набор горячих клавиш, чтобы быстрее и эффективнее действовать в сражениях.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ГОРЯЧИЕ КЛАВИШИ

Выбрать все войска <Ctrl+A>

Перейти на бег/шаг <R>

Режим рукопашной <F>

Создать/расформировать группу из выделенных отрядов <G>

Отменить выбор <Enter>

Увидеть сектор стрельбы отрядов, зону влияния полководца, траекторию движения <Пробел> — нажимай почаще

Иногда полезные:

Выбрать всю пехоту <Ctrl+I>

Выбрать всех стрелков <Ctrl+M>

Выбрать всю кавалерию <Ctrl+C>

Выбрать все осадные орудия <Ctrl+B>

Остальные клавиши есть в настройках, но они шибко ситуативные и мне удобнее работать мышью, чем нажимать связку из трех и более клавиш.

Чтобы подсветить твои и вражеские войска, кликни на значок клана:

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

Первое сражение выиграно. Недобитки, если они есть, добиты. Полководец получил уровень. Что вкачивать в первую очередь — давайте разбираться.

ДАЙМЁ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

Честь даймё — важный параметр. Если его значение высокое, то в городах будет повышен порядок до +2, военачальники станут верными, а другие фракции с большей охотой станут вести с тобой диалог. При плохой чести — снижение порядка в городах до -2, массовое снижение верности военачальников и неуважение со стороны других домов. С даймё-опущенцем никто дел вести не будет.

Максимальный уровень чести — 6, остальные очки уходят в резерв. Как их повышать и какой предел:

  • Знания, навыки, особенности, спутники — получить больше, чем +3 ты не сможешь. Пример: у тебя бонус +3 в этой категории. Если ты выберешь навык «честь даймё +1», то он тебе не даст никакой пользы. Учитывай, что и титул сёгуна дает в этой категории +1 очко.
  • Вассалы — получишь, когда загонишь другой дом под вассалитет. Бонус не пропадает, даже если он перестает быть твоим вассалом. Аналогично с предыдущим пунктом — максимальный бонус до +3.
  • Личная слава — тут можно получить и больше 3 очков. Это, относительно, непростой способ, потому что нужно получать победы, когда войском командует лично даймё, но при этом с минимальной потерей войск

В итоге, у тебя может быть максимальный уровень чести, 6 и резерв (+3). Есть ли смысл от резерва? Да, есть. За предательство тебе будут минусовать честь до -3, за ограбление поселений так же до -3. Если ты награбил города и уронил честь, то не переживай. Эти -3 очка компенсируются резервными (+3) очками, так что продолжай грабить сколько тебе влезет. Дальше -3 штраф уже не уйдет.

У военачальников вместо чести стоит параметр «преданность». Если он низкий, то воевода может запросто переметнуться на сторону противника прямо перед сражением. У меня такие случаи были, но они довольно редки. Чтобы повысить преданность военачальника, прими его в семью, дай ему должность, держи честь даймё на высоком уровне. В таком случае ты получишь самого верного полководца. Лишение должности подрывает верность.

Спутники

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

По выбору спутников — тут ситуативно. Для даймё есть смысл взять «честь даймё +1» только в самом начале игры. Самые полезные навыки — на бонусы для войск, например, «атака в рукопашной всех отрядов +1», «бонус к натиску конницы +1» и так далее.

Навык со словом «командование» дает бонус для боев с помощью авторасчёта, в ручной битве он бесполезен. Например, «командование в боях на суше +1».

Спутник с плюсом на дипломатию — бесполезный мусор, если есть выбор между ним и боевым навыком. Единственная польза от бонусов на дипломатию — это возможность выторговать больше денег за заключение торгового соглашения. Стоит его выбрать, только если выбирать больше не из чего.

Ветки талантов

Если у дома нет какой-то конкретной специализации или я не планирую в нее играть, то стандартно всегда качаю «Мастер засад» (для ночных сражений) и «Стратег» (дальность перемещения) на максимум, а потом по ситуации.

Ночные бои позволяют атаковать противника так, чтобы он не смог призвать подкрепление. Таким образом можно вынести много армий врага по отдельности.

Из мощных талантов поздней игры я выбираю талант «Устрашающий воин» — не вижу для него конкуренции среди своей категории.

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

Система талантов в Shohun 2 гибкая и намекает, чтобы ты брал нужные таланты в зависимости от дома, за который играешь. Например, играя за дом Такэда, стоит учесть, что у него лучшая в игре кавалерия. В этом случае я жертвую талантом «Мастер засад» и отдаю предпочтение таланту «Командир кавалерии», который позволяет строить всадников клином и усиливает их натиск. У дома Симадзу сильнейшие в игре самураи с катанами, поэтому есть смысл раскачать талант «Командир пехоты», чтобы открыть мощную активную способность «Боевая решимость» и превратить своих рубак в еще большие машины, благодаря бонусу к рукопашному бою. Дома Икко-Икки и Отомо — иноверцы, так что будет крайне полезно научить своего полководца распространять религию клана в чужих землях. Не качайте талант на честь даймё или преданность военачальника, если честь/преданность и так уже на максимуме. Нет ничего сложного в этой системе.

Первому противнику на орехи выдали, в талантах разобрались. Чтобы сражаться дальше, не помешает нанять еще пару отрядов.

ОБЩИЕ ЮНИТЫ

Я поделил виды юнитов на сословия — так, намного, проще ориентироваться в игре.

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

АСИГАРУ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

ПЕШИЕ САМУРАИ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

КОННЫЕ САМУРАИ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

СОХЭИ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

СИНОБИ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

АРТИЛЛЕРИЯ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

ГЕРОИ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
ЮНИТЫ ДОМОВ

Благодаря использованию уникальных юнитов каждого дома, можно сделать свою игру интересной и разнообразной. Советую так и поступать.

ТЁСОКАБЭ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

СИМАДЗУ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

ХОДЗЁ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

МОРИ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

ОДА

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

ДАТЭ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

ТАКЭДА — ЛЮБИМЫЙ ДОМ АВТОРА

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

ТОКУГАВА

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

УЭСУГИ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

ХАТТОРИ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

ИККО-ИККИ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

ОТОМО

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну
ВОЕННЫЕ И ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ

Теперь у тебя есть представление, чем силён каждый из домов. Нужно задуматься о постройках. Начнём с армии.

КАК И ГДЕ СТРОИТЬ ВОЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Возьмём в пример старт за дом Тёсокабэ. Ты очень хочешь заполучить потрясающих сохэев Тёсокабэ с луками. Первым делом нужно выяснить, что для этого нужно. Заходишь в энциклопедию в верхнем левом углу экрана, в энциклопедии кликаешь вкладку «отряды» и ищешь нужный тебе юнит. Листаешь ниже и видишь постройки, которые необходимы для его найма.

Для найма сохэев нужен буддийский храм и стрельбище
Для найма сохэев нужен буддийский храм и стрельбище

Следующим этапом будет осмотр территорий ближайших провинций на предмет мастерских луков. Если бы я сконцентрировался на самураях, я бы искал кузницы. Если бы на коннице, то провинцию с превосходными лошадями. Кстати, рядом с домом Тёсокабэ есть провинция с лошадьми, так что можно использовать её для создания кавалерии.

Вот карта со всеми ресурсами, кузницами, мастерскими и пастбищами:

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

И так, ближайшая мастерская луков за тридевять земель. Ну, значит, придется делать военным центром столицу. Сношу бесполезное мусорное додзё копейщиков, если оно есть, и оставляю только нужные мне постройки. Чтобы расширить количество ячеек для построек, нужно улучшать замок.

Создавая центр военной подготовки, остальные ближайшие провинции можно отстраивать полностью на экономику. У соседа есть лошади — там можно поставить одно здание для найма конницы.

Когда дойдешь до ближайшей мастерской лучников, то можно клепать сохэев с луками уже там, а не в столице. Не стоит ставить военные постройки в каждом городе — это бессмысленно и экономически не выгодно. Просто научись не терять свои армии, чтобы они доходили до следующего пункта, который станет военным центром.

У меня, обычно, 2-3 военные провинции на всю карту. Остальные отстраиваю в экономику.

Вот пример с Икко-Икки. В городе Кага, у них, кузница, а в Этидзене есть мастерская луков. Так что один город используй для найма пехоты ближнего боя, а второй для найма лучников.
Вот пример с Икко-Икки. В городе Кага, у них, кузница, а в Этидзене есть мастерская луков. Так что один город используй для найма пехоты ближнего боя, а второй для найма лучников.

ЗАМКИ

Замок не только позволяет строить больше зданий в городе, но и является оборонительным сооружением. Отстраивать замок по максимуму стоит в городах, которые были выбраны центрами боевой подготовки, и в тех поселениях, которые находятся в узких проходах и играют роль сдерживания. Хорошо отстроенный замок, с армией внутри, выдержит натиск втрое превосходящей армии.

Например, ты не хочешь идти дальше в каком-то направлении, потому что тебе выгоднее заткнуть проход и сдерживать там врагов, пока другие армии берут в клешни другие территории. Таких ситуаций будет много.

Бывает, что, просто, нужно передохнуть и восстановить войска, сформировать новые армии. Тогда есть смысл строить замок, чтобы сдержать того, кто придет тебе мешать восстанавливаться.

У врага много армий и вторгаться к нему самоубийство? Путь он разобьет 2-3 армии о твой замок и оставит свои земли без защиты.

Замки потребляют пищу, так что строить их нужно с умом!

ЭКОНОМИКА

Экономика очень простая. Игра про баталии, а не про строительство домиков. Хотя и это важно.

ФЕРМЫ

Сельское хозяйство — это то, на что тебе нужно обратить внимание в первую очередь, потому что оно является основным источником притока золота. Поля необходимо отстраивать до максимума не только для заработка, но и для пищи, которой будут снабжаться замки и рынки.

Каждое поле имеет свой уровень доходности, который зависит от плодородия почвы. Нужно стараться побыстрее захватить плодородные земли, чтобы решить все свои финансовые проблемы и начать создавать мощные армии.

Сравнение доходов от очень плодородной и бедной почвы
Сравнение доходов от очень плодородной и бедной почвы

ЗОЛОТОРУДНЫЕ ШАХТЫ

Мест добычи золота на карте всего три. Но, если получится завладеть хотя бы одним, твоё финансовое положение сильно улучшится. Проблема только в том, что эти шахты долго улучшаются. Повезёт, если компьютер отстроил их за тебя.

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

РЫНКИ

Дают неплохой доход, но потребляют пищу. Не нужно стараться, кровь из носу, строить рынок, если есть постройки поважнее. Серьезного скачка доходов он тебе не даст. Но, в совокупности, несколько рынков в разных городах, уже будут полезны. Польза рынка заключается ещё и в том, что он увеличивает благосостояние области (об этом позже). А ещё рынок позволяет нанимать мэцуке, важного агента, про которого мы ещё поговорим.

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

ТРАКТИРЫ

Они дают совсем уж мизерный доход, но позволяют нанимать ниндзя и повышают уровень общественного порядка в городе. Обычно, в городах, которые не планируются как военные, я ставлю рынок и трактир.

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

РЕСУРСЫ И ТОРГОВЛЯ

Лошади, дерево, железо и другие ресурсы не дают большого дохода сами по себе, но приносят пользу в торговле с другими домами. Кстати, о торговле.

Торговля не должна быть основным твоим источником дохода, потому что она, рано или поздно, прекратится. Тебя предадут, твоего торгового партнера уничтожат, тебе перекроют все порты для торговли. Всегда развивай сельское хозяйство и не полагайся на торговлю. Если есть возможность торговать, то не делай этого с соседями, за исключением некоторых случаев. Лучше торговать с далёким домом, с которым не планируется войны в ближайшее время. Но и это не даёт гарантии, что данный дом не предаст.

Торговля может принести не только доход от товаров, но и от самого заключения торгового договора. ВСЕГДА ПРОСИ ДЕНЕГ ЗА ТОРГОВЫЙ ДОГОВОР! Порой суммы за это дают просто заоблачные. Достичь этого можно бонусами от дипломатии, которые могут быть у фракции с начала игры (дом Токугава) или достигаются технологиями — вот тут эти бонусы и пригождаются.

Сумма, которую я получал за торговый договор на легендарной сложности. Вроде, даже не максимальная.
Сумма, которую я получал за торговый договор на легендарной сложности. Вроде, даже не максимальная.

Количество торговых путей, которые можно использовать, повышается от количества построенных портов.

ТОРГОВЫЕ ФАКТОРИИ

Точки на краю карты, которые позволяют торговать с Китаем, Индией, Индонезией благовониями, шёлком и другими товарами. Я считаю, что биться за фактории стоит, если у тебя мощный флот, как у дома Отомо или у Мори, принявших христианство. В остальных случаях, огромные деньги будут уходить на флот для защиты факторий, и, в лучшем случае, доход будет просто мизерным.

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

Постоянные морские бои, на каждом ходу, тоже сильно выматывают и отбивают любовь к игре.

Есть один момент: без шёлка не получишь гейшу. С другой стороны — драться за шёлковую факторию ради гейши — не стоит того. Её обязанности по убийству отлично выполняет прокачанный ниндзя.

ДИПЛОМАТИЯ

Повторюсь, что нужно просить денег за договоры. Не только за торговый, но и за любые, будь то мирный договор, право прохода или договор о ненападении.

В игре есть упущение разработчика. Можно продавать свои границы, отдавая противнику право прохода в одностороннем порядке, взамен получая от 2000 золотых и больше. Так можно отожраться в начале игры и быстро развиться. Данный способ способен испортить игру. Делать так не рекомендую и, даже больше, считаю, что это недостойно уважения.

БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОБЛАСТИ

Каждая провинция обладает своим уровнем благосостояния. Повысить его можно специальными постройками, случайными событиями и технологиями. Чем выше уровень благосостояния, тем больше налогов ты получишь с этого поселения.

Есть такие постройки, которые увеличивают уровень благосостояния каждый ход, например рынки, порты и дороги. Высокий уровень пищи и общественного порядка тоже способствуют экономическому росту.

Если город часто переходил из рук в руки, его окрестности разорялись, а следовательно, рушилось и благосостояние. Высокие налоги, также, замедляют рост благосостояния, зато дают много денег в данный момент.

Как видно на скриншоте, благосостояние города растёт
Как видно на скриншоте, благосостояние города растёт

НАЛОГИ И МЭЦУКЕ

Сумма, которую ты видишь на сельскохозяйственных полях, золотых рудниках, трактирах и так далее, — это не та сумма, которую ты заработаешь. Это сумма, которая пойдет в повышение благосостояния города. А вот твой заработок будет зависеть уже от процента налогов. Чем выше процент, тем больше получится «отщипнуть» денег от общего уровня благосостояния.

Процент налоговой ставки можно поднять с помощью технологий, случайных временных событий и, главное, с помощью агента мэцуке. Этого дядьку нужно садить в города с самой плодородной почвой или золотыми рудниками — в таких поселениях уровень благосостояния самый высокий. Мэцуке может разогнать налоговую ставку до баснословных 34%!

Богатый город Идзу, с золотыми шахтами, под влиянием мэцуке, даёт мне целых 1930 золотых за ход!
Богатый город Идзу, с золотыми шахтами, под влиянием мэцуке, даёт мне целых 1930 золотых за ход!

Не всё так радужно. Мэцуке — лакомая цель для ниндзя и других мэцуке. Советую уничтожать вражеских агентов, как только их наглая морда замаячит поблизости. Лучше отправить своего мэцуке на ликвидацию противника, и потерять немного дохода, потому что он вышел из города, чем вообще потерять обученного мэцуке.

Есть вариант — садить мэцуке в труднодоступные города, например на остров Сикоку или Кюсю. На Сикоку нет плодородных территорий, и доход там поменьше, зато туда не придут враги и не убьют ваших мэцуке. Но это не точно.

СМЕНА УРОВНЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Чтобы поднять большую сумму золота прямо сейчас, можно повысить налоги на максимум. Это снизит рост благосостояния всех городов, зато поможет выйти из тяжёлой экономической ситуации.

Можно «играться» налогами по такой схеме: налог на максимум > конец хода > люди объявляют о своём недовольстве > снижаешь налог обратно > на следующий ход повышаешь налог снова, и так по кругу.

Держать в голове этот цикл не нужно. Достаточно открыть карту налогов и посмотреть, какие провинции недовольны. Красный цвет означает, что люди выскажут недовольство на следующем ходу — бояться этого не стоит. Ярко-красный МИГАЮЩИЙ цвет говорит о том, что на следующем ходу в этой провинции вспыхнет бунт — следует снизить или, если не помогает, отменить налоги.

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

Черным цветом показываются области, в которых налоги отменены.

ГРАБЕЖИ И ПИРАТСТВО

Грабеж поселений роняет честь даймё. Но, как мы с вами выяснили, если в резерве очков чести, есть лишние +3 очка, грабь сколько вздумается! Грабежи позволяют подымать огромные суммы. Нужно лишь уничтожить бунтовщиков, которые обязательно появятся на ограбленной территории.

Кстати, грабеж опустошает территорию, роняя общее благосостояние области.

Пиратство на торговых путях не так выгодно, потому что необходимо содержать хороший и дорогой флот.

ЛОГИСТИКА

Поговорим о ситуативных постройках, которые нам не всегда нужны.

ПОРТЫ

Беру ситуацию, когда мне плевать на флот и я его вообще не нанимаю ни разу за всю игру, кроме как для десанта.

Порты дают мизерный экономический рост, так что строить их стоит либо, когда очень нужен корабль, чтобы перебросить армию, либо, если, деньги совсем некуда девать. Повышать уровень порта до максимума вообще не имеет никакого смысла — пустая трата денег.

ДОРОГИ

Помни, что дороги повышают дальность перемещения не только твоей армии, но и вражеской. В целом же, дороги не являются очень срочной постройкой. В начале игры можно отложить их постройку «на попозже», чтобы, сперва, позаботиться о сельском хозяйстве, рынках и военных зданиях.

Не подумай, что я списываю пользу дорог на нет. Они крайне важны тем, что повышают скорость пополнения войск. Дороги, также, повышают благосостояние области, пусть даже, и медленно.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК

Низкий уровень общественного порядка может замедлить экспансию. Но есть способы, которые позволяют сделать его влияние на процесс менее ощутимым.

ТРАКТИР

Трактиры повышают уровень общественного порядка, поэтому я строю их во всех городах, которые не планирую делать военными центрами. Хорошая постройка.

ТОЛЬКО ЧТО ЗАХВАЧЕННЫЙ ГОРОД — ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДОЛГО В НЁМ НЕ СИДЕТЬ

Ты только что взял город врага. Поздравляю. Во-первых, старайся захватывать города без авторасчёта, потому что авторасчёт ломает замок и тебе приходится его чинить. За это время копится недовольство жителей, ведь замок тоже влияет на порядок.

Предположим, что ты не сломал замок и захватил город. Порядок хороший, пока там сидит армия, но только ты её выводишь, он падает до -6. Что можно сделать:

  • Начать строить трактир.
  • Если, на карте налогов, город мигает ярко-красным, то будет бунт. Отмена налогов даёт +4 к порядку. Получаем -2, вместо -6 — всё еще угроза бунта.
  • Остаться в городе, пока порядок не будет, хотя бы, -4, чтобы отмена налогов создавала значение 0. Заодно, нанять ещё войск, если надо.
  • Второй вариант: оставить в городе 2-3 отряда асигару и отправить армию дальше. Они потом догонят. Вдобавок, можно нанять ещё, пока они сидят там.

ГОРОД ИНОВЕРЦЕВ

Тут всё намного сложнее. Придется, либо сидеть и ждать, либо нанимать несколько, штук 6-7, отрядов асигару.

В данной ситуации критически необходимо, вместо трактира, построить буддийский/христианский/Икко-икки храм. Он не только начнёт обращать жителей в твою веру, но и повысит порядок, когда их станет больше. Храм позволяет нанять монаха, которого можно посадить в город. Монах очень хорошо повышает уровень общественного порядка и, даже, может ещё больше развить это умение. Также монах ускоряет обращение провинции в свою религию.

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

РЕПРЕССИИ

Репрессии повышают уровень общественного порядка, но более жёстким путём. Чтобы повысить уровень репрессий, нужно отстраивать замок. Не думаю, что стоит повышать уровень замка только ради повышения порядка, если только, совсем уж проблемная провинция.

Репрессии устраивает, также, и мэцуке. Посади его в город и увидишь, что порядок поднялся. У мэцуке есть и навыки, повышающие уровень репрессий. Можно посадить его в город вместе с монахом, что тоже неплохо работает.

ЧЕСТЬ ДАЙМЁ

При высоком уровне чести даймё, во всех городах, будет повышенный порядок на +2, а при низком упадет до -2. Обращай на это внимание.

Советы напоследок:

  1. Лучше нанять несколько отрядов асигару, которые будут повышать уровень порядка, чем сидеть там своей основной армией и сбавлять темп экспансии.
  2. Налоги можно вводить и отменять через каждый ход. Если на экране налогов не мигает красным, то бунта не будет. Нет необходимости кормить недовольных бесплатно.
  3. Порой проще спровоцировать бунт и уничтожить мятежников, чем очень долго их ублажать. Недавно подавленное восстание даёт сильный временный прирост к порядку, а когда он кончится, глядишь, уже всё и стабилизируется.
ДИПЛОМАТИЯ

Не такая бесполезная штука в игре, как говорят невежественные бедолаги, для которых «ай, как сложно! в этой игре все нападают!».

БАЗОВАЯ ТРОЙКА ДОГОВОРОВ — ТОРГОВЫЙ, НЕНАПАДЕНИЕ, ПРАВО ПРОХОДА

Стоит заключить, если нет намерения экспансии в этом направлении в ближайшее время. Иногда можно срубить неплохие деньги за эти договоры.

Все эти договоренности, действительно, не дают гарантии, что на тебя не нападут. Всегда жди ножа в спину. В жизни тоже часто предавали, так что, вполне, реалистично!

Право прохода можно отменить, чтобы телепортировать войска другого дома обратно к нему на территорию. Это позволит напасть на него, не боясь, что его армии гуляют по твоей территории.

СОЮЗЫ, ВАССАЛЫ

Союзы дело редкое. Лучше с осторожностью их заключать. Дурак союзник может втянуть тебя в целую кучу войн, да ещё и предаст тебя сам. Запомни одно: союз — это временная мера, чтобы оттянуть вторжение с какого-либо направления. Это время, которое тебе даётся, чтобы подготовиться к предательству.

Вассалов можно создавать, чтобы закупорить проход и создать буферную зону на направлении, в сторону которого ты, пока что, не планируешь идти, либо тебе не хватает армий, чтобы защитить это направление. Иногда вассал способен сильно помочь и, даже, втоптать врагов, а иногда его сносят на следующем же ходу. Отожранный вассал — тоже не есть хорошо. Когда он станет сильным, то нападёт на своего хозяина — на тебя.

СВАДЬБА

Постоянно забирайте невест для своих полководцев. Другие дома часто с охотной отдают своих женщин. Брачные узы скрепляют отношения между домами и, немного, оттягивают неизбежную войну.

ЗАЛОЖНИКИ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

Штука, полезная на поздних этапах игры. Обычно, к тому времени, у тебя уже целая куча детей, которые не успеют вырасти и принести какую-то пользу в качестве полководца. Да и не нужно — армий и так, обычно, достаточно.

Вот как можно применить ребёнка:

Когда к тебе высаживается вражеский десант, а рядом нет армии, чтобы защититься, можно заключить с врагами мир, и отдать своего ребёнка в качестве заложника. После этого действия вражеская армия телепортируется с твоих земель обратно на свои. Если уже идёт война со всей Японией (раздел владений), то на следующем ходу дом снова объявит тебе войну и ребёнка казнят. Не плевать ли? Вам жалко мёртвые пиксели? Мне нет.

Иногда, я отдавал заложника и на начальных этапах игры, когда война с каким-то домом мне была не нужна. Спустя несколько ходов ребёнка возвращают. Поступать так стоит на свой страх и риск. В начале кампании дети нужны.

МИРНЫЙ ДОГОВОР

Порой враги разбивают кучу армий о твои, но до полной победы тебе далеко. После череды поражений враг с охотой пойдет на мирный договор. Это позволит тебе восстановить войска, отстроить замки на границах (если надо), и стянуть резервы поближе к его территории. Повторная война с таким домом неизбежна. Все мирные договоры дают отдых, буквально, несколько ходов.

СЕМЬЯ
Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

Тут всё максимально просто:

  • Усыновляй полководцев без семьи — это даст ему дополнительную преданность.
  • Не забывай давать полководцам должности! Они не только помогают снизить затраты и улучшить логистику, но и повышают преданность. Если отобрать у военачальника должность и отдать другому, то преданность упадёт.
  • Твой законный наследник, сын даймё, злится, когда ты принимаешь в семью чужаков или, что ещё хуже, назначаешь их наследниками вместо него. При высокой преданности сына — на это наплевать.

Если армия победит в сражении без полководца, тебе предложат назначить полководцем временного командира, который отличился в этом бою.

ТЕХНОЛОГИИ

Тут тоже всё просто.

Гражданская база

Улучшение полей является обязательной технологией, максимальное её развитие называется «сёнидо».

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

Военная база

«Небо и земля» — важная технология, которая позволит войскам быстро восстанавливаться. Всегда нужно стараться её изучить.

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

Остальные технологии следует изучать в зависимости от дома, за который играешь. Не обязательно изучать «Сёнидо» и «Небо и земля» сразу же. Иногда приоритетнее изучить нужную твоему дому технологию. Например, играя за Икко-икки, я сразу ударился в изучение храмов, чтобы быстрее начать обращать население в свою уникальную веру и формировать отряды сохэев. А уже потом пошёл в улучшение полей.

При игре за Тёсокабэ, помимо базы, я ударился в изучение технологий, связанных со стрельбой из лука. За Ходзё я старался быстрее открыть пороховые технологии, чтобы построить здания для найма огненных ракетчиков. За дом Токугава я сразу улучшил мэцуке, чтобы они ещё эффективнее перекупали войска врагов. Разобраться, в общем, не сложно.

АГЕНТЫ

Пользоваться агентами очень даже полезно и нужно.

МЭЦУКЕ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

В городе

Дядька повышает уровень налогов и общественный порядок. Чтобы он был эффективнее, качай ему параметр «хитрость при наблюдении за городами».

В армии

Строго следит за твоим полководцем, чтобы он, вдруг, не предал свой дом. Заодно снижает шансы вражеских агентов напакостить твоей армии. Такому мэцуке качать «хитрость при наблюдении за армиями».

В чистом поле

Видит вражеских ниндзя. Казнит, либо садит в тюрьму вражеских агентов. Перекупает вражеские армии, что является мега крутой вещью! Полевому мэцуке качать «хитрость при захвате», «хитрость при подкупе».

Общие советы

Максимум агентов можно нанять пять штук. Мэцуке, в количестве 4 штук, можно посадить в города для повышения дохода, а одного отправить перекупать армии. Городского мэцуке можно вывести из поселения, чтобы прирезать вражеского агента и вернуться обратно. Иногда я забиваю и сажу в города всех пятерых мэцуке. В армию никогда его не беру.

Очень полезно будет получить спутника с навыком «снижает вероятность успеха вражеских агентов».

НИНДЗЯ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

В городе

Ведёт контрразведку, повышая дальность обзора поселения и снижая успех вражеских ниндзя. Нефиг ниндзя сидеть в городе. Только, если, временно.

В армии

Повышает дальность перемещения армии. Нефиг ниндзя делать в армии, если у него есть задачи поважнее.

В чистом поле

Вот тут наш убийца развлекается на полную катушку.

Убивает вражеских полководцев и агентов. Поджигает вражеские замки и другие постройки. «Приклеивает» вражескую армию к месту. Качать ниндзя стоит в покушения и действия против армии. Полезно получить спутников и навыки со способностью «шанс скрыться в случае неудачи».

Общие советы

Мэцуке — опасный враг для ниндзя. Старайся заметить его первым и сразу же уничтожить! Монахов и других ниндзя игнорировать тоже нельзя.

Если на тебя идут две вражеские армии, ты можешь не дать двигаться одной из них, и она не сможет прийти как подкрепление к своим союзникам.

Поджигая вражеский замок, ты не даёшь противнику нанимать войска. Пользуйся этим.

Крайне полезно обезглавить вражескую армию прямо перед битвой. Без полководца войска противника быстро побегут.

МОНАХ

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

В городе

Подымает общественный порядок и обращает поселение в твою религию. Грех не воспользоваться в проблемных городах. Если таких городов много, у монаха много работы. Значит стоит вкачать навыки «усердие при обращении провинций» и «усердие при воодушевлении провинций».

В армии

Укрепляет боевой дух войска. Если монаху нечем заняться, то можно погулять с армией. Можно, даже, на постоянке. Тогда, лучше, прокачать «усердие при воодушевлении армий».

В чистом поле

Обращает вражескую провинцию в твою религию. Обращает вражеских агентов, выводя их из строя навсегда. Деморализует вражеские армии. И, что самое крутое — ПОДЫМАЕТ БУНТЫ! Монаху-бродяге обязательно к прокачке «усердие при подстрекательстве» и «вероятность избежать провала». «Усердие в обращении персонажей» лишним не будет.

Общие советы

Осторожно прокачивай монаха. Подымать бунты в провинциях сразу он сможет с очень маленькой вероятностью. Сперва подыми его уровень, деморализуя вражеские армии, а потом, аккуратно, приступай к провокациям. Монах-провокатор способен уничтожить вражескую фракцию без вмешательства твоих войск.

Прокачанный монах почти неубиваем для любых агентов.

ГЕЙША

Гайд по игре Total War: Shogun 2 — советы будущему сёгуну

Нанять гейшу нельзя, если нет шёлка. А шёлк добывается в торговой фактории. Считаю, что гейша не стоит того, чтобы долго строить нужное здание и воевать за шёлковый путь на море.

Гейша первоклассный убийца, даже когда она не прокачанная. Но её видят все вражеские агенты и легко ликвидируют, если она не успеет сделать это раньше. В городах от гейши пользы нет.

Прокачанный ниндзя ничем не хуже гейши, да ещё и невидимый.

15 СОВЕТОВ ПО СТРАТЕГИИ И ТАКТИКЕ

Теперь ты имеешь представление о механиках игры, так что пришла пора перейти к практике. Закрепим это советами.

СТРАТЕГИЯ

Многие говорят, что Total War не про стратегию, а про сражения. Это правда, лишь, отчасти. Именно от твоих действий на стратегической карте будет зависеть, интересной будет твоя игра или душной ерундой, занимательным рубиловом или огребанием от каждого соседа.

  1. Не сиди на месте. Total War не про экономику и не про строительство домиков. Если тебя это не устраивает, тогда тебе в «Цивилизацию» или другие, похожие, стратегии. Отсиживание на месте не только портит всю суть Total War и отбивает желание играть, но и, на легендарной сложности, даст врагу отожраться и прийти к тебе тремя-четырьмя армиями. Старайся захватить за первые 10 ходов как можно больше соседских городов, которые ещё не успели развиться. Дальше будет новый этап игры.
  2. Нечего нанимать? Нанимай асигару с яри. Нужны воины для защиты замка? Опять же — асигару с яри. Может и странно, но асигару с яри принесут намного больше пользы в защите замка, чем лучники. Когда у тебя достаточно ближнебойной пехоты, тогда и ударяйся в найм лучников.
  3. Чтобы выманить вражескую армию из города, можно посадить одну армию в засаду, а одиночный отряд выставить на дорогу рядом. Враг соблазнится и выйдет из города, вляпавшись в засаду. Есть вариант — не атаковать из засады, а отступить отрядом-приманкой дальше. Враг пойдёт за ним, и, пусть даже, убьёт. Зато у него кончатся очки хода и ты можешь вылезти и забрать его пустой город. Теперь ему придется выковыривать тебя из собственного замка.
  4. Если у врага единственный город, но много армии, то подойди к его поселению и встань в засаду. Дождись, когда его армии уйдут захватывать твою территорию. Как только он покинет свою территорию, захвати его город. Армии, которые не находятся на родной земле, на момент потери последнего поселения, исчезают. Пользуйся этим почаще.
  5. Пользуйся агентами. Когда на тебя прут две армии, ниндзя может застопорить одну из них, и она не придет как подкрепление к другой армии. Прокачивай ниндзя как можно быстрее, чтобы они, к середине игры, не боялись вражеских агентов, а сами стали для них кошмаром. Не давай врагу нанимать войска, путём диверсий в его замке, убивай полководцев, перекупай армии, поднимай бунты. Бывают ситуации, когда твой ниндзя не даёт вражеской армии двигаться несколько ходов подряд, давая тебе время пополнить войска.
  6. Постоянно передвигайся засадами и активно их используй. На город идут три полных армии противника? Оставь одну армию в городе, а вторую посади в лес, если он есть. Противник вляпается в засаду одной своей армией, и, может вообще передумать идти в атаку дальше. На следующем ходу твои войска спрячутся снова и он опять вляпается.
  7. Знаешь, что война с домом неизбежна, но боишься будущего? Отстрой на границе с ним хороший замок и научись обороняться. Одна армия в хорошем замке может перемолоть три вражеские армии. Затем посмотри, с помощью агентов, не осталось ли у него ещё армий впереди, и иди вперед, если тебя уже остановить некому.
  8. Ничто не должно тормозить твою экспансию. Постоянно находить в режиме добора и подтягивай армии из своих центров набора войск. Если денег достаточно, то можно даже отправлять одну армию вперед, а вторую вести сзади, оставляя её в новых бунтующих городах, да и вообще — на случай потери основной армии.
  9. Если знаешь, что не удержишь город, отдай его и отступи на более выгодные позиции. Потерять город не критично, а вот армию — критично.
  10. Старайся выделись одну-две армии на защиту тыла. Враг очень любит десантироваться туда, куда ты не ждёшь.
  11. Посматривай на полоску славы дома, готовься к войне со всей Японией заранее. Отстраивай замки в провинциях, которые контролируют узкий горный проход.
  12. Не захватывай Киото в начале игры, если не хочешь войны со всеми, уже, в ближайшие несколько ходов.
  13. Захватить Киото и другие отожранные города легко, даже не выманивая вражеские войска. Одной армией берешь город в осаду, а остальными армиями сносишь его войска вокруг города. Можешь даже взять Киото авторасчётом и почти без потерь.
  14. В моём гайде мало внимания уделено флоту, потому что я считаю, что он дорогой и не несет никакого удовольствия от игры с ним. Морские сражения быстро выматывают и какой-то, особой, пользы не приносят. Есть вариант закупоривать кораблями проливы, как я это делал за дом Отомо.
  15. Пользуйся преимуществами дипломатии. Как это делать, я уже рассказал.

ТАКТИКА

Умение сражаться — обязательное условие игры. Либо ты учишься уничтожать превосходящие силы противника, либо тебе будет очень сложно.

  1. Если у врага больше стрелков, чем у тебя, он не пойдёт в атаку. Старайся скорее навязать ему ближний бой.
  2. Старайся занять возвышенность раньше врага. Войска, которые наступают в гору, быстрее устают и слабы в натиске.
  3. Натиск лучше реализовывать с возвышенности. Самураи с нодати, которые разбежались с холма, нанесут невероятный урон.
  4. Бей конницей в спину копейщикам, не бойся. Главное, сразу отводи их, пока те не успели опомниться и затыкать твоих коней.
  5. Не забывай про полководца и его способности. Вовремя использованная способность может перевернуть ход сражения.
  6. Не растягивай строй слишком сильно, а ещё лучше — имей вторую линию фронта, чтобы подстраховать первую. Пробитый фронт или посыпавшийся фланг, чаще всего, приведёт тебя к поражению.
  7. Прожимай асигару с яри «стену копий» и проблем не будет.
  8. Выманивай вражеских стрелков, если их немного. Спровоцируй их на стрельбу, а потом, потихоньку отступай назад. Когда они отдалятся от своей армии, накрой их конницей. Вражеская армия, потерявшая стрелков, побежит в атаку.
  9. Обороняться всегда проще. Старайся спровоцировать противника напасть первым. Если есть возможность не воевать в чистом поле, пусть он лезет на стены замка и помирает под ними.
  10. Во время обороны замка, смотри с какой стороны идут лучники врага. Отведи все войска в другую сторону замка. В этом случае, его лучники не смогут достать до твоих солдат, и полезут на стены, что чревато для них сливом. Если у врага лучники со всех сторон, то стоит выбирать сторону, на которой их меньше.
  11. Не ставь асигару с яри у стены, потому что «стена копейщиков» не будет работать. Эффективне делать коробочку для защиты со всей направлений и выделить парочку отрядов, лучше самураев, чтобы уничтожить наступающих с флангов. Ещё лучше — когда удаётся вывести во фланг лучников или метателей хороку. С последними аккуратнее.
  12. Если есть конница, выведи её за стены, уничтожь вражеских лучников и заставь вражескую пехоту побегать за ней. Уставшие бойцы противника — больше не бойцы. Такая тактика не будет работать, если у врага есть конница с яри.
  13. Если замок двухярусный, то на нижнем ярусе можно оставить парочку отрядов асигару, а на стены верхнего яруса поставить лучников. Пока асигару сдерживают натиск вражеских войск, лучники могут перестрелять огромное количество врагов.
  14. Не допускай бреши в обороне — это чревато потерей преимущества и поражением. Каждый квадратный метр должен быть закупорен отрядом ближнего боя.
  15. Защищать нужно не стены, а центр города. Вообще, кроме лучников, лучше никого, особо, на стены не ставить. Да и тех лучше отвести, как только враг начал взбираться.

Следуя этим советам, ты сможешь уничтожать огромные силы противника и перестанешь бояться играть в Shogun 2 на легенде.

Несколько записей моих повторов

Асигару клана Ода уничтожают армию самураев
Ночная атака Хаттори
Оборона замка за Икко-Икки
Закидывание гранатами врагов, попавших в засаду дома Токугава

Помните, что играть вы научитесь только, когда сами прощупаете Total War методом проб и множества ошибок. Мой гайд призван, лишь, направить вас. Если вы поймёте суть этой серии, то обратного пути не будет.

45K45K показов
26K26K открытий
1313 репостов
127 комментариев

Мое почтение, такое бы еще по Rome 2 с Аттилой в придачу.

Ответить
Ответить
Ответить

Ахах, отлично!)

Ответить

... опять найму асигару на все деньги

Ответить