Феномен постсоветского искусства

Феномен постсоветского искусства

В этом материале я бы хотела поднять тему развития искусства постсоветского пространства и пути его развития. А так же проследить его историю, чтобы понять сущность и смысл существования.

Депрессия в искусстве, как ответ на реальность

Не секрет, что постсоветское искусство немного депрессивное. Это выражается в живописи, скульптуре, музыке и главным образом в кино. Но ещё не стоит забывать об общем тренде на депрессивность в обществе. Для примера стоит вспомнить многие субкультуры, где основной темой является грусть, депрессивность, как явление. Да и что греха таить - к сожалению, это расстройство очень распространено среди граждан. Просто многие не желают обращаться вовремя за помощью, годами выживая с ним.

Хотя, если обратить внимание на то, каких нам приходится жить условиях - становится понятно, почему в воздухе витает этот холодный запах тоски и безнадеги. Серые панельки, разбитые дворы, заброшенные детские площадки, старый ремонт в домах и обилие предметов быта из прошлого века, которые кричат о прошлой, более счастливой жизни. Все это естественный ландшафт большинства жителей постсоветского пространства.

А как известно, искусство всегда является ответом на происходящее вокруг человека. Ответом на ту жизнь, которую ведёт общество. И первыми, обычно реагирует музыка и кинематограф, как самые народные виды искусства. А позднее подтягиваются и остальные.

Пейзаж творит визуал

В абзаце выше я уже сказала один факт. Искусство - ответ, на происходящие вокруг человека события. А что находится вокруг человека, выросшего на постсоветском пространстве? Правильно, панельки, районы, кварталы и обломки прошлой эпохи. Все это определенно повлияло на каждого, кто вырос здесь и провел юность.

По себе знаю, какого порой ощущать определенную атмосферу, на прогулке по местам, которые напоминают о детстве и о прошлом. Я сама люблю гулять по старым райончикам, люблю окружать себя элементами "советского" интерьера и даже предметами быта. Например, сковородками, посудой и самое главное - одеждой и книгами. Хотя часто мне и приходится ее шить по лекалам того времени, чтобы соответствовать эпохе еще лучше. Но в то же время я нахожу наслаждение в ковре на стене и стоящем напротив столе с фарфоровой чашкой и горячем чаем.

Феномен визуала постсоветского пространства до безумия прост и при этом различен:

  • Он может быть депрессивным, как Думмер
  • Может вдохновляться успехами и мечтами прошлого, как Советвейв
  • Может просто наслаждать эстетикой жизнью прошлого века в частности бытом, как Depo.
  • Может просто жить в реальности и не отрицать того, что эта реальность состоит из обломков прошлого, как Постпанк
  • Может писать новый культурный код с использованием наследия прошлого.

Именно поэтому любое искусство постсоветских стран, которое базируется на культурном коде этой точки на карте, всегда негласно показывает одну из этих черт и идет по одному из вышеописанных путей.

Душа всегда найдет вдохновение

Но почему же именно такие странные, с точки зрения обычного человека, стали популярны? Ответ прост - человеческое естество всегда ищет вдохновение и имеет тягу к искусству. Она будет проявляться в любой промежуток жизни человека. Не будем это отрицать.

Даже если жизнь человека буквально состоит из распорядка дом-работа-дом, он все равно будет искать то, что начнет его питать душевно. Именно так и зародился феномен Думмера. Или Думкора, как эстетики депрессивной жизни и серых панелек. Но обо всем поподробнее.

Почему именно Думмер?

Doomer music playlist (Doomer aesthetic) by Louis Helman

Думмер (Doomer) это эстетика русской депресии, панелек и безрадостной жизни, которая имеет свой особый шарм. Это далеко не мемы про думгая или шутки про буммеров, думмеров и зуммеров. Это целая культура, романтизирующая обычную жизнь постсоветского пространства. Забавный момент, эта эстетика является полной противоложностью Советвейва, который имеет похожие декорации, но свято верил в будущее и был окрашен в яркие солнечные цвета. А по вкусу он напоминал лимонад тархун. Думмер это же темные сумерки, ночь, жёлтый тусклый свет лампы накаливания из окна серой панельки и грустное настоящее. Это крепкий чай с сахаром или же горький растворимый кофе. И это постоянная рефлексия над настоящим, которое оказалось посреди светлого прошлого и бесцельного будущего.

Louis Helman

Именно для своего альбома Думмерской музыки, я однажды так сформулировала общее положение об эстетике Думмер или же Думкор. Ее называют по разному. Но суть всегда остается одной. Думкор это некоторая попытка выжить среди серого и депрессивного мира. И попытка его романтизации. Да, это не только мемы про Думгая. Это самая настоящая культура, которая родилась в сети, но с самого своего начала являлась ответом на нашу окружающую реальность.

Если вы, так же, как я, выросли среди таких пейзажей - вы понимаете о чем я говорю. Ведь рано или поздно, живя в таком мире, ты невольно начинаешь пропитываться окружающей тебя действительностью. И начинаешь видеть в этом видеть некоторую романтику, ибо твоя психика пытается сохранить себя и выдает тебе баг под названием "романтика и ностальгия". Отсюда и идут корни любви к панелькам. Особенно на фоне сумрачного неба. Ибо истинный Думмер большую часть дня занят на учебе или работе и гуляет только поздно вечером или вовсе вечером.

Феномен фонка

Еще одна своеобразная вещь, которая появилась на постсоветском пространстве. Точнее обрела свою самобытную форму. А именно на постсоветском пространстве зародился отдельный жанр Фонка, именуемый Drift Phonk.

Сам по себе Фон является поджанром Трепа, но со временем он смог обрести популярность среди обывателей, которых зацепила особая цикличность качевых лупов, перегруженный басс и особая обработка голоса или звука. И примечателен тот факт, что особое распостронение фонк получил именно на постсоветском пространстве, в странах латинской Америки и в Африке. И в каждой из этих точек на карте любят свой самобытный фонк.

Феномен постсоветского искусства

Постсоветская вариация фонка отличается большей депрессивностью и более электронными лупами. Да, она в какой - то степени даже имеет черты Deep House музыки, но с более перегруженными басами. Все же знают, как любят наши местные дрифтеры прокачивать свои тачки для прослушивания качевых басов. И именно их в самобытном фонке больше всего. Ну и конечно мощные переходы, чтобы дрифтить было весело.

Да, фонк пришел из культуры дрифта и по сути является ее неотъемлемой частью. Только, как я уже говорила, постсоветская культура пропитана депрессивностью и серостью. Поэтому нашим местным дрифтерам приходится кататься по ночным районам панелек на жигулях и волгах. Поэтому и музыка имеет свой особый шарм.

Постпанк, не отрицает реальность, а ее запечатлеет

Еще один жанр музыки, который на постсоветском пространстве обрел свою самобытную форму. Ведь во всем мире постпанк - это самый настоящий жанр панка со всеми вытекающими спецификами. В постсоветских странах это депрессивные, но душевные песни о нашей жизни, где протест - это лишь желание искать романтику в нашей действительности и выступать против норм "нормальной жизни в светлом минимализме и стремлении к продуктивности". Не будем забывать, что суть всего панка - в протесте.

Постсоветский постпанк это как правило инди музыка не для больших стадионов. Ее играют на квартирниках и в маленьких клубах. Но чаще всего слушают дома в одиночестве. Либо поют возле костра с гитарой и в кругу друзей. Это музыка, которая иллюстрирует жизнь обычного человека и романтизирует ее. Тексты посвящены бытовухе, любви, романтике, либо же это каверы на песни, написанные в прошлом столетии. Музыка при этом обязательно должна быть простой и максимально легкой в исполнении на дворовой гитаре. Хотя и допускается чисто электронная обработка. Но это тоже особенность постсоветского постпанка. Он не чурается использовать старые синтезаторы для достижения аутентичности и андеграундности. Да, он именно в андеграуде современной культуре, которой важна вылизанность и продаваемость. Поэтому постпанк и не звучит на радио, либо на телеке. Он живет в повседневности и реклама о нем передается лишь из уст в устах посредством пересылки друг другу любимых треков, либо тематических групп в сети.

В кино главенствует серый

Если вы киноман, то наверняка заметили интересную тенденцию последнего десятилетия в постсоветском кино. Я сейчас не беру в расчет развлекательные комедии или мультипликацию, рассчитанную на детскую аудитория. Я говоря сейчас про авторские фильмы. Именно среди них можно часто встретить определенную цветокоррекцию, где главным цветом является серым. Он может выступать фоном, присутствовать к кадре в качестве объектов, либо быть определенным эффектом. И это полная противоположность тому, как авторские выглядели даже в том же начале 20 века, когда они пестрили разными красками, либо пытались использовать чисто голливудскую фишку контрастных тонов холодного и теплого.

Но почему же кинематографисты выбирают именно эту гамму? Причин несколько:

  • Модный цветокор. Да, в сферах искусств тоже существует мода.
  • Именно в последнее десятилетие стали снимать множество бытовых фильмах о жизни, показывая ее реализм и трагизм.
  • В фоне постсоветских городов много серого.
  • Целевой зритель предпочитает депрессивные фильмы чаще ярким и светлым.

Советвейв жив?

Сразу отвечу на вопрос - Да. Он не просто жив, но еще и набирает бешенную популярность. Но сначала, моя любимая справка:

Советвейв - это жанр электронной музыки, произошедший от синтвейва и появившийся на территории постсоветского пространства. Особенность жанра - стремление перенести слушателя в эпоху Советского союза. И зачастую для этого эффекта использую типичные для того времени синтезаторы и звуки.

Правда со временем Советвейв стал не только жанром электронной музыки, но и отдельным культурным феноменом. Ведь большое количество людей на постсоветском пространстве стали романтизировать эпоху СССР 50-80-х годов. И я сейчас говорю не про старшее поколение, которое с наслаждением вспоминает свою молодость. Среди поклонников этого направления очень много молодежи, которые родили уже после его распада и которые застали лишь обломки той эпохи и рассказы. Но при этом явно "ностальгирующие" по тому времени.

Ностальгию в данном контексте стоит рассматривать не как тоску по собственному прошлому. Это скорее можно описать термином Анемоя. Это состояние, при котором человек испытывает ностальгию по временам или местам, где никогда не был. Часто у таких людей может наблюдаться и Авеноир - навязчивое желание вернуть прошлое, либо намеренное окружение себя объектами из прошлого.

И да, сейчас многие могут вспомнить то, как за крайний год хайпанули некоторые вещи, сделанные в этой стилистике: например фильмы, игра, песни и куча каверов на советские хиты. (Пишите в комментариях, что вы узнали)

Вообще, этот жанр может принимать совершенно разные воплощения. Но суть его всегда будет в одном - показать жизнь в СССР в ярких красках. И поделится со зрителем или слушателем теплыми воспоминаниями о том времени. А еще лучше перенести его туда и вызвать Анемою. И это полная противиположность Думмеру. Хотя оба эти направления имеют общие корни:

  • ностальгию
  • желание уйти подальше от реальности
  • поиск вдохновения в окружающем мире
  • единое пространство возникновения
  • жанр родился в сети
  • жанр имеет связь с реальной жизнью

Отличия Думмера и Советвейва:

  • настроение
  • вера в будущее в Советвейве и депрессивная реальность в Думмере
  • основная цветовая палитра

Depo - Думмер наоборот

А сейчас пойдет речь об эстетике, которая не является такой мейнстримной. Но которая имеет место в сети. Ее часто называют светлым Думкором, либо ответвлением Совтвейва. Но я же не посмею отрицать ее особые черты:

  • В основе - элемент ностальгии по беззаботному детству или юности в СССР либо на постсоветском пространстве.
  • Визуальное решение имеет обилие ярких и светлых оттенков.
  • Визуал должен показывать обычную жизнь и ее окружающие вещи.
  • Видео должны иметь эффект старых VHS кассет, либо старой цифровой камеры.
  • Допускают браки пленки, кадра или записи звука.
  • Зачастую показываются те же пейзажи, что и в Думмере, но в свете дня и лучах солнца с яркой обработкой. (Можно сказать, что Depo - детство Деммера)

Это довольно молодое явление. Первые его предпосылки стали появляться как раз во время карантина 2020. И они являлись напоминанием о детстве и юности многих людей, которые выросли на постсоветском пространстве. Своего рода это местная версия эстетики Kidcore, которая основывается на детстве детей, выросших в других странах. Только если у них это детство ассоциируется с воздушными шариками, ТЦ, игровыми комнатами с горками и каруселями. То у нас это игры во дворе, местные железные действие площадки. Часто разбитые, но все равно веселые. Лето в деревне с походами на речку, побегами от гусей и горячими пирожками с капустой. Ну и конечно сладостями вроде хлеба с маслом и сахаром.

И именно эти воспоминания легли в основу данной эстетики. Наверняка вы встречали подобные картинки и особый стиль обработки в сети. Либо слушали спокойную, переносящую в детству музыку. Увы, пока эта эстетика только на находится на грани своего формирования. Поэтому ее можно встретить под разными названиями. Но я придерживаюсь мнения, что это именно Depo (По английски - остановка) ибо именно это слово лучше всего описывает замысел этой темы. Еще можно рядом с этим словом встретить числовые коды - Depo59, Depo95, Depo00 - все эти числа в конце указывают на год, который хочет вспомнить автор контента и перенести туда своего зрителя, чтобы рассказать ему свою историю детства. Либо передать свою анемою. Допускаю такой вариант для большей конкретики. Ибо Остановка правда может иметь совершенно разные временые промежутки.

Ностальгия - основной тренд 20-х годов 21 века

Феномен постсоветского искусства

Ностальгия - тренд. В 2023 году об этом можно говорить уже смело и без преувеличений. Если в 2020 во время карантина это явление только обретало свою форму и получало распространение из-за того, что большому количеству людей пришлось сидеть дома и искать романтику в простых вещах, которые его окружали. И тут как нельзя пришлась ностальгия по уже ушедшему, либо по тому, что окружало людей. Признаюсь честно, я и сама обратила на все вышеперечисленное свое внимание. Кроме Советвейва. Ибо писала его еще до мейнстрима. Хотя это и связано с моим увлечением ретро синтезаторами и изучением звучания прошлых эпох.

Особую роль тут безусловно внесли соц сети с короткими роликами, где показывали эдиты, либо фотографии под соответствующую музыку. именно они ярче всего предавали нужную атмосферу. Ну а потом пошло - поехало. Комьюнити этих всех вещей стали расти с бешенной популярностью. И вот теперь мы имеем, что имеем.

Феномен постсоветского искусства
2020
3 комментария

Обожаю такие фотки! Особенно панельки

2

Я сейчас заплачу...

2