Лилиту, Эрешкигаль и истинная история Великой подземной госпожи

Я узнал её сразу: витые рога, властный и надменный взгляд, пугающая красота демонической женщины. Узнал, как это сделали бы те, кто навсегда уходил в её Царство без возврата. Как это сделали ли бы создатели первой цивилизации нашего мира из Месопотамии.

Лилиту, Эрешкигаль и истинная история Великой подземной госпожи

Несомненно, передо мной была Владычица Иркаллы, мрачного подземного мира, где единственной едой или питьем была сухая пыль, передо мной была месопотамская богиня Эрешкигаль.

Это тем удивительнее, что у неё никогда не было имени, а её потенциальное изображение на знаменитом рельефе Царицы ночи возможно принадлежит демонессе злого ветра Лилиту или её сестре и сопернице великой богине Инанне.

Мы живём в мире культурного пессимизма и вторичности популярных идей и произведений. Почти каждый элемент сюжета или персонажи таких колоссов как "Властелин колец" профессора Толкина или "Игра престолов" Джорджа Мартина опираются или прямо заимствуют реальные исторические события или лучшие из старых сказок и мифов.

Такая же ситуация наблюдается и в цифровых игровых мирах, где отдыхают от реальности миллионы людей. Популярная игра "Диабло", в своей четвёртой инкарнации, также не стала исключением. Лицом и символом популярной многопользовательской ролевой игр от Blizzard Entertainment стал размытый в веках образ из Древнего Шумера возрастом около 5000 лет.

Эрешкигаль (также известная как Иркалла и Аллату) - месопотамская царица мертвых, правящая подземным миром. Ее имя переводится как "Великая подземная госпожа" или "Царица великого места". Она отвечала как за то, чтобы мертвые оставались в ее царстве, так и за то, чтобы живые не могли проникнуть в загробный мир и познать его тайны.

Слово "великая" применительно к ее царству следует понимать как обширная, а не исключительная, земля мертвых, которая, как считалось, находилась под Горами Заката на западе и была известна как Курнугия ("Земля невозврата") или как Иркалла или Аллату. Курнугия была огромным царством мрака под землей, где души умерших пили из грязных луж и ели пыль.

Эрешкигаль управляла этими душами из своего дворца Ганзир, расположенного у входа в подземный мир и охраняемого семью воротами, которые стерегла ее верная служанка Нети. Она управляла своим царством в одиночку до тех пор, пока бог войны Нергал (он же Эрра) не стал ее супругом и соправителем на шесть месяцев в году.

Эришкигаль - старшая сестра богини Инанны, наиболее известная по роли, которую она играет в знаменитой шумерской поэме "Сошествие Инанны" (ок. 1900-1600 гг. до н.э.). Ее первым мужем (и отцом бога Ниназу) был Великий Небесный Бык Гугалана, убитый героем Энкиду в "Эпосе о Гильгамеше".

Вторым ее мужем был бог Энлиль, от которого она родила сына Намтара, а от другого супруга была зачата дочь Нунгал (также известная как Манунгал) - божество подземного мира, карающее нечестивцев и связанное с исцелением и возмездием. Четвертым ее супругом стал Нергал, единственный из супругов, согласившийся остаться с ней в царстве мертвых.

Иконография Эрешкигаль не известна или, по крайней мере, не является общепринятой. Так называемый рельеф Берни (известный также как "Царица ночи", датируемый периодом правления Хаммурапи 1792-1750 гг. до н.э.) часто интерпретируется как изображение Эрешкигаль. На терракотовом рельефе изображена обнаженная женщина с устремленными вниз крыльями, стоящая на спинах двух львов и сопровождаемая совами. Она держит в руках символы власти, а под львами изображены горы. Такая иконография наводит на мысль об изображении Эрешкигаль, но ученые также интерпретируют это произведение как почитание Инанны или демона Лилит.

Рельеф "Царица ночи" и его реконструкция Британского музея
Рельеф "Царица ночи" и его реконструкция Британского музея

Артефакт, скорее всего, из последнего периода существования древнего шумерского города Гирсу, где были найдены глиняные бляшки начала II тысячелетия из обожженной глины с изображением той же женской фигуры, что свидетельствует о том, что этот рельеф был частью более широкой иконографии и, вероятно, не был уникальным. Можно добавить, что крупные скульптуры божеств и покровителей из обожженной глины были относительно распространены в Южной и Центральной Месопотамии.

Женщина носит рогатый головной убор, характерный для месопотамского божества, и держит в руках жезл и кольцо правосудия - символы ее божественности. Длинные разноцветные крылья свисают вниз, указывая на то, что она - богиня подземного мира. Ноги заканчиваются когтями хищной птицы, похожими на когти двух сов, стоящих по бокам от нее. Фон первоначально был окрашен в черный цвет, что говорит о том, что она ассоциируется с ночью. Она стоит на спинах двух львов, а рисунок чешуи указывает на горы.

Фигура может быть изображением месопотамской богини Иштар, богини сексуальной любви и войны; или её сестры и соперницы Иштар, богини Эрешкигаль, владычицы подземного мира; или демоницы Лилиту, известной в Библии под именем Лилит. Вероятно, табличка находилась в святилище. Та же богиня изображена на небольших грубых лепных бляшках из Вавилонии, изготовленных примерно в 1850-1750 гг. до н.э.

Термолюминесцентные исследования указывают, что рельеф "Царица ночи" был изготовлен между 1765 и 45 гг. до н.э. Анализ пигментов выявил широкое использование красной охры на теле главной женской фигуры. Вероятно, в качестве белого пигмента в некоторых местах использовался гипс. Темные участки на фоне содержат углерод, а не битум, как предполагалось ранее. Наиболее сильно это проявляется в нижней части бляшки, подчеркивая подземный мир, из которого появилась фигура.

Рельеф, возможно, попал в Англию еще в 1924 году, а в 1933 году был доставлен в Британский музей для научного исследования. После публикации в 1936 г. в газете "Иллюстрированные лондонские новости" он стал известен как рельеф Берни, по имени его тогдашнего владельца. До 2003 г. он находился в частных руках.

Хотя на рельефе, скорее всего, действительно изображена Эрешкигаль, и существуют другие подобные рельефы этой же фигуры с различными деталями, не удивительно, что в искусстве ее мало. Эрешкигаль была самым страшным божеством в месопотамском пантеоне, поскольку олицетворяла собой конечный пункт назначения, из которого нет возврата.

По месопотамским представлениям, создать изображение кого-либо или чего-либо означало привлечь внимание к этому объекту. Считалось, что в статуях богов живут сами боги, например, а изображения на цилиндрических печатях людей обладали свойствами магических амулетов. Таким образом, статуя или изображение Эрешкигаль должны были привлечь внимание царицы мертвых к ее создателю или владельцу, а это было нежелательно.

Впервые Эрешкигаль упоминается в шумерской поэме "Смерть Ур-Намму", которая относится к периоду правления царя Шульги из Ура (2029-1982 гг. до н.э.). Однако, несомненно, она была известна и раньше, скорее всего, в Аккадский период (2334-2218 гг. до н.э.). Ее аккадское имя Аллату может упоминаться на фрагментах, относящихся к периоду до правления Шульги.

Ко времени Старовавилонского периода (ок. 2000-1600 гг. до н.э.) Эрешкигаль была широко известна как царица мертвых, что подтверждает утверждение о том, что на рельефе "Царица ночи" времен правления Хаммурапи изображена именно она. Хотя позднее богини утратили свой статус, ранние свидетельства ясно показывают, что самые могущественные божества когда-то были женщинами.

Инанна (позднее Иштар у ассирийцев) была одним из самых популярных божеств и, возможно, вдохновила аналогичных богинь во многих других культурах, включая Сауску у хеттов, Астарту у финикийцев, Афродиту у греков, Венеру у римлян и, возможно, даже Исиду у египтян. Однако во всех этих культурах подземным миром управлял бог, а Эрешкигаль уникальна тем, что является единственным женским божеством, занимавшим эту должность даже после того, как боги вытеснили богинь, а Нергал был отдан ей в супруги.

Хотя Эрешкигаль боялись, ее также очень уважали. Поэма "Сошествие Инанны", не восхваляя соперницу Эрешкигаль - Инанну и не представляя ее как некий героический архетип, показывает сестру нашей героини эгоистичной и своекорыстной и, более того, заканчивается восхвалением Эрешкигаль, а не Инанны.

Инанна или Иштар часто изображается в месопотамской литературе как женщина, которая в основном думает только о себе и своих желаниях, часто в ущерб другим. В "Эпосе о Гильгамеше" герой отвергает ее сексуальные притязания и та посылает мужа своей сестры, Гугулана, Небесного Быка, разрушить царство Гильгамеша. После того как от разгула быка погибли сотни людей, его убивает Энкиду, друг и соратник Гильгамеша. Энкиду был осужден богами за убийство божества и приговорен к смерти, что и послужило толчком для Гильгамеша к поиску бессмертия. В истории о Гильгамеше Инанна думает только о себе, то же самое происходит и в "Сошествии Инанны".

Лилиту, Эрешкигаль и истинная история Великой подземной госпожи

В начале произведения рассказывается о том, как Инанна решает отправиться в подземный мир, чтобы присутствовать на похоронах Гугуланы, смерть которой она принесла, и подробно описывается, как с ней обращаются по прибытии. Эрешкигаль не рада, что ее коварная сестра находится у ворот, и поручает Нети заставить богиню страсти и раздора снять с себя различные магические предметы одежды и украшения у каждых из семи ворот, прежде чем впустить в тронный зал. Когда Инанна предстает перед Эрешкигаль обнаженной, судьи царства мёртвых выносят ей приговор, Эрешкигаль убивает сестру и вешает ее труп на стену.

Только благодаря хитрости Инанны, заранее подсказавшей своему слуге Ниншубуру, что нужно делать, и умению Ниншубура убеждать богов, Инанна воскресает. Но и в этом случае супруг Инанны Думузи и его сестра должны занять ее место в подземном мире, поскольку это земля невозврата, и ни одна душа не может вернуться, не найдя себе замены.

Главной героиней произведения является не Инанна, а Эрешкигаль. Царица действует по решению своих советников судей-аннунов, которые признают, что Инанна виновна в смерти Гугуланы. Текст гласит:

Аннуна, судьи подземного мира, окружили ее
Они вынесли ей приговор
Тогда Эрешкигаль наложила на Инанну глаз смерти
Она произнесла против нее слово гнева
Она произнесла против нее крик вины
Она ударила ее
Инанна превратилась в труп
В кусок гниющего мяса
И была повешена на крюк на стене

Инанну судят и казнят за ее преступление против убитого мужа подземной госпожи, но она, очевидно, предвидела такую возможность и оставила инструкции своему слуге Ниншубуру. После трех дней и трех ночей ожидания Инанны Ниншубур, следуя велению богини, обращается за помощью к отцу Инанны богу Энки и получает двух демонов галла , которые должны помочь ей вернуть Инанну на землю. Галлы входят в подземный мир "как мухи" и, следуя указаниям Энки, добираются до Эрешкигаль. Царица мертвых предстает перед нами в бедственном положении:

На ее теле не было одежды
Груди ее были открыты
Волосы ее вились вокруг головы, как лук-порей

Поэма продолжает описывать, как царица испытывает родовые муки. Галлы сочувствуют и помогают роженице, и она в благодарность преподносит им любой дар, который они попросят. По приказу Энки галла отвечают: "Мы желаем только труп, который висит на крюке на стене", и Эрешкигаль отдает его им. Галлы оживляют Инанну пищей и водой жизни, и она восстает из мертвых.

Эрешкигаль глазами Джейсона Энгла
Эрешкигаль глазами Джейсона Энгла

Именно в этот момент, после того как Инанна уходит и ей возвращают все, что Нети забрал у нее в семи вратах, необходимо найти другого человека на место Инанны. Инанна выбирает заместителем своего мужа Думузи, а его сестра Гештинанна добровольно соглашается пойти с ним. Думузи останется в мрачном подземном мире на шесть месяцев, Гештинанна - на остальные шесть, а Инанна, из-за которой, собственно, и возникли все проблемы, отправится по своим делам!

Поэма "Сошествие Инанны" могла бы найти такой же отклик у древней аудитории, как и сегодня, если понять, кто же на самом деле является ее центральным персонажем. Поэма заканчивается строками:

Святая Эрешкигаль! Велика твоя слава!
Святая Эрешкигаль! Я пою тебе хвалу!

Эрешкигаль выбрана в качестве главного героя произведения из-за ее положения грозной царицы мертвых, а послание поэмы связано с несправедливостью: если такой могущественной богине, как Эрешкигаль, отказано в справедливости и она может вынести это, то это может сделать и каждый, кто читает или слышит эту поэму.

Эрешкигаль единолично правит своим царством до тех пор, пока бог войны Нергал не становится ее супругом. По одной из версий, Нергал соблазняет царицу во время посещения подземного мира, покидает ее после семи дней любовных утех, но затем возвращается и остается с ней на шесть месяцев в году.

Версии этой истории были найдены в Египте (среди писем Амарны) в XV веке до н.э. и в Султантепе, на месте древнего ассирийского города, в VII веке до н.э.; но самая известная версия, относящаяся к нововавилонскому периоду (ок. 626-539 гг. до н.э.), гласит, что Энки манипулирует событиями, которые отправляют Нергала в подземный мир в качестве супруга царицы мертвых.

Персонаж знаменитой компьютерной ролевой игры Planescape: Torment
Персонаж знаменитой компьютерной ролевой игры Planescape: Torment

Однажды боги приготовили большой пир, на который были приглашены все желающие. Однако Эрешкигаль не смогла присутствовать, так как не могла покинуть подземный мир, а боги не могли спуститься туда, чтобы устроить свой пир, так как после этого они не смогли бы выйти. Тогда бог Энки послал Эрешкигаль с просьбой прислать слугу, который бы забрал ее долю с пира, и она послала своего сына Намтара.

Когда Намтар прибыл в пиршественный зал богов, все они, кроме бога войны Нергала, встали из уважения к его матери. Намтар был оскорблен, но Энки велел ему просто вернуться в подземный мир и рассказать матери о случившемся. Когда Эрешкигаль узнала о неуважении Нергала, она велела Намтару отправить Энки послание с требованием прислать Нергала, чтобы она могла убить его.

Боги рассматривают эту просьбу, признают ее законность, и Нергалу сообщают, что он должен отправиться в подземный мир. Энки, конечно, предвидел, что так будет, и предоставил Нергалу 14 демонов-сопровождающих, которые должны были помочь ему у каждых из семи ворот подземного мира. Когда Нергал прибывает, о его присутствии сообщает Нети, а Намтар говорит матери, что пришел бог, который оскорбил её. Эрешкигаль отдает приказ пропустить его через каждые из семи ворот, которые затем должны быть заперты за ним, и она убьет его, когда он достигнет тронного зала.

Однако, пройдя через каждые ворота, Нергал выставляет двух своих демонов, чтобы они оставались открытыми, и проходит в тронный зал, где одолевает Намтара и валит Эрешкигаль на пол. Он поднимает топор, чтобы отрубить ей голову, но она умоляет его пощадить ее, обещая стать его женой, если он согласится и разделит с ним свою силу. Нергал соглашается и, кажется, сожалеет о содеянном. Поэма заканчивается поцелуем и обещанием, что они останутся вместе.

Поскольку Нергал часто создавал проблемы на земле, выходя из себя и устраивая войны и раздоры, было высказано предположение, что Энки организовал весь этот сценарий, чтобы убрать его с дороги. Однако война была признана частью человеческой жизни, и поэтому Нергал не мог оставаться в подземном мире постоянно, а должен был возвращаться на поверхность на шесть месяцев в году. Поскольку он выставил у ворот своих демонов, прибыл по собственной воле и был приглашен царицей остаться в качестве супруга, Нергал мог уйти, не подыскивая себе замену.

Как и в "Сошествии Инанны", символика "Брака Эрешкигаль и Нергала"затрагивает те же темы, что и греческая история о богине природы и щедрости Деметре и ее дочери Персефоне, похищенной Аидом. В греческой сказке Персефона, съев плод мёртвых, должна была провести полгода в подземном мире вместе с Аидом, и все это время Деметра оплакивала потерю дочери.

Эта история объясняет смену времен года: когда Деметра и Персефона были вместе, мир цвел, а когда Персефона возвращалась в подземный мир, ничего не росло и земля была холодной. Сошествие Инанны прямо соответствует этому, а "Брак Эрешкигаль и Нергала" объясняет сезоны войны, поскольку конфликты велись только в определенное время года.

Лилиту, Эрешкигаль и истинная история Великой подземной госпожи

Плакетки с изображением неопределённого божества. Явно прослеживается последующий образ демоницы Лилит и суккубов. Очевидно, что последователи плохо понимали изначальную иконографию и посчитали головной убор - рогатую корону - как собственно рога на голове.

Южный Ирак, Древняя Месопотамия, ок. 1750 года до н.э.,
обожженная глина, Британский музей.

В молитвах и ритуалах Эрешкигаль всегда предстает как грозная богиня, обладающая огромной силой, но в сказаниях она часто выступает в роли той, кто прощает несправедливость или ошибку ради общего блага. В этой роли она побуждала к благочестию людей, которые должны были следовать ее примеру в своей жизни. Если Эрешкигаль могла терпеть несправедливость и продолжать выполнять свои обязанности в соответствии с волей богов, то и люди должны поступать так же.

Дальнейшее значение Эрешкигаль как правительницы подземного мира заключалось в том, что она удерживала мертвых в том царстве, где они должны были находиться. Семь ворот подземного мира были построены как для того, чтобы не пускать туда живых, так и для того, чтобы не пускать туда всех, кому там место.

Вокруг Эрешкигаль вырос культ мертвых, чтобы почитать тех, кто перешел в ее царство, и продолжать помнить и заботиться о них. Поскольку у мертвых не было ничего, кроме мутной воды для питья и пыли для еды, на могилы клали еду и лили свежую воду, которая, как считалось, просачивалась в рот усопшего.

Слезы живых утешали умерших, а их причитания и причитания - утешали их. Для удовлетворения жажды мертвых эти подношения иногда совершали жрецы, посвятившие свою жизнь культу мертвых, а родственники умерших часто привлекали их для произнесения заклинаний, которые должны были улучшить участь мертвых в страшном царстве Эрешкигаль. Главной целью всех этих благочестивых действий было благо умерших, но под всем этим скрывалось горячее желание живых удержать мертвых в подземном мире. Живые боялись, что мертвые вернутся в этот мир, и нужно было любой ценой избежать этого бедствия.

Эрешкигаль, как и все боги Месопотамии, поддерживала порядок и противостояла силам хаоса. Души, покинувшие мир живых, не должны были возвращаться, и Эрешкигаль следила за тем, чтобы они оставались там, где им положено быть. Если призрак возвращался, чтобы преследовать живых, если только это не был беспокойный беглец, которому удалось ускользнуть из Иркаллы, можно было быть уверенным, что это произошло по веской причине и с разрешения Эрешкигаль.

Персонаж знаменитой компьютерной ролевой игры Planescape: Torment
Персонаж знаменитой компьютерной ролевой игры Planescape: Torment

Как и в других культурах, основными причинами появления призраков были неправильное погребение умерших, пренебрежение ежедневными ритуалами поминовения, а также безнаказанные злодеяния. Как царица и хранительница мертвых, Эрешкигаль служила для живых мощным напоминанием о необходимости соблюдать в своей жизни соответствующие обряды и ритуалы, действовать в интересах своего ближайшего окружения и общества в целом.

В самом начале повествования мы упомянули знаменитый рельеф Берни, как возможное изображение демоницы Лилиту. Но кто она такая и как связана с современными представлениями о скрываемой правде о настоящей праматери человечества.

Лилит - интереснейшая фигура в мифологии, оказавшая значительное влияние на различные аспекты культуры.

В месопотамской мифологии она считалась женским демоном или духом, связанным с ночью - лилиту (это не имя собственное). Лилиту множество, они окружают людей и настроены враждебно. Демоницы (были и мужские версии - лили) впервые появляется в древнешумерском эпосе "Гильгамеш и дерево Хулуппу". Этот эпос, первоначально известный под названием "Иннана и дерево Хулуппу", датируется 2000 годом до н.э.

Очевидно гораздо более древние стихи были записаны на нескольких табличках и объединены в большую поэму. Некоторые таблички сохранились до наших дней на аккадском, хурритском и хеттском языках.

Здесь дьявольское создание лилиту (злого ветра) строит дом посреди мирового древа Хулуппу, посаженного у реки Евфрат во времена Творения. Это дерево оказалось в саду Иннаны. К лилиту присоединяются дракон, который устраивает свое гнездо у основания дерева. Могучий герой Гильгамеш своим огромным бронзовым топором убивает дракона. Лилита, охваченная страхом, разрушает свой дом и бежит в пустошь.

Следующие 2500 лет образы женских богинь и демониц меняются и переплетаются между собой, чётко сохраняя атрибуты месопотамского сверхъестественного создания: божественная рогатая корона, крылья и когти (опционально). В таком виде Лилит (уже как имя) становиться частью древнееврейской мифологии.

Лилиту, Эрешкигаль и истинная история Великой подземной госпожи

В 597 году до н.э. царь Нововавилонского царства Набу-кудурри-уцур (Навуходоносор II) подавил восстание иудеев и насильно переселил часть из них в Месопотамию. Это стало очень важным моментом для будущего. Иудеи окунулись в очень влиятельную и древнюю культуру и заимствовали, по мере понимания, сложные идеи, концепции и образы. Те, в свою очередь, послужили основанием для последующего еврейского монотеизма и современного христианства.

Лилит упоминается в Ветхом завете, Свитках мёртвого моря, Вавилонском Талмуде (у нее длинные волосы, она крылата и нападает на одинокого спящего). В тексте 900 г. н.э. под названием «Алфавит Бен-Сира» Лилит прямо называют первой женщиной Адама и матерью сотен их детей. Поскольку Адам и Лилит созданы из земли одновременно, то Лилит заявляет свои права на равенство везде, включая интимную жизнь.

Адам не согласен с этим и после очередной ссоры Лилит похищает "настоящее имя Бога" и бежит к Красному морю. Она отказывается подчинятся посланным за нею ангелам и теперь обречена охотиться и пожирать маленьких детей, потомков их союза с Адамом.

Дальнейшее переосмысление образа Лилит было всё более фантасмагорическим и противоречивым. История и характер Лилит упоминались и адаптировались в различных формах популярной культуры.

Древняя мифологическая фигура могущественной, опасной, но пленяющей женщины продолжает пленять и вдохновлять художников, писателей и творцов современной культуры.

МАТЕРИАЛ ИЗ ЖУРНАЛА HISTORIA MAXIMUM ПРИ ДРУЖЕСКОЙ ПОДДЕРКЕ FUNPAY

4040
10 комментариев
500 ₽

Кто-то скажет, что ты почитаешь Дьявола. Они глупы. Они не ведают, что ты делаешь, и для чего. В Новом Эдеме нет Дьявола. Есть лишь Бог. И мы, Фонд Поддержки Сладких Булочек, несущий Слово Его по просторам интернет-сети. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…Мы благодарим тебя за твою работу во благо процветания сайта. Вместе - мы едины.

1
Ответить

А можете добавить теги в конце статьи #лонг #истории

1
Ответить

Готово!

1
Ответить

Это мы добавляем в закладки и читаем когда-нибудь.

1
Ответить

Ну и это, @Якорь, чем это не #якорь ?

Ответить