Насколько действительно разнообразен жанр jRPG

Старые японские ролёвки куда многограннее, чем может показаться на первый взгляд! Может быть, там даже есть геймплей?

Насколько действительно разнообразен жанр jRPG

Знаете, в жизни каждого взрослого и самостоятельного мужчины за 30 однажды вдруг может настать такой день, когда никто не компостирует мозг. Друзья забыли про тебя, жена не пилит, а срочных дел по дому пока не накопилось — идеальный момент для того, чтобы сделать что-то действительно полезное! Например, выйти на охоту за дешёвым дофамином и загубить свою душу какой-нибудь заплесневелой игрушкой из списка запланированного.

Rise and Shine, новый дефолтный спаситель мира
Rise and Shine, новый дефолтный спаситель мира

И тут давайте проведём такой эксперимент. Допустим, я собираюсь нырнуть в приключение на добрые десятки часов, на протяжении которых спинной мозг годится только в качестве подставки для головы. В общем, сегодня я стану адвокатом старых ролевух и попытаюсь каким-то образом убедить вас в том, что они заслуживают внимания куда больше, чем о них принято думать. И уж точно они станут для вас наилучшим и наиболее уверенным кандидатом слить впустую время и забыться в объятьях блаженного эскапизма.

Выбор досуга на вечер
Выбор досуга на вечер

Трудность ориентирования в море jRPG в том, что это квазижанр, надстроенный поверх другого жанра и получивший региональное «клеймо». Ну знаете, как в случае с еврошмапами и польскими шутерами, только без настолько же негативной коннотации. История jRPG проговаривалась уже тысячи раз, так что максимально вкратце: сначала был Dragon Quest от Chunsoft и Enix, а до них был Black Onyx от японских гайдзинов Bullet-Proof Software, а ещё раньше свои эксперименты творила Falcom, которая, будучи импортёром техники Apple, по роду деятельности сталкивалась с самыми новомодными штучками западного игростроя, в том числе и с Wizardry и Ultima.

Насколько действительно разнообразен жанр jRPG

То, что берётся районный отпрыск, шедший своей тропинкой и непонятно куда пришедший, не делает работу проще. В лобовом противостоянии любой другой более ходовой жанр задавит не качеством, так количеством (особенно если учесть, что процесс создания и последующей локализации одной jRPG в эпоху технологического бума мог занять до трети жизненного цикла консоли), потому попробуем разобрать на составляющие типичные хотелки человека, который в свободный день не смог придумать ничего лучше, кроме как в игрушечки играть.

Челлендж

Насколько действительно разнообразен жанр jRPG

Ну, тут охота пошутить той самой картинкой про «Yoo this gameplay is fire!» Но, во-первых! Любой, кто застал чуть более ранние японские ролевые игры относительно распространённых (хотя бы конца 80-х и начала 90-х), знает, что случайные сражения могут вызывать не только скуку, но и парализующее чувство страха. В той же Final Fantasy II достаточно бывало зайти не туда, и тебе таких лещей отвешивали, что ожидание каждого следующего боя проверяло психику на прочность.

Один раз я её прошёл. Больше не хочу. 
Один раз я её прошёл. Больше не хочу. 

Да и просто проползти по сюжету тоже не всегда получалось без потерь для нервных клеток, поскольку в любой момент разматывать начать могли даже рядовые болванчики. В такие моменты не всегда становилось очевидно: «а хватит ли мне вообще расходников для того, чтобы пережить этот данж?» И если вдруг не хватало, приходилось откатываться к предыдущему сохранению, которое могло быть сделано чëрт-те когда.

EarthBound Beginnings умел взбодрить
EarthBound Beginnings умел взбодрить

Во-вторых, в поисках спинномозговых приключений необязательно лезть в доисторическую дичь с тамошней кривой и несбалансированной сложностью. Благо жанр не стоит… Не стоял на месте и периодически вворачивал в известные механики элементы из других жанров. Обычно это какие-то QTE-секции, когда в момент атаки или перед ней надо вовремя что-то нажать. Такие дополнения бодрят и не дают заскучать посреди однотипных сражений.

Но что может быть лучше jRPG c элементами экшн-игр? Action jRPG! Конечно, иногда от ролевых игр в них остаётся одно лишь название (как будто в jRPG от RPG не одно название!), но и среди них можно найти достойную разминку для пальцев, не забывающую о своих корнях.

Чилл

Для желающих просто расслабиться в цифровом пространстве за каким-нибудь необязательным досугом, где «важна не цель, важен путь», сгодится почти любая jRPG из категории «ещё не совсем окаменелость», благо за пределами сражений в них происходит очень мало геймплейной активности. Знай себе броди по городам и сёлам: однотипным или живописным, в зависимости от игры, — болтай с неписями и всячески погружайся в созданный авторами мир со всеми его условностями и бюджетными ограничениями.

Насколько действительно разнообразен жанр jRPG

И хотя любой симулятор жизни сейчас с лёгкостью уделает jRPG в плане наполненности расслабляющим досугом, а какие-нибудь крупные песочницы даже проходить не надо, чтобы в них жить, но влияние жанра за последние годы распространилось так далеко, что порой встречаются крайне примечательные гибриды.

Известный спин-офф Harvest Moon под названием Rune Factory как раз избрала такой путь, совместив концепцию симулятора жизни с RPG-элементами. Но это развлечение для тех, кому нравится не играть, а жить в играх, что, к сожалению, проходит совершенно мимо меня.

Да и не все жанры могут похвастаться таким же «тактильным» взаимодействием с миром, потому что не всегда видят в нём надобность. Больше всего этим отличаются 2D-сайдскроллеры и прочие пиксельные солслайки. Как ни расширяй границы их выразительности, они всё равно так или иначе будут состоять из двух слоёв: передний слой геймплея и фоновая декорация. В jRPG хотя бы иллюзию этой жизни получаешь через диалоги (в 99% случаев монологи) с местными жителями.

Разнообразие игровых ситуаций

Ну тут я даже не знаю. Геймплейное разнообразие — кладбище множества сломанных копий дискуссий на тему того, какие игры топчик, а какие — так себе. Кому-то лучше, когда игра не парит сюжетом и даёт расслабиться. Кому-то нафиг не упёрлось это ваше дедушкино расслабление — ему хардкор подавай. Но если поражение в экшн-играх до поры до времени бодрит и подстёгивает стараться лучше, то в jRPG «гейм овер» зачастую приводит к крайне мучительному откату прогресса, нередко вынуждающему ещё и пересматривать уже просмотренные заставки или диалоги. Хотя, последним в какой-то момент многие жанры грешить начали…

Впрочем, разработчики всë-таки иногда старались сгладить эту стартовую однообразность. Не получается что-то? Попробуй поиграть другим персонажем, попробуй другое оружие. Экспериментируй. А что у японских ролевух с их махровой линейностью? Тут квазижанру определённо недостаёт стартовой вариативности бати CRPG, даже если эта вариативность была чисто номинальной или, ещё хуже, могла завести в тупик. Начать заново платформер, который от края до края проходится за час, — это одно, но осознать, что ты всрал прокачку персонажа и сделал свою цифровую жизнь невыносимой, и теперь надо начинать ВСЁ приключение заново — совсем другой сорт боли.

Насколько действительно разнообразен жанр jRPG

Но и без бати отдельно стоящие jRPG способны предложить впечатляющих масштабов разнообразие. Да взять тех же, прости Господи, покемонов — их сейчас уже столько напридумывали, что за всю жизнь не испробуешь в бою каждую конфигурацию подопечных. В этот же котëл падают и партийные jRPG с одуревшим количеством персонажей, вроде Chrono Cross или Suikoden. С кем пойдëте мировое зло бить — зависит исключительно от вас. И если зло вдруг почему-то не бьëтся, то повод задуматься над оптимизацией отряда.

Насколько действительно разнообразен жанр jRPG

Некоторую стартовую вариативность способна предложить Live a Live — в ней вообще даётся выбор из семи бессвязных историй. Какую хотите — в ту и погружайтесь! Особо бесстрашным могу посоветовать нырнуть в жанр роуглайков… Но не тех, которые выходят сейчас под этой биркой, а настоящих роуглайков вроде консольного Torneko the Last Hope.

К тому же интересные новые механики обнаруживаются и по ходу основного прохождения тех или иных jRPG. К слову о «рогаликах». В Lufia II: Rise of Sinistrals, например, разработчики Neverland реализовали целое роуглайк-подземелье на сто этажей, куда братва спускается без экипировки, без прокачки и вынуждена выгрызать из каждой вражины опыт и штаны насильно. Серия Final Fantasy уже давно прочно ассоциируется с карточными играми. И неспроста! Не зря же восьмую часть можно пройти без прокачки, просто занимаясь коллекционированием и переплавкой карт.

Тактические jRPG вообще порой превращаются в настоящий конструктор возможностей. Да, Final Fantasy Tactics и Tactics Ogre известны даже мёртвым, но можно ведь вспомнить и менее именитые сокровища! Например, Dark Wizard с четырьмя полноценными кампаниями, захватом городов, наймом войск, призывом существ и возможностью сходить в бар и бахнуть вискаря для храбрости. Игра настолько комплексная, что не одна попытка уйдёт на то, чтобы притереться к этому чудовищу.

Ну и раз мы почти коснулись пересечения jRPG и стратегии, занырнём туда по полной с игрой Dragon Force. Восемь кампаний на выбор и невероятная по тогдашним меркам оживлённость мира — задел на многочасовой заплыв с редкими перерывами на сон.

Ставьте пикачу, если хотите видеть лонг об этой игре! Или ставьте попкорн, если интересно почитать про Dragon Force!
Ставьте пикачу, если хотите видеть лонг об этой игре! Или ставьте попкорн, если интересно почитать про Dragon Force!

Разнообразие внутри жанра

Тоже, казалось бы, очевидный провал jRPG. Они же все друг на друга похожи: меняются декорации, спрайты и сюжетные замуты, а суть всегда одна. Прошел штук пять самых известных представителей жанра, убил в конце каждой по богу — и знаешь о жанре всё… Так же думал и я, пока не начал рыть вглубь. Конечно, одному региональному отростку бессмысленно тягаться со всем историческим бекграундом целых жанров и их производных, но и даже без помощи CRPG-бати японские ролёвки способны предложить впечатляющее разнообразие идей и жанровых гибридов.

Yooo this gameplay is actually fire!
Yooo this gameplay is actually fire!

Вот много ли вы слышали об исконно компьютерных jRPG? Серии Lunatic Dawn, например. А это ведь тоже очень оригинальное представление о том, куда жанр мог бы развиваться в будущем. В 90-е у всех вообще как будто бошки посносило, и начались совсем уж дикие эксперименты с тем, как бы так разбавить закостеневшие механики жанра, чтобы развитие jRPG поспевало за тогдашним технологическим бумом, а в некоторых особо исключительных случаях его обгоняло.

Описать Legend of Mana в двух словах невозможно, — но <a href="https://dtf.ru/games/773257-krasivaya-skazka-o-lyubvi-obzor-originalnoi-legend-of-mana" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">есть обзор</a>!
Описать Legend of Mana в двух словах невозможно, — но есть обзор!

Одна только Square умудрилась придумать: кооперативную Action RPG Secret of Mana, гибрид jRPG и гонки Racing Lagoon, jRPG с механикой рисования собственных заклинаний Treasures of Rudra (я не шучу — в ней буквально можно магически обматерить всё локальное зло!), сборник короткометражных jRPG а-ля «Любовь смерть и роботы» под названием Live a Live. Уже упомянутая компания Neverland после своего jRPG-дебюта Lufia and The Fortress of Doom тоже поняла, что на прямом копировании механик Dragon Quest далеко не уедешь, и в приквеле соединила идеи jRPG и игр-головоломок.

Насколько действительно разнообразен жанр jRPG

Но на этом Neverland не остановилась и под самый закат 16-битной эры выдала ещё две экспериментальных jRPG: Energy Breaker и Chaos Seed. И если первая смешивала элементы jRPG и тактических RPG в изометрии, то Chaos Seed пошёл ещё дальше и смешал Action RPG, роуглайки, стратегии и экономические симуляторы. Надоело фентези? Есть много «городских» jRPG: хоть Персоны, хоть трилогия Earthbound. Даже SEGA понимала, что закостеневшие шаблоны жанра надо ломать, и выдала городскую jRPG-пародию Rent-a-Hero, получившую впоследствии ремейк на Dreamcast. Но это так, особо радикальные случаи.

Замороченный сверх меры Chaos Seed
Замороченный сверх меры Chaos Seed

jRPG проникли даже в двумерные платформеры. Казалось бы, как можно уравнять два столь непохожих друг на друга жанра? Ведь в одном ты преодолеваешь козни левелдизайна и линейно тащишь своего протеже от этапа к этапу, а в другом — прокачиваешь персонажа или целую группу доброхотов, собираешь экипировку и ищешь триггеры продвижения по сюжету, сокрытые за тоннами сценарного балабольства. И тут — хоба! — на помощь приходят метроидвании, сумевшие объединить необъединимое и поместить в одну оболочку как платформенные механики с преодолением препятствий, так и прокачку из RPG на пару с менеджментом карманов своего подопечного.

И хотя родоначальником метроидваний принято называть Symphony of Night, эксперименты по скрещиванию двумерной прыгучести и RPG-механик проводились и раньше. Например, уже известной нам Falcom, которая сначала попробовала перенести в 2D свою флагманскую серию Ys, а после создала потрясающе очаровательную Popful Mail про охочую до всех сокровищ этого мира эльфийку. Но это так, лирическое отступление, благо сейчас этих самых метроидваний расплодилось столько, что подобрать что-то под свои предпочтения проблем вообще не составит.

DIE MONSTER
DIE MONSTER

Но пора уже подводить итоги. Убедить в том, что винтажные jRPG действительно могут представлять интерес для самой широкой прослойки геймеров, у меня не получилось даже самого себя, но, надеюсь, мне удалось хоть немного развеять миф о том, что в жанре нет никакого разнообразия. Даже будучи региональным отпрыском куда большего жанра, японские ролевые игры за 40 с небольшим лет своего существования активно развивались, успели недолго побыть в авангарде игровой индустрии и пережить продолжительный застой. Сейчас наследие жанра особенно активно воодушевляет разработчиков со всего света делать подражателей, которые иной раз оказываются не хуже своих вдохновителей. Как минимум, с потребностью с эскапизме jRPG справляются всё ещё достаточно хорошо.

Насколько действительно разнообразен жанр jRPG
119119
1414
66
33
33
22
11
11
11
205 комментариев

Помочь сохранить DTF как ресурс про игры можно не только приятным словом, но и чеканной монетой!
💎 https://boosty.to/what_used_to_be

14
2

Имхо пока большая часть западных игр придумывала новый геймплей, жрпг насиловали труп боевой системы визардри, ограничиваясь минимальными изменениями из-за чего получаем игры а-ля метафора которая смотрится очень бедно на фоне бг3 или того же rogue trader

38
6

Это получают любители одной лишь попсы и геймплейного застоя Атлуса. Есть еще дохуя jRPG.

11
1

нет в жрпг довольно много вариантов геймплея, проблема в сериях типа драгон квеста или стар оушена, где шаг вправо,, шаг влево - расстрел, так как фанаты сразу плакать начинают от изменений, поэтому мне всегда намного больше нравилась финалка

4

Final Fantasy бьёт по лицу за такие комменты=) Там уже раз 6 боевые системы и прокачку меняли. Romancing Saga тоже со своими фишками. За Tales of конечно надо упомянуть.

2

С 1994 по 2000 был период высшей изобретательности JRPG. Потом дооолгий застой. Не удивлюсь, если к возврату к классике привёл взрывной успех дорогущей рекламы FFVII.

1

На фоне бг3, у которого геймплей 30летней давности? А ты смешной