Первый опыт и впечатления от Unreal Engine 4

Evening, lads! Под конец года я хочу вам вкратце рассказать о своём начальном опыте познания троп Unreal Engine 4, его инструментария, и о том, чему можно самостоятельно и спокойно научиться делать в нём за три месяца.

Начну сразу с демонстрации:

Для контекста

Сразу уточню – я всё делал на Blueprints и к написанию кода на Си не прикасался. У меня уже есть опыт как в разработке игр (участвовал в трёх проектах на Unity), так и двух лет программирования на С++, но в этом учебном проекте решил сосредоточиться на изучении частично или полностью нового – в создании игровых механик (ранее в играх в основном занимался ИИ), в инструментарии (движок и аспекты игры); и иной вид программирования (графический BP, вместо классического кодинга).

Также, до начала работы у меня уже было видение и концепции игры (роуглайк FPS с упором на динамичные бои, передвижение и скиллы), которая может из этого прототипа вырасти, и механик, которые я хотел создать – их было на полноценные полторы-две игры, так что пришлось выбирать и сосредоточиться лишь на главных (так, например, совершенно не заморачивался с перезарядкой стволов).

Какие темы в итоге затронул:

- Использование проекта-шаблона (FPS шутер) и его настройки, а также готовых ассетов (материалы, модели, анимации);

- Inputs (клавиши управления и действий);

- Базовый ИИ – его настройка, навигация и поведение;

- Программирование актёров, их компонентов и их динамичное изменение;

- Создание актёров-снарядов (Projectile) и их взаимодействие;

- Программирование уровня и “game mode”;

- Функционал взаимодействия игрока и интерактивных объектов;

- Создание и программирование HUD и виджетов;

- Создание материалов, использование их экземпляров и работа с координатами;

- Использование многослойных (Layered) материалов;

- Система частиц (Cascade);

- Создание статичных мешей с помощью Geometry brush;

- Основы работы с освещением;

- Настройки импорта в UE изображений (текстур);

- Особенности ООП в Blueprints UE4;

- Рабата со структурами, таблицами и перечислениями;

- Изменение параметров материалов и систем частиц с помощью кода.

Теперь уже перейду к тому, что конкретно сделал.

По контроллеру игрока, шаблону и что не трогал

Для базы своего проекта я использовать шаблон ‘FPS Shooter’ входящий в UE4 и должен сказать, что был приятно удивлён качеством контроллера персонажа игрока и глубиной его настройки. Например, ещё до начала работы я знал, что хочу сделать функционал двойного и более прыжков – и хотя в итоге мною было это реализовано, но это оказалось ненужным, так как в шаблоне уже был параметр с количеством этих самых прыжков, а также возможность настройки перемещения в воздухе и его силы, скорости торможения, силы эффекта гравитации (не путать с весом актёра) и так далее.

Но что добавил в передвижение игрока, так это рывки – о них напишу отдельно.Кроме этого, добавил в проект готовые базовые ассеты (материалы, меши) и шаблон ‘3dr Person Shooter’ (нужен был готовый актёр-манекен для врагов).

Geometry brush и его карты

Довольно любопытный инструмент для создания простой геометрии, отличный вариант для построения временного игрового уровня. Я опробовал все основные функции, сделал несколько статичных мешей, в том числе для ”сундука”. Однако, для создания чего-то более серьёзного, вроде мешей оружия, он уже не так хорошо подходит, например, в нём не хватает возможности глубокой настройки UV карты (только позиция, масштабирование и “перспективная стыковка”, которая делает то, что вы хотите только при создании элемента уровня). Так пробовал создать полый цилиндр – с геометрией никаких проблем не было, а вот нормально настроить эту самую карту (да, только одну) возможности нет.

(меши что сделал, парочку даже не использовал)
(меши что сделал, парочку даже не использовал)
(цилиндрические проблемы)
(цилиндрические проблемы)

Система частиц

Теперь перехожу уже к более интересным и объёмным темам. Система частиц, материалы и “data staff” – это то, что я активно использовал во многих частях проекта. Например, частицы у меня используются в:

  • Эффектах у закрытых сундуков;
  • Эффектах при использовании скиллов (в частности – взрывов);

Как уже писал, я использовал старую (но ещё актуальную) встроенную систему Cascade, к которой у меня почти не было претензий или желания большего. Она достаточно понятная и функциональная, особенно благодаря многослойности (разные эффекты в одной системе), взаимодействию с материалами через специальные входные данные, возможности изменения параметров через код или кривые.

Материалы и текстуры

Самое большое количество времени в этом проекте мною было потрачено на визуальный кодинг, второе – материалы. Впервые занимаюсь ими и был очень приятно удивлён функционалу, понятности (большинства) и тому, что ты можешь сделать с их помощью – от простого наложения текстуры с настройкой цвета или контрастности до полноценного изменения геометрии и симуляции жидкостей (эти два я, правда, не пробовал, но когда-нибудь!), при этом ещё и с возможностью делать это разными слоями (имею в виду систему Layered Matereals, про неё будет дальше).

Первый опыт и впечатления от Unreal Engine 4

Конечно, не все материалы, что мною были сделаны, основаны на генерации - я создал некоторые текстуры и иконки (созданные в PS изображения с разными настройками импорта):

Первый опыт и впечатления от Unreal Engine 4

А также несколько “кистей” для UI виджетов (brushes; большинство, правда, в итоге так и не использовал):

Первый опыт и впечатления от Unreal Engine 4

Отдельно хочу отметить систему многослойных материалов, так как работа с ними отличается от обычных, например, вместо одного ассета-материала, используются:

- Layered Material – материал конкретного слоя или фона (Background);

- Material Layer Blend – отвечает за формат наложения/слияния слоя, где он выбран с предыдущим слоем или фоном;

- Материал-база, в котором присутствует компонент для использования этой системы и включает в себя базовые настройки.

Кроме этого отличается и синтаксис для динамичного изменения параметров этих материалов, документации и примеров чего я почти не нашёл, так что пришлось разбираться самостоятельно.

В итоге с помощью материалов сделал:

- Простой материал с настройкой основных атрибутов;

- Динамичную (прокрутка по X и/или Y текстурной коор.) текстуру для снарядов (с возможностью настройки цвета, скорости прокрутки и эффектом Fresnel);

- Текстуры для систем частиц (их необходимо делать через материалы из-за того, что их цвет идёт как input значение);

- Динамичную текстуру для отображения 3D эффекта при использовании рывка игроком;

- Многослойный материал с отображение 2D иконки как один слой и добавочным визуальным эффектом (использовал почти тот же самый, что и для эффекта рывка) как второй на меше-плоскости в 3D пространстве;

- Материал для эффекта “обводки” объекта в постобработке (выбор врагов при использовании направленных умений);

- Материал для “наклеек” (Decals, на которые действуют эффекты FadeIn и FadeOut) с параметрами 2D текстуры и наложения цвета.

Записи, информация или data-staff

Тут речь пойдёт об одной из самых скучных частей разработки (не такой как тестирование и исправление багов, но всё же) – организации данных, а конкретно о структурах и их использовании в информационных таблицах и проекте. Кто не в курсе: структура данных – это пользовательский набор данных (которые могут быть различного формата, например, в одной структуре использовать такие данные как число, строка, ссылка на актёра и 2d текстуру), который можно использовать в качестве переменной или в таблице для записи данных.

Но зачем это всё нужно в моём небольшом проекте? Как уже писал, даже если в итоге он не разрастется в полноценную игру, то я хотя бы получу дополнительный опыт для работы с оными и больше пойму возможности масштабирования.

Итак, мною были созданы структуры с информацией о:

  • Оружии (с таблицей) – название, ссылка на класс, иконка, изначальная скорострельность (задержка между выстрелами), количество амуниции (выстрелов);

  • Способностях (с таблицей) – название, ссылка на класс, описание, иконка, изначальное время перезарядки, количество зарядов;

  • Виде статус эффектах – название, описание, иконка;
  • Статус эффектах (с таблицей) – вид статуса эффекта (исп. предыдущая структура), продолжительность тика (одного заряда), количество тиков;
  • Цветах (с таблицей, для использования как единой цветовой палитры) – название (типа enumeration – выбор одного из созданного перечисления) и линейный цвет, вот так просто.

(таблица с информацией о статус эффектах; нет, сделал только один)
(таблица с информацией о статус эффектах; нет, сделал только один)

Кроме этого я создал несколько объектов-интерфейсов для большего удобства работы с переменными записями и наборами (например, геймплейных тегов).

NPC-враги

Как уже писал, у меня уже есть опыт работы с созданием модели поведения NPC и системы их взаимодействия, однако ранее это делал на чистом коде (за исключением системы навигации – что тогда, что сейчас я использую предоставляемую движком), на этот же раз - использовал готовые инструменты и системы, что предоставляет Unreal: Behaviour Tree, Blackboard, AI Controller и AI Perception, а также встроенную навигационную систему.

Работать и объединять работу (через Blueprint классы) со всеми этими компонентами было удобно, быстро и довольно понятно, по крайне мере на том уровне, который был мною выбран.

За основу персонажей врагов взял готовый “манекен” для контроллера игрока от третьего лица (готовая модель с анимациями) и класс актёра “Character controller” со своими компонентами (капсулой для коллизии, компонент навигации персонажа с настройками проходимости, скорости движения и прочим). Для полноценного функционирования и для возможности будущего масштабирования пришлось также использовать дополнительный компоненты и классы:

  • Behavior Tree (далее BT) – “дерево поведения” или “дерево выбора”, компонент для удобной работы с поведением врага в виде последовательных графов (имеют иную структуру и вид, нежели кодинг на Blueprints);

  • Blackboard – связанный напрямую с BT компонент, в котором хранятся переменные для использования в нём;

  • AI Controller – базовый компонент для настройки и прописывания логики относящихся к “чувствам” (в данном случае задействовано только зрение для поиска игрока), а также присвоения значения Blackboard переменным;

  • Несколько BT Task – небольшие задачи со своей логикой, которые можно использовать в BT;
  • Interface – для обозначения (лишь обозначения, сама логика описывается в каждом конкретном классе отдельно) типовых для врагов функций (вроде получения урона, призыва атаковать, проверки готовности для деспавна), к которым будет простой доступ из других классов;

  • и наконец, отдельный класс снаряда (Projectile, о них будет идти речь позже) для возможности атаки по игроку.

Итак, вот какую логику и действия я прописал врагу:

  • “Патрулирование” – нахождение случайной допустимой для подхода точки в небольшом от актёра-врага радиусе, доход до неё, небольшое ожидание и повторение;

  • “Визуальное обнаружение и преследование игрока” – обнаружение игрока в поле зрения (настраиваемое виртуальное “чувство” в AI Controller) или после получения урона от него, и его преследование, пока тот не выйдет за пределы зрения, после чего возврат к патрулированию;

  • “Атака игрока” – суть думаю ясна, враги стреляют в игрока с заданным промежутком, когда преследуют его. Так же сделал для этого действия специальный визуальный эффект;

  • У врагов есть здоровье и при попадании игроком по нему (снарядами или способностями, что наносят урон) оно уменьшается, опустится до нуля - он перестаёт двигаться или атаковать, включается ragdoll и через пару секунд он уничтожается;

  • В видео этого не было, но я для тестов сделал функционал респавна - когда враг умирает или падает за пределы уровня, то он вновь появляется в своей начальной позиции (реализовано в коде уровня).

(патрулирование; look at them go :>)
(реакция на получение урона - прекращение патрулирования и начало преследование игрока)

Оружие и снаряды

Итак, раз шутер, то игрок должен из чего-то и чем-то стрелять, и вот как я поступил с этой задачей.

Сначала создал базовый класс снаряда, который представляет из себя:

  1. Сфера коллизии снаряда;
  2. Основную модуль/меш для снаряда;
  3. Модель/меш для трассы (след полёта снаряда)
  4. Систему частиц для той же трассы (может использоваться как и с мешем, так и отдельно);

  5. Компонент Projectile Movement, который является ключевым при работе со снарядами в Unreal и в котором и происходит настройка его поведения;

  6. Также в этом классе есть ссылка на систему частиц, что проигрывается при попадании в объект.

Логики же снаряда, как таковой, особой и нет, прописал только разное визуальное изменение, когда он попадает по врагу, а когда по элементам игрового уровня. Также был сделан схожий класс (но не наследственный) для вражеских снарядов.

После этого создал несколько дочерних классов, которые разнятся лишь визуальными составляющими и скоростью снаряда – их то я и использовал при стрельбе оружия. Само же оружие вышло ещё проще по количеству компонентов (лишь модель оружия и пустой компонент для места создания снарядов), но вся суть была в создании логики, а именно:

  • Переменные-параметры с указанием класса снаряда, записи в таблице с данными об оружии, разброса стрельбы и прочие;

  • Функция основной стрельбы (работает как для одного, так и нескольких снарядов, а также может быть изменена для каждого отдельного оружия) – появление определенного количества снарядов в направлении стрельбы со случайным разбросом в заданных пределах;
  • Функции для работы (обмена) с данными и отображению на интерфейсе.

· Переменные-параметры с указанием класса снаряда, записи в таблице с данными об оружии, разброса стрельбы и прочие;

· Функция основной стрельбы (работает как для одного, так и нескольких снарядов, а также может быть изменена для каждого отдельного оружия) – появление определенного количества снарядов в направлении стрельбы со случайным разбросом в заданных пределах;

· Функции для работы (обмена) с данными и отображению на интерфейсе.

Остальная же логика, связанная с оружием прописана уже в классе актёра игрока.

(следы на поверхности со временем пропадают)

Система скиллов

Пожалуй, та часть проекта, над которой работал больше всего, и не удивительно, учитывая ту вариативность, что я хотел достичь. Так, мною было реализовано несколько видов (именно видов, а не отдельных экземпляров) способностей:

  1. Снаряды – схожи по своей структуре со снарядами оружия, но имеют более сложную логику столкновения (нанесение урона и/или накладывание эффектов на врагов в радиусе), которая прописывается для каждой способности отдельно (пример - граната);

  2. Направленные – для их применения необходимо выбрать цель, на которую будет наложен эффект этой способности. Выбор цели я реализовал так – сначала нажимается кнопка способности, после чего игрок наводит прицел на нужного врага (он “подсвечивается” на уровне пост-процесса) и нажимает повторно кнопку активации способности, либо нажимает ПКМ для отмены выбора;

  3. Усиление (Бафф) – просто накладывает положительный статус эффект на персонажа игрока.

Немного подробней расскажу про статус-эффекты – у персонажа игрока и каждого врага есть массив переменных, этих самых статус эффектов. Каждый из них имеет значение продолжительности одного тика, количество этих тиков и что за эффект применяется за него. Например, эффект оглушения имеет один тик и при его окончании враг может вновь выполнять действия, а отравления – несколько и по истечении каждого наносится урон.

Игрок может иметь в своём распоряжении несколько способностей, каждая из которых может иметь один или несколько зарядов с определённой длительностью перезарядки.

Интерфейс

Реализовал только самое необходимое:

  • Статичный прицел;
  • Отображение оставшегося HP в числах в углу экрана и в виде полоски около прицела;

  • Тоже самое для оставшейся амуниции текущего оружия;
  • Отображение иконок оружия, которое есть у игрока и выделение того, что сейчас у него в руках;

  • Отображение оставшихся рывков под прицелом (масштабируется в зависимости от их количества);

  • Сегмент с отображением способностей игрока (они изменяют свой вид, когда те уходят на перезарядку и подсвечиваются во время выбора цели целенаправленными);

  • Всплывающее окно для выбора новой способности или оружия из сундуков;

  • Выноска с информацией об оружие или способности, которая появляется при выборе.

Сундуки и дропы

Новое оружие и способности игрока должны откуда-то у него появляться, так что было решено использовать обычную систему сундуков – игрок подходит к ним, взаимодействует и ему на выбор предоставляются случайные три способности или два ствола. Если у игрока есть свободный слот, то он может просто добавить выбранное в сундуке в него, если нет – нажимает правую или левую кнопку мыши для замены того, что уже есть.

(да, кнопка Cancel работает и скрывает окно)

Кроме того, сделал систему дропов: из врагов после смерти выпадают “пирамидки”, к котором игрок может подойти и что-то себе восстановить, в зависимости от вида – либо здоровье, либо амуницию (для текущего оружия). Вид зависит от того, каким способом был нанесён смертельный удар врагу : HP (зелёная) - если просто оружием, патроны (фиолетовая) - если способностью. Визуально же они отличаются как цветом, так и плавающей иконкой над ними. Кстати, для визуальной части отображения иконки над дропом я тоже использовал многослойный материал (один слой – визуальные эффекты, второй – изображение).

Рывок

Суть проста - нажимая Shift персонаж игрока совершает дэш в ту сторону, что он двигается, а если же игрок никуда не двигается, то работает как прыжок. При этом сбрасывается ускорение игрока (в каком бы направлении оно ни было) и во время действия рывка на него не действует гравитация.

Куда больше времени было потрачено на визуальную реализацию, чем на сам функционал – я решил сделать схожий с классическими “action lines”, которые часто используют в играх при ускорении или тех же рывках, но чтоб они были по направлению движения (во всех, кроме вниз). В итоге пришлось повозиться с материалом и UV картами цилиндра, но получилось неплохо.

Итог

Хоть суммарно мною было потрачено не очень много времени, считаю, что реализовал неплохую базу как для будущего развития в полноценный проект, так и личных навыков работы с теперь не столь новым для себя игровым движком. Работать в Unreal Мне понравилось(в отличии от написания этой статьи) и думаю вот почему:

  • Интерфейс лаконичный (особенно по сравнению с Unity) и понятный;

  • Функционал мощный (за исключением некоторых инструментов, вроде Geometry brush), но в то же время гибкий;

  • Работа с графами в Blueprints и материалах очень приятная и визуально понятная, куда интересней чем работа с голым кодом;

  • Хотя у меня не самое типовое железо, но технических проблем почти не было (только несколько крашей из-за бага, что в новых версиях уже исправили);

  • Количество и простота использования визуального инструментария (не удивительно, Unreal же): обычные и многослойные материалы, пост-процесс обработка, создание простой геометрии, виджеты интерфейса и прочие;

  • Удобство и структурирование работы между различными составляющими отдельно взятого актёра и между несколькими, взаимодействия с виджетами интерфейса, программной логикой уровня или всей игры;

  • Множество “quality of life” фишек в основных сферах использования.

Но осталось ещё много совершенно не затронутых мною тем и инструментов – сеть и мультиплеер, работа с освещением, анимации, катсцены и несколько камер, пост-процесс (затронул всего для одного эффекта), система визуальных эффектов Niagara, а про изучение UE5 и вовсе молчу. В этой статье прошёлся по всему кратко, некоторые узкие моменты и вовсе не затронул, так что, если есть вопросы по реализации чего-либо или просто какие-то по делу – задавайте!

Спасибо за внимание и с наступающим!

Первый опыт и впечатления от Unreal Engine 4
88 показов
6.6K6.6K открытий
66 репостов
67 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Один движок по факту. Проблемма в том что если нет как минимум 20хх серии видеокарт, все отличие уе5 от уе4 будет по сути в "тёмной/теме"

Ответить

Тоже понимаю, что звучит так себе 😅
Но на то есть серьёзные причины: материалов, уроков и форумных тем по нему огромное количество; в отечественном сегменте не так много компаний и с четвёркой то работают, с пятой - и вовсе единицы (всё-таки изучаю его в том числе и для трудоустройства, да и не когда-то через года два, а сейчас). К тому же, на сколько я видел, они основным инструментарием не так сильном отличаются, а вот копаться и разбираться во всяких тонкостях - я бы просто тратил время зря.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

По материалам и техарту - мне очень нравятся видео этого чела:
https://www.youtube.com/c/TechArtAid

Там на примере создания конкретного материала или эффекта довольно глубокие нюансы и приёмчики рассматриваются.

Ответить

На этот канал не натыкался, но выглядит интересно, спасибо что поделился!

Ответить

Пожалуй, также стоит отметить, что это моя первая публикация на DTF (как и первое написание статьи в принципе) и, должен признать, был приятно удивлён удобством работы с сайтом при её создании 👀

Ответить