Невыплаты, ложь и угрозы судом: Мик Гордон раскритиковал Bethesda и id Software за скандал с саундтреком к DOOM Eternal

Музыкант подробно объяснил, каким проблемным было создание саундтрека для шутера, и заявил, что альбом с музыкой анонсировали до подписания контракта на него.

Невыплаты, ложь и угрозы судом: Мик Гордон раскритиковал Bethesda и id Software за скандал с саундтреком к DOOM Eternal

С критикой в адрес руководства Bethesda и id Software австралийский композитор выступил 9 ноября 2022 года, опубликовав большой пост в своём блоге на Medium.

Это произошло через два с половиной года после релиза DOOM Eternal и публикации «открытого письма» главы студии-разработчика Марти Стрэттона. В нём продюсер объяснил задержку релиза саундтрека к игре тем, что Мик Гордон сам неоднократно срывал дедлайны, в связи с чем компания решила выпустить собственную, «альтернативную» версию OST-альбома.

Однако Гордон заявил, что Стрэттон исказил факты в своём обращении к фанатам и вводил самого композитора в заблуждение в личном общении. Кроме того, музыкант уточнил, что серьёзные проблемы с организацией труда возникли не только во время сведения альбома-саундтрека, но и во время работы над музыкой непосредственно для использования в игре.

Мы выбрали главное из его заявлений.

Из-за ошибок менеджмента над музыкой для DOOM Eternal приходилось работать сутками и без оплаты

  • Первоначальный график работы, который предложили в id Software ещё в 2018-м, подразумевал, что Гордон будет присылать студии законченную музыку для двух уровней игры каждый месяц. За счёт этого в студии хотели закончить работу над саундтреком как можно раньше.
  • Композитору на тот момент не хватало информации, чтобы сочинять музыку, удовлетворившую бы запросы разработчиков: производство находилось на ранних стадиях, уровни не были закончены, все подробности о творческом видении для игры Гордону предоставить не могли.
  • Когда спустя месяц после начала работы музыкант предложил изменить график и сделать необязательным условие «два уровня в месяц», сохранив при этом все ключевые дедлайны для финального продукта, ему отказали. На предложение резко отреагировал Марти Стрэттон, на тот момент выступавший продюсером игры. Сам композитор отмечает, что такая реакция стала для него неожиданной.
  • Жёсткий график привёл к тому, что Гордону приходилось писать музыку почти что «вслепую». В результате от него раз за разом требовали внести правки и переработать уже сданные композиции — в результате музыканту приходилось «кранчить» и работать сутками, чтобы успевать сделать всё в срок.
  • Решать возникавшие по ходу работы проблемы зачастую не получалось из-за задержек со стороны менеджеров id Software и плохой коммуникации. Гордон работал удалённо, и на многие его электронные письма не отвечали, а на переговоры, касающиеся музыки, могли не пригласить.
  • Композитору не раз отказывали в оплате проделанной работы, объясняя это в том числе тем, что руководству не подходит предоставленная им музыка. Почти весь 2019 год Гордон продолжал работать бесплатно.
  • Контракт на музыку к DOOM Eternal закрыли в конце ноября 2019 года, уже после переноса даты релиза игры, заплатив композитору за материалы, которые он должен был предоставить по изначальному договору: 142 минуты.
  • За время разработки Гордон прислал id Software в два с лишним раза больше музыки, чем было прописано в контракте — черновики, демо-записи и неодобренные версии треков. Практически весь этот материал так или иначе использован в игре, несмотря на то, что контрактом это не предусмотрено. Платить за всю использованную музыку сверх изначально обговорённых 142 минут композитору отказались.
Сравнение оплаченного и неоплаченного материала, попавшего в DOOM Eternal — неоплаченными остались чуть больше 144 минут.
Сравнение оплаченного и неоплаченного материала, попавшего в DOOM Eternal — неоплаченными остались чуть больше 144 минут.

Альбом-саундтрек DOOM Eternal анонсировали до завершения всех формальностей с Гордоном

  • Как пояснил Мик Гордон, альбом-OST для каждой игры — это отдельное произведение, требующее сделать из «отрывков», подстраивающихся под геймплей, цельную композицию. Контракт на эту работу всегда заключается отдельно от контракта на саму музыку для игры.
  • Анонс альбома-саундтрека состоялся во время презентации на E3 2019 — его заявили как часть коллекционного издания, которое сразу же стало доступно для предзаказа. Однако на тот момент id Software не подписывала контракта на эту работу с Гордоном.
  • Музыкант неоднократно писал Марти Стрэттону по поводу OST, но тот не давал никакого конкретного ответа, объясняя, что «не хочет устраивать путаницу». Другие представители менеджмента отказывались разговаривать на эту тему.
  • Гордон переживал, что его имя заявлено за уже анонсированным продуктом, которого до сих пор нет в производстве. В январе 2020 года музыкант не выдержал и обратился напрямую в Bethesda, владеющую id Software, так как в самой студии на вопросы об альбоме никто не отвечал.
Письмо Мика Гордона в Bethesda Softworks
Письмо Мика Гордона в Bethesda Softworks
  • Представители издательства быстро ответили Гордону и начали обговаривать условия контракта. Процесс затянулся из-за проблемы с релизом другого альбома-саундтрека для другой игры Bethesda, но компания согласилась включить оплату того OST в счёт за DOOM Eternal.
  • Изначально Мик Гордон предложил сделать для DOOM Eternal двухчасовой альбом из 30 треков, однако в издательстве заявили, что времени на это не хватит, и отказались.
  • На окончательных условиях контракта остановились только в начале марта, а договор на подпись Гордон получил 18 марта, за двое суток до релиза игры. По его условиям, музыкант должен был предоставить альбом из 12 композиций, а также передать компании все исходные материалы и права на финальную версию. В качестве дедлайна заявили 16 апреля, но согласились сдвинуть сроки в случае надобности.
Письмо с договором
Письмо с договором

id Software начала работать над «альтернативной» версией OST без ведома Гордона в 2019 году

  • Через две недели после начала работы над OST к музыканту обратился Марти Стрэттон, заявив, что перенос дедлайна будет невозможен, так как компания обязана предоставить альбом покупателям в составе коллекционного издания, чтобы избежать юридических проблем и массовых возвратов в некоторых странах.
  • Стрэттон намекнул, что за потери id Software ответственным будет именно композитор, если он не успеет сдать законченные материалы в срок. Как отмечает Гордон, если бы он знал об этом, подписывать контракт бы не стал.
  • Продюсер заявил, что в студии уже занимаются альтернативной версией альбома-саундтрека. В метаданных аудиофайлов, которые Гордон получил от ведущего аудиодизайнера Чэда Моссхолдера, обнаружилось, что эта версия находилась в работе как минимум с августа 2019 года (за полгода до того, как Гордон подписал контракт).
Данные аудиофайлов, полученных Миком Гордоном
Данные аудиофайлов, полученных Миком Гордоном
  • Композитор рассчитывал, что сможет расширить альбом самостоятельно на основе материалов, которые подготовил Моссхолдер, однако посчитал качество «альтернативной версии» неприемлемым ввиду обилия ошибок аудиомонтажа и искажений звука.
  • Незадолго до дедлайна, когда Гордон пытался закончить собственные 12 композиций, Стрэттон потребовал заменить треки в альбоме другими. После видеозвонка и споров продюсер заявил, что компания выпустит версию Моссхолдера.
  • Мик Гордон получил всю сумму, положенную ему по контракту за 12 треков на альбоме, включая заранее оговоренную премию за то, что успел закончить работу вовремя.
  • Финальную версию OST, который прислали покупателям коллекционного издания DOOM Eternal, Гордон впервые услышал только после его «релиза».

Марти Стрэттон пытался свалить всю вину на Мика Гордона в своём посте на Reddit

  • Несмотря на то, что Гордон предупреждал представителей id Software о том, что люди будут жаловаться на качество их версии альбома-саундтрека, ошибки, присутствовавшие в «черновиках», которые слышал композитор, так и не исправили.
  • Когда начала подниматься волна недовольства фанатов, глава id Software снова обратился к Мику Гордону, возмутившись, что тот не выказал никакой поддержки студии. Двое согласились пообщаться на видеозвонке.
  • Несмотря на споры во время разговора, оба решили, что лучшим вариантом будет выпустить совместное заявление по поводу ситуации. Гордон был не против выпустить собственную «идеальную» версию саундтрека позже, а также согласился на просьбу Стрэттона воздержаться от публичных высказываний на тему.
  • Марти Стрэттон так и не написал музыканту снова, а через несколько дней после их разговора опубликовал собственное «открытое письмо» на Reddit.
  • Гордон воспринял пост руководителя id как попытку очернить себя, так как в обращении были лживые утверждения. По версии Стрэттона, контракт с Гордоном якобы заключили в январе, а не в марте, причём сразу же на альбом из 30 треков. Среди прочего, продюсер утверждал, что у id Software нет доступа к исходникам саундтрека (хотя музыкант предоставил их компании), а из-за публичных заявлений композитора пользователи сети якобы атаковали одного из сотрудников студии.
Мик Гордон
Мик Гордон

Bethesda и id Software начали угрожать Мику Гордону судом, когда он попытался отстоять свою правоту

  • Увидев обвинения в свой адрес, Гордон обратился к юристам и направил жалобу к Zenimax, владельцам Bethesda, потребовав не только разобраться с постом на Reddit, но и выплатить ему сумму за использованные, но не оплаченные 144 минуты музыки в DOOM Eternal.
  • Стороны пытались урегулировать конфликт и обсуждали условия, но компания отказалась выполнять главное условие композитора: распубликовать «открытое письмо» Стрэттона.
  • В ответ на требование убрать пост, представители компании начали угрожать судебным разбирательством за то, что музыкант публиковал свои работы для DOOM Eternal в сети, а также упоминал игру в своём портфолио.
  • Окончательным предложением Zenimax и Bethesda была «шестизначная сумма за полное публичное принятие вины», утверждает Гордон. Пост на Reddit остался бы в сети, музыкант получил бы некую выплату, но никогда в будущем не имел бы права обсуждать что-либо, что касалось DOOM Eternal или скандала.
  • Возможную полюбовную договорённость продолжали обсуждать месяцами, но ситуация так и не изменилась даже после закрытия сделки между Bethesda и Microsoft.
  • Попытка Гордона напрямую договориться с модерацией Reddit и убрать пост также никак не помогла положению дел.

В заключение Мик Гордон выразил разочарование тем, как обернулась ситуация, и подчеркнул, что очень дорожит своей работой над музыкой к DOOM и DOOM Eternal, как и сотрудничеством со многими членами команды id Software.

Однако он считает неприемлемым поведение Стрэттона и верит, что сотрудничество между людьми всегда должно подразумевать взаимное доверие и уважение. По его словам, в рабочих отношениях с продюсером DOOM подобного не было.

Я не бросал DOOM. Я бросил токсичного клиента.

Марти не мог принять то, что мне не хотелось работать с ним снова, и попытался потопить мою карьеру в качестве наказания. Он опустился до лжи и инсинуаций, которые рассыпались при любой попытке рассмотреть их поближе. А потом попробовал «похоронить» все проблемы под кучей денег.

Использование договоров о неразглашении, попытки откупиться и заставить людей замолчать и не говорить правду — это гнусный приём, который используют люди во власти, чтобы избежать ответственности. Я решил высказаться, потому что альтернативой было бы принять, что пользоваться таким приёмом — нормально.

Пора наконец изменить это печальное положение дел.

Я навеки благодарен всем, кто всегда в меня верил, даже после попыток Марти навредить моей репутации. Я рад сказать, что проекты, над которыми мне удалось поработать после этого, стали одними из самых ценных для моей карьеры. И я благодарен всем моим близким, тем, кто любил и поддерживал меня, даже когда я падал. Они не заслуживали того, чтобы проходить через всё это вместе со мной.

Мик Гордон, композитор
1.3K
349 комментариев

Первый развёрнутый пост на DTF, посвящённый обращению Мика Гордона, написал @CJMAXiK

Его можно прочесть тут:
https://dtf.ru/gameindustry/1437336

250

Воевать с композиторами это конечно отдельная категория сумашедствия. Во всей индустрии наверно с трудом найдется пара десяток человек которые пишут действительно хороший ост, тогда как этих продюссеров можно менять хоть каждый день.

442

Надо просто немного копнуть глубже, особенно в мир более средних игр и инди.
На каждого Мика Гордона, Лену Рейн и Тоби Фокса, найдётся свой:
Крис Кристодолу с его недавними треками для дополнения Risk of Rain 2: https://youtu.be/VTJcLE_VVX8
Джеймс Ландино с парочкой треков для No Straight Roads: https://youtu.be/LQboZNoMd0c
Ну или тот же Чак Саламоне с ОСТом Hylics 2: https://youtu.be/enjekGHpE_4
Но это если не закапываться вглубь и рассматривать не японских композиторов

74

Чел проебал все сроки по 5 раз, а воюет с ним издатель ага. Зазвездился паренек.

5

Гордон-именно саунд дизайнер и продюсер, а не композитор. Там голая аранжировка по сути. Такую и другие запишут. Гордон никогда не был реальным композитором, как, например Джереми Соул.
А вот продюсер реально выпускает работающие игры. А ведь Дум был в производственном аду, заново начинали...

5

Да, обстоятельства дурные, но Гордон не незаменим в своем роде, несмотря на все положительные стороны его работы со звучанием материала. Талантливых музыкантов не так мало, как может показаться. Каждый человек, погруженный глубоко в музыкальный рынок, это понимает. Франшиза не пострадает из-за смены композитора, она просто будет иначе звучать.

6