реклама
разместить

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

Обзор дилогии «Тохований» — платформеров, сочетающих вселенные Touhou Project и Castlevania.

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

О том, что такое Touhou Project и «додзин-игры» я рассказывала тут.

Мир додзинси-игр, то есть любительских японских работ, в двухтысячных был небогатым и нишевым. Не стеснялись использовать чужие исходники и не особо комплексовали по поводу кривости тех или иных сегментов игр. Ну а что? Работы любительские, не хочешь — не покупай. Так что качество вышедшей в 2009-ом году Koumajou Densetsu: Scarlet Symphony стало сюрпризом и обеспечило ей статус одной из лучших игр Комикета-76 (японского фестиваля, где независимые авторы продают свои работы), а впоследствии одной из самых узнаваемых Touhou-проектов в принципе. Конечно, игра все еще сочетала чужие вселенные, а именно Touhou Project и Castlevania, но продемонстрировала консольный уровень геймплея с чарующим стилем и качественной музыкой. Фанаты ответили любовью, и разработчики Frontier Aja уже в 2011-ом году выпустили сиквел. Об обеих частях мы и поговорим.

Содержание:

Koumajou Densetsu: Scarlet Symphony

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

В закоулках Steam вы могли видеть «Koumajou Remilia: Scarlet Symphony» — вот это и есть обозреваемая игра с обновленным названием. Более того, это ремастер с подтянутым до широкоформата разрешением, добавленной профессиональной озвучкой диалогов и выходом на Switch. Из внутриигровых изменений: дополнительный напарник и «очень простой» уровень сложности. Это все хорошо, но дорого даже на ПК: 515 рублей или 30 долларов в США за игру длинною в пару часов и со значительными огрехами. Неудивительно, что у легендарной тоховании «в основном положительные» отзывы в Steam. Так что прикоснемся к оригиналу. Благо Frontier Aja даже позаботились о переводе всей дилогии на английский язык!

<i>Скриншот ремастера</i>
Скриншот ремастера

Бедняки сразу наткнутся на несколько неудобств. Во-первых, в опенинге не работает видео. Во-вторых, неудобное меню: можно с легкостью случайно выбрать «новую игру» и перезаписать единственный автосохраняющий сейв (у меня было такое, да). Ну и конечно же божественное разрешение: 640x480. Как ветеран додзин-игр я не жалуюсь, но…

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

Начинаем игру. И если начистоту, то в маленьком экранчике очень некомфортная область видимости. В начале первого уровня то и дело летят ранящие голуби, которых слишком поздно замечаешь. Управление тоже не идеал. Пару нажатий на прыжок случайно активируют полет, а в процессе удара кнутом героиня обездвиживается. Более того, в попытках свыкнуться с полетом обнаруживается, что во время него нельзя переворачиваться и атака хлыстом сменяется на слабейшие карточки, которые еще и тратят души (накапливаемый ресурс для побочных атак, как в Castlevania). Весь этот процесс приспособления делает первый уровень одним из самых некомфортных в игре. Но, будем честны, во многих частях Castlevania тоже неидеальное управление. Топорность Koumajou Densetsu даже воспринимается как отсылка к ранним частям серии Konami: ощущения от Рейму те же самые. Тяжелая походка, откидывание от ранения, неповоротливость во время удара хлыстом… Все как у Бельмонтов!

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

С управлением свыклись, идем дальше. Уровень делится на небольшие сегменты и в начале каждого из них находится чекпоинт, куда мы возвращаемся после смерти. В настройках можно выбрать вплоть до двадцати жизней, и меня такое значение даже пугало: вдруг после последней жизни придется начинать всю игру сначала? Но нет, голодные 90-е (и ранее) давно прошли, после «продолжения» нас откинет на начало уровня. К тому же, к концу Koumajou Densetsu такая щедрость найдет себе оправдание: игра непростая. В финале ждут сложнейшие боссы и сложно сконструированные уровни с ваншотящими платформами и неудобно поставленными врагами. И в Koumajou Densetsu не спасают знания безопасных мест, где можно переждать вражеские атаки и потихоньку побеждать: уровни и тем более боссы требуют навыка уклонения. Рейму придется побегать и полетать, дабы не нарваться на пули. И я уж не говорю о том, что игре свойственны частые даблкиллы вас и врага. Почему? Потому что даже после смерти оппонента его пули все еще действуют какое-то время.

А мы вернемся к изучению первого уровня. Боремся с врагами в виде навязчивых птичек и жаб, да потихоньку привыкаем к прелести полета, который помогает пропустить практически всю локацию. Протагонистка Рейму прям показывает способность «недосягаемости» из оригинальных игр, правда вот откуда у нее вообще хлыст — непонятно.

<i>Полет — очень сбалансированная механика</i>
Полет — очень сбалансированная механика

Ну да ладно, нам надо двигаться к особняку Алой Дьяволицы. Дело серьезное — снова появился какой-то красный туман, скорее всего виновата Ремилия. Этакая жирная отсылка к шестой части Touhou. И в подтверждении моих слов первый босс — Чирно (Сырно? Ырно?), что вставала на пути и в TH06~ Embodiment of Scarlet Devil.

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

Боссфайтами явно вдохновлялись из оригинальной Touhou серии — игре свойственны паттерны из множества пуль (данмаку), от которых должен спасать полет и маленький хитбокс протагонистки. Зато большой хитбокс у кнута, так что Чирно проигрывает и мы слушаем диалог, в котором Рейму почему-то очень просит феечку пойти решать инцидент. По ходу разговора прибегает на зов помощи и Мариса — все ради системы напарников. Теперь Рейму может пользоваться вспомогательными атаками за десять душ. Слабенькими, зато на безопасном расстоянии.

Демонстрация помощи напарника, гифка со страницы ремастера

Механика-то неплохая, но вот диалоги… Во-первых, Рейму бы никогда не попросила Чирно ей помочь, а во-вторых диалоги тут в принципе дурацкие. Игра мрачная и готичная, а разговоры нарочито гэговые и очень поверхностно представляют персонажей. Это не легкомысленный подход к разговорам из оригинала, а просто глупый сценарий.

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

Дальше следующий уровень из восьми. И здесь важный момент: Koumajou Densetsu — не метроидвания, а обычный платформер! И это несмотря на название Scarlet Symphony, что навевает ассоциации с кое-какой игрой. Как и классические Castlevania, Koumajou Densetsu разделена на уровни.

Дальнейшее прохождение состоит из уже знакомых небольших сегментов и более разнообразных врагов. Красивые феи с размашистыми атаками, скелеты и гримуары — местная фауна черпает вдохновение как из Touhou, так и из Castlevania. Левелдизайн очень простенький: кроме ваншотающих шипов, пропастей и бесполезных из-за полета движущихся платформ пугать нечем. Боссами выступают персонажи шестой части Touhou за исключением что-то забывшей здесь Суйки из TH7.5. Большинство локаций — грандиозные залы особняка, что напоминают замок Дракулы из Castlevania по атмосфере.

Еще гифка из ремастера

Иллюзию вампирской саги создает и музыка. Обычно додзин-разработчики ремиксят творчество ZUN’а, но здесь читаются треки Konami. То есть, управление и атмосферу с составляющими взяли из Castlevania, а легкомысленность диалогов, вселенную с персонажами и данмаку — из Touhou.

После завершающих уровней со сложнейшими боссами открывается «Extra» уровень, девятый. И становится совсем тяжко. Перед нами предстает один большой этап, а значит никакого сохранения прогресса. И на пути поджидает несколько боссов с перерывами на небольшие сегменты с могучими мобами. Из примечательных врагов — Румия и все те же обитательницы особняка, которых придется бить уже в третий раз. Первый был на их стадиях, второй в битве с финальником, а теперь еще и в экстре. Скрипя зубами, бьем надоевших противниц. Ну а потом… Великая и ужасная Фландре Скарлет!

<i>Безобидная девочка</i>
Безобидная девочка

Ставить такого сложного босса в конец длиннющего уровня — это жестоко. Здесь понадобятся выдающиеся данмаку-умения и стальные нервы. И затем… Концовка с милой картинкой и окончательное прохождение игры. Пора делать выводы.

Если вы любите хардкорные платформеры прошлого века и особенно серию Castlevania, игру стоит попробовать. Она не хуже старых продуктов Konami. И нельзя сказать, что можно просто перепройти любимую классику — фишки Touhou серии сильно выделяют Koumajou Densetsu от уже существующих тайтлов. Если же вы любитель современных платформеров, игра может показаться топорной, слишком простенькой по наполнению и не очень-то красивой.

Напоследок, мое щитпост-видео с бассбустом под названием: «Как тяжело дается жизнь...»

Koumajou Densetsu II: Stranger's Requiem

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

Ремастер второй части анонсировали совсем недавно, так что пока со спокойной душой обсудим оригинал. В Steam и Switch-версиях скорее всего будет подтянутое разрешение, фишечки для удобства, расширенный список поддерживаемых языков и еще какие-то мелочи. Про профессиональную озвучку молчу, потому что она в комплекте с самого начала. Пока даже не объявлена дата релиза, так что ждем. И в данном случае покупка будет более оправданной, потому что сиквел во всем лучше оригинала!

Как и первая часть, это обычный платформер со стилистикой из Castlevania и персонажами Touhou Project. Но отсылки к шестой части данмаку-серии позади, надо идти дальше. В этот раз Frontier Aja позаимствовали идею инцидента и персонажей из седьмой части, а разбираться во всем будет Сакуя.

Как повелось, обратим внимание сразу на стартовый экран. В сиквеле широкоформат сразу с коробки! Но это лишь значит, что при полном экране нас ждет дополнительная черная полоса к привычным боковым, теперь еще и снизу. Напряжем глазки, зато будем видеть больше атак.

<i>Как игроки видят Stranger's Requiem. Не переживайте, я буду обрезать скриншоты</i>
Как игроки видят Stranger's Requiem. Не переживайте, я буду обрезать скриншоты

Вместо кнута у Сакуи нож, а также чуть измененный мувсет. Вместо бросания карточками — быстрые слеши вблизи, и если у Рейму был подкат, то у горничной — отпрыгивание и удар ногой вниз с возможностью прыжка по врагам. Полет больше не безграничный и тратит особую шкалу. К напарникам на место дополнительной атаки добавились способности самой Сакуи — метательные ножи и… таймстоп! Touhou Luna Nights Reference?! Почти, только здесь остановка времени даже не тормозит боссов, а они — самая сложная часть игры. Так что малость бесполезный навык. Саму же систему напарников сильно переработали — атаки заметно разнятся по силе и стоимости, да и самих партнеров теперь куда больше. Механика напарников вместе со своей полезностью привнесла небольшую хитрость: можно накопить души и закидать ненавистного босса сильными вспомогательными атаками. Правда не факт, что потратив все души вы не умрете…

<i>Touhou Luna Nights Reference</i>
Touhou Luna Nights Reference

Улучшился левелдизайн. Если в первой части Frontier Aja заслуживали уважение качественными противниками, то здесь постарались и над разнообразием уровней. Как-никак, игроки теперь их точно не пролетят. Платформинг, быстрый пробег по рушащемуся мосту, медитативная лодочная прогулка в кишащей монстрами пещере… все это есть в Stranger's Requiem. Все еще не гениальный левелдизайн, но уже виден прогресс. Секреток тоже стало больше. В игре есть: скрытые комнаты, невидимые лечилки с жизнями и прочие прелести. В первой части припоминаю только неочевидные закутки с бонусами.

Всеми уважаемый Banpai Akira (Vampire Killer) еще сильнее усовершенствовал навык рисования. Как раз ему Koumajou Densetsu обязана долей популярности: арты и дизайны тоходевочек с закосом под Castlevania и под стиль Аями Кодзимы в частности очень полюбились фанбазе.

<i>Пример обложки от Аями Кодзимы из Lament of Innocence</i>
Пример обложки от Аями Кодзимы из Lament of Innocence

На момент написания статьи по тегу «koumajou densetsu» 672 арта на danbooru, а это больше чем по некоторым культовым франшизам. Например, по серии Donkey Kong всего 669 работ на той же платформе. Производители стаффа даже выпускают фигурки и куклы в дизайнах от Banpai Akira. И вот, в сиквеле его стиль стал еще чище и лучше.

Скетчи дизайнов главных героинь:

Сравнение спрайтов двух частей на примере Алисы:

Пример стаффа:

Саундтрек теперь чаще радует вокальными композициями. Тогда как в первой части тема финальника дублировала музыку из опенинга, в сиквеле Алая Дьяволица заслужила собственную песню. И она абсолютно божественная. А вдогонку к композиции я прикреплю скриншот ужасно сложной атаки Ремилии, дабы поделиться своей болью!

Остальной саундтрек не сказать что стал на голову выше, он и в первой части был хорош. Мелодии в духе Castlevania. Зато здесь Frontier Aja пошли на небольшие эксперименты: например, тема одного из боссов необычно молчаливая и жуткая. Это прекрасно соотносится с атаками противницы: незаметно приближающимися смертоносными бабочками.

Сама по себе игра стала шустрее. Сакуя куда быстрее бьет ножом, чем Рейму кнутом. Зато хитбокс оружия горничной поменьше, так что сложность основного сюжетного режима соизмерима с первой частью. А вот уровни сложности сильно переработали.

Если в Koumajou Densetsu от выбранной сложности зависели только цифры урона и/или лайфбара, то в сиквеле все сложнее. К разнице в цифрах прибавляется отличие в игровом дизайне. На харде будет куда больше разных врагов на уровне, чем на нормале и уж тем более на изи. Более того, какие-то виды мобов можно встретить только на высоких сложностях. Может показаться, что паттерны боссов идентичны вне зависимости от сложности, но в действительности количество пуль в атаках немного разнится.

Что еще касается боссов — как я говорила, Koumajou Densetsu II отсылается к седьмой части Touhou Project. Тем не менее в качестве противниц можно встретить не только Алису, Ёму, Ююко и тройку Якумо. Также придется сразится против Марисы, Рейму, Алой Госпожи и даже трех фей света.

Все боссфайты можно посмотреть в мастерском прохождении от Gellot'а

Уже разнообразнее, чем в Scarlet Symphony, и никаких повторных боев по три раза. Битва с Рейму и вовсе отсылает к легендарной схватке Алукарда и Рихтера из Castlevania: Symphony of the Night.

С такими вот новшествами пройдут восемь уровней. И после первых титров снова две заметные особенности: станут доступны режимы «OMAKE» и «Phantasm» вместо «Extra». В первом нам дают посмотреть четыре юмористические сценки в формате визуальных новелл. И с привычным для дилогии качеством реплик и юмора это не лучшее развлечение. Зато все озвучено именитыми сейю. А вот второй режим…

<i>Кадр из OMAKE</i>
Кадр из OMAKE

Пусть суть «Экстры» с прошлой части и «Фантазма» в одном и том же, их стоило назвать по-разному. И не просто ради отсылки к TH07. Творящийся здесь ад не идет ни в какое сравнение с просто «трудным» дополнительным этапом Scarlet Symphony.

Перво-наперво выбираем помощников. После первых титров к команде поддержки присоединяется Ремилия с очень сильной, но дорогой атакой за шестьдесят душ. Устанавливаем экипировку и идем на уровень. Нам предстоит длиннющая стадия с мидбоссом, множеством агрессивных врагов и сложным платформингом под конец… и это только первая часть этапа! Придется потерять несколько жизней или даже продолжений, чтобы добраться хотя бы до первой двери.

Жуткий платформинг в конце сегмента и демонстрация силы Ремилии

Потом босс — три феи света. Не особо сложный, поскольку к этому моменту должно накопиться немало душ. После снова сегменты с уже адекватной длиной и… Чен. Мой самый ненавистный босс в этой игре. Кошка с раздражающей озвучкой, которая без конца прыгает, постоянно самонаводится и не дает себя атаковать. Здесь я сливала очень много продолжений и начинала тот длиннющий уровень сначала. Снова и снова. А впереди еще два босса и уровни между ними… Серьезно, это как пройти еще одну игру без продолжений, соизмеримую с основным сценарием.

Чен. Зашла делать футажи через месяц после прохождения — так кажется еще сложнее

Кое-как научившись проходить Чен, я сдалась на дальнейших стадиях. Они не супер длинные, как начало фантазма, но очень недружелюбные. Шипы, убивающие с одного удара, толпа агрессивных фей… А впереди еще два босса! Тут я поняла, что фантазм выше моих физических возможностей и поменяла «нормальный» уровень сложности на «легкий». И стало действительно легко. На изи можно просто встать в упор перед боссом и забить его, не думая над уклонением.

Koumajou Densetsu: классика додзин-сцены

Вот и последние титры дилогии тохований. Было непросто, но интересно. Как и первая часть, Koumajou Densetsu II: Stranger's Requiem подойдет любителям классики и игр серии Castlevania, а современных игроков может отпугнуть все еще не самым дружелюбным управлением и графикой. Если вы не уверены какой у вас все таки вкус — попробуйте именно сиквел, притом в грядущем переиздании.

Мысли обо всей дилогии

Пора подвести итог по этому мрачному приключению с нелепыми диалогами. Понравилось. Очень гармоничное сочетание данмаку и платформера старой школы. Отличный фансервис для обоих фанбаз. Не отказалась бы от вселенной, где у каждой номерной Touhou-части есть свое исполнение в виде Тоховании, как у Embodiment of Scarlet Devil и Perfect Cherry Blossom.

И все же, по современным меркам, Koumajou Densetsu не тянет на самостоятельный релиз. Frontier Aja стоило выпустить всю дилогию разом по той же цене в 515 рублей. Игры короткие, а первая часть заметно простовата по наполнению. К тому же, в Японии уже выпускали всю дилогию вместе под названием Koumajou Densetsu I & II Premium Pack. Повтори разработчики ту же практику со всеми новшествами ремастера — получили бы очень теплый прием от новых и старых фанатов. Потому что это правда хорошая дилогия с большой значимостью как для Touhou Project и Castlevania, так и для додзин-сцены в целом.

<i>Обложка Koumajou Densetsu I &amp; II Premium Pack</i>
Обложка Koumajou Densetsu I & II Premium Pack
111111
реклама
разместить
28 комментариев
500 ₽

Даже не знал, что первую часть обновили и это она в Стиме, перепройти что ли теперь? Хочется теперь эти дурацкие диалоги почитать, потому что обе части прошёл на японском и думал, что там серьёзный сюжет, ага…
Спасибо за обзор.
P.S. По-моему для вывода в ленту лучше бы подошла обложка премиум пака, та что сейчас как-то не зацепила глаз.

3

Англ был и в оригинале с версии 1.04 (если правильно помню цифру)
Сюжет первой части настолько серьезный, что там в финале Чирно бублит Ремилию лол
Во второй части, кстати, сам сюжет более-менее серьезный, зато разрабы оторвались в омаке
Тебе тоже большое спасибо за то что прочел, за фидбек и за донат!
Насчет обложки — официальные арты у игры довольно шакальные. Я тоже хотела с премиум пака, но у нее небольшое разрешение, поэтому порезала вот этот арт, что сейчас стоит

1

Можно, пожалуйста, репост в "Игры"?
@Шериф @Рейнджер

3

Неплохо бы рассказать что за Тоха проджект такой. А то я только одного Тоху знаю.

3
Раскрывать всегда
Продажи Radeon RX 9070 и 9070 XT стартовали в России — по цене от 90 тысяч рублей

В среднем видеокарты дешевле аналогов от NVIDIA.

Продажи Radeon RX 9070 и 9070 XT стартовали в России — по цене от 90 тысяч рублей
5555
5252
1010
44
44
33
22
Кто мне может нормально объяснить, я в этом году комп хочу собирать, АМД вообще вариант?
реклама
разместить
Бывший глава Xbox Питер Мур считает, что «консольные войны были полезны для индустрии», но они растеряли свою «дерзость»

«Это был прилив, поднимавший все корабли».

Бывший глава Xbox Питер Мур считает, что «консольные войны были полезны для индустрии», но они растеряли свою «дерзость»
136136
1313
88
33
11
11
11
Консольная война 2020 будет запомнена тем, как все летом на сайте срались что лучше PS5 или ХБОХ, а пасасали в итоге оба
Bethesda о поддержке Starfield в 2025 году: «У нас в планах много интересного»

Студия поделится подробностями позже.

Bethesda о поддержке Starfield в 2025 году: «У нас в планах много интересного»
284284
119119
1313
33
22
Как же хочется поиграть, е мае. Обязательно доберусь до него в этом году. Подозреваю тут как с четвертым фолом - вокруг один хейт, а по факту игра 10\10 и тупо ГОТИ 2015.

#memeauf

212212
1717
1010
99
33
11
Аналитик: складной iPhone с дисплеем «без видимого сгиба» выйдет в 2026 году

Его цена превысит 2000 долларов.

Аналитик: складной iPhone с дисплеем «без видимого сгиба» выйдет в 2026 году
1919
1414
88
33
22
22
Инсайдер: предзаказы на Death Stranding 2 должны открыть в марте

Цена базового издания игры составит 70 долларов, а коллекционного — 230 долларов.

Инсайдер: предзаказы на Death Stranding 2 должны открыть в марте
3737
33
22
11
11
Покупаем билеты в кино
Ice-Pick Lodge о геймплее Pathologic 3: «Это буквально игра про „сейвскаминг“»

При этом в предстоящей RPG нельзя будет загрузить ранние сохранения — изменить прошлое удастся внутриигровыми методами.

Ice-Pick Lodge о геймплее Pathologic 3: «Это буквально игра про „сейвскаминг“»
4040
55
22
22
11
11
5151
1616
1212
33
33
11
[]