Юридические услуги для игровых разработчиков. Работаем с договорами, IP, налогообложением, GDPR и другими правовыми вопросами.
Добрый день!
Внешний вид автомобиля вероятно может охраняться авторским правом (произведение промышленного дизайна). Для признания нарушения авторского права необходимо полное копирование или минимальные/незначительные расхождения (в связи с чем в суде непросто доказывать такие нарушения).
Мы подробно разбирали такие вопросы (и кейс Humvee, упомянутый уже в комментариях здесь: https://dtf.ru/gamedev/673387-chuzhie-intellektualnye-prava-v-vashey-igre-imitacii-obekty-realnogo-mira-i-pashalki)
Но нам кажется, что риск "вскрытия" нарушения не очень высокий, если нет очевидного копирования известных элементов дизайна.
К сожалению, это тот тип вопросов, которые не имеют точного ответа.
В законе нет четкого критерия отличия копии/имитации от "результата вдохновения стилем". Но при этом надо помнить, что авторское право защищает конкретное выражение идеи, а не идею, поэтому для того, чтобы подтвердить нарушение нужно, чтобы копировалось конкретное изображение (все его элементы, включая позу и т.д.). Часто эксперты в суде сравнивают объекты и выявляют какой-то конкретный % в копировании изображений, но опять же четкой цифры с какого момента начинается нарушение.
При этом использование, где возникает ассоциативная связь без прямого копирования, допустимо, так как нет нарушения конкретного изображения. "Стиль" изображения или метод рисовки законом не защищены, даже если ассоциация с оригиналом чувствуется интуитивно.
У этого вопроса есть еще одна грань: нарушение права не на конкретное изображение, а на персонажа в целом. Персонаж защищается как объект авторских прав отдельно от своего конкретного изображения (позы, которую он занимает). Здесь важно именно копирование костюма, черт лица, характерных жестов.
Подробнее можно почитать нашу статью про заимствование чужой интеллектуальной собственности в своем творчестве: https://dtf.ru/gamedev/673387-chuzhie-intellektualnye-prava-v-vashey-igre-imitacii-obekty-realnogo-mira-i-pashalki
Спасибо за информацию! Мы не встречали этой информации ранее, учтем!
Александр, спасибо за вопрос!
Прежде всего, следует задаться вопросом о том, допустимо ли использование логотипов соцсетей в принципе. Если они зарегистрированы в качестве товарных знаков, то правообладателю принадлежит исключительное право их использования в отношении товаров и услуг, в отношении которых они зарегистрированы, то есть, по общему правилу, на их использование в коммерческих целях требуется согласие правообладателя, и правообладатель вправе устанавливать условия для использования товарных знаков (в том числе, требовать указания на статус зарегистрированного товарного знака и правообладателя). Соответствующие правила действуют как в России, так и, например, в США (указываем на это, поскольку товарные знаки регистрируются по территориальному принципу, и ответственность за нарушение исключительного права будет зависеть от того, на территории какого государства допущено нарушение). Таким образом, даже указанное упоминание того, что используемый в игре логотип является товарным знаком определенного правообладателя не исключает потенциального привлечения к ответственности за использование логотипа без разрешения правообладателя.
В связи с этим рекомендуем не только указывать наименование правообладателя товарных знаков, но и предварительно получить его согласие на использование обозначений в Вашей игре (особенно, если предполагается ее коммерческий релиз), а также учитывать применимые guidelines по их использованию. Для Facebook они размещены, например, здесь: https://en.facebookbrand.com/, ВК в своем пользовательском соглашении (https://vk.com/terms) указывает, что «право на использование фирменного наименования, товарных знаков, доменных имен и иных отличительных знаков Администрации Сайта может быть предоставлено исключительно по письменному соглашению с Администрацией Сайта».
В то же время следует отметить, что из общего правила имеется ряд исключений и для каждого конкретного случая использования логотипа следует предварительно проверять, не будет ли такое использование нарушать исключительное право на логотип как зарегистрированный товарный знак или произведение дизайна и требуется ли получать разрешение правообладателя на использование в соответствии с применимым законодательством.
Так, например, не будет признаваться нарушением использование товарного знака в некоммерческих, информационных целях. В 2020 году компания Activision выиграла спор в США против производителя автомобилей AM General, который заявил иск о нарушении исключительных прав на товарный знак Humvee, выразившееся в использовании одноименного автомобиля в игре Call of Duty. Основанием для отказа в иске стало то, что использование автомобиля и идентифицирующего его товарного знака было продиктовано не коммерческими соображениями и целью извлечения прибыли, а необходимостью передачи в игре реалистичной обстановки. Подробнее об этом кейсе здесь: https://gamedev.legal/pochemu-v-rossii-nelzya-ispolzovat-chuzhie-tovarnye-znaki-v-igrah
Таким образом, мы полагаем, что потенциально аналогичный подход может быть применен и к использованию в играх логотипов соц. сетей, если в рамках сюжета преследуется, например, цель реалистичного изображения использования соц. сети персонажем игры. Однако окончательный ответ в любом случае будет зависеть от конкретных обстоятельств использования логотипов, и само по себе простое указание на правообладателя не всегда будет освобождать Вас от ответственности.
Думаем, это логично, описывая пересказ какого-то произведения давать ссылку на его оригинал.
Всем привет!
Надо сразу разграничить - modify и "пересказать своими словами". Это разные вещи.
В первом случае речь именно о несущественных изменениях при условном переводе - количественно небольшой замене слов при переводе "близко к тексту". Второе - свободный оригинальный рассказ с передачей общей идеи, даже если приводятся конкретные цитаты из оригинального текста (при соблюдении правил цитирования).
И второе - абсолютно законно и не требует согласий автора, так как по сути создается новый текст и новое произведение: "мои впечатления от прочитанного".
Привет! Отличный вопрос.
Действительно, авторские права истекли, и наследники Лавкрафта к вам уже не придут. Но как вы верно отметили, есть Chaosium Inc, которые зарегистрировали товарный знак на ‘Call of Cthulhu’, ‘RuneQuest’, 'Glorantha как минимум в США. См. например: https://tmsearch.uspto.gov/bin/showfield?f=doc&state=4803:l1d0iw.3.1
Они сами на своем сайте опубликовали правила использования их товарного знака: https://www.chaosium.com/fan-use-and-licensing-q-a/
Они сами поясняют: заимствование историй из мира Ктулху не запрещено, но они будут строго следить за заимствований словосочетаний их товарных знаков (поэтому не рекомендуем их использовать) и своих произведений.
Вполне себе жив! Будем рады ответить на ваш вопрос :)
Думаю, мы сделаем отдельный пост с разбором, когда выйдет решение :)
Добрый день!
использование чужого объекта авторского права и логотипа (товарного знака) без согласия правообладателя - нарушение вне зависимости от того используется ли он в коммерческих целях или нет. Этот миф широко ходит по Интернету (нарушение только если я прямо на этом зарабатываю, а если нет - то можно брать чужое). Но на практике это не так. И закон, и судебная практика подтверждают, что нарушение есть и тогда, когда прямой коммерческой цели использования нет (но это может несколько смягчить санкцию).
Еще вопрос - что такое коммерческая цель? Нам кажется, что сбор пожертвований - вполне себе коммерческая цель, даже если фиксированной цены нет.
Поэтому нам кажется, что да, нарушение есть. Другой вопрос - как быстро его обнаружат и будут ли юристы БМВ тратить на это время.