Feminist Frequency — проблема сексизма в игровой индустрии

Ряды ценителей видеоигр как интерактивного искусства растёт с каждым днём, касается это и представителей прекрасной половины человечества. Но, увы, как и в других сферах нашей жизни, на поприще игровой индустрии существует социокультурная проблема, заключающаяся в объективации женского образа и негативного отношения к лицам противоположного пола со стороны игроков-мужчин. В данном материале мы убедимся в существовании проблемы и постараемся понять ход её решения.

Feminist Frequency — проблема сексизма в игровой индустрии

Чтобы ответить на главные вопросы, мы совершим путешествие в начало становления игровой индустрии как массового развлечения, наравне с кинематографом и литературой, обратимся к реальным фактам и случаям проявления сексизма в играх.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Стоит начать с определения терминов, которые будут использоваться в данном материале:

Сексуализация – приписывание предметам и событиям эротической составляющей.

Сексуальная объективация - отношение к другому человеку исключительно как к инструменту (объекту) для сексуального удовлетворения, без учёта личности или способности испытывать чувства. Объективация человека представляет собой восприятие человека как товара или объекта для какого-либо использования.

Харассмент - действия, направленные на нарушение личных границ другого человека, часто включающие в себя эротический подтекст (сексуальные намёки, шлепки, нежелательные прикосновения и т.п.)

Менсплейнинг - мужская, сексистская, упрощённая и самоуверенная манера объяснять женщинам то, что им и так известно. При этом мужчина сам может плохо ориентироваться в обсуждаемой теме. Используя подобную манеру, мужчина ставит под вопрос осведомлённость женщины.

Тифа Локхарт, Final Fantasy 7 Remake<br />
Тифа Локхарт, Final Fantasy 7 Remake

Прежде чем переходить к игровым примерам, обратимся к реальной жизни в современном обществе. Что случается, когда женщина становится жертвой домогательства или, в худшем случае, изнасилования? Конечно, большинство скажет, что было совершено ужасное преступление, но найдутся и индивидуумы (в том числе и среди женщин), которые скажут, что виновата сама девушка, позволившая себе слишком откровенный наряд. Если же ужасное не случилось, девушка всё-равно подвержена опасности, что прекрасно продемонстрировано на видео ниже. Мы видим, что дама одела обтягивающие джинсы, после чего ей вслед начали свистеть мужички с пивным пузом и отсыпать пошлые комплименты. На российских просторах девушки могут вспомнить, как им говорили "кис-кис".

Девушка просто прошлась по Нью-Йорку в обтягивающих джинсах. Хотел было пошутить, что к ней пристают те, кто минусит статью, да вот беда - минусящие побоятся заговорить с девушкой.

Мы встречаемся с первой проблемой: из-за наличия доступа к большому количеству порнографических материалов и сексуализации по телевизору и в массовой культуре, сексуальность девушки воспринимается как "приглашение" и порицается общественностью. При этом сексуальный мужчина, точно также делящийся своей сексуальной энергией посредством оголения бицепсов и ношения обтягивающей одежды, воспринимается большинством в положительном ключе.

Нельзя не вспомнить и о "менсплейнинге" и предвзятом отношении к лицам женского пола со стороны мужчин. Это хорошо видно при обсуждении женщин-автомобилисток или тех девушек, чья профессия "типично мужская", а также в разговорах про статус женщин в семье, сводящийся к сидению с детьми и приготовлении еды. Что забавно, такое отношение происходит именно в нашем, матриархальном обществе. Отрицать тот факт, что социализация мужчин с пелёнок проходит сначала под контролем матери, а потом учителей (зачастую женщин) в школе, нельзя. Анализ психологического аспекта и вреда такого воспитания я оставлю профильным специалистам, а сам лишь скажу, что немногие находят для себя мужскую модель поведения, передающуюся от опыта отца или посредством поглощения определённых произведений.

Вред массовой культуры, где женский образ зачастую представлен как сексуализированный, а так-же наличие свободного доступа к порнографии, оказывают большое влияние на социализацию подрастающего поколения, чьё окружение не всегда способно установить верные ориентиры, неоспорим. Проблему сексизма нельзя недооценивать, посему я предлагаю перейти к рассмотрению такового в игровой индустрии.

Фрэджайл, Death Stranding<br />
Фрэджайл, Death Stranding

Чтобы понять наличие проблемы в игровой индустрии, нам надо рассмотреть два источника. Первый - новостные сводки и комментарии под ними. Вспомним недавние новости.

Эстелла Тигэни, продюсер кинематографических сцен God of War Ragnarok, получила в личных сообщениях фотографии членов с просьбой сказать дату выхода игры. В данной ситуации мы видим, что было нарушено личное пространство Эстеллы, по сути был совершен акт виртуального домогательства.
Яркая реакция Blizzard на обвинение в дискриминации женщин по зарплатам и токсичной атмосфере с шутками с сексуальным подтекстом: Activision Blizzard моментально отреагировала на иск — более тысячи сотрудников издательства официально извинилсь перед пострадавшими коллегами. В том числе и бывший дизайнер World of Warcraft Грег Стрит, за которым уже был грешок с язвительной шуткой в адрес девушки на BlizzCon. Очевидно, что прецеденты в компании были, иначе не было бы такого ажиотажа с управленческой стороны.

Перечислять список всех новостей заняло бы очень много времени. Предлагаю просто почитать комментарии в статьях, где упоминаются такие важные для индустрии лица, как Джейд Реймонд (одна из создательниц серии Assassin's Creed), Эми Хэнниг (создательница Uncharted) или же просто разработчицы игр: фанаты игр, к которым прилагали руку эти женщины, обвиняют их в неумении работать.

Элой, Horizon <br />
Элой, Horizon

Вот мы и подошли к теме мнения, которое пишут сами игроки. Кто-то просто предпочитает не видеть проблему и винить жертв домогательств в желании "навариться", кто-то яро защищает сексуализированность женских образов и считает, что девушки с точки зрения творческих процессов ничего не решают. Выше мы увидели лишь парочку примеров разработчиц, приложивших руку к популярным проектам. А их ведь десятки и даже сотни.

Тему пошлых шуточек мы уже рассмотрели, так-что читать комментарии под фотографиями полуголых косплеерш мы не будем. Лучше переместимся на сервер какой-нибудь онлайн-игры (без бронелифчиков). Например, Counter-Strike или Minecraft. Реакция игроков редко когда выходит за рамки двух сценариев: либо полный негатив с посылом "на кухню" и обвинением в читерстве или плохом навыке игры, либо "позитив" с непрошеной помощью и попытками перевести общение из игры в социальные сети.

Также нередки случаи того, как работают стереотипы. Зачастую женщин-игроков приписывают в любителей казуальных жанров и "девчачьих" игр: The Sims, три в ряд, либо же считают, что девушки играют чтобы стать "своей" среди компании парней.

Лара Крофт, Tomb Raider (2013)<br />
Лара Крофт, Tomb Raider (2013)

Перед переходом к следующей главы нашего исследования, обратимся к реакции геймеров на женских персонажей. Такие новости, как появление женского главного героя в следующей части GTA или наличие брони на груди гарпии из Serious Sam 4, проработка волос на лице Элой из Horizon, вызывают ярость у геймеров, после чего мнение большой части игроков-парней о разработчиках становится хуже. Зачастую подобные изменения идут играм лишь на пользу, как это было с удалением спорного ракурса с попкой Миранды из Mass Effect Legendary Edition: во время серьёзной катсцены с углублением в личность персонажа, игровая камера находилась прямо за ягодицами героини, что было исправлено в переиздании.

Я не говорю за большинство, но в целом в сообществе игроков прослеживается тенденция к объективизации женских образов и ущемление женских прав. Высока вероятность, что вызвано это раздражением игроков от того, что они хотят быть похожими на мужских главных персонажей, которые получают достаточно женского внимания, в отличие от противников феминизма.

ПРОШЛОЕ

Пришла пора отправиться в прошлое.

Стоит понимать, что видеоигры это поздняя форма искусства, выросшая на кинематографе, литературе и других формах творчества, следовательно вобравшая в себя негативные стороны этих произведений. По сей день одним из бичей общества является сексуализирующая реклама, чей смысл заключён в продаже товара посредством сексуального образа. Подобная форма рекламы не обошла стороной и игровую индустрию. Долгое время игры считались развлечением, ориентированным на мальчиков, из-за чего в продающих игры материалах появлялись женщины, о которых мечтали подростки в пубертатном периоде.

Поскольку большинство игр тех времён детские, зачастую внутри них самих не было никакого сексуального подтекста или эротики, для подобного существовали отдельные жанры.

Пожалуй, пиком сексуализирующей рекламы можно считать начало серии Tomb Raider: по случайной ошибке программиста, модель Лары Крофт получила увеличенную грудь, что на долгие годы стало "фишкой" персонажа. Благо, перезапуск серии 2013 года стал очень хорошей игрой с проработанным и глубоким женским персонажем, какого хотел видеть сам создатель Лары, ушедший из компании, когда её образ стал намеренно объективизированным.

Стоит отметить, что подобные настроения в рекламе появились в восьмидесятых годах. До этого, когда игры были попроще и позиционировались для всей семьи, в журналах показывали весёлых мальчиков и девочек. Зацикленность на парнях появилась из-за маркетингового отдела Nintendo, который изучал посетителей залов с игровыми автоматами. Позже этот образ закрепили некоторые популярные журналы и кинофильмы. Лезть в дебри и разбираться смысла не имею, поскольку для полноценного анализа необходимо было жить в тех условиях и в то время.

Реклама до краха игровой индустрии в восьмидесятых <br />
Реклама до краха игровой индустрии в восьмидесятых
Мечта американских мальчишек девяностых: Nintendo GameBoy, шоколадный кекс и Лорен Холли. Хотя не только американских...

Но, как ни странно, удачным примером женского персонажа можно назвать... Тёмную Королеву из Battletoads! Дух игры был брутальным и кровавым, широкоплечие боевые жабы играли мышцами и раздавали пинки обидчикам - жестокая домина удачно вписалась в эту атмосферу. В современном перезапуске, в силу его стилистических особенностей, подобный образ никак не вписывается. И претензии тут надо предъявлять не к феминизму, а к разработчикам, которые решили снизить возрастной рейтинг игры благодаря детской анимации.

Feminist Frequency — проблема сексизма в игровой индустрии

Можно было бы затронуть тему пресловутых бронелифчиков, оставшихся на сегодняшний день лишь в азиатских ММО и мобильных "гриндилках", но касательно этого есть большой анализ, который я советую к прочтению.

Становление игровой индустрии было диким временем, а ориентированность на пубертатных подростков шло на пользу лишь кошельку корпораций, но никак не их имиджу. Успех Tomb Raider с женским персонажем в главной роли привёл к популяризации главных героинь: Vagrant Story, Resident Evil, BloodRayne, а позже и Bayonetta, Portal, Control. Список большой, но почему-то не радует многих геймеров. С каждым годом сексуализация уменьшалась, а характеры персонажей лишь становились более проработанными.

НАСТОЯЩЕЕ

Профессорка Университета Огайо Тереза Линч проанализировала женских персонажей из 571 игры с 1983 по 2014 год. Больше всего объективации она обнаружила в файтингах и ролевых играх. Пик сексуализации женщин произошел в 1995 году, в 2007 году сексуализация в играх постепенно пошла на спад.

В западных играх привлекательные женские персонажи перестали сопровождаться облегающей одеждой и другими атрибутами объективации. Кроме того, многие игровые дизайнеры избавились от идеи "мужика в женском теле", дав героиням такие эмоции, как проявление мягкости и нежности. Аликс Вэнс из Half-Life, Элизабет из BioShock, девушки из The Witcher - все они красивые и сексуальные, но при этом в них нет объективации, а их характеры женственные, но в то же время сильные и более мужественные, чем у многих персонажей-парней. Интерес к их внутреннему миру проявляется гораздо больше, чем к внешности.

Йеннифер, Witcher 3 Wild Hunt<br />
Йеннифер, Witcher 3 Wild Hunt

Образчиками хранителей старых традиций можно назвать азиатов, чьи персонажи (и женские, и мужские) всегда славились красотой и необычными нарядами. ММО и мобильные игры мы оставим за рамками разбора, поскольку задача их разработчиков не состоит в создании целостного сюжетного произведения, через призму которого можно передать социальные настроения и идеи.

Но вопрос с японскими играми можно рассмотреть отдельно, поскольку в них заложена определённая философия, не позволяющая назвать образ той же 2B из Nier Automata сексуализированным. Хидеки Камия при создании образа Байонетты из одноименной игры пользовался контрастностью, показывая девушку в довольно откровенном наряде, которая расправляется с большими толпами врагов благодаря своим боевым навыкам. Ранее упомянутая 2B, созданная Йоко Таро, получила намеренно эротичный образ, дабы показать её нежность и душевные переживания, время на обдумывание которых она не может найти, отправляюсь на очередную операцию по уничтожению роботов. Молчунья, созданная Хидео Кодзимой в Metal Gears Solid 5, тоже получила откровенный образ, призванный показать её психологические мучения.

2B, Nier Automata (но игра SoulCalibur)<br />
2B, Nier Automata (но игра SoulCalibur)

Мы плавно подошли к той банальной идее, что нагота и эротизм должны служить повествованию, а не быть фан-сервисом для увеличения числа продаж игры. Разработчики это понимают, поэтому в новых итерациях Mortal Kombat снижено число наготы, а девушки-солдаты в новых играх получают в своё владение удобное снаряжение, а не короткие шортики и топик.

Что касается студий-разработчиков, процент женщин на рабочих местах растёт, повсеместно идёт борьба с дискриминацией по половому признаку. Мы всё чаще слышим имена разработчиц инди-игр, чьи проекты выходят в свет и находят отклик в сердцах игроков - Journey как банальный пример.

ВЫВОД

Если поспрашивать девушек, то большинство ответит, что сексуализированные образы напрямую им не мешают. Для кого-то так и есть. Кому-то же подобные установки навязала массовая культура и маркетинг, где каждый с раннего детства видит объективацию женщин.

Но беда в том, что само наличие сексуализации и объективации приводит к харассменту и менсплейнингу, к принижению значимости женщин в тех или иных аспектах нашей жизни. Игры это полноценный пласт культуры, а значит и часть социального окружения. Игры закрепляют в человеке те или иные представления.

Я рад, что в видеоиграх начали показывать сильных главных героинь, чьи истории имеют мораль и задают философские вопросы. Если подобные течения продолжатся и в других сферах массовой культуры, то следующее поколение игроков будет понимать наличие личных границ у женщин и перестанет воспринимать женское тело в первую очередь как сексуальный объект.

Feminist Frequency — проблема сексизма в игровой индустрии
6161
477 комментариев

Люблю красивых и сексуальных женских персонажей. И никакие надуманные проблемы в головах феминисток меня не волнуют.

166
Ответить

Западный потребитель любит очень разных женских персонажей. И никакие надуманные проблемы в головах барнаульцев его не волнуют.

7
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

Девушка просто прошлась по Нью-Йорку в обтягивающих джинсах. Хотел было пошутить, что к ней пристают те, кто минусит статью, да вот беда - минусящие побоятся заговорить с девушкой.

Ты видео сам хоть посмотрел? Там половина людей не говорит абсолютно ничего неприличного. Или же сказать женщине, которая просто проходит мимо - "доброе утро" уже приравнивается к приставаниям?

При этом сексуальный мужчина, точно также делящийся своей сексуальной энергией посредством оголения бицепсов и ношения обтягивающей одежды, воспринимается большинством в положительном ключе.

Ты придумал эту хуйню.

Нельзя не вспомнить и о "менсплейнинге" и предвзятом отношении к лицам женского пола со стороны мужчин. Это хорошо видно при обсуждении женщин-автомобилисток или тех девушек, чья профессия "типично мужская", а также в разговорах про статус женщин в семье, сводящийся к сидению с детьми и приготовлении еды. Что забавно, такое отношение происходит именно в нашем, матриархальном обществе.

Ахуенно. Только это обоюдная проблема, которая проявляется и уже давно не ограничивается исключительно полом человека.

Вред массовой культуры, где женский образ зачастую представлен как сексуализированный, а так-же наличие свободного доступа к порнографии, оказывают большое влияние на социализацию подрастающего поколения, чьё окружение не всегда способно установить верные ориентиры, неоспорим.

Почему он неоспорим? Я думаю для многих это вполне себе спорный и актуальный вопрос. Может стоит поделиться исследованиями на эту тему?

Эстелла Тигэни, продюсер кинематографических сцен God of War Ragnarok, получила в личных сообщениях фотографии членов с просьбой сказать дату выхода игры. В данной ситуации мы видим, что было нарушено личное пространство Эстеллы, по сути был совершен акт виртуального домогательства.

Как конкретно проявлялось нарушение личного пространства? Безусловно присылать фотографию своих гениталий незнакомцам - не очень хорошо, но если у человека открыты сообщения, а другие люди пишут ему туда любую хуйню, то это не нарушение личного пространства.

Перечислять список всех новостей заняло бы очень много времени. Предлагаю просто почитать комментарии в статьях, где упоминаются такие важные для индустрии лица, как Джейд Реймонд (одна из создательниц серии Assassin's Creed), Эми Хэнниг (создательница Uncharted) или же просто разработчицы игр: фанаты игр, к которым прилагали руку эти женщины, обвиняют их в неумении работать.

Это все частные примеры. Если их просто поискать и почитать, то это все еще не позволит провести по ним полноценную оценку ситуации.

Также нередки случаи того, как работают стереотипы. Зачастую женщин-игроков приписывают в любителей казуальных жанров и "девчачьих" игр: The Sims, три в ряд, либо же считают, что девушки играют чтобы стать "своей" среди компании парней.

Так женщины являются любителями казуальных жанров или их просто туда приписывают?

Зачастую подобные изменения идут играм лишь на пользу, как это было с удалением спорного ракурса с попкой Миранды из Mass Effect Legendary Edition

Это додумывание.

Высока вероятность, что вызвано это раздражением игроков от того, что они хотят быть похожими на мужских главных персонажей, которые получают достаточно женского внимания, в отличие от противников феминизма.

Это додумывание.

Но вопрос с японскими играми можно рассмотреть отдельно, поскольку в них заложена определённая философия, не позволяющая назвать образ той же 2B из Nier Automata сексуализированным.

Ахуительно. Что если я прямо сейчас придумаю любую хуйню, которая расскажет о том, как создатели мортал комбат показывали полуголых баб не просто потому что хотели, а потому что вкладывали в эту глубокий смысл?

Мы плавно подошли к той банальной идее, что нагота и эротизм должны служить повествованию, а не быть фан-сервисом для увеличения числа продаж игры

Эээм, нет? Не должны. Могут, но не должны.

Но беда в том, что само наличие сексуализации и объективации приводит к харассменту и менсплейнингу, к принижению значимости женщин в тех или иных аспектах нашей жизни.

Придумал?

136
Ответить

Комментарий недоступен

68
Ответить

Прочитал по диагонали потому что текст автора почти полностью — сплошное додумывание и фантазии не имеющие никаких обоснований и всерьёз читать его целиком просто невыносимое мучение. Думаю, у автора прекрасно бы получилось реализовать себя на поприще написания фантастических романов.

Эстелла Тигэни, продюсер кинематографических сцен God of War Ragnarok, получила в личных сообщениях фотографии членов с просьбой сказать дату выхода игры. В данной ситуации мы видим, что было нарушено личное пространство Эстеллы, по сути был совершен акт виртуального домогательства.

Ага, а разработчикам мужчинам приходят прямые угрозы физической расправы. Да и фотки членов, я думаю, им тоже присылают. Интересно, можно это как-то использовать для того чтобы подчеркнуть вред сексуализации и объективизации женских образов в играх? Думаю автор найдёт здесь очевидную неоспоримую взаимосвязь.

Но беда в том, что само наличие сексуализации и объективации приводит к харассменту и менсплейнингу, к принижению значимости женщин в тех или иных аспектах нашей жизни.

Такая же прямая взаимосвязь как как у фактов вроде «все кто когда-либо пил воду — умирают».

39
Ответить

Что-то душно. Ниасилил твои бредни, try it again

3
Ответить