Deus Ex: Mankind Divided - отличная игра с печальной судьбой
Оглавление
Атмосфера
Это, пожалуй, один из ключевых факторов, из-за которых мне так понравился перезапуск; и, в частности, Mankind Divided. Атмосфера в игре очень сдержанная: нередко играм в сеттинге киберпанка присуща излишняя футуристичность. Огромное количество неона, полностью перестроенные города, обычные люди, которые больше напоминают роботов-мутантов. Наиболее близко с таким «использованием» сеттинга киберпанка я столкнулся в Cyberpunk 2077.
Поэтому меня сразу привлек очень сдержанный стиль Mankind Divided - в Deus Ex такого было по минимуму. Город Прага, который давался нам в полное распоряжение, не пестрил никакими излишне выделяющимися элементами. Всё максимально скромно и со вкусом. Но при этом атмосфера киберпанка никуда не исчезла. Гуляя по городу, ты не сомневаешься, что находишься в будущем. В Праге умело совмещена старая классическая архитектура и технические нововведения. Поэтому столица выглядит реалистично, и ты веришь, что в теории нечто подобное действительно может существовать. От этого погружение в игровой процесс увеличивается, и в серьезности происходящего ты не сомневаешься ни на миг.
Стоить заметить, что каждый элемент города выдержан в такой атмосфере. Убранство любых помещений: квартир, магазинов, подвалов и тому подобного напоминает о том, что действия Mankind Divided происходят в будущем. В такой дизайн, опять же, очень легко веришь. Лично я запросто могу представить нечто подобное в недалёком будущем.
Среди всего этого наибольшее впечатление вызывает подземный отдел ОГ29(антитеррористическая группа, финансируемая Интерполом, которая была создана для борьбы с модифицированными террористами). В рамках Mankind Divided все очень стильно и реалистично.
Но даже в Deus Ex нашлось место для ярких неоновых улиц, напоминающих Cyberpunk 2077. Этим местом стал квартал красных фонарей, который открывается примерно в середине игры. Там все похоже на довольно типичный киберпанк. Повсюду голографические вывески, яркий неоновый свет и атмосфера полного разврата. Однако из-за того, что такое место на всю игру, по сути, одно, оно не только не выбивается из общего антуража игры, а даже дополняет его своей исключительностью.
Люди и их одежда также выглядят очень приземлённо. Видно, что у них есть аугментации, однако мало кого можно описать, как новогоднюю ёлку с имплантами. Стиль NPC полностью вписывается в общую атмосферу игры и не кажется чуждым. Это можно наглядно увидеть на примере дизайна полицейских. Они выглядят мощно и современно, но при этом натурально и реалистично.
Атмосфера киберпанка - это одна из визитных карточек Mankind Divided. Нечасто игры в таком сеттинге и жанре позволяют себе настолько мало футуристичных элементов. Этим Deus Ex, пожалуй, и выделяется среди подобных проектов. Картину, которую нам демонстрируют в сиквеле, мы действительно можем увидеть через пару десятков лет. Поэтому атмосфера игры так запоминается, она в своем роде уникальная, и по ней сразу можно определить, что играем мы именно в перезапуск Deus Ex.
C какими проблемами столкнулся мир Mankind Divided?
Мир Mankind Divided весьма реалистичный и поэтому имеет немало сходств с нашим. Исследуя Прагу, мы то и дело будем натыкаться на последствия социального и экономического кризиса, который преследует Deus Ex ещё с Human Revolution. Выражаться это будет также, как в реальном мире.
Повсюду обнищавшие люди, просящие милостыню, разрушенные памятники и те, кто уже полностью отчаялся, поддавшись наркотическому соблазну. Думаю, что вы и в своей повседневной жизни могли видеть такое. Так разработчики показали контраст между новой и современной жизнью, которая пришла вместе с аугментациями и тем, что старые проблемы никуда не делись, как и страдающие от них люди.
Однако лучше всего это раскрывается через тему дискриминации, вокруг которой строится история Mankind Divided. После событий Human Revolution весь мир отвернулся от аугментированных. Ведь когда-то они, находясь под контролем, устроили так называемый «Инцидент», в ходе которого многие пострадали или даже погибли. Ко всем аугам стали относиться с недоверием, а Прага, в которой происходят основные события игры, стала центром дискриминации. За развитием этой проблемы мы будем наблюдать в течение всей игры.
Изначально дела обстоят более-менее неплохо. При первом посещении Праги можно столкнуться с явной сегрегацией по признаку наличия или отсутствия аугментации. Например, существует два разных вагона метро. В один пускают только обычных людей, в другой аугментированных. Стоит ли говорить, что условия для вторых, мягко говоря, хуже?
Если кто-то из аугов попытается проехаться на метро для обычных людей, то незамедлительно получит люлей от полиции. Чтобы это проверить, мы можем сами попробовать сесть в вагон с «чистыми». Там на нас будут бросать косые и явно недовольные взгляды. А после того, как мы сойдем на станцию, к нам незамедлительно подойдет раздраженный полицейский и в агрессивной форме начнет проверять наши документы. Спасением от ментовского беспредела станет удостоверение высокого уровня - в противном случае могли бы и по шапке получить.
Конечно, если проехать на вагоне для аугментированных, такого не будет. Однако и выглядят они на порядок хуже. Видимо, за ними никто не следит, вследствие чего они завалены мусором и разрисованы граффити. Подобного беспорядка в вагонах для «чистых», разумеется, не будет.
Помимо сегрегации, при первом посещении мы можем наблюдать, как полицейские превышают свои полномочия и кошмарят аугов. Выражается это в постоянных проверках, грубом поведении и задержаниях по сомнительным подозрениям.
И если вам кажется, что это приемлемо, то, как я уже сказал ранее, проблема развивается с каждым пройденным этапом игры. Таким образом при втором посещении Праги ситуация относительно дискриминации только обостряется. На улице начнётся вечернее время, а полиция станет только злее. К обычным патрулям к тому же добавятся сотрудники в силовой броне, они всем своим видом буду показывать, что нам тут не рады.
Хотя самый сок начнется во время третьего посещения. Относительно тихий вечер сменится шумной дождливой ночью. И шум этот будет связан отнюдь не с дождём. На улицах Праги начнется комендантский час, который полностью развяжет руки местной полиции. Она начнёт по полной прессовать всех гражданских без разбору. Кого-то просто расстреливают, других сажают в клетки посреди улиц, ну и обычные задержания никуда не денутся.
Кстати, с комендантским часом есть интересная деталь: из-за его введения в Праге заблокировали метро. И если мы попытаемся воспользоваться им, то увидим другую анимацию перехода.
Но даже третье посещение Праги меркнет на фоне настоящего монумента дискриминации в мире Mankind Divided - Город Големов. Это приличных размеров область на окраине столицы. Изначально он задумывался, как способ обеспечения временным жильём рабочий класс и носил официальное название «Комплекс Утулек». Однако после «Инцидента» всё изменилось и Город Големов превратился «резервацию» для аугментированных. Тут всем заправляют полицейские Праги. И делают это они весьма агрессивно, всячески притесняя и ограничивая аугов. Что уж говорить, если нас буквально в самом начале встречают не самой приятной проверкой.
И по мере продвижения по комплексу становится все более очевидным, что пражские полицейские ненавидят аугментированных. Город Големов представляет собой огромную мусорную кучу, на которой царит ментовский беспредел. Постоянные проверки, облавы, ограничения в еде, воде и лекарствах стали обычной практикой в этом месте
Занятно, что в Городе Големов располагается главный штаб Коалиции за Права Аугментированных. В Mankind Divided эта организация играет ключевую роль в защите свободы аугов. Тем не менее, даже ей не удается существенно повлиять на положение дел в Утулеке. Несмотря на то, что некоторые, благодаря ей, находят спасение, большинство все равно остаются в бедственном положении. Этот факт явно указывает на высокий уровень дискриминации в отношении аугментированных. И, хотя в Праге они еще могут как-то выживать и требовать соблюдения своих прав, в Городе Големов аугментированные полностью зависят от полиции и лишаются своей свободы.
Я думаю, что такое детальное раскрытие и демонстрация проблем мира Mankind Divided также отлично играет на атмосферу и помогает поверить в происходящее. Все эти проблемы существуют в Праге независимо от нас. Они пронизывают весь сиквел, но существенно повлиять на них мы не можем. Потому что наш герой не является центром вселенной. Определенным вещам суждено остаться вне нашего контроля, и это нормально. Именно благодаря этому мы ощущаем себя частью большой системы, которую не можем изменить по своему желанию. Такой подход позволяет нам легко ассоциировать происходящее с реальностью, полной подобных проблем, и верить, что мир Mankind Divided настоящий.
Система прогрессии
В сиквеле сделали очень удачную прогрессию персонажа. Все очень просто. У нас есть набор навыков, которые мы можем прокачать за специальные очки - Праксис.
Те, которые не светятся, могут прокачиваться неограниченно. А те, которые подсвечиваются, вызывают перегрев у Адама. Прежде чем прокачать такой навык, нужно отключить другой. Например, вам не нужна дополнительная защита. Вы её отключаете и берёте клинки. В противном случае у вас будет перегружаться система, что станет причиной необратимых поломок. Хотя ближе к концу игры можно будет сделать улучшение, позволяющее использовать все навыки без ограничений.
Но это в целом не так важно. Ключевым параметром для любой системы прогрессии является её эффективность. Нередко в играх можно встретить бесполезные навыки, добавленные чисто по приколу. Mankind Divided — это другой случай. Здесь нет бесполезных навыков. Из-за продуманного иммерсивного геймплея для любой вашей способности найдётся применение. Очевидно, что есть наиболее важные, такие как взлом. Но они никак не отменяют эффективность менее значимых. В игре так или иначе произойдёт ситуация, в которой вы сможете их применить и порадоваться, что разработчики молодцы и все продумали. Причём такие ситуации могут случиться на любом этапе игры. Поэтому прокачка не теряет актуальности в течение прохождения. Не возникнет такой ситуации, когда у вас накопится 150 очков Праксис, которые будет некуда потратить. Лично для себя я выделил сверхзрение, систему замкнутого дыхания, оптимизированную мускулатуру и удалённый взлом.
Самым интересным навыком является система КАСИ, позволяющая считывать эмоции людей, чтобы склонить их на свою сторону. Сам процесс представляет собой небольшую мини-игру, в которой нам нужно определить тип характера оппонента и подобрать подходящие ответы.
Помимо прокачки навыков, вы можете кастомизировать оружие. На него можно надеть глушитель, заменить тип боеприпасов, поставить прицел и лазерный целеуказатель.
Оружие также можно модифицировать, улучшив его характеристики. Например, переделать обычный пистолет в автоматический. Режим стрельбы будет изменяемым.
Система кастомизации и модификации оружия получилась примитивной. Ничего экстраординарного в ней нет. Но я бы не назвал это существенным недостатком. Мне лично даже не приходилось ей пользоваться, так как проходил все по стелсу: нацепил на всё глушитель и забыл.
Открытый мир, иммерсивность и квесты
Открытый мир Mankind Divided размерами не впечатляет. В распоряжение нам даётся несколько жилых районов Праги, которая является локацией-хабом(место, в которое мы всегда возвращаемся после любых заданий).
Зато город впечатляет своей проработкой. Детализация магазинов, домов, аптек и других мест, которые мы можем посетить, выполнена на высоком уровне. Они содержат в себе приличное количество секретов с полезным содержимым. Убедиться в этом можно буквально в самом начале игры, находясь в квартире Адама. Если внимательно осмотреться, то можно обнаружить потайной сейф, ячейки с лутом и отверстие в полу.
Другие места в Праге выполнены не хуже. Детальное исследование любого магазинчика или квартиры неизбежно приведет к приятным находкам. Это могут быть спрятанные сейфы или тайные комнаты, наполненные оружием, аптечками и ресурсами для крафта. Ваше любопытство в любом случае будет вознаграждено, и вы не останетесь разочарованным, если решите потратить лишние 10 минут на внимательный осмотр помещения.
Помимо этого, в Праге простирается обширная канализационная сеть, пронизывающая весь город. Вы без проблем можете спуститься в нее и обнаружить немало интересного: заполненные газом комнаты, убежище банды, секретную лаборатория по производству наркотиков, подземные склады и тому подобное.
Не стоит забывать, что Mankind Divided – это «иммёрсив-сим». Поэтому практически каждое место на карте имеет несколько входов и выходов. В какие-то попасть совсем нетрудно – для этого их нужно просто заметить. Зачастую они будут чем-то прикрыты или спрятаны, но никаких дополнительных способностей для их использования не потребуется.
Однако некоторые пути будут требовать наличия определенных навыков. Если вы такими не располагаете, вам придется идти в обход. Радует, что всегда есть возможность пробраться куда-то несколькими способами. Даже если у вас не прокачен, к примеру, двойной прыжок, вы все равно сможете попасть в нужное место, использовав удаленный взлом или другие методы. Mankind Divided не наказывает за отсутствие необходимых навыков, а мотивирует изучать локацию, чтобы найти новые пути.
Банк 'Пэлисейд' можно назвать памятником иммерсивности в Mankind Divided. Это монументальное многоэтажное сооружение, привлекающее внимание своим дизайном и размерами. Пройти мимо и не заметить его просто невозможно. Брутальный внешний вид банка бросается в глаза и явно говорит о том, что там есть чем заняться.
Внутри «Пэлисейд» можно обнаружить большое количество точек интереса. Все здание заполнено хранилищами, кабинетами и техническими помещениями, хранящими в себе снаряжение и полезные ресурсы. Чем внимательнее вы будете, тем больше лута сможете получить. Осматривая каждый угол банка в поисках чего-нибудь интересного, в нем можно пропасть на несколько часов. И при этом «Пэлисейд» даже не является сюжетной локацией. Около 70% - 80% контента доступно для исследования с самого начала
Помимо основных помещений банка, есть большое подземное хранилище. Вход в него происходит через парковку.
Внутри расположены серьезных размеров банковские ячейки. В них можно обнаружить особо ценные ресурсы и снаряжение, отсылки на прошлую часть и дополнительную информацию о сюжете Mankind Divided.
Например, я, при первом прохождении, успешно пропустил одну из ячеек, в которой находилась уникальная штурмовая винтовка. В отличие от обычной, она стреляет только эми-боеприпасами и может быть найдена только в этом месте.
Еще одним немаловажным элементом для любого открытого мира являются дополнительные квесты. Прага из Deus Ex не стала исключением. Количественно их не так много, однако все они идеально вплетены в повествование и представляют собой истории разных размеров. Некоторые начинаются и заканчиваются в рамках одного временного промежутка, а другие растягиваются на всю игру.
Их объединяет высокое качество исполнения. В Mankind Divided вы не найдете заданий из разряда «подай/принеси/убей». Буквально каждый дополнительный квест содержит свою уникальную историю, которая влияет на общую атмосферу игры. Для примера рассмотрим два задания. Одно из самого начала, а другое раскрывается в течение длительного временного промежутка.
Первый квест можно взять еще при первом посещении Праги. Исследуя карту, вы рано или поздно наткнетесь на молодую девушку, запертую в комнате. Она будет находиться под охраной бандитов. С ней можно поговорить и выяснить, что она против своей воли изготавливает фальшивые пропуска для аугментированных.
Она в этом деле лишь посредник. Руководит всем лжеполицейский Драгомир, организовавший подставной пропускной пункт в Праге. Девушка попросит нас разобраться с ним. Это можно сделать самостоятельно или с помощью честных сотрудников полиции.
Но это только начало квеста. Девушка хочет помочь аугам Праги и просит нас сделать еще два фальшивых пропуска. Они предназначены для Иренки Бауэр и Эдварда Брода. Нам нужно поговорить с ними и вручить пропуска. В ходе разговора станет известно, что Иренка - молодая актриса, желающая покинуть Прагу из-за дискриминации, а Эдвард - пожилой мужчина, мечтающий встретиться со своими родными, но не может сделать это из-за отсутствия пропуска.
Затем придется пробираться в пропускной пункт, где фальшивые документы можно активировать и сделать настоящими. При открытии компьютера мы узнаем, что власти Праги ввели дополнительные ограничения для аугментированных. Поэтому количество доступных пропусков существенно сократилось. В результате нам придется выбрать, чей пропуск будет активирован. Независимо от нашего выбора кто-то из них пострадает и отправится в Город Големов.
Пройдя этот квест, мы начинаем больше верить в происходящее. Ведь у него нет хорошей концовки. Мир несправедлив, и не в наших силах его изменить. У нас есть возможность помочь всего лишь одному человеку, обрекая оставшегося на страдания в Городе Големов.
Второе задание мы можем взять во время второго посещения Праги, и оно будет продолжаться вплоть до конца игры. Задание выдает молодая девушка Дария Мышка, ставшая свидетельницей жестокого убийства журналистки. Ее разорванное на части тело было найдено прямо возле дома Адама. Кто-то выдрал из женщины все аугментации. Картина весьма устрашающая.
После осмотра всех улик и разговора с детективом Монтагом, нам нужно будет допросить двух подозреваемых и ознакомиться с делом имитатора Жнеца. Джонни Ган и Радко Перри имели мотивы для убийства журналистки. Первый был её бывшим мужем. Его можно обвинить и передать детективу. Однако, при внимательном рассмотрении места преступления и тела женщины станет ясно, что на её шее обнаружены следы отпечатков пальцев. У Джонни Гана аугментации рук, что полностью исключает его участие в преступлении.
Второй - политик, строящий свою предвыборную кампанию на неприязни к аугментированным. Его также можно просто обвинить и передать детективу. Или провести обыск в его квартире и найти доказательства того, что в момент убийства он резвился с проститутками. Таким образом, Радко Перри никак не может быть связан с убийством журналистки.
В заключении нам нужно ознакомиться с материалами по имитатору Жнеца. Это серийный убийца, который когда-то охотился на аугментированных. Согласно документам, почерк совпадает. Журналистка и жертвы Жнеца были убиты одинаково. Однако маньяк не мог этого сделать, так как давно был пойман или убит. Таким образом, расследование заходит в тупик до третьего посещения Праги.
Ближе к концу сюжета Дария Мышка позвонит нам и попросит помощи, утверждая, что убийца пришел за ней. Однако, девушки не окажется дома. Нам придется обследовать квартиру Мышки, и исходя из найденных улик, мы выйдем на доктора Кипру, который является лечащим врачом Дарии. Можно посетить его или пропустить эту часть квеста. В любом случае, мы окажемся в канализации, где девушку удерживают в плену.
Оказывается, что сама Мышка является убийцей. Но все не так просто. Дело в том, что она стала жертвой биологического эксперимента, в результате которого ей в голову вживили чип с подсознанием Жнеца. Поэтому Дария нам никогда не врала. У девушки раздвоение личности. Дальнейший исход зависит от наших действий, совершенных в течение всего квеста. Мы можем просто убить её. Однако, если вам стало её жалко, вы можете несмертельно оглушить девушку. В любом случае, нам придется ответить за свои поступки перед детективом, который, в итоге, также может быть убит или оглушен.
Всего этого возможно избежать, поговорив с доктором Кипрой. От него нужно узнать пароль, с помощью которого можно перепрограммировать чип Дарии. В таком случае она добровольно сложит оружие, и вы выйдете на лучшую концовку квеста.
Этот квест еще раз подчеркивает высокий уровень проработки дополнительного контента в игре. У него несколько вариантов прохождения, различные концовки, и до самого завершения сохраняется интрига, не давая игроку полностью понять, что произошло. Более того, намеки на этот квест появляются уже в начале игры. Мы можем проникнуть в квартиру Дарии и взломать её ноутбук, чтобы узнать о её проблемах с раздвоением личности. Однако вы все равно можете пропустить весь квест. Никто не заставляет проходить его. Расчет идет на то, что внимательные игроки сами всё найдут и выполнят, оценив работу разработчиков.
Хочу также упомянуть о возможности прохождения игры без убийств. В самом начале нам предлагают определиться с тем, какое оружие мы предпочитаем. Это могут быть автоматы, пистолеты, дробовики и другой огнестрел. Но, если мы хотим решать все вопросы мирно, нам могут выдать шоковый пистолет или транквилизаторную винтовку.
Оба раза я проходил игру без убийств. Этот вариант проще и позволяет выйти на лучшую концовку.
Для меня открытый мир Mankind Divided является эталонным. Он небольшой, но очень насыщенный. В Праге не возникает ситуаций, когда вы просто бегаете туда-сюда из точки А в точку Б, наблюдая вокруг себя мертвые декорации. Везде спрятаны секреты и квесты, доступные для игроков, внимательно проходящих игру. Никто не ткнет вас в них пальцем. Кто-то пробежит сюжетку за часов 7 - 9 и забудет, а кто-то вдоволь насладиться глубокой проработкой. Все останутся довольными.
Deus Ex Universe и Deus Ex Breach
Помимо основной игры и DLC, в Mankind Divided есть дополнительный контент. Во-первых, на релизе у игроков была возможность скачать специальное приложение на телефон и сканировать через него треугольные коды. В этих кодах содержались концепт-арты и интервью. Всего таких кодов 35 штук. Их можно найти, разбросанными по всей карте.
Это действительно интересная задумка. Обычно такой контент выгружают на YouTube или официальные сайты, где он бессмысленно пылится. Превратив это в мини-игру, разработчики смогли поднять интерес к исследованию мира. Жаль, что приложение было закрыто. Мне не удалось этим позаниматься.
Во-вторых, любой желающий может поиграть в Deus Ex: Breach. Это отдельный режим со своим небольшим сюжетом о хакерах, ворующих информацию у крупной компании. Геймплейно Breach очень похож на основную игру и отличается в основном визуальным стилем, повторяющим один из сюжетных квестов Mankind Divided.
Для него сделали отдельную систему прокачки. Хотя навыками она почти полностью повторяет основную игру.
Занятно, но разработчики Deus Ex еще в 2016 году придумали карточную систему получения лута. Позже она заполонила все мобильные и сервисные игры.
Также в Breach можно было получить Праксис, который использовался для прокачки в основной игре.
В общем, режим получился довольно хорошим. Его прохождение не займет много времени, а в качестве награды вы сможете получить дополнительные ресурсы для Mankind Divided и расширить свои знания о лоре игры.
Печальный итог
Казалось бы, что проект такого уровня обречен на успех. В Mankind Divided было все: интересные механики, хороший сюжет и дополнительные квесты, проработанный открытый мир и иммерсивность. С точки зрения графики сиквел также был на высоте и даже по прошествии восьми лет выглядит симпатично.
Однако на релизе Mankind Divided столкнулась с серьезной критикой. В игре была плохая оптимизация. Мало кто мог позволить себе поиграть в нее с вменяемой частотой кадров. На видеокартах GTX 1050TI и GTX 1060 были просадки до 30 - 40 FPS.
К тому же в Mankind Divided был донат. Тогда еще не было Ubisoft с их «экономией времени» и подобное было в новинку. Никто такое прогрессивное решение не оценил, что стало еще одним камнем в огород разработчиков. Хотя никакого реального веса этот донат не имел. Вы могли купить себе Праксис, которого итак было более, чем достаточно. Но сам факт наличия такого в однопользовательской игре вызвал возмущение в комьюнити.
В итоге, на Mankind Divided посыпался хейт. Сиквел не возымел такого финансового успеха, какой был у Human Revolution. Поэтому всю серию заморозили. Меня такое положение дел весьма разочаровывает. Mankind Divided прошел проверку времени и впечатлил меня даже спустя шесть лет после своего выхода. Ничего подобного я более не видел. Жанр «иммёрсив-сим» в принципе загибается, а его главные амбассадоры в лице Arkane, со времён Prey, ничего достойного не выпускали. После финансового провала Mankind Divided на Eidos Montreal тоже надежд не остается. Печальная судьба для проекта, который я бы оценил на 8.5/10.
Привет! Редакция выбрала твой текст победителем нашего конкурса лонгридов — прилагаем награду и благодарим от всей команды DTF. Все детали — в этом посте: https://dtf.ru/life/2409591
Хорошая статья про хорошую игру) Нетипичная для сегодняшнего dtf, будто привет из доковидных времён. В общем достойно доната.
P.S. Ещё бы вместо духоты про брич вставить разбор теории про смерть Дженсена на Панхее и игру в DE:MD за его двойника с внедрённым сознанием Дженсена (по аналогии Дарьи Мышки и маньяка) с целью поиска Януса для иллюминатов, и было бы вообще отлично.
Наводок на эту теорию внутри самой игры вагон и маленькая тележка.
Например, отсутствие штрих-кодов на аугментациях Шарифа, тело Дженена в хранилище Версалайф в Пэлисейде, или убийство доктора Орлова (который "лечил" Дарью Мышку, и он же "восстанавливал" Дженсена после Панхеи) в Праге сразу после как Дженсен начал эту тему копать. С рассмотрением этой теории и всех её многочисленных деталей, сюжет MD становится интереснее в разы.